- Искусство арабского халифата: господство веры и красоты
- Исторические основания
- Особенности исламского искусства
- Арабская каллиграфия и миниатюра
- Искусство, наука и культура Арабского Халифата
- Наука Арабского Халифата
- Литература и искусство Арабского Халифата
- Быт и развлечения Арабского Халифата
- Исламское искусство
Искусство арабского халифата: господство веры и красоты
«Особенностью арабского искусства было сочетание восточной фантастичности с округлыми линиями и изящной декоративностью.»
П.П. Гнедич
Арабский халифат начал складываться в VII веке. Он не только включил в себя территории от Северной Африки до Казахстана и от Испании до китайских границ, но и породил невероятно яркое и самобытное искусство.
Исторические основания
Идею объединения арабских племен на основе веры в единого бога проповедовал пророк Мухаммед (ок. 570–632/633 гг.). Он и считается создателем новой для арабов религии — ислама и основателем государства — халифата. Преемников Мухаммеда стали называть халифами, то есть заместителями.
В поисках новых плодородных земель они начали завоевывать близлежащие территории. Так в составе халифата оказались арабы, берберы, иранцы, таджики, азербайджанцы и другие народы с богатейшими культурными традициями. Под влиянием ислама, однако, искусство этих народов обрело общие черты.
История Арабского халифата закончилась в 1492 году, когда пало последнее арабское государство в Европе — Гранадский эмират.
Особенности исламского искусства
Почему в исламской традиции запрещено изображать не только Аллаха и его пророков, но и вообще людей и животных? Считается, что в день Последнего суда изображенные художником люди оживут и придут к нему за своей душой, а он не сможет исполнить их просьбу и будет гореть за это в вечном пламени. По этой причине Коран и другие богословские книги мусульман всегда украшаются лишь орнаментом.
Мечети (дословно — «места поклонения») с самого начала создаются подобными дому пророка Мухаммеда — это было здание с большим навесом на столбах из пальмовых стволов, которое размещалось в глубине двора. В старинных мечетях Багдада, Дамаска и Каира огромный прямоугольный или квадратный двор окружен аркадами, которые опираются на мраморные колонны.
В мечетях Северной Африки и Испании молитвенные залы образованы множеством стоящих рядом колонн и украшены орнаментом, выполненным с помощью различных техник: резьбы по камню, мозаики, майоликовой плитки.
К мечети обязательно примыкает минарет— многоярусная круглая или квадратная башня, с высоты которой муэдзин призывает верующих к молитве. Что такое арабески? Так называют декоративный орнамент — сложный узор, который часто используется в странах Ближнего и Среднего Востока. Такой узор складывается из геометрических фигур, стилизованных (условных) изображений растений и надписей на арабском языке — их вырезают на камне или искусственном мраморе (стукко), выкладывают из разноцветных кирпичиков, разрисовывают красками. Арабесками украшают не только стены зданий, но и ткани, ковры, предметы быта, даже ювелирные изделия.
«Всеобщая культура Востока не только не исключает множества национальных культур, но как раз предполагает его» (В. К. Чалоян)
Арабская каллиграфия и миниатюра
Священную книгу мусульман Коран переписывали от руки, создавая всё новые и новые копии. Так возник особый вид искусства — каллиграфия (от др.-греч. красивый почерк). Арабские мастера каллиграфии тщательно выводили каждую букву, ведь из этих букв складывались божественные слова Пророка.
Каллиграфия была точной наукой: высчитывались и высота букв, и протяженность каждого слова. Для священных текстов, официальных документов и художественных произведений использовались разные стили начертания букв.
Искусство арабской миниатюры, по мнению ученых, зародилось в Персии (Иране). Древнейшая из сохранившихся рукописей, украшенных миниатюрами, — «Книга изображений неподвижных звезд» Абд ар-Рахмана ас-Суфи (начало XI века, юг Ирана). Однако самые впечатляющие образцы арабской миниатюры были созданы позднее.
Миниатюрами украшали исторические хроники, естественнонаучные работы, поэтические произведения. В книгах, не связанных с религией, запрет на изображение живых существ соблюдался не всегда.
Живопись арабских миниатюр по большей части условна, ее главные выразительные средства — контур и цвет.
Когда в Европе было глубокое Средневековье, на Востоке творили величайшие гении человечества». Ч. А. Абдуллаев
Источник
Искусство, наука и культура Арабского Халифата
Наука Арабского Халифата
Арабские завоевания неизбежно сопровождались гибелью произведений искусства. Однако арабы сумели усвоить многие знания и традиции покорённых народов, связать их воедино и развить на основе ислама и арабского языка. Постепенно арабский язык вытеснил языки захваченных стран.
На арабском языке составляли документы, вели переговоры, молились. Он стал также языком науки и культуры всего мусульманского Востока. На арабский были переведены сочинения античных мыслителей: Аристотеля, Гиппократа, Евклида. Многие труды древних греков дошли до нас только в арабских переводах.
Арабы внесли огромный вклад в математику, астрономию и другие науки. Арабские математики создали алгебру и стали широко использовать цифры, изобретённые в Индии, но известные нам как арабские. Арабские астрономы, пользуясь сложными вычислениями и точными инструментами, определяли окружность Земли, описывали положение звёзд на небе.
В области медицины особенно прославился живший в Средней Азии Ибн Сина (980—1037), известный в Европе как Авиценна. Он свёл воедино опыт античных, индийских и среднеазиатских врачей. Много веков его труд был обязательным руководством для медиков и в арабском мире, и в Европе.
В библиотеке. Миниатюра XIII в. |
Огромен вклад арабов в географию. Неутомимые путешественники, они изъездили мир от Атлантики до Тихого океана и от Африки до Руси (многие сведения о Руси нам известны именно из арабских описаний). Их корабли были надёжны, а карты и навигационные приборы отличались точностью.
Ислам запрещал изображать Бога и поклоняться каким-либо изображениям. Интерьеры мечетей были богато украшены мозаиками, инкрустациями и тончайшей резьбой. Наряду с орнаментами на стенах мечетей было множество надписей (чаще всего изречений из Корана), которые сами выглядят как редкой красоты орнаменты. В каллиграфии — искусстве писать красиво — мусульманский мир не знал себе равных.
Литература и искусство Арабского Халифата
Блестящего расцвета достигла арабская литература, создававшаяся на арабском, а с X в. — и на персидском языках. Всему миру известен сборник «Тысяча и одна ночь», в который вошли сказки и легенды многих народов. Фундамент культурного расцвета Халифата закладывался в школах, где обучали чтению, письму, счёту, изучали Коран. В X в. в Средней Азии и Иране возникли высшие учебные заведения — медресе, затем распространившиеся по всему арабскому миру.
В странах Халифата велось масштабное строительство. Возводились дворцы, мавзолеи-гробницы, крепости. Но лучшее представление об арабской архитектуре и искусстве дают мусульманские храмы — мечети. Внешне мечеть часто напоминает крепость, её стены нередко почти лишены украшений. Войдя внутрь, верующий попадал во двор с фонтаном для омовений; ко двору примыкал молитвенный зал, в котором обычно было несколько рядов колонн с арками. Святая святых мечети — михраб — ниша в стене, обращённая в сторону Мекки и богато украшенная резьбой или мозаикой.
Быт и развлечения Арабского Халифата
Богатство Халифата, расцвет его экономики создавали новые возможности для повседневной жизни людей, особенно богатых. Развив многие традиции византийского и персидского быта, арабы сумели красиво организовать свой быт и досуг. Процветало производство предметов роскоши: тончайших тканей, стеклянных ваз и кубков.
В искусстве украшать дворцы и разводить сады арабы не знали себе равных. Они любили и умели развлекаться: охотились, пировали, играли в шахматы, слушали музыку. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Игра в шахматы. Миниатюра XIII в. |
Дворец Альгамбра. Гранада. XIV в. (а), мечеть Куббат-ас-Сахра. Иерусалим. VII в. (б) |
Арабы любили книги. Уже в VIII в. они научились у китайцев делать бумагу. Книги стали дешевле и доступнее. При дворах эмиров и халифов создавались огромные библиотеки: у кордовского халифа в X в. насчитывалось более 400 тыс. книг!
Мусульмане восприняли римскую привычку мыться в банях. Там можно было и вымыться, и отдохнуть, и побеседовать с друзьями. Позже привычку ходить в баню переняли у арабов жители Западной Европы.
Арабское застолье отличалось изысканностью. Появились утончённые манеры поведения за столом, правила перемены блюд, мытья рук, пользования зубочистками.
Источник
Исламское искусство
В старой мусульманской притче говорится о том, как художник спросил мудреца Ибн Аббаса: «Могу ли я рисовать животных?» Мудрец ответил: «Можешь, но лиши их головы, чтобы они не походили на живые существа, или старайся, чтобы они напоминали цветы». В Бенгалии и в наши дни можно увидеть исключительной красоты надписи на стенах мечетей или на посуде.
В арабских странах Ближнего Востока, Северной Африки и в Испании, как и во всем мусульманском мире, строились мечети – здания для молитвы. Образцом для мечети вослужил дом основателя ислама Пророка Мухаммада. Его дом имел двор, в глубине которого был устроен навес на столбах, сделанных из стволов пальм. Старинные мечети Багдада, Дамаска и Каира также имеют огромные прямоугольные или квадратные в плане дворы, окруженные со всех четырех сторон аркадами, которые опираются на каменные, чаще всего мраморные, колонны, расположенные в несколько рядов. В мечетях Северной Африки и Испании множество стоящих рядом колонн образуют огромные молитвенные залы. Особенно величественны построенная в VII–IX веках мечеть в Кайруане в Тунисе и мечеть в Кордове (Испания), воздвигнутые в VIII – Х веках.
Воздействие красоты архитектуры арабских мечетей особенно ощутимо в молитвенных залах, где бесконечное количество колонн напоминает густо разросшийся лес. В мечети Кордовы на колонны опираются два яруса арок, выложенных клинчатой кладкой из белого и красного камня. Уходящие во все стороны ряды колонн и оживленные игрой светотени, причудливо пересекающихся между собой разноцветные арки производят изумительное впечатление.
Пространство зала, в глубине которого мерцают узоры на стенах и роскошное убранство михраба – ниши, указывающей направление к священному городу мусульман Мекке, и максуры – место для халифа, кажется огромным, рождает ощущение бесконечности и необ’ятности. Таинственная красота интерьера контрастирует с внешним видом мечети – гладкими стенами, выходящими на залитые солнцем улицы города. Отличительным признаком снаружи мечети является минарет, который представляет собой многоярусную круглую или квадратную в плане башню порой высотой несколько десятков метров. С этой башни муэдзин прозывает мусульман к молитве. Оригинальную конусообразную форму имеет минарет в Самарканде.
Центр Халифата во времена правления династии Аббасидов (750 – 1258 годы) был перемещен в Ирак.
Монументальный стиль искусства Аббасидов окончательно сложился в архитектуре и оформлении постороенного в середине IX века города-резеденции Самарры (ар. «приятная для глаз»), протянувшейся более чем на тридцать километров вдоль берега Тигра. Первый из дворцов города, Джаусак аль-Хакани, занимал территорию, только ширина которой достигала около полутора километров. Во дворце были размещены правительственные, парадные и жилые наземные и подземные (летние) помещения, анфилады дворов, подземные водосборные цистерны, сады с бассейнами, конюшни, казармы. Не превзойденным по размерам считалась кирпичная колонная Большая мечеть Самарры площадью 156х240 метров. От нее сохранились стены, укрепленные бастионами и угловыми башнями и гигантский спиралевидный минарет Мальвия высотой более пятидесяти метров.
Дворцовая живопись Самарры с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, отчасти возрождала традиции искусства древневосточных империй. Рельефы, украшавшие мечети, дворцы и жилые дома Самарры свидетельствовали о том, что в тот период в мусульманском исскустве начал формироваться новый тип орнамента – арабеска, как назвали его европейцы.
В Каире находится прекрасно сохранившаяся мечеть Ибн Тулуна, возведенная в 80-х годах IX столетия.
Мечеть Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) в Иерусалиме является уникальной арабской купольной мечетью. Построена она в VII столетии над скалой. Традиция связывает сооружение Куббат ас-Сахры с важнейшим событием Священной истории ислама – чудесным вневременным ночным путешествием Мухаммада из Мекки в Иерусалим, когда по преданию, со скалы Пророк вознесся на небо и взошел к престолу Бога. Тогда Пророку было дано наставление относительно обязательной ежедневной пятикратной молитвы и показаны древо, венчающее мир, небесная Кааба, Рай и Ад. Здание спланировано в виде двух обходов вокруг священной скалы, над которой возведен высокий полусферический купол. Выдающимся памятником арабской архитектуры является Большая мечеть в Дамаске, перестроенная в начале VIII века из византийской базилики. Большой двусветный молитвенный зал, а также превосходная мозаика, изображающая пейзаж и архитекурные сооружения, расположенные вдоль реки, производят величественное впечатление.
Значительными памятниками ранней арабской архитектуры в Каире являются так же построенная в X веке мечеть аль-Азхар. Хорошо сохранились древние ворота Каира, сооруженные в XI веке в городской каменной стене.
Ислам запрещает изображать живые существа. Поэтому в искусстве, связанном с исламом (в убранстве культовых зданий и в украшении Корана, за редким исключением преобладает декоративный орнамент из геометрических и стилизованных растений, а также арабские надписи. В странах Ближнего и Среднего Востока получила распространение арабеска, представляющая собой характерный для средневековья декоративный орнамент в виде сложноплетеного, подобно кружеву, узора, который позволяет заполнять плоскости разного очертания и любой кривизны. Арабеска применялась для украшений и больших архитектурных плоскостей, и бытовых предметов.
При постройке светских зданий, например, дворцов халифа и домов богатых арабов, в их декоративном убранстве применялись арабески и надписи, которые выполняли резьбой по камню или искусственному мрамору – стуку. Такие арабески и надписи часто выкладывали из глазурованных кирпичиков или окрашивали яркими красками.
Дворец Альгамбра, построенный на окраине города Гранада в Испании в XIII–XIV веках, являлся укрепленной резиденцией гранадских эмиров. Он отличается особой красотой декоративного убранства. Это уникальный памятник искусства и вместе с тем типичный образец мусульманской «скрытой архитектуры». Массивные стены крепости, ее башни и ворота с бастионами, ловушками и потайными входами скрывают и защищают дворец, роскошный и удобный для жизни. В основе композиции дворцового ансамбля лежит система дворов, расположенных на разных уровнях. Изысканно строгий Дворик миртов с прямоугольным бассейном, обсаженный апельсиновыми деревьями и миртами с грациозными портиками на торцах был центром Дворца приемов. Под прямым углом к нему примыкает дворец с залами, утонченное убранство которых создает атмосферы роскоши и покоя. В центре дворца находится покоряющий соразмерностью с красотой форм Дворик львов с фонтаном, окруженным двенадцатью фигурами каменных львов.
Архитектура Альгамбры гармонична и возвышенна. Вознесенные на тонких, будто стебли тростника, мраморных колоннах, разнообразные по форме арки, словно парят, отделяя залитые солнцем дворики от затененных галерей, охраняющих прохладу и полумрак молитвенного зала или дворцового покоя. Необычайно изысканно убранство жилой части дворца. На изразцовых цоколях сверкают красками геометрические орнаменты. Густо-коричневое кружево карнизов и изумрудно-зеленые черепичные кровли завершают убранство здания.
Богатством орнаментального убранства поражали современников также дворцы в Марракеше, Микнесе и др.
Несмотря на запреты ислама светские постройки нередко украшались изображением людей и животных.
Во времена первых арабских завоеваний и во времена правления династии Омейядов (661 – 750 годы), столицей которой был древний Дамаск (Сирия), новые поселения возникали вдали от столицы, на путях продвижения военных отрядов. Города Куфа и Басра на юге и Мосул на севере Ирака, Фустат в Египте и Кайруан в Тунисе скорее напоминали укрепленные военные лагери. Для защиты и расширения границ мусульманского мира на его окраинах сооружались крепости – рибаты, обители благочестивых воинов, борцов за веру.
В сельских районах Сирии и Палестины Омейяды строили свои поместья. С запустением этих мест они превратились в «замки пустыни». Самыми знаменитыми из них были Кусейр-Амра (10-е годы VIII века), Мшатта (первая половина VIII века) в Иордании и Хирбет аль-Мафджар (40-е годы VIII века в Израиле, Каср аль-Хайр аш– Шарки (30-е годы VIII века) в Сирии. Замки были украшены орнаментальными и сюжетными росписями, мозаиками, рельефами из камня и стука (искусственного мрамора). Эти замки в тунисских городах Сус и Монастир были сложены из тесаного камня. Внешние стены с башнями-бастионами и единственным входом в центре главного фасада образовывали в плане квадрат. Все помещения выходили на мощеный внутренний двор.
Возведение мечетей и других культовых строений Халифата Омейядов в Сирии и Палестине началось, когда в Иерусалиме воздвигли знаменитую Куббат ас-Сахру (Купол Скалы) – третью по значению после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине святыню мусульман.
Арабская книжная миниатюра также представляет собой большую художественную ценность. С особой любовью художники в Багдаде и других городах иллюстрировали популярные в то время рассказы – макамы, повествующие о различных приключениях энергичных и предприимчивых народных героев.
Красочные миниатюры XII–XIV веков примитивным, но выразительным языком рассказывают о жизни старинных арабских городов и селений. В эти же времена славились художественные изделия из металла, которые выполняли мастера иракского города Мосула. На поверхность кувшинов, чаш, блюд они наносили язящную сетку орнамента, а также изображения людей и животных, а порой и целые сцены придворного быта, приемов, охоты. На светлой поверхности бронзы рисунок выделяется не только чеканкой, но и тончайшей инкрустацией серебром, темной медью, иногда золотом. Богатством узора славились красочные арабские ткани, поливная керамика, художественные изделия из горного хрусталя и стекла, резьба по кости, дереву, а также предметы ювелирного искусства. Во времена средневековья арабские художественные изделия вместе с другими товарами попадали во многие страны Африки, Азии и Европы.
Большое влияние религия ислама оказала на искусство Ирана и Афганистана, Средней Азии и Азербайджана. Так, материалом для построек в Иране и Афганистане служил кирпич, что обусловило характер конструкций опор и перекрытий. Мечети, медресе, мавзолеи над могилами почитаемых мусульман выделялись среди городской застройки куполами и высокими входными порталами. Начиная с XIV века монументальная архитекутура Ирана и Афганистана становится многоцветной. Поверхность стен, куполов, порталов и минаретов покрывают облицовкой из ярких, сверкающих на солнце разноветных изразцов. Зодчие и художники Среднего Востока проявили огромную изобретательность в создании архитектурного узора. Он то предстает в виде кажущейся ажурной арабески, вырезанной на терракотовых или мраморных плитках, то искрится глазурью кирпичиков, составляющих огромные белые или бирюзовые буквы на терракотовой глади стены, то напоминает ковер, виртуозно сотканный из мельчайших кусочков разноцветной керамической мозаики или расписных изразцов. До сих пор монументальные красочные здания средневековья возвышаются над современными жилыми домами и служат украшением в старинных городах.
Настоящими жемчужинами средневекового искусства Ирана и Афганистана являются книжные миниатюры. Самая старая среди сохранившихся рукописей, украшенных рисунками, называется «Книга изображений неподвижных звезд» (начало XI века, юг Ирана). Но более значительные произведения миниатюрстов относятся к XIV веку и более поздним временам. Художники иллюстрировали сочинения по медицине, географии, истории, а также произведения великих поэтов средневекового Востока – Фирдоуси, Низами, Навои и других. Живопись миниатюр условна. Художник располагал предметы и фигуры в одной плоскости снизу вверх по мере их удаления – так он пытался передать пространство. Главными выразительными средствами восточной миниатюры являются контур и свет. Композиция создавалась на основе тончайшего линейного рисунка и сочетания звучных, чистых по цвету красочных пятен. Декоративность миниатюры обусловило ее стилистическое единство с другими элементами оформления рукописной книги – орнаментом и каллиграфией. Однако миниатюра никогда не растворяется в них. Она всегда изображает реальное событие и передает определенные чувства художника.
В XV–XVIII веках миниатюра достигла своих вершин. Художник Кемаледдин Бехзад, работавший во второй половине XV столетия в придворной мастерской Герата, создал поразительные по красоте и жизненности миниатюры к поэтическому произведению Саади «Бустан», к произведению Шараф ад-Дина «Зафар-наме» и др. В XVI веке выдающиеся художники-миниатюристы работали в Тебризе, Мешхеде, Ширазе, Казвине. В их произведениях повествовательность сочеталась с очень высоким декоративным мастерством. В XVII веке большой известностью пользовались миниатюры художника Реза Аббаси – мастера изящных по рисунку фигурных сцен и портретных изображений, работавший в Исфахане.
Источник