Интересы россии со странами европы

Интересы россии со странами европы

5.5. Геополитические интересы и безопасность России в Европе

Угрозы национальной безопасности России возникают с различных геополитических направлений современного мира. Это обусловлено тем, что наши основные геополитические соперники пытаются выявить наиболее слабые места Российского государства, чтобы нанести ему ущерб. Поэтому необходимы всесторонний анализ внешних угроз национальной безопасности России и выработка геостратегии с опорой на защиту геополитических интересов страны.
Наши национальные интересы в Европе, в частности, предполагают:
• участие России в создании стабильной системы общеевропейской безопасности;
• укрепление Союза России и Белоруссии как высшей формы интеграции на постсоветском пространстве;
• активное взаимодействие и развитие отношений в различных сферах с ведущими странами Запада — США, Германией, Францией, Великобританией, Италией;
• восстановление и развитие двусторонних отношений со странами Центральной и Восточной Европы — бывшими союзниками СССР по Варшавскому договору, недопущение превращения этих стран в буферный пояс, изолирующий Россию от Запада;
• нормализацию отношений со странами Балтии при одновременном оказании поддержки русскоязычному населению этих государств;
• принятие мер по улучшению социально-экономического положения Калининградской области, пресечение попыток вывода данного региона из состава РФ;
• развитие партнерства и сотрудничества с НАТО в рамках Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, Совместного постоянного совета Россия —НАТО и других структур. Определив национальные интересы, можно вычленить угрозы национальной безопасности, которые исходят от наших геополитических конкурентов. Для нашей страны Европа всегда представляла то геополитическое поле, откуда уже многократно исходила военная угроза. Сегодня основная потенциальная опасность для
России продолжает (с 1949 г.) объективно исходить от блока НАТО. Она определяется в первую очередь наличием у государств этого альянса мощного военного и экономического потенциала.
Современная военно-политическая обстановка на Западе характеризуется сохранением претензий США на роль мирового лидера, а также тенденций политической, экономической и военной интеграции западноевропейских стран.
Несмотря на улучшение отношений между США и Россией, американское военно-политическое руководство, судя по имеющейся информации, по-прежнему рассматривает нашу страну в качестве основного потенциального соперника и конкурента.
США основные усилия направляют на то, чтобы не допустить восстановления Россией статуса сильной державы и формирования под ее руководством новой коалиции государств. Приоритетным во внешней политике США по-прежнему сохраняется силовой подход к решению всего комплекса международных проблем. Для этого открыто используется потенциал самой мощной в мире военной структуры — вооруженных сил США.
Особую опасность для России представляет расширение НАТО за счет включения в нее государств Восточной Европы и балтийских стран, а также планы по вовлечению в состав альянса Украины и Грузии.
С присоединением в 1999 г. к НАТО Польши, Венгрии и Чехии военная группировка альянса получила возможность продвинуться на восток на 650—750 км и на 500 км на юг. За счет присоединения к альянсу Эстонии, Литвы и Латвии военная группировка НАТО продвинулась на восток еще на 300—500 км. Теперь рубежи соприкосновения Вооруженных Сил РФ с вероятным противником на западе проходят по границе Ленинградской и Псковской областей (при этом не секрет, что российский военный потенциал в Европе значительно уступает НАТО по количеству наземных вооружений и авиации).
В последние годы руководство НАТО активно прорабатывает скорейшую интеграцию Украины в «европейскую семью народов», что предполагает вступление Украины в НАТО и Евросоюз.
Ричард Холбрук, видный деятель клинтоновской администрации, надеющийся занять место нынешнего госсекретаря Кондолизы Райс в случае победы на президентских выборах кандидата от демократической партии, откровенно заявил на сей счет: «Украина — центральный вопрос национальной безопасности США». Для России вовлечение Украины в блок НАТО было бы сильнейшим ударом. На Украине проживают миллионы русских, а также тех, кто считает русский язык родным (почти половина Украины). Российскому общественному мнению будет очень трудно представить Украину членом блока НАТО, репутация которого для большинства россиян носит негативный характер. В сложившихся условиях наша страна должна использовать все имеющиеся возможности (экономические, информационные), чтобы Украина не попала в русло явно антироссийской политики блока.
Кроме того, к числу угроз национальной безопасности России можно отнести сохраняющиеся намерения стимулировать дезинтеграцию на пространстве СНГ, поползновения к смене власти в Белоруссии и подрыву основы Союза России и Белоруссии, скрытые замыслы по отторжению от России Калининградской области.
В данном контексте наша национальная геостратегия в Европе должна строиться, как представляется, исходя из необходимости недопущения единого фронта, нацеленного на ослабление позиций России. Наиболее перспективной линией считается ориентация на развитие двустороннего сотрудничества с теми европейскими государствами, чьи интересы в ряде случаев отличны от интересов США. В области противодействия НАТО стратегия России должна быть направлена на превращение альянса в евроатлантическую миротворческую организацию, нацеленную на решение общих европейских проблем, в том числе на борьбу с международным терроризмом.
В целом же следует подчеркнуть, что большинство угроз военного характера для России, исходящих прежде всего от США и в целом от НАТО, сегодня практически не могут быть реализованы в реальном силовом противоборстве сторон. Залогом этого является сохранение Российской Федерацией своего потенциала ядерного сдерживания. Особо следует подчеркнуть, что отношения с Украиной, которая стала объектом повышенного внимания Запада, должны строиться на основе взаимовыгодных связей в политической, экономической, военной, культурной и других областях. Только путем вовлечения Украины в реализацию долгосрочных проектов во всех перечисленных сферах удастся сохранить дружественные отношения с этой славянской страной. Эмоциональность и антагонизм в отношении Киева чреваты лишь укреплением в республике позиций националистических сил и ее отрывом от России.
Что касается Белоруссии, то в геополитическом отношении преимущества Союза России с Белоруссией очевидны. Республика является не только одним из ключевых экономических партнеров России, но и важным военно-стратегическим союзником. Других надежных союзников, кроме Белоруссии, у нас, к сожалению, пока нет.

Читайте также:  Статистика суицида среди подростков по странам

1. Какова расстановка сил на геополитическом пространстве Западной Европы в XXI в.?
2. В чем причина интеграции стран Западной Европы?
3. Каковы главные аспекты отношений России с Германией?
4. Каковы отношения между Парижем и Москвой?
5. Каковы отношения между Россией и Италией?
6. Каков главный вектор британской внешней политики?
7. Каковы главные аспекты отношений России со странами Восточной Европы?
8. Каковы отношения России с Польшей?
9. Каков механизм геополитических отношений России со странами Прибалтики?
10. Какова геополитическая роль Балкан в международных отношениях?
11. Чем грозит самопровозглашение независимости Косово?
12. Каковы главные аспекты отношений России с Болгарией?
13. Каковы геополитические интересы России в Европе?

Источник

Отношения России и Европейского Союза

Отношения России и Европейского Союза представляют собой отношения двух крупных геополитических игроков, поскольку ЕС по консолидированному мнению большинства ученых является наднациональным единым образованием и выступает как единый субъект в сфере переданных ему государствами-членами полномочий. Интересы и ценности России и Евросоюза во многом не совпадают. Но несмотря на это, экономическое сотрудничество России и ЕС имеет огромное значение для обеих сторон. Это обуславливается географической близостью, тем фактом, что ЕС является самым крупным потребителем российского газа, а РФ в свою очередь закупает в ЕС большую часть высокотехнологичного оборудования, используемого в том числе и в нефте- и газодобывающей промышленности. Естественно, терять европейский рынок сбыта России не очень хочется. Также между Россией и Евросоюзом имеется множество совместных проектов.

Изначально, ещё когда Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) только было создано (Римский договор 1957 года), его отношения с СССР не имели какого-либо важного и стратегического характера, поскольку ЕЭС в то время было объединением чисто экономического толка. СССР выстраивал свои отношения с странами-членами ЕЭС на двусторонней основе (напр., см. сделку между СССР и ФРГ «Газ в обмен на трубы»). Однако, В 1992 г. после подписания договора в Маастрихте три существовавшие ранее европейские сообщества (а именно Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС), учрежденное Парижским договором 1951 г.; Европейское сообщество по атомной энергетике (Евратом), учрежденное договором в Риме в 1957 г.; и Европейское Экономическое Сообщество, учрежденное в том же году) объединились в Европейский Союз, который был уже не просто экономическим объединением, но ещё и политическим. В 2000-х Евросоюз был скорее надгосударственным образованием, и тогда отношения ЕС и России стали обретать более значимый характер.

Читайте также:  Главные реки нашей страны тебе известны

На сегодняшний день отношения с Евросоюзом имеют весьма важное значение для внешней политики России. ЕС в целом стоит на втором месте по доле в общемировом ВВП (ППС), уступая по этому показателю только Соединенным Штатам Америки (США). В составе ЕС есть страны, чьи отдельные доли в мировом ВВП превышают даже российскую — так называемая «большая тройка ЕС» — Германия (4 место), Великобритания (5 место), Франция (6 место). Россия в этом рейтинге занимает 12 место (все данные 2017 г.) Экономическое сближение между ЕС и РФ идёт на пользу обеим сторонам, так как их экономики имеют в общем разную специализацию и потому дополняют друг друга, а не конкурируют.

Политическое сближение между РФ и ЕС развивалось в период с 1990-х по 2014 гг. Общее представление о тенденциях сближения можно составить на основе дорожных карт о «четырех общих пространствах» (2005 г.). Также сближение России и Евросоюза является головной болью для США, для которых усиление России в Европе может стоить огромных экономических потерь, и как следствие, это может стать смертью для экономики Штатов.

Содержание

Сравнение России и ЕС

Российская Федерация Европейский Союз
Население 146 519 759[1] 508 200 000[2]
Территория 17 125 407 км² 9 826 630 км²
Плотность населения 8,4 чел/км² 116 чел/км²[3]
Столица Москва Брюссель
Крупные города Санкт-Петербург
Новосибирск
Екатеринбург
Севастополь
Ростов-на-Дону
Сочи
Калининград
Нижний Новгород
Казань
Самара и другие
Лондон
Париж
Рим
Берлин
Мадрид Мадрид
Вена
Амстердам
Варшава
Будапешт
Прага и другие
Руководитель государства Президент Владимир Путин Председатель Европейского совета Дональд Туск
Премьер-министр Премьер-министр Михаил Мишустин Первый заместитель председателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс
Спикер парламента Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Валентина Матвиенко (верхняя палата)

Председатель Государственной думы Федерального собрания Вячеслав Володин (нижняя палата)

Генеральный секретарь Совета Европейского союза Йеппе Трангольм-Миккельсен (верхняя палата)

Председатель Европейского парламента Мартин Шульц (нижняя палата)

Глава МИД Министр иностранных дел Сергей Лавров Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини Государственное устройство Федеративное государство Наднациональное государство (де-факто) Национальная валюта Российский рубль Евро (только в странах Еврозоны) Официальные языки Русский язык Официальные языки Европейского Союза Национальная спутниковая система ГЛОНАСС (глобальная) Галилео (в настоящее время дорабатывается) [1] ВВП (ППС), млрд $ $3745 $17372

История взаимоотношений

Чеченские войны

Во время чеченских войн ЕС всячески поддерживал самопровозглашённую «Чеченскую республику Ичкерия» и всячески критиковал любые действия России в Чечне.

В апреле 2004 года провалилась очередная антироссийская резолюция по Чечне[4]. Поддержали её лишь 12 стран из 53, 23 отвергли, а 18 воздержались. Среди поддержавших резолюцию были такие ведущие страны ЕС, как Франция, Германия и Великобритания, а также США.

Лишь в 2005 году ЕС отказались вносить в ООН антироссийские резолюции по Чечне[5], ибо стало ясно, что Чечня останется в составе России.

Оранжевая революция

В конце 2004 года Евросоюз, наряду с США, был одним из организаторов и ярых сторонников «Оранжевой революции». Целью США и ЕС было привести к власти на Украине своего кандидата Виктора Ющенко и отстранить относительно лояльного к России Виктора Януковича, что и было сделано. Однако президентство оранжевого героя не принесло ожидаемого результата для Запада (как и в случаи с Саакашвили, Западу нужны была войны на Украине, аналогичные тем, какие были в Грузии при Саакашвили), в результате чего на президентских выборах на Украине 2010 года ЕС, как и США, спокойно признали победу Януковича (что также нужно было им в своих целях).

Сирийская война

Позиции России и Евросоюза по вопросу войны в Сирии являются диаметрально противоположными. По сути, позиция ЕС в этом вопросе не сильно отличается от позиции США.

Странам ЕС очень нужен газопровод из дружественного им Катара в Европу. География региона позволяет проложить такой газопровод только через Сирию. Однако зависеть от дружбы с Асадом, который сможет в любой момент приказать перекрыть газопровод, страны Евросоюза, разумеется, не хотят: им нужен полный контроль над всем маршрутом.

В случае, если в Сирии будет установлен прозападный режим, и трубопровод будет установлен, это поставит под угрозу все российско-европейские газовые проекты.

Южный поток

Разработка данного газопровода началась 7 декабря 2012 года. Данный газопровод должен был пройти через Чёрное море на Балканский полуостров и первым делом выйти в Болгарию, в портовый город Варна, а уже оттуда через Балканы предполагалось строительство газопровода в остальные страны Европы.

Но в 2014 году, на фоне украинского кризиса, пойдя на поводу у США, ЕС всячески сопротивлялся строительству этого потока. По сути, сам Евросоюз занял антиевропейскую позицию по данному вопросу, поскольку это сулило для ЕС огромные экономические выгоды.

В конечном итоге 1 декабря 2014 года на пресс-конференции в Анкаре, президент России Владимир Путин объявил о том, что проект Южный поток закрыт, поскольку позиция ЕС по нему является неконструктивной. Вместо него Россия подписала соглашение с Турцией, что огромным плюсом для России, поскольку ЕС в таком случае оказался в крайне неудачном положении. Также это стало огромным козырем в отношениях России и Турции. Итогом стало подписание контракта на создание газопровода Турецкий поток [2] .

Год науки Россия-ЕС 2013—2014

25 ноября 2013 года в Москве был торжественно открыт Год науки Россия-ЕС. Основной целью данного мероприятия было показать многогранность сотрудничества между ЕС и Россией в области науки, технологии, высшего образования и инноваций, отметить достигнутые результаты и обозначить будущие возможности для развития сотрудничества на взаимовыгодной основе.

В течение года науки было проведено более 170 совместных мероприятий на территории Европы и России. Основное внимание было сфокусировано на разнообразии взаимодействия в исследованиях, инновации и высшем образовании между ЕС, отдельными его странами и Российской Федерацией. Эти мероприятия позволили индивидуальным исследователям, предприятиям, лабораториям, исследовательским и высшим образовательным институтам презентовать свои научные достижения и представить идеи будущих проектов перед широкой общественностью. Как результат были продолжены или же созданы новые сотрудничества между Европейскими и Российскими исследователями.[6]

Данный Год науки был торжественно закрыт в Брюсселе 25 ноября 2014 года.

Интересно, что даже не взирая на украинский кризис, санкции, и значительное ухудшение отношений с Западом, данный комплекс мероприятий не был закончен раньше времени и прошёл полностью и весьма успешно.

Украинский кризис

Евросоюз наряду с США стал одним из главных разжигателей Украинского кризиса. Цель этого была та же, что и во время Оранжевой революции — провести очередную цветную революцию для того, чтобы к власти на Украине пришли прозападные политики (при том, что и до этого там были люди, относительно лояльные к Западу).

После воссоединение Крыма с Россией и начала войны на Донбассе отношения России и ЕС значительно ухудшились.

Также ЕС занимал и продолжает занимать сугубо антироссийскую позицию по делу гибели малайзийского Боинга под Донецком.

По сути, позиции России и ЕС по украинскому кризису являются диаметрально противоположными.

Санкции ЕС против России 2014—2016

Дабы оказать на Россию давление, Евросоюз, под давлением США, ввёл в марте 2014 года обширный список санкций против России. В результате чего как Россия, так и ЕС понесли значительные экономические убытки. Однако Россия, отчасти благодаря импотрозамещению, и отчасти благодаря помощи Китая, смогла более-менее справиться с последствиями санкций, в то время как США не стали возмещать Евросоюзу убытки, понесённые от антироссийских санкций.

Конечным итогом санкций стало то, что Евросоюз понёс гораздо большие экономические убытки, чем Россия.

12 марта 2016 года в ЕС было принято решение продлить санкции против России до 15 сентября 2016 года[7].

Переговоры по ядерной программе Ирана

2 апреля 2015 года в Швейцарии завершились переговоры «Группы шести» (в составе Великобритании, Германии, Китая, России, США и Франции) с делегацией Ирана. Удалось согласовать рамочную договорённость по окончательному урегулированию ситуации с иранской ядерной программой — Иран на 10 лет ограничит мощности по обогащению урана и ядерным исследованиям, будет приостановлено две трети иранских центрифуг по обогащению урана; на 15 лет Иран не станет строить новые объекты по обогащению или реакторы на тяжёлой воде и ограничит запасы обогащённого урана; до 25 лет будут продолжаться инспекции МАГАТЭ на ядерных объектах Ирана. [8].

Данное событие стало очередным успехом для российской дипломатии, поскольку снятие санкций с Ирана открыло дополнительный возможности для развития экономики (например, торговля с странами ЕС. Будучи под санкциями, Иран не мог этого делать).

Отношение российского общества к ЕС

В 1999 году 67 % опрошенных (по данным Левада-центра) говорили, что России следует стремиться в будущем к вступлению в Европейский союз (это большинство сохранялось вплоть до 2010—2011 гг. — так отвечали 55 и 51 %, соответственно).

В 2014 же году такое мнение разделяли лишь 15 %, а 64 % считали, что это России не нужно. [9]

Саммиты Россия-ЕС

Саммиты Россия-ЕС представляют из себя площадку для политического и экономического диалога между Россией и Евросоюзом. На саммитах, помимо политических проблем (или вернее, помимо столкновения геополитических интересов) также обсуждаются перспективы экономического сотрудничества и совместной работы в рамках каких-либо российско-европейских проектов. Однако, далеко не все саммиты имели для России и ЕС важное стратегическое и экономическое значение.

Первый саммит Россия-ЕС состоялся 7 сентября 1995 года в Москве, последний — в январе 2014 года в Брюсселе.

Всего за всю историю отношений между Россией и ЕС было проведено 32 саммита. После этого, ввиду осложнения двухсторонних отношений, был отменён саммит в Сочи, который должен был пройти в июне 2014 года.

За всю историю саммитов Россия-ЕС довольно-таки редко удавалось достичь каких-либо взаимовыгодных соглашений. Часто саммиты заканчивались «в ничью».

Хронология саммитов

Номер Год Дата Место проведения Повестка саммита Итоги саммита
1 1995 7 сентября Россия, Москва Роль России в урегулировании боснийского конфликта и безопасность в Европе[10]] Никаких договорённостей достигнуто не было
2 1997 3 марта Безопасность в Европе, расширение НАТО и экономическое сотрудничество Подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве[11]
3 1998 15—16 мая Великобритания, Бирмингем Разработка Хартии европейской безопасности и интеграция России в мировую экономику[12] Никаких договорённостей достигнуто не было
4 1999 22—23 октября Финляндия, Хельсинки Ситуация в Чечне и требование ЕС «начать политический диалог с Грозным»[13] Никаких договорённостей достигнуто не было
5 2000 29—30 мая Россия, Москва Вступление России в ВТО и попытка США выйти из договора о ПРО Никаких договорённостей достигнуто не было
6 30—31 октября Франция, Париж Нет данных Нет данных
7 2001 17—18 мая Россия, Москва
8 3—4 октября Бельгия, Брюссель
9 2002 29—30 мая Россия, Москва
10 11—12 ноября Бельгия, Брюссель
11 2003 31 мая—1 июня Россия, Санкт-Петербург Одобрена концепция «четырех общих пространств»[14]
12 6—7 ноября Италия, Рим Дело ЮКОСа (неформально) Охлаждение отношений из-за попыток ЕС надавить на Россию в деле Ходорковского
13 2004 21—22 мая Россия, Москва Экономическое сотрудничество и вступление России в ВТО Подписан протокол об условиях вступления РФ в ВТО. Москва пообещала ускорить движение к ратификации Киотского протокола[15]
14 25—26 ноября Нидерланды, Гаага Президентские выборы и оранжевая революция на Украине, требование России выдать эмиссара чеченских боевиков Ахмеда Закаева и расширение ЕС и НАТО[16] Существенных договорённостей достигнуто не было (однако данный саммит прошёл в напряжённой обстановке)
15 2005 10—11 мая Россия, Москва Утверждены «дорожные карты» четырех общих пространств[17]
16 4—5 октября Великобритания, Лондон Сотрудничество в области энергетики, торговли и совместная борьба с терроризмом Упрощение визового режима между Россией и ЕС[18]
17 2006 25—26 мая Россия, Сочи Вопросы о создании четырех общих пространств — в экономике, внешней безопасности, образовании, науке и культуре, а также перспективы двухсторонних отношений Был подписан договор об облегчении визового режима между Россией и ЕС и о реадмиссии[19]
18 24—25 ноября Финляндия, Хельсинки Безвизовый режим, торговые отношения и эмбарго на ввоз товаров из Польши Существенных договорённостей достигнуто не было
19 2007 18—19 мая Россия, Самара Двухсторонние отношения Попытка Запада добиться от России каких-либо политических уступок провалилась[20]
20 26—27 октября Португалия, Марфа Нет данных Нет данных
21 2008 26—27 июня Россия, Ханты-Мансийск
22 14—15 ноября Франция, Ницца Мировой финансовый кризис Никаких договорённостей достигнуто не было
23 2009 21—22 мая Россия, Хабаровск Энергетическое сотрудничество и экономической кризис
24 18—19 ноября Швеция, Стокгольм Энергетическое сотрудничество России и ЕС Подписан новый договор об экономическом сотрудничестве России и ЕС[21]
25 2010 31—1 июня Россия, Ростов-на-Дону Мировой экономический кризис и двухсторонние отношения Подписано также соглашение между Россией и ЕС о защите секретной[22]
26 7—8 декабря Бельгия, Брюссель Глобальная энергобезопасность, энергетическое сотрудничество между Россией и ЕС Подписание меморандума о взаимопонимании по условиям присоединения России к ВТО[23]
27 2011 9—10 июня Россия, Нижний Новгород Запрет на ввоз европейских овощей в Россию, введение безвизового режима и совместные газовые проекты Никаких договорённостей достигнуто не было
28 16—17 декабря Бельгия, Брюссель Энергетика, модернизация и торговые отношения
29 2012 3—4 июня Россия, Санкт-Петербург Ситуация в Северной Африке, Сирии, Ливии, также ядерная программа Ирана, ситуация на Корейском полуострове
30 20—21 декабря Бельгия, Брюссель Арабская весна, ядерная программа Ирана, Сирии и экономический кризис
31 2013 3—4 июня Россия, Екатеринбург Война в Сирии, сотрудничество в энергетике, безвизовый режим
32 2014 28—29 января Бельгия, Брюссель Евромайдан

Галерея

Дмитрий Медведев на саммите Россия-ЕС в Брюсселе, 7 декабря 2010 год

Источник

Оцените статью