Тема 13. Искусствоведческие экскурсии
Одним из действенных видов пропаганды искусства являются искусствоведческие экскурсии. Они воспитывают чувство прекрасного, развивают художественный вкус, помогают изучению истории культуры, а также современной действительности и ее отражения в произведениях искусства.
Экскурсии по искусствоведческой тематике разнообразны. В основу их классификации положены различные виды искусства: музыка, кино, театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Подразделяются искусствоведческие экскурсии на две группы: первая — театрально-музыкальные экскурсии, вторая — экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительного искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство). В каждой группе экскурсии могут быть обзорными («Самара театральная»); тематическими, например посвященными жизни и творчеству деятеля искусства («Шостакович в Куйбышеве»), или конкретному театру, филармонии, консерватории («Самарский театр оперы и балета»), или одному из видов искусства в определенный период времени («Самарские художники конца XX в.»).
Театрально-музыкальные экскурсии призваны раскрыть творческий образ театрального или музыкального деятеля. Объектами показа в этих экскурсиях являются театры, консерватории, концертные залы, жилые и общественные здания, улицы, бульвары, парки, дворцы, усадьбы, музеи-квартиры и мемориальные музеи, где жили и творили выдающиеся деятели искусства. Однако все эти объекты — вспомогательные средства для раскрытия основной темы экскурсии и при их анализе не следует акцентировать внимание экскурсантов на их исторической и архитектурной ценности. В центре внимания экскурсии должны быть образ деятеля искусства, анализ его творчества и характеристика той творческой среды, в которой формировались его личность, взгляды, идейно-политические позиции и создавались выдающиеся произведения. В экскурсиях необходимо отразить вклад его творчества в развитие национального искусства и место в мировой театральной или музыкальной культуре. Важно также осветить общественную деятельность представителя искусства как педагога, пропагандиста, критика.
В театрально-музыкальные экскурсии включается посещение музея, где наряду с осмотром экспонатов можно прослушать пластинку или магнитофонную запись произведений, написанных композитором, исполненных певцом, актером. Каждый музыкальный отрывок должен сопровождаться комментариями экскурсовода. На загородных экскурсиях фрагменты музыкальных произведений могут прослушиваться в магнитофонной записи по ходу рассказа.
К театрально-музыкальным относятся также экскурсии, знакомящие с определенным культурно-просветительным учреждением: театром, консерваторией и т. д. Эти экскурсии знакомят с историей развития театрально-музыкального искусства в крае, городе. В них следует подчеркивать идейную направленность лучших спектаклей, их художественное своеобразие, познакомить с творческим составом театра, его актерами, режиссерами. При проведении экскурсии обязательно используется иллюстративный материал (афиши, портреты, фотоснимки сцен из спектаклей), включается осмотр интерьера театра. Более полное представление о театре экскурсанты получают при посещении спектаклей.
В небольших городах, где нет известных театров, объектами искусствоведческих экскурсий могут быть дворцы и дома культуры, народные и молодежные театры. В данном случае рассказывается об истории возникновения, творческом пути коллектива, репертуаре, дружбе с коллективами театров, выступлениях в колхозах, райцентрах и т. д.
В любой искусствоведческой экскурсии должна прослеживаться связь с современностью. В тематических экскурсиях, посвященных деятелям театрально-музыкального искусства прошлого, необходимо показать их роль в развитии современного искусства, познакомить с современной оценкой творчества актера или произведений композитора. В обзорных экскурсиях дается материал по истории развития театрально-музыкального искусства не только до революции, но и в годы Советской власти.
Экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительного искусства, делятся на экскурсии с показом произведений живописи, монументальной скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства.
Экскурсии с показом произведений живописи проводятся по картинным галереям и историко-художественным музеям (в этом случае объектами показа являются сами произведения живописи). Основное содержание таких экскурсий — всесторонний анализ произведений живописи, который должен проводиться на высоком искусствоведческом уровне, глубоко раскрывающем идейное содержание произведения, а также средства его создания. Экскурсии могут рассказывать о жизни художника («Репин на Волге») или о развитии живописи в определенный период («Московские художники-передвижники»). На таких экскурсиях произведения живописи не осматриваются (если есть возможность, включается посещение музея или картинной галереи). Объектами показа являются здания и сооружения, где учились и жили художники, находились их мастерские, места, запечатленные на их полотнах. Если в музее или в картинной галерее невозможно показать полотна художника, то в «портфеле экскурсовода» обязательно должны быть репродукции картин. Без их показа экскурсия не может быть полноценной: экскурсанты не получат представления о своеобразии творчества художника. Подобные экскурсии сходны с театрально-музыкальными.
Экскурсии с показом произведений скульптуры могут быть обзорными, тематическими и знакомящими со скульптурой современных мемориальных комплексов и некрополей.
При показе памятников скульптуры рекомендуется давать характеристику эпохи, в которую они создавались, рассказать об истории их создания. Анализируя скульптуру, необходимо подчеркнуть, насколько удачно и умело скульптор передает в ней идейный замысел, какие нашел убедительные художественные формы и как они воплощены в произведении, раскрыть особенности художественного стиля, назвать размеры скульптуры и из какого материала она выполнена.
При осмотре современных мемориальных комплексов искусствоведческий анализ подчинен раскрытию подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны. В экскурсиях с показом скульптурных памятников-некрополей преобладает искусствоведческий анализ отдельных памятников. Анализ сопровождается рассказом о жизни и деятельности людей, увековеченных в памятниках и монументах.
При показе скульптурных памятников применяется методический прием движения вокруг объекта.
В искусствоведческих экскурсиях наряду с живописью и скульптурой объектами показа являются произведения декоративно-прикладного искусства. Например, в театральных экскурсиях при рассказе о художественных достоинствах интерьеров показываются такие произведения декоративно-прикладного искусства, как мебель, камины, люстры, торшеры и др. Произведения народного творчества, быта, прикладного искусства осматриваются в этнографических музеях, музеях деревянной архитектуры на открытом воздухе (кровати, лавки, столы, кухонная утварь, образцы одежды, вышивок, ткачество, резьба по дереву, обработка металла и т. д.). В таких экскурсиях необходимо раскрывать эволюцию прикладного искусства, давать предметам искусства всесторонний художественный анализ, рассказывать о технике изготовления, мастерах и др. Все предметы народного искусства рекомендуется показывать не изолированно друг от друга, а как часть естественной внутренней или внешней обстановки дома, двора, мастерской.
Одним из видов народного искусства являются произведения народных художественных промыслов. Наиболее известными народными промыслами являются лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстера и др.), производство ковров (Дагестан), камнерезное дело (Урал), художественная вышивка (), кружевоплетение (Вологда, Елец) и др. Экскурсии на народные художественные промыслы в настоящее время получают широкое распространение и признание.
В ходе экскурсий необходимо раскрыть исторические и социально-экономические предпосылки возникновения промысла, рассказать о современном состоянии и перспективах его развития, дать художественный анализ лучших произведений, характеристику художественно-стилевых особенностей его изделий, отметить лучших мастеров, остановиться на технике исполнения произведений, сырьевой базе и т. д.
Методика проведения искусствоведческих экскурсий та же, что и для других экскурсий, однако специфика произведений искусства как экскурсионных объектов обусловливает некоторые особенности их проведения. Любой вид искусства обладает способностью непосредственного идейно-художественного воздействия на слушателей и зрителей. Каким будет это воздействие, как воспримет произведение искусства экскурсант, зависит, с одной стороны, от его подготовленности, возраста, уровня знаний, художественного вкуса, а с другой — от рассказа экскурсовода.
Экскурсоводу следует анализировать произведение искусства таким образом, чтобы экскурсанты восприняли художественный образ как нечто целостное, ибо в художественном образе содержание и форма находятся в неразрывном единстве.
Большое значение в искусствоведческих экскурсиях имеет так называемая культура показа памятника. Здесь все важно: и правильное расположение группы, и положение экскурсовода, и отточенность и четкость его жестов. Экскурсоводу ни в коем случае нельзя стоять спиной к объекту. Недопустимы небрежная манера объяснения, о произведениях искусства нельзя говорить равнодушным, монотонным голосом. Экскурсовод должен обладать безукоризненной речью, хорошо знать специальную терминологию (фреска, темпера, фон, перспектива и т. д.). Однако насыщать экскурсию большим количеством терминов не следует. В рассказе лучше прибегать к описательному методу. Во время показа экскурсовод ни в коем случае не должен дотрагиваться рукой до росписей, фресок. Необходимо предупредить экскурсантов о том, что не нужно подходить близко к фрескам.
В искусствоведческих экскурсиях часто дается анализ произведений древнерусской живописи (фрески, иконы). Экскурсоводу не следует акцентировать внимание экскурсантов на религиозных идеях, увлекаться пересказом сюжетов церковной живописи и тем самым подменять подлинный анализ художественных памятников.
На всех искусствоведческих экскурсиях обязательно должна прозвучать мысль о бережном отношении к произведениям искусства в нашей стране.
Источник
Тема 9. Искусствоведческие экскурсии
Одним из методов популяризации искусства являются искусствоведческие экскурсии разнообразной тематики. Их подразделяют на две группы:
1) художественныеэкскурсии, знакомящие с произведениями изобразительного искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство и др.);
2) театрально-музыкальные экскурсии.
Каждая из них включает обзорные и тематические экскурсии, посвященные жизни и творчеству деятелей искусства или особенностям видов искусства в определенные периоды времени. Объектами показа в этих экскурсиях являются театры, консерватории, жилые и общественные здания, улицы, парки, музеи-квартиры, связанные с жизнью и творчеством выдающихся деятелей искусства.
Большое значение в искусствоведческой экскурсии имеет так называемая культура показа памятника. Общий показ памятника должен быть дополнен его детальным осмотром в непосредственной близости и в различных ракурсах.
Архитектурные сооружения разных эпох и стилей, в ансамбль которых входят памятники искусства, чаще всего являются достопримечательностями того или иного города, выступают в качестве объектов специальных экскурсий на архитектурно-градостроительные темы и имеют большое познавательное значение.
Художественные экскурсии— это показ высокохудожественных произведений изобразительного искусства, сопровождающийся проникновенным повествованием о них и жизненных перипетиях их создателей, что позволяет экскурсоводу обращаться не только к разуму, но и к чувствам экскурсантов.
Объектами искусствоведческих экскурсий являются картины, рисунки, фрески, иконы, панно, витражи, а также различные предметы декоративно-прикладного назначения, изделия народных мастеров. Экскурсия может быть посвящена жизни и творчеству выдающегося художника. В этом случае объектами показа будут напоминающие о нем места, личные вещи мастера, его картины. Главный же компонент экскурсий с показом произведений изобразительного искусства — анализ творчества художника (раскрытие авторского замысла, средств создания художественного образа и т.д.).
Театрально-музыкальные экскурсии имеют свою специфику, так как театр — живое искусство. По» содержанию они могут быть обзорными и тематическими, по месту проведения — городскими, загородными, музейными.
В развитии театральной культуры значительное место занимают театральные музеи, фонды которых раскрывают богатую историю театров. Здесь проводятся различные тематические или обзорные (по всей экспозиции) экскурсии. В обзорных экскурсиях раскрывается творческая история театра. Тематические экскурсии знакомят с творчеством режиссеров, драматургов и др. В число экскурсионных объектов театральной экскурсии входят здания музея или театра и музейные экспонаты. Подготовка театральной экскурсии предполагает глубокие знания по истории театра, литературе, в частности драматургии.
Искусствоведческие экскурсии способствуют воспитанию чувства прекрасного, формируют художественный вкус, что актуально для всех возрастных категорий экскурсантов.
Барановичский регион располагает к подобным экскурсиям. В краеведческом музее Барановичей действует постоянно обновляющаяся выставка картин современных авторов. Популярностью пользуется экскурсия «Нарадзьму У. Галубка», организуемая на станцию Лесная. Здесь проводятся фестивали любительских театров «Гасщны у Галубка». Увековечивая память драматурга, писателя, режиссера и актера, первого народного артиста БССР, одного из основателей белорусского театра, Владислава Голубка, театрально-музыкальные экскурсии развивают чувство прекрасного в человеке, приобщают его к истокам духовной культуры. Организуются экскурсии и в сочетании с творческими вечерами, концертами, «Галубковымд урокам!» в школе.
Тема 10. Литературные экскурсии ^
Литературные экскурсии являются эффективной формой популяризации творчества выдающихся поэтов, прозаиков и драматургов. Они подразделяются на следующие виды:
♦литературно-биографические — по местам жизни и творчества знаменитых прозаиков, поэтов, драматургов;
♦историко-литературные — посвященные ярким периодам в развитии литературы данного края;
♦литературно-художественные — по местам, отраженным в известных произведениях писателей.
Самостоятельной разновидностью литературно-художественной экскурсии являются так называемые поэтико-текстовые. Они отличаются насыщенностью цитатами, пересказом легенд и использованием приемов литературного монтажа.
Литературно-биографические экскурсии строятся по хронологическому принципу; историко-литературные -— по хронолого-тематическому; литературно-художественные и по этико-текстовые — по тематическому. Материал, подбираемый для литературной экскурсии, принято делить на общий и локальный. Во всех экскурсиях на литературные темы широко используются цитаты из литературных произведений.
Особую ценность для литературно-художественных экскурсий представляют произведения с острым, динамичным, четко очерченным, завершенным сюжетом. Экскурсию по ним можно организовать в форме театральной инсценировки или сценической композиции — так называемого «экскурсионного спектакля«. Это наиболее совершенная, эффектная, но и самая сложная форма экскурсий.
Белорусская земля подарила миру много выдающихся писателей, что немаловажно для разработки и внедрения литературных экскурсий. К примеру, в Барановичском регионе популярны следующие экскурсии: «По местам Адама Мицкевича», «Дни поэзии в д. Крошин — на родине Павлюка Багрима», «Яго напевам выпау слауны лес» — о жизни и творчестве поэта В. Тавлая. Подобные литературные экскурсии украсили бы и обогатили и республиканские экскурсионные маршруты.
Экскурсия «Жизненный путь Павлюка Багрима» включает посещение краеведческого музея в Барановичах, экспозиция которого подробно повествует об этом малоизученном поэте из народа (лишь одно его стихотворение дошло до нас).
В музее есть фотографии, в том числе снимок знаменитой люстры, выкованной народным умельцем. По дороге в д. Крошин экскурсантам рассказывают о прошлом белорусской культуры, знакомят с современниками П. Багрима, историей создания Крошинского парка и костела. В д. Крошин их ведут в костел со знаменитой жирандолью, в пейзажный парк — памятник природы XIX в., а также на могилу Павлюка Багрима.
Барановичская земля взрастила талантливого поэта и общественного деятеля Андрея Римшу (около 1550 г.). Основатель жанра панегирической поэзии в белорусской литературе родился в д. Пенчин, служил у князей Радзивиллов, участвовал в военных походах. В 1581 г. издал в стихотворной форме на белорусском языке «Храналопю» и ряд других произведений.
Как уже отмечалось, в д. Полонечка родился известный публицист и государственный деятель Машей Радзивилл. В 1777 г. в гостях у него побывал российский сенатор и знаменитый сатирик Д. Фонвизин, автор комедии «Недоросль». Можно предположить, что хозяин познакомил гостя со своими музыкальными творениями, которые сегодня причисляются к высокохудожественным произведениям всемирной музыкальной культуры.
В д. Ясенец родился последний канцлер Великого княжества Литовского Иоахим Хрептович (1729-1812) — основатель знаменитой библиотеки в Щорсах, создатель Образовательной комиссии — первого в Европе государственного учреждения, систематически занимавшегося народным образованием. Граф скупил несколько тысяч древних книг, которые послужили основой самой крупной в Беларуси того времени библиотеки древностей. Наследники Хрептовича продолжили его начинание, и в середине XIX в. фонды библиотеки составляли свыше 15 ООО старопечатных книг и рукописей, написанных на старобелорусском, старопольском, латыни и других языках. Щорсы были меккой для историков всего мира, приезжавших, чтобы поработать в библиотеке Хрептовичей. После Гражданской войны имущество потомков канцлера было национализировано, ценная коллекция древностей, произведений искусства и фонды библиотеки вывезены в Россию. В настоящее время белорусские сокровища украшают музеи и библиотеки Москвы и Петербурга, часть книг находится в Киеве.
На фронтоне своего дворца Иоахим Хрептович повелел написать на латыни многозначительные слова: «Мир и свобода». Со своими крестьянами Хрептовичи устанавливали новые для XVIII — начала XIX в. отношения.Население в Щорсах превращалось в мелких и средних арендаторов-буржуа и удивляло зажиточностью. Для здешних людей отмена крепостного права в России в 1861 г. прошла незаметно, они практически были свободными уже целый век.
Дворец Хрептович ей, построенный в XVIII в. по проекту итальянца Дж. Сака, в своей архитектуре соединял позднее барокко и ранний классицизм. После Второй мировой войны дворец и конюшни (в XIX в. в Щорсах разводили лошадей племенных пород) были переданы в собственность местному колхозу. Сегодня, увы, архитектурный шедевр превратился в руины, а гордость графов — английский парк с каскадной системой прудов — в дикий лес и болото площадью 40 га. Уцелела лишь православная церковь, построенная в XVIII в. по проекту француза Я. Габриэля.
Отстроить дворец, расчистить парк, возродить коневодство, основать новую библиотеку можно, но для этого нужны инвестиции. Возможно, в проекте согласились бы поучаствовать проживающие в разных уголках мира потомки Хрептовича. Возрождение Щорсов для белорусов — возвращение к истокам. Щорсовские крестьяне могли бы снова стать буржуа, сдавая внаем комнаты небольших отелей, занимаясь продажей сувениров. Перспективная идея — объединить историческое наследие двух соседних регионов — Ба-рановичского и Новогрудского и на этой основе создать экскурсию «Ясенец — Щорсы». Несомненно, что она стала бы столь же популярной, как и экскурсия «Шляхам Адама Мщкевгча».
Много замечательных имен в истории белорусской культуры: люди, чей жизненный и творческий путь интересен и поучителен, формировали белорусское самосознание. Они — наша слава и гордость. По силе воздействия и соприкосновению с историей экскурсии, рассказывающие о них, не уступают любому учебнику.
Тема 11. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы Архитектурно-градостроительные экскурсиивсегда были популярны и неизменно привлекали внимание разных категорий экскурсантов. Среди них выделяют следующие группы:
♦ экскурсии, посвященные творчеству отдельных архитекторов;
♦ экскурсии с посещением памятников архитектуры определенных стилей; ♦ экскурсии, посвященные изучению городской застройки — исторической или современной;
♦ экскурсии по древним городам, городам-заповедникам.
Две последние группы экскурсий наиболее часто проводят в
Барановичском регионе, где в небольших поселках и деревнях (бывших «местечках») сохранилось много памятников архитектуры. Их включают как в тематические экскурсии, так и в обзорные — исторические, литературные и др. Организация и разработка новых экскурсионных маршрутов, объектами которых являются не только градостроительство, но и целый комплекс памятников монументально-изобразительного искусства (скульптура, фрески, мозаика, декоративная роспись, резьба и т.п.), помогают раскрывать целые культурные пласты и традиции в их взаимосвязи. Особенно отчетливо эта взаимосвязь прослеживается на примере культовых сооружений — костелов, соборов, храмов разных конфессий, которыми богата Барановичская земля. Многие из них заслуживают самого пристального внимания экскурсантов, могут и должны быть включены в основные обзорные (исторические) экскурсии по региону.
Западный подрайон республики, к которому относится Барано-вичский регион, изобилует архитектурными памятниками различных стилей: готика, барокко, ренессанс, классицизм и др. Не все они сохранились полностью, некоторые требуют восстановления и реставрации, но даже в таком состоянии они представляют собой интереснейшие экскурсионные объекты. Это святыни, которые хранят многовековую историю народа. В них напоминание о вековом стремлении к земному благополучию — миру, почитанию религиозных, а значит и общечеловеческих, идеалов. В Барановичском регионе переплелись судьбы многих религиозных конфессий. Здесь сохранились христианские костелы и церкви, возрождены униатский собор (в Барановичах) и мусульманская мечеть (в Новогрудке).
Троицкий костел (XV в.) в Ишкольди, костел Преображения Господня (XIX в.) в д. Новая Мышь, церковь Александра Невского (XVIII в.) и костел Сердца Иисуса (XX в.) в д. Столовичи, костел Наисвятейшей Девы Марии (XVII в.) в г.п. Городище, костел Св. Юрия (XVIII в.) в д. Полонечка, Свято-Троицкая церковь (XVIII в.) в д. Вольно — вот только некоторые из памятников, составляющих великое культурное достояние народа. Они принадлежат различным архитектурным стилям — от готики и «виленского барокко» до модерна — и ждут своего включения в экскурсии на самые разные темы. В республике
возможна разработка уникальных экскурсионных маршрутов, например на тему «Абарончае дойлгдства Беларуси’. Войны, проходившие на белорусских землях, принесли значительные разрушения и большие потери для культурного наследия. Вместе с тем они сформировали особенности национальной архитектуры, поэтому многие места республики можно рассматривать в качестве музеев оборонного зодчества под открытым небом, в которых представлены все виды оборонительных сооружений. Среди них: Каменецкая башня «Белая (таких башен-донжонов, являющихся последним бастионом, сохранилось очень мало в Европе), Кревский, Лидский, Новогруд-ский, Мирский замки, более поздний совершенный Несвижский замок и, наконец, мощнейшие оборонительные сооружения — крепости в Бресте и Бобруйске. Уникальными объектами являются церкви-крепости: Сынковичская (XV в.) в Зельвенском районе, церковь в Маломожейкове,костелы в Ишкольди и Камаях. Экскурсии на тему «Абарончае дойладства БеларусГ’ могут стать привлекательными не только для белорусских туристов, но и для гостей страны.
Не менее интересными представляются экскурсии на тему «Городская архитектура» с показом сохранившихся отреставрированных исторических застроек в Гродно, Пинске, Новогрудке,Минске, Бресте, Витебске,Мозыре и т.д. Принятие Закона «Об охране историко-культурного наследия» (1992) положило начало реставрации многих объектов историко-культурного наследия. Среди них: Мирский замок; Софийский собор и братская школа с музеем белорусского книгопечатания в Полоцке; дворцово-парковый ансамбль, Фарный костел Божьего Тела, городская ратуша, Слуцкая брама в Несвиже; замок в Новогрудке (продолжаются реставрационные работы по консервации его руин); Лидский замок. Завершены реставрационные работы Пинского иезуитского коллегиума.
Перспективны разработка и проведение экскурсий на тему «Усадебно-парковые комплексы Беларуси» при условии восстановления старинных парков и усадеб, в большом количестве рассредоточенных по территории нашей страны. Многие из них связаны с именами известных белорусских родов (бывшие имения графа Хрептовича в Щорсах, графа Пусловского в урочище Гудка Слонимского района, усадебно-парковый комплекс «Олынево» в Мядельском районе, усадебный комплекс Радзивиллов в д. Полонечка Барановичского района, бывшее имение Мицкевичей в Заосье и еще целый ряд подобных комплексов). Это интереснейшие объекты показа, которые познакомят экскурсантов с белорусской историей, пейзажной архитектурой, бытом, традициями, именами наших предков, известными всему миру.
Большинство усадеб находятся на территории совхозов, колхозов, других хозяйствующих собственников и нуждаются в проведении срочных реставрационных работ, очистке парков, прудов, для чего необходимы большие финансовые вложения. Особенно перспективным представляется создание на их базе музейно-этнографических комплексов наподобие музея «Дудутки», расположенного неподалеку от бывшего имения Ельских, или Музея народной архитектуры и быта в Строчицах. Такие комплексы, именуемые в Западной Европе скансенами, давно популярны во всем мире.
Дата добавления: 2015-12-07 ; просмотров: 975 | Нарушение авторских прав
Источник