- Тема 4. Страны СНГ после распада Советского Союза
- Интеграционные тенденции бывших советских республик
- Определение понятия процесса экономической интеграции. Факторы экономической интеграции бывших советских республик. Успехи и перспективы СНГ как результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Тема 4. Страны СНГ после распада Советского Союза
1. Политические режимы бывших советских республик: демократизация, авторитарные режимы.
2. «Цветные революции» на Украине, в Кыргызстане и Грузии.
3. Социально-экономическое развитие стран СНГ.
Более двадцати лет прошло с тех пор, как мир оказался втянут в эксперимент по выявлению достоинств разных стратегий политического развития. В августе 1991 года, пятнадцать советских республик, входивших в бывший Советский Союз, став независимыми государствами, получили «окно возможностей» для выбора вариантов формирования собственного будущего.
После крушения коммунизма, бывшие социалистические страны развивались по-разному. Студенту необходимо рассмотреть политические режимы постсоветских республик, выделив группы: страны с установившейся демократией, страны с авторитарным режимом и попытками формирования демократической системы и страны авторитаризма без перспективы создания рыночной экономики. Характеризуя политические режимы, следует обратить внимание на то, что общим для большинства стран в постсоветском мире стал лишь институт президентства.
По второму вопросу следует выяснить, что цветными революциями принято называть мирные протесты граждан против диктаторских режимов или нарушения государством основных прав граждан. В настоящее время отсутствует единое мнение по вопросу о том, какое именно событие можно считать цветной революцией. Практически все исследователи единодушны в том, что Революция роз в Грузии и Оранжевая революция на Украине были цветными революциями. Распространена точка зрения, что Тюльпановая революция в Киргизии тоже была цветной революцией. Далее при работе над вторым вопросом необходимо выделить характерные черты «цветных» революций, обращая внимание на то, что НАТОнастойчиво расширяет присутствие на Востоке Европы в континентальный охват России с Юга, используя открытую материальную и идеологическую поддержку цветных революций. Следует так же отразить реакцию руководства России на цветные революции в странах СНГ. Для полноты раскрытия темы рекомендуется посмотреть видео (документальный фильм «Революция.com. США. Завоевание Востока»), перейдя по ссылке http://video.yandex.ru/users/arni-raj/view/45/, ознакомиться с комментариями политолога Сергея Лебедева и с дополнительным материалом, перейдя по ссылкам http://newsreaders. ru/ showthread.php?t=561 иhttp://konservatizm.org/seminars/sotsiologiya-geopoliticheskih-protsessov/211209063734.xhtml.
При рассмотрении третьего вопроса дается характеристика социально-экономического развития стран СНГ. Используя статистические данные, анализируется состояние экономики и способы решения вопросов социальной политики в этих странах.
1. Кара-Мурза, С. Революции на экспорт / С. Кара-Мурза.- М.: Эксмо, Алгоритм, 2006. — 310 с. (Серия: Политический бестселлер)
2. Кара-Мурза, С. Экспорт революции. Саакашвили, Ющенко / С. Кара-Мурза. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2012.- 528 с.
3. Кынев А.В. Кыргызстан до и после «Тюльпановой революции» [Электронный ресурс] // Международный институт гуманитарно-политических исследований. – 2005. –режим доступа:http://www.igpi.ru
4. Печенев, В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий /В. Печенев.-М.: Норма, 2014.-365с.
5. Распад СССР: документы и факты (1986–1992 гг.): В 2 т. Т. 1: Нормативные акты. Официальные сообщения / Под общ. ред. С.М. Шахрая; сост. С.Н. Станских; Фонд современной истории. М.: Волтерс Клувер, 2014. — 1120 с.: илл.
6. Полохало, В. От авторитаризма к… авторитаризму? Украина в политическом интерьере бывших советских республик //Зеркало недели.-8.08.2004. — №34http:// zn.ua/ POLITICS/ ot_ avtoritarizma _k_ avtoritarizmu_ukraina_v_politicheskom_interiere_byvshih_sovetskih_respublik-40958.html (обращение 14.06.2012 г.)
Тема 5. Экономическая и политическая интеграция России и стран СНГ
После распада СССР
1. Интеграционные процессы бывших республик СССР: Беловежское соглашение и создание СНГ.
2. Экономическое сотрудничество – ЕврАзЭС.
3. Военно-политическое сотрудничество – ОДКБ.
При работе над темой особое внимание следует обратить на переосмысление исторического пути советского общества, новые явления в политике КПСС, политические реформы, рост идейно-политических противоречий в обществе, которые привели к краху Советского Союза. И с другой стороны, поможет разобраться в предпосылках и причинах, вызвавших необходимость создания СНГ. Хронику тех событий можно проследить и оценить, просмотрев видеосюжет «Распад СССР и создание СНГ», перейдя по гиперссылке http://www.1tv.ru/news/social/193141.
Итогом рассмотрения темы должно стать формирование представления о процессе интеграции России и бывших республик Советского Союза по вопросам экономики и политики.
Студент должен при изучении первого вопроса раскрыть не столько процесс развала СССР, сколько показать интеграцию бывших республик единого государства, начиная с принятия решения о создании СНГ в Белоруссии главами государств России, Украины и Белоруссии.
По второму вопросу следует упомянуть о создании Департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ как структурного подразделения центрального аппарата Минэкономразвития России, но рекомендуется рассмотреть его через деятельность ЕврАзЭС.
По третьему вопросу нужно добиться понимания неоднозначности итогов «нового политического мышления» и возможности наладить военно-политические отношения с помощью ОДКБ – Организации договора о коллективной безопасности. Следует пояснить положение о том, что в случае игнорирования нашей страной процессов политической интеграции, ее место в соседних странах попытается занять другое государство (например, США) или межгосударственное объединение, что создает угрозу вытеснения России из ближнего зарубежья.
1. Кара-Мурза, С. Куда идем? Беларусь, Россия, Украина /С. Кара-Мурза, С.Г. Мусиенко.- М.: Эксмо; Алгоритм, 2011. — 336 с. (Серия: Политический бестселлер)
2. История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – 293 с.
3. Левандовский, А.А. История России ХХ – начало ХХI века: учеб. для 11 кл. / А.А. Левандовский. – М.: Просвещение, 2008. – 383 с.
4. Россия и мир в XX — нач. XXI вв.: учебник /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2014. — 432 с.
Тема 6. Содружество Независимых Государств (СНГ) как способ интеграции после распада СССР
1. Образование СНГ: процесс становления и развития.
2. Направления взаимодействия стран СНГ.
3. Место России и других стран СНГ в мировом сообществе.
Каким образом, и в каких документах были определены принципы взаимоотношений стран СНГ? При работе над первым вопросом, обратите внимание на сложности и противоречия процесса становления и развития Содружества. С чем это было связано? Что подталкивало бывшие союзные республики к поиску путей и форм сближения? Какие шаги в этом направлении были предприняты в 1994-2002 гг.? Обратите внимание на позицию Казахстана, Белоруссии, Таджикистана и Украины. Хронику тех событий можно проследить, просмотрев видеосюжет «Распад СССР и создание СНГ», перейдя по гиперссылке http://www.1tv.ru/news/social/193141.
Что способствовало развитию сотрудничества РФ со странами “ближнего” зарубежья? Какие трудности существовали? Каковы, на Ваш взгляд, основные итоги исторического пути, пройденного нашими странами с момента образования СНГ и до наших дней? Определите перспективы развития СНГ в XXI веке.
По второму вопросу раскройте основные направления сотрудничества стран СНГ: политическое, экономическое, военное, культурное. Особое внимание обратите на роль экономического фактора интеграции стран Содружества. Охарактеризуйте стратегию РФ по отношению к странам СНГ. Каковы первые результаты ее реализации? Какие международные организации, с какой целью были образованы в СНГ?
Что представляет собой проблема беженцев? В связи с чем она возникла?
Определите характерные черты культурного взаимодействия.
Каково место России и других стран СНГ в мировой иерархии стран? Что означает для стран СНГ превращение в мировую периферию? Объясните, почему только тесное интегрирование стран СНГ может обеспечить им достойное место в мировом иерархическом разделении государств. Каковы тенденции развития отношений России со странами СНГ в начале XXI века? Какие основные закономерности превращения мира в целостность можно выделить на примере СНГ?
1. Артемов, В.В. История: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.
2.Кара-Мурза, С. Демонтаж народа /С.Кара-Мурза.- М.: Алгоритм, 2014. — 705 с.
3. История России, XX – начало XXI века: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, JI. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – 5-е изд., дораб. и доп. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2014. – 384 е.
4. Печенев, В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий /В. Печенев.-М.: Норма, 2014.-365с.
Источник
Интеграционные тенденции бывших советских республик
Определение понятия процесса экономической интеграции. Факторы экономической интеграции бывших советских республик. Успехи и перспективы СНГ как результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.05.2015 |
Размер файла | 22,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где отдельные части были тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах — членах СНГ в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).
Сразу же после распада СССР возникли интеграционные тенденции у бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, и в первую очередь в областях, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996-1997 гг., усилились стремления к интеграции на иных основах с учетом возникших реалий.
Россия — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.
1. Факторы экономической интеграции бывших советских республик
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:
· разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;
· длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах (из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.). Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений (между двумя основными религиями: православием и исламом) в целом была невысокой. Отсюда желание широких масс населения, в странах — членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;
· технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.
Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Но всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.
Немалое значение для определения реальной позиции стран по отношению к интеграции в рамках СНГ имели, особенно в первые годы после распада СССР, расчеты на помощь Запада в том случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией. Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций, столь часть встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.
Различия в характере системных реформ временами создавали трудности в налаживании взаимных связей, например, в функционировании платежного механизма и банковской системы. Интеграционные меры нередко требовали средств и целеустремленности. Часто и то, и другое отсутствовало. Сильнейший системный кризис во всех странах — членах СНГ и государствах Балтии сделал материальные трудности, особенно дефицит обратимой валюты, повсеместным явлением.
Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительное — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.
Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения сложившихся связей были минимальными. Задача реального сближения стран — членов СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и постоянное неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать интеграционный механизм для достижения своих политических задач. В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом стремилась через СНГ установить экономическую и политическую блокаду Абхазии.
Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно р подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения других стран.
2. Структура органов СНГ
В соответствии с уставом СНГ возникла разветвленная структура органов Содружества:
Совет глав государств, в функции которого входит принятие основополагающих решений на уровне глав государств;
Совет глав государств, координирующий сотрудничество органов исполнительной власти;
Совет министров иностранных дел, который согласовывает позиции стран — членов СНГ в отношениях с третьими странами в том случае, если правительства пришли к выводу о целесообразности такого согласования. Министры иностранных дел также обсуждают вопросы налаживания механизма отношений в рамках Содружества;
Совет министров обороны, занимающийся решением вопросов взаимоотношений стран — членов СНГ в военной сфере, в том числе касающихся общих операций по поддержанию мира, помощи при строительстве национальных вооруженных сил, имущественных отношений в военной области, реализации соглашений о поставках вооружений и материалов;
Совет командующих погранвойсками, который согласовывает и реализует мероприятия по совместной охране внешних границ Содружества в том случае, если возникает такая потребность, организует обустройство границ, взаимопомощь в обучении погранвойск.
Межпарламентская ассамблея состоит из представителей парламентов стран — членов СНГ. На своих сессиях она вырабатывает рекомендации по гармонизации законов стран-членов, затрагивающих взаимные связи, организует обмен мнениями среди парламентариев относительно сотрудничества в рамках СНГ.
Экономический суд призван разрешать межгосударственные споры между странами — членами СНГ, возникающие в процессе хозяйственных отношений.
В качестве постоянного исполнительного и координирующего органа Содружества устав СНГ предусматривал создание Координационно-консультативного комитета (ККК) с местопребыванием в Минске. По решению глав правительств в 1994 г. ККК фактически был разделен на два органа: Исполнительный секретариат (ИС) и Межгосударственный экономический комитет (МЭК). К ИС перешел весь рабочий аппарат ККК, в то время как МЭК базировался на принципе коллегиального руководства (каждая страна направляла в МЭК определенное число своих представителей). В этом комитете проходили обсуждение и подготовка основной части решений по экономическим вопросам сотрудничества.
Но ИС и МЭК не предусматривались в уставе СНГ, что создавало некоторую правовую незавершенность организационной структуры Содружества. К тому же их функции не всегда были достаточно четко разграничены, что приводило к частому дублированию работы.
В апреле 1999 г. Совет глав государств принял решение о реорганизации структуры органов СНГ: ККК и МЭК преобразовывались в Экономический совет некоторыми изменениями функций, расширялись полномочия Исполнительного секретариата.
Деятельность органов СНГ базируется на принципе единогласия при решении важнейших вопросов сотрудничества. Хотя любая из стран могла не участвовать в работе какого-либо органа или в обсуждении вопроса, но если она возражала, то действие принятого решения на нее не распространялось. Никакого контрольного механизма по реализации принятых решений не предусматривалось.
Помимо уставных главных органов СНГ была создана разветвленная система органов более низкого уровня — отраслевых и проч. (около 60). Они занимаются конкретными областями сотрудничества.
2. Успехи и неудачи СНГ
К главному экономическому успеху СНГ следует отнести его реальное функционирование как зоны свободной торговли.
Неудачей можно считать то, что с 1992 г. по 1998 г. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых различных областях сотрудничества, но большая часть из них осталась на бумаге по разным причинам, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, его неповоротливость, отсутствие у него контрольных функций.
Критика неэффективности работы СНГ особенно стала слышна в 1997-1998 гг. Часть критиков вообще сомневалась в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в качестве причины этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного механизма.
Однако все же главное препятствие для успешной интеграции заключалось не в недостатках функционирования организационного механизма Содружества, а в отсутствии согласованной цели интеграции, последовательности интеграционных действий, в слабой политической воле для достижения прогресса, в экономических трудностях. Еще не исчезли расчеты у части правящих кругов новых государств на получение выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ.
Тем не менее, несмотря на все эти сомнения и критику, организация сохранила свое существование, поскольку она нужна большинству стран — членов СНГ. Нельзя сбрасывать со счетов и распространенные среди широких слоев населения этих государств надежды на то, что активизация взаимного сотрудничества поможет преодолению серьезных трудностей, с которыми столкнулись все постсоветские республики в ходе преобразований социально-экономических систем и упрочения своей государственности. Глубокие родственные и культурные связи также подталкивали к сохранению взаимных связей.
По мере того как происходило становление собственной государственности, у правящих кругов стран — членов СНГ уменьшались опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв суверенитета. Возможности увеличения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно исчерпанными. Потенциал же расширения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности стран — членов СНГ. В то же время резервы расширения торговли в рамках СНГ, особенно готовыми Изделиями, остаются значительными.
Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей подготовки персонала и т.д. создавали хорошие возможности для взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и техническому уровню часто не соответствует требованиям мировых рынков, но торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств. В дальнейшем повышать качество и технический уровень продукции легче на базе работающих предприятий, чем начинать с нуля.
Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., ухудшил перспективы для экспорта стран -членов СНГ. Отрицательное воздействие на интеграционные процессы оказал финансовый кризис, разразившийся в России в августе 1998 г. Тем не менее, он серьезно не подорвал объективную заинтересованность стран — членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связей.
Некоторое оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея интеграции «разных скоростей», т.е. создание союзов между различными странами — членами СНГ с разной степенью интегрированности и с разными сферами совместной деятельности.
Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Значительное большинство белорусского населения и высшее политическое руководство страны выступают за тесный союз с Россией, вплоть до создания конфедеративного государства.
В 1996 г. был заключен договор о Союзе Беларуси и России, предусматривающий широкий круг интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества, он предусматривает признание дипломов, полученных в обеих странах, уравнивание в правах граждан при получении образования, трудоустройстве, сближение норм социального обеспечения и т.п. Однако, несмотря на наличие безусловных предпосылок для глубоких и интенсивных интеграционных процессов, они сталкиваются с немалыми объективными и субъективными препятствиями, прежде всего с сопротивлением интеграции с Белоруссией влиятельной части российской политической элиты по идеологическим соображениям.
С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан. Киргизия. В дальнейшем к нему присоединился Таджикистан. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Условия Таможенного союза предусматривают постепенную унификацию хозяйственного права, согласование валютной и денежно-кредитной политики. Объем необходимой работы оказался очень большим, а интересы в конкретных областях не всегда совпадали, поэтому результаты оказались меньше планировавшихся.
В 1996 г. был создан Союз четырех (Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия), который дополнял экономическую сферу сотрудничеством в национальной и гуманитарной областях (науки, образования, культуры и др.). Предполагалось гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имело рамочный характер, на его базе должны были достигаться договоренности в конкретных областях. Результаты получились аналогичными итогам создания Таможенного союза.
Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению Центральноазиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Его целью является координация политики в области экономики и обороны. Создание этого союза определялось стремлением его участников упрочить свои позиции вовне с помощью координации политики в областях, где имелись взаимные интересы, и интенсифицировать региональные отношения, используя территориальную и культурную близость, исторические связи и разделение труда, сложившееся еще в советские времена.
Идет сближение между Украиной, Грузией, Узбекистаном, Азербайджаном и Молдавией, в основе которого лежат общие интересы в создании транспортного коридора на юге бывшего СССР. Проблема поставок на внешние рынки нефти и газа из Азербайджана, Туркмении и Казахстана превратилась в одну из ключевых для экономического развития этих стран. Поддерживаемые Западом и Турцией, они стремятся диверсифицировать пути транспортировки энергоносителей, в том числе через Грузию и Украину. В свою очередь, последние страны заинтересованы в расширении своих доходов за счет транзита (Грузия) и получения альтернативных источников снабжения энергоносителями (Украина). Пока сближение между указанными странами еще не приняло сколько-нибудь четких организационных форм.
Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, а с другой стороны, регионализация означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах «интеграция разных скоростей» может даже способствовать интеграционным процессам в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие страны в общую «ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать должным образом интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.
За интеграцией «разных скоростей» стоят объективные интересы стран — членов СНГ в различных областях. По-видимому, позитивные моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут ужиться с общими интеграционными процессами, а нередко — и стимулировать их, однако при условии, если между субрегиональными группировками не возникнут серьезные противоречия.
Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих факторов: от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран — членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран и многих других как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития экономики и системных реформ, политики руководства в России — естественного интеграционного ядра СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.
Исторический опыт 90-х гг., несомненно, самых трудных в развитии стран — членов СНГ и государств Балтии показал, что они нужны друг другу. Существенное сокращение взаимного товарооборота по сравнению с межреспубликанскими поставками советского периода, переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти изменения были естественной реакцией на несообразности прежнего разделения труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями политического развития стран — членов СНГ. Но сейчас эта переориентация завершается, и все больше начинают проявляться центростремительные тенденции. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения системных реформ, стабилизации и восстановления экономики в этих странах.
экономический интеграция постсоветский снг
1. Экономическая интеграция представляет собой объективный процесс, основанный на интернационализации хозяйственной жизни и международном разделении труда. При этом взаимодействие осуществляется как на макро-, так и на микроуровне. Основные формы международной экономической интеграции — зона свободной торговли, таможенный союз, экономический и валютный союз.
2. Международные интеграционные процессы все в большей степени определяются не чисто торговыми связями, а долгосрочным сотрудничеством отдельных фирм, прежде всего входящих в системы различных ТНК.
3. В мировом хозяйстве выделяются регионы, где процессы экономической интеграции наиболее выражены: Западноевропейский, Североамериканский и Азиатско-Тихоокеанский. Однако механизм и степень интегрирования в каждом из регионов имеют свои особенности.
4. Наиболее зрелой формой экономической интеграции является Европейский союз, сформировавшийся на основе целого ряда договоров и соглашений. В рамках ЕС не только отменены барьеры на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, но и создается экономический, валютный и политический союз. Реализация принятого в 1987 г. Единого европейского акта предусматривает также создание в Западной Европе единого европейского экономического пространства, в которое войдут и другие европейские страны.
5. Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного пространства.
6. Главные препятствия интеграции: опасения в странах — членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства новой социально-экономической системы.
7. Организационные рамки интеграционных процессов определяются разветвленной системой органов Содружества. Кроме того, на постсоветском пространстве возникло большое число союзов экономического, политического и гуманитарного характера между отдельными странами — членами СНГ, целью которых является развитие внутрирегионального сотрудничества — интеграция «разных скоростей»,
8. Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: были достигнуты многие договоренности, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего существования.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Факторы экономической интеграции бывших советских республик. Успехи и неудачи СНГ. Перспективы СНГ. Главные препятствия интеграции – опасения в странах – членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности.
реферат [27,3 K], добавлен 26.04.2003
Сущность международной экономической интеграции. Беларусь как часть мировой экономической системы и ее участие в международных интеграционных процессах. Оценка экономической интеграцию России и Беларуси в историческом аспекте и на современном этапе.
курсовая работа [52,1 K], добавлен 30.10.2011
Особенности начального этапа приватизации в России. Общая характеристика приватизационной экономической реформы. Анализ приватизации в России и приватизационных программ бывших союзных республик. Итоги и перспективы развития приватизации в России.
курсовая работа [90,1 K], добавлен 08.08.2011
Сущность и формы экономической интеграции. Финансово-промышленные группы как фактор развития экономической интеграции. Стратегия создания и основные направления ФПГ в Беларуси. Цели создания СНГ. Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ.
курсовая работа [38,6 K], добавлен 23.01.2009
Понятие международных интеграционных союзов, их сущность и особенности, методика и принципы построения, правовой статус сторон. Экономическое развитие России и значение интеграции. Современное состояние интеграционных процессов СНГ и их перспективы.
курсовая работа [65,7 K], добавлен 12.04.2009
Источник