Иран тип страны по уровню экономического развития

Иран занимает 27-е место в списке крупнейших экономик мира

Обладая долей на уровне 0,53% в мировой экономике, Иран занимает 27-е место в списке крупнейших экономик мира, согласно данным Всемирного банка (ВБ).

Согласно последним данным, опубликованным ВБ, Валовой внутренний продукт Ирана (ВВП) превосходит показатели многих других стран региона и мира, включая Норвегию, ОАЭ, ЮАР, Сингапур, Малайзию и Финляндию, сообщает IRIB в воскресенье.

По данным ВБ, Соединенные Штаты и Китай являются наиболее мощными экономиками мира, на которые приходится 23,89 процента и 15,86 процента мировой экономики, соответственно, за ними следуют Япония, Германия, Великобритания, Франция и Индия.

Данные, однако, указывают на то, что разрыв между Китаем и США постепенно сокращается.

На 15 крупнейших стран мира приходится 75 процентов общего мирового ВВП, который, согласно отчету ВБ о глобальной экономике в 2018 году, составил 85,8 трлн. долларов.

Еще в январе ВБ прогнозировал рост ВВП Ирана на 1,1 процента в 2020 и 2021 годах.

Банк продемонстрировал рост ВВП страны в 2019 году на -3,6 процента, но ожидал, что в последующие два года его рост составит 1,1 процента.

Мировой экономический рост, по прогнозам, замедлится до 2,9 процента в 2019 году на фоне растущих рисков снижения, сообщил Всемирный банк в своем отчете о глобальных экономических перспективах, опубликованном в этом месяце.

Всемирный банк заявил, что перспективы мировой экономики ухудшились, поскольку условия глобального финансирования ужесточились, торговая напряженность усилилась, а некоторые крупные развивающиеся рынки и развивающиеся страны испытали значительный стресс на финансовом рынке.

Источник

Экономика Ирана

Экономика Ирана

Тегеран — столица Ирана. Здесь сосредоточено 45% промышленности страны
Валюта 1 иранский риал
(= 100 динарам)
Фискальный год 21 марта — 20 марта (с.х.)
Международные
организации
ОЭС, ОПЕК, ВТО (наблюдатель)
Статистика
ВВП $1098 млрд
Место по ВВП 72-я в мире по ППС (2015) [1] ,
29-я по номинальному ВВП (2016)
Рост ВВП 4,0 % (2016) [2]
ВВП на душу населения $36 600 (2016)
Инфляция (ИПЦ) 12,4 %
Население за чертой бедности 9,8 % (2016)
Индекс человеческого развития (ИЧР) 0.749, 75-ое место (2013)
Экономически активное население 26,4 млн человек (2011)
Уровень безработицы 8,9 % (лето 2016) [2]
Основные отрасли нефтехимическая промышленность, газовая промышленность, строительство, машиностроение, текстильная промышленность, пищевая промышленность
Внешняя торговля
Экспорт $203,9 млрд (2016)
Импорт $101,1 млрд (2016)
Государственные финансы
Государственный долг 11,6 % of ВВП (2011)
Внешний долг $17,9 млрд (2011)
Государственные доходы $130,6 млрд (2011)
Государственные расходы $92,2 млрд (2011)
Если не оговорено иное, все цифры даны в долларах США

Экономика Ирана, одной из наиболее богатых стран Азии — 18-я в мире по объёму национального производства (по данным ЦРУ, 2010) и крупнейшая среди государств Западной Азии, Ближнего Востока и ОПЕК. Иран по объёму ВВП является крупнейшей экономикой в исламском мире (29 место) после Турции . По конкурентоспособности занимает 76 местo [3] , по инновациям — 78 [4] , пo индексу экономики знаний — 94 [5] место среди других государств мира.

Содержание

Общая характеристика

Сельскохозяйственный сектор составляет 10 % в структуре ВВП Ирана, в нём заняты около 1/4 работоспособного населения.
30 % ВВП занимает промышленность (23 % населения), в том числе нефтехимическая.
60 % — сектор услуг (63 % рабочей силы). [6] .

Иран имеет положительный торговый баланс 73 % (экспорт — $230, импорт — $150 млрд). [6] . 80 % экспорта составляют минеральные ресурсы, при этом на их добыче занят всего 1 % населения.

В 2006 году среднегодовая заработная плата составила 2700 долл. Население за чертой бедности — 18,7 % (2011). Инфляция составляет 15,8 %.

ВВП (по ППС) на душу населения составляет 12 200 долл. [6]

Год Объём ВВП (млрд риалов) По ППС ($ млрд)
1980 6,6 98 797
1985 16,6 186 782
1990 34,5 206 768
1995 185,9 206 768
2000 580,5 373 725
2005 1768,7 554 775

2006 — 610,4 млрд долл. (рост 5 %).

2007 и 2008 прогнозируется рост 7 %.

2011—928,9 млрд долл. (рост 2,5 %).

Финансы

Валюта Ирана: Денежный знак — иранский риал (риял); состоит из 100 динаров. До денежной реформы 1932 года валютой Ирана был туман (денежная единица).

45 % доходов бюджета поступает от экспорта нефти и газа, 31 % — от налогов и сборов.

Профицит бюджета 8 % ВВП (доход $130,6 млрд, расход — $92,2 млрд). [6]

История

До 1970-х годов Иран был преимущественно аграрной страной. В начале 1970-х правительство шахского премьер-министра Амир-Аббаса Ховейды с помощью западных, в первую очередь, американских, компаний активно проводило индустриализацию экономики и модернизацию существующего производства для удовлетворения внутренних потребностей страны. Однако из-за значительного социального расслоения (и низкого массового спроса) и политическая напряжённость к 1978 году «Белая революция» дала минимальные результаты. В Иране начались массовые забастовки, резкий спад производства. В феврале-апреле 1979 года в стране произошла смена власти (см. Исламская революция в Иране).

Новый экономический курс, провозглашённый руководством Исламской республики, был нацелен на экономическую независимость Ирана от западных стран а также на достижение максимальной занятости населения. На протяжении 1980-х годов экономический рост Ирана тормозила война с Ираком. К 1990-м годам население Ирана увеличилось вдвое по сравнению с дореволюционным показателем, при этом огромный процент иранцев не достиг совершеннолетия. Начался массовый отток населения из сёл в города, что пагубно сказалось на сельском хозяйстве. К концу XX века Иран стал одним из крупнейших импортеров пищевой продукции.

Одним из несомненных достижений Исламской революции стало резкое развитие здравоохранения и образования. Новое правительство вкладывало в науку огромные средства, чтобы по возможности максимально заменить западных специалистов собственными и ликвидировать ужасающую безграмотность. В то же время, одной из важнейших проблем иранской экономики остается высокий уровень безработицы.

В 1990-х годах стала активно развиваться инфраструктура, в первую очередь транспортная: Иран покрылся сетью качественных автомагистралей, но железнодорожный транспорт по-прежнему занимает весьма малую долю в общем объёме транспортных перевозок. Новое развитие получили автомобилестроение, точное машиностроение. С целью скорейшего роста производства в этих отраслях правительство проводит их активную приватизацию.

В 2000-е годы национальных нефтеперерабатывающих мощностей стало не хватать для обеспечения экономики, что привело к дефициту электроэнергии. Иран стал закупать огромное количество бензина за границей. К 2007 году этот показатель достиг 40 % от всего потребляемого в стране. Для борьбы с этим явлением правительство принимает как краткосрочные меры (квотирование бензина для населения), так и долгосрочные: развитие альтернативных источников энергии, в первую очередь атомной.

Четвёртый пятилетний план экономического развития (на 2005—2010 годы) подразумевает:

  • ежегодное создание 700 тысяч новых рабочих мест;
  • ежегодный рост железнодорожных перевозок (15 %);
  • увеличение до 56 млн тонн ежегодного производства нефтепродуктов;
  • генерирование к 2010 году 6 тысяч мегаватт энергии от атомной электростанции;
  • создание от 50 до 60 промышленных парков;
  • допуск иностранных банков в финансовую сферу.

Благодаря этим показателям правительство планирует довести к 2025 году уровень инвестиций в экономику до $3,7 трлн, из которых $1,3 трлн будут иностранными.

В начале 2010-х, как сообщает телеканала «Аль-Арабия», Исламская республика находится в самом глубоком кризисе со времён её образования. Тегеран не в состоянии справится со стоящими перед страной экономическими задачами. Причиной этого стали провальная экономическая политика президента Ахмадинежада и экономические санкции, наложенные на Иран мировым сообществом [7] [ неавторитетный источник? ] .

Последние время особенное внимание уделяется диверсификации иранской экономики благодаря развитию таких отраслей как точное машиностроение, атомная промышленность, автомобильное машиностроение, ракетно-космическая промышленность, а также нанотехнологиям, медицине, информационных технологий.

Приватизация

Планы по масштабной приватизации экономики были объявлены правительством по окончании ирано-иракской войны в 1988 году, как средство стимуляции полуразрушенной экономики. Вместе с тем процесс приватизации пошёл крайне медленно, главным образом из-за оппозиции парламентского большинства. В 2007 году 70 % промышленного производства находилось в руках государства. В государственной собственности остаются главным образом предприятия тяжёлой промышленности (нефтехимия, чёрная и цветная металлургия, машиностроение), тогда как лёгкая промышленность почти целиком приватизирована.

Согласно статье 44 Конституции Ирана, по форме собственности предприятия в Иране делятся на:

  • Государственный сектор: тяжёлое машиностроение, внешняя торговля, нефтехимическая промышленность, банковские услуги, страхование, энергетика, информационные коммуникации, транспортные коммуникации, почта, телефон, телеграф.
  • Кооперативный сектор: специальные кооперативы («Боньяды» перс. بنیاد ‎).
  • Частный сектор: строительство, сельское хозяйство, лёгкая промышленность, сектор услуг.

Вместе с тем, 44-я статья никогда не соблюдалась строго, и частный сектор фактически играет значительно большую роль в экономике. В 2004 году эта статья была пересмотрена таким образом, что теперь позволяет приватизировать до 80 % экономики. [8]

Природные ресурсы

Иран обладает третьим по объёму после Саудовской Аравии и Венесуэлы запасом нефти (18,8 млрд тонн, 9,9 % от общемировых запасов) и занимает 5,5 % на мировом рынке торговли нефтепродуктами [9] . С 2008 года Иран торгует своей нефтью на собственной бирже в евро и риалах.

Иран обладает 16 % мировых запасов природного газа. Основные месторождения расположены на шельфе Персидского залива и на северо-востоке страны.

Сельское хозяйство

Пашни составляют 20 % всей территории Ирана. Большая часть этих земель находится на севере, ближе к Каспийскому морю, а также в относительно влажных долинах на северо-западе. Некоторые пахотные земли в равнинных, но засушливых южных провинциях оснащены ирригационными системами. Всего орошается 7,5 млн га земель.

Промышленность

Соотношение Чугун-сталь в металлургии Ирана составляет по данным на 2012 год -0,22 [10]

Автомобильная

В последние годы автомобильная промышленность растёт быстрыми темпами. В стране есть собственные заводы, включая Iran Khodro Industrial (IKCO), Pars Khodro, Saipa, Kerman Khodro, Bahman Autos и Kish Khodro, на которых производят автомобили. Налажено также сотрудничество с французскими автомобильными гигантами.

Крупнейшая промышленная группа Iran Khodro Industrial в настоящее время производит несколько моделей, которые базируются на платформах Peugeot [11] . Также освоила [ когда? ] выпуск иранского легкового автомобиля Samand X7. Однако этот автомобиль не соответствует некоторым критериям экологичности и расходует большое количество топлива.

Энергетика

К 2010 планируется довести добычу газа в Иране до 290 млрд кубометров в год. В это же время должен быть начат полномасштабный экспорт газа. В 2005 Иран поставлял ежегодно 7 млрд кубометров газа в Турцию.

В настоящее время ведётся строительство газопровода от месторождения Южный Фарс до завода по сжижению природного газа на острове Киш в Персидском заливе. Обсуждает строительство газопровода Иран — Пакистан — Индия. В 2005 был открыт газопровод Иран — Армения.

Для расширения экспорта газа может быть предпринята попытка восстановить сеть газопроводов IGAT, в том числе IGAT-1, мощностью 9,6 млрд кубометров в год, построенный в 1970 для осуществления поставок газа в Армению и Азербайджан, и IGAT-2 мощностью 27 млрд кубометров в год, строительство которого не было завершено в связи с Исламской революцией в 1979. Оба газопровода требуют реконструкции. Их расконсервация может позволить Ирану поставлять газ через Украину в ЕС. В качестве альтернативы рассматривается расширение действующего газопровода из Ирана в Турцию до Греции.

В 2005 в Иране насчитывалось 132 млрд баррелей доказанных запасов нефти (около 10 % от мировых запасов). Иран добывает 4,2 млн баррелей в сутки, из них экспортируется около 2,7 млн баррелей. Иран являлся четвёртым экспортёром нефти в мире (вторым в ОПЕК), а также крупнейшим поставщиком нефти в Китай.

Согласно иранской конституции, запрещается продажа иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти. Разработку нефтяных месторождений ведёт государственная Национальная Иранская нефтяная компания (NIOC — National Iranian Oil Company). С конца 1990-х годов, однако, в нефтяную отрасль пришли иностранные инвесторы (французские Total и Elf Aquitaine, малайзийская Petronas, итальянская Eni, Китайская национальная нефтяная компания, а также белорусский «Белнефтехим»), которые по компенсационным контрактам получают часть добытой нефти, а по истечении срока контракта передают месторождения под контроль ИННК.

Несмотря на свои колоссальные запасы углеводородов Иран испытывает дефицит электроэнергии. Импорт электричества на 500 млн киловатт-часов превышает экспорт. Разработанная в этой связи национальная программа подразумевает введение в строй до 2010 мощностей, позволяющих добывать дополнительно 53 тысячи мегаватт. Программа предусматривает развитие гидроэлектроэнергетики и ядерной энергетики. Первая иранская атомная электростанция строится в Бушере, при посредничестве России.

Транспорт

Иран имеет развитую транспортную инфраструктуру. Общая протяженность автомобильных дорог составляет 178 тыс. км, из них 2/3 — с твердым покрытием. На 1000 человек приходится личных 140 автомобилей. Протяженность железных дорог — 6405 км. Железнодорожное сообщение имеется с Азербайджаном, Пакистаном, Турцией и Туркменистаном. Ведется строительство ветки Хорремшехр — Басра (Ирак). Ширина колеи — 1435 мм. Крупнейший порт — Бендер-Аббас на берегу Персидского залива, на берегу Каспийского моря — Энзели. В Иране действует 321 аэропорт, 129 имеют взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием. В восьми крупнейших городах страны ведется строительство метро. В ряде городов развита трамвайная сеть. Дороги в Иране считаются лучшими на Среднем Востоке, а на втором местеИзраиль. Протяженность трубопроводов — 34 тыс. км; из них 17 тыс. — газопроводы, 16 тыс. — нефтепроводы, 1 тысяча — для перегонки сжиженного газа и газоконденсата. Имеются и высокоскоростные ж/д магистрали: Исфахан — Тегеран — Шираз и Кум — Исфахан-Мешхед (поезда мчатся со скоростью свыше 270 км/ч.) Ведется строительство ещё четырёх скоростных железнодорожных магистралей.

Туризм

Туристическая индустрия Ирана серьёзно пострадала в результате ирано-иракской войны, однако в настоящее время возрождается. В 2003 было выдано 300 тысяч туристических виз, большинство — паломникам из соседних исламских государств, направлявшимся в Мешхед и Кум. В 2004 же Иран посетили уже 1,7 млн иностранных туристов. Если для мусульман основной интерес представляют священные места, то европейцев интересуют главным образом археологические раскопки и древние памятники. В 2004 доходы туриндустрии превысили 2 миллиарда долларов. Развитию туризма сильно препятствует несовершенство инфраструктуры.

В то время как Иран входит в десятку самых привлекательных для международного туризма стран, по доходам бюджета от туризма страна располагается лишь на 68 месте. 1,8 % населения заняты в туристическом бизнесе. По прогнозам этот сектор экономики является одним из наиболее перспективных в стране; в ближайшие годы ожидается его прирост на 10 %.

Торговля

Основные статьи экспорта: сырая нефть и продукты переработки нефти, руды металлов, сельскохозяйственная продукция. Основные статьи импорта: продукция тяжёлого машиностроения и химической промышленности, автомобили, железо, сталь, минеральное сырьё, текстиль, бумага.

К основным торговым партнерам Ирана относятся Китай, Япония, Германия, Россия, Франция, Италия и Турция. Иран является ключевым членом Организации экономического сотрудничества, в которую входят страны юго-западной Азии а также центрально-азиатские республики бывшего СССР. Иран активно развивает экономические связи со странами региона и ставит целью формирование зоны свободной торговли по типу ЕС. Развиваются свободные торгово-промышленные зоны в Чабахаре и на острове Киш.

  • Экспорт: 63,18 млрд долларов
  • Статьи экспорта: нефть, химикаты, фрукты и орехи, ковры, оружие
  • Партнеры по экспорту: Япония 16,9 %, Китай 11,2 %, Италия 6 %, Южная Корея 5,8 %, Турция 5,7 %, Нидерланды 4,6 %, Франция 4,4 %, ЮАР 4,1 %, Тайвань 4,1 %
  • Импорт: 45,58 млрд долларов
  • Статьи импорта: машины, оборудование и техника
  • Партнеры по импорту: Германия 13,9 %, ОАЭ 8,4 %, Китай 8,3 %, Италия 7,1 %, Франция 6,3 %, Южная Корея 5,4 %, Россия 4,9 %

Рынок труда

Доходы населения

На 2017 год составляет 9299310 риал в месяц, что составляет $250 долларов США, ежегодно устанавливаются для каждого промышленного сектора и региона. Стандартная рабочая неделя составляет 44 часа, а любая работа более 48 часов дает работнику право получить сверхурочные.

Источник

Читайте также:  Спасская башня страны участники
Оцените статью