Интеграционные группировки развивающихся стран

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

Экономическая интеграция развивающихся стран отражает стремление молодых государств к ускоренному развитию собственных производительных сил. Примерами таких интеграционных группировок являются: АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), Общий рынок арабских стран, Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), Таможенный союз Центральной Африки (ТЭСЦА), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), МЕРКОСУР (интеграция стран Южного конуса). Дадим их краткую характеристику.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 г. Членами организации являются 11 стран: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Парагвай, Эквадор. Члены ЛАИ заключили между собой соглашения о преференциальной торговле.

МЕРКОСУР – Общий рынок стран Южного конуса, создан в 1991 г. странами Южной Америки. В эту организацию вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. В МЕРКОСУР 95% взаимной торговли не облагают пошлинами, а в ближайшее время планируется отменить и оставшиеся тарифы.

Конец XX в. отмечен началом интенсивного взаимодействия стран Восточной Азии по формуле 7 + 3 (страны АСЕАН, а также Китай, Япония и Южная Корея).

Начиная с 80-х годов ХХ в. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) привлекает к себе большое внимание международного бизнеса как зона динамичного экономического роста. Существенным фактором развития экономической интеграции в регионе становятся усиливающиеся настроения в пользу солидарности, поиска общеазиатских ценностей. В АТР сложился «азиатский четырехугольник»: Япония-Китай — новые индустриальные страны (НИС) — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

АСЕАН — международное интеграционное объединение, образованное 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В него вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Вьетнам, Лаос и Мьянма. АСЕАН — одно из крупнейших в мире интеграционных объединений, совокупная численность населения которого насчитывает около 500 млн. человек, а совокупный ВВП стран АСЕАН достигает почти 1 трлн. дол.

Читайте также:  Своеобразие музыкального фольклора разных стран презентация

Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных экономических задач: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций, введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления внешнеэкономической деятельностью.

За время своего существования АСЕАН зарекомендовала себя как зрелая политическая организация. Страны с недостаточно развитой экономикой, но обладающие необходимыми сырьевыми и трудовыми ресурсами при иностранной поддержке финансовыми, техническими, научными средствами, способны достичь высоких темпов своего экономического развития. Когда экстенсивный рост за счет притока иностранных инвестиций был исчерпан, страны Юго-Восточной Азии приступили к поиску внутренних интенсивных факторов экономического развития, например за счет региональной интеграции в рамках АСЕАН, которая пока не принесла им желаемого эффекта, но создала широкое, единое экономическое пространство для плодотворного международного бизнеса.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Интеграционные объединения развивающихся странах

Развивающиеся страны стали проявлять повышенный интерес к региональной интеграции в 60-е гг. Создание интеграционных группировок рассматривалось ими как одно из основных средств диверсификации ВЭД и ослабления зависимости от развитых стран. Однако почти 50-летний опыт функционирования региональных экономических группировок в развивающихся странах (а их насчитывается более 50) показал, что ни в одной из них не удалось сформировать интеграционный комплекс, подобно созданным в развитых странах. Об этом, в частности, свидетельствует уровень взаимного экспорта в общем экспорте группировок. Так, если в ЕС доля взаимной торговли составляет около 70%, то в развивающихся странах она колеблется от долей процента до 20%.

Поскольку существующий уровень взаимных экономических отношений в регионах развивающегося мира невысок, возникает проблема их интенсификации, которая решается при активном участии государства. А это ведет к формализации интеграционных группировок, к большому значению политических факторов при их создании и функционировании в развивающихся странах.

Применительно к развивающимся странам можно также говорить о специфическом характере ставящихся целей интеграции. Если для развитых стран интеграция – это функция уже достигнувшего ими высокого уровня развития производительных сил, то для развивающихся стран – это средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации. Более конкретно эти цели состоят в следующем:

— ускорение экономического роста;

— оптимизация структуры национальных экономик;

— ослабление зависимости от бывших метрополий;

— изменение своего подчиненного положения в международной экономике.

Процесс интеграции в развивающихся странах идет крайне медленно, что объясняется внутренними особенностями каждой отдельной страны (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов); существенными различиями в экономической (в том числе внешнеэкономической) стратегии отдельных участников группировок и избранных ими моделях развития; характером взаимосвязей интегрирующихся государств (низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран, низкая степень развития инфраструктуры); факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны ТНК); политической нестабильностью. Все это свидетельствует о том, что интеграция в развивающихся странах является лишь прединтеграцией.

Все интеграционные группировки Латинской Америки имеют конечной целью создание общего рынка. Азиатско-тихоокеанская интеграция проявляется, прежде всего, на микроуровне в форме образования МНК и ТНК. На Ближнем Востоке наиболее значительными являются Союз сотрудничества арабских государств Персидского Залива, Совет арабского сотрудничества и Союз арабского Магриба.

В Африке существует огромное разнообразие интеграционных группировок. Наиболее крупными и значительными являются 5: Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), Таможенный и экономический союз Центральной Африки, Южноафриканское сообщество развития, Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Западно-африканский экономический и валютный союз (УЭМОА). Все эти группировки предполагают создание общего рынка, а ЭКОВАС и УЭМОА кроме этого предусматривают также гармонизацию национального законодательства (в частности, инвестиционного). УЭМОА ставит целью создание не только экономического, но и валютного союза.

Самая многочисленная организация – Организация африканского единства (ОАЕ) является скорее политическим, чем экономическим объединением. Она создана в 1963 г. и первоначально ставила цель ликвидацию колониализма и расизма в Африке. В экономической области в ее цели входит координация политики стран-членов и содействие созданию африканского экономического сообщества.

Интеграционные процессы в Африке сталкиваются с большими трудностями, обусловленными малой емкостью национальных рынков и крайне низким уровнем внутрирегиональной торговли.

Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные различия интеграции в развитых и развивающихся странах:

— различные побудительные причины интеграции;

— различные исходные экономические и политические мотивы интеграции;

— развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь;

— отсутствие динамики в развитии интеграционных группировок развивающихся стран.

Учитывая эти различия, весьма перспективной представляется вертикальная интеграция между развитыми и развивающимися странами. Примеры ее уже есть в Азиатско-тихоокеанском и североамериканском регионах. Такая интеграция имеет значительные преимущества по сравнению, например, с африканской интеграцией, во многом складывающийся на основе принципа коллективного самообеспечения.

Источник

Интеграционные группировки в развивающихся странах

Развивающиеся страны стали проявлять повышенный интерес к региональной интеграции в 60-е гг. Создание интеграционных группировок рассматривалось ими как одно из основных средств диверсификации ВЭД и ослабления зависимости от развитых стран. Однако почти 50-летний опыт функционирования региональных экономических группировок в развивающихся странах (а их насчитывается более 50) показал, что ни в одной из них не удалось сформировать интеграционный комплекс, подобно созданным в развитых странах. Об этом, в частности, свидетельствует уровень взаимного экспорта в общем экспорте группировок. Так, если в ЕС доля взаимной торговли составляет около 70%, то в развивающихся странах она колеблется от долей процента до 20%.

Поскольку существующий уровень взаимных экономических отношений в регионах развивающегося мира невысок, возникает проблема их интенсификации, которая решается при активном участии государства. А это ведет к формализации интеграционных группировок, к большому значению политических факторов при их создании и функционировании в развивающихся странах.

Применительно к развивающимся странам можно также говорить о специфическом характере ставящихся целей интеграции. Если для развитых стран интеграция – это функция уже достигнувшего ими высокого уровня развития производительных сил, то для развивающихся стран – это средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации. Более конкретно эти цели состоят в следующем:

— ускорение экономического роста;

— оптимизация структуры национальных экономик;

— ослабление зависимости от бывших метрополий;

— изменение своего подчиненного положения в международной экономике.

Процесс интеграции в развивающихся странах идет крайне медленно, что объясняется внутренними особенностями каждой отдельной страны (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов); существенными различиями в экономической (в том числе внешнеэкономической) стратегии отдельных участников группировок и избранных ими моделях развития; характером взаимосвязей интегрирующихся государств (низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран, низкая степень развития инфраструктуры); факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны ТНК); политической нестабильностью. Все это свидетельствует о том, что интеграция в развивающихся странах является лишь прединтеграцией.

Все интеграционные группировки Латинской Америки имеют конечной целью создание общего рынка. Азиатско-тихоокеанская интеграция проявляется, прежде всего, на микроуровне в форме образования МНК и ТНК. На Ближнем Востоке наиболее значительными являются Союз сотрудничества арабских государств Персидского Залива, Совет арабского сотрудничества и Союз арабского Магриба.

В Африке существует огромное разнообразие интеграционных группировок. Наиболее крупными и значительными являются 5: Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), Таможенный и экономический союз Центральной Африки, Южноафриканское сообщество развития, Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Западно-африканский экономический и валютный союз (УЭМОА). Все эти группировки предполагают создание общего рынка, а ЭКОВАС и УЭМОА кроме этого предусматривают также гармонизацию национального законодательства (в частности, инвестиционного). УЭМОА ставит целью создание не только экономического, но и валютного союза.

Самая многочисленная организация – Организация африканского единства (ОАЕ) является скорее политическим, чем экономическим объединением. Она создана в 1963 г. и первоначально ставила цель ликвидацию колониализма и расизма в Африке. В экономической области в ее цели входит координация политики стран-членов и содействие созданию африканского экономического сообщества.

Интеграционные процессы в Африке сталкиваются с большими трудностями, обусловленными малой емкостью национальных рынков и крайне низким уровнем внутрирегиональной торговли.

Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные различия интеграции в развитых и развивающихся странах:

— различные побудительные причины интеграции;

— различные исходные экономические и политические мотивы интеграции;

— развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь;

— отсутствие динамики в развитии интеграционных группировок развивающихся стран.

Учитывая эти различия, весьма перспективной представляется вертикальная интеграция между развитыми и развивающимися странами. Примеры ее уже есть в Азиатско-тихоокеанском и североамериканском регионах. Такая интеграция имеет значительные преимущества по сравнению, например, с африканской интеграцией, во многом складывающийся на основе принципа коллективного самообеспечения.

Источник

Интеграционные группировки развивающихся стран.

В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых, «третьем мире») входят государства с низким уровнем экономического развития.

Экономическая интеграция развивающихся стран отражает стремление молодых государств к ускоренному развитию собственных производительных сил. Примерами таких интеграционных группировок являются: АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), Общий рынок арабских стран, Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), Таможенный союз Центральной Африки (ТЭСЦА), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), МЕРКОСУР (интеграция стран Южного конуса).

Процесс интеграции в развивающихся странах идет медленно, что объясняется: 1. внутренними особенностями экономик отдельных стран (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления региональных проектов); 2. существенными различиями в экономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии участников группировок и избранных ими моделей развития; 3. характером взаимосвязей интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран); 4. факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от промышленно развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны международных корпораций); 5. политической нестабильностью.

Главная причина неудач большинства интеграционных опытов в «третьем мире» заключается в том, что им не хватает двух главных предпосылок успешной интеграции — близости уровней экономического развития и высокой степени индустриализации. Поскольку главными торговыми партнерами развивающихся стран являются развитые страны, то интеграция стран «третьего мира» друг с другом обречена на застой. Наилучшие шансы имеют новые индустриальные страны (именно они преобладают в АСЕАНе и МЕРКОСУРе), которые приблизились по уровню развития к промышленно развитым.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 г. Членами организации являются 11 стран: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Парагвай, Эквадор. В рамках данной ассоциации образованы Андская и Лаплатская группы, Амазонский пакт. Члены ЛАИ заключили между собой соглашения о преференциальной торговле.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Создана в 1967 г. В нее входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней. В июле 1997 г. в ассоциацию приняты Бирма, Лаос и Камбоджа. Общая численность населения этой группировки 330 млн. чел., ежегодный совокупный ВНП составляет 300 млрд. долл.

МЕРКОСУР – Общий рынок стран Южного конуса, создан в 1991 г. странами Южной Америки. В эту организацию вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Население четырех стран составляет 200 млн. чел. Суммарный ВВП превосходит 1 млрд. долл. Созданы институциональные структуры и наднациональные органы: Совет общего рынка, Группа общего рынка и Арбитражный суд.

Конец XX в. отмечен началом интенсивного взаимодействия стран Восточной Азии по формуле 7 + 3 (страны АСЕАН, а также Китай, Япония и Южная Корея). На долю указанных государств приходится 32% мирового населения, 19% мирового ВВП, 25% экспорта и 18% импорта, а также 15% притока прямых иностранных капиталовложений.

32. Интеграционные процессы в рамках СНГ.

Содружество Независимых Государств – это попытка реинтеграции бывших советских республик на условиях рыночной экономики. Но нельзя сказать, чтобы этот процесс уже дал какие-то ощутимые результаты. В настоящее время он проходит в основном на уровне создания политических и функциональных органов и выработки законодательной базы, которая способствовала бы расширению экономических связей республик в рамках СНГ.

В настоящее время уже действуют политические органы СНГ -С овет глав государств и Совет глав Правительств (СГП).Также сформированы функциональные органы, включающие представителей соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружество. Это Таможенный совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный статистический комитет.

При анализе стран, входящих в СНГ, некоторые ученые выделяют три группы в зависимости от того, на какой основе государства строят взаимоотношения с Россией.

1. Государства, которые в краткосрочном и среднесрочном плане критически зависят от внешней помощи, прежде всего, российской. Это Армения, Беларусь и Таджикистан.

2. Государства, которые существенно зависят от сотрудничества с Россией, но отличаются большей сбалансированностью внешнеэкономических связей. Это Казахстан, Кыргызстан, Грузия, Молдова и Украина.

3. Государства, имеющие слабую экономическую зависимость России, причем эта зависимость продолжает снижаться. Сюда относятся Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан. (Туркменистан представляет собой особый случай. Он не нуждается в российском рынке, но полностью зависит от экспортной системы газопроводов, проходящих по российской территории).

Страны третьей группы стремятся проводить максимально самостоятельный экономический и политический курс, считая основой своего развития масштабную эксплуатацию природных ресурсов.

В тоже время страны первой группы являются наиболее активными сторонниками реинтеграции в рамках постсоветского пространства.

Однако остается открытым вопрос о том, насколько выгодно нашей стране проводить реинтегрирацию с теми странами СНГ, которые стремятся к ней в наибольшей степени. По сравнению с этими странами в России произошли более глубокие рыночные реформы, что и позволило несколько улучшить экономическую ситуацию в стране. Но это не означает, что Россия обладает таким экономическим потенциалом, который позволил бы ей стать донором для партнеров по интеграции.

В настоящее время в рамках СНГ документально оформлены объединения государств, различные как по своему составу, так и по экономичекому содержанию. Это такие интеграционные группировки, как Союз Беларуси и России, Центрально-азиатское Экономическое Сообщество (объединяет Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), Таможенный союз Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, альянс Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы – ГУАМ.

Развитие интеграционных процессов в СНГ отражает внутренние политические и социально-экономические проблемы, которые стоят перед странами-участницами. Существующие различия в структуре экономики и глубине рыночных реформ определяют выбор и уровень социально-экономического взаимодействия стран на постсоветском пространстве.

Интеграционные программы

Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Задачи:

-завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

-обеспечение свободы движения капитала;

-формирование общего финансового рынка;

-согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;

-установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

-создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

-разработка и реализация межгосударственных целевых программ;

-создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

-формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

-формирование общего энергетического рынка;

-создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон;

-предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;

-сближение и гармонизация национальных законодательств;

-обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

Структура

Межгосударственный совет — высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и правительств сообщества. Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.

Интеграционный комитет — постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят заместители глав правительств государств ЕврАзЭС. К числу основных задач Интеграционного комитета относится обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного совета, а также проектов решений и документов, контроль за реализацией решений, принятых Межгосударственным советом. Заседания Интеграционного комитета проводятся не реже четырех раз в год.

Секретариат — Секретариат выполняет функцию организации и информационно-технического обеспечения работы Межгосударственного совета и Интеграционного комитета. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества. Это высшее административное должностное лицо сообщества, назначаемое Межгосударственным советом.

Межпарламентская ассамблея — орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающий вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, в целях реализации задач Сообщества.

Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение договаривающимися сторонами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) — проект экономической, а впоследствии, возможно, и политической интеграции трёх государств СНГ — России,Казахстана,Белоруссии

Концепции

-Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

-Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

-Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

-ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.

-Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.

-Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.

-Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.

-Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана — межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Беларусью и Казахстаном.

Тамо́женный сою́з, ТС — соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории». Обычно страны — участницы Таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат. Фактически, речь идет о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане Таможенный союз является гораздо более жесткой формой интеграции, чем, например, Зона свободной торговли.

  1. Платежный баланс: принципы составления. Торговый баланс: его виды

Платежный баланс — это статистические данные за определенный период времени, отражающие: а) операции с товарами, услугами и финансами между данной страной и остальным миром; б) изменения в собственности и другие изменения в экономике страны, касающиеся национальных золоторезервных запасов, специальных прав заимствования (СПЗ), активов и пассивов по отношению к остальному миру; в) невостребованные переводы и встречные счета, требуемые в бухгалтерском учете для сбалансирования иных счетов по предшествовавшим сделкам и изменениям которые не компенсируются взаимно.

Поскольку платежный баланс представляет собой статистическую сводку операций страны с внешним миром, каждая его операция должна относиться к тому или иному разделу в соответствии с определенными принципами классификации.

Стандартные компоненты платежного баланса определяются исходя из следующих основных предположений:

* выделенный компонент платежного баланса должен содержать характерные черты и существенно отличаться от других компонентов;

* компонент должен иметь существенное значение для ряда стран;

* по каждому компоненту должно быть достаточно статистических данных, чтобы оценить его количественно;

* каждый компонент должен быть использован в статистике денежного и бюджетного секторов;

* список стандартных компонентов не должен быть излишне длинным, чтобы не осложнять последующий анализ.

Торговый баланс — один из ключевых показателей. Он отражает результаты участия страны в международной торговле и является составной частью платежного баланса (Current Account). Баланс представляет собой соотношение между суммой цен товаров, вывезенных за пределы данного государства, и суммой цен товаров, ввезенных на территорию этого государства, т.е. разница между экспортом и импортом. Вначале анализируют экспорт, т.к. он имеет прямое влияние на значение прироста в экономике.

Импорт, в свою очередь, отражает спрос на товары внутри страны (прирост импорта отражает формирование запасов, что может свидетельствовать о возможном последующем медленном приросте в продажах). На значение торгового баланса оказывает влияние валютный курс, который корректирует номинальную величину поступлений от импорта в местной валюте. Если сумма цен вывезенных товаров превышает сумму цен ввезенных, то торговый баланс является активным (положительное сальдо), если ввоз превышает вывоз — пассивным (отрицательное сальдо).

Положительное сальдо (или уменьшение величины отрицательного сальдо) является благоприятным фактором для роста курса национальной валюты. В последние годы сальдо торгового баланса США является пассивным, в связи с чем индикатор обозначается как «Дефицит торгового баланса» (Trade Deficit). Реакция рынка зависит от актуальности для экономики результатов торгового баланса на данный момент. Следует отметить, что волатильность месячных показателей торгового баланса может играть важную роль в прогнозировании ВВП. Происходит это потому, что объём импорта вычитается из ВВП, а объём экспорта прибавляется к нему.

  1. Макроэкономическое значение платежного баланса. Равновесие платежного баланса. Факторы, влияющие на платежный баланс.

Макроэкономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений данной страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора кредитно-денежной, валютной, бюджетно-налоговой, внешнеторговой политики и управления государственной задолженностью.

Экономические сделки представляют собой любой обмен стоимости, тс есть акт, в котором передается право собственности на товар, оказывается экономическая услуга или право собственности на активы переходит от резидент i данной страны к резиденту другой страны.

Любая сделка имеет две стороны, и поэтому в платежном балансе реализуется принцип двойной записи. Основными статьями платежного баланса являются кредит и дебет.

Кредит — отток стоимостей, за которым должен последовать их компенсирующий приток в данную страну. В кредите отражается отток ценностей и: страны, за которые впоследствии ее резиденты получают платежи в иностранной валюте.

Дебет — приток стоимостей в данную страну, за который ее резидент; должны впоследствии платить, возможно, наличными деньгами, то есть расходовать иностранную валюту.

Общая сумма кредита должна быть равна общей сумме дебета платежи с го баланса по определению. При этом внутри платежного баланса могут быт; выделены несколько частей.

Все сделки между данной страной и остальным миром включает все текущие операции и операции с капиталом. Соответственно платежный бала:, включает в себя три составных элемента:

Источник

Оцените статью