Интеграционные объединения развивающихся странах
Развивающиеся страны стали проявлять повышенный интерес к региональной интеграции в 60-е гг. Создание интеграционных группировок рассматривалось ими как одно из основных средств диверсификации ВЭД и ослабления зависимости от развитых стран. Однако почти 50-летний опыт функционирования региональных экономических группировок в развивающихся странах (а их насчитывается более 50) показал, что ни в одной из них не удалось сформировать интеграционный комплекс, подобно созданным в развитых странах. Об этом, в частности, свидетельствует уровень взаимного экспорта в общем экспорте группировок. Так, если в ЕС доля взаимной торговли составляет около 70%, то в развивающихся странах она колеблется от долей процента до 20%.
Поскольку существующий уровень взаимных экономических отношений в регионах развивающегося мира невысок, возникает проблема их интенсификации, которая решается при активном участии государства. А это ведет к формализации интеграционных группировок, к большому значению политических факторов при их создании и функционировании в развивающихся странах.
Применительно к развивающимся странам можно также говорить о специфическом характере ставящихся целей интеграции. Если для развитых стран интеграция – это функция уже достигнувшего ими высокого уровня развития производительных сил, то для развивающихся стран – это средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации. Более конкретно эти цели состоят в следующем:
— ускорение экономического роста;
— оптимизация структуры национальных экономик;
— ослабление зависимости от бывших метрополий;
— изменение своего подчиненного положения в международной экономике.
Процесс интеграции в развивающихся странах идет крайне медленно, что объясняется внутренними особенностями каждой отдельной страны (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов); существенными различиями в экономической (в том числе внешнеэкономической) стратегии отдельных участников группировок и избранных ими моделях развития; характером взаимосвязей интегрирующихся государств (низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран, низкая степень развития инфраструктуры); факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны ТНК); политической нестабильностью. Все это свидетельствует о том, что интеграция в развивающихся странах является лишь прединтеграцией.
Все интеграционные группировки Латинской Америки имеют конечной целью создание общего рынка. Азиатско-тихоокеанская интеграция проявляется, прежде всего, на микроуровне в форме образования МНК и ТНК. На Ближнем Востоке наиболее значительными являются Союз сотрудничества арабских государств Персидского Залива, Совет арабского сотрудничества и Союз арабского Магриба.
В Африке существует огромное разнообразие интеграционных группировок. Наиболее крупными и значительными являются 5: Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), Таможенный и экономический союз Центральной Африки, Южноафриканское сообщество развития, Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Западно-африканский экономический и валютный союз (УЭМОА). Все эти группировки предполагают создание общего рынка, а ЭКОВАС и УЭМОА кроме этого предусматривают также гармонизацию национального законодательства (в частности, инвестиционного). УЭМОА ставит целью создание не только экономического, но и валютного союза.
Самая многочисленная организация – Организация африканского единства (ОАЕ) является скорее политическим, чем экономическим объединением. Она создана в 1963 г. и первоначально ставила цель ликвидацию колониализма и расизма в Африке. В экономической области в ее цели входит координация политики стран-членов и содействие созданию африканского экономического сообщества.
Интеграционные процессы в Африке сталкиваются с большими трудностями, обусловленными малой емкостью национальных рынков и крайне низким уровнем внутрирегиональной торговли.
Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные различия интеграции в развитых и развивающихся странах:
— различные побудительные причины интеграции;
— различные исходные экономические и политические мотивы интеграции;
— развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь;
— отсутствие динамики в развитии интеграционных группировок развивающихся стран.
Учитывая эти различия, весьма перспективной представляется вертикальная интеграция между развитыми и развивающимися странами. Примеры ее уже есть в Азиатско-тихоокеанском и североамериканском регионах. Такая интеграция имеет значительные преимущества по сравнению, например, с африканской интеграцией, во многом складывающийся на основе принципа коллективного самообеспечения.
Источник
Интеграционные объединения развивающихся стран
Процесс интеграции в развивающихся странах идет крайне медленно, что объясняется
— внутренними особенностями каждой отдельной страны
— низкий уровень развития производительных сил,
— монокультурность национальной экономики,
— недостаток финансовых ресурсов;
— существенными различиями в экономической (в том числе внешнеэкономической) стратегии отдельных участников группировок и избранных ими моделях развития;
— низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран,
— низкая степень развития инфраструктуры;
— факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны ТНК);
Применительно к развивающимся странам можно также говорить о специфическом характере ставящихся целей интеграции:
— ускорение экономического роста;
— оптимизация структуры национальных экономик;
— ослабление зависимости от бывших метрополий;
— изменение своего подчиненного положения в международной экономике.
Все интеграционные группировки Латинской Америки имеют конечной целью создание общего рынка.
Азиатско-тихоокеанская интеграция проявляется, прежде всего, на микроуровне в форме образования МНК и ТНК.
На Ближнем Востоке наиболее значительными являются Союз сотрудничества арабских государств Персидского Залива, Совет арабского сотрудничества и Союз арабского Магриба.
В Африке существует огромное разнообразие интеграционных группировок. Наиболее крупными и значительными являются 5:
· Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС),
· Таможенный и экономический союз Центральной Африки,
· Южноафриканское сообщество развития,
· Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА),
· Западно-африканский экономический и валютный союз (УЭМОА).
· Самая многочисленная организация – Организация африканского единства (ОАЕ) является скорее политическим, чем экономическим объединением.
Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные различия интеграции в развитых и развивающихся странах:
— различные побудительные причины интеграции;
— различные исходные экономические и политические мотивы интеграции;
— развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь;
— отсутствие динамики в развитии интеграционных группировок развивающихся стран.
Учитывая эти различия, весьма перспективной представляется вертикальная интеграция между развитыми и развивающимися странами. Примеры ее уже есть в Азиатско-тихоокеанском и североамериканском регионах. Такая интеграция имеет значительные преимущества по сравнению, например, с африканской интеграцией, во многом складывающийся на основе принципа коллективного самообеспечения.
Источник
Интеграционные объединения развивающихся стран
Североамериканская модель интеграции (НАФТА).
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — интеграционная организация США, Канады и Мексики, возникшая в 1994 г. как преемница зоны свободной торговли Канады и США (КУФТА, 1988) и достигшая этапа зоны свободной торговли с элементами общего рынка капитала и услуг.
4. Интеграция в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТЭС).
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)— неформальный региональный форум интеграционной направленности, в котором участвует 21 страна Азии, Евразии, Америки и Океании (Австралия, Бруней Дюрасалам, Канада, Чили, Китай, Гонконг, Индонезия, Япония, Р.Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Филиппины, Россия, Сингапур, Тайвань, Таиланд, США и Вьетнам), образованный в 1989 г. в столице Австралии г.Канберре с целью создания в перспективе зоны свободной торговли, зоны инвестиций.
Интеграционное объединение развивающихся стран – интеграционное объединение, странами-участницами которого являются только развивающиеся страны. Примеры: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ), Центрально-Американский общий рынок (ЦАОР), Андское сообщество (АНКОМ), Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ), Организация восточнокарибских государств (ОВКГ), Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР), Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС), Союз реки Ману, Западноафриканский экономический и валютный союз (УЭМОА), Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Восточно-Африканский Союз, Экономическое сообщество стран в районе Великих озер, Южно-Африканский таможенный союз (САКУ), Южно-Африканское сообщество развития (САДК), Центрально-Африканский экономический и валютный союз (КЕМАК), Совет арабского экономического единства (САЭЕ), Совет по сотрудничеству Арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ), Арабский общий рынок (АОР), Арабская зона свободной торговли (АФТА), Союз Арабского Магриба и др.
6. Развитие интеграционных процессов в СНГ.
Содружество независимых государств (СНГ) –региональная интеграционная организация 11-ти независимых государств, появившихся после распада СССР (Россия, Беларусь, Украина, Казахстан, Молдова, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения, Азербайджан, Армения, Узбекистан), возникшая в 1991г. на основе подписанного Россией, Беларусью и Украиной в д. Вискули (Беловежская пуща) Соглашения о создании СНГ с целью формирования экономического и валютного союза, но пока не завершившая формирование многостороннего режима зоны свободной торговли.
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) –субрегиональная интеграционная группа 6-и государств СНГ (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан), возникшая как преемница Таможенного союза четырех (1996) на основе Договора об учреждении ЕврАзЭС (2000) с целью формирования таможенного, экономического и валютного союза.
Союзное государство Беларуси и России –субрегиональная интеграционная организация 2-х государств СНГ, возникшая как преемница Таможенного союза (1995), Сообщества (1996) и Союза Беларуси и России (1997) на основе Договора о создании Союзного государства (1999) с целью формирования экономического, валютного и политического союза двух равноправных государств (достигнут этап таможенного союза с элементами общего рынка, экономического и политического союза).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
71.Особенности интеграционных процессов в развитых и развивающихся странах.
Экономическая интеграция в странах с развитым рыночным хозяйством представляет собой сочетание процессов частно-корпорационной интеграции (или интеграции на микроуровне) и межгосударственной (на макроуровне). Эти процессы не происходят обособленно друг от друга, а образуют органическое единство, хотя и противоречивое. Стремление развивающихся стран к экономической интеграции имеет другие причины, чем в случае высокоразвитых стран. Если у последних данный процесс является необходимостью. Вытекающей из требований достигнутого уровня производственных сил, то в развивающихся странах необходимость вытекает из того. Что благодаря ей эти страны получают возможность определенного ослабления трудностей в экономическом развитии. Экономическая интеграция в развивающихся станах идет медленнее в силу сдерживающих факторов: факторов состояния внутренней экономики (низкий уровень производительных сил, монокультурность), особенностей взаимных отношений (недостаток финансовых ресурсов для осуществления интеграционных процессов, недостаточное развитие инфраструктуры, слабость материальной базы), факторов внешнего порядка (нарастание финансовой зависимости от индустриально развитых стран, значительный контроль ТНК над внешней торговлей), политической нестабильности. Таким образом, важнейшими аспектами опыта интеграционных процессов в развивающихся странах следует признать:1.возникновение положительных результатов участия государства в хозяйственном сближении лишь при наличии внутрирегиональных горизонтальных связей (внутри- и межотраслевых);2.образование центров «треугольников роста», которые постепенно втягивают остальные регионы в систему современных мирохозяйственных отношений.
Отличия интеграции в промышленно развитых и развивающихся странах:
1.различные побудительные причины интеграции;
2.различные исходные экономические и политические условия интеграции;3.развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь, как в индустриальных странах;
4.отсутствие позитивной динамики в развитии интеграционных группировок третьего мира.
72.Интеграционные
объединения в группе экономически развитых стран. Интеграция в Западной Европе (Европейский союз).
Примером регионального интеграционного объединения стран, имеющего на сегодняшний день самый значительный период своего существования, является Европейский Союз (ЕС). Как организация, в развитии которой были, по сути, представлены все основные интеграционные формы, ЕС представляет безусловный интерес для рассмотрения механизмов региональной интеграции. История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург. Римский договор (1957) заложил конституционные основы Европейского Союза, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран. Зона свободной торговли (1958 -1967 гг.) – данный этап характеризуется отменой таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества. Введен общий таможенный тариф и единая торговая политика в отношении третьих стран. Таможенный союз (1968 -1986 гг.) – единая аграрная политика дополняется единой политикой в сфере окружающей среды и в области исследований и технологического развития. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 году было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС, так называемая европейская «валютная змея». С 1979 года начала функционировать европейская валютная система (ЕВС), Этап экономического союза (с 1993 г. и по настоящее время) характеризуется усилением экономической и политической интеграции форсированным развитием валютного союза на основе подписанного в начале 1992 года Маастрихтского договора о формировании экономического и валютного союза. Совет Европейского союза (называемый еще Советом министров) состоит из министров правительств государств-членов и несет ответственность за принятие основных политических решений ЕС на основе предложений, выдвигаемых Европейской комиссией. Европейская комиссия является исполнительным органом (своего рода правительство) и несет ответственность за соблюдение выполнения странами Договора о Европейском Союзе, претворяет в жизнь решения Европейского совета и Совета Европейского Союза, а также обладает правом законодательной инициативы.
Европейский совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции – основная миссия Европейского совета. Европейский парламент принимает бюджет ЕС, контролирует деятельность Еврокомиссии, занимается законотворческой деятельностью. Суд европейских сообществ – высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающий принципов ЕС. Европейский центральный банк (ЕЦБ) –ЕЦБ определяет финансовую политику в зоне евро. Счетная палата — контрольный орган ЕС, учрежденный в 1992 годуЭкономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только ЕС. В 1960 году был заключен договор о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), куда вошли семь государств: Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария (в настоящее время членами ЕАСТ являются 4 страны: Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн).
Источник