- 2. Интеграционные процессы в экономике стран снг. Экономическая интеграция Беларуси и России.
- 7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
- Интеграционные процессы экономик стран снг
- Задачи и перспективы интеграции в рамках СНГ
- Готовые работы на аналогичную тему
- Интеграционные проекты в рамках СНГ – Союзное государство и ЕАЭС
2. Интеграционные процессы в экономике стран снг. Экономическая интеграция Беларуси и России.
Развитие национальной экономики Республики Беларусь во многом определяется интеграционными процессами в рамках Содружества Независимых Государств. Экономики бывших республик СССР отличались высокой степенью интегрированное даже в сравнении с Европейским Союзом. Из Беларуси вывозилось около 80% всей производимой промышленной продукции. К тому же промышленность Беларуси сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых рассчитаны на выпуск продукции в объемах, удовлетворяющих потребности рынков бывшего СССР и стран СЭВ. Это же относится и к сельскому хозяйству. Поэтому Республика Беларусь была заинтересована в создании и развитии СНГ.
В декабре 1991 г. руководители трех государств — Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины — подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое одновременно объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права. Участниками СНГ также стали: в 1991 г. — Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, в 1992 г. — Армения, Кыргызстан, Узбекистан, в 1993 г. -Азербайджан и Грузия.
Образование СНГ с самого начала носило декларативный характер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интеграционных процессов. Только в сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором определены основные этапы углубления экономической интеграции: межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли; таможенный союз; общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; валютный (денежный) союз.
Объективной основой формирования СНГ являлись: сформированные за годы существования СССР глубокие интеграционные связи, страновая специализация производства, разветвленная кооперация на уровне предприятий и отраслей, общая инфраструктура.
СНГ обладает большими природным, человеческим и экономическим потенциалами, которые дают ему значительные конкурентные преимущества и позволяют занять достойное место в мире. На долю СНГ приходится 16,3% территории земного шара, 5% численности населения, 10% промышленного производства.
В октябре 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. Статус наблюдателей предоставлен Армении, Молдове и Украине.
Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза и Единого экономического пространства, координация подходов государств к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.
В сентябре 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана и Украины, которое в свою очередь должно стать базой для возможного будущего межгосударственного объединения — Организации региональной интеграции (ОРИ). В ЕЭП объединяются страны с наиболее мощным экономическим потенциалом, на долю которых приходится более 92% ВВП, 89% товарооборота, 78% населения и 93% территории всех государств — участников СНГ.
В октябре 2007 г. в г, Душанбе на саммите ЕврАзЭС и ОДКБ Беларусь, Казахстан и Россия договорились о создании Таможенного Союза. В ЕврАзЭС вступил Узбекистан.
Среди стран СНГ наиболее последовательно осуществляют экономическую интеграцию Республика Беларусь и Российская Федерация. Объективная потребность в углублении интеграционных связей Беларуси с Россией обусловливается исторически сложившейся структурой национальной экономики Беларуси.
В развитии интеграционных процессов и формировании единого экономического пространства Союзного государства важное значение имеет разработка совместных программ в различных сферах деятельности — научно-технической, производственной, социальной, экологической, правовой и др. Для реализации совместных программ образуется союзный бюджет, который с каждым годом увеличивается.
Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, имеет внешнеэкономические связи более чем со 170 странами мира (торговля со 174 странами мира: белорусские товары экспортируются на рынки 139 государств, импорт из 159 стран).
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Источник
7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг
Одним из важных приоритетов внешней политики Беларуси являются отношения с государствами-партнерами по Содружеству Независимых Государств и интеграционные процессы на пространстве этого Содружества. Помимо Российской Федерации, ключевыми экономическими партнерами из числа государств СНГ для нашей страны являются Украина, Казахстан, Молдова, Азербайджан. Экономики бывших советских республик отличались высокой степенью интегриро-ианности даже в сравнении с европейским союзом. В 1990 г. в межреспубликанский оборот поступало примерно 20 % ВВП, тогда как в странах ЕС — лишь 14 %. Из Беларуси вывозилось около 80 % всей произведенной продукции. Промышленность республики сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в больших объемах, удовлетворяющих потребности республик бывшего Советского Союза. Это в дальнейшем и предопределило интеграционные направления развития Республики Беларусь.
В декабре 1991 г. руководители трех государств — Республика Беларусь, Российская Федерация, Украина — подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Украина. В 1992 г. в состав СНГ вошли Армения, Кыргызстан, Узбекистан, в 1993 г. — Азербайджан, Грузия.
На период с 1991 по 1994 гг. в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению взаимных внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на другие страны, что явилось одной из главных причин глубокого экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. — платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как постоянно действующего органа Экономического союза. Объективными причинами образования СНГ являлись следующие:
страны, входящие в СНГ, взаимосвязаны и взаимозависимы в силу того, что долгий период времени находились в одном государстве;
страны СНГ совместно обладают большими природными, человеческими и экономическими потенциалами, что дает им конкурентное преимущество: на долю стран СНГ приходится 16,3 % территории земного шара; 10 % промышленного производства; разведанные запасы нефти в России составляют 13 % мировых, в Азербайджане — более 10 %, в Казахстане и Туркменистане — около 10 %; в России сосредоточено около 35 % мировых ресурсов природного газа, вместе в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане — почти 20 % и т. д.;
— выгодное геополитическое положение: например, по территории СНГ проходит самый короткий путь из Европы в Юго-Восточную Азию;
— относительно дешевая в мировых рамках рабочая сила и др. Стратегическими целями экономической интеграции стран
СНГ являются: использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства; повы- шение уровня и качества жизни населения стран, входящих в союз. Первоначально основное внимание уделялось решению социальных проблем различного рода: безвизовый режим, учет трудового стажа, пенсии, социальные пособия, взаимное при- знание документов и т. д. Одновременно решались некоторые вопросы по таможенному оформлению и контролю, транзита природного газа, нефти и нефтепродуктов, согласования та- рифной политики в различных отраслях, разрешения хозяйс- твенных споров на территории стран. Следует отметить, что темпы развития экономической интегрированности несколько уступают вышеизложенным процессам. ,
Во внешнеторговом обороте Беларуси доля стран СНГ уменьшилась с 62,4 % в 2002 г. до 57,1 в 2007 г. Республика Беларусь имеет наиболее тесные интеграционные связи, в разрезе стран СНГ:
с Российской Федерацией, доля которой в экспорте Республики Беларусь колеблется от 90,7 % в 2002 г. до 79 % в 2007 г.; в импорте — от 94 %(2002-2004 гг.) до 90 % в 2007 г.;
с Украиной, доля которой в экспорте Республики Беларусь колеблется от 6 % (в 2002-2003 гг.) до 13,1 % в 2007 г.; в импорте — от 4 % (2001-2004 гг.) до 8 % в 2007 г.
Следует отметить, что основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы внутри Содружества, являются:
— различные модели социально-экономического развития стран;
— разная степень рыночных преобразований;
неконкурентоспособность ряда крупных предприятий в странах;
несогласованность проводимой отдельными странами таможенной, налоговой политики и т. д.
Развитие интеграционных процессов в СНГ связано с организацией субрегиональных образований и заключением двусторонних соглашений. Республика Беларусь и Российская Федерация подписали в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в апреле 1997 г. — Договор об образовании Союза Беларуси и России и в декабре 1999 г. — Договор об образовании Союзного государства. В октябре 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан. Статус наблюдателя предоставлен Армении, Молдове и Украине.
В сентябре 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана, Украины, которое в свою очередь должно стать базой для возможного будущего межгосударственною объединения — Организации региональной интеграции. В I )П объединяются страны с наиболее мощным экономическим потенциалом, на долю которых приходится более 92% ВВП, К’) — товарооборота, 78 — населения и 93 % территории всех государств-участников СНГ. В рамках СНГ образованы и функционируют и другие субрегиональные объединения:
Центральноазиатское экономическое сообщество, которое I формировано на основе Договора от 30 апреля 1994 г между Казах-с i-.iHOM, Киргизией и Узбекистаном (в марте вступил Таджикистан);
ГУУАМ — неформальное объединение Грузии, Украины, \|оекистана, Азербайджана, Молдовы на основе Декларации, ПО шисанной президентами этих стран 24 апреля 1999 г.
Источник
Интеграционные процессы экономик стран снг
Содружество Независимых Государств (СНГ) – это международная организация, объединяющая независимые страны – бывшие республики СССР, с целью развития экономической, социальной, культурной интеграции между ними.
Задачи и перспективы интеграции в рамках СНГ
СНГ был создан в 1991 году главами Белоруссии, Украины и России, после чего к организации присоединились все страны, возникшие на пространстве бывших советских республик за исключением прибалтийских государств. Первоначально перед СНГ стояли две основных задачи:
- осуществления процедуры ликвидации СССР и раздела общесоюзного наследия между государствами-преемниками;
- сохранение и укрепление интеграционных связей между государствами основанными на тесной экономической, культурной, социальной, научно-технической взаимосвязанности.
Готовые работы на аналогичную тему
Данные задачи первоначально находились в противоречии друг с другом, что во многом обусловило итоги дальнейшей деятельности СНГ. Первая задача, по «цивилизованному разводу» стран была осуществлена достаточно успешно, в то время как задачи интеграции, несмотря на заключение многочисленных соглашений носила в большей степени декларативный характер. Причины этого лежали в преобладающем стремлении государств – членов СНГ к независимости, которая была несовместима с понятием интеграции, а также выстраиванию самостоятельных отношений с третьими странами – прежде всего государствами ЕС, США, Ближнего Востока и азиатского региона.
В рамках СНГ последовательно заключались такие соглашения в области экономической интеграции как:
- Договор о создании Экономического союза 1993 года;
- Соглашение о создании ЗСТ 1994 года;
- Соглашение о создании Таможенного союза 1995 года;
Однако несмотря на заключаемые соглашения реальные объемы торговли в рамках СНГ стремительно снижались. Так если в 1992 году оборот составил 138 млрд. долларов, то в 2000 уже 59 млрд. долларов. При этом объемы торговых взаимоотношений с третьими странами в это же время неуклонно росли. Причины низкой эффективности, предпринимаемых заключались как в их декларативности и непоследовательности, так и в отсутствии материально-промышленных предпосылок для роста торговли в рамках СНГ, в силу неконкурентоспособности промышленных товаров, технически сложных изделий, в сравнении с товарами предлагаемыми зарубежными странами.
Кроме того, значительное влияние на интеграционные процессы в рамках СНГ оказывает все возрастающая разница в экономическом и социально-политическом развитии между странами, что создает дополнительные трудности на пути формирования единого экономического пространства. В результате неудовлетворённости действием соглашений в рамках СНГ организацию в разные годы покинули Грузия, Украина и Туркменистан. В настоящее время несмотря на сохранение СНГ, организация нуждается в серьёзном реформировании своих структур, целей и задач, которые позволили бы вывести ее деятельность на новый, имеющий реальное значение для интеграции стран-участников уровень, в противном случае она остается лишь формальным соглашением.
Интеграционные проекты в рамках СНГ – Союзное государство и ЕАЭС
Итогом разноскоростной интеграции в рамках СНГ стало возникновение региональных блоков и объединений, таких как Союзное государство России и Белоруссии; Центрально-азиатское сотрудничество (ЦАС) вкачавшее в себя Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан; Таможенный союз, объединивший пять стран – Белоруссию, Россию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан; ГУАМ в составе Украины, Грузии, Молдавии и Азербайджана.
Создание подобных региональных интеграционных проектов представляет собой один из перспективных вариантов развития и трансформации СНГ. В рамках региональных структур объединяются именно те страны, сотрудничество между которыми действительно наиболее интенсивно и имеет значительные перспективы роста в силу торгово-экономических, природно-географических, национально-политических взаимосвязей.
Союзное государство России и Белоруссии (СРБ) представляет собой один из наиболее глубоких региональных интеграционных проектов, предпосылками которого выступало постепенное сближение правовых, экономических, культурных пространств стран начиная с 1994 года. Сам договор о создании СРБ был заключен в 2000 году. Проект предполагает всеобъемлющую интеграцию политического, экономического и культурного пространства двух стран, при сохранении их суверенитета и фактической независимости. Несмотря на определенное охлаждение отношений России и Белоруссии в 2010 году, идеи СРБ продолжают оставаться актуальными и по настоящее время, а сам проект выступает в качестве модели возрождения интеграционных процессов в рамках СНГ.
Значительные успехи в области торгово-экономического сотрудничества были достигнуты по линии Таможенного союза – ЕАЭС. Таможенный союз 1995 года в 2000 был преобразован в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), предполагающее большую степень интеграции экономик стран участниц, объединяющие достижения ЗСТ (беспошлинная торговля) и Таможенного союза (единый таможенный тариф для третьих стран), для создания единого экономического пространства. В 2015 ЕврАзЭС был преобразован в ЕАЭС – Евразийский экономический союз, как новую ступень развития организации. Структура ЕАЭС во многом основана на институциональной модели ЕС и предоставляет перспективы для формирования разностороннего партнерства, выходящего за рамки исключительно экономических интересов.
Государства, наименее заинтересованные развитием интеграции в рамках СНГ, неизбежно связанного со сближением с Россией, а в большей степени ориентированные на вхождение в западноевропейское пространство образовали в 1997 году Организацию за демократию и экономическое развитие ГУАМ, аббревиатура которой составлена по первым буквам названия стран-участниц – Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии.
Страны ГУАМ ориентированы на вхождение как в Европейский союз (прежде всего Украина), так и в структуры НАТО, активно участвуя в программах сотрудничества с последней организацией. Помимо экономических отношений, страны ГУАМ объединяет внешнеполитическая повестка, связанная со стремлением разрешить замороженные территориальные конфликты СНГ, такие как Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия.
На пике активности организации в 2006-2008 годах ее члены выступали с активной критикой миротворческой деятельности РФ в данных регионах, а также стремились продавить решение по замене российских миротворцев собственными полицейскими контингентами. Однако после Южно-Осетинского конфликта августа 2008 года, развязанного грузинской стороной, международный интерес к деятельности и риторике ГУАМ упал на длительное время вплоть до 2014 года.
Источник