Cтатья «Виртуальная экскурсия — эффективная форма организации учебного процесса»
статья
В статье автор делится опытом организации виртуальных экскурсий на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnaya_ekskursiya.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Виртуальная экскурсия – эффективная форма организации учебного процесса.
Храмова В.В., преподаватель химии ГАПОУ СО «СОПК»
Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он освободил человека от рутинной работы, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений.
Химия является одним из тех учебных предметов, который дает богатый материал для отработки самых разнообразных методов и приемов работы с информацией.
В связи с внедрением информационных технологий в учебно-воспитательный процесс изменились образовательные цели. Акцент сместился с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей». То есть главной задачей обучения становится не передача определенной суммы знаний, а формирование умений получать и обрабатывать информацию, формирование навыков мышления высокого уровня: анализировать, синтезировать, оценивать.
Возникающее противоречие между возрастающим интересом к ресурсам сети Интернет и практически повсеместным его использованием в подростковой среде, с одной стороны, и практически полным отсутствием использования Интернета в образовательном процессе и снижением интереса к изучению естественнонаучных дисциплин — с другой, привело меня к идее создания виртуальных экскурсий.
Этому способствовало и проведение демонстрационного экзамена у выпускников колледжа и чемпионата профессионального мастерства , где одним из заданий было проведение виртуальной экскурсии.
Экскурсия – это традиционная форма организации обучения биологии и химии.
Экскурсия соблюдает незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Педагогический же потенциал образовательных экскурсий огромен: именно экскурсии дают подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, являются одной из форм сочетания обучения с жизнью, с практикой.
Вместе с тем, не всегда, по разным причинам, можно провести экскурсию .
Это и погодные условия, недостаток времени, материальные расходы. И что делать, если человек всю жизнь мечтал восхититься красотами подводного мира Карибского моря или своими глазами увидеть динозавров?
Выход – это создание проведение виртуальных экскурсий.
Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Виртуальная экскурсия, по сути, это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, аудиозапись, графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью. Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее. И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю.
Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
- Не покидая учебного кабинета или квартиры можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны, объектами микромира.
- Помогает организовать деятельность студентов по овладению научными знаниями.
- Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность .
- В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
- Для людей с ограниченными возможностями здоровья это прекрасная возможность познания окружающего мира.
- Разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует общекультурному развитию и формированию у студентов ИКТ-компетенций.
В Профессиональном стандарте педагога четко прописано, что учитель должен владеть ИКТ-компетенциями.
Перед тем, как проводить виртуальную образовательную экскурсию, необходимо провести со студентами вступительную беседу, отмечая цели и задачи путешествия. Во время экскурсии студентам можно предложить законспектировать интересные моменты. Заканчивается экскурсия обязательно итоговой беседой, во время которой вместе со студентами обобщаем увиденное и услышанное, выделяя важные моменты. В конце занятия студенты получают творческие задания для закрепления пройденного материала. Как правило, я предлагаю написать отчет, подготовить выступление, создать альбом, презентацию и т. д..
Такие экскурсии, конечно, достаточно интересны и эффективны. Но их можно осуществить только в компьютерном кабинете и при наличии подключения к сети Интернет. Если же этого нет, то тогда на помощь преподавателю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим преподавателем или студентами под его руководством.
Виртуальные экскурсии можно отнести к информационно-исследовательским проектам, которые требуют сбора информации, анализ и обобщение фактов, ознакомления с ней заинтересованных лиц
В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий студентам добиться успешного результата. Перечислю наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии:
определение темы,
- постановка цели и задач экскурсии,
- составление маршрута экскурсии,
- изучение и отбор экскурсионных объектов,
- изучение литературных источников по теме экскурсии,
- консультации у специалистов,
- написание контрольного текста экскурсии,
- комплектование «портфеля экскурсовода»,
- выбор методических приемов проведения экскурсии,
- показ экскурсии.
Для эффективной разработки экскурсионной темы обычно из заинтересованных студентов создаю творческие группы. Каждому члену творческой группы даю отдельное задание, с учетом его интересов и возможностей. Далее весь материал объединяется и редактируется руководителем группы.
В соответствии с педагогической концепцией образования преподаватель выступает в роли не информатора, а организатора образовательного процесса. Результатом виртуальной экскурсии является тенденция повышения познавательного интереса студентов, уровня их знаний по предмету.
Виртуальная экскурсия является интересной и эффективной формой организации и внеурочной деятельности студентов.
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что создание экскурсии – сложный процесс, который требует больших творческих усилий. Но результат того стоит!
Виртуальная экскурсия реализует принципы современной педагогической деятельности: принцип компетентностного подхода – получение высокого результата через деятельность студентов, принцип познавательной деятельности – через самостоятельную, творческую деятельность до получения нового знания.
А если мы научим студентов не только работать, учиться, преодолевать трудности, но и получать от этого удовольствие – тогда можно сказать, что основную цель, которая ставится перед образованием, мы выполняем.
В качестве примера рассмотрим виртуальную экскурсию » Великие русские химики». Особенность этой экскурсии в том, что она не теряет свою актуальность с учащимися разных возрастных групп .
Образовательные задачи экскурсии: расширить и систематизировать знания студентов об ученых России, внесших вклад в развитие химической науки.
Воспитательные задачи: через организацию деятельности студентов во время подготовки и проведения экскурсии способствовать воспитанию у них чувства коллективизма; способствовать воспитанию чувства патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Это методическое пособие предназначено для преподавателей спецдисциплин. В нем описаны дидактические требования к уроку; требования и критерии, характеризующие современный урок; дана структура урока о.
Педагог- это творец, он создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми. Урок должен имеет свое лицо, своеобрази.
Зражевская Татьяна Ивановна Учитель русского языка и литературы Индустриально-судостроительного лицея Кировского района города Санкт-Петербурга, член санкт – петербургского общества &ldquo.
«Совершенствование методики преподавания уроков музыки с нестандартной формой организации учебного процесса»По плану участия преподавателей ГАПОУ «ЛМХПК» в деятельности региональной инновационной площ.
Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков теоретического обучения, по формированию целей и структуры урока.
Работа по формированию общих компетенций осуществляется при изучении учебных дисциплин или междисциплинарных курсов, во время прохождения учебной и производственной практик, входящих в модуль. О.
Методическая разработка урока по адаптированной учебной дисциплине ОДП.04 Профессиональное самоопределение и саморазвитие личности (адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки.
Источник
Виртуальная экскурсия, как форма работы с дошкольниками
Юлия
Виртуальная экскурсия, как форма работы с дошкольниками
Виртуальная экскурсия как форма работы с дошкольниками
Проблема развития познавательной активности дошкольников — одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка – дошкольника, а также готовят его к жизни в информационном обществе.
Поэтому использование интерактивных технологий является эффективным средством развития познавательных интересов современных дошкольников.
Главной целью внедрения интерактивных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационномуровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Безграничный познавательный интерес современного дошкольника успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.
Виртуальная экскурсия — это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.
Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Во время виртуальных экскурсийменяется взаимодействие педагога с воспитанниками: его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.
Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий:
1. Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint («Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов», «Дорожная азбука» и т. д.);
2. Видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром», «Подводный мир», «Антарктида», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?», «Русский музей» и т. д.);
3. Интерактивное общение с помощью программы Skypeпозволило расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности старших дошкольников в процессе знакомства с профессиями. У детей появилась возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей (проект «Я у мамы (папы) на работе»); познакомить детей с жизнью детей Крайнего Севера (проект «Жить вместе здорово!», сформировать представления о школе (проект «Ура! Школа!») и т. д.
Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования. Для организации и проведения виртуальной экскурсии разработан алгоритм действий:
1. Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с родителями. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода«;
2. Погружение ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций;
3. Проведение виртуальной экскурсии через компьютерную программу Skype или просмотр видеоэкскурсии с обсуждением.
4. Повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей;
5. Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями. Проведение виртуальной экскурсии может осуществлять в групповой или индивидуальной деятельности, главное, чтобы информация удовлетворяла познавательные интересы детей и способствовала использованию освоенного материала в практической деятельности детей (сюжетно-ролевой игре, изобразительной, моделирующей, музыкальной, познавательной, исследовательской, двигательной деятельности).
Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.
Источник