Интеллектуальная составляющая развития страны

Интеллектуальный потенциал России

Интеллектуальный потенциал страны имеет одно из первостепенных значений для государства, так как в современных условиях основным ресурсом развития и конкурентоспособности страны становится не сырье, физический труд и техническая мощь, а интеллектуальный потенциал. Именно интеллектуальный потенциал страны/региона – один из серьезных показателей его инвестиционной привлекательности. Поэтому для успешного развития России, поддержания статуса «мировой державы» необходим качественный рывок в сфере науки и образования, которые в свою очередь являются базисом интеллектуального потенциала страны.

Невозможно дать однозначного определения понятию «интеллектуального потенциала», ибо в реальной жизни пересекаются и по-разному сочетаются различные виды интеллектуальной деятельности. Поэтому смысл и значение его как раз в том, что он выполняет интегративную функцию по отношению к составляющим его компонентам, когда никакой из них сам по себе вне связи с другими уже недостаточен для решения проблем, например, образование вне взаимосвязи с наукой и т.д. В итоге, все проявления интеллектуального потенциала естественно сопрягаются друг с другом.

Культурное наследие имеет фундаментальное значение и составляет основу духовного и интеллектуального потенциала страны. Это один из важнейших ресурсов, определяющих вектор дальнейшего социально-экономического и социально-культурного развития России.
Велика роль культурного наследия в образовательной и просветительской сфере. В осознании истории и культуры лежит важный аспект патриотической мотивации, нравственного воспитания подрастающих поколений, чувства любви к Родине, уважения к своей национальной культуре и культуре других народов. Историко-культурное наследие позволяет ощутить единство культурного пространства Российской Федерации и одновременно выявить самобытность каждого проживающего в ней народа. В современную эпоху именно бережное отношение к наследию и традициям позволит сохранить уникальность многонациональной культуры России.

В связи с этим в качестве важнейшей стратегической задачи по сохранению наследия, приобретают вопросы формирования историко-культурного каркаса страны, государственной поддержки разнообразных проявлений народной традиционной культуры, в том числе, народных художественных промыслов.
Потенциал историко-культурного наследия России огромен. Он предполагает духовно-нравственное, патриотическое воспитание россиян, развитие просветительской деятельности, краеведения, туризма.

Россия является крупнейшей мировой культурной державой. Неоспорима уникальность по количеству исторических культурных памятников. Их в России более 80 тысяч. Двадцать три объекта культурного наследия включены в список ЮНЕСКО. В России насчитывается более полутора тысяч государственных и муниципальных музеев, но есть еще множество ведомственных, школьных и частных. Более 140 уникальных музеев-заповедников и музеев-усадеб не только хранят память о событиях, людях, традициях исторических мест, но и сохраняют облик исторических ландшафтов.
Нельзя не сказать об огромном богатстве и разнообразии нематериального культурного наследия: о фольклоре, о народных и художественных промыслах, бытовых традициях наших народов.

Следует отметить, что к настоящему времени в России выставлена вертикаль государственного управления охраны культурного наследия. Есть базовый Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Историческое наследие России известно и почитаемо во всем мире. Однако в XXI веке оно подвергается недопустимым рискам и опасностям. Каждый год теряется около десяти тысяч памятников культуры — природно-архитектурных, художественных, памятников «охраняемых» и даже из числа музейных экспонатов. А ведь это духовное достояние России, культурное наследие, без которого не может жить ни один народ. Поэтому надо решать срочно и кардинально вопрос об увеличении финансирования культуры.

Что касается образования, здесь в очередной раз необходимо отметить наличие в России глубочайшей региональной дифференциации. Образовательный потенциал регионов различаются в разы (значение итогового показателя в Москве 90.20, в то время как в республике Ингушетии – 35.61). Учитывая взаимосвязь уровня образования и социально-экономического развития регионов, можно сказать, что регионы-аутсайдеры изначально обречены на отставание в развитии.
Очевидно, наличие в регионах вузов способствует повышению количества молодежи, получающей высшее образование, так как уровень удовлетворения запроса граждан на образование оказывается в прямой зависимости от места их проживания. Прежде всего, это связано с финансовой стороной вопроса. Далеко не каждый житель региона способен обеспечить своему ребенку получение высшего образования, особенно если это связано с переездами в другие населенные пункты (очевидно, что чем дальше от дома, тем сложнее). Ежегодно сокращается количество бюджетных мест в вузах, увеличивается стоимость обучения. Кроме того, имеет место отсутствие (недостаток) мест в общежитиях даже в крупнейших вузах страны, стипендии, вынуждающие студента либо оставаться на обеспечении у родителей, либо устраиваться на работу. Все это явно не способствует повышению качества образования в России. Именно поэтому показатель образовательного обеспечения региона очень важен как одна из составляющих не только образованности страны, но и ее качественного образования.
Получается замкнутый круг. Отсутствие в регионах развитых систем образования вынуждает молодежь уезжать учиться в другие регионы. Получив образование, специалист редко возвращается назад, так как стремится устроиться на престижную работу и улучшить условия своей жизни. В результате происходит внутристрановая миграция, когда из менее экономически развитых регионов население (в основном его молодая часть) перемещается в более развитые. Это, в конечном счете, и приводит к таким колоссальным разрывам в социально-экономическом развитии регионов России. Наиболее ярким примером подобного явления служит Москва, жизнь в которой грозит стать невыносимой из-за стремительного роста численности населения, в том числе и за счет приезжих из регионов.

Уровень образования и состояние науки в стране связаны напрямую. Но наука менее инертна, чем система образования и за годы реформ она претерпела весьма существенные изменения. Более чем вдвое сократилась численность научного персонала, причем, отечественная наука теряла и квалифицированных специалистов (“утечка мозгов”). Произошло, старение научных кадров, ибо ослаб приток молодежи, в результате чего по многим направлениям остро встала проблема преемственности научных поколений. Перестало обновляться научное оборудование, что негативно влияло на исследовательскую активность. А ведь наука, в особенности фундаментальная — основа основ и современного образования и технологии, т.е. интеллектуального потенциала в целом. Значительно снизился престиж науки и научного труда, который в советские времена был достаточно высок. Не в последнюю очередь все эти негативные последствия связаны с многолетним мизерным государственным финансированием науки и, соответственно, с низкой оплатой научного труда. В финансовом отношении наука оказалась зажатой в тиски и с другой стороны. Чудовищная приватизация и упадок производства лишили его стимулов к обновлению технологии. Потребность в использовании научно-технических разработок свелась к минимуму. Сокращение бюджетных ассигнований дополнялось отсутствием заказов, а, следовательно, и финансирования со стороны и государства и производства. От этого особенно пострадала отраслевая наука, занимавшаяся технологическими разработками. Большой урон понесла и наука ВПК.

Ныне в России более 4000 организаций выполняют научные исследования и разработки. Конечно, научно-технический потенциал страны значительно ослаб. По мнению Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование гражданских и военных, соответствующие расходы должны быть увеличены не менее, чем втрое. Но в условиях кризиса правительство РФ склоняется к форсированному сокращению государственного сектора науки в целях облегчения обязательств бюджета. Однако следует иметь в виду, что наука, как элемент высокой культуры, легко разрушается, но очень трудно и не быстро создается. Учитывая, что ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета (а это – более 95% всех бюджетных ассигнований на науку) составляют всего 55,4 млрд. руб. или 1,71% расходов бюджета РФ, сколько-нибудь заметной экономической выгоды эта мера не даст, но существенно подорвет перспективы развития страны на долгие годы.

В федеральной собственности в настоящее время находится более 2 тысяч организаций, выполняющих исследования и разработки (включая отраслевые институты в организационно-правовой форме государственных унитарных предприятий, организации ОПК и др.), в том числе организаций собственно государственного сектора науки – 1341, из них 851 – академических.

Одним из острейших вопросов институциональной перестройки научной сферы является сохранение и реорганизация отраслевой науки, которая в РФ традиционно выполняет основную часть прикладных исследований.

Российский научно-технический потенциал территориально располагается весьма неравномерно. Еще десять лет назад примерно 70% всех научных исследований выполнялось в научных центрах, вузах и лабораториях, расположенных в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Новосибирской области и на Урале.
Кроме нескольких крупных городов, значительная часть научного и наукоемкого промышленного потенциала сосредоточена в наукоградах. Именно с ними неразрывно связано становление, развитие и перспективы отечественной науки и наукоемкой промышленности, а также создание и производство вооружений.
Сегодняшние наукограды весьма различны по масштабу, характеру, видам деятельности. Наиболее крупные из них имеют численность населения более 200 тыс. Это Бийск, Дзержинск, Зеленоград, Комсомольск-на-Амуре. Население таких городов, как Балашиха, Димитровоград, Ковров, Королев, Миасс, Мичуринск, Северск превышает 100 тыс. человек. Около 100 тыс. человек имеют Железногорск, Жуковский, Новоуральск и другие.

Проблема сохранения и развития интеллектуального потенциала России – это одна из основных проблем ее выживания и сохранения в XXI веке как самостоятельной цивилизации, своеобразного социокультурного, цивилизационного «континента», равновеликого Европе и Азии, на что указывали многие отечественные мыслящие люди, начиная от М.И.Кутузова, Н.Я.Данилевского и кончая «евразийцами», например, С.Н.Трубецким, И.А.Ильиным, Л.Н.Гумилевым, а также многими современными учеными – Н.Н.Моисеевым, В.П.Казначеевым, А.Н.Дмитриевым и другими, в том числе и автором.

О системной катастрофе или системном кризисе России, о деиндустриализации ее экономики, о ее трансформации в сырьевой «придаток» экономики Запада, о демографической катастрофе написано за последние 20 лет немало. А вот по проблеме сохранения и развития интеллектуального потенциала России, по проблеме идентификации самого понятия интеллектуального потенциала, о деинтеллектуализации экономики и в целом российского общества, которые непосредственно связаны с политикой российского государства в последнее 20 лет в области образования, науки и культуры, работ явно недостаточно.
Чтобы осознать всю масштабность этой проблемы для судеб России в XXI веке и в целом для человечества, необходимо само «поле» осмысления этой проблемы выстраивать на широком контексте исторической эпохи, которую переживает человечество и Россия.

Источник

Интеллектуальный уровень граждан и могущество государства. Как в России сохранить и развить интеллектуальный потенциал страны?

Народная мудрость : «Добывай знания: если ты бедный — они тебя прокормят, а если ты богатый — они тебя украсят»

Тема которая касается развития интеллектуального потенциала на сегодняшний день является актуальной. Поскольку умное, образованное население является основой или фундаментом для развития любого государства. И вообще высокий интеллектуальный уровень общества свидетельствует о развитии и могуществе государства , невзирая на ее территориальные границы или ресурсную базу.

Можно взять для примера Японию, страну которая имеет небольшую территорию, небольшое количество собственных природных ресурсов, но невзирая на это, эта страна занимает ведущее место в мировой экономике именно благодаря развитию науки и техники. И такие достижения можно объяснить не чем другим как высоким интеллектуальным уровнем общества. Именно от общества его самосознания зависит развитие государства на всех уровнях (экономическом, политическом, социальном, культурном ).

Обычно любое государство хочет чтобы большая часть ее населения была сознательной и имела высокий интеллектуальный уровень, особенно это касается молодежи .Ведь молодежь является лицом государства, это часть населения от которой зависит его будущее. И именно государство должно делать все для того чтобы улучшить условия для развития(имеется в виду интеллектуального) молодежи и вообще всего населения в целом.

По моему мнению, на сегодняшний день, интеллектуальный уровень многих страны требует желать лучшего. Особенно это касается молодежи. Этими словами я не хочу сказать что население этих стран является неумным. Просто некоторая его часть является несознательной, то есть имеет низкий интеллектуальный уровень недостаточный для того чтобы понять те политические или экономические события которые происходят в государстве. Это означает что эта часть населения не принимает активного участия в общественной и политической жизни . Выходя с этих слов, я хотел бы сказать что в обществах многих стран существует проблема связанная с интеллектуальным делением население. То есть существует своеобразное деление общества на людей с высоким, средним и низким интеллектом.

По-видимому, идеальной была бы ситуация если бы любое общество было бы приблизительно равным в своих интеллектуальных (умственных) возможностях. Но этого достичь практически невозможно. Деление будет всегда (ведь каждая личность имеет свой индивидуальный уровень знаний), возможно только уменьшить интеллектуальное деление в обществе, то есть сократить деление или хотя бы сократить численность людей с низким уровнем интеллекта. Я хотел бы заметить что в каждой стране мира существует звено (часть) населения с низким уровнем интеллекта. В каждой стране численность такого звена разная. Понятно что низкая численность населения страны с низким уровнем интеллекта свидетельствует о ее развитии.

В статье ниже я буду предоставлять преимущество интеллектуальному развитию молодежи , ведь, как я уже говорил, молодежь является будущим любого государства . На молодежь повлиять намного легче чем на людей среднего возраста и другую часть населения. Ведь молодежь — это еще несформированная часть населения (имеется в виду как личность), взгляды у которой постоянно изменяются. Для того чтобы определиться с действиями и мероприятиями которые нужно претворять в жизнь чтобы повысить интеллектуальный уровень населения страны, необходимо сначала понять сущность понятия интеллект. Вообще то существует много разных трактовок этого понятия.

Одно из них: Интеллект — это способность человека (нации, государства) творить новые знания, новую информацию из разных отраслей деятельности, возможность эффективно и оперативно воплощать созданные знания, ноу-хау в жизнь, то есть производить на их основе новый, более качественный продукт, умело его продавать и должным образом зарабатывать на инновационном товаре, чтобы развиваться дальше. Реально, в этом понятии, речь идет о продуцировании новых знаний и информации, образовании и науке, опыте и умении, уме и таланте, организованности, воле и настойчивой работе, в конечном итоге, творческий потенциал, креативное мышление социума в современных условиях на уровне коллектива, общества и нации вообще. Если говорить проще то можно сказать что интеллект — это уровень знаний человека, который тесно связан с опытом, творческим потенциалом личности, а также умения этими знаниями оперировать и свободно их использовать.

Однако почему-то, при определении этого понятия, к сожалению, мы забываем о духовно-моральных характеристиках носителя интеллекта — человека. Ведь его интеллект можно сравнивать не только по объему, потуге, масштабности и новизне созданного, но и за его мотивированностью — для чего и кого это все сделано, ради добра или зла? То есть интеллект — это понятие которое учитывает еще и духовно-моральные качества человека, а не только ее знания . Что за польза от храбрости человека, который не защищает своей нации, государства?

Осознав проблему которая существует в современном мире, и поняв сущность понятия интеллект, можно определиться с действиями и мероприятиями которые необходимо претворять в жизнь для того чтобы развить интеллектуальный потенциал страны. Поскольку интеллект связан со знаниями человека ее творчеством, духовностью, нравственностью, этичностью, то необходимо начинать именно с тех учреждений и окружений, которые формируют в человеке перечисленные выше качества (духовность, нравственность, творческий потенциал, уровень знаний). Такими учреждениями являются образовательные заведения (школы, высшие учебные заведения, училища и др.) культурно-массовый сектор (система творческих кружков и заведений), а также семья.

С самого детства государство, вместе с родителями, должно формировать в молодом гражданине крепкий интеллект. Самым ярким представителем государственного воспитания и формирования уровня знаний является школа. Именно в школе человек проводит большую часть своего детства. И от школьного воспитания зависит последующая жизнь человека. Школьный учитель должен не просто выполнять свою работу, а быть образцом, примером. Учитель должен закладывать у детей интерес к науке, ведь интерес является главным стимулом поведения(как у детей так и у взрослых).

Привлечение детей с малого возраста к науке , по моему мнению, может снизить уровень детской преступности, наркомании, значительно повысить интеллектуальный уровень молодежи. В школах и других образовательных заведениях необходимо внедрить систему специальных занятий из психологического воспитания детей, формирования у них рационального мировоззрения. Во время проведения таких занятий необходимо демонстрировать идеалы высоких моральных ценностей, приучать детей к лучшему. Такие занятия в детстве заложат фундамент для формирования здорового человека, гражданина с высоким уровнем сознания. Уже лет через пятнадцать после запуска такого проекта страна наполнится гражданами с совсем новыми качествами, новым подходом и самосознанием.

На сегодняшний день в многих странах существует проблема — отсутствие в стране бесплатных творческих и спортивных секций, кружков, а также мест где молодежь могла бы проводить свое свободное время, усваивая при этом определенные навыки, знания, которые будут способствовать интеллектуальному развитию.

Проще говоря молодежи нечем заняться . И мы еще удивляемся почему во многих странах развивается детская преступность и наркомания. Для того чтобы достичь хороших результатов, должна возникнуть государственная заинтересованность в создании как можно лучших условий для интеллектуального развития. Нужно создавать бесплатные дома детского творчества, спортивные секции, кружки разных направлений, и развивать те что уже существуют. Нужно внедрять социальные, интеллектуальные программы и конкурсы, делать их общедоступными с материальными премиями и наградами (материальная заинтересованность населения).

В первую очередь, поддержкой или инициативой этого интеллектуального развития должна быть материальная почва ради создания и тех же бесплатных школ, кружков и секций, легкого внедрения Болонской системы, надлежащих средств для закупки нужных учебников в школах и Вузах, проведение разных интеллектуальных конкурсов, заинтересованности учителей в учебе детей через высокую заработную плату, заинтересованность и тех же детей в учебе. Где это все? К сожалению, этого мы не наблюдаем. Многие государства таким образом оказываются незаинтересованными в должном развитии интеллектуальной молодежи.

В вопросе развития интеллектуальной молодежи не последнее место занимает значение семьи как такой. Ведь, что родители вложат ребенку сызмальства, то она будет развивать всю жизнь. Здоровый, полноценный опыт родителей — фундамент для духовного, интеллектуального и морального развития здоровой личности.

Большую роль в интеллектуальном развитии населения (особенно молодежи) играет экономическое положение страны. Обычно что в экономически развитой стране осуществить какие-то превращения, реформы намного проще. Ведь любые действия или мероприятия требуют больших финансовых вложений. Низкий уровень материального обеспечения населения страны порождает преступность и хулиганство, особенно среди молодежи. Ребенок который крадет для того чтобы прожить, потому что заработка родителей не хватает, не будет интеллектуально развиваться, а наоборот будет деградировать. Кроме этого существует еще совокупность нерешенных причин, через которые происходит тотальное дибилизирование и интеллектуальная деградация детей(но в некоторой степени и взрослых) и упрощения в системе образования.

В жизни современной молодежи почти не осталось места для настоящего творчества . Массовая культура не способствует интеллектуальному развитию. Американское воспитание боевиками, порнофильмами и фильмами ужасов приводит только к насилию и неадекватному поведению как молодых так и взрослых людей. Интернет является чрезвычайно мощным негативным фактором влияния по большей части на современную молодежь. В интернете почти нет ограничений, пользователь имеет доступ к любой информации, что является чрезвычайно негативным явлением. Молодежь, особенно студенческая, все меньше использует учебники и больше пользуется Интернетом, что обычно негативно влияет на интеллектуальное развитие.

Что касается интеллектуального потенциала страны и его сохранения хотя бы на ближайшее будущее. Для того чтобы что-то сохранить необходимо сначала его создать. Создав нормальные условия для интеллектуального развития с помощью современных инновационных когнитивных технологий в образовании, нужно их постоянно поддерживать и совершенствовать (по мере возможностей). Функция сохранения заключается в надлежащей поддержке уже достигнутого интеллектуального уровня и нуждается в больших финансовых затратах, необходимых современной России.

В решении многих проблем и достижении целей многих стран не хватает организованности, дисциплинированности, а также единства. В некоторых государствах наблюдается постоянная жестокая борьба за власть, которая еще больше ухудшает их положение. В таких условиях государство не может полноценно функционировать. Я считаю что одной из причин всех неурядиц является политическая нестабильность. Но нужно ли сначала наводить порядок в политике, а уже потом начинать претворять в жизнь важные социально-экономические программы, или увеличение интеллектуального потенциала России автоматически приведет к изменениям в политике — тема отдельной статьи в будущем.

Источник

Читайте также:  Писатели мира по странами
Оцените статью