Инструменты внешнеэкономической политики страны

Инструменты внешнеэкономической политики

Для обеспечения сокращения спроса в распоряжении правительства наряду с инструментами денежной и бюджетной политики имеется также ряд инструментов внешнеэкономической политики. Некоторые из них оказывают воздействие как на спрос, так и на предложение, однако здесь классифицированы как инструменты контроля за спросом.

@ Управление валютным курсом (exchange rate management) — политика государства относительно выбора режима валютного курса и поддержания его уровня.

• Варианты политики валютного курса (options for exchange rate poUcy) — выбор государством механизма курсообразования, который считается наиболее подходящим для конкретной экономической ситуации в данной стране.

B главе, посвященной стоимости валюты и валютному курсу, было показано, что режимов валютного курса великое множество — начиная от фиксации курса к одной валюте или корзине валют и кончая полностью независимым плаванием под воздействием спроса и предложения. Фиксированный валютный курс облегчает торговлю со страной, к валюте которой привязан курс национальной валюты и которая обычно является главным торговым партнером, способствует взаимному движению капитала, что считается признаком взаимного доверия. Однако если курс национальной валюты, привязанный только к одной иностранной валюте, изменится в отношении других валют, то такая жесткая фиксация может оказаться препятствием на пути макроэкономической корректировки, поскольку номинальный и, возможно, даже реальный курс останется неизменным, а номинальный и реальный эффективный валютный курс начнет качаться. Такого эффекта можно попытаться избежать путем фиксации курса к корзине иностранных валют, что позволит стабилизировать номинальный эффективный валютный курс и до некоторой степени избежать отрицательных последствий от колебания импортных цен.

Читайте также:  Задачи по конституции зарубежных стран

• Корректировка валютного курса (exchange rate adjustment) — изменение курса национальной валюты с целью изменения относительных внутренних цен торгуемых товаров.

B подавляющем большинстве случаев такая корректировка принимает форму девальвации (снижения) курса национальной валюты. Ee главная задача — добиться переключения расходов с иностранных на национальные товары, увеличить экспорт, сократить импорт и улучшить тем самым торговый баланс, приведя в результате в норму соотношение уровня сбережений и инвестиций B экономике. Девальвация увеличивает внутреннюю цену торгуемых товаров по отношению к неторгуемым, поднимает общий уровень цен и сокращает тем самым уровень доходов и расходов в реальном выражении. Поскольку торговый баланс может улучшиться только при падении расходов в реальном выражении, политика девальвации должна сопровождаться набором мер по ограничению бюджетных расходов и роста денежной массы, чтобы не позволить в результате их увеличения свести на нет положительный эффект девальвации.

@ Инструменты торговой политики (trade policy measures) — меры государственной торговой политики, направленные на расширение участия страны в международном разделении труда и стимулирование экономического роста.

Теория международной торговли, подробно рассмотренная в томе I настоящего учебника, однозначно свидетельствует, что чем больше страна использует потенциал международного разделения труда, тем выше темпы ее экономического роста. Поэтому набор инструментов, которыми располагает государство в рамках политики либерализации внешнеэкономических связей, сводится к двум основным группам — инструменты стимулирования экспорта (export promotion) и инструменты импортозамещения (import substitution). Разумеется, обеспечить полностью свободный от ограничений торговый режим невозможно, поэтому в большинстве стран макроэкономическая корректировка направлена на последовательное устранение препятствий на пути свободной торговли. Инртрументы валютного курса играют важную роль в стимулировании торговли.

• Тарифные ограничения (tariff restrictions) — инструмент регулирования внешней торговли с помощью таможенных пошлин и тарифных квот. B целях либерализации внешней торговли страны обычно отменяют экспортный тариф, унифицируют и максимально упрощают структуру импортного тарифа. Экспортный тариф, который использовался в качестве источника средств в госбюджет, заменяется внутренними налогами, импортный тариф используется для защиты молодых отраслей национальной промышленности, стимулирования местного производства, пополнения бюджета.

•Нетарифные ограничения (non-tariff restrictions) — регулирование внешней торговли с помощью количественных (квотирование, лицензирование, “добровольные ограничения”), скрытых (государственные закупки, требования о содержании местных компонентов, технические барьеры, налоги и сборы) или финансовых (субсидии, кредитование, демпинг) инструментов. B целях либерализации торговли роль нетарифных ограничений должна сокращаться и замещаться более явными тарифными ограничениями. Позитивные списки товаров, которые могут импортироваться или экспортироваться, могут заменяться на весьма ограниченные негативные списки товаров, не разрешенных к экспорту или импорту, при том что всеми остальными товарами можно свободно торговать. Ha последующих этапах либерализации негативные списки товаров, запрещенных к импорту, конвертируются в списки товаров, на импорт которых накладываются квоты. Затем устраняется и квотирование, которое заменяется лицензированием импорта, поскольку с точки зрения воздействия на мировую торговлю лицензирование считается предпочтительным методом нетарифных ограничений по сравнению с квотированием. Квотирование импорта, не конкурирующего с местным производством, обычно ВВОДИТСЯ B СВЯЗИ C ухудшением торгового баланса в целом и должно быть устранено, как только появятся признаки его оздоровления.

@ Управление внешним долгом (external debt management) — комплекс инструментов внешнеэкономической политики, обеспечивающих поддержание уровня и структуры внешней задолженности на приемлемом уровне, не ставящем под вопрос перспективы долгосрочного роста страны.

Практически все страны мира, даже очень богатые, на том или ином отрезке своего развития прибегают к внешним займам. Главные принципы управления долгом заключаются в определении потенциала заимствования (capacity to borrow) и способности обслуживать внешний долг (abibty to service the debt). Считается, что страна располагает достаточным потенциалом заимствования, если предельный продукт капитала превосходит процент, выплачиваемый по иностранным кредитам. Из закона о сокращающейся предельной производительности капитала следует, что страна не может полагаться только на заимствования из-за рубежа как основной источник экономического роста: рано или поздно процент по таким займам превысит рост предельного продукта капитала и экономический рост окажется отрицательным. Считается, что страна располагает достаточным потенциалом обслуживания внешнего долга, если процентная ставка по внешнему долгу ниже темпа роста экспорта, который является главным источником получения иностранной валюты. Ha практике управление внешним долгом связано с большой макроэкономической неопределенностью, которая не позволяет точно установить потенциал заимствования и обслуживания внешнего долга страны. Неопределенность возникает в силу того, что экспорт стран- должников зависит от развития событий на мировом рынке, прежде всего от потенциала импортеров, процентная ставка по кредитам основывается на проценте, складывающемся на мировом рынке капиталов, прогнозировать который чрезвычайно сложно; процентные ставки по текущим долгам могут также изменяться.

Основные инструменты управления внешним долгом следующие:

• Официальный потолок заимствования (formal ceiling on borrowing) — устанавливаемый органами законодательной власти предельный абсолютный объем внешней задолженности в течение каждого финансового или календарного года, который исполнительные органы не имеют права превышать. Если такой потолок устанавливается только для заимствований по межгосударственным каналам, то, исчерпав лимиты, государство может начать во все больших масштабах заимствовать средства на внутреннем рынке, вытесняя тем самым частный сектор, который останется без кредита. Поэтому предпочтительным является такой законодательный механизм, который устанавливает потолок заимствования как для государственного сектора, так и для страны в целом.

•Ограничение платежей по обслуживанию долга (debt service ceiling) — соотношение платежей по обслуживанию долга к доходам от экспорта, не превышающее определенного процента. Может устанавливаться органами исполнительной или законодательной власти в месячном, квартальном или годовом исчислении. Обычно приемлемым уровнем считаются платежи по обслуживанию долга, не превышающие 2025% доходов от экспорта.

• Управление композицией внешнего долга (foreign debt composition management) — поддержание приемлемой для страны структуры внешней задолженности с точки зрения уровня процента, условий и сроков платежа, валютного состава. Приемлемый состав внешней задолженности будет различным для разных стран, поскольку он зависит от существующей структуры валютных резервов страны, предполагаемого нового притока кредитов из-за рубежа, общей экономической ситуации в стране. Общие принципы управления внешней задолженностью следующие: сначала максимально использовать концессионные (льготные) займы и только потом прибегать к займам на коммерческих условиях; сроки кредитов должны быть максимально приближены к срокам получения прибыли от инвестиций, которые с их помощью финансируются; при плавающей ставке процента по кредитам необходимо спрогнозировать будущие платежи по обслуживанию долга при различных сценариях развития ситуации с процентной ставкой; валютный состав задолженности должен быть таков, чтобы валюты с наиболее нестабильным курсом занимали в ней как можно меньшую долю; чем выше абсолютный уровень задолженности и чем меньше гарантии получения новых кредитов в будущем, тем большими валютными резервами должно располагать правительство.

Итак, управление спросом может осуществляться через использование определенных инструментов экономической политики, которые условно можно разделить на инструменты денежной политики, инструменты бюджетной политики, инструменты внешнеэкономической политики. Денежные инструменты бывают косвенными, воздействующими на спрос и предложение денег и регулирующими преимущественно предложение денег центральным банком (операции на открытом рынке, резервные требования, кредитные операции ЦБ), и прямыми, непосредственно влияющими на цены (процентные ставки) или количества (размеры кредитов) и регулирующими предложение денег коммерческими банками (контроль над процентными ставками, потолки межбанковского кредитования, уставные коэффициенты ликвидности, целевые кредиты). Инструменты бюджетной политики регулируют либо политику доходов, обеспечивающую финансирование операций правительства (прямые и косвенные налоги), либо политику расходов, представляющую собой целенаправленное распределение бюджетных средств (текущие и капитальные расходы), а также политику финансирования дефицита бюджета. Внешнеэкономические инструменты контроля за спросом можно подразделить на инструменты управления валютным курсом (выбор режима и уровня валютного курса), инструменты торговой политики (тарифные и нетарифные инструменты) и инструменты управления внешним долгом (официальный потолок заимствования, ограничение платежей по обслуживанию внешнего долга, контроль за структурой внешнего долга). Данная классификация инструментов макроэкономической политики, с помощью которых правительство может контролировать спрос, весьма условна, поскольку большинство их оказывает воздействие как на спрос, так и на предложение в открытой экономике.

Источник

Инструменты внешнеэкономической политики страны

Внешнеэкономическая политика государства – это комплекс мер, направленных на установление и регулирование взаимовыгодных экономических отношений с другими странами.

Внешнеэкономические отношения между государствами складываются в сфере торговли, производства и научно-технических достижений. Поэтому ключевой задачей ВЭП считается создание благоприятных условий для расширения национального воспроизводства.

  • ввоз и вывоз продукции;
  • таможенные пошлины и тарифы;
  • привлечение инвестиций из-за рубежа;
  • международную миграцию капитала и трудовых ресурсов;
  • экономическую помощь другим странам;
  • осуществление совместных проектов;
  • внешнюю торговлю;
  • валютно-кредитные отношения;
  • обмен новыми технологиями.

Готовые работы на аналогичную тему

Внешнеэкономическая политика – это связующее звено между национальной и внешней политикой любого государства. Она позволяет занять определенные позиции на мировом рынке и защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Целями ВЭП страны считается комплекс направлений развития международной деятельности, которая обеспечивает реализацию интересов государства в системе международных экономических отношений.

Рисунок 1. Классификация целей ВЭП страны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные категории целей внешнеэкономической политики государства:

  1. общие – определяют общую ВЭП страны в рамках международного сотрудничества
  2. специальные — ряд государственных мероприятий, которые ориентированы на реализацию определенных внешнеэкономических задач в рамках регулирования текущей внешнеэкономической деятельности;
  3. количественные – экономические параметры развития внешнеэкономических связей государства, позволяющие назначить количественные задания;
  4. социальные — комплекс действий, которые направлены на реализацию социальных интересов отдельных граждан, социальных сообществ, организаций и отдельных регионов.

Таким образом, ВЭП создает условия для доступа и деятельности отечественных производителей на мировых рынках, обеспечивает благоприятные условия для ведения торговых отношений с другими государствами и защищает интересы страны.

Основные инструменты ВЭП

Достижение целей внешнеэкономической политики государства зависит от ее инструментов, способности и готовности субъектов власти применять эти инструменты и готовности населения принять цели и нести социальные расходы.

Инструменты ВЭП делятся на три категории: по характеру действия; по характеру регулирования; по характеру использования.

Рисунок 2. Классификация инструментов ВЭП. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Кроме этого инструменты, которые использует государство для осуществления внешнеторговой политики подразделяются на тарифные и нетарифные.

Рисунок 3. Тарифные и нетарифные инструменты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Тарифные методы предполагают использование таможенных пошлин или тарифов, которыми облагаются товары при импорте. Таможенная пошлина выполняет функцию налога, который взимается при пересечении товаром таможенной границы. Как правило, таможенный тариф превышает цену ввозимой продукции, поэтому и влияет на объем и структуру внешнеторгового оборота. Это позволяет государству защищать интересы местных производителей от иностранных конкурентов.

Таможенные пошлины бывают трех видов: адволорные – взимаются в процентах от цены продукции; специфические – в виде конкретной денежной суммы, которая взимается с веса, объема товара; смешанные –являющиеся сочетанием первых двух видов пошлин.

Нетарифные инструменты – это административные ограничения по количеству объемов ввоза и вывоза продукции. К ним относят: квотирование, лицензирование, эмбарго и добровольные ограничения экспорта.

Такие инструменты считаются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики. Они не связаны никакими международными обязательствами и позволяют учесть конкретную ситуацию, которая имеет место на текущий момент в мировой экономике. И самое главное не нетарифные инструменты не являются дополнительным налогом для населения.

Методы государственного регулирования международных экономических отношений

Внешнеэкономические связи (ВЭС) – это международные отношения в области торговли, производства, обмена достижениями научного-технического прогресса, оказание экономической и другой помощи, создание совместных предприятий и иных форм интеграции.

Через связи между странами осуществляется международное разделение труда. Его целью считается сбережение общественного труда в процессе производства и обмен полученными результатами между государствами. Международный обмен имеет место тогда, когда на производство товаров на экспорт тратиться меньше общественного труда.

Государственное регулирование ВЭС направлено на решение экономических, социальных и политических проблем. Государство устанавливает и подводит различные мероприятия для защиты интересов национального производства и торговли и занятия позиций на мировой арене.

Причинами государственного вмешательства во внешнеэкономические отношения между странами считаются следующие:

  1. отсутствие неконтролируемого движения товаров и услуг;
  2. решение проблемы занятости и сокращение безработицы;
  3. защита «молодых» отраслей экономики;
  4. прямое влияние на торговлю и как следствие устранение нарушений в платежном балансе страны;
  5. осуществление контроля над ценами товаров, которые идут на экспорт/импорт;
  6. обеспечение охраны жизни населения и окружающей среды, а также правопорядка и обо-роноспособности государства;
  7. организация межправительственных соглашений.

Регулирование ВЭС осуществляется двумя методами: административными и экономическими.

К административным методам относят международные торговые договора, таможенное регулирование и контроль, лицензирование, различные антидемпинговые процедуры и торговые преференции.

Экономические методы способствуют регулированию экспортно-импортных операций, создавая благоприятные условия для развития внешней торговли. К этой группе методов относят: прямое финансирование (дотации) экспортного производства, субсидирование расходов компаний на ведение НИОКР, косвенное финансирование (через банки в виде снижения ставок по кредитам), государственное страхование экспорта.

Источник

Оцените статью