Интеграция мировой экономики развивающихся стран

Интеграция экономики развивающихся стран в мировую экономику

Постепенно составной частью этой всемирной экономической системы становились и экономики стран третьего мира. На тенденции и направления их социального и экономического развития после завоевания политической независимости огромное негативное влияние оказывало колониальное наследие. Монокультурность, отсталость, однобокие экономические связи с бывшими метрополиями, по сути дела, служили, а во многих странах продолжают и сейчас служить факторами, воспроизводящими их зависимое положение по отношению к промышленно развитым странам. Существенными факторами в этом отношении явились характерные для этих стран незавершенность процессов социальной дифференциации, живучесть традиционных докапиталистических и патриархальных отношений и связей.

Для достижения целей экономического развития многие развивающиеся страны осуществили комплекс преобразований, среди которых важное значение имели национализация иностранных предприятий, создание и развитие государственного сектора экономики, аграрная реформа, создание кооперативов и др. Национализировалась прежде всего собственность крупных иностранных компаний, в том числе компании Суэцкого канала в Египте, «Ирак петролеум», международного нефтяного консорциума, контролирующего иранскую нефть, и др. В ряде стран частичной национализации подверглась собственность местной буржуазии. Государственная собственность росла также за счет строительства новых предприятий, особенно в отраслях тяжелой промышленности.

На протяжении всего периода после освобождения от колониального ига развивающиеся страны предпринимали усилия по преодолению своей экономической и финансовой зависимости от Запада. Они развернули борьбу за изменение характера экономических связей с развитыми странами. В результате последние вынуждены были идти на обновление своих взаимоотношений с афро-азиатским миром, стараясь привязать его к себе не силовыми методами военного и внеэкономического принуждения, а путем более искусных политических и дипломатических маневров, более завуалированной культурной и пропагандистской экспансии. Главное место отводилось экономическим методам подчинения развивающихся стран.

Читайте также:  Проблема отсталости стран третьего мира примеры

В середине 70-х годов страны третьего мира добились принятия Генеральной Ассамблеей ООН Декларации об установлении нового международного порядка и Хартии экономических прав и обязанностей государств, предусматривавших ликвидацию неравноправия в торговле, перестройку валютной системы, изменение принципов предоставления экономической помощи. В 60–70-е годы страны — экспортеры нефти совместными усилиями сумели добиться существенного повышения цен на нефть, продаваемую в промышленно развитые страны.

В масштабах всего третьего мира определенные успехи были достигнуты в сфере промышленного производства. В среднем на 25–30% увеличилось производство стали, проката, автомобилей, тракторов, турбин, электроэнергии. Были построены сотни и тысячи новых крупных предприятий. Немалые успехи имели место в плане удовлетворения насущных потребностей населения.

Ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии, такие как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Малайзия, Индонезия и Филиппины, за сравнительно короткий по историческим меркам период добились впечатляюших экономических успехов. Они приняли и довольно эффективно использовали западные экономические, производственные, технологические и организационные методы и структуры.

О тенденциях развития экономики этих стран лучше всего свидетельствует, например, следующий факт. В 60-х годах национальный доход на душу населения в Южной Корее держался на одном уровне с Ганой — примерно 230 долл. Но в настоящее время он уже почти в 12 раз выше, чем в Гане. По уровню экономического развития упомянутые выше страны, по сути дела, вышли из разряда развивающихся и по многими параметрам приблизились к развитому миру. Определенных успехов с точки зрения повышения жизненного уровня своих народов добились некоторые нефтедобывающие страны Ближнего Востока.

В результате всех этих и связанных с ними других изменений и сдвигов в сфере экономики по-новому предстает весь комплекс геополитических проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности. С некоторой долей упрощения можно сказать, что если раньше на международной арене борьба за власть и влияние велась государствами с помощью армий и идеологий, то теперь она перешла в сферы процентных ставок, курсов валют, «эффективности рынка» и т.д.

Читайте также:  Qiwi пул номер страны не активен

В отличие от периода холодной войны, когда военные реальности определяли глобальную стратегию и контролировали экономические соображения, теперь определяют и формируют мир экономические реальности. Комментируя эти реальности, Р.Туз предлагает заменить понятие «международная экономика» понятием «мировая политическая экономика». Все более очевидное усиление роли экономического фактора в определении как параметров державной мощи государств, так и контуров и направлений их внешней политики подтолкнуло ряд исследователей к мысли о восхождении реалэкономики или геоэкономики, призванной либо заменить, либо дополнить реалполитику и геополитику.

И действительно, все больший приоритет в государственной политике на международной арене приобретает экономика. Ослабление гонки вооружений сопровождается усилением конкуренции в экономической и научно-технической сферах. Формы регулирования этой конкуренции будут иметь большое влияние не только на мировую экономику, но и на более широкую сферу международной безопасности и политических отношений.

Риск состоит в том, что возрастание националистически ориентированной экономической политики, стимулируемой ухудшением экономического положения и социальным давлением, может подтолкнуть крупные экономические державы к реалэкономике, в которой стремление к защите национальных рынков может стать фактором, вызывающим разного рода межгосударственные конфликты. Как отмечал китайский исследователь Хэ Фан, «конкуренция и борьба за ведущую роль в экономике, контроль и антиконтроль, санкции и ответные санкции, протекции и контрпротекции превратились уже в основные формы международной борьбы». В этом контексте даже утверждается, что в результате расширения конкуренции «территориальные государства» уступили место «торговым государствам». Суть этого изменения состоит в переходе от «силовых игр» между государствами, стремившимися расширить свои территории, к «играм благополучия», при которых ставится задача роста экономики.

При этом нельзя забывать, что большинство стран афро-азиатского мира от Мьянмы до тропической Африки остались в тисках экономической отсталости, зоной экономических, политических, идеологических, этнических и социальных конфликтов и потрясений. Показательно, что в 70-х годах средний годовой доход на душу населения в странах третьего мира в целом сохранялся на уровне 180 долл., т.е. в 13 раз меньше, чем в развитых странах. Труднейшей, почти неразрешимой проблемой на протяжении всего постколониального периода оставалась безработица.

В среде развивающихся государств постепенно выделилась группа стран, экономика которых оказалась в состоянии глубокой деградации и разрухи, а их население — на грани массового голода. В их числе можно назвать Сомали, Эфиопию, Судан, Бангладеш и др. Они отстали от многих развивающихся стран настолько сильно, что их стали называть четвертым миром. Существующие данные свидетельствуют о том, что эта группа все больше отодвигается на обочину мировой политики. Здесь дилемма состоит в том, что увеличение помощи бедным странам продуктами питания усиливает их зависимость от богатых стран, в то время как отказ в такой помощи способен стимулировать миграцию из бедных стран.

В глобальном масштабе возникают новые линии разлома и разобщения стран и народов, новое измерение получают понятия «центр» и «периферия». Особо важное значение приобретает возрастающее неравенство между богатыми и бедными странами. Усиливается тенденция к расширению разрыва между развитым центром и периферией мировой хозяйственной системы. За 80-е годы число стран, относимых ООН к наименее развитым, возросло с 31 до 47. В 1990г. почти 3 млрд жителей Африки южнее Сахары, Южной Азии, Индии и Китая имели средний годовой доход на душу населения менее 500 долл., 1,5 млрд человек в Латинской Америке, Ближнем Востоке и Северной Африке — 2тыс. долл., в то время как 850млн жителей наиболее развитых стран— 20 тыс. долл. Причем нет никаких признаков, что такое положение может измениться в обозримом будущем.

Очевидно, что происходит глобализация неравенства. Согласно имеющимся данным, разрыв между верхней 1/5 частью и нижней 1/5 частью населения в Великобритании (или странах одного с ней уровня) составляет примерно 5,5:1. Но разрыв между средним доходом в Великобритании (или странах одного с ней уровня), с одной стороны, и, например, Бангладеш — с другой, составляет около 100:1. Этот разрыв будет еще большим, если взять верхнюю 1/10 часть населения в Великобритании (или США и Швейцарии) и нижнюю 1/10 часть в Бангладеш (или Гаити и Буркина Фассо).

При этом обращает на себя внимание возрастающая социальная и экономическая дифференциация в рамках отдельных регионов. Так, север генерирует свой собственный внутренний юг, а юг в свою очередь формирует тонкую прослойку общества, которая полностью интегрировалась в экономику севера. В результате социальный центр и социальная периферия пересекают национальные границы.

Источник

Особенности экономической интеграции в развивающихся странах

Экономическая интеграция развивающихся стран — это процесс постепенного хозяйственно-политического объединения бывших колониальных, разных по характеру стран, направленный на преодоление экономической отсталости.

Важнейший аспект политики развивающихся стран — добиться индустриализации, при этом индустриализация должна проводиться, в первую очередь, в отраслях, способных заменить импорт.

Большая роль уделяется регионально межстрановой интеграции. С ее помощью предполагается добиться следующих результатов:

· Преодолеть узость национальных рынков и расширить рыночный простор до оптимальных размеров;

· Обеспечить преимущество количественного протекционизма;

· Увеличить инвестиционные возможности промышленности за счет привлечения иностранного капитала;

· Снизить напряженность платежного баланса;

· Осуществить совместное планирование индустриализации на основе взаимодополняющих экономических комплексов.

Широкое признание в развивающихся странах получил принцип договорной специализации — заключение межгосударственных соглашений о промышленном взаимозамещении и дополнении экономик стран, что выразилось в ориентации на производственное сотрудничество и протекционизм.

Поскольку существующий уровень взаимных экономических связей в регионах развивающегося мира невысок, проблема заключается в интенсификации этих отношений. Отсюда вытекает и весьма широкие экономические функции государства в интеграционных процессах, что ведет к их формализации. С эти связано и гораздо большее значение политических факторов при создании и функционировании интеграционных союзов развивающихся стран.

Процесс интеграции в развивающихся странах идет медленно, что объясняется внутренними особенностями экономики каждой отдельной страны (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления совместных региональных проектов); существенными различиями в экономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии отдельных участников группировок и избранных ими моделями развития; характером взаимосвязей интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран); факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от промышленно развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны международных корпораций); политической нестабильностью.

Все это свидетельствует о том, что интеграция в развивающихся странах является лишь «прединтеграцией». Тем не менее, можно выделить ряд интеграционных группировок стран развивающегося мира, добившихся определенных успехов на пути экономической интеграции.

Например, в странах Центральной и Латинской Америки существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 из 33 стран этого региона.

1. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 году на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1960 г.), включает 11 стран, подразделяющиеся на три группировки:

1. Более развитые — Аргентина, Бразилия, Мексика;

2. Средний уровень – Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили;

3. Наименее развитые – Боливия, Парагвай, Эквадор.

ЛАИ находится на этапе общего рынка. Цель объединения — развитие и активизация экономического сотрудничества, направленного на расширение рынка. В рамках ЛАИ образованы Андская группа, Лаплатская группа, Амазонский пакт.

2. Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) создан в 1961 году, включает 5 стран-участниц: Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. Находится на этапе таможенного союза.

3. Андский пакт образован в 1969 году и включает 5 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла. С 1990 года на основании принятой «Андской стратегии» основной целью является создание общего рынка.

4. Сообщество Карибских государств (КАРИКОМ) создано в 1973 году, объединяет 16 стран Карибского бассейна.

Сообщество основано на ранее созданной зоне свободной торговли, в нем существуют различные субрегиональные отделения:

· Карибский общий рынок в рамках КАРИКОМ, где полностью ликвидированы торговые ограничения между Барбадосом, Тринидадам и Тобаго, Гайаной, Ямайкой и Антигуа. Эти страны одобрили Единый таможенный тариф по отношению к товарам третьих стран. Треть взаимной торговли составляют нефтепродукты;

· Восточнокарибский общий рынок, включающий в себя наименее развитые страны; в нем наблюдается тенденция к созданию общей валюты и Единого Центрального банка.

В 1992 году были снижены таможенные пошлины (в среднем на 70%), началась интеграция в области регулирования аграрного производства. В 1995 г. введено свободное перемещение граждан, отменен паспортный режим.

5. Общий рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР). В 1980-х годах Аргентина и Бразилия подписали акт об интеграции, к которому позднее присоединились Парагвай и Уругвай. В марте 1991 года страны подписали Асунсьонский договор, который легализовал МЕРКОСУР.

Цели деятельности МЕРКОСУР:

· свободное движение четырех факторов производства;

· единая таможенная политика по отношению к третьим странам;

· обеспечение координации макроэкономической политики, политики в области сельского хозяйства, налоговой и денежной системах;

· провести координацию и довести до сопоставимости законодательство в отношении экономической политики;

· резко увеличить конкурентоспособность стран-участниц.

В рамках МЕРКОСУР созданы институциональные структуры и наднациональные органы: Совет общего рынка, Группа общего рынка и Арбитражный суд.

МЕРКОСУР – одна из крупнейших и динамичных региональных группировок Латинской Америки. На четыре страны приходится 45% населения (более 200 млн.чел.), 50% совокупного ВВН (более 1 трлн. дол.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли.

6. Организация восточнокарибских государств (ОВКГ)создана в 1981 году, входят 7 государств: Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия.

Имея конечной целью создание общего рынка, все интеграционные группировки Центральной и Латинской Америки прошли или проходят путь через образование зон свободной торговли, которые в дальнейшем преобразовались в таможенный союз. Программы развития латиноамериканских экономических группировок включают в себя программы либерализации внешней торговли, механизмы промышленной интеграции (разработка и реализация отраслевых программ промышленного развития, создание интегрированных производств для выпуска определенной продукции), финансовое сотрудничество (учреждение системы многосторонних расчетов, унификация политики Центральных банков, взаимное предоставление стабилизационных займов для выравнивания платежных балансов и др.), защиту интересов экономики.

Сотрудничество и интеграция в Африке существенно отличается от подобных процессов в других регионах. С 50-60-х годов и по настоящее время существует идея общеконтинентального подхода к интеграции. При этом африканские теоретики развивают идею опоры на собственные силы, тезис о том, что интеграция должна позволить освободиться от влияния, вывести из неэквивалентного обмена. Провозглашение идеи африканской интеграции пока остаются благим пожеланием, хотя по-прежнему и очень популярно на континенте.

Региональное сотрудничество в Африке развивается через субрегиональные группировки.

Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) создано в 1975 г., насчитывает 16 стран-участниц: Бенин, Буркина-Фасо, Острова Зеленого Мыса, Кот- дИвуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мили, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. Цели ЭКОВАС: создание в течение 15 лет Африканского общего рынка; проведение совместной экономической политики.

В рамках этой организации создан Фонд сотрудничества, компенсации и развития. Таможенные пошлины отменены на 80% взаимодополняемой продукции, однако, внутрирегиональный оборот составляет всего 5%. Большое значение в рамках ЭКОВАС имеют проекты в области электроэнергетики, в горнодобывающей промышленности, дорожном строительстве. Установлен свободный режим перемещения граждан и их имущества.

Таможенный и Экономический союз стран Центральной Африки (ЮДЭК). Сформирован в 1964 г. из пяти стран: Габон, Камерун, Конго, Чад, Экваториальная Гвинея. Создан для разработки совместных экономических программ, унификации налоговых систем, льготных таможенных условий для членов союза (особенно не имеющих выходов к морю).

Экономическое сообщество стран Великих озер — страны бывшей зоны бельгийско-французских колоний. В 1976. было выдвинуто предложение о создании экономического союза (Бурунди, Заир, Руанда), принята программа сотрудничества в области рыболовства, борьбы с эпидемиями.

Экономическая интеграция в Азии. Начиная с 80-х годов ХХ ст. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) привлекает к себе большое внимание специалистов как зона наиболее динамичного экономического роста. Доля стран АТР в мировом ВВП составляет 60%, в мировой торговле – 40%, в золото — валютных резервах – 80%. Опережая другие регионы мира по темпам роста, в том числе и в технологически передовых отраслях, наряду со стремительным усилением международной конкурентоспособности значительной группы стран, АТР дает основания рассмотреть, какова роль международных интеграционных процессов в АТР, насколько межгосударственная экономическая интеграция способствовала экономическому развитию стран региона, росту потребления и производства и т.д.

Специфика интеграционных процессов в АТР состоит в следующем:

1. в интеграцию включены как развитые, так и развивающиеся страны, имеющие разный уровень экономического развития;

2. процессы интеграции происходят в основном на микроэкономическом уровне между фирмами, корпорациями стран региона;

3. интеграция протекает на региональном уровне и в большей мере на уровне отдельных субрегионов.

Существенным фактором развития экономических связей в регионе становятся усиливающиеся настроения в пользу азиатской солидарности, поиска общеазиатских ценностей. Это позволило странам субрегиона в конце 80-х годов выдвинуть, по примеру «единой Европы», идею создания в перспективе «единой Азии» с аналогичной западноевропейской высокой степенью согласования внутренней экономической и социальной, а также внешней политики.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).Создана в 1967 году, участницами являются 10 стран: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Мьянма, Лаос, Камбоджа.

Основные этапы интеграции в рамках группировки:

· В 1977 г. создана зона преференциальной торговли;

· В 1987 г. принят первый проект создания зоны свободной торговли;

· В 1989 г. принята Концепция создания треугольников экономического роста. В первый треугольник вошли Сингапур, Малайзия, Индонезия (у последних двух административно-экономические районы). Он получил название «Южный треугольник» (иногда его называют «золотой треугольник роста»);

· В 1992 году проведен Сингапурский саммит стран-участниц АСЕАН, на котором принято решение о создании зоны свободной торговли АВТА. Она должна быть создана к 2008 г. через ликвидацию пошлин во взаимной торговле. На переходный период принята общая схема преференциальных тарифов;

· В конце 1994 г. принята вторая программа с включением в список преференциальной торговли сырьем.

В настоящее время в шести «старых» членах АСЕАН — Брунее, Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде и Филиппинах — 98,62% товаров, охваченных совместной схемой преференциальных тарифов, пользуются во внутрирегиональной торговле тарифным обложением в диапазоне от 0% до 5%. Для Вьетнама, Камбоджи, Лаоса и Мьянмы, относительно недавно вступивших в Ассоциацию, этот показатель составляет 69,88%.

Планируется, что в зону свободной торговли стран АСЕАН войдет и Китай. Таким образом, новая региональная торговая группировка объединит страны с общей численностью населения 1,7 миллиарда человек.

По инициативе Австралии, в АТР сложилась организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). АТЭС включает 21 страну: Канаду, США, Мексику, Новую Зеландию, Австралию, Папуа Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, КНР, провинцию Сянган, Чили, Японию, Россию, Вьетнам и Перу. Страны АТЭС — это около 60% мирового ВНП, 50% объемов внешней торговли в мире, 40% населения планеты. В регионе АТЭС сконцентрированы огромные природные, человеческие и инвестиционные ресурсы.

Специфика функционирования АТЭС такова, что она имеет консультативный статус, не оформленный юридическими документами, в рамках которого вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, происходят встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Основные направления деятельности АТЭС: проведение консультаций и обмен информацией; содействие развитию внутрирегионального сотрудничества в различных сферах (например, рыболовстве, энергетике, охране окружающей среды и др.).

Доля внутрирегиональной торговли в общем объеме внешней торговли стран — членов АТЭС повысилась с примерно 60% в начале 1980-х гг. до более чем 70% процентов в настоящее время. За истекшие десятилетия произошли значительные изменения и в товарной структуре экспорта и импорта государств АТЭС. Для большинства стран, значительно сократилась доля сырьевых товаров, причем как в экспорте, так и в импорте, в то время, как значительно возрос удельный вес продукции обрабатывающей промышленности.

Особенностью интеграционных процессов в АТР является образование так называемых «треугольников роста»: южно — китайская экономическая зона (КНР, Гонконг, Тайвань), индокитайская экономическая зона «Южный треугольник роста» (SIJORY) (Индонезия, Малайзия, Сингапур). В данных треугольниках» эффект роста распространялся из наиболее экономически развитых центров (Гонконг, Тайвань, Сингапур) на периферийные районы, располагающие избыточными ресурсами и дешевой рабочей силой. Новые районы роста стали экспортерами продукции. Другие пять треугольников роста, основанные в Азии, пока несопоставимы с SIJORY и китайским треугольником роста. Они развиваются под покровительством организации юго-восточного азиатского сотрудничества АСЕАН (Таиланд, Малайзия и Индонезия) и восточного АСЕАН (Индонезия, Малайзия и Филиппины). Подобным образом на первоначальных этапах своего развития становились регион сотрудничества Желтого моря (Япония и Китай) и регион Меконг-проекта (Таиланд, Камбоджа, Лаос и Вьетнам).

Таким образом, важнейшими аспектами опыта интеграционных группировок развивающихся стран следует признать:

· возникновение положительных результатов участия государства в хозяйственном сближении лишь при наличии внутрирегиональных горизонтальных связей (внутри- и межотраслевых);

· образование центров «треугольников роста», которые постепенно втягивают остальные регионы в систему современных мирохозяйственных отношений.

Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные отличия интеграции в промышленно развитых и развивающихся странах:

· различные побудительные причины интеграции;

· различные исходные экономические и политические условия интеграции;

· развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь, как в индустриальных странах;

· отсутствие позитивной динамики в развитии интеграционных группировок третьего мира.

Учитывая эти отличия, весьма перспективной представляется так называемая вертикальная интеграция между промышленно развитыми и развивающимися странами, примеры которой имеются в Азиатско-Тихоокеанском и Североамериканском регионах. Такие формы сотрудничества имеют значительные преимущества по сравнению, например, с африканской интеграцией, во многом складывающейся на основе принципа «коллективного самообеспечения».

Источник

Оцените статью