- Примеры интеграционных группировок современности
- Мировые интеграционные группировки — что под этим понимается
- Главные интеграционные группировки мира
- Европейский Союз
- Североамериканское соглашение о свободной торговле
- Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
- Основные экономические объединения стран современного мира
- Основные интеграционные группировки
Примеры интеграционных группировок современности
Мировые интеграционные группировки — что под этим понимается
Интеграционная группировка — это экономический союз нескольких государств, созданный для достижения единых для стран-участниц целей в области экономики и политики.
Слова «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый.
Интеграционные объединения строятся на базе глубоких и устойчивых связей между экономическими субъектами стран-участниц.
Международная экономическая интеграция — особенность современного этапа развития мировой экономики, с конца ХХ века ставшая инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке членов объединений.
Главные интеграционные группировки мира
Формирование региональных интеграционных комплексов происходит не стихийно, а имеет договорно-правовую базу. Группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах.
Предпосылки формирования и успешного функционирования таких объединений:
- Одинаковый экономический уровень стран.
- Устойчивый экономический рост участников.
- Географическая близость стран-участниц.
- Политическая воля руководства интегрирующихся держав.
- Наличие инициирующего центра из государства или группы государств, которые сплачивают партнеров.
Среди многочисленных объединений в современном мире выделяются:
- ЕС в Западной Европе;
- НАФТА в Северной Америке;
- АСЕАН в Юго-Восточной Азии.
Европейский Союз
Это объединение государств континента, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками были: Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС). С ноября 1993 года организация носит нынешнее название. После английского брекзита в ЕС осталось 27 стран.
Основные провозглашенные цели и задачи:
- введение европейского гражданства;
- обеспечение свободы, безопасности и законности;
- содействие экономическому и социальному прогрессу;
- укрепление роли Европы в мире.
Североамериканское соглашение о свободной торговле
Самое крупное региональное объединение НАФТА (численность населения свыше 370 млн человек против 340 в ЕС) действует с 1984 года. В состав входят Канада, Мексика и Соединенные Штаты, играющую ведущую роль в содружестве.
- поэтапное устранение таможенных пошлин и неторговых ограничений;
- либерализация инвестиционного режима;
- защита интеллектуальной собственности;
- совместная борьба с загрязнением окружающей среды.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии
Создана в 1967 году как договор пяти стран — Сингапур, Малайзия, Филиппины, Таиланд, Индонезия. Позднее в Ассоциацию вступили Бруней и Вьетнам. Серьезно экономическое сотрудничество начало развиваться с момента принятия Декларации согласия и программы действий в 1976 году, которая предполагала четыре сферы сотрудничества:
- преференциальный доступ товаров в рамках взаимной торговли топливом и продовольствием;
- сотрудничество при совместном выходе на внешние рынки или рынки третьих стран;
- производственное сотрудничество;
- общая позиция по представляющим общий интерес для участников экономическим проблемам.
Основные экономические объединения стран современного мира
Экономические группировки подразделяются на региональные и отраслевые.
К региональным относятся:
- Европейское сообщество (ЕС);
- Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА);
- Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
- Латиноамериканская ассоциация интеграции;
- Карибское содружество и общий рынок (КАРИКАМ);
- Содружество независимых государств (СНГ).
- Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);
- Европейское объединение угля и стали (ЕОУС);
- Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ).
Существуют виды объединений между:
- развитыми государствами (ЕС, ЕАСТ, Европейское экономическое пространство);
- развивающимися странами (АСЕАН, СААРК, МЕРКОСУР, ЭКОВАС);
- странами с переходной экономикой (СНГ, СЕФТА);
- находящимися на разных уровнях социально-экономического развития державами (АТЭС, СПАРТЕКА, НАФТА).
Экономическая интеграция претерпевает следующие стадии зрелости:
- Зона свободной торговли предполагает отмену таможенных барьеров во взаимной торговле.
- Таможенный союз дает возможность свободного перемещения товаров внутри объединения, дополненное единым таможенным тарифом по отношению к третьим странам.
- Общий рынок влечет отмену всех ограничений во взаимном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капитала.
- Экономический и валютный союз объединяет в себе все интеграционные формы, дополненные единой экономической и финансовой политикой, создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов, переход на единую валюту.
Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе. Во второй половине ХХ века здесь сложилось единое хозяйственное пространство, в рамках которого формировались общие условия воспроизводства, создавался механизм регулирования. Европейский союз признан примером зрелой интеграционной группировки в мировой экономике.
Источник
Основные интеграционные группировки
Точно определить, на каком уровне развития действительно находится то или иное интеграционное объединение, довольно сложно в силу как отсутствия достаточно сопоставимой информации, так и зачастую возникающих сильных различий между провозглашенными целями и реальными достижениями. Нередко группировка, называющая себя экономическим союзом, может находиться лишь на ранних этапах взаимной ликвидации таможенных тарифов, то есть еще не достигнуть даже уровня зоны свободной торговли, а объединение, считающее себя таможенным союзом, может вообще существовать только на бумаге, поскольку общий таможенный тариф еще не разработан и не введен.
Классификация основных действующих интеграционных объединений по объявленным конечным целям показывает, что в современной международной экономике существует достаточно много примеров интеграционных группировок, находящихся на каждой из стадий развития интеграционного процесса (табл. 12.2).
Таблица 12.2 – Уровень развития интеграционных объединений
Уровень | Название и год создания | Страны – члены |
Преференциальное торговое соглашение | 1. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и странами бывшего СССР, 1994 г. | ЕС, Беларусь, Казахстан, Россия, Украина |
2. Соглашение об ассоциации с ЕС, 1991-1995 гг. | Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Словения | |
Зона свободной торговли (ЗСТ) | 1. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), 1960 г. | Австрия, Великобритания, Дания, Швейцария, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Португалия, Норвегия, Швеция. В 1972 г. из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1995 г. – Австрия, Финляндия, Швеция. |
2. Балтийская ЗСТ, 1993 г. | Эстония, Латвия, Литва | |
3. Вышеградская четверка, 1990г. | Венгрия, Польша, Чехия, Словения | |
4. Центрально-Европейская зона свободной торговли (ЦЕФТА), 1992г. | Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Словакия | |
5. Североамериканская зона свободной торговли, НАФТА, 1994г. | Канада, Мексика, США | |
6. Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, АНЦСЕРТА, 1983 г. | Австралия, Новая Зеландия | |
7. Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, АТЭС, 1989 г. | 21 страна-участница Азии, Северной и Южной Америки: Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Индонезия, Гвинея, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Китай, Юж.Корея, Япония, США, Канада, Чили; с 1997 г. – Вьетнам, Перу, РФ | |
Таможенный союз | 1. Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), 1961 | Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа |
2. Арабский общий рынок, 1964г. | Египет, Ирак, Иордания, Ливия, Мавритания, Сирия, Йемен | |
Общий рынок | 1. Латиноамериканская ассоциация интеграции, ЛАИ, 1960 г. | Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай, Венесуэла, Парагвай |
2. Общий рынок Южного конуса, МЕРКОСУР, 1991 г. | Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай | |
3. Карибское сообщество и Карибский общий рынок, КАРИКОМ, 1973 г. | Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидад и Тобаго – 13 государств | |
4. Андская группа, 1969 г. | Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла | |
5. Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива, «нефтяная шестерка», 1981 г. | Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ | |
6. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, АСЕАН, 1967 г. | Индонезия, Филиппины, Бруней, Сингапур, Малайзия, Таиланд; с1995 г. Вьетнам | |
Экономический союз | 1. Европейское экономическое сообщество, ЕЭС, 1957 г., с 1993 г. – Европейский союз, ЕС | Австрия, Бельгия, Ве-ликобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Швеция, Чехия, Эстония, Болгария , Румыния. |
2. Экономический союз, Бенилюкс, 1948 г. | Бельгия, Нидерланды, Люксембург | |
3. Содружество независимых государств, СНГ, 1992 г. | Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан | |
4. Союз Арабского Магриба, САМ, 1989 г. | Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис | |
5. Западноафриканский экономический и валютный союз, ЮЭМОА, 1994 г. | Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигерия, Сенегал, Того | |
6. Сообщество развития Юга Африки, САДК, 1973 г. | Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Танзания, Замбия и Зимбабве, ЮАР, Мавритания | |
7. Экономическое сообщество стран Западной Африки, ЭКОВАС, 1975г. | Бенин, Буркина-Фасо, Острова Зеленого Мыса, Кот-д’Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того – 16 стран | |
8. Экономическое сообщество стран Центральной Африки, КЭЕАС | 11 стран-участниц |
Уровень достигнутого прогресса в соответствии с поставленными целями весьма различен. Отдельные группировки полностью выполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют ее отдельные стороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ, Центральноамериканский общий рынок и др.). Большинство, однако, еще находятся на ранних подступах к поставленным целям. Например, только Доминика и Сент-Винсент и Гренадины из числа 7 членов Организации восточнокарибских государств, называющей себя таможенным союзом, реально используют общий таможенный тариф в отношении третьих стран. Как показывает исторический опыт, наиболее просто оказывается реализовать на практике начальные этапы экономической интеграции до уровня таможенного союза. Независимо от провозглашенных целей и названий большинство группировок находятся на уровне либо преференциальных торговых соглашений, либо зоны свободной торговли, которые не включают каких-либо обязательств по согласованию или унификации макроэкономической политики и наиболее просты для претворения в жизнь.
Согласно статистике, на страны, входящие в экономические блоки, приходится 2/3 совокупного ВВП мира, основная часть международной торговли – около 7 трлн. долл. – и межстранового движения капиталов — около 0,6 трлн.долл. Наиболее крупные интеграционные группировки включают в себя десятки стран, так, ЕС – 27 стран, АТЭС – более 20.
Таблица 12.3 – Основные интеграционные группировки в мире
Название и дата создания | Участники | Форма интеграции | Экономический потенциал |
Европейское эконо-мическое сообщество (ЕЭС), 1957-1992гг., с 1992г. -Европейский Союз (ЕС) | Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Швеция, Чехия, Эстония, Болгария , Румыния | Экономический и валютный союз – наиболее зрелая интеграционная группировка | • 450 млн. чел.; • 27% мирового ВВП; • около 18% мировой торговли товарами и 24% торговли услу- гами; • 46% и 21% в экспор- те и импорте прямых иностранных инве- стиций (ПИИ) соот- ветственно |
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), 1989г. | Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа -Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Чили, Южная Корея, Япония | Зона свободной торговли (в стадии становления) | • 2,6 млрд. чел.; • 60% мирового ВВП; • 47% мировой тор- говли; • самый динамично развивающийся регион |
Североамериканское соглашение о сво-бодной торговле (НАФТА), 1994г. | Канада, Мексика, США | Зона свободной торговли | • 430 млн.чел.; • 40% мирового ВВП; • 20% мировой торговли. |
МЕРКОСУР (Рынок Южного Конуса – пер. с испанского), 1991г. | Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай | Таможенный союз (формирование общего рынка к 2006г.) Зона свободной торговли с Чили и Боливией | • 226 млн. чел.; • 5,8% мирового ВВП; • 1,2% мировой торговли. |
Содружество неза-висимых государств (СНГ), 1991г. | Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Мол-давия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина | Зона свободной торговли (недостаточно оформленная). | • 280 млн. чел.; • 5,9% мирового ВВП; • 2,3% мировой торговли. |
БРИКС (до 2011 – БРИК) – заявляют о себе как политический союз 2006 г. | группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика | Скоро будут созданы: · Пул валютных резервов (как замена МВФ) · Банк развития стран БРИКС (как замена Всемирному банку) Начать работу структуры планируют к 2015 году [10] . | 43% численности населения; |
VI саммит БРИКС (Форталеза и Бразилиа, 15-16 июля 2014)]
Саммит глав государств БРИКС с участием Владимира Путина прошел 15-16 июля в бразильских городах Форталеза и Бразилиа. Страны-члены БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка. Подписано Соглашение об учреждении Нового банка развития и договор о создании пула условных валютных резервов стран-членов БРИКС Предельный размер уставного капитала Банка развития составит $100 млрд. Из этой суммы половина будет распределена между странами БРИКС.
Размещение наземных станций на территории стран БРИКС сделает систему ГЛОНАСС более конкурентоспособной, надеются российские лоббисты этой идеи. БРИКС располагает уникальным геостационарным преимуществом: страны-участницы расположены на трех континентах.
Договор о пуле условных валют, а точнее Резервный фонд БРИКС, будет иметь функции, схожие с МВФ. В случае необходимости фонд будет оказывать финансовую помощь тем странам-членам БРИКС, которые испытывают проблемы с платежными балансами. «Это весьма актуальная проблема в условиях волатильности мировой экономики и резкого перетока капиталов из развитых стран в новые экономики, в том числе в экономики стран БРИКС, и обратно. Именно такие резкие движения капиталов и могут породить проблемы с платежными балансом. Так что создаваемый пул условных валютных резервов будет серьезным амортизирующим механизмом в этой ситуации».
Капитал фонда, то есть объем ресурсов пула условных валютных резервов БРИКС, составит $100 млрд. Размер странового взноса в фонд был предметом спора с 2012 г. Но принципиальный подход таков: взнос должен соответствовать размеру экономики страны. Это традиционный подход, действующий, например, в Евразийском экономическом союзе: в нем основной донор – Россия. В БРИКС основную финансовую нагрузку возьмет на себя Китай, вторая экономика мира. Для Китая мультипликатор составит 0,5. То есть Китай, в случае необходимости, получит не $41 млрд, а половину. Для ЮАР мультипликатор равен двум, для остальных стран – единице. «То есть $18 млрд. – наша доля, и мы $18 млрд. можем получить», – уточнил Силуанов. Центробанки БРИКС будут сохранять свои доли в составе своих золотовалютных резервов. Выделение финансовой помощи нуждающемуся члену БРИКС будет иметь привязку к соответствующей программе МВФ. Глава Минфина подчеркнул, что пул будет использовать два инструмента – один превентивный инструмент для поддержания ликвидности в кризисное время и один – постфактум.
Каждая страна, решившая обратиться за помощью, должна обосновать свою заявку, указав, что испытывает проблемы с оттоком капитала, давлением на валютных рынках и резким снижением курса национальной валюты. Вместе с тем министр оговорился, что «никаких определенных критериев (для получения ликвидности) нет». Страна – член БРИКС будет иметь право не участвовать в формировании фонда. Глава Минфина добавил, что документ, который планируют подписать лидеры БРИКС, – это рамочное соглашение, не влекущее за собой прямых обязательств.
На некоторую аморфность структуры БРИКС и рекомендательный характер решений указывают и российские эксперты. По данным Всемирного банка, суммарный ВВП стран БРИКС в 2013 г. составил $15,75 трлн., или около 18% мирового ВВП, население пяти стран – 3 млрд. человек. «При этом темпы роста развивающихся стран, даже с учетом текущего замедления, все равно значительно выше, чем в США и большинстве европейских стран. С течением времени с этим блоком все больше придется считаться», — говорит Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари».
Сейчаc страны БРИКС действительно озабочены спадом своих экономик, но саммит поможет сплотить ряды, нарастить товарооборот и поднять значимость организации на международной арене», — сказал «Газете. Ru» Джейшри Сенгупта, старший научный сотрудник Observer Research Foundation в Нью Дели (Индия). «Создание Нового банка развития и пула условных валютных резервов стран БРИКС — это не цель, а видимый результат сотрудничества, которое активно развивается по трем десяткам направлений», — солидарен бразильский шерпа Граса Лима. По его словам, «сейчас было бы, возможно, преувеличением, но отнюдь не абсурдом говорить о рождении новой международной финансовой системы», сравнимой с той, что была создана в Бреттон-Вудсе в 1944 г. и в главных чертах действует по сей день.
Наиболее ощутимую выгоду от создания финансовых институтов БРИКС получит, прежде всего, Россия. И дело не в том, что Россия нуждается в стабилизационных кредитах, а в том, что России крайне необходима диверсификация своих рынков и укрепление отношений со странами-партнерами. «Такая необходимость продиктована обострением политической ситуации в мире и агрессивной риторикой США и ЕС в отношении Москвы», — добавляет Желаннова из «Альпари».
На Саммите было подтверждено решение о создании сетевого Университета БРИКС.
Источник