Интеграционные процессы экономик стран снг

2. Интеграционные процессы в экономике стран снг. Экономическая интеграция Беларуси и России.

Развитие национальной экономики Республики Беларусь во многом определяется интеграционными процессами в рамках Содружества Незави­симых Государств. Экономики бывших республик СССР отличались высо­кой степенью интегрированное даже в сравнении с Европейским Союзом. Из Беларуси вывозилось около 80% всей производимой промышленной продукции. К тому же промышленность Беларуси сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых рассчитаны на выпуск продукции в объемах, удовлетворяющих потребности рынков бывшего СССР и стран СЭВ. Это же относится и к сельскому хозяйству. Поэтому Республика Беларусь была заинтересована в создании и развитии СНГ.

В декабре 1991 г. руководители трех государств — Республики Бела­русь, Российской Федерации и Украины — подписали Соглашение о созда­нии Содружества Независимых Государств, которое одновременно объя­вило о прекращении существования СССР как субъекта международного права. Участниками СНГ также стали: в 1991 г. — Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, в 1992 г. — Армения, Кыргызстан, Узбекистан, в 1993 г. -Азербайджан и Грузия.

Образование СНГ с самого начала носило декларативный характер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми доку­ментами, обеспечивающими развитие интеграционных процессов. Только в сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического сою­за, в котором определены основные этапы углубления экономической ин­теграции: межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли; таможенный союз; общий рынок товаров, услуг, капиталов и ра­бочей силы; валютный (денежный) союз.

Читайте также:  Высокоразвитые страны зарубежной европы список

Объективной основой формирования СНГ являлись: сформирован­ные за годы существования СССР глубокие интеграционные связи, страновая специализация производства, разветвленная кооперация на уровне предприятий и отраслей, общая инфраструктура.

СНГ обладает большими природным, человеческим и экономиче­ским потенциалами, которые дают ему значительные конкурентные пре­имущества и позволяют занять достойное место в мире. На долю СНГ при­ходится 16,3% территории земного шара, 5% численности населения, 10% промышленного производства.

В октябре 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийско­го экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. Статус наблюдателей предоставлен Армении, Молдове и Украине.

Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза и Единого экономического пространст­ва, координация подходов государств к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосу­дарственных отношений в ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.

В сентябре 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого эко­номического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казах­стана и Украины, которое в свою очередь должно стать базой для возмож­ного будущего межгосударственного объединения — Организации регио­нальной интеграции (ОРИ). В ЕЭП объединяются страны с наиболее мощ­ным экономическим потенциалом, на долю которых приходится более 92% ВВП, 89% товарооборота, 78% населения и 93% территории всех госу­дарств — участников СНГ.

В октябре 2007 г. в г, Душанбе на саммите ЕврАзЭС и ОДКБ Бела­русь, Казахстан и Россия договорились о создании Таможенного Союза. В ЕврАзЭС вступил Узбекистан.

Среди стран СНГ наиболее последовательно осуществляют эконо­мическую интеграцию Республика Беларусь и Российская Федерация. Объективная потребность в углублении интеграционных связей Беларуси с Россией обусловливается исторически сложившейся структурой нацио­нальной экономики Беларуси.

В развитии интеграционных процессов и формировании единого эко­номического пространства Союзного государства важное значение имеет разработка совместных программ в различных сферах деятельности — науч­но-технической, производственной, социальной, экологической, правовой и др. Для реализации совместных программ образуется союзный бюджет, который с каждым годом увеличивается.

Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономиче­скую политику, имеет внешнеэкономические связи более чем со 170 стра­нами мира (торговля со 174 странами мира: белорусские товары экспортируются на рынки 139 государств, импорт из 159 стран).

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Источник

7.2. Интеграционные процессы в экономике стран снг

Одним из важных приоритетов внешней политики Бела­руси являются отношения с государствами-партнерами по Содружеству Независимых Государств и интеграционные про­цессы на пространстве этого Содружества. Помимо Российс­кой Федерации, ключевыми экономическими партнерами из числа государств СНГ для нашей страны являются Украина, Казахстан, Молдова, Азербайджан. Экономики бывших со­ветских республик отличались высокой степенью интегриро-ианности даже в сравнении с европейским союзом. В 1990 г. в межреспубликанский оборот поступало примерно 20 % ВВП, тогда как в странах ЕС — лишь 14 %. Из Беларуси вывозилось около 80 % всей произведенной продукции. Промышленность республики сконцентрирована на крупных предприятиях, про­изводственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в больших объемах, удовлетворяющих потребности республик бывшего Советского Союза. Это в дальнейшем и предопределило интеграционные направления развития Рес­публики Беларусь.

В декабре 1991 г. руководители трех государств — Респуб­лика Беларусь, Российская Федерация, Украина — подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Ка­захстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Украина. В 1992 г. в состав СНГ вошли Армения, Кыргызстан, Узбекистан, в 1993 г. — Азербайджан, Грузия.

На период с 1991 по 1994 гг. в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, приведшие к сущест­венному ослаблению взаимных внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на другие страны, что яви­лось одной из главных причин глубокого экономического кри­зиса на всем постсоветском пространстве. В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. — платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как постоянно действующе­го органа Экономического союза. Объективными причинами образования СНГ являлись следующие:

страны, входящие в СНГ, взаимосвязаны и взаимозави­симы в силу того, что долгий период времени находились в од­ном государстве;

страны СНГ совместно обладают большими природными, человеческими и экономическими потенциалами, что дает им конкурентное преимущество: на долю стран СНГ приходится 16,3 % территории земного шара; 10 % промышленного произ­водства; разведанные запасы нефти в России составляют 13 % мировых, в Азербайджане — более 10 %, в Казахстане и Туркме­нистане — около 10 %; в России сосредоточено около 35 % ми­ровых ресурсов природного газа, вместе в Азербайджане, Турк­менистане, Казахстане и Узбекистане — почти 20 % и т. д.;

— выгодное геополитическое положение: например, по территории СНГ проходит самый короткий путь из Европы в Юго-Восточную Азию;

— относительно дешевая в мировых рамках рабочая сила и др. Стратегическими целями экономической интеграции стран

СНГ являются: использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства; повы- шение уровня и качества жизни населения стран, входящих в союз. Первоначально основное внимание уделялось решению социальных проблем различного рода: безвизовый режим, учет трудового стажа, пенсии, социальные пособия, взаимное при- знание документов и т. д. Одновременно решались некоторые вопросы по таможенному оформлению и контролю, транзита природного газа, нефти и нефтепродуктов, согласования та- рифной политики в различных отраслях, разрешения хозяйс- твенных споров на территории стран. Следует отметить, что темпы развития экономической интегрированности несколько уступают вышеизложенным процессам. ,

Во внешнеторговом обороте Беларуси доля стран СНГ уменьшилась с 62,4 % в 2002 г. до 57,1 в 2007 г. Республика Бе­ларусь имеет наиболее тесные интеграционные связи, в разре­зе стран СНГ:

с Российской Федерацией, доля которой в экспорте Республики Беларусь колеблется от 90,7 % в 2002 г. до 79 % в 2007 г.; в импорте — от 94 %(2002-2004 гг.) до 90 % в 2007 г.;

с Украиной, доля которой в экспорте Республики Бела­русь колеблется от 6 % (в 2002-2003 гг.) до 13,1 % в 2007 г.; в импорте — от 4 % (2001-2004 гг.) до 8 % в 2007 г.

Следует отметить, что основными причинами, сдерживаю­щими интеграционные процессы внутри Содружества, являются:

— различные модели социально-экономического развития стран;

— разная степень рыночных преобразований;

неконкурентоспособность ряда крупных предприятий в странах;

несогласованность проводимой отдельными странами та­моженной, налоговой политики и т. д.

Развитие интеграционных процессов в СНГ связано с ор­ганизацией субрегиональных образований и заключением двусторонних соглашений. Республика Беларусь и Российская Федерация подписали в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в апреле 1997 г. — Договор об образовании Союза Беларуси и России и в декабре 1999 г. — До­говор об образовании Союзного государства. В октябре 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского эконо­мического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являют­ся Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан. Статус наблюдателя предоставлен Армении, Молдове и Украине.

В сентябре 2003 г. подписано Соглашение о создании Еди­ного экономического пространства (ЕЭП) на территории Бе­ларуси, России, Казахстана, Украины, которое в свою очередь должно стать базой для возможного будущего межгосударствен­ною объединения — Организации региональной интеграции. В I )П объединяются страны с наиболее мощным экономическим потенциалом, на долю которых приходится более 92% ВВП, К’) — товарооборота, 78 — населения и 93 % территории всех го­сударств-участников СНГ. В рамках СНГ образованы и функци­онируют и другие субрегиональные объединения:

Центральноазиатское экономическое сообщество, которое I формировано на основе Договора от 30 апреля 1994 г между Казах-с i-.iHOM, Киргизией и Узбекистаном (в марте вступил Таджикистан);

ГУУАМ — неформальное объединение Грузии, Украины, \|оекистана, Азербайджана, Молдовы на основе Декларации, ПО шисанной президентами этих стран 24 апреля 1999 г.

Источник

Интеграционные процессы экономик стран снг

Содружество Независимых Государств (СНГ) – это международная организация, объединяющая независимые страны – бывшие республики СССР, с целью развития экономической, социальной, культурной интеграции между ними.

Задачи и перспективы интеграции в рамках СНГ

СНГ был создан в 1991 году главами Белоруссии, Украины и России, после чего к организации присоединились все страны, возникшие на пространстве бывших советских республик за исключением прибалтийских государств. Первоначально перед СНГ стояли две основных задачи:

  • осуществления процедуры ликвидации СССР и раздела общесоюзного наследия между государствами-преемниками;
  • сохранение и укрепление интеграционных связей между государствами основанными на тесной экономической, культурной, социальной, научно-технической взаимосвязанности.

Готовые работы на аналогичную тему

Данные задачи первоначально находились в противоречии друг с другом, что во многом обусловило итоги дальнейшей деятельности СНГ. Первая задача, по «цивилизованному разводу» стран была осуществлена достаточно успешно, в то время как задачи интеграции, несмотря на заключение многочисленных соглашений носила в большей степени декларативный характер. Причины этого лежали в преобладающем стремлении государств – членов СНГ к независимости, которая была несовместима с понятием интеграции, а также выстраиванию самостоятельных отношений с третьими странами – прежде всего государствами ЕС, США, Ближнего Востока и азиатского региона.

В рамках СНГ последовательно заключались такие соглашения в области экономической интеграции как:

  • Договор о создании Экономического союза 1993 года;
  • Соглашение о создании ЗСТ 1994 года;
  • Соглашение о создании Таможенного союза 1995 года;

Однако несмотря на заключаемые соглашения реальные объемы торговли в рамках СНГ стремительно снижались. Так если в 1992 году оборот составил 138 млрд. долларов, то в 2000 уже 59 млрд. долларов. При этом объемы торговых взаимоотношений с третьими странами в это же время неуклонно росли. Причины низкой эффективности, предпринимаемых заключались как в их декларативности и непоследовательности, так и в отсутствии материально-промышленных предпосылок для роста торговли в рамках СНГ, в силу неконкурентоспособности промышленных товаров, технически сложных изделий, в сравнении с товарами предлагаемыми зарубежными странами.

Кроме того, значительное влияние на интеграционные процессы в рамках СНГ оказывает все возрастающая разница в экономическом и социально-политическом развитии между странами, что создает дополнительные трудности на пути формирования единого экономического пространства. В результате неудовлетворённости действием соглашений в рамках СНГ организацию в разные годы покинули Грузия, Украина и Туркменистан. В настоящее время несмотря на сохранение СНГ, организация нуждается в серьёзном реформировании своих структур, целей и задач, которые позволили бы вывести ее деятельность на новый, имеющий реальное значение для интеграции стран-участников уровень, в противном случае она остается лишь формальным соглашением.

Интеграционные проекты в рамках СНГ – Союзное государство и ЕАЭС

Итогом разноскоростной интеграции в рамках СНГ стало возникновение региональных блоков и объединений, таких как Союзное государство России и Белоруссии; Центрально-азиатское сотрудничество (ЦАС) вкачавшее в себя Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан; Таможенный союз, объединивший пять стран – Белоруссию, Россию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан; ГУАМ в составе Украины, Грузии, Молдавии и Азербайджана.

Создание подобных региональных интеграционных проектов представляет собой один из перспективных вариантов развития и трансформации СНГ. В рамках региональных структур объединяются именно те страны, сотрудничество между которыми действительно наиболее интенсивно и имеет значительные перспективы роста в силу торгово-экономических, природно-географических, национально-политических взаимосвязей.

Союзное государство России и Белоруссии (СРБ) представляет собой один из наиболее глубоких региональных интеграционных проектов, предпосылками которого выступало постепенное сближение правовых, экономических, культурных пространств стран начиная с 1994 года. Сам договор о создании СРБ был заключен в 2000 году. Проект предполагает всеобъемлющую интеграцию политического, экономического и культурного пространства двух стран, при сохранении их суверенитета и фактической независимости. Несмотря на определенное охлаждение отношений России и Белоруссии в 2010 году, идеи СРБ продолжают оставаться актуальными и по настоящее время, а сам проект выступает в качестве модели возрождения интеграционных процессов в рамках СНГ.

Значительные успехи в области торгово-экономического сотрудничества были достигнуты по линии Таможенного союза – ЕАЭС. Таможенный союз 1995 года в 2000 был преобразован в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), предполагающее большую степень интеграции экономик стран участниц, объединяющие достижения ЗСТ (беспошлинная торговля) и Таможенного союза (единый таможенный тариф для третьих стран), для создания единого экономического пространства. В 2015 ЕврАзЭС был преобразован в ЕАЭС – Евразийский экономический союз, как новую ступень развития организации. Структура ЕАЭС во многом основана на институциональной модели ЕС и предоставляет перспективы для формирования разностороннего партнерства, выходящего за рамки исключительно экономических интересов.

Государства, наименее заинтересованные развитием интеграции в рамках СНГ, неизбежно связанного со сближением с Россией, а в большей степени ориентированные на вхождение в западноевропейское пространство образовали в 1997 году Организацию за демократию и экономическое развитие ГУАМ, аббревиатура которой составлена по первым буквам названия стран-участниц – Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии.

Страны ГУАМ ориентированы на вхождение как в Европейский союз (прежде всего Украина), так и в структуры НАТО, активно участвуя в программах сотрудничества с последней организацией. Помимо экономических отношений, страны ГУАМ объединяет внешнеполитическая повестка, связанная со стремлением разрешить замороженные территориальные конфликты СНГ, такие как Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия.

На пике активности организации в 2006-2008 годах ее члены выступали с активной критикой миротворческой деятельности РФ в данных регионах, а также стремились продавить решение по замене российских миротворцев собственными полицейскими контингентами. Однако после Южно-Осетинского конфликта августа 2008 года, развязанного грузинской стороной, международный интерес к деятельности и риторике ГУАМ упал на длительное время вплоть до 2014 года.

Источник

Оцените статью