Искусствоведческие экскурсии что это

Тема 13. Искусствоведческие экскурсии

Одним из действенных видов пропаганды искусства являются искусствоведческие экскурсии. Они воспитыва­ют чувство прекрасного, развивают художественный вкус, помогают изучению истории культуры, а также современ­ной действительности и ее отражения в произведениях искусства.

Экскурсии по искусствоведческой тематике разнооб­разны. В основу их классификации положены различные виды искусства: музыка, кино, театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Подразделяются искусствоведческие экскурсии на две группы: первая — театрально-музыкальные экскурсии, вторая — экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительного искус­ства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство). В каждой группе экскурсии могут быть об­зорными («Самара театральная»); тематическими, напри­мер посвященными жизни и творчеству деятеля искусст­ва («Шостакович в Куйбышеве»), или конкретному театру, фи­лармонии, консерватории («Самарский театр оперы и ба­лета»), или одному из видов искусства в определенный период времени («Самарские художники конца XX в.»).

Театрально-музыкальные экскурсии призваны рас­крыть творческий образ театрального или музыкального деятеля. Объектами показа в этих экскурсиях являются театры, консерватории, концертные залы, жилые и обще­ственные здания, улицы, бульвары, парки, дворцы, усадь­бы, музеи-квартиры и мемориальные музеи, где жили и творили выдающиеся деятели искусства. Однако все эти объекты — вспомогательные средства для раскрытия основной темы экскурсии и при их анализе не следует акцентировать внимание экскурсантов на их исторической и архитектурной ценности. В центре внимания экскурсии должны быть образ деятеля искусства, анализ его твор­чества и характеристика той творческой среды, в которой формировались его личность, взгляды, идейно-политиче­ские позиции и создавались выдающиеся произведения. В экскурсиях необходимо отразить вклад его творчества в развитие национального искусства и место в мировой театральной или музыкальной культуре. Важно также осветить общественную деятельность представителя искусства как педагога, пропагандиста, критика.

В театрально-музыкальные экскурсии включается по­сещение музея, где наряду с осмотром экспонатов мож­но прослушать пластинку или магнитофонную запись произведений, написанных композитором, исполненных певцом, актером. Каждый музыкальный отрывок должен сопровождаться комментариями экскурсовода. На заго­родных экскурсиях фрагменты музыкальных произведе­ний могут прослушиваться в магнитофонной записи по ходу рассказа.

Читайте также:  Экскурсии по крышам крышах

К театрально-музыкальным относятся также экскур­сии, знакомящие с определенным культурно-просвети­тельным учреждением: театром, консерваторией и т. д. Эти экскурсии знакомят с историей развития театрально-музыкального искусства в крае, городе. В них следует подчеркивать идейную направленность лучших спектак­лей, их художественное своеобразие, познакомить с твор­ческим составом театра, его актерами, режиссерами. При проведении экскурсии обязательно используется иллюст­ративный материал (афиши, портреты, фотоснимки сцен из спектаклей), включается осмотр интерьера театра. Бо­лее полное представление о театре экскурсанты получают при посещении спектаклей.

В небольших городах, где нет известных театров, объ­ектами искусствоведческих экскурсий могут быть дворцы и дома культуры, народные и молодежные театры. В дан­ном случае рассказывается об истории возникновения, творческом пути коллектива, репертуаре, дружбе с коллективами театров, выступлениях в колхозах, райцентрах и т. д.

В любой искусствоведческой экскурсии должна про­слеживаться связь с современностью. В тематических экскурсиях, посвященных деятелям театрально-музыкаль­ного искусства прошлого, необходимо показать их роль в развитии современного искусства, познакомить с совре­менной оценкой творчества актера или произведений ком­позитора. В обзорных экскурсиях дается материал по истории развития театрально-музыкального искусства не только до революции, но и в годы Советской власти.

Экскурсии, знакомящие с произведениями изобрази­тельного искусства, делятся на экскурсии с показом про­изведений живописи, монументальной скульптуры и про­изведений декоративно-прикладного искусства.

Экскурсии с показом произведений живописи прово­дятся по картинным галереям и историко-художественным музеям (в этом случае объектами показа являются сами произведения живописи). Основное содержание та­ких экскурсий — всесторонний анализ произведений жи­вописи, который должен проводиться на высоком искус­ствоведческом уровне, глубоко раскрывающем идейное содержание произведения, а также средства его созда­ния. Экскурсии могут рассказывать о жизни художника («Репин на Волге») или о развитии живописи в опре­деленный период («Московские художники-передвижни­ки»). На таких экскурсиях произведения живописи не осматриваются (если есть возможность, включается по­сещение музея или картинной галереи). Объектами пока­за являются здания и сооружения, где учились и жили художники, находились их мастерские, места, запечатлен­ные на их полотнах. Если в музее или в картинной гале­рее невозможно показать полотна художника, то в «порт­феле экскурсовода» обязательно должны быть репродук­ции картин. Без их показа экскурсия не может быть пол­ноценной: экскурсанты не получат представления о свое­образии творчества художника. Подобные экскурсии сходны с театрально-музыкальными.

Экскурсии с показом произведений скульптуры могут быть обзорными, тематическими и знакомящими со скульптурой современных мемориальных комплексов и некрополей.

При показе памятников скульптуры рекомендуется да­вать характеристику эпохи, в которую они создавались, рассказать об истории их создания. Анализируя скульп­туру, необходимо подчеркнуть, насколько удачно и умело скульптор передает в ней идейный замысел, какие нашел убедительные художественные формы и как они воплоще­ны в произведении, раскрыть особенности художествен­ного стиля, назвать размеры скульптуры и из какого ма­териала она выполнена.

При осмотре современных мемориальных комплексов искусствоведческий анализ подчинен раскрытию подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны. В экскурсиях с показом скульптурных памятников-некро­полей преобладает искусствоведческий анализ отдельных памятников. Анализ сопровождается рассказом о жизни и деятельности людей, увековеченных в памятниках и мо­нументах.

При показе скульптурных памятников применяется методический прием движения вокруг объекта.

В искусствоведческих экскурсиях наряду с живописью и скульптурой объектами показа являются произведения декоративно-прикладного искусства. Например, в теат­ральных экскурсиях при рассказе о художественных до­стоинствах интерьеров показываются такие произведения декоративно-прикладного искусства, как мебель, камины, люстры, торшеры и др. Произведения народного творче­ства, быта, прикладного искусства осматриваются в этно­графических музеях, музеях деревянной архитектуры на открытом воздухе (кровати, лавки, столы, кухонная утварь, образцы одежды, вышивок, ткачество, резьба по дереву, обработка металла и т. д.). В таких экскурсиях необходимо раскрывать эволюцию прикладного искусст­ва, давать предметам искусства всесторонний художест­венный анализ, рассказывать о технике изготовления, ма­стерах и др. Все предметы народного искусства рекомен­дуется показывать не изолированно друг от друга, а как часть естественной внутренней или внешней обстановки дома, двора, мастерской.

Одним из видов народного искусства являются произ­ведения народных художественных промыслов. Наиболее известными народными промыслами являются лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстера и др.), производ­ство ковров (Дагестан), камнерезное дело (Урал), художественная вышивка (), кружевоплетение (Вологда, Елец) и др. Экскур­сии на народные художественные промыслы в настоящее время получают широкое распространение и признание.

В ходе экскурсий необходимо раскрыть исторические и социально-экономические предпосылки возникновения промысла, рассказать о современном состоянии и пер­спективах его развития, дать художественный анализ луч­ших произведений, характеристику художественно-стиле­вых особенностей его изделий, отметить лучших мастеров, остановиться на технике исполнения произведений, сырье­вой базе и т. д.

Методика проведения искусствоведческих экскурсий та же, что и для других экскурсий, однако специфика про­изведений искусства как экскурсионных объектов обус­ловливает некоторые особенности их проведения. Любой вид искусства обладает способностью непосредственного идейно-художественного воздействия на слушателей и зрителей. Каким будет это воздействие, как воспримет произведение искусства экскурсант, зависит, с одной сто­роны, от его подготовленности, возраста, уровня знаний, художественного вкуса, а с другой — от рассказа экскур­совода.

Экскурсоводу следует анализировать произведение искусства таким образом, чтобы экскурсанты восприняли художественный образ как нечто целостное, ибо в худо­жественном образе содержание и форма находятся в не­разрывном единстве.

Большое значение в искусствоведческих экскурсиях имеет так называемая культура показа памятника. Здесь все важно: и правильное расположение группы, и поло­жение экскурсовода, и отточенность и четкость его же­стов. Экскурсоводу ни в коем случае нельзя стоять спи­ной к объекту. Недопустимы небрежная манера объясне­ния, о произведениях искусства нельзя говорить равнодушным, монотонным голосом. Экскурсовод должен обладать безукоризненной речью, хорошо знать специаль­ную терминологию (фреска, темпера, фон, перспектива и т. д.). Однако насыщать экскурсию большим количеством терминов не следует. В рассказе лучше прибегать к опи­сательному методу. Во время показа экскурсовод ни в коем случае не должен дотрагиваться рукой до росписей, фресок. Необходимо предупредить экскурсантов о том, что не нужно подходить близко к фрескам.

В искусствоведческих экскурсиях часто дается анализ произведений древнерусской живописи (фрески, иконы). Экскурсоводу не следует акцентировать внимание экскурсантов на религиозных идеях, увлекаться пересказом сюжетов церковной живописи и тем самым подменять подлинный анализ художественных памятников.

На всех искусствоведческих экскурсиях обязательно должна прозвучать мысль о бережном отношении к произведениям искусства в нашей стране.

Источник

Тема 9. Искусствоведческие экскурсии

Одним из методов популяризации искусства являются искус­ствоведческие экскурсии разнообразной тематики. Их подразде­ляют на две группы:

1) художественныеэкскурсии, знакомящие с произведениями изобразительного искусства (живопись, скульптура, декоратив­но-прикладное искусство и др.);

2) театрально-музыкальные экскурсии.

Каждая из них включает обзорные и тематические экскурсии, посвященные жизни и творчеству деятелей искусства или осо­бенностям видов искусства в определенные периоды времени. Объектами показа в этих экскурсиях являются театры, консерва­тории, жилые и общественные здания, улицы, парки, музеи-квартиры, связанные с жизнью и творчеством выдающихся дея­телей искусства.

Большое значение в искусствоведческой экскурсии имеет так называемая культура показа памятника. Общий показ памят­ника должен быть дополнен его детальным осмотром в непо­средственной близости и в различных ракурсах.

Архитектурные сооружения разных эпох и стилей, в ансамбль которых входят памятники искусства, чаще всего являются досто­примечательностями того или иного города, выступают в качестве объектов специальных экскурсий на архитектурно-градострои­тельные темы и имеют большое познавательное значение.

Художественные экскурсии— это показ высокохудожест­венных произведений изобразительного искусства, сопровожда­ющийся проникновенным повествованием о них и жизненных перипетиях их создателей, что позволяет экскурсоводу обра­щаться не только к разуму, но и к чувствам экскурсантов.

Объектами искусствоведческих экскурсий являются картины, рисунки, фрески, иконы, панно, витражи, а также различные предметы декоративно-прикладного назначения, изделия народ­ных мастеров. Экскурсия может быть посвящена жизни и твор­честву выдающегося художника. В этом случае объектами показа будут напоминающие о нем места, личные вещи мастера, его кар­тины. Главный же компонент экскурсий с показом произведений изобразительного искусства — анализ творчества художника (раскрытие авторского замысла, средств создания художественно­го образа и т.д.).

Театрально-музыкальные экскурсии имеют свою специфи­ку, так как театр — живое искусство. По» содержанию они могут быть обзорными и тематическими, по месту проведения — город­скими, загородными, музейными.

В развитии театральной культуры значительное место занима­ют театральные музеи, фонды которых раскрывают богатую исто­рию театров. Здесь проводятся различные тематические или об­зорные (по всей экспозиции) экскурсии. В обзорных экскурсиях раскрывается творческая история театра. Тематические экскур­сии знакомят с творчеством режиссеров, драматургов и др. В чис­ло экскурсионных объектов театральной экскурсии входят зда­ния музея или театра и музейные экспонаты. Подготовка теат­ральной экскурсии предполагает глубокие знания по истории те­атра, литературе, в частности драматургии.

Искусствоведческие экскурсии способствуют воспитанию чув­ства прекрасного, формируют художественный вкус, что акту­ально для всех возрастных категорий экскурсантов.

Барановичский регион располагает к подобным экскурсиям. В краеведческом музее Барановичей действует постоянно обнов­ляющаяся выставка картин современных авторов. Популярнос­тью пользуется экскурсия «Нарадзьму У. Галубка», организуемая на станцию Лесная. Здесь проводятся фестивали любительских театров «Гасщны у Галубка». Увековечивая память драматурга, писателя, режиссера и актера, первого народного артиста БССР, одного из основателей белорусского театра, Владислава Голубка, театрально-музыкальные экскурсии развивают чувство прекрас­ного в человеке, приобщают его к истокам духовной культуры. Организуются экскурсии и в сочетании с творческими вечерами, концертами, «Галубковымд урокам!» в школе.

Тема 10. Литературные экскурсии ^

Литературные экскурсии являются эффективной формой по­пуляризации творчества выдающихся поэтов, прозаиков и дра­матургов. Они подразделяются на следующие виды:

♦литературно-биографические — по местам жизни и твор­чества знаменитых прозаиков, поэтов, драматургов;

♦историко-литературные — посвященные ярким перио­дам в развитии литературы данного края;

♦литературно-художественные — по местам, отраженным в известных произведениях писателей.

Самостоятельной разновидностью литературно-художественной экскурсии являются так называемые поэтико-текстовые. Они отличаются насыщенностью цитатами, пересказом легенд и ис­пользованием приемов литературного монтажа.

Литературно-биографические экскурсии строятся по хроноло­гическому принципу; историко-литературные -— по хронолого-тематическому; литературно-художественные и по этико-тек­стовые — по тематическому. Материал, подбираемый для лите­ратурной экскурсии, принято делить на общий и локальный. Во всех экскурсиях на литературные темы широко используются цитаты из литературных произведений.

Особую ценность для литературно-художественных экскур­сий представляют произведения с острым, динамичным, четко очерченным, завершенным сюжетом. Экскурсию по ним можно организовать в форме театральной инсценировки или сценичес­кой композиции — так называемого «экскурсионного спектак­ля«. Это наиболее совершенная, эффектная, но и самая сложная форма экскурсий.

Белорусская земля подарила миру много выдающихся писате­лей, что немаловажно для разработки и внедрения литературных экскурсий. К примеру, в Барановичском регионе популярны сле­дующие экскурсии: «По местам Адама Мицкевича», «Дни поэзии в д. Крошин — на родине Павлюка Багрима», «Яго напевам выпау слауны лес» — о жизни и творчестве поэта В. Тавлая. Подобные литературные экскурсии украсили бы и обогатили и республикан­ские экскурсионные маршруты.

Экскурсия «Жизненный путь Павлюка Багрима» включает посещение краеведческого музея в Барановичах, экспозиция ко­торого подробно повествует об этом малоизученном поэте из на­рода (лишь одно его стихотворение дошло до нас).

В музее есть фотографии, в том числе снимок знаменитой люстры, выкованной народным умельцем. По дороге в д. Крошин экскурсантам рассказывают о прошлом белорусской культуры, знакомят с со­временниками П. Багрима, историей создания Крошинского пар­ка и костела. В д. Крошин их ведут в костел со знаменитой жиран­долью, в пейзажный парк — памятник природы XIX в., а также на могилу Павлюка Багрима.

Барановичская земля взрастила талантливого поэта и общес­твенного деятеля Андрея Римшу (около 1550 г.). Основатель жанра панегирической поэзии в белорусской литературе родил­ся в д. Пенчин, служил у князей Радзивиллов, участвовал в во­енных походах. В 1581 г. издал в стихотворной форме на бело­русском языке «Храналопю» и ряд других произведений.

Как уже отмечалось, в д. Полонечка родился известный публи­цист и государственный деятель Машей Радзивилл. В 1777 г. в гос­тях у него побывал российский сенатор и знаменитый сатирик Д. Фонвизин, автор комедии «Недоросль». Можно предположить, что хозяин познакомил гостя со своими музыкальными творения­ми, которые сегодня причисляются к высокохудожественным про­изведениям всемирной музыкальной культуры.

В д. Ясенец родился последний канцлер Великого княжества Литовского Иоахим Хрептович (1729-1812) — основатель зна­менитой библиотеки в Щорсах, создатель Образовательной ко­миссии — первого в Европе государственного учреждения, систе­матически занимавшегося народным образованием. Граф ску­пил несколько тысяч древних книг, которые послужили основой самой крупной в Беларуси того времени библиотеки древностей. Наследники Хрептовича продолжили его начинание, и в середи­не XIX в. фонды библиотеки составляли свыше 15 ООО старопе­чатных книг и рукописей, написанных на старобелорусском, старопольском, латыни и других языках. Щорсы были меккой для историков всего мира, приезжавших, чтобы поработать в биб­лиотеке Хрептовичей. После Гражданской войны имущество по­томков канцлера было национализировано, ценная коллекция древностей, произведений искусства и фонды библиотеки выве­зены в Россию. В настоящее время белорусские сокровища укра­шают музеи и библиотеки Москвы и Петербурга, часть книг на­ходится в Киеве.

На фронтоне своего дворца Иоахим Хрептович повелел на­писать на латыни многозначительные слова: «Мир и свобода». Со своими крестьянами Хрептовичи устанавливали новые для XVIII — начала XIX в. отношения.Население в Щорсах превра­щалось в мелких и средних арендаторов-буржуа и удивляло зажиточностью. Для здешних людей отмена крепостного права в России в 1861 г. прошла незаметно, они практически были сво­бодными уже целый век.

Дворец Хрептович ей, построенный в XVIII в. по проекту италь­янца Дж. Сака, в своей архитектуре соединял позднее барокко и ранний классицизм. После Второй мировой войны дворец и ко­нюшни (в XIX в. в Щорсах разводили лошадей племенных пород) были переданы в собственность местному колхозу. Сегодня, увы, архитектурный шедевр превратился в руины, а гордость гра­фов — английский парк с каскадной системой прудов — в дикий лес и болото площадью 40 га. Уцелела лишь православная цер­ковь, построенная в XVIII в. по проекту француза Я. Габриэля.

Отстроить дворец, расчистить парк, возродить коневодство, осно­вать новую библиотеку можно, но для этого нужны инвестиции. Возможно, в проекте согласились бы поучаствовать проживающие в разных уголках мира потомки Хрептовича. Возрождение Щорсов для белорусов — возвращение к истокам. Щорсовские крестьяне могли бы снова стать буржуа, сдавая внаем комнаты небольших отелей, занимаясь продажей сувениров. Перспективная идея — объединить историческое наследие двух соседних регионов — Ба-рановичского и Новогрудского и на этой основе создать экскурсию «Ясенец — Щорсы». Несомненно, что она стала бы столь же попу­лярной, как и экскурсия «Шляхам Адама Мщкевгча».

Много замечательных имен в истории белорусской культу­ры: люди, чей жизненный и творческий путь интересен и по­учителен, формировали белорусское самосознание. Они — наша слава и гордость. По силе воздействия и соприкосновению с ис­торией экскурсии, рассказывающие о них, не уступают любому учебнику.

Тема 11. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы Архитектурно-градостроительные экскурсиивсегда были по­пулярны и неизменно привлекали внимание разных категорий экскурсантов. Среди них выделяют следующие группы:

♦ экскурсии, посвященные творчеству отдельных архитекто­ров;

♦ экскурсии с посещением памятников архитектуры определен­ных стилей; ♦ экскурсии, посвященные изучению городской застройки — исторической или современной;

♦ экскурсии по древним городам, городам-заповедникам.

Две последние группы экскурсий наиболее часто проводят в

Барановичском регионе, где в небольших поселках и деревнях (бывших «местечках») сохранилось много памятников архитек­туры. Их включают как в тематические экскурсии, так и в обзор­ные — исторические, литературные и др. Организация и разра­ботка новых экскурсионных маршрутов, объектами которых яв­ляются не только градостроительство, но и целый комплекс па­мятников монументально-изобразительного искусства (скульп­тура, фрески, мозаика, декоративная роспись, резьба и т.п.), по­могают раскрывать целые культурные пласты и традиции в их взаимосвязи. Особенно отчетливо эта взаимосвязь прослежива­ется на примере культовых сооружений — костелов, соборов, храмов разных конфессий, которыми богата Барановичская зем­ля. Многие из них заслуживают самого пристального внимания экскурсантов, могут и должны быть включены в основные обзор­ные (исторические) экскурсии по региону.

Западный подрайон республики, к которому относится Барано-вичский регион, изобилует архитектурными памятниками раз­личных стилей: готика, барокко, ренессанс, классицизм и др. Не все они сохранились полностью, некоторые требуют восстановле­ния и реставрации, но даже в таком состоянии они представляют собой интереснейшие экскурсионные объекты. Это святыни, ко­торые хранят многовековую историю народа. В них напомина­ние о вековом стремлении к земному благополучию — миру, по­читанию религиозных, а значит и общечеловеческих, идеалов. В Барановичском регионе переплелись судьбы многих религиоз­ных конфессий. Здесь сохранились христианские костелы и церкви, возрождены униатский собор (в Барановичах) и мусуль­манская мечеть (в Новогрудке).

Троицкий костел (XV в.) в Ишкольди, костел Преображения Господня (XIX в.) в д. Новая Мышь, церковь Александра Невского (XVIII в.) и костел Сердца Иисуса (XX в.) в д. Столовичи, костел На­исвятейшей Девы Марии (XVII в.) в г.п. Городище, костел Св. Юрия (XVIII в.) в д. Полонечка, Свято-Троицкая церковь (XVIII в.) в д. Вольно — вот только некоторые из памятников, составляющих великое культурное достояние народа. Они принадлежат различ­ным архитектурным стилям — от готики и «виленского барокко» до модерна — и ждут своего включения в экскурсии на самые раз­ные темы. В республике

возможна разработка уникальных экскурсион­ных маршрутов, например на тему «Абарончае дойлгдства Бе­ларуси’. Войны, проходившие на белорусских землях, принесли значительные разрушения и большие потери для культурного наследия. Вместе с тем они сформировали особенности нацио­нальной архитектуры, поэтому многие места республики можно рассматривать в качестве музеев оборонного зодчества под от­крытым небом, в которых представлены все виды оборонитель­ных сооружений. Среди них: Каменецкая башня «Белая (таких башен-донжонов, являющихся последним бастионом, со­хранилось очень мало в Европе), Кревский, Лидский, Новогруд-ский, Мирский замки, более поздний совершенный Несвижский замок и, наконец, мощнейшие оборонительные сооружения — крепости в Бресте и Бобруйске. Уникальными объектами явля­ются церкви-крепости: Сынковичская (XV в.) в Зельвенском районе, церковь в Маломожейкове,костелы в Ишкольди и Камаях. Экскурсии на тему «Абарончае дойладства БеларусГ’ могут стать привлекательными не только для белорусских туристов, но и для гостей страны.

Не менее интересными представляются экскурсии на тему «Городская архитектура» с показом сохранившихся отрестав­рированных исторических застроек в Гродно, Пинске, Новогрудке,Минске, Бресте, Витебске,Мозыре и т.д. Принятие Закона «Об охране историко-культурного наследия» (1992) положило нача­ло реставрации многих объектов историко-культурного насле­дия. Среди них: Мирский замок; Софийский собор и братская школа с музеем белорусского книгопечатания в Полоцке; дворцово-парковый ансамбль, Фарный костел Божьего Тела, город­ская ратуша, Слуцкая брама в Несвиже; замок в Новогрудке (продолжаются реставрационные работы по консервации его ру­ин); Лидский замок. Завершены реставрационные работы Пин­ского иезуитского коллегиума.

Перспективны разработка и проведение экскурсий на тему «Усадебно-парковые комплексы Беларуси» при условии вос­становления старинных парков и усадеб, в большом количест­ве рассредоточенных по территории нашей страны. Многие из них связаны с именами известных белорусских родов (бывшие имения графа Хрептовича в Щорсах, графа Пусловского в уро­чище Гудка Слонимского района, усадебно-парковый ком­плекс «Олынево» в Мядельском районе, усадебный комплекс Радзивиллов в д. Полонечка Барановичского района, бывшее имение Мицкевичей в Заосье и еще целый ряд подобных комплексов). Это интереснейшие объекты показа, которые позна­комят экскурсантов с белорусской историей, пейзажной архи­тектурой, бытом, традициями, именами наших предков, из­вестными всему миру.

Большинство усадеб находятся на территории совхозов, кол­хозов, других хозяйствующих собственников и нуждаются в про­ведении срочных реставрационных работ, очистке парков, пру­дов, для чего необходимы большие финансовые вложения. Осо­бенно перспективным представляется создание на их базе музейно-этнографических комплексов наподобие музея «Дудутки», расположенного неподалеку от бывшего имения Ельских, или Музея народной архитектуры и быта в Строчицах. Такие ком­плексы, именуемые в Западной Европе скансенами, давно попу­лярны во всем мире.

Дата добавления: 2015-12-07 ; просмотров: 975 | Нарушение авторских прав

Источник

Оцените статью