Интеграции стран нафта таблица

Интеграции стран нафта таблица

Понятие экономической интеграции – сложное понятие и местами противоречивое, потому как довольно трудно понять с точки зрения какой экономической проблемы следует ее рассматривать. На рубеже XXI века интеграция стала сильным и мощным инструментом быстрого развития региональных группировок. При рассмотрении стран постсоветского пространства, первым успешным примером региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве является Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. В ближайшем будущем, как мы знаем, планирует завершить вступление в Таможенный Союз и Армения. Примеров интеграции по всему миру очень много; вопрос: приводит ли опыт интеграционных процессов, к поставленным целям страны мира, которые только набирают обороты в плане экономического развития, и пока не входят в число лидирующих стран мира в этом плане. Ведь целью каждой экономики является улучшение благосостояния народа, проживающем в нем, а так же стабильный рост различных сфер и секторов экономики. Интеграция стран имеющих одинаковый потенциал может привести к идеалу благополучия и сотрудничества, но интеграции менее равномерно развитых регионов, их не эффективный метод использования ресурсов может являться фактором, тормозящим процесс достижения того самого идеала.

Это хорошо можно заметить на примере НАФТА, так как Мексика представляет собой страну с менее развитой экономикой, нежели ее соседи США и Канада. Еще в 1994 году Америка интегрировала в рамках НАФТА – Североамериканской зоны свободной торговли. Соглашение вступило в силу 1 января 1994 г между Канадой, США и Мексикой. На момент подписания договора (1992 г.) среднегодовой ВВП на душу населения составлял в США – 23,2 тыс. долл., в Канаде – 20,7 тыс. долл., а в Мексике – 3,5 тыс. долл. (или в 6,6 раза ниже, чем в США). Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно благодаря США экономическим потенциалом. Торгово-экономические отношения между Мексикой, США и Канадой, как показывает исторический опыт, являются главным фактором развития североамериканского хозяйственного комплекса. Для каждой страны НАФТА имеет ряд преимуществ.

Читайте также:  Почтовые марки разных стран продать

Интеграционные процессы в рамках НАФТА оказали существенное влияние на экономики США, Канады и Мексики. Интеграционное объединение НАФТА, которое в настоящее время является одной из крупнейших зон свободной торговли в мире, демонстрирует явные преимущества от либерализации торговли. Соглашение внесло значительный вклад в экономический рост и повышение уровня жизни населения во всех трех странах. В ходе углубления интеграции страны учредили совместные предприятия по производству товаров и услуг, что позволило канадским, мексиканским и американским фирмам упростить доступ к технологиям, снизить издержки производства, а также активизировать сотрудничество во взаимных рамках с целью укрепления позиций этих стран на международных рынках.

Однако благотворное влияние интеграции в рамках НАФТА на экономики стран-партнеров неравномерно, больший экономический эффект получают США, имеющие самый емкий внутренний рынок в объединении. США являются экономическим и политическим лидером в группировке, и как следствие, наиболее интенсивные торгово-экономические связи установились между США-Канадой и США-Мексикой, и более слабые связи между Канадой и Мексикой. Канада и Мексика являются скорее конкурентами на американском рынке товаров, услуг, рабочей силы и соперниками по привлечению инвестиций и технологий из США. Но в последнее время, благодаря позитивному влиянию североамериканской интеграции, между Канадой и Мексикой также растет уровень экономической взаимозависимости и интенсивность взаимовыгодного сотрудничества.

Если же говорить о Соединенных Штатах Америки то НАФТА улучшает не только экономические, но и геополитические мощи США. НАФТА является частью ее стратегической политики, которая имеет ряд широкомасштабных целей: рост конкурентоспособности, свободный доступ для американских инвестиций, свободное движение американских товаров и услуг, защита прав интеллектуальной собственности, использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения капитала США и с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми, изобильными ресурсами обеих стран соседей. «НАФТА – хорошая стратегическая возможность обеспечить, усилить и развивать континентальную базу в экономическом и политическом отношении, с тем, чтобы укрепить экономическую мощь, лидерство и всемирное влияние Америки» – сказал бывшей советник США по экономическим вопросам Роберт Золик.

Читайте также:  Внешнеэкономические связи стран снг

Интерес Канады в НАФТА связан с возможностью обеспечения свободного доступа своих товаров в Мексику, в более долгосрочной перспективе к странам Латинской Америки.

Что же касается Мексики? В этом плане Мексика связывает с НАФТА большие надежды. Она рассчитывает резко ускорить темпы своего развития, провести реформы и уже через 10–15 лет приблизиться по уровню своего развития к промышленно развитым странам.

Изучив, некоторые мнения аналитиков, можно сделать вывод, что НАФТА имеет и ряд отрицательных характеристик для стран. К примеру, в Мексике канадские и американские ТНК, проникнув на рынок, сметают все отечественные мексиканские малые и средние промышленные предприятия. Согласно данным, 28000 малых предприятий было уничтожено в рамках НАФТА, которые просто не выдержали конкуренции со стороны зарубежных компаний. Также 200 тыс. крестьянских хозяйств находятся на грани разорения. Из этого следует, что положение Мексики наименее привлекательное в сравнении с такими развитыми странами как США и Канада, для которых этот альянс несет больше преимуществ, нежели для Мексики, которая в свою очередь представляет собой не только так называемый рынок сбыта, но и ключ к экономикам стран Латинской Америки. В связи с этим мы решили провести анализ динамики развития стран НАФТА и оценить влияние членства в этой интеграции для Мексики.

Для сравнительного анализа стран – участниц НАФТА и оценки влияния членства на развитие экономики не существует показателя, такого как ВВП для сравнения экономического роста страны, поэтому для этого применим статистический метод расчета. Альтернативным вариантом является метод, созданный в 1993 году словенским профессором Павлом Сетчерловым из Люблянского университета Словении, так называемый S-time-distance метод или временной анализ. Данный статистический показатель был создан в дополнение ксуществующим мерам в сравнениях временного ряда. Перспектива времени, которая, несомненно, существует в человеческом восприятии при сравнении различных ситуаций, систематически вводится в сравнительный анализ и как концепция, и как количественно измеряемая данная. Существующие методы сравнительного анализа не принимают во внимание то, что в дополнение к неравенству (различие, расстояние) в индикаторе на данный момент времени, в принципе существует теоретически одинаковое общее неравенство (различие, расстояние) в момент, когда определенный уровень индикатора достигается двумя сравненными величинами. Статистический показатель S-time-distance измеряет расстояние (близость) во времени между точками в момент, когда два сравниваемых ряда достигают определенного уровня индикатора X. В нашем конкретном случае, в случае с НАФТА, данный метод позволяет более наглядно продемонстрировать пробел между странами участницами на временном отрезке.

Для начала рассмотрим график главного, наверное, показателя – ВВП на душу населения. В этом показателе в НАФТА лидирующую позицию занимает – США. На графике отображена динамика показателя во времени для каждой из стран участниц организаций. Используем S-time-distance для исследования графиков для стран Северной Америки. Следует разделить НАФТА на 2 этапа: до 1994 года и после 1994 года.

Рассмотрим первый этап. На момент своего вступления в организацию из представленных стран США И Канада превышали средний уровень, Мексика же, напротив, находилась ниже уровня средней. Заметим, что в ситуации на 2004 год для этих стран мы видим ту же картину и в течение всего периода наблюдалось увеличение преимущества этих стран: разница между ними и усредненным показателем увеличилась. Что касается «отстающей» страны, то ее отставание также увеличилось, как и преимущество впереди идущих.

Второй этап начинается с 1994 года. Что же мы видим по истечении 6 лет? Ту же самую ситуацию. Так называемое преимущество впереди идущих стран увеличилось, как и увеличилось отставание не поспевавших за средним уровнем. Так, например, отставание среднего уровня НАФТА от показателя Канады на начальном этапе (1994 год) составляло чуть меньше 3 лет. Далее из года в год опережение Канады составляло в среднем 1 год. Переломным стал 2003 год, начиная с которого, отставание среднего НАФТА ускоренными темпами набирает обороты. Так, например, в 2004- 1 и в 2005-2 года соответственно. Сегодня оно уже более 7 лет. Отставание Мексики на момент вступления в НАФТА составляло 19 лет, к 2006 году эта цифра увеличилась до 26, а по данным на 2012 год, составила и вовсе 28 лет. Это означает, что нынешний уровень экономического развития усредненного значения НАФТА может быть достигнут Мексикой только через 28 лет.

И учитывая тот факт, что усредненный показатель растет вместе с ростом Мексики, она всегда будет находиться ниже уровня средней, так как США и Канада постоянно будут «вытягивать» эту среднюю так, что показатели Мексики скорее всего не достигнут определенного значения развития одновременно с усредненным значением до тех пор, пока к НАФТА не присоединятся более отстающие страны, по сравнению с Мексикой. Из этого можно сделать вывод о том, что интеграция «сделала богатых богаче, а бедных – еще беднее».

В НАФТА ВВП на душу населения и экспорт у «передовиков» отрывается от среднего уровня, а у Мексики отстает еще больше. Производительность труда, что интересно, сближается со средним уровнем у всех стран интеграции. Очевидно, что в этом союзе торговля играет более важную роль для каждой страны, причем имеет обоюдно-взаимный характер.

Таким образом, главной положительной особенностью США и Канады от создания НАФТА, в первую очередь является возможность расширения экспорта и создания новых рабочих мест, со снижением издержек производства от вывоза трудоёмких и капиталоёмких производств в Мексику. Мексика же, наименее развитая из стран-членов НАФТА, уже получила масштабные прямые иностранные инвестиции, способствующие реконструкции её экономики и экономическому росту. В результате ввоза в Мексику многих сборочных производств из США и Канады, страна получила также новые рабочие места, ноухау, передовой управленческий опыт. Мексика стала заметно опережать по росту товарного экспорта другие страны Латинской Америки.

В будущих политических планах, предполагается создание «сообщества демократий западного полушария». С точки зрения торгово-экономических отношений НАФТА должна стать ядром интеграционного объединения, охватывающего весь американский континент.

Источник

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (НАФТА)

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) – экономическое интеграционное объединение, в которое входят США, Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и АТЭС) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.

Ядром НАФТА является американо-канадская экономическая интеграция. Развивающаяся с 19 в., она привела к подписанию в сентябре 1988 американско-канадского соглашения о свободной торговле (Сanada-U.S. Free Trade Agreement – CUSFTA), вступившего в силу с 1989. КУФТА предусматривало создание в течение 10 лет зоны свободной торговли, объединяющей обе страны Северной Америки. С 1990 начались переговоры о присоединении к КУФТА Мексики. 17 декабря 1992 было подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступило в силу 1 января 1994.

НАФТА стала первым в мире экономическим союзом, объединившим высокоразвитые государства (США, Канада) и развивающуюся (Мексика) страну.

Основные характеристики НАФТА.

Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА организовано с целью расширения экономических связей (прежде всего, взаимной торговли) между странами-участниками. Запрещая государствам-членам дискриминацию в отношении взаимных товаропоставок и инвестиций, НАФТА устанавливает протекционистские правила против внешних производителей (в частности, в текстильной промышленности и автомобилестроении).

Основными целями НАФТА, официально заявленными в соглашении об его образовании, являются:

– снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между странами товаров и услуг;

– установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;

– значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах-членах соглашения;

– обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;

– урегулирование экономических споров;

– создание перспектив будущего многостороннего регионального сотрудничества.

Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, основанных на согласованной регулирующей деятельности многих высокоразвитых государств.

В других регионах интеграция осуществлялась «сверху вниз», когда межправительственные соглашения стимулировали контакты предпринимателей разных стран. В НАФТА, наоборот, процесс интеграции шел «снизу вверх»: сначала высокого уровня достигли межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения.

Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы – США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые (Табл.). Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.

Из-за моноцентричности в НАФТА нет специальных надгосударственных институтов (как Европарламент в ЕС), поскольку они стали бы лишь придатком к администрации США. Центральным организационным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Если какая-либо страна решится игнорировать решения Комиссии, то она столкнется с торговыми и иными санкциями других партнеров по блоку.

Таблица. ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАН – ЧЛЕНОВ НАФТА

Таблица. ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАН – ЧЛЕНОВ НАФТА в 1999
Показатели США Канада Мексика НАФТА
Население (млн. чел.) 278,2 30,5 97,4 406,1
Территория (тыс. кв. км) 9364 9971 1958 21293
ВВП (млрд. долл.) 9152,1 634,9 483,7 10270,7
ВВП на душу населения (долл.) 32921 20481 4966 25291
Доля в мировом экспорте (%) 12,8 4,4 2,5 19,7

Хотя соглашение НАФТА направлено главным образом на либерализацию торговли (сокращение и последующую отмену тарифных и нетарифных барьеров), оно охватывает также широкий круг сопутствующих вопросов. В НАФТА приняты, в частности, соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству – Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды (NAAEC – North American Agreement on Ecological Cooperation) и Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству (NAALC – North American Agreement on Labour Cooperation).

Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется тем, что 70% внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому Соединенные Штаты хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.

США как лидер американской экономической интеграции.

В 20 в. США отстаивала принципы либерализации мировой торговли. НАФТА создает прецедент либерального урегулирования новых сфер, пока еще не регулируемых в рамках ГАТТ, – таких, например, как инвестиции, права на интеллектуальную собственность, торговля услугами. Поэтому именно США выступили инициаторами заключения Североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА) с Канадой и Мексикой.

Поскольку НАФТА демонстрирует эффективность региональных кооперационных связей, другие страны Латинской Америки и существующие здесь региональные объединения (МЕРКОСУР, Андский пакт и др.) ведут переговоры о создании общеамериканского интеграционного союза ФТАА (Free Trade Agreement of the Americas — FTAA) на основе НАФТА. Эта идея также поддерживается США, стремящихся укрепить общеамериканскую экономическую интеграцию для экономической конкуренции с Западной Европой (блоком ЕС) и восточно-азиатскими странами (блоком АТЭС).

По инициативе Вашингтона, в Майами в декабре 1994 была организована первая после 1967 встреча глав государств и правительств стран двух Америк (Северной и Южной). Именно в ходе этого саммита США была выдвинута идея создания единой американской зоны свободной торговли с ориентиром на устранение к 2005 всех барьеров для развития торговли в западном полушарии. В 1995 заявку о присоединении к НАФТА подала еще одна развивающаяся латиноамериканская страна, Чили. Администрация США поддержала план присоединение Чили к НАФТА, однако в конце 1997 конгресс США заблокировал этот план, что ослабило позиции США накануне второго «Саммита Америк», состоявшегося в апреле 1998 в Сантьяго (Чили). В ходе этой встречи лидерам 34 стран западного полушария не удалось добиться соглашения о каких-либо практических мероприятиях, они договорились лишь о необходимости вести переговоры по проблеме создания ФТАА.

Планы США расширять НАФТА на юг встречают среди латиноамериканских стран настороженное отношение. Бразилию, Аргентину и ряд других «новых индустриальных» стран Латинской Америки не устраивает модель экономических отношений в рамках НАФТА между развитыми (США, Канада) и развивающимися (Мексика) странами. Хотя экономическая либерализация в НАФТА дала сильный импульс развитию экономики Мексики, однако рост мексиканского экспорта происходит в значительной степени за счет «макиладорас», т.е. сборочных предприятий – филиалов американских компаний. В структуре мексиканского импорта из США на комплектующие приходится примерно 75%. Такая зависимость не позволяет латиноамериканским партнерам США рассчитывать на существенные конкурентные преимущества, развивать полные технологические производственные цепочки внутри страны и экспортировать конечную продукцию. В итоге сборочные экспортные производства относительно благополучны, однако это создает «анклавную экономику», не приводит к качественной модернизации хозяйства в целом.

Экономическое влияние НАФТА на Соединенные Штаты.

Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:

в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;

перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.

Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть внешней торговли США. В начале 2000-х средний ежегодный прирост товарооборота с Мексикой составил более 20%, с Канадой – 10%. Статус беспошлинных товаров распространился уже на две трети всего американского экспорта в регионе, и эти возможности продолжают расширяться. США нуждаются в такой региональной экономической интеграции для повышения своей конкурентоспособности по отношению к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии.

В то же время различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса, опасаются перемещения американской деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами. Кроме того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики, который в 2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная «латиноамериканизация» США кажется многим американцам угрозой их цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской культуры.

Роль Мексики в НАФТА.

Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.

Через региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное решение вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое.

Критики мексиканского членства в НАФТА указывают на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно элита, но не трудящиеся. Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня мексиканцев.

Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным.

Роль Канады в НАФТА.

Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.

Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе.

Таким образом, Канада в течение всего одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.

Участие в КУФТА и НАФТА дало сильный импульс канадской экономике: только за 1989–2000 объем канадского экспорта более чем удвоился, доля в нем машин и оборудования повысилась с 28% в 1980 до 45% в 1999. Это опровергает опасения тех противников соглашения о свободной торговле на североамериканском континенте, которые считали, что оно приведет к «деиндустриализации» канадской экономики.

В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке (24%).

Перспективы развития НАФТА.

С возникновением и развитием НАФТА усилилась конкурентная борьба между тремя мировыми лидерами – Северной Америкой, Западной Европой и Японией – но уже в новой конфигурации этих центров, с новым соотношением сил.

Интеграция стран в общий рынок обычно происходит болезненно. Теоретически цена такого переустройства должна равно разделяться между всеми участниками. На практике, однако, Мексика несет более тяжелое бремя, чем США и Канада, поскольку она стартовала с более слабых экономических позиций. Если в ЕС существует компенсационный финансовый механизм, то в НАФТА он отсутствует.

Критики обращают внимание на некоторые отрицательные последствия деятельности НАФТА и для высокоразвитых стран-участниц – в частности, на сокращение рабочих мест, особенно в промышленных районах. Потеря рабочих мест в США связана с тем, что многие американские и транснациональные компании стали переносить производства в Мексику. Фактически самым крупным работодателем в Мексике в настоящее время является американская корпорация «Дженерал Моторс». Другим примером является крупнейший американский производитель джинсов «Гесс» (Guess), который в 1990-х переместил 2/3 своих производственных мощностей из США в Мексику. Приток дешевой рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы в США и Канаде.

Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях, как это случилось, например, после террористической атаки на США 11 сентября 2001.

Сторонники развития НАФТА указывают на значительный рост общего оборота торговли всех трех стран. Так, за период 1993–2000 взаимный товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд. долл. до 408 млрд. долл., товарооборот между США и Мексикой – с 80,5 млрд. долл. до 247,6 млрд. Заметно вырос объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт услуг из США (особенно финансовых). Снизился уровень нелегальной иммиграции. Американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков.

Хотя НАФТА стимулирует взаимную торговлю, однако ее недолгая история знает и примеры торговых «войн», когда члены НАФТА не могли договориться о мерах регулирования торговли. Так, в 1996–1997 шли «лососевая война» между Канадой и США, «яблочная война» Мексики против американских экспортеров, «помидорная война» Мексики с США

Несмотря на критику, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Его рассматривают как основу для более широкой интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» — своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.

Дмитрий Преображенский, Юрий Латов

Шишков Ю.В. НАФТА: истоки, надежды, перспективы. – Мировая экономика и международные отношения. 1994, № 11
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА): проблемы и перспективы. – США: экономика, политика, идеология. 1995, № 4, 5
Интеграция в Западном полушарии. Отв. ред. А.Н.Глинкин. М., ИЛА РАН, 2000
Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001. Гл. 6

Источник

Оцените статью