И.Р. Дубровин, Е.Р. Дубровин. Интеллектуальная безопасность.
15 ноября 2005 года. И.Р. Дубровин, кандидат технических наук; Е.Р. Дубровин, кандидат технических наук , Санкт-Петербург. URL: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=220
Обеспечение национальной безопасности является одной из важнейших функций государства. Глубокие социально-политические изменения, произошедшие в России за последнее десятилетие, потребовали создание новой научно обоснованной концепции национальной безопасности, которая сегодня находится в стадии формирования.
Очевидно, что эта концепция должна рассматривать национальную безопасность (НБ) с системных позиций и представлять ее в виде сложной многоуровневой многозвенной системы, включающей в себя не менее сложные системы более низкого порядка.
Системный подход к понятию «национальная безопасность России» позволяет увидеть целостность, сбалансированность, целенаправленность функционирования и саморегулирования, а также другие свойства НБ, характеризующие определенный качественный уровень этой сложной системы. В свою очередь, данная система функционирует в среде, представляющей собой систему еще более высокого уровня.
Интеллектуальная безопасность как составная часть национальной безопасности
В настоящее время не существует единого понятия «национальная безопасность» [1, 3].
Одни авторы трактуют НБ как внутреннее и внешнее положение государства, при котором отсутствует угроза его национальным интересам.
Другие вкладывают в это понятие защищенность от внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, интеллектуальных, экологических и др.).
Третьи определяют НБ как состояние дел в различных областях государственной деятельности, при котором отсутствует внутренняя и внешняя угроза возникновения чего-либо опасного или нежелательного, способного нанести ущерб национальным интересам.
И, наконец, четвертые рассматривают НБ как состояние, при котором национальным интересам не угрожает опасность и обеспечена защита от внешних и внутренних угроз.
Несмотря на различие определений, смысл данного понятия, в конечном итоге, означает гарантированное обеспечение гражданам той или иной страны условий, необходимых для цивилизованной жизни, совершенствования и развития.
Национальная безопасность государства имеет внешнюю и внутреннюю составляющие и базируется на трех основных понятиях: интерес — угроза — защита (рис. 1).
Рис. 1. Интеллектуальная безопасность в системе национальной безопасности России
В комплексе различных видов безопасностей, составляющих НБ, особое место занимает интеллектуальная безопасность (ИБ), что обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, ИБ определяет научное обеспечение и реализацию всех других видов национальной безопасности. Во-вторых, сложившаяся сегодня в России ситуация дает основание говорить о проблемах ИБ как о важнейшей государственной, экономической, социальной и политической проблеме. В-третьих, по своим последствиям интеллектуальный кризис может оказаться куда более опасным, чем, например, политический или военный, экономический или информационный, а его предоление потребует нескольких десятилетий, а может быть и столетий. В-четвертых, многоаспектность, сложность, масштабность и глубина проблемы развития и сохранения интеллекта выводит обеспечение ИБ страны (наряду с экологическими проблемами) в разряд самых актуальных проблем современности.
Так что же такое интеллектуальная безопасность?
В одних источниках интеллектуальная безопасность рассматривается как защита продуктов умственной деятельности. В других – ставится знак равенства между интеллектуальной безопасностью и интеллектуальной собственностью. В третьих источниках понятие интеллектуальная безопасность включает в себя не только защищенность продуктов умственного труда, но и рациональное использование, воспроизводство и повышение качества умственной способности людей, определяющих их деятельность 3.
Человеческий интеллект, как известно, формируется в соответствии с законами генетики, в связи с чем уместно говорить и о генетических корнях ИБ. Генетика и интеллектуальная безопасность взаимосвязаны: с одной стороны, нарушение ИБ страны приводит к генетическим последствиям для народа, результаты которых трудно представить, с другой – состояние и изменение генофонда общества оказывает прямое влияние на ИБ государства.
Состояние ИБ государства определяется прежде всего его научным потенциалом и научными ресурсами, то есть количеством и уровнем подготовки работоспособных носителей научного интеллекта – подготовленных и работающих по своей специальности ученых и людей с высшим образованием.
Аспекты интеллектуальной безопасности
С позиций системного подхода уместно говорить об ИБ в нескольких аспектах.
• как о составной части – подсистеме более высокого уровня, какой является национальная безопасность;
• как о сложной многоуровневой системе, включающей свои подсистемы (составные части) более низкого порядка;
• как о внутреннем или внешнем состоянии или положении государства, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы интеллектуальным интересам личности, общества и государства, а при их возникновении – система мер по обеспечению охраны или защиты носителей интеллекта и продуктов их умственного труда.
В связи с этим ИБ целесообразно представлять в виде сложной системы, включающей в себя, по крайней мере, подсистемы трех уровней.
Интеллектуальная безопасность, так же как и национальная, бывает внешней и внутренней и в своей основе имеет три базовых понятия: интеллектуальные интересы, интеллектуальные угрозы и интеллектуальная защита.
Интеллектуальные интересы Российской Федерации являются, безусловно, жизненно важными и долгосрочными. Суть интеллектуальных интересов, в конечном итоге, сводится к эффективному использованию и воспроизводству интеллектуальных возможностей нашего народа, а также к развитию, сохранению и накоплению интеллектуального потенциала и интеллектуальных ресурсов государства. Особая роль в системе интеллектуальных интересов принадлежит научному интеллекту, поскольку именно он определяет уровень развития, подлинную независимость, авторитет и мощь любого государства.
Угроза интеллектуальной безопасности России исходит как изнутри, так и извне. Внутри страны – от отдельных физических и юридических лиц (и государства в целом), деятельность которых значительно снижает, а в отдельных случаях исключает эффективное использование учеными своего научного интеллекта. Извне – деятельность других государств, с одной стороны, «переманивающих» высококвалифицированных специалистов, подготовленных нашей страной, а с другой, умышленно занижающих или дискредитирующих достижения российского научного интеллекта в мировом сообществе.
В настоящее время угрозу интеллектуальной безопасности России представляют:
• Моральная и материальная недооценка государством труда ученых и специалистов с высшим образованием.
• Занижение социальной значимости ученых и специалистов с высшим образованием в обществе.
• Не престижность профессий, связанных с наукой, и работой на государство.
• Не желание молодых людей заниматься наукой и получать высшее образование.
• Сокращение количества и снижение качества защищаемых дипломных и выпускных работ, диссертаций на соискание ученой степени.
• Не желание или невозможность ученых и специалистов с высшим образованием работать по профилю подготовки.
• «Утечка мозгов» за рубеж.
• Использование ученых и специалистов с высшим образованием не по полученной специальности.
• Старение и нехватка научных кадров и кадров с высшим образованием.
Указанные угрозы ИБ являются причиной огромного ущерба, наносимого стране (политического, социального, экономического и др.), который не поддается материальной оценке, и восстанавливается длительный период времени.
Под интеллектуальной защитой понимаются различные меры, направленные на обеспечение ИБ страны. Очевидно, что меры, связанные с предупреждением угроз интеллектуальным интересам, следует считать пассивной защитой или пассивным обеспечением ИБ. В то же время меры, направленные на ограничение и ликвидацию последствий появившихся опасностей интеллектуальным интересам, можно назвать активной защитой или активным обеспечением ИБ. На наш взгляд, пассивную защиту интеллектуальных интересов России сегодня должны составлять:
• разработка современной концепции научно-технической политики, развития науки и образования, соответствующей новым социально-экономическим условиям развития страны;
• разработка законов, законодательных и нормативных актов, обеспечивающих и стимулирующих развитие науки и образования;
• разработка законов и законодательных актов, защищающих интеллектуальные интересы страны, интеллектуальную собственность, носителей интеллектуальной собственности и продукты их умственного труда;
• разработка требований к подготовке специалистов с высшим образованием и научных кадров;
• разработка требований к дипломным и выпускным работам, диссертациям на соискание ученой степени, представленных на защиту и др.
К активному обеспечению ИБ можно отнести:
• практическую реализацию интеллектуальных возможностей личности, общества и государства;
• повышение общественной и социальной значимости специалистов с высшим образованием и ученых при решении государственных и других задач;
• улучшение условий труда и жизни носителей интеллекта – ученых и специалистов с высшим образованием;
• реальная защита продуктов умственной деятельности носителей интеллекта от различного рода посягательств;
• использование ученых и специалистов с высшим образованием только по их профилю подготовки;
• моральное и материальное стимулирование работы носителей интеллекта;
• быстрое внедрение и применение результатов деятельности ученых и специалистов с высшим образованием в практику и т.п.
Говоря об ИБ, нельзя не сказать о тех условиях, в которых приходится решать проблему обеспечения интеллектуальной безопасности нашего государства. Сегодняшние условия развития России определяются экономической и политической нестабильностью, явным не уважением интеллектуально-умственного труда ученых и специалистов с высшим образованием; низкой правовой и общей культурой граждан; не способностью существующих законов защитить интеллектуальную собственность и самих носителей научного интеллекта; отсутствием современной концепции развития науки и техники; несоответствием научно-технической политики государства современным требованиям; национальной и социальной напряженностью; ростом индивидуализма и потребительства; желанием легкой наживы и быстрого обогащения любыми способами и средствами; неучастием абсолютного большинства ученых в принятии и реализации научно-технических, социально-политических и хозяйственно-экономических решений важнейших государственных задач; не эффективностью и затяжным характером проводимых реформ. Кроме того, смена политической системы сопровождается потерей управления и контроля, в том числе и в области обеспечения ИБ. Россия уже имеет огромный интеллектуальный потенциал, который требует своего эффективного использования в решении проблем обеспечения ИБ.
Очевидно, что для обеспечения, поддержания и укрепления ИБ России необходимо реализовать комплекс организационно-правовых, хозяйственно-экономических и иных мер, направленных не только на сохранение и воспроизводство имеющегося интеллектуального потенциала, но и повышение престижности умственного труда, заинтересованности носителей научного интеллекта в плодотворной работе. При реализации этих мер, возникает объективная необходимость переноса центра тяжести с пассивной защиты на активную.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
• ИБ является важным элементом в системе национальной безопасности России.
• ИБ России в своей основе имеет интеллектуальные интересы, интеллектуальные угрозы и интеллектуальную защиту.
• Россия обладает значительным интеллектуальным потенциалом для решения проблем обеспечения ИБ и его необходимо использовать.
• Обеспечить, поддержать и укрепить ИБ России в современных условиях возможно только путем устранения интеллектуальных угроз, удовлетворения интеллектуальных интересов личности, общества и государства, а также на основе реализации работоспособной активности интеллектуальной защиты.
Литература
1. Пирумов В.С. Некоторые аспекты методологии и исследования проблем национальной безопасности России в современных условиях // Геополитика и безопасность. 1993, № 1, с. 7-17.
2. Лебедько В.Г. и др. Прогнозная оценка изменения геополитической картины мира в районах «дальнего зарубежья» // Геополитика и безопасность. 1993, № 1, с. 18-75.
3. Чернявский Г.С. и др. К вопросу исследования проблем безопасности России // Военная мысль. 1994, № 9, с. 2-8.
Источник
Об интеллектуальная безопасности
Говорят: кто хочет быть успешным,
Тот должен быть трудолюбивым, умным
И в неизвестных знаниях – мятежным!
Талант – это способность делать то, чему нас никто не учил.
/Альфред Конар, польский писатель./
Интеллект — ум, мыслительная способность, умственное начало у человека. /С.И. Ожёгов/
Интеллект или ум — общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а также внимание, волю и рефлексию. /Интернет-информация/
Интеллект — это способности мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта, и способность использовать усвоенные знания и навыки. /Интернет-информация/
Интеллектуал — человек с высоко развитым умом и аналитическим мышлением, в том числе представитель умственного и физического труда, а также система (механизм) с высоко развитой памятью, аналитическими программами и и физическими структурами (в том числе нейро-био-содержащими) – роботизированный интеллектуал (роботизированный комплекс или отдельный робот-интеллектуал).
Есть в мире знаний и умений важнейшая безопасность – интеллектуальная!*
В законодательстве многих стран она не определена.
Без развитого интеллекта в системах управления всем – настоящим, будущим развитием и упреждением всего ненужного – невозможно жить и развиваться интеллектуально постоянно и созидательно.
Важнейшее для государства и человека – обладать знаниями, информацией об интеллектуальных системах и средствах Интеллектуальной безопасности (в том числе в сфере безопасного развития национального интеллекта России и её деловых партнёров), а также развивать знания и умения в сфере интеллектуальных систем, в том числе использующих недеградирующее человеческое мышление, его эвристические и непознанные ещё способности!
Это последнее возможно при развитии сферы интеллекта — при обучении, изучении и анализе интеллектуальной информации с обеспечением безопасности полученных и используемых знаний и умений, в том числе в системах развития интеллекта и в сферах управления их интеллектуальными способностями, а также при развитии упреждающих (в том числе безопасных для здоровья) систем и средств интеллектуальной безопасности.
Интеллектуальная безопасность имеет не просто отношение практически ко всем формам государственной, экономической и иной безопасности, но и служит фундаментом для обеспечения гарантированного создания и решения приоритетных и основных опережающих направлений развития государства.
Интеллектуальная безопасность – это основополагающая часть во всех системах (миро-обеспечивающих, медицинских, обучающих, производительных, научных, культурных, этических, эстетических, продовольственных и иных) любого человека во всём мире для обеспечения достойного существования его и непрерывного развития его, его окружающих близких и далёких, а также всего человечества и улучшения состояния Земли в целом.
Интеллектуальная безопасность — это своевременное обеспечение безопасности ( в том числе упреждение опасности), связанной с интеллектуальным потенциалом нации, юридических лиц государства, сохранением продуктов интеллектуального (в том числе человеческого, умственного) труда, защитой интеллектуальной собственности Российской Федерации, её отраслей и её юридических и физических лиц – правовыми методами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными правовыми актами, принятыми Российской Федерацией.
Интеллектуальная безопасность — это правовая и иные системы подготовки, сохранения, развития и закрепления интеллектуальных кадров в целях развития знаний и умений государства, его отраслей, юридических лиц и его граждан, систем развития государства, управления и защиты его и отраслей его, системный комплекс упреждающей защиты и также состояние правовой и иной защищённости от незаконной передачи (перемещения через границу) подготовленных кадров и интеллектуальных ресурсов юридических лиц государства, отраслей государства, их информации, составляющей государственную, военную и иную тайну государства (в соответствии с законодательством Российской Федерации, межгосударственными и законно признанными Российской Федерацией международными правовыми документами и/или международными актами) в целях нанесения ущерба интересам государства либо незаконной передачи интеллектуальных ресурсов России другим стран и корпорациям, группам и отдельным юридическим и физическим лицам.
Интеллектуальная безопасность — это системный комплекс упреждения негативных воздействий на государственные. отраслевые и иные интеллектуальные ресурсы и на их состояние защищённости. Перечень интеллектуальных ресурсов, отнесённых и сфере Интеллектуальной безопасности страны должен быть законодательно определён, равно как и перечень интеллектуальной собственности граждан, научных и творческих коллективов, науки, культуры и образования от реальных и потенциальных угроз, в том числе в сфере защиты от угроз русскому языку в стране, в мировом искусстве и во всём мире и в сфере безопасного развития интеллектуальных ресурсов, их перспективного обеспечения и развития.
______
* Интеллектуальная безопасность – основополагающая функция государства и применяемого национального законодательства, реализующая достаточный потенциал и использующая интеллектуальные информационные ресурсы для создания приоритетных и перспективных научных разработок, математических и иных формул и реализации их в стратегически важных системах и средствах и в системах новых познаний, в том числе содержащих государственную, межгосударственную тайну и конфиденциальную информацию.
Источник