Интересные места по чуйскому тракту

Содержание
  1. Достопримечательности Чуйского тракта: поездка на машине
  2. Предисловие
  3. Умный в гору не пойдет
  4. Майма — Усть-Сема: 57 км за 3 дня
  5. Чемальский тракт
  6. Чуйский тракт
  7. Акташ — Юг Телецкого озера
  8. Чулышманская долина
  9. Дорожные расходы
  10. Путеводитель по достопримечательностям Алтая.
  11. 377 км. Чуйского тракта: Алтай Полеводка.
  12. 388 км. Чуйского тракта: село Сростки.
  13. 428 км. Чуйского тракта: «Пилигрим»
  14. Остановка: город Горно — Алтайск.
  15. 445 км. Чуйского тракта: Аэропорт г.Горно-Алтайск.
  16. 455 км. Чуйского тракта: Пешеходный Айский мост.
  17. 464 км. Чуйского тракта: Черемшанский источник (Родник).
  18. 464 км. Чуйского тракта: Мемориальный знак В.Я. Шишкову.
  19. 470 км. Чуйского тракта: Манжерок.
  20. 477 км. Чуйского тракта: ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»
  21. 485 км. Чуйского тракта: Туркомплекс «Царская охота».
  22. 492 км. Чуйского тракта: Село Барангол:
  23. 499 км. Чуйского тракта: Катунские ванночки:
  24. 502 км. Чуйского тракта: Село Камлак.
  25. 510 км. Чуйского тракта: Зубровый питомник.

Достопримечательности Чуйского тракта: поездка на машине

Отчет о путешествии на машине по достопримечательностям Чуйского Тракта. Белокуриха, Бирюзовая Катунь, Тавдинские пещеры, водопады, слияние рек и другие красоты Алтая.

Предисловие

К этому путешествию мы готовились долго и тщательно. Больше месяца изучали достопримечательности, работали с картами дорог, читали отзывы, составляли маршрут. И вот в начале сентября 2017 года, выбив долгожданные 14 дней отпуска, мы выдвинулись на своем маленьком автомобиле навстречу приключениям, покорять российские просторы.

За все время пути мы проехали 4200 км, из них 2800 км основного маршрута (Оскемен — Змеиногорск — Белокуриха — Акташ — Кош-Агач — Улаган — Барнаул — Новосибирск — Оскемен) + заезды-разъезды.

Первые 100 км путешествия нам посчастливилось проехать по казахстанской дороге Усть-Каменогорск — Шемонаиха. Это дорога, на которой водитель не моргая всматривается в дорожное покрытие, пытаясь во время объехать ямы и кучи, насыпанные посреди дороги. Разметки на дороге нет никакой. Вообще. Зато каждые несколько километров ждет патрульная машина ДПС. Эту часть пути мы называем «тренировочная трасса», после нее все российские дороги покрытые асфальтом кажутся песней.

Читайте также:  Как подготовить экскурсию для детей

Сейчас границы Казахстана и России открыты, таможню проходят очень быстро, никаких документов, кроме паспорта, не требуется.

Умный в гору не пойдет

Первая наша остановка была в районе Белокурихи. От Змеионгорска до Белокурихи можно проехать через Барнаул по хорошей асфальтированной дороге, а можно как мы, через Краснощеково — по пыльной, почти проселочной дороге. По асфальту дольше километров на 200, по проселке очень пыльно, машину и все содержимое после этого придется мыть.

Обычно в путешествие, заезжая в какие-нибудь города мы пользуемся услугами Booking.com, но у путешествия на машине есть свои плюсы:

  • можно взять палатку и спальники;
  • можно ночевать в любом понравившемся месте;
  • больше свободы;
  • больше ощущений и приключений.

Мы ехали ночью и попали на Белокуриху-2 — это новый горный серпантин с ограничением скорости 20 км.

На горе идет активная стройка. Думаю, скоро там появится туристический комплекс. Асфальт закончился, началась грунтовка. Какое же было наше удивление, когда в свете фар (а было уже около полуночи) мы увидели настоящий Пипелац. Мы сразу поняли, что нам сюда, и разбили лагерь.

Кто-то из фанатов фильма Кин-дза-Дза хорошо постарался: кроме Пипелаца выставлены другие средства передвижения.

Прогулка по Белокурихе-2 будет интересна не только любителям фильма, но и грибникам. Грибов там видимо-невидимо. Мы очень жалели, что путешествие только началось, и грибы нам собирать некуда — не было возможности их переработать. На горе много тропинок для любителей пешей ходьбы, сверху открываются очень красивые виды.

Мы посетили комплекс Андреевская слобода, вход стоит 100 рублей. Сейчас это музей с несколькими строениями 18-19 века, но в будущем планируется открытие гостиницы, чтобы каждый желающий мог почувствовать себя зажиточным купцом.

Свежий воздух и интересные развлечения не заставят скучать. Мы, например, поднялись по канатной дороге в Белокурихе.

Вид с канатной дороги

Впечатления от дороги: долго и дорого. Цена: 400 рублей, на горе можно погулять, посмотреть разные скалы, которым местное населения дало красивые названия.

После Белокурихи через Бийск мы выехали на Чуйский тракт — красивейшую дорогу, соединяющую Россию и Монголию. Ее можно подсократить через село Алтайское, но мы научены опытом, поэтому решили ехать в обход. Заехали в село Сростки к памятнику Василию Шукшину.

В Сростках есть парк, посвященный героям произведений Шукшина, дом-музей, в котором он родился, и памятник на горе Пикет. Когда мы собирались ехать, думали, что памятник на горе будет найти не сложно, но оказалось сложно найти саму гору.

Майма — Усть-Сема: 57 км за 3 дня

Дальше дорога шла мимо живописной реки Бирюзовая Катунь. Красота захватывает дух.

На другом берегу реки от села Соузга находится очень интересная скала «Чертов палец». Добраться до него можно через базу Ая. Подъем очень крутой, не каждая машина одолеет. Лучше около двух километров придется пройти пешком или заказать прогулку на лошадях.

Скала очень скользкая, для ее покорения нужна удобная обувь и хорошая физическая форма. Место просто шикарное, нереально красивое и необычное, на его посещение не жалко ни сил, ни времени.

Следующая достопримечательность, которую мы посетили, находится возле базы Бирюзовая Катунь. Хозяева базы построили мост и берут плату по 50 рублей за проезд. Так мы оказались в Тавдинских пещерах.

Вход 150 рублей в хорошую погоду и 100 рублей в дождь или снег, но эта экономия в 50 рублей может очень дорого обойтись — тропинки и проходы очень узкие и скользкие, иногда проходят над обрывами.

Подъем правда резкий

В пещерах живет дух Эрли, которому все платят монетки и сладости. Сладость мы видели только одну — заплесневелую булочку.

Духу надо дать мзду. И побольше. Возможно, мы дали слишком мало, и коварные пещеры устроили нам испытание — мы немного сбились с пути. При переходе из пещеры в пещеру нужно идти по тропинке, но встретятся пару развилок. Мы свернули на одной из них и шли по стрелочкам минут 30. Куда ведут эти стрелочки — непонятно, но лучше без еды, воды и спальных принадлежностей не проверять.

Следующая достопримечательность на нашем пути — Камышлинский водопад. Проход на него только один — через базу Царская охато. Вход на базу стоит 150 рублей. Кроме возможности пройти по мосту можно посмотреть настоящего медведя, пруд с огромными рыбками и посетить аил — жилище коренных алтайцев. В жилище есть уникальная возможность примерить национальные костюмы и посмотреть быт местных жителей.

На водопад можно пройти около двух километров по лесу (тропа ровная и легко проходимая) или отправиться на лодке. Цена прогулки: 300 рублей с человека.

У водопада очень много рекламы с призывом сплавиться по Катуни 2-3-4- часа, но почему-то все объявления без контактов. На сплав мы не попали, так что двинулись дальше.

Чемальский тракт

Чемальский тракт — дорога длиной около 100 км, густонаселенная базами отдыха. Здесь предложат широкий спектр различных услуг: проживания, питания, развлечений. Можно две недели прожить на Чемальском тракте, и каждый день провести по-особому.

Можно оказаться в гуще событий на кемпинге от 200 рублей сутки, можно в домике — от 1800 рублей сутки, можно отдыхать уединенно.

На Чемальском тракте каждый может найти то, что ему по душе.

После села Чемал хорошая дорога заканчивается и, да здравствует Ее Величество, Проселка!

На Катуни много песчаных пляжей, но их манящий песок очень обманчив, у кромки воды пески превращаются в засасывающую жижу, вода леденяще-холодная.

Так получилось, что при планирования отдыха мы думали, что Чемальский тракт нам не очень понравится, и что здесь мы проведем пару дней. Вышло все наоборот. Чемал мы посмотрели за пару часов, а вот с берегов Катуни уезжать не хотелось.

Читали много хороших отзывов о Чемальской ГЭС, но она нас совсем не впечатлила.

Мечтали попасть на остров Патмос, но он был закрыт на месяц. Остров Патмос — небольшой остров на Катуни, к нему ведет длинный навесной мостик вместимостью не более 6 человек. На острове построен храм-монастырь. Он очень маленький и уютный по словам очевидцов, но мы там не были.

Дорога к голубым озерам

За деревней Анос начинается направление к Голубым озерам. Именно направление, потому что дорога заканчивается вместе с асфальтом. Несколько километров нужно преодолеть по грязной и скользкой жиже.

Эти Озера того стоят. В конце лета или в начале осени на реке образуется несколько ярко голубых озер, бесподобно красивых. Их называют «Глазами Катуни». Это те глаза, взгляд которых навсегда остается в памяти.

Чуйский тракт

Проехав Семинский перевал и перевал Чике-Таман, мы остановились в кемпинге Большой Яломан на реке Большой Яломан между селами Купчегень и Иня.

Это был наш первый оборудованный кемпинг. Цена: 300 рублей сутки. Там произошло маленькое недоразумение. Вечером нас впустили, проводили до места, все рассказали, взяли оплату. Место красивое, рядом река, беседка, костровище. Но утром к нам подошли за оплатой, заявив, что не знают людей, взявших оплату вечером. Ситуация была не очень приятная. Мы сказали, что если это их кемпинг, то надо лучше за ним следить, чтобы посторонние не гуляли по территории и не брали оплату с туристов. На том и расстались.

Возле деревни Иня расположен археологический памятник — Инские столбы. Мы заметили, что к ним приносят подношения и украшения, а к маленькому столбу — детские игрушки.

На Чуйском тракте много достопримечательностей. Одно из них — слияние рек Чуи и Катуни.

Слияние двух рек

Памятник Кольке Снегиреву и всем водителям, которые ездили по Чуйскому тракту.

Памятник Кольке Снегиреву

Это сейчас он асфальтирован, дороги проложены максимально удобно, машины современные. Сложно представить, каким нужно было талантом и мужеством, чтобы проехать там раньше.

Кусочек старого Чуйского тракта

В нескольких километрах за селом Акташ в болотах скрывается Гейзерное озеро. Одна из баз построила дорогу из бревен через болото и пропускает всех желающих за 30 рублей.

Гейзерное озеро вулканического происхождения. Иногда на его дне творятся чудеса, оно просто бурлит. К сожалению, мы этот момент не застали. Кстати, Акташ находится высоко в горах. В начале сентября там уже лежит снег и очень холодно.

Но не только голубыми и бурлящими озерами славится этот благодатный край. За деревней Чаган-Узунраскинулись расположены настоящие Марсовые пейзажи.

По тропинке на Марс-2

Теперь, чтобы оказаться на Марсе, не обязательно быть космонавтом или космическим туристом — достаточно просто проехать по Чуйскому тракту.

Всего за 100 рублей можно побродить по Марсианским пейзажам, а за 400 рублей заночевать на Марсе. Территория оборудована туалетом и умывальником, мусор убирают и вывозят.

А мы по очень живописной Курайской степи возвращались обратно, до Акташа.

Акташ — Юг Телецкого озера

В селе Акташ есть поворот на Улаган и последняя более-менее приличная заправка. Асфальт заканчивается, начинается гравийная дорога, густо посыпанная булыжниками.

Первая достопримечательность, которая встретится на этом участке пути, это Красные ворота. Здесь когда-то взрывали скальную породу, чтобы проложить дорогу.

Дорога очень красивая и увлекательная, местами даже встречается асфальт. Поднимаемся на высоту 2100 метров. По бочинам растут плодоносящие кедры, можно поесть свежих орешков.

Чулышманская долина

Мы подобрались к изюму нашего путешествия — перевалу Кату-Ярык. Только здесь мы осознали всю глубину песни из фильма «Гардемарины» — про «российскую дорогу, семь загибов на версту». На перевале протяженностью 3,5 км есть семь крутых поворотов. Дорога очень узкая, две машины могут разъехаться только в том случае, если одна из них — «Ока».

Перед поездкой мы прочитали много отзывов об этом перевале и о том, что подняться можно только на полном приводе или хотя бы на заднем. Поэтому, стоя на краю обрыва, колебались около 5 минут, стоит ли спускаться туда на «Оке».

Резкий спуск с Кату-Ярык

11 минут страха, и мы внизу. В ущелье дорога просто жуткая, узкая, каменистая, разогнаться больше 30 км/ч невозможно.

Ночевали мы на базе «Мешке Таш» возле базы «Каменные грибы». Кемпинг стоит 200 рублей, домики — от 700 рублей. Расположение базы очень удобное — по середине между перевалом и Телецким озером, напротив базы «Каменные грибы». В двух киометрах от базы есть тропинка на водопад Учар.

Заплатив лодочнику 500 рублей за лодку (туда и обратно), можно побывать на Каменных грибах и водопадах. Некоторые экономят деньги и посещают оба места за один раз, но тогда не получается экономить силы.

Подъем к грибам достаточно крутой и затяжной, тропинка на грибах узкая и сыпучая. На посещение грибов у нас ушло около трех часов спокойной неспешной прогулки. Водопад мы оставили на следующий день.

Дорога к водопаду

К водопаду по камням и отвесной скале ведет очень живописная тропа. Дорога туда-обратно у нас заняла восемь часов — целый день. По пути встречаются несколько водопадов.

Готовясь к поездке, читая отзывы и изучая фотографии Учара, мы не понимали, почему всем так нравится. И только побывав там, мы поняли, что фотографии не передают и 10% всей той мощи, энергии и силы, которую ощущаешь рядом с тоннами бьющей воды, рассыпающейся миллионами брызг и сотнями радуг. Фото не передают того восторга, который испытываешь, находясь в ущелье. Хотя дорога к водопаду достаточно трудная, мы встретили группы пенсионеров с тросточками, которые вполне нормально преодолевали это расстояние.

Мы доехали до юга Телецкого озера, надеясь остановиться там. Проехать 50 км от базы по разбитой дороге через грязи и топи — это многого стоило. Но Телецкое озеро нас не вдохновило. Была середина сентября, базы опустели, здесь царило чувство покинутости и запущенности. Горы мусора, оставшиеся после туристов, куча стволов деревьев, выкинутых на берег — вот что предстало перед нашими глазами. Мы погуляли около часа и решили вернуться на базу. Так же решили еще несколько экипажей машин. Осенью на Телецком отдыхают только рыбаки.

Пришла пора выдвинулись обратно.

Дорожные расходы

В России очень дорогой бензин, и чем дальше от крупных городов, тем дороже. Если в районе Барнаула бензин можно найти за 32 рубля, то в районе Кату-Ярыка он стоит 38-39 рублей за литр. Приятно удивило, что на заправках особо не обманывают, наливают бензин нормально.

За 2 недели мы потратили:

  • Бензин: около 9500 рублей.
  • Проживание (палатки + кемпинг + домик): 2500 рублей.
  • Питание (везли с собой, готовили на плитке, докупали продукты): 2000 рублей.
  • Пробили колесо на трассе Артыбаш — Улаган, ремонтировали в Бийске: 200 рублей.
  • Проходы + проезды + билеты: 2000 рублей.

На всем протяжении пути проблем с местом размещения или с питанием не было. Вдоль дорог висят информационные вывески, так что еду и ночлег можно найти на любой вкус и кошелек. О путешествии остались только приятные воспоминания, море положительных эмоций. Люди в пути встречались добрые, открытые и приятные.

Источник

Путеводитель по достопримечательностям Алтая.

Что можно посмотреть вдоль Чуйского тракта, самостоятельному туристу на автомобиле.

377 км. Чуйского тракта: Алтай Полеводка.

Место где начинается Алтай! Именно под таким лозунгом, в этом прекрасном «Месте Силы Алтая» работает этнографический парк.


Фото: Медведев Александр

Стоимость входа в Этно Парк «Легенда» доступная каждому, тут же Вы сможете понежить хозяйских щенков Хаски, и пообщаться с Алтайским шаманом Артёмом Игнатенко.

388 км. Чуйского тракта: село Сростки.


Фото: Музей В.М. Шукшина / Медведев Александр

Родина легендарного кинорежиссёра, актёра, и писателя Василия Макаровича Шукшина.
Именно в этом селе проходят уже ставшие традиционными ежегодные «Шукшинские дни».
Тут же находится гора Пикет, на которой установлен памятник Шукшину. В селе есть дом — музей Шукшина.


Фото: Медведев Александр

Ещё одна достопримечательность данного места это конечно же Сросткинский базарчик.


Фото: Медведев Александр

Базарчик расположен вдоль Чуйского тракта, и именно тут продаются знаменитые «Сросткинские пирожки», рецепт которых является тайной и передаётся только по наследству.

428 км. Чуйского тракта: «Пилигрим»


Фото: Медведев Александр

На границе Алтайского края и республики Алтай туристов встречает скульптура «Пилигрим». Или по простому памятник туристу.
Мужчина экипированный тур. снаряжением с маленькой собачкой уже давно стал символом Алтая. Фотография в этом месте есть у всех, вы же не исключение?

Остановка: город Горно — Алтайск.


Фото: Медведев Александр

Городок не большой, обычно туристы проезжают его мимо.
А посмотреть здесь вам нужно «Национальный музей им.Анохина» познакомьтесь с бытом и культурой Алтая. А так же увидите как хранится мумия «Принцессы Укока». Очень много информации посвящено Алтайскому художнику Григорию Чорос-Гуркину. Огромный зал флоры и фауны Алтая.

445 км. Чуйского тракта: Аэропорт г.Горно-Алтайск.


Фото: Медведев Александр

Именно сюда прилетает основная масса туристов из европейской части России.
Небольшой, но довольно уютный провинциальный аэровокзал в 2020 году будет принимать рейсы из Казани, Новосибирска, Москвы и Красноярска.
В 2020 году было открыто внутреннее авиасообщение между населёнными пунктами Усть Кокса, и Кош Агач.

455 км. Чуйского тракта: Пешеходный Айский мост.


Фото: Медведев Александр

Мост для любителей поглазеть на реку Катунь.
На одном берегу реки Алтайский край, на другом Республика Алтай.
Открывается шикарный вид на туркомплекс «Корона Алтая». Стоимость прохода в 2020 году составляет 50 руб. с человека.

464 км. Чуйского тракта: Черемшанский источник (Родник).

Очень популярное место у проезжающих туристов. Чистейшая питьевая вода, и традиция повязать веревочку на дерево.

464 км. Чуйского тракта: Мемориальный знак В.Я. Шишкову.


Фото: Медведев Александр

470 км. Чуйского тракта: Манжерок.


Фото: Медведев Александр

Рынок в Манжероке позволяет купить широкий ассортимент алтайских сувениров.
Есть возможность побывать на Катуни, и полюбоваться знаменитыми «манжерокскими» порогами и «Бочкой».
Основная масса сплавов по нижней Катуни проходит именно по этому маршруту
Посетить озеро Манжерокское, в 2018 году там был открыт новый оборудованный пляж и набережная.
Возьмите на прокат водный катамаран, полюбуйтесь водными лилиями. В озере манжерок растёт краснокнижный водный орех Чилим.
Прокатиться на новом подъёмнике гондольного типа на гору Синюха, запущенном в работу осенью 2019 году.
Посетить Дом музей «Перевёртыш» Устроить гонку в одном из самых больших «Байк Парков» за Уралом.

477 км. Чуйского тракта: ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»


Фото: Медведев Александр

Переезжаем платный мост (Вот тут написано как можно проехать бесплатно), гуляем по «Бирюзовой Катуни», рассматриваем памятник легендарным «The Beatles»
далее держим путь к Тавдинским пещерам. Тавдинские пещеры (Талдинские) большой пещерный комплекс.
Для посещения туристам предлагается одна — Большая Тавдинская. Экскурсионных маршрутов по Тавдинским пещерам несколько: первый поднимаемся по лестнице напрямую, второй — через смотровую площадку на верху.
Там же, напротив пещер смотровая площадка на Катунь и памятник Н.К. Рериху. Недалеко, в этом же месте «Гроты» их видно аж с Катуни, наверху же колодцы- входы.


Фото: Медведев Александр

На Бирюзовой Катуни можно задержаться на несколько дней: большой выбор благоустроенных турбаз, инфраструктура, красивая природа.
Прогуляться по проспекту и посетить парк «Деревянных скульптур» в парк-отеле «Подгорица»
Искупаться в аквапарке на Бирюзовой Катуни.

Фото: Медведев Александр

Посетить все смотровые площадки в округе, художественную галерею, сходить на сплав, затариться мёдом на пасеке «Славы Медовухи».
Едем от Бирюзовой Катуни дальше в сторону Чемала. Вдоль трассы, по берегу Катуни, потянулись вереницы турбаз. Есть комфортные благоустроенные высокого ценового диапазона, есть и попроще.

485 км. Чуйского тракта: Туркомплекс «Царская охота».

Здесь можно перекусить, искупаться в открытом бассейне, потанцевать. Комплекс расположен на двух берегах Катуни, соединён подвесным мостом красного цвета.
Этот мост часто можно встретить на фото туристов отдыхающих на Алтае. По мосту можно перейти и отправится на Камышлинский водопад.
Камышлинский водопад. Находится на другом берегу реки. Добраться до него можно через мост на Царской охоте либо на лодке/рафте через реку Катунь.


Фото: Медведев Александр

492 км. Чуйского тракта: Село Барангол:

Тут можно сделать небольшую остановку чтобы перекусить. Дальше, ближе к селу Усть-Сема вас ждёт развилка: прямо дорога на Чемальский тракт и тур.кластер «Чемал». На право, через реку Катунь, дорога к сёлам Камлак и Черга.

499 км. Чуйского тракта: Катунские ванночки:


Фото: Медведев Александр

Через 500 м. после старого Усть-Семинского моста есть поворот с вывеской «Шишкулар» Катунские ванночки.
В больших и маленьких скальных углублениях остаётся речная вода, образуя небольшие водоемы где можно поплавать.

502 км. Чуйского тракта: Село Камлак.

510 км. Чуйского тракта: Зубровый питомник.

Посмотреть зубров на Алтае? Легко!
Огромные, сильные, могучие зубры разгуливают по территории питомника. Зимой зубры подходят к ограде и едят хлеб из ваших рук.


Фото: Медведев Александр

Источник

Оцените статью