§ 13. Искусство Возрождения в Европе (учебник)
Тема V . КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ в XVI-XVII вв.
§ 1 3 . Искусство Возрождение в Европе
1. Как церковь влияла на развитие культуры в средние?
2. Как изменялись представления о мире в XI-XIII века?
1. Особенности искусства Возрождение
Европейская культура этой эпохи делилась на две большие эпохи — Возрождения и барокко. Колыбелью искусства эпохи Возрождения, или Ренессанса, считается Италия. Именно итальянские мастера вновь открыли искусство Древней Греции и Древнего Рима, откуда и происходит название эпохи. Новое искусство возникло на основе гуманизма. Гуманисты провозглашали высокой стоимостью человека, считали, что она имеет неоспоримое право на свободное развитие и реализацию своих возможностей. Выдающимся мастерам Ренессанса была присуща разносторонность их дарований: они сочетали занятия живописью, архитектурой, скульптурой, литературой, философией с изучением точных наук. Творчество мастеров эпохи Возрождения заложила основы европейской культуры нового времени.
Наивысшего расцвета искусство Возрождения достигло во времена Высокого Возрождения (конец XV — Первые десятилетия XVI века) — «золотого века» итальянской литературы, изобразительного искусства, философии и науки. Это были времена титанов Возрождения, закладывали основы нового понимания мира и места человека в нем. Под влиянием Италии искусство Возрождения распространилось в странах Северной Европы. Здесь на становление новой культуры решающее влияние имела не античное наследие, а христианство.
Сутки возрождения начало существенные сдвиги в мировоззрении людей, их религиозных и политических убеждениях. Началось формирование нового типа человека, который был больше духовно раскрепощенной и уверенной в себе чем раньше. Новые идеи проторили себе путь в борьбе с официальным религиозным учением, готовя переворот в мировоззрении людей, который состоялся 3 года реформации. Именно поэтому этот период называют эпохой Возрождения и Реформации.
2. Леонардо да Винчи (1452-1519) родился во Флоренции. В 14-летнем возрасте он начал учиться живописи. Однако на этом не остановился — на протяжении всей жизни настойчиво изучал различные науки. Пожалуй, нет области человеческих знаний, которой не интересовался бы Леонардо. Он занимался математикой, анатомией, различным отраслям техники, строил летательные аппараты и подводные лодки, в его записях можно найти описания вертолета, парашюта, автомобиля, ядовитых газов, телефона и т.д. Бесконечность его знаний поражала и тогда, и сейчас.
Леонардо-живописец работал очень медленно, постоянно ища, экспериментируя. Живопись была для него средством познания мира. Он всматривался в лица людей, стараясь понять их внутренний мир и перенести в свои картины. Всего он написал около полтора десятка картин, но каждая из них стала непревзойденным произведением высокого искусства.
В одном из своих ранних произведений «Мадонна с цветком» Леонардо отказался от привычного изображения печальной и задумчивой мадонны, изобразил ее жизнерадостной, полной женской красоты. В этой картине он впервые использовал светотени для «оживления» объекта.
В период расцвета своего таланта Леонардо создал фреску на библейскую тему «Тайная вечеря» (1495-1497 гг.) В основе фрески — евангельский сюжет о том, как во время ужина перед казнью Христос сообщил учеников, что один из них предаст его. Выражения лиц учеников Христа полны негодования, удивления, а искаженное ужасом лицо Иуды переданы с поразительной глубиной реализма.
Одним из известных произведений Леонардо стал портрет Моны Лизы, женщины купца дель Джокондо. Это произведение считают первым в западноевропейском живописи психологическим портретом. Живописец сумел сосредоточить внимание зрителя не на внешней привлекательности Моны Лизы, а на ее внутреннем мире. Вглядываясь в ее немолодое лицо, чувствуешь свободу и интеллект, кажется, не ее рассматривает зритель, а она с едва скрытой улыбкой следит за ним. Сейчас эта картина находится в парижском музее Лувре. В эту картину влюблялись, ее ненавидели, через нее кончали жизнь самоубийством, но окончательно понять и разгадать ее тайну так и не смогли.
Леонардо имел гордый и независимый характер. Протяжении всей жизни скитался, не желая служить никому, и умер на чужбине, во Франции 2 мая 1519
3 . Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Если Леонардо имел нрав мыслителя, то Микеланджело — Вечного бунтовщика. Он постоянно боролся против зависти, непонимания, даже против самого себя, и доказал, что человек может сделать невозможное течение своей короткой жизни.
Микеланджело сделал предметом своих произведений человека. Ни один пейзаж не интересовал мастера — только изображения прекрасного человеческого тела. В своем величественном мраморном «Давиде» пятиметровой высоты он вопреки библейскому мифу, изобразил не мальчика, а цветущего юноши, полного титанической силы. Эта статуя стала одновременно и символом возврата античной красоты к искусству, и идеалом нового человека, воплощением непоколебимой воли и могущества.
Работая над росписью плафона Сикстинской капеллы, Микеланджело один из 1508 по 1512 расписал 600 кв. м потолка на высоте 18 метров сюжетами из библейских мифов. Однако его композиции далеки от традиционного религиозного содержания, они звучат гимном человеческой величии и красоте.
Такую же силу и вдохновения вложил он в исполнение фигуры Моисея для могилы папы Юлия II. В трактовке Микеланджело Моисей — это могущественный вождь, которого в те времена так не хватало раздробленной Италии.
Микеланджело был самым независимым из всех художников итальянского Возрождения. По просьбе папы римского сделать его огромную статую ответил в письме: «О том, что делать, или не делать . позвольте решать тому, кто к этому причастен «.
Микеланджело поднес искусство скульптуры на новый уровень. Когда, рассматривая античную статую, он сказал, что ее автор «. знал больше, чем сама природа». Эти слова с полным основанием можно отнести и к самому Микеланджело.
4 . Рафаэль Санти(1483-1520). Его называли светлым гением итальянского Возрождения, смог соединить дух античности с духом христианства. За свою короткую жизнь Рафаэль сумел сделать очень много как художник. В своих произведениях он воссоздал тончайшие оттенки человеческих чувств, духовную и физическую красоту персонажей. Этот новый идеал человека он утверждал прежде всего в портретах и многочисленных изображениях Мадонны. Вершиной творчества Рафаэля считают созданную 1513 «Сикстинскую мадонну». Интересна композиция картины: раскрывается занавес, и мы видим женщину, которая держит перед собой ребенка; женщина одновременно и отдает свою ребенка, и хочет удержать ее, в ее взгляде — печаль, тревога за судьбу ребенка, которого она жертвует во имя спасения человечества. Мы видим не просто Мадонну, а женщину, мать, страдающая, как и каждый человек. В создании обобщенного образа идеального человека — главный смысл творчества Рафаэля.
5 . Тициан Вечеллио(1477-1576) был известным итальянским художником венецианской школы. Многие внимания Тициан уделял библейским сюжетам («Христос и Магдалена», «Положение во гроб «). Его образы полны внутреннего покоя, красоты, излучают внутренний свет.
Непревзойденных высот достиг Тициан в искусстве портрета. Ему везло воспроизводить разные, иногда противоречивые, черты характера героев: величие, скупость, подозрительность, лицемерие, хитрость и т.п. Художник открывал в своих героях то, что они пытались скрыть, и, находил неповторимые, едва заметные средства, чтобы это передать. Его портретам всегда была присуща особенность — доминирующий цвет, что повторялся в оттенках. Самые известные из числа портретов Тициана — «Ипполито Медичи «,» Карл V «. Особенно интересен портрет «Папы Павла III с племянниками», в котором автор сумел показать столкновение трех разных характеров, ни один из которых не желает примириться с другим. Творчество Тициана оказывала большое влияние на художников других стран — Рубенса, Веласкеса, Рембрандта и др.
Выдающиеся мастера итальянского Высокого Возрождение своим творчеством утвердили в обществе новые идеалы, новые взгляды на человека и его место в окружающем мире.
6. Северное Возрождение.
Северным Возрождением называют культуру Ренессанса в странах, расположенный к северу от Италии: в Германии, Нидерландах, Франции и Англии. В этих странах культура Возрождения имела не такое поширенння как в Италии. Но й здесь были творцы мировых шедевров. Северное Возрождение в отличие от итальянского вдохновение черпал не только в античности, но и в готике и трудах средневековых богословов.
Самым выдающимся мыслителем Северного Возрождения был Эразм Роттердамский, которого называли «королем гуманистов».
В искусстве Северного Возрождения ведущая роль принадлежала живописи. Уже в Х V ст. достигает расцвета искусство Нидерландов, а конец Х V — Первая половина Х V I в. — Это «золотой век» немецкого живописи. Среди лучших мастеров выделяются — Лукас Кранах Старший, Который написал известный портрет Лютера, а также Ханс Хольбейн Младший, Который стал придворным мастером английских королей и достиг совершенства в создании портретов. Удивительное сочетание мира открывают картины художника Янна ван эйнаим, Работавший в первой половине Х V ст. В своих портретах он старался не идеал и чистую правду. Поэтому людей, которых он изображал есть некрасивыми. Даже Богородица на его картинах лишена правильный рис. Ее лицо скорее миловидное, чем красивое. Достижением мастера стало точная окружающих вещей, которые сеяли, переливались, были естественными. Это удалось благодаря изобретению нидерландскими художниками рецепта масляных красок, которыми пользовались и итальянские мастера.
Выдающимися произведениями Северного Возрождения есть картины Питера Брейгеля Старшего. На его картинах красивое существует наряду с безобразным, родисть с трагедией. Его картины отражают реалии того времени. Одни названия говорят сами за себя: «Триуф смерти», Танец под виселицею «,» Слепые «,» Калеки «. Своими произведениями северные мастера пытались показать изнанку жизни — неуверенность в будущем, страх, рушнення привычного образа жизни.
Центральное место немецкого искусства Возрождения занимает Альбрехт Дюрер (1471-1528). В его творчества отражено драматические события истории Германии того времени. Дюрер отличался характерной для мастеров Возрождения разнообразием вкусов: он интересовался анатомией, математикой, инженерным делом, живописью и изготовлением гравюр.
Дюрер в 13-летнем возрасте сделал первый автопортрет, а с 15 лет увлекся живописью. Написал много портретов своих современников — тех, кто жил и действовал в те бурные годы в Германии. Особого мастерства Дюрер достиг в искусстве гравюры, создав более 200 произведений. Используя известные библейские сюжеты, он вкладывал в них новое содержание. Известная серия гравюр «Апокалипсис», где под видом древнего Вавилона, что навлек на себя Божью кару, художник изобразил папский Рим. Дюрер благосклонно относился к Реформации, развернувшейся в Германии, поддерживал требования повстанцев в Крестьянской войне. Глубоко возмущен расправой над ними после подавление войны, художник разработал эскиз памятника повстанцам. Главным в нем было изображение крестьянина, пораженного мечом в спину, что подчеркивало никчемный характер подавления восстания.
Одним из лучших произведений А. Дюрера считают гравюру «Святой Иероним». Мастер сумел с необычайным мастерством изобразить святого, погруженного в чтение книги, с лицом, озаренным спокойной мудростью пожилого человека. Рядом с Иеронимом сидят собака и лев — верные друзья святого, символизирующие покорения ума всех тварей. В образе Иеронима художник прославил человеческую мудрость, надежде на то, что она поможет изменить этот мир.
Таким образом, Северное Возрождение, которое моложе итальянского на сто лет, занималось проблемами окружающего мира, условиями повседневной жизни человека, страхом перед изменениями. Итальянские мастера видели в человеке возвышенное, героическое, надеялись на освобождения и раскрепощения человека в будущем.
Документы. Факты. Комментарии
Из записей Леонардо да Винчи
«Мои предметы родились из простого и чистого опыта, который является настоящим учителем «.
«Все наше познание начинается с ощущений. Если прибор, сделанный винтом, сделано хорошо. и быстро приводится в вращения, — назван винт вкручивается в воздух и поднимается вверх «.
«[Если] у человека есть шатер из прокрохмаленого полотна шириной в 12 локтей и высотой в 12 локтей, она может бросаться без опасности для себя с любой высоты «.
«Сделай стекла для глаз, чтобы видеть Луну большим «.
«Я не пишу о своем средство оставаться под водой столько времени, сколько можно оставаться без пищи. Этого не обнародую и не объявляю я через лихую породу людей, это средство использовали бы для убийств дне морей, проламывая дно кораблей и топя их вместе с людьми «.
«Люди будут разговаривать друг с другом с самых отдаленных стран и друг другу соответствовать «.
1. Как Леонардо да Винчи объясняет появление своих открытий?
2. Которые изобретения буду предсказал Леонардо да Винчи?
Вопросы и задачи
1. Что такое культура Возрождения? Какие черты ей присущи?
2. Расскажите, что вы знаете о творчестве Леонардо да Винчи.
3. Какие черты присущи творчеству Микеланджело?
4. Каким был вклад в развитие культуры Высокого Возрождения Рафаэля Санти?
5. Расскажите, благодаря чему Тициана считают основателем нового направления в искусстве портрета.
6. Что было общего в творчестве великих мастеров итальянского Возрождения?
7. Определите основные идеи и идеалы, присущие итальянскому Возрождению.
8. Подготовьте, используя дополнительную литературу, рассказ об одном из мастеров Возрождение или о его произведении.
9. Назовите ведущих мастеров Северного Возрождения.
10. Какие особенности творчества Альбрехта Дюрера?
Источник
Тема 4. Искусство Возрождения в Центральной Европе.
Тема 1. Введение в изучение истории искусств.
Основные виды и жанры изобразительного искусства. Понятие стиля. Периодизация. Художественный анализ произведений искусства, его метод и значение.
Тема 2. Искусство первобытного общества.
Происхождение искусства. Периодизация. Росписи, круглая и мелкая пластика, украшение предметов быта и утвари. Зарождение архитектуры. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи.
Тема 3.Искусство Древнего Египта.
Периодизация культуры Древнего Египта. Религиозно-мифологические представления. Архитектура гробниц. Мастаба и пирамиды, их эволюция. Храмовое строительство. Объемно – пространственная композиция и оформление храмов. Сложение изобразительного канона. Росписи и рельефы. Формирование скульптурного портрета, основные типы портретных статуй. Прикладное искусство.
Тема 4.Искусство Передней Азии.
Культура народов Междуречья. Древние государства (Ассирия, Вавилон, Шумер и др.). Крепостной и дворцовый характер архитектуры. Зиккурат и другие типы храмов. Росписи и рельефы. Культовые и портретные статуи.
Тема 5. Искусство Эгейского мира.
Районы распространения и периодизация Эгейской культуры. Архитектура. Ансамбль Кносского дворца. Дворец и крепость в Тиринфе и Микенах. Мегарон. Техника и сюжеты живописи. Керамика.
Тема 6. Искусство Древней Греции.
Периодизация искусства античного мира. Древнегреческая мифология и религия. Архитектура храмов, их типология, ордерная система. Ансамбль Афинского Акрополя. Скульптурное убранство храмов и развитие круглой скульптуры как самостоятельного вида. Эволюция скульптуры от архаики до эпохи эллинизма. Творчество выдающихся мастеров (Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас и др.). Живопись и прикладное искусство. Греческая керамика: типология, росписи сосудов и их стили.
Тема 7. Искусство Древнего Рима.
Периодизация истории Древнего Рима. Искусство Этрурии. Этрусский храм. Особенности архитектурного ордера. Гробницы. Инженерные сооружения. Типология архитектурных сооружений периода Республики. Общественные здания. Римский форум. Храмы. Зрелищные сооружения. Жилые дома и виллы. Мемориальные сооружения. Градостроительство: Рим, Помпеи. Развитие римского скульптурного портрета. Эллинистическое влияние на искусство республиканского Рима. Монументальная архитектура времен Римской империи. Императорские форумы. Триумфальные сооружения (арки, колонны). Гробницы. Храмы и их типология в Римской империи. Зрелищные объекты: амфитеатр, цирк. Термы. Росписи в интерьере, их стили. Декоративно-прикладное искусство.
Раздел 2. Искусство Средних веков.
Тема 1. Раннехристианское искусство.
Происхождение христианства и его утверждение в качестве государственной религии. Катакомбы, их росписи. Базилика как основной тип христианского храма на Западе. Объемно – планировочная композиция, оформление интерьера (на примерах Рима и Равенны).
Тема 2. Искусство Византии.
Основные периоды истории Византии. Церковные здания. София Константинопольская. Крестовокупольный тип храма. Мозаики и фрески. Иконопись. Разработка христианской иконографии. Прикладное искусство.
Тема 3. Искусство раннего средневековья.
«Меровингский» период. Пережитки языческой мифологии. Культурные традиции варваров и их отражение в искусстве. Ювелирное дело. Резьба по камню и дереву (Скандинавия). Книжная миниатюра. «Каролингский» период: попытки возрождения античности в архитектуре и скульптуре.
Тема 4. Романское искусство.
Формирование общеевропейского художественного стиля. Тип романского храма и особенности его композиции в различных странах и региональных школах (Франция, Германия, Италия). Скульптура и росписи романского храма. Связь убранства с архитектурой.
Тема 5. Готическое искусство.
Возникновение термина «готика». Хронологические рамки.Конструкция готического храма. Его специфика и эволюция по странам (Франция, Англия, Германия, Италия). Синтез искусств в готическом соборе. Роль витражей. Скульптурное убранство. Гражданское строительство. Ратуши и палаццо. Феодальные замки. Интерьер и его убранство: камины, мебель, ткани и тд.
Тема 6. Искусство Древней Руси.
Киевская Русь. Принятие христианства. Византийский крестовокупольный тип храма. София Киевская, ее архитектура и мозаики. Архитектура Новгорода XI-XII вв.
Владимиро- Суздальская Русь. Своеобразие местной школы зодчества (церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор). Скульптурное убранство храмов.
Период татаро-монгольского ига. Архитектура Новгорода конца XIII-XV вв. (церкви Федора Стратилата, Спаса на Ильине).
Строительство Московского Кремля: Успенский, Благовещанский, Архангельский соборы, Колокольня Ивана Великого.
Древнерусская монументальная живопись XII-XV вв. Система храмовых росписей. Фрески Новгорода (Нередица, Феофан Грек и его школа) и ранней Москвы (Андрей Рублев). Росписи Дионисия в Феропонтовом монастыре.
Древнерусская иконопись XII-XV вв. Общая характеристика. Иконостас.
Деревянные храмы Древней Руси, их конструкция и типология (клетские, шатровые и др.).
Архитектура и живопись Московского государства XVI в. Шатровые и столпообразные храмы (Коломенское, Дьяково). Собор Василия Блаженного. Фрески и иконы.
Раздел 3. Искусство эпохи Возрождения.
Тема 1. Проторенессанс.
Итальянский Ренессанс, его происхождение и периодизация. Отход от принципов готического искусства, обращение к античности. Живопись Джотто. Композиционное, колористическое и пространственное решение. Значение реформы Джотто. Скульптура Н.Пизано.
Тема 2. Раннее Возрождение.
Роль Флоренции в искусстве и общественной жизни Италии 15 в. Преодоление готических традиций в архитектуре, новые методы организации строительства. Ф. Брунеллески – первый архитектор Возрождения. Работа по возведению купола собора Санта Мария дель Фьоре. Воспитательный дом во Флоренции. Ордер в постройках Брунеллески, логика конструктивных построений.
Л. – Б. Альберти – ведущий теоретик архитектуры раннего Возрождения, «Десять книг о зодчестве», учение о перспективе.
Скульптура. Творчество Донателло, Гиберти, Верроккьо.
Живопись. Мазаччо – основоположник живописи Возрождения. Пьеро делла Франческо – выдающийся мастер светоносной живописи и колорита. А. Мантенья – разработка проблем построения композиции, ракурс как основа динамичных композиций, портрет в творчестве художника. С. Боттичелли – попытка соединить готику и современность.
Тема 3. Искусство Высокого Возрождения.
Выдвижение школ Рима и Венеции.
Архитектура. Д.Браманте – классик архитектуры Возрождения. Постройки в Милане. Римский период. Темпьетто – архитектурный манифест Браманте, проект собора св. Петра в Ватикане, дворцы Ватикана.
Микеланджело – архитектор. Постройки во Флоренции. Римский период, роль крупного масштаба большого ордера в его работах. Собор Св. Петра, ансамбль Капитолийского холма. Элементы барокко в архитектуре Микеланджело.
Живопись. Леонардо да Винчи. Роль науки в развитии искусства, искусство как часть научного познания, роль эксперимента в искусстве. Рафаэль Санти — основатель классической римской школы живописи. Живопись и скульптура Микеланджело.
Возрождение в Венеции. Архитектура, изобразительное искусство. Творчество Джорджоне и Тициана.
Позднее венецианское Возрождение. Творчество Веронезе и Тинторетто.
Декоративно-прикладное искусство и интерьер.
Тема 4. Искусство Возрождения в Центральной Европе.
Зарождение национальных особенностей в культуре стран Центральной Европы. Основные отличия Северного Возрождения и итальянского. Развитие станковой живописи. Крупнейшие художники Нидерландов (Ван Эйки, Босх, Брейгель) и Германии (Дюрер, Грюневальд, Кранах). Королевские замки Франции. Прикладное искусство.
3. Распределение часов дисциплины по темам и видам учебных занятий
Источник