Интеграционные процессы с азиатскими странами

BzBook.ru

5. Интеграционные процессы в Азии

Роль международных интеграционных процессов в АТР велика. МЭИ способствовала экономическому развитию стран региона, росту потребления и производства и т. д. В регионе сложился «азиатский четырехугольник»: Япония – Китай – НИС – АСЕАН.

АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г. субрегиональная организация. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, позже – Бруней и Вьетнам. В экономических публикациях, в ряде материалов ЮНКТАД, МБРР, встречается понятие АСЕАН-4, имеются в виду первые четыре страны.

Значительным фактором развития экономических связей в АТР становятся усиливающиеся настроения в пользу азиатской солидарности, поиска общеазиатских ценностей. Рассмотрение внутрирегионального взаимодействия и в особенности связей в рамках «азиатского четырехугольника» происходит в первую очередь в таких областях, как торговля, прямые инвестиции, межфирменное партнерство, а также на межрегиональном уровне.

Были разработаны три наиболее важных направления региональной интеграции на базе и в рамках АСЕАН. Первое из них – рыночное. Выбор отдается зоне свободной торговли происходит поэтапное снижение тарифов во взаимной торговле для того, чтобы в итоге наряду с теорией сравнительных преимуществ и для более эффективного использования ресурсов снабдить полную свободу размещения производства в одной из стран АСЕАН.

Либерализация внутрирегиональной торговли осуществляется или путем потоварного снижения тарифа или с помощью всеобщих их сокращений. Это, по идее, ускоряет процесс. Такой схемы придерживался» Сингапур.

Рыночно-институциональное – второе направление региональной интеграции. Отличительной особенностью его является сочетание выборочной торговой либерализации с использованием некоторых форм межгосударственного регулирования.

Читайте также:  Международные отличительные знаки стран

Этот путь использовался сторонниками целенаправленно регулируемой индустриализации. Такая стратегия опирается на общерегиональное промышленное сотрудничество, также координирование планов развития стран АСЕАН на международном уровне, осуществление совместных проектов и подкрепляется административными и политическими мерами. Данная направленность разработана в Индонезии, которая считает, что интеграционному процессу и введению рыночного режима в рамках группировки должны предшествовать индустриализация всех ее членов, вырабатывание компенсационных механизмов.

Третье направление намеревает реализовать отдельные проекты регионального масштаба и. выступить против комплексных схем хозяйствования. Направляющей силой региональной интеграции является частный сектор, предусматривавшей создание условий для благоприятного роста крупных многонациональных компаний, которые бы были способны позаимствовать главное место в региональном бизнесе.

В январе 1991 г. на Сингапурском совещании в верхах стран АСЕАН стороны еще раз высказались за развитие сотрудничества. Поставлена задача организовать до 2007 г. зону свободной торговли, снижая постепенно внугриасеановские тарифы.

В настоящее время в АТР прикладываются достаточно активные усилия для развития сотрудничества в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), созданной в 1989 г.

Первая министерская конференция АТЭС состоялась в декабре 1989 г. в Канберре (Австралия). В ней приняли участие 12 стран-учредителей (Австралия, США, Япония, Канада, Новая Зеландия, Южная Корея и шесть стран АСЕАН. В дальнейшем в АТЭС вошел целый ряд новых государств-участников.

В 1998 г. в эту организацию вступила Россия. По своему характеру, целям, концепциям, даже по составу участников АТЭС выглядит довольно нетипичной для сегодняшнего мира региональной группировкой. Такое экономическое объединение основано государствами, весьма различающимися между собой условиями и уровнями хозяйственного развития, структурами экономик, традициями, психологией. Но развитые и развивающиеся страны выступают как равноправные партнеры.

В Осаке в ноябре 1995 г. была принята программа действий АТЭС. Данная программа действий направлена на достижение долгосрочной цели обеспечения свободной и открытой торговли и инвестирования не позднее 2010 г. для промышленно развитых стран и 2020 г. – для развивающихся стран. Согласно принятому документу процесс либерализации и содействия в рамках АТЭС будет носить всеобъемлющий характер и соответствовать стандартам ВТО.

Данный документ содержит положения о постепенном сокращении тарифов, о сокращении нетарифных мер, о необходимости развития сотрудничества в области энергетики, транспорта и т. д.

Из этого следует, что АТЭС – это организация, находящаяся в начале пути. Пока приняты меры лишь декларативного характера, необязательные. В настоящее время эта экономическая группировка не связана плотным взаимодействием, взаимопроникновением, взаимовлиянием. Чтобы данное объединение стало интеграционным с экономической точки зрения, необходимо время.

В своей деятельности АТЭС опирается на уже существующие формирования, например на АСЕАН, а также на группировки, которые могут возникнуть или пока работают вяло, например Совет по тихоокеанскому сотрудничеству (СТЭС) – неправительственная организация, привлекающая к работе научных деятелей, бизнесменов и др.

В 1989–1992 гг. высшим руководящим органом АТЭС были проведены ежегодные встречи министров иностранных дел и экономики стран-участниц. С 1993 г. высшим органом встречи стали главы государств и главы правительств стран-членов данной организации. Однако ежегодные министерские встречи сохранились, на них, заслушиваются отчеты рабочих органов АТЭС, утверждается ежегодный бюджет организации.

Текущее руководство АТЭС осуществляется группой полномочных представителей стран-членов этой организации, которые собираются ежеквартально. Они формируют Совет директоров, руководство Секретариата АТЭС и рабочих групп этой организации. Председатель Совета директоров избирается попеременно из числа членов АСЕАН и нечленов АСЕАН. Он назначает Исполнительного директора АТЭС сроком на 1 год.

Секретариат АТЭС (штаб-квартира в Сингапуре с 1992 г.) занимается оперативными вопросами, ведет переписку, публикует материалы и документацию АТЭС, координирует деятельность рабочих групп АТЭС.

В рамках АТЭС действует десять рабочих групп: по торговле; инвестициям и промышленным технологиям; развитию человеческих ресурсов; энергетике; ресурсам моря; телекоммуникации; транспорту; туризму; рыболовству; информации и статистике.

АТЭС поддерживает активные деловые связи с частным бизнесом. В ряде рабочих групп частные деловые круги имеют своих представителей.

Статус наблюдателя в АТЭС получил Тихоокеанский экономический совет (ТЭС). В 1993 г. торговые палаты Австралии и Индонезии создали еще одну международную организацию – Азиатско-Тихоокеанский бизнес, которая занимается вопросами стимулирования мелких и средних предприятий и подключилась к деятельности АТЭС.

Источник

Азиатская интеграция

В Азии наиболее успешно на протяжении последних 30 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В Сингапурской декларации 1992 г. подчеркивалось, что АСЕАН будет стремиться защищать свои коллективные интересы в ответ на создание крупных и мощных экономических группировок в развитых странах, в частности, путем создания зоны свободной торговли. Участниками АСЕАН являются: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Вьетнам и Бруней, а с 25 июля 1997 г. — Мьянма и Лаос. Страны АСЕАН ныне имеют весьма высокие и устойчивые темпы роста — 4,4—6% в год. Согласно данным Всемирного банка, по росту ВВП на душу населения первым в мире в последнее десятилетие был Таиланд. доля внутри региональной торговли в АСЕАН составляет около 20%. К 2006-т планируется снижение таможенных пошлин по 38 тыс. наименований товаров до 5%, а к 2008 г. — создание полноценной зоны свободной торговли.

Страны АСЕАН подписали с Китаем многообещающее соглашение о создании к 2010 г. зоны свободной торговли.

Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) создана в 1993 г. В нее входит 21 страна, в том числе промышленно развитые — Япония, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада, развивающиеся страны Азии (Гонконг, Тайвань, Филиппины, Индонезия, Китай, Корея, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Бруней, Папуа Новая Гвинея, с ноября 1997 г. Вьетнам), страны Центральной и Южной Америки (Мексика, Чили, с ноября 1997 г. Перу), а также страны с переходной экономикой — Российская Федерация (ноябрь 1997 г.). Специфика функционирования АТЭС такова, что она имеет консультативный статус, не оформленный юридическими документами, в рамках которого вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проходят встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях.

На совещании АТЭС в 1994 г. в Багоре (Индонезия) было принято решение о создании зоны свободной торговли путем поэтапного снижения таможенных тарифов внутри нее и либерализации инвестиционной сферы к 2020 г.(для промышленно развитых стран – к 2010г.)

Азиатско-Тихоокеанская интеграция базируется на асимметричности внешнеэкономических связей стран-членов (страны блока АСЕАН более тесно связаны с экономикой США, Японии, новыми индустриальными странами этого региона) и проявляется прежде всего на микроуровне в форме образования много- и транснациональных компаний.

На Ближнем Востоке наиболее значимы 3 интеграционных объединения:

1. Лига арабских государств (ЛАГ) была создана в 1945 г., в настоящее время объединяет 22 страны: Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Коморские Острова, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Сомали, Судан, Тунис.

2. Арабский общий рынок (АКМ) создан в 1964 г., объединяет 7 стран: Египет, Ирак, Иорданию, Ливию, Мавританию, Сирию и Йемен. Находится на этапе таможенного союза.

З. Кооперационный Совет Персидского залива (ГКК) функционирует с 1981 т., имеет 6 стран-участниц — «нефтяная шестерка»: Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ. Соответствует этапу общего рынка. В настоящее время называется Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Его отличает тесное взаимодействие и сравнительно успешная интеграция, основанная на развитии экономик стран-участниц.

20 июля 2004 г. в Исламабаде стартовал форум Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), объединяющей семь стран (Индию, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Мальдивы, Непал и Шри-Ланку) с общим населением 1,4 млрд. человек. Принимающие участие в форуме главы МИД государств-членов СААРК обсудили пути решения проблемы бедности, а также продвижение договора о свободной торговле, в соответствии с которым к январю 2006 года должны быть отменены таможенные барьеры между этими странами. Но главным событием встречи стало обсуждение министрами иностранных дел Индии и Пакистана вопросов мирного урегулирования конфликта между двумя ядерными державами региона. По мнению экспертов, вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном тормозит полноценное развитие торговли и экономического роста в странах СААРК, составляющих один из наиболее бедных регионов мира, где средняя зарплата составляет $450 в год.

В Африке существует огромное разнообразие интеграционных группировок, однако наиболее крупными выступают следующие:

1.Союз арабского Магриба (Запада) (САМ) создан в 1989 г., имеет в своем составе 5 стран: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис. Представляет собой экономический союз.

2. Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) создано в 1975 г. и объединяет 16 стран-участниц: Бенин, Буркина-Фасо, Острова Зеленого Мыса, Кот д’Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. Представляет собой экономический союз.

3. Зона преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (ПТА) образована в 1982 г., состоит из 18 государств-членов: Ангола, Бурунди, Коморские острова, Джибути, Эфиопия, Кения, Лесото, Малави, Маврикий, Мозамбик, Руанда, Сомали, Судан, Свазиленд, Танзания, Уганда, Замбия и Зимбабве. Находится на этапе зоны свободной торговли.

4. Сообщество развития Юга Африки (САДК) создано в 1973 г. и объединяет 10 государств: Анголу, Ботсвану, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибию, Свазиленд, Танзанию, Замбию и Зимбабве. Соответствует этапу экономического союза.

5. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮМОА) образован в 1994 г., объединяет 7 стран: Бенин, Буркина-Фасо, Кот д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того.

6. Южкоафриканский таможенный союз (САКУ), состоит из 4 участников: Ботсвана, Лесото, ЮАР и Свазиленд. Это асимметричная группировка, включающая развитую ЮАР и слабо развитые страны, в том числе — анклавы.

Интеграционные процессы в африканском регионе своими определяющими моментами имеют создание условий для развития промышленности и удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а определяющей концепцией интеграции является «опора на собственные силы».

К сожалению, можно констатировать, что провозглашенные идеи африканской интеграции пока остаются благими пожеланиями, хотя по-прежнему очень популярны на континенте.

Рассмотренные интеграционные группировки позволяют выделить следующие существенные различия интеграции в развитых и развивающихся странах:

— различные побудительные причины интеграции;

— различные исходные экономические и политические мотивы интеграции;

— развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь, как в индустриальных странах;

— отсутствие динамики в развитии интеграционных группировок третьего мира.

Учитывая эти различия, весьма перспективной представляется так называемая вертикальная интеграция между промышленно развитыми странами и развивающимися странами, примеры которой в Азиатско-Тихоокеанском и Североамериканском регионах приводились. Такие формы сотрудничества имеют значительные преимущества по сравнению, например, с африканской интеграцией, во многом складывающейся на основе принципа «коллективного самообеспечения».

Дата добавления: 2015-12-22 ; просмотров: 3583 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Интеграционные процессы с азиатскими странами

Центральная Азия – это важный в ресурсном и военно-политическом отношении регион мира, охватывающий страны – бывшие республики СССР.

Предпосылки интеграции стран Центральной Азии

Под Центральной Азией специалисты понимают прежде всего пять государств – бывших советских республик, расположившихся на данной территории:

В экономико-географическом аспекте территория, занимаемая данными странами, с одной стороны характеризуется богатством природных ресурсов, а с другой наличием резких противоречий. Так, с одной стороны на территории Центральной Азии расположены значительные запасы нефти и газа, но с другой система их транспортировки развита крайне слабо, а большинство трубопроводов существуют лишь в проектах. Страны ЦА обладают значительным трудовым потенциалом, но в тоже время для них характерна нехватка высококвалифицированных специалистов. В горных районах Центральной Азии расположены богатые водные ресурсы, в то время как значительная часть ее территорий представляет собой пустыни и испытывает проблемы с водоснабжением. Пустынные районы также серьезно влияют на распределение плотности населения, которое распределено по территории района крайне неравномерно. Данные противоречия накладываются на стремление государств к ведению самостоятельной и независимой внешней и внутренней политики, разности политических режимов и воззрений лидеров государств, достаточно скромных успехам интеграционных объединений, что ведет к возникновению дополнительных конфликтов между странами ЦА.

Готовые работы на аналогичную тему

В тоже время страны Центральной Азии имеют мощные предпосылки к развитию интеграции, прежде всего экономической. До 1991 года страны региона развивались в рамках единого экономически-хозяйственного пространства СССР, их инфраструктура, структура производства выстраивалась в рамках единой для советского государства системы разделения труда. Государства уже имеют значительный опыт интеграционного сотрудничества, экономическую и социально-политическую базу для его возрождения и развития.

Кроме того, стремление к интеграции обусловлено самим характером мировой экономики, непосредственными субъектами которой стали страны после распада СССР. В системе транснациональных торговых связей и договоренностей, усилий одной страны недостаточно для создания эффективной конкуренции национальных производителей с дешевыми товарами иностранного происхождения, путь для которых открывается через различные международные организации (например, ВТО).

Мощными факторами интеграции выступают необходимости урегулирования вопросов транспортирования углеводородных ресурсов, которое происходит в настоящее время по трубопроводу «Средняя Азия — Центр» объединяющему основные государства региона с их партнерами по СНГ. Значительные проблемы связаны с использованием, а также экологией водных ресурсов ЦА, которые могут быть эффективно разрешены лишь в рамках межнационального, интеграционного сотрудничества.

Помимо экономической сферы, страны Центральной Азии, объединяют также и вопросы военной безопасности, связанные с высокой проницаемостью их границ, для различных террористических, религиозно-радикальных, бандитских группировок, а также незаконными поставками оружия и наркотиков.

История интеграционных проектов в ЦА

К числу основных интеграционных проектов региона можно отнести:

  • Содружество независимых государств (СНГ),
  • Центрально-азиатский союз По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Россия и Азия подробнее (ЦАС),
  • Евразийский союз (ЕАС),
  • Центрально-азийское экономическое сообщество (ЦАЭС),
  • Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС),
  • Организация Договора о коллективной безопасности По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Проблемы коллективной безопасности стран СНГ подробнее ( ОДКБ По данной теме мы уже выполнили реферат Особенности деятельности ОДКБ подробнее ),
  • Шанхайская организация сотрудничества По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Шанхайская организация сотрудничества подробнее (ШОС).

Попытки интеграционных проектов, возникли сразу же после фактического распада СССР в виде Содружества независимых государств, официальными целями которого были объявлены вопросы экономического развития и создания общего рынка. Однако проект СНГ оказался во многом не дееспособным, в связи с набирающими силу процессам национального становления и стремления к независимости бывших союзных республик, а также противопоставления понятий интеграции и национального государства.

На фоне кризиса СНГ в 1994 году президентом Казахстана По данной теме мы уже выполнили реферат Отношения России и Казахстана подробнее Н. Назарбаевым была озвучена идея организации Евразийского союза, как новой платформы, предоставляющей более действенные инструменты для реальной экономической интеграции. В рамках ЕАС, в отличии от СНГ, уже начали функционировать межнациональные институты, такие как Комиссия по экономике, Комиссия по сырьевым ресурсам и т. д.

Первым интеграционным проектом, включающим в свой состав исключительно страны Центральной Азии стал ЦАС. Вместе с тем, все вышеперечисленные проекты имели достаточно низкую эффективность, в том числе в силу неразрешенности многих вопросов и противоречий между самими странами-участниками, декларируемые цели и задачи данных образований не подкреплялись конкретными планами деятельности по их осуществлению, созданием реальных международных институтов, способных организовывать международное сотрудничество стран ЦА.

Более перспективный этап развития интеграции стран ЦА связан с образованием организаций экономического сотрудничества (ЦАЭС, ЕАЭС) в 2000-х годах, а также начавшейся интеграции в сфере безопасности и военного сотрудничества, ознаменовавшейся созданием в 2002 году ОДКБ. При создании ЦАЭС и ЕАЭС активно использовался опыт интеграционных процессов Евросоюза По данной теме мы уже выполнили реферат Дипломатия Евросоюза подробнее , в том числе путем значительного заимствования структуры межнациональных институтов.

Интеграция ЦА в мировом аспекте

Традиционным партнером и активным участником интеграционных процессов и объединений стран Центральной Азии выступает Россия, которую связывают с данными странами как длинный исторический путь совместно развития еще со времен Российской Империи, так и реализация экономических, политических, военно-стратегических интересов.

Вместе с тем центрально-азиатский регион представляет собой значительный интерес и для других мировых держав. С начала двухтысячных годов активный интерес к сотрудничеству со странами ЦА высказывает США, используя в качестве одного из аргументов своей деятельности создание системы антитеррористической безопасности. В 2001 году была образована Шанхайская организация сотрудничества, объединившая Китай, Россию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию и Таджикистан. Именно ЦА была выбрана Китаем в качестве основного направления развития своих международных интересов. Через территорию стран ЦА пролегает также один из вариантов проекта «Нового Шёлкового пути», который предполагает, как значительные инвестиции со стороны Китая, так и усиления его влияния в регионе.

Источник

Оцените статью