- 8 вещей, которые нужно увидеть в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге
- Смотровая площадка на колоннаде Исаакиевского собора
- Отделка Исакия — то, чем гордились русские Цари.
- Малахитовые колонны
- Витраж
- Гобуль под куполом
- Маятник Фуко
- Мозаичные иконы
- Собор во время второй мировой войны
- Памятник Николаю I
- Советы по посещению
- Исаакиевский собор и окрестности
- Полезная информация об Исаакиевском соборе
- Интерьер Исаакиевского собора
- Купол и колоннада собора
- Вокруг Исаакиевской площади
- Вдоль западной стороны площади
- Синий мост и Мариинский дворец
8 вещей, которые нужно увидеть в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге
В этой статье я расскажу что стоит посмотреть в Исаакиевском соборе, потому что помимо очевидных вещей, есть много скрытых или тех, которые вызывают вопросы “А это тут откуда?”. А в конце дам несколько советов, как сделать поход в Исаакий более комфортным даже в высокий сезон.
Смотровая площадка на колоннаде Исаакиевского собора
Самая высокая смотровая площадка в Петербурге, но подниматься приходится пешком. Стоит ли оно того и насколько это тяжело? Я скажу свое мнение, по поводу того — стоит ли подниматься.
В Санкт-Петербурге был запрет на строительство зданий выше Эрмитажа, поэтому он весь построен примерно одного уровня и каких-то ярких доминант в нем нет.
Поэтому, когда вы смотрите на него с высоты, то перед вами просто плотная череда одинаковых крыш и где-то вдалеке видны торчащие одинокие купола.
Здесь нет вида, от которого захватывает дух, или хотя бы можно было хорошо рассмотреть какую-то старинную архитектуру.
Но при этом разочарованы вы не будете. Поэтому все просто — хотите подниматься — вперед, не хотите — не много потеряете.
Добавлю, что я еще раз приезжал специально ночью, посмотреть огни с обзорной площадки и вид мне не понравился совсем. Днем лучше.
все фото без обработки, просто снимал в движении
вот в такую дверь нужно протиснуться
Раньше чаши в руках ангелов зажигали в ночное время
Отделка Исакия — то, чем гордились русские Цари.
Отделка Исаакиевского Собора внутри — это просто произведение искусства. Серьезно — это просто концентрация роскоши, вкуса и стиля.
Я очень рекомендую зайти внутрь — оно того стоит. Собор строили 40 лет, из них 20 лет — занимались отделкой.
Внешние колонны выдалбливали из мраморных скал целиком и везли в Петербург на кораблях.
Чтобы здешнее болото выдержало такую тяжесть в землю забили 24 000 свай.
Это был главный собор Российской империи и он вмещал 12 000 человек, хотя архитектор говорил про 5000, потому что рассчитывал на знатных дам в пышных юбках.
Говорят, что ворота открываются 1-2 раза в год по большим православным праздникам
Каждую картину в этой двери можно долго рассматривать, все лица очень выразительны
Картинка, как везли цельные колонны из финского гранита
В Рускеале рассказывают, что их гранит мрамор шел на отделку Исаакиевского собора. Он на полу — темные блоки.
Рускеальский мрамор
Малахитовые колонны
У иконостаса стоят колонны сделанные из малахита. Это драгоценный материал из которого сейчас кольца делают — а тут целые колонны.
В основе Малахитовых колонн Исаакиевского собора находятся чугунные цилиндры, прикрепленные к гранитным основаниям. Их окружают медные тамбуры с наклеенными тонкими плитками из ляпис-лазури и малахита. Мастера в каменоломнях с помощью древнеегипетских технологий высекали круглые колонны, после чего их на укрепленных лошадиных повозках везли в Санкт-Петербург. Сегодня такой ручной труд без современных технических приспособлений кажется просто невероятным. Колонны обладают диаметром 1 м и высотой 9,5 м.
После распилки малахита получались тонкие плитки, толщина которых составляла 2,54 миллиметров. Далее начинался их подбор в зависимости от оттенков и жил. Мастера старались, чтобы швов между плитками не было заметно. Уникальная композиция из мозаичных плиток содержала самые причудливые узоры, а зеркальная полировка выделялась высоким качеством.
По сравнению с двумя соседними невыразительными лазуритовыми колоннами малахит выглядит грандиозно. Особенно это можно заметить при освещении колонн солнечными лучами, проникающими в собор через купол. Тогда малахит начинает неповторимо играть своими цветами.
Для колонн Исаакиевского собора заводчиком Демидовым был израсходован весь имеющийся у него малахит, что привело к обвалу рынка и стоимости камня, добывать который стало невыгодно. Согласно одной уральской легенде, использование малахита для строительства православного храма обидело языческую Хозяйку Медной горы и она сбросила все его запасы на недосягаемые глубины. В будущем нигде в мире не появились такие грандиозные малахитовые изделия, как в Исаакиевском соборе.
Витраж
В Исаакиевском Соборе единственный в Петербурге, а может и в России церковный витраж. У нас они были не популярны и пришлось заказывать из Европы.
Витраж, который светится изнутри — это потрясающе красиво.
Занимались им лучшие витражисты Европы: сначала художник Генрих Мария фон Гесс, который использовал специальную краску, потом мастера по изготовлению рамы, потом Макс-Эмануэль Айнмиллер. Я не буду перечислять всех нюансов, но каждый старался добавить что-то интересное с помощью самых передовых технологий своего времени.
Витраж с обратной стороны подсвечен, а я надеялся, что это солнечный свет.
Гобуль под куполом
Под главным куполом можно увидеть серебряного голубя, он кажется совсем маленьким, но на самом деле он 1,5 метра в длину и 2 метра в крыльях.
Для украшения главного купола храма использовали изображение Богородицы, которую со всех сторон окружают святые угодники. Его написал художник Карл Брюллов. Рядом распростер свои крылья голубь, символизирующий Святой Дух.
Вес скульптуры составляет 84 килограмма, длина между хвостом и клювом птицы – 165 сантиметров, а размах крыльев – 206 сантиметров. Высота от пола до голубя – 86,5 метров.
Кажется, что птица будто бы парит под куполом Исаакиевского собора. Эту фигуру в 1850-х годах изготовил мастер Иван Дылев на предприятии Берда. Для этого он использовал медную гальванопластику, а сверху нанес на голубя серебряное покрытие. Крепление двух крыльев к туловищу мастер выполнил с помощью винтов.
В 1931 году скульптуру птицы демонтировали и установили на постамент в храме. Ее реставрацией занялись только в 1989 году, после чего голубь снова «взлетел» под купол собора. В 2017 году скульптуру сняли и хранили в алтаре придела Св. Екатерины. Там ее очистили от пыли, промыли, протерли, высушили, нанесли на птицу специальный защитный состав и отполировали бязью.
Сегодня голубь снова парит под куполом храма
Видишь 2-х метрового голубя? А он там есть
Маятник Фуко
В 1931 году в Исаакиевском соборе состоялось открытие Музея антирелигиозной пропаганды. Ночью с 11 на 12 апреля того же года 7000 зрителям продемонстрировали опыт с использованием маятника Фуко, чтобы доказать факт вращение Земли вокруг своей оси.
В то время это был самый крупный маятник в мире, весом 54 килограмма. Его нить имела длину 93 м. Он мог раскачиваться с размахом 10 м. Одно качание происходило за двадцать секунд. В течение минуты маятник выполнял три качания. За это время начальная черта, как и вращающаяся Земля, отклонялась от плоскости качания маятника на 18 мм. Таким способом наглядно демонстрировалась траектория движения Земли, а наука, по замыслу советских пропагандистов, торжествовала над религиозным невежеством. Каждый день в течении более чем полувека этот эксперимент показывали в соборе.
В 1986 году у маятника сломался подвесной механизм. Его сняли и стали хранить в подвале храма. В данный момент он является экспонатом мемориальной экспозиции «Чтобы помнили», посвященной музейным работникам, совершившим подвиг в блокадном Ленинграде.
В центре собора до сих пор можно увидеть отметину в самом центре, как раз под голубем. Тут стояла платформа маятника.
Центр собора, на нем отмечена точка, куда приходил Маятник
Мозаичные иконы
При строительстве под Собором разместили 24 печи, чтобы сохранять в нем тепло. Но отапливать круглогодично такую огромную площадь не могли, поэтому первоначальные иконы начали портиться.
Тогда их было решено заменить на мозаику, причем сделанную настолько аккуратно, чтобы было неотличимо от росписи.
Сейчас образцы таких гигантских мозаичных икон выставлены в Соборе.
Это не живопись, это идеально отшлифованная мозаика
Собор во время второй мировой войны
Во время второй мировой войны Исаакиевский собор маскировали — все купола были покрашены в белый цвет. А в саду перед ним жители блокадного ленинграда выращивали капусту.
Но такую махину все равно не спрячешь и немцы использовали его как ориентир во время бомбежек.
Памятник Николаю I
Открытие памятника Николаю I состоялось в 1859 году после смерти российского самодержца. Он создан архитектором Монфераном, который построил Исаакиевский собор. На одной оси с памятником Николаю I стоит знаменитый Медный всадник. Они разделены Исаакиевским собором.
Единственной опорой шестнадцатиметровой статуи служат задние ноги лошади. На императоре надета парадная форма, которую носили в Кавалергардском полку.
Украшением пьедестала служат фигуры, символизирующие Правосудие, Веру, Силу и Мудрость.
Существует легенда, связанная с ними, в которой говорится, что эти фигуры лепили с жены и трех дочерей царя, позировавших скульптору. Пьедестал также оформлен горельефами с изображением основных событий эпохи Николая I.
Советы по посещению
Около касс находятся терминалы самообслуживания, где можно купить билеты без наценки.
Такие же терминалы стоят у дверей, поэтому к кассам даже идти не обязательно.
Если на входе вы видите большую очередь, смело обходите ее — скорее всего это собираются китайцы и ждут кого-то, либо организованная группа идет по одному групповому билету, а вы можете пройти в соседний турникет.
Время работы: с 10:30 до 17:30. Но тут какой-то бред. Если купить билет только на колоннаду, то можно подняться до 17:30, а если брать единый билет — то только до 16:30.
Сколько ступеней в Исаакиевском соборе на колоннаду
На колоннаду ведет 262 ступени. Каждая из них пронумерована, но чем выше — тем уже становится лестница. В конец двум людям уже не разойтись.
Как делали колонны Исаакиевского собора
Колонны для Исаакиевского собора выдалбливали целиком на финских карьерах, тогда это была часть Российской Империи, а потом на кораблях доставляли в Санкт-Петербург.
В честь кого назван исаакиевский собор
В честь св. Исаакия Долматского, день памяти которого совпадает с днем рождения Петром I. И именно в этой церкви венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.
Где находится исаакиевский собор
Исаакиевский собор находится в 600 метрах от метра Адмиралтейская в Санкт-Петербурге. От Невского проспекта идти 2,3км. От Василеостровской 2,7км.
Кстати, в здании метро Адмиралтейская находится очень интересный макет Петровской Акватории. Про него мало кто знает, а он заслуживает хотя бы часа вашего времени.
Источник
Исаакиевский собор и окрестности
Исаакиевский собор, силуэт которого величественно вырисовывается над крышами домов, – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Он прекрасно виден даже издалека, например, с Финского залива. Однако он настолько массивен, что, находясь в ближайших кварталах, его трудно охватить взглядом. Собор стоит на Исаакиевской площади. С середины площади открывается лучший вид на собор.
Днём золоченый купол собора сверкает на солнце. Ночью гигантский портик и статуи создают странное впечатление, а само здание напоминает гигантское чудище, которое подняли со дна морского. Внутреннее убранство отличается изысканной пышностью, а со смотровой площадки открывается великолепный вид на центр города. Во время Великой Отечественной войны огромный купол Исаакиевского собора служил главным ориентиром для фашистской авиации во время бомбёжек.
Западный фасад собора
Парк к югу от собора был распахан и засажен капустой, так как осаждённый город использовал любую возможность прокормиться. В наши дни единственная опасность на Исаакиевской площади – это интенсивное уличное движение. Машины с огромной скоростью проносятся во всех направлениях. Однако имеет смысл всё же рискнуть и перейти через площадь, чтобы полюбоваться зданиями вокруг неё.
Полезная информация об Исаакиевском соборе
Исаакиевский собор – это четвёртый из петербургских храмов, посвящённых святому Исаакию Далматскому, византийскому монаху, с днём памяти которого совпал день рождения Петра I (30 мая). Предыдущий храм, стоявший на этом месте, не гармонировал с парадным обликом столицы и имел конструктивные недостатки. Дважды проводили конкурс на создание проекта перестройки Исаакиевского собора. Но конкурс не дал практических результатов.
Фрагмент ворот собора
В 1866 году Александр I поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ А. Бетанкуру подготовить предложение по перестройке собора и подобрать архитектора. Бетанкур предложил доверить эту работу Огюсту де Монферрану, молодому зодчему, приехавшему из Франции. Он предложил 24 архитектурных проекта в самых разных стилях. Александру I работы понравились.
Внутреннее убранство собора
Этому архитектору и было поручено построить храм, однако вскоре ему понадобилась помощь более опытных коллег. Постройка собора заняла целых 40 лет. С 1818 по 1842 год возводили здание, а с 1842 по 1858 год занимались внутренней отделкой. По Петербургу ходили слухи, что стройку намеренно затягивают из-за распространившегося предрассудка, что, когда храм будет окончательно построен, династия Романовых прекратит своё существование.
В 1931 году в здании Исаакиевского собора был открыт антирелигиозный музей. В пасхальную ночь с 11 на 12 апреля в музее был показан опыт с маятником Фуко, убедительно свидетельствовавший о вращении Земли. Сейчас в соборе опять проходят церковные службы, однако он по-прежнему считается музеем. Билеты продаются внутри собора (вход со стороны южного портика). Поэтому, прежде чем заплатить за вход, вы можете оценить, стоит ли осмотр интерьера таких денег. Для прохода на колоннаду и купол нужен отдельный билет. Вход туда закрывается на час раньше самого собора.
Красочный интерьер собора
Интерьер Исаакиевского собора
Внутри собор отделан мрамором четырнадцати сортов, а также яшмой, малахитом, золоченой лепниной, фресками и мозаикой. Плафон большого купола – самая крупная роспись собора – создан К. Брюлловым. Её площадь более 800 квадратных метров. На ней изображена Дева Мария в окружении святых и ангелов. Огромные двери из бронзы и дерева покрыты барельефами Ивана Витали на библейские темы. Этот же мастер создал многочисленные мозаики храма. Малахитовые и лазуритовые колонны обрамляют иконостас из белого мрамора.
Над созданием иконостаса трудились живописцы Т. Нефф, К. Брюллов и С. Живаго. По бокам от него находятся две двери, ведущие в алтарь. Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа. Это элемент католического убранства, едва ли не единственный в католической церкви. В задней части нефа находится модель собора, выполненная крепостным крестьянином М. Салиным. На левой стороне западного портика стоит бюст Монферрана. Архитектор посвятил созданию собора 40 лет и умер прямо на работе.
Купол и колоннада собора
Чтобы в полной мере оценить высоту Исаакиевского собора и красоту украшающих его скульптур, нужно подняться на колоннаду. Это третий по величине купол в Европе. Он состоит из трёх взаимосвязанных конструктивных частей: нижней – сферической, средней – конической и наружной – параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра, внутреннего сферического – 22,15 метра.
Для утепления купола между его чугунными фермами заложили гончарные горшки. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось огневым способом: листья меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, затем их медленно нагревали над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение было трёхкратным.
На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. Над колоссальной колоннадой, увенчанной 24 статуями, находится открытая галерея. Оттуда открывается потрясающий вид на Санкт-Петербург. На колоннаду ведёт отдельный вход под южным портиком. Чтобы попасть туда, вам придётся выйти из собора в сторону Невы, а затем обойти здание.
Вокруг Исаакиевской площади
С востока от Исаакиевской площади стоит розовато-серое здание гостиницы «Астория», построенное в 1900-е годы. В этой гостинице останавливались многие выдающиеся личности. Среди её постояльцев были и американский коммунист Джон Рид, и российские анархисты Эмма Гольдман и Александр Беркман. Гитлер планировал провести здесь банкет по случаю взятия Ленинграда. Он даже разослал приглашения, в которых указал час и месяц, но не вписал конкретную дату.
К «Астории» примыкает здание меньшего размера – гостиница «Англетер», в которой в декабре 1925 года покончил с собой поэт Сергей Есенин. Есть версия, что Есенин был убит агентами спецслужб. Предполагают, что Троцкий приказал чекистам оказать на Есенина физическое воздействие, чтобы тот отказался от идеи эмигрировать. Однако оперативные работники перестарались и случайно убили поэта. Тогда они инсценировали самоубийство.
В центре площади стоит бронзовый конный памятник Николаю I работы скульптора Клодта. О политике этого царя красноречиво свидетельствуют его прозвища: на Родине его называли «Николай Палкин», а за рубежом – «Жандарм Европы». Величественный постамент из гранита, порфира и мрамора украшен аллегорическими фигурами, олицетворяющими Веру, Мудрость, Справедливость и Могущество. Говорят, что моделями для этих фигур были дочери Николая I. Барельефы посвящены выдающимся событиям эпохи его царствования, а четыре фонарных столба украшены фигурами парящих орлов.
Монумент Николаю I
Вдоль западной стороны площади
На противоположной стороне площади находятся три примечательных здания. Каждое – со своей историей. Дом Мятлева (номер 9) – старейшее здание на площади. Он был построен в 1760-е годы. На фасаде, украшенном медальонами, прикреплена мемориальная доска, говорящая о том, что здесь с октября 1773 по март 1774 года жил известный французский энциклопедист Дени Дидро, приглашённый в Россию Екатериной II. Когда учёный нуждался в деньгах, императрица купила его библиотеку и назначила его смотрителем при этом собрании.
Благодаря такому мудрому и великодушному решению Дидро не только не лишился своих книг, но и получал жалованье до конца жизни. Название дома связано с именем его более позднего владельца – поэта Ивана Мятлева. Рядом стоит гранитное здание, в котором некогда размещалось немецкое посольство. Когда началась Первая мировая война, толпа ворвалась в немецкое посольство. Люди сорвали со здания скульптуры, сбросили их в Мойку и разграбили всё имущество в припадке истерического патриотизма.
В доме номер 7, украшенном дорическими колоннами, с советских времён находится Институт растениеводства им. Н.И. Вавилова. Институт гордится тем, что в его стенах в голодные блокадные годы сохранилась уникальная коллекция злаков, которая насчитывала около 56 тысяч образцов. Сотрудники не прикоснулись к ней, несмотря на то, что 29 из них умерли от голода. В этом институте работал величайший советский генетик Николай Иванович Вавилов (1887-1943 годы). Мемориальная доска, посвящённая Вавилову, появилась на здании в брежневскую эпоху.
Однако власти предпочитали не упоминать о том, что учёный был арестован, подвергнут пыткам, обвинён в том, что возглавлял не существовавшую оппозиционную партию и умер в заключении в сталинское время. На другом берегу на набережной Мойки стоит обелиск, на котором отмечен уровень самых сильных наводнений. Пятиметровая отметка находится на уровне груди, а самая высокая вообще выше человеческого роста.
Синий мост и Мариинский дворец
С южной стороны к Исаакиевской площади примыкает Синий мост. Он настолько широк, что, находясь на нём, не сразу сообразишь, что внизу протекает Мойка. Подобно Красному и Зелёному мостам, он получил название из-за цвета, в который окрашен. Вплоть до отмены Александром II крепостного права (в 1861 году) на этом мосту продавали крепостных, то есть здесь был практически невольничий рынок.
За мостом находится Мариинский дворец. Над зданием развевается трёхцветный российский флаг, но снизу стены по-прежнему украшены советской символикой – изображениями наград, которые получил Ленинград в эпоху социализма. Такая смешанная геральдика отражает пёструю, противоречивую судьбу дворца. Он был построен для Марии, любимой дочери Николая I. Позже здесь заседали императорский Государственный совет и Комитет министров. В этом же дворце до переезда в Зимний дворец работало и Временное правительство.
После 1948 года в здании размещался Исполнительный комитет городского совета, деятельностью которого руководила Коммунистическая партия. Этот орган городского управления просуществовал вплоть до 1991 года, когда была учреждена мэрия. Во время путча тысячи горожан выступили на защиту демократически выбранного городского совета и мэрии. Позже мэрия переехала в Смольный, а Мариинский дворец был полностью отдан Городскому совету.
Во время парламентского кризиса 1993 года совет был распущен Б. Ельциным. С 1994 года здесь работает законодательное собрание Санкт-Петербурга. У него до сих пор непростые отношения с администрацией губернатора, которая имеет гораздо больше власти. Район, расположенный за Мариинским дворцом, описан в следующих статьях: «К западу от Исаакиевского собора» и «Между Юсуповским дворцом и музеем Блока».
Источник