Исо сколько стран входит

Международные стандарты

Международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization) функционирует с 1947 г. Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК. На сегодняшний день в состав ISO входит 162 страны. СССР был одним из основателей организации. Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований. Органами ИСО являются Генеральная Ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат. Высший орган ИСО – Генеральная Ассамблея, представляющая собой, собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

В период между сессиями Генеральной Ассамблеи работой организации руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации. При Совете создано исполнительное бюро, которое руководит техническими комитетами ИСО.

Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов. В рамках ИСО функционирует около 200 технических комитетов.

Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические ТК решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, например, относятся ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные ТК действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). ТК, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

Читайте также:  Причины колониальной экспансии европейских стран какие последствия она имела для стран европы

В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство может быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов ТК.

К началу 2006 г. действовало примерно 14 тысяч международных стандартов ИСО. 75% МС ИСО – основополагающие стандарты и стандарты на методы испытаний.

В практике международной стандартизации основной упор при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, т.е. на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производится и используется продукция. В МС также устанавливаются требования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости. Что касается других требований к качеству конкретной продукции, то их нецелесообразно устанавливать в МС – конкретные нормы качества на конкретную продукцию для разных категорий потребителей регулируются через цену непосредственно в контрактах.

Значительными достижениями ИСО являются разработка международной системы единиц измерения, принятие метрической системы резьбы, системы стандартных размеров и конструкции контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта. В настоящее время особое внимание привлекает работа ТК 176 «Системы обеспечения качества», созданного в 1979 г. В его задачу входят стандартизация и гармонизация основополагающих принципов создания систем обеспечения качества. В 1987 г. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на предприятиях, в 1994 г. – вторая версия, в 2000 г. – третья версия.

Другими органами Совета ИСО являются Техническое бюро и семь комитетов:

  • ПЛАКО (PLACO – Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ISO, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты;
  • КОПОЛКО (COPOLCO – Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др. КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ISO/МЭК по подготовке стандартов безопасности;
  • СТАКО комитет по изучению научных принципов стандартизации;
  • КАСКО (CASCO – Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО – содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ISO и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.;
  • ИНФКО комитет по научно-технической информации, к компетенции ИНФКО относятся: координация и гармонизация деятельности ИСО и членов организации в области информационных услуг, баз данных, маркетинга, продажи стандартов и технических регламентов; консультирование Генеральной Ассамблеи ИСО по разработке политики по гармонизации стандартов и другим указанным выше вопросам; контроль и руководство деятельностью Информационной сети ИСО (ИСОНЕТ);
  • ДЕВКО (DEVCO – Commitete on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения;
  • РЕМКО (REMCO – Committee on reference materials) оказывает методическую помощь ISO путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО – координатор деятельности ISO по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ – Международной организацией законодательной метрологии.

МС ИСО не являются обязательными, т.е. каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять. Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены пользоваться международными стандартами. По оценке заружных специалистов, передовые промышленно развитые страны мира применяют до 80% всего фонда стандартов ИСО. Особенно широко используют стандарты ИСО и других международных организаций страны, экономика которых в большой степени зависит от внешней торговли. Это Нидерланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, у которых доля внешней торговли по отношению к общему объему производства составляет 40-50 процентов. Эти страны стремятся не создавать национальные стандарты в тех областях, в которых действуют соответствующие международные стандарты.

Источник

Национальная библиотека им. Н. Э. Баумана
Bauman National Library

Персональные инструменты

ISO (International Organization for Standardization)

International Organization for Standardization
(Organisation internationale de normalisation)

Международная организация по стандартизации
Общественная организация
Fate разработка международных стандартов
Founded 23 февраля 1947 года
Headquarters Женева, Швейцария, Chemin de Blandonnet 8

ISO (International Organization for Standardization)– независимая неправительственная организация, специализирующаяся на разработке международных стандартов. [Источник 1]

Содержание

Общее описание

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК/IEC) [2] . Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации, ИСО занимается проблемами сертификации. ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. Официальными языками являются: английский, французский и русский.

Членами ISO являются частные и государственные организации по стандартизации со всего мира, действующие на национальном уровне. Поскольку, по правилам ISO, членство в ней может иметь лишь одна организация из одной страны, независимо от формы собственности организации, а представительство в ISO получает обычно самая влиятельная структура в сфере выработки нормативов в том или ином государстве, — то организация-член ISO, фактически, представляет свою страну. О представительстве стран вполне официально говорится во многих публикуемых ISO материалах. Что касается организаций-членов, то здесь основными условиями являются два:

  1. повторимся, одна организация – одна страна;
  2. участвующий в работе ISO орган должен иметь возможность издавать на территории своей страны национальные стандарты.

Впрочем, когда речь заходит об отдельных странах, появляются исключения. Например, Гонконг, который имеет особый статус в составе Китая, представляет одна организация по стандартизации, а сам Китай – совсем другая. Всего, на данный момент, членство в ISO имеют 163 государства, – среди которых почти все сколько-нибудь заметные экономики мира. Одно это – полное представительство заметных игроков на всемирном рынке делает ISO влиятельной организацией. Но есть еще целый ряд важных обстоятельств, которые указывают на это влияние. В частности, ISO пользуется поддержкой ООН (Организация Объединенных Наций) [3] . Связь ISO и ООН оформлена в консультативный статус, который имеет международная организация в Экономическом и социальном совете ООН (ЭКСОС). Консультативный статус дает ISO право готовить для ООН доклады по положению стандартизации в мире, а также, например, подавать жалобы в ООН на нарушение странами-членами Совета Европы прав человека, перечисленных в «Европейской социальной хартии». Здесь, однако, нужно сделать оговорку, что не все страны, входящие в состав Совета Европы ратифицировали соответствующий договор Организации Объединенных Наций. За внедрение стандартов ISO активно ратует и другая влиятельнейшая международная организация – ВТО (Всемирная торговая организация) [4] . [Источник 2]

Состав и члены ISO

Членами ИСО являются представители из 165 стран. Структура насчитывает около 3 368 технических органов, которые занимаются разработкой стандартов. 151 человек работает в Центральном секретариате ИСО (Женева, Швейцария).

Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета — члена ИСО. Всего в составе ИСО более 100 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов, членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 42) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационная структура ISO

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

  1. Генеральная Ассамблея – высший руководящий орган ISO. В сессионных заседаниях участвуют не больше трех делегатов от национальных органов по стандартизации (NSB). Делегаты NSB от государств, имеющих статус члена-корреспондента или члена-абонента, могут присутствовать на совещаниях как наблюдатели.
  2. Совет во главе с Президентом осуществляет руководство деятельностью ISO в межсессионный период. В составе Совета работают должностные лица, председатели комитетов CASCO, COPOLCO, DEVCO и 20 избранных представителей от организаций-членов. Совет назначает Генсекретаря, Казначея, 15 членов Технического бюро управления, председателей трех вышеназванных комитетов, а также принимает решение о годовом бюджете Центрального секретариата.
  3. Техническое бюро управления (TMB)[5] руководит технической работой ISO. Некоторые из его задач включают: учреждение ТК; назначение их председателей; рассмотрение всех вопросов стратегического планирования, координация и мониторинг за ходом проведения работ ТК. TMB отчет о своей работе предоставляет Совету.
  4. Комитет Президента был создан по решению Генассамблии ИСО в 2012г. В Комитет входят должностные лица ИСО (среди них избранные президентом, когда это уместно).
  5. Комитет по оценке соответствия (CASCO)[6] работает по вопросам, связанным с оценкой соответствия. CASCO формирует политику и делает публикации стандартов, связанных с оценкой соответствия, но непосредственно
  6. Комитет по потребительской политике (COPOLCO)[7] осуществляет перечень мероприятий по продвижению и поощрению интересов потребителей относительно стандартов. Комитет принимает решения по наиболее приоритетным областям, делая фокус на привлечении потребителей к разработке стандартов. Эти ключевые области определяются ежегодно. Мнения потребителей принимаются во внимание при разработке стандартов. Стандарты часто определяют характеристики продукта. Если потребители играют активную роль в разработке стандартов, характеристике продукта или услуги, то продукция с большей вероятностью отвечает их потребностям.
  7. Комитет поддержки развивающихся стран (DEVCO)[8] оказывает поддержку в области стандартизации и смежных видов деятельности странам с развивающейся экономикой.

Полномочия Комитета президента заключаются в следующем:

  • осуществлять мониторинг и консультировать Совет по вопросам реализации решений Совета;
  • обеспечивать эффективную связь и координацию между Комитетом по стратегии и политике (CSC/SPC), Постоянным комитетом Совета по финансам (CSC/FIN) и Техническим бюро управления (TMB), между Советом и его Постоянными комитетами;
  • действовать как контактный пункт для связи и координации ИСО с внешними организациями;
  • действовать в качестве номинационного комитета для должностных лиц ИСО, председателей комитетов по разработке политики, членов Совета и членов Технического бюро управления;
  • предоставлять административное руководство Генсекретарю;
  • осуществлять контроль эффективности процессов управления и консультирование Совета.

Рабочие органы ISO – Технические комитеты (ТК). Их на данный момент 250, при них образованы подкомитеты (SC) и рабочие группы (WG).

Разработку международных стандартов для морской отрасли выполняет Технический комитет ISO/TC 8 Суда и морские технологии, который создан в 1947г. За весь период работы технического комитета им подготовлено и опубликовано 307 стандартов ISO, 90 – находятся в стадии подготовки. В ТК 8 участвует 22 эксперта и 26 наблюдателей. При комитете создано 9 рабочих групп и 10 подкомитетов, их названия приведены в таблице.

ISO – International Organization for Standartization / Международная организация по стандартизации (ИСО) Сфера деятельность ТК 8: стандартизация конструкций и конструкционных элементов, комплектующие, оборудование, методы и технологии, используемые в судостроении и при эксплуатации судов, включая морские суда, суда для внутреннего судоходства, морские сооружения, связь судна с берегом и всех другие морские сооружения, подпадающие под требования ИМО, а также вопросы экологии морской среды. Исключением являются следующие направления работы ТК 8:

  • электрическое и электронное оборудование на судах и морских сооружениях (IEC/TC 18 и IEC/TC 80);
  • двигатели внутреннего сгорания (ISO/TC 70);
  • морские сооружения для нефтяной и газовой промышленности, включая процедуры оценки конкретного применения мобильных морских буровых платформ и жилых помещений для нефтяной и газовой промышленности (ISO/TC 67/SC 7);
  • стальные и алюминиевые конструкции (ISO / TC 167);
  • оборудование и детали конструкции прогулочных судов и других малых судов (не являющихся спасательными шлюпками и спасательным оборудованием) длиной менее 24м (ISO/TC 188);
  • разработка морского дна;
  • оборудование, которое не является специфичным для использования на борту судов и морских сооружений (трубы, стальные канаты и т. д.) и подпадает под сферу применения конкретных ТК ИСО, с которыми необходимо поддерживать регулярную взаимную связь.

Роль и функции ISO

Главная роль ИСО – способствовать развитию стандартизации и смежных видов деятельности, чтобы обеспечивать упрощенный оборот товаров и услуг на международном уровне и поддерживать взаимосотрудничество в различных отраслях экономики.

  1. осуществляет руководство тысячами документов путем составления, пересмотра, голосования и публикации;
  2. объединяет квалифицированных экспертов из различных отраслей экономики для разработки международных стандартов;
  3. способствует экономическому росту развивающихся стран, содействуя открытию доступа к мировым рынкам и достижению устойчивого развития;
  4. повышает уровень информированности стран-членов и способствует осведомленности общественности по вопросам стандартизации;
  5. разрабатывает стандарты при взаимодействии с Международной электротехнической комиссией (IEC), Международным союзом электросвязи (ITU), Международной организацией законодательной метрологии (OIML), Международной морской организацией (IMO), Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD), Всемирной организацией союзов потребителей (CI), Комиссией Кодекс Алиментариус и другими;
  6. продвигает преподавание стандартизации, внося вклад в совместную программу подготовки магистров, помогая своим членам создавать аналогичные программы и поддерживать базу данных материалов, связанных со стандартами на всех этапах образовательного процесса;
  7. помогает организациям-членам в повышении профессионализма их сотрудников и выступает в качестве ресурса для исследований, связанных со стандартами. [Источник 3]

Стандарты ISO

Роль и назначение международных стандартов

Международные стандарты ИСО гарантируют, что продукты и услуги являются безопасными, надежными и качественными. Для бизнеса они являются стратегическими инструментами снижения расходов путем минимизации отходов и ошибок и увеличения производительности. Они помогают компаниям получить доступ к новым рынкам, обеспечивают равные условия для развивающихся стран и способствуют свободной и справедливой международной торговле. Стандарты ИСО разрабатываются на основе консенсуса для людей, которые нуждаются в них. Специалисты во всем мире разрабатывают стандарты необходимые для их отрасли. Это значит, что эти стандарты отображают международный опыт и знания. Международные стандарты ИСО обеспечивают практическими инструментами для решения многих глобальных проблем современности. В следующих разделах вы можете узнать о том, как международные стандарты работают в реальном мире, о преимуществах, которые они приносят бизнесу, обществу и окружающей среде.

Разработка стандартов

Для подготовки стандарта требуется много специалистов, работающих вместе. Роль ISO – координировать и руководить работой независимых технических экспертов, назначенных членами ИСО. Эксперты формируют технический комитет, отвечающий за конкретную предметную область. Они начинают процесс с разработки проекта, отвечающего конкретным потребностям рынка. Затем наступает стадия внесения комментариев и дальнейшего обсуждения. Этап голосования является ключом к консенсусу, при достижении которого проект станет стандартом ISO. Если соглашение не достигнуто, проект дополнительно дорабатывается, изменяется и вновь выносится на голосование.Разработка стандарта от первого предложения до окончательной публикации обычно занимает около 3 лет. Ежедневно на протяжении года проходит около восьми заседаний технических комитетов. Благодаря электронным средствам коммуникации, экспертам нет необходимости физически присутствовать на совещании, следовательно, разработка стандартов идет более быстрыми темпами.

Порядок разработки стандартов=

В рамках разработки последовательно принимаются следующие документы:

  1. Предварительная рабочая тема (Preliminary work item – код этапа – 00, – ред.).
  2. Новая рабочая тема (New work item proposal – код этапа – 10, – ред.).
  3. Рабочий проект (Working draft – код этапа – код этапа – 20, – ред.).
  4. Проект комитета (Committee draft – код этапа – 30, – ред.).
  5. Проект международного стандарта (Draft international standard – код этапа – 40, – ред.).
  6. Окончательный проект (Final draft international standard – код этапа – 50, – ред.).
  7. Международный стандарт (International standard – код этапа – 60, – ред.)

Необходимо отметить, что в Международной организации по стандартизации с недавних пор существует ускоренная процедура принятия стандартов, которая применяется к некоторым стандартам – fast-track. Это отклик данной международной структуры на признанную многими специалистами проблему отставания нормотворчества от развития рынка и появления новых технологий и даже целых рыночных ниш, которые в результате с самого начала оказываются под перекрестным огнем нападок государства и клиентов – никто не знает каким нормам инноваторы должны соответствовать. Международный стандарт является результатом консенсуса между участниками организации ИСО. Он может использоваться непосредственно или путём внедрения в национальные стандарты разных стран.

Международные стандарты разрабатываются техническими комитетами ИСО (ТК) и подкомитетами (ПК) в ходе шестистадийного процесса:

  • Стадия 1: Стадия предложения
  • Стадия 2: Подготовительная стадия
  • Стадия 3: Стадия комитета
  • Стадия 4: Стадия вопросов
  • Стадия 5: Стадия одобрения
  • Стадия 6: Стадия публикации

Таблица условных обозначений стадий даёт наглядное представление о стадиях разработки:

СТАДИЯ ПОДРАЗДЕЛ СТАДИИ
90
Подразделы стадии принятия решения
00
Регистрация
20
Начало основной работы
60
Завершение основной работы
92
Повторение предыдущей фазы
93
Повторение текущей фазы
98
Прекращение
99
Продолжение
00
Предварительная стадия
00.00
Предложение нового проекта получено
00.20
Предложение нового проекта рецензируется
00.60
Завершение рецензирования
00.98
Предложение нового проекта отвергнуто
00.99
Одобрение голосования за предложение нового проекта
10
Стадия предложения
10.00
Предложение нового проекта зарегистрировано
10.20
Начато голосование за новый проект
10.60
Завершение голосования
10.92
Предложение возвращено подателю на уточнение формулировки
10.98
Новый проект отвергнут
10.99
Новый проект одобрен
20
Подготовительная стадия
20.00
Новый проект зарегистрирован в рабочей программе ТК/ПК
20.20
Начато изучение рабочего черновика (РЧ)
20.60
Завершение периода подачи замечаний
20.98
Проект удалён
20.99
РЧ одобрен для регистрации в качестве ЧК (черновика комитета)
30
Стадия комитета
30.00
Черновик комитета (ЧК) зарегистрирован
30.20
Начато изучение/голосование за ЧК
30.60
Завершение периода голосования/подачи замечаний
30.92
ЧК возвращён в рабочую группу
30.98
Проект удалён
30.99
ЧК одобрен для регистрации в качестве ЧМС (черновика международного стандарта)
40
Стадия вопросов
40.00
ЧМС зарегистрирован
40.20
Начато голосование за ЧМС: 5 месяцев
40.60
Завершение голосования
40.92
Полный отчёт опубликован: ЧМС возвращён в ТК или ПК
40.93
Полный отчёт опубликован: итоги нового голосования за ЧМС
40.98
Проект удалён
40.99
Полный отчёт опубликован: ЧМС одобрен для регистрации в качестве ОЧМС (окончательная редакция черновика международного стандарта)
50
Стадия одобрения
50.00
ОЧМС зарегистрирован для официального одобрения
50.20
Начато голосование за ОЧМС: 2 месяца.
Окончательная редакция передана в секретариат
50.60
Завершение голосования.
Окончательная редакция возвращена в секретариат
50.92
ОЧМС возвращён в ТК или ПК
50.98
Проект удалён
50.99
ОЧМС одобрен для публикации
60
Стадия публикации
60.00
Международный стандарт готовится к публикации
60.60
Международный стандарт опубликован
90
Стадия пересмотра
90.20
Международный стандарт в стадии планового рецензирования
90.60
Завершение рецензирования
90.92
Международный стандарт требуется исправить
90.93
Международный стандарт подтверждён
90.99
Отзыв международного стандарта, предложенного ТК или ПК
95
Стадия отзыва
95.20
Начато голосование за отзыв
95.60
Завершение голосования
95.92
Решено не отзывать международный стандарт
95.99
Отзыв международного стандарта

Если в начале работы над проектом стандарта уже имеется более или менее завершённый документ, например, стандарт, разработанный другой организацией, некоторые стадии можно опустить. При так называемой «ускоренной процедуре» документ направляется непосредственно на одобрение членам ИСО в качестве черновика международного стандарта (ЧМС) (стадия 4) или, если документ был разработан международным органом стандартизации, признанным Советом ИСО, в качестве окончательной редакции черновика Международного стандарта (ОЧМС, стадия 5), без прохождения предыдущих стадий.

Ниже приводится обзор всех шести стадий:

Более подробное описание процесса разработки международных стандартов см. в публикации «Директивы ИСО/МЭК, Часть 1, Процедурные правила».

Стадия 1: Стадия предложения

Первый шаг в разработке международного стандарта — подтверждение того, что конкретный международный стандарт необходим. Новое предложение (НП) направляется на голосование членам соответствующего ТК или ПК, чтобы определить необходимость включения соответствующего пункта в программу работы.

Предложение принимается, если большинство У-членов ТК/ПК («участники») голосуют «за», и если, по крайней мере, пять У-членов заявляют о том, что примут активное участие в проекте. На этой стадии обычно назначается лидер проекта, ответственный за данный пункт программы.

Стадия 2: Подготовительная стадия

Обычно для подготовки рабочего черновика ТК/ПК создаёт рабочую группу экспертов, председателем (созывающим членом) которой является лидер проекта. Могут приниматься различные редакции рабочих черновиков, до тех пор, пока рабочая группа не решит, что ею разработано наилучшее техническое решение рассматриваемой проблемы. На этой стадии черновик передаётся вышестоящему комитету рабочей группы для прохождения фазы выработки консенсуса.

Стадия 3: Стадия комитета

Как только первый черновик комитета готов, он регистрируется Главным Секретариатом ИСО. Он рассылается для замечаний и, если необходимо, голосования У-членов ТК/ПК. Могут готовиться разные редакции черновика комитета, до тех пор, пока не будет достигнут консенсус по техническому содержанию текста. Как только консенсус достигнут, текст окончательно редактируется для представления в качестве черновика международного стандарта (ЧМС).

Стадия 4: Стадия вопросов

Черновик международного стандарта (ЧМС) распространяется среди всех членов ИСО Главным Секретариатом ИСО для голосования и замечаний в течение пяти месяцев. Он одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если критерии одобрения не выполнены, текст возвращается в исходный ТК/ПК для дальнейшего изучения, и исправленный документ снова публикуется для голосования и замечаний в качестве черновика международного стандарта.

Стадия 5: Стадия одобрения

Окончательная редакция черновика международного стандарта (ОЧМС) распространяется среди всех членов ИСО Главным Секретариатом ИСО для итогового голосования за/против в течение двух месяцев. Если в этот период поступают технические замечания, на этой стадии они уже не рассматриваются, но регистрируются для анализа в ходе будущего пересмотра данного международного стандарта. Текст одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если эти критерии одобрения не выполнены, стандарт возвращается в исходный ТК/ПК для пересмотра с учётом технических причин, представленных в поддержку голосов «против».

Стадия 6: Стадия публикации

Когда окончательная редакция черновика международного стандарта одобрена, в итоговый текст разрешается, при возникновении такой необходимости, вносить только небольшую редакторскую правку. Итоговый текст отсылается в Главный Секретариат ИСО, который публикует данный международный стандарт.

Пересмотр стандартов

Все международные стандарты рецензируются всеми членами ИСО, по крайней мере, через три года после публикации и каждые пять лет после первого рецензирования. Решение о подтверждении, пересмотре или отзыве международного стандарта принимается большинством голосов У-членов ТК/ПК. [Источник 4]

История создания и развития

1926г. – в Нью-Йорке начала функционировать Международная федерация национальных ассоциаций по стандартизации (ISA), и с тех пор опубликовала более 21000 международных стандартов, которые распространяются почти на все аспекты технологии и бизнеса. От безопасности пищевых продуктов до компьютеров, а также сельского хозяйства и здравоохранения. Международные стандарты ИСО оказывают влияние на все аспекты жизни.

В 1942г. работа Федерации приостановлена.

1944г. – образован Координационный комитет ООН по стандартизации (UNSCC).

Октябрь 1946г. – делегаты от ISA и UNSCC из 25 стран встретились в Лондоне и договорились объединить усилия по учреждению нового международного органа, специализирующегося на разработке стандартов на благо развивающегося мирового сообщества.

Февраль 1947г. – Международная организация по стандартизации начала свою деятельность.

Источник

Оцените статью