Интересы бизнеса интересы страны

Бизнес и государство: в чем взаимный интерес?

Экономическая нестабильность и засилье кризисных явлений в жизни страны непременно сказываются на таком важном сегменте, как бизнес. На сегодняшний день тему взаимодействия предпринимательских кругов и государственных структур можно назвать самой обсуждаемой в обществе, поскольку даже умам непосвященным понятно, что существование одного без другого просто невозможно. По этой причине очень важно осознавать, в чем проявляется взаимодействие государства и бизнеса и какую пользу они могут извлечь из обоюдной заинтересованности.

Функциональная значимость институтов

Говорить о высокой значимости и большой ответственности, которые берут на себя две самые важные составляющие любой страны, сегодня уже не приходится. Вполне понятно, что каждая из них делает свой вклад в благополучие каждого жителя отдельно и всего социума в целом. При этом каждый из институтов имеет свою сферу влияния, от которой, собственно, и зависит, как живет народонаселение.

Что определяет деятельность государства

Так, можно сказать, что государство имеет непосредственное отношение к:

  • обеспечению в обществе стабильности и безопасности жизни;
  • обеспечению социальных выплат;
  • регулированию экономических вопросов;
  • защите экологии и охране окружающей среды;
  • поддержке культурной составляющей общества.

На что влияет деятельность бизнеса

В свою очередь, бизнес-круги влияют на:

  • создание новых рабочих мест;
  • создание материальных благ для обеспечения жизнедеятельности общества;
  • развитие в социуме отношений собственности;
  • формирование спроса на товары и услуги.

При более детальном рассмотрении перечисленных сфер можно отметить, что ни одна из них не сможет функционировать исключительно при поддержке только лишь одного из рассматриваемых институтов. В любом случае для нормального развития данных процессов необходима эффективная модель взаимодействия общества, бизнеса и государственной власти.

Кроме того, выделить лидера в данном союзе невозможно, как и невозможно сказать, кто без кого сможет просуществовать дольше. Важным остается и понимание каждой из сторон своей ответственности в построении современного общества и здоровой атмосферы в нем. Такой подход даст возможность:

  • наладить конструктивный результативный диалог и взаимодействие бизнеса и власти;
  • поставить корректные цели и задачи;
  • определить инструменты и пути достижения целей.
Читайте также:  Страны по алкоголизму 2019

Задача государства – обеспечить участие бизнеса в решении перечисленных вопросов на равных правах, а не отводить ему роль безвольного игрока, вынужденного подчиняться решениям власти.

Как происходит взаимодействие

Первое, что необходимо принимать во внимание, – что порядок построения отношений между двумя институтами регулируется на уровне законодательном. Согласно существующим законам, основное направление деятельности государства определяется как создание здоровых экономических условий для функционирования компаний. И если в задачу бизнеса входит только лишь выполнение перед страной своих налоговых обязательств, то от государственных органов зависят еще и культурная, социальная, политическая сферы.

Зарубежный опыт

Наблюдение за развитием взаимоотношений института власти и бизнеса в зарубежных странах приводит к выводам, что в более развитых и экономически стабильных государствах формы взаимодействия бизнеса и государства отличаются большим разнообразием, начиная от выполнения совместных контрактов, заканчивая образованием интегрированных корпораций и совместных предприятий.

Так, к примеру, российская схема построения отношений выглядит так: на рассмотрение власти поступают различные предложения от предпринимателей. Если принимается положительное решение, и проект получает одобрение, государство приступает к созданию определенной инфраструктуры, в рамках которой и будет осуществлена заявленная идея. Только после этого, собственно, начинается этап воплощения ее в жизнь.

Взаимодействие государства и бизнеса в зарубежных странах выглядит несколько иначе. Такой механизм, как правило, носит название Publiс Private Partnership и зиждется на проектах от государства, которые привлекают частные инвестиции для создания необходимой инфраструктуры и реализации плана.

По словам специалистов, именно такая форма взаимодействия является наиболее правильной. Обоснованием тому служит тот факт, что именно власть должна определять, каким должно быть партнерство с бизнесом и выльется ли оно в по-настоящему равноправное сотрудничество.

Нельзя не отметить, что западным странам присущ плюрализм в вопросе построения отношений между двумя основополагающими институтами. Он выражается в таких формах:

  • поддержание конкурентной среды, духа соперничества, что обеспечивает, в свою очередь, свободное развитие личности;
  • возможность получения максимальной прибыли, которая по своей сути является важнейшим, а зачастую и единственным показателем успеха;
  • отношения с государством как с политическим регулятором исключительно в ограниченный временной промежуток;
  • верховенство решений судебных инстанций в спорных вопросах между всеми участниками делового процесса.

Такая концепция позволяет власти играть роль арбитра, не дает ей возможности иметь предвзятое мнение и принимать упрежденные решения.

Как свидетельствует практика зарубежных держав, наиболее успешной схемой в построении диалога между двумя институтами является создание бизнес-ассоциаций, которые берут на себя функцию представления интересов всех форм бизнеса, начиная от малого, заканчивая крупным. Особенно актуальной такая форма взаимодействия является для государств с переходной экономикой, в которых традиция участия граждан в построении современных рыночных отношений находится на стадии формирования. Такой способ ведения диалога эксперты называют самым действенным в процессе оказания влияния на принимаемые властью решения.

Нельзя не отметить, что отличительной чертой, к примеру, Евросоюза, является гибкость внешней политики, что позволяет выстраивать ее на основании интересов бизнес-кругов. Данный метод без труда можно имплементировать и в российской экономике, но для этого нужно решить некоторые проблемы.

Российские реалии

Учитывая особенности ведения дел в нашей стране, можно сказать, что довольно распространенным является такое явление, как теневая экономика, что обусловлено нежеланием чиновников идти навстречу предпринимателям.

Кроме того, власть всегда заинтересована больше не в промежуточных процессах и результатах, а в результате. По этой причине, если он ее не устраивает, она берет на себя контроль за всеми финансовыми и товарными потоками.

Не меньшую обеспокоенность вызывает и отсутствие четких форм сотрудничества. При этом сами же предприниматели зачастую нарушают правила игры, что выражается в создании теневых схем, махинациях и навязывании своих условий. Самым верным решением в такой ситуации станет готовность обеих сторон идти на уступки и достижение компромиссов.

Формы сотрудничества

Таким образом, весь спектр отношений между двумя структурами можно разделить на формальные и неформальные, коллективные и индивидуальные, гласные и скрытые, социально значимые и частные.

Основные формы взаимодействия власти и бизнеса можно определить так:

  • лоббизм – попытки определенных групп и общественных объединений продвинуть во власти свои идеи, выгодные для данных профессиональных образований;
  • коррупция как результат теневой экономики. Основная причина, по которой данная форма имеет место, заключается в быстроте принятия выгодных для бизнеса решений. Ее же можно назвать платой за возможность преступать закон, решение мелких бюрократических вопросов, тормозящих важные для бизнеса процессы;
  • согласительные процедуры – на их основании предприниматели получают возможность оспорить принятые властью решения на всеобщих обсуждениях. Данное явление в современной России пока является новым и на федеральном уровне не применяется;
  • заключение соглашений – данный метод более реален для сегодняшней страны и обычно выражается в таких уже хорошо известных формах, как установление квот на что-либо, выполнение планов, реструктуризация долгов и прочих вариантах договоренностей.

При этом инструментами достижения последних могут стать такие виды взаимодействия:

  • совместные государственно-частные компании;
  • лизинг и отношения аренды;
  • госконтракт;
  • концессия.

Учитывая тот факт, что малым предприятиям довольно сложно выйти на равный уровень партнерских отношений, самыми приемлемыми для нашей страны можно назвать как раз последние три варианта.

На какие проблемы следует обратить внимание

Не стоит забывать, что даже при взаимной заинтересованности друг в друге оба института должны учитывать ряд особенностей, которые тормозят достижение взаимопонимания.

Все ключевые проблемы взаимодействия бизнеса и власти зиждятся на одной простой особенности – нежелании последней рассматривать предпринимательство как равноправного партнера.

Такая позиция государства обусловлена рядом причин:

  • отсутствием эффективных механизмов принятия необходимых решений;
  • коррупцией;
  • стремлением власти добиться сразу двух результатов – не выйти за рамки закона и получить запланированный результат;
  • отсутствием прозрачности работы государственных служб;
  • низкой профессиональной подготовкой чиновников на различных уровнях государственного аппарата;
  • неэффективностью принимаемых решений.

Все это в конечном итоге ведет к тому, что бизнес не получает возможность осуществлять свою деятельность в нормальной экономической и политической обстановке; это толкает предпринимателей на поиск обходных путей. В такой ситуации уже сложно говорить о соблюдении интересов социума, поскольку каждый из институтов пытается отстоять свои цели. Кроме того, современные реалии не добавляют желания предпринимательским кругам вообще идти на диалог с государством, чему виной существующий опыт взаимоотношений государства и бизнеса: их характер определила постепенно уходящая в историю, но все еще имеющая огромное влияние административно-командная системе управления, которая применялась в СССР.

Государство и малый бизнес. Что мешает развитию: Видео

Источник

Трудовая миграция: подомнёт ли бизнес интересы государства и его безопасности?

«До миллиона трудовых мигрантов могут вернуться в Россию в самое ближайшее время» – такой прогноз высказал на днях президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов. Он отметил, что это «произойдёт вследствие предстоящего восстановления авиасообщения со странами Средней Азии». А всё потому, что для реализации своих амбициозных проектов российский бизнес всё более нуждается в никзооплачиваемой рабочей силе. Её относительная дешевизна в немалой степени обусловлена отсутствием надлежащих медицинских (и в целом социальных) гарантий со стороны и поставщиков, и реципиентов мигрантских трудовых потоков.

При этом ситуация с наплывом трудовых мигрантов и с их реальной численностью РФ более чем проблемная, что признаётся на уровне руководителей ряда силовых ведомств. Так, в ходе недавнего заседания Межпарламентской ассамблеи СНГ заместитель министра внутренних дел РФ Александр Горовой потребовал, чтобы нелегально находящиеся в России граждане ряда бывших советских республик до 15 июня покинули её территорию. По его данным, к середине апреля в России находятся более 332 тыс. нелегальных мигрантов из Узбекистана, 247 тыс. – из Таджикистана, 152 тыс. – с Украины, 120 тыс. – из Азербайджана, 115 тыс. – из Киргизии, 61 тыс. – из Армении, 56 тыс. – из Молдавии, 49 тыс. – из Казахстана. В противном случае эти люди, по словам Горового, будут высланы в соответствующие страны. Позже в МВД России рекомендовали находящимся в России нелегальным мигрантам обратиться для решения имеющихся у них проблем в территориальные органы полиции. Пока же решений о нежелательности пребывания и о высылке нарушителей миграционного законодательства – капля в море.

Уже сам факт пребывания столь значительного числа «нелегалов», особенно из Узбекистана и Таджикистана (где данные МВД РФ считают завышенными), показывает бессрочный интерес бизнеса к использованию их низкооплачиваемого труда. С другой стороны, мигрантские сообщества являются питательной средой для активной деятельности ряда зарубежных разведок (в частности, некоторых ближневосточных стран, «соревновательно сотрудничающих» с Россией на Ближнем Востоке и на Кавказе), что обуславливает серьёзные вызовы национальной и государственной безопасности.

В последние дни в Узбекистане отмечается ажиотажный спрос на авиабилеты в Россию. Несмотря на реализацию отдельных инвестиционных проектов в этой и в других странах Центральной Азии, реальные меры по стимулированию там занятости, если и предпринимаются, то их явно недостаточно. Иначе правительства этих стран и их посольства в Москве не «упрашивали» бы ежемесячно российскую сторону о срочном восстановлении транспортного сообщения с РФ, что означает возобновление завоза мигрантов с их семьями. При том, что эпидемиологическая проверка прибывающих, как отмечают чиновники и эксперты, как в России, так и в странах выхода во многом носит формальный характер, а вакцинации мигрантов не предполагается.

Таким образом, даже в условиях «третьей волны» коронавируса у границ России (в Турции, во многих европейских и южноазиатских странах эпидемия бушует вовсю), бизнесу по-прежнему не терпится и впредь сокращать затраты на профессиональный рабочий персонал. Характерный, в этой связи, пример: по данным портала «Царьград» от 29 марта, «в Новосибирской области региональное УФСБ накрыло центр изготовления и выдачи поддельных справок о COVID-19 приезжим из-за рубежа. У преступников изъяли несколько миллионов рублёвой наличности, бланки поддельных справок, их клиентскую базу. Но максимальный срок наказания за такие деяния в России – 2 года лишения свободы. И, как правило, условных». Всего же, по неофициальным экспертным оценкам сотрудников профильных ведомств, всего таких «центров», наверняка «крышуемых» тем же «бизнесом», насчитывается около пятидесяти.

При этом российские эксперты и чиновники по-прежнему сетуют на то, что «дефицит рабочей силы не будет восстановлен даже к концу 2021 года, – считает директор по маркетингу кадрового агентства Kelly Жанна Волкова. – Недельный поток (к середине апреля с.г. – прим. ВПА) составляет около 6 тыс. мигрантов, но, как только откроются наземные погранпереходы, ситуация может резко измениться. Уже в марте общее число мигрантов выросло на 55% по сравнению с январём-февралём, когда динамика была нулевой».

По некоторым оценкам, использующие нелегальный и полулегальный мигрантский труд бизнес-структуры «экономят» с помощью соответствующих схем не менее половины зарплатных расходов по профессиональному персоналу. К сожалению, зачастую российские власти, вследствие приоритета интересов преимущественно крупного бизнеса, решающего задачи максимизации прибыли и минимизации издержек, предпочитают не обращать внимания на удручающую (мягко выражаясь) демографическую ситуацию и на растущий дефицит отечественных профессиональных кадров. Действительно, куда проще завозить полубесправных гастарбайтеров: назначаемые им зарплаты несопоставимо ниже тех, которые необходимо было бы выплачивать оформляемым на работу в соответствии с трудовым законодательством РФ, по трудовым книжкам или договорам с обязательными социальными отчислениями со стороны работодателей.

Примечательна недавняя сентенция пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова: «…Могу лишь констатировать реальность, которая говорит о том, что вообще-то мигрантов стало совсем мало за последний год, и этих самых мигрантов нам очень-очень не хватает для реализации амбициозных планов постройки, мы должны строить больше, чем сейчас, но для этого нужны рабочие руки. Те же рабочие руки нужны и в сельском хозяйстве. Поэтому дефицит мигрантов, безусловно, есть». По данным ФМС и МВД, к концу 2020 года их количество в России упало как минимум в 1,5 раза – до 6 млн. чел., хотя ранее их было от 9 до 11 млн. По состоянию на апрель 2021 г. в Москве находится чуть меньше 800 тысяч иностранцев, в то время как год назад их было свыше миллиона; в основном это граждане Киргизии, Узбекистана и Таджикистана – таковы оценки московского главка МВД РФ.

Напомним, на дефицит рабочих рук неоднократно жаловались в правительство РФ представители строительной, сельскохозяйственной, ЖКХ, ряда других отраслей. Столь коллективное бизнес-лоббирование в пользу нового притока мигрантов не могло остаться без внимания. Кроме того, завоз гастарбайтеров – немаловажный факторов влияния стран Центральной Азии на Москву и подтверждения «лояльности» РФ в отношении правящих режимов и сложившихся механизмов взаимодействия, в том числе неформальных.

Власти Узбекистана и Киргизии уже не первый год недвусмысленно заявляют о том, что главная, причём бессрочная выгода для этих стран от членства в Евразийском Экономическом Союзе – это именно «экспорт» избыточного трудоспособного населения. Таким образом, интерес к снижению реальной стоимости рабочей силы носит обоюдный характер, однако социально-политические издержки могут иметь неоднозначные последствия. Как разъяснил автору Мурад Керимов, эксперт по вопросам социальной политики одной из центральноазиатских стран,

«Если Турция, Саудовская Аравия, КНР, ОАЭ, Пакистан формируют в нашем регионе свою социально-политическую опору, создавая для этого свои смешанные предприятия и пропагандистские центры, то российская сторона считает, что проще ввозить из региона излишние рабочие руки, чем тратиться на создание стабильных рабочих мест в наших странах, как это делалось в советский период, и даже Российской империей в Бухарском и Хивинском эмиратах. А постсоветские местные власти тоже заинтересованы, особенно по политической причине, в оттоке избыточной рабочей силы. Получается, что Москва гарантирует себе лояльность любых режимов в регионе, но в социально-политическом плане – если иметь в виду экономику, социальную сферу и, соответственно, политические настроения местного населения – выигрывают упомянутые мною 5 стран. И не в пользу России».

Часть российского «истеблишмента», мягко говоря, не стремится учитывать долгосрочных политических последствий иммигрантского наплыва, включая потенциальные угрозы внутриполитической стабильности и территориально-государственному единству. Между тем, секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев 10 апреля с.г. заявил в Ханты-Мансийске, что «неконтролируемый приток мигрантов из-за рубежа ведет к активизации исламских радикалов и росту числа законсервированных ячеек террористических организаций. В будущем такая ситуация чревата дальнейшим нарастанием угроз не только национальной безопасности, но и территориальной целостности страны». Пояснив, что «увеличение притока иностранных трудовых мигрантов, в том числе из государств с повышенным уровнем террористической активности, способствует формированию «спящих» ячеек радикальных исламских организаций». По словам Н. Патрушева, только в ХМАО выявлено 26 ячеек террористических организаций, а число экстремистских преступлений выросло в 2,5 раза. На российском Севере, комплексное развитие которого критически важно с точки зрения освоения Арктики, формируется четвёртый – после Поволжья, московской агломерации и Северного Кавказа – крупный мусульманский анклав России. Более высокий уровень заработков в этом экспортно-сырьевом регионе, уступающий лишь Москве, привлекает иммигрантов, а вслед за ними – агитаторов и боевиков трансграничных террористических группировок. Выходцы из мусульманских регионов бывшего СССР формируют свои этносетевые структуры, активно работающие с вновь прибывающими мигрантами, оторванными от родственно-семейных корней и более восприимчивых к экстремистской пропаганде. С помощью этих структур они находят жилье, работу, налаживают деловые и соседские связи. В результате, обосновавшиеся где-либо мигранты всё чаще предрасположены к радикальным толкованиям исламской веры. Преимущественный возраст вновь прибывающих – 20-40 лет. Будучи недовольны социальной политикой в странах исхода, слабо владея русским языком, не без содействия эмиссаров западных спецслужб и «дальнего» мусульманского зарубежья, некоторые из них привносят недовольство в мигрантские сообщества на российской территории.

Дополнительную же, причём весьма благодатную почву для роста радикальных настроений, провоцируют некоторые особенности правового (точнее, бесправного) положения этих людей, ставших заложниками так называемого «бизнеса», похоже, подчинившего государство собственным корыстным интересам.

Источник

Оцените статью