Исследования уровня развития разных стран

Исследование групп стран по уровню экономического развития

экономические науки

  • Козлов Олег Вячеславович , студент
  • Сычева Александра Васильевна , кандидат наук, доцент
  • Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
  • ГРУППИРОВКА СТРАН МИРА
  • УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Похожие материалы

Динамика социально-экономического развития стран мира очень нестабильна и разнонаправлена. Факторы исторического развития, ресурсообеспеченность и степень населенности, а также климатические условия оказывают значительное влияние на тенденции в динами развития этих стран. У исследователей и статистов практически нет возможности однозначно и точно определить уровень развития конкретной страны, т.к. динамика множество показателей экономического развития разных стран и их сочетание весьма разнонаправлена. Для облегчения данной задачи было принято использовать Система национальных счетов (СНС) для сравнительного анализа экономического развития отдельных стран мира.

Система национальных счетов представляет собой оптимальный экономико-статистический код, который является универсальным для экспертных и профессиональных организаций. В работе международных экономических ассоциации и обществ (ОЭСР, МБРР, ООН, МВФ) Система национальных счетов, которые используются в аналитических докладах и мониторингах, а также передают сравниваемые в международном плане данные о главных показателях мировой экономики.

Существует несколько подходов для определения места страны в мировой экономик. Наиболее часто применяемый подход заключается в разделении всей мировой экономики по группам стран с учетом уровня дохода на душу населения. Такой подход на протяжении длительного времени используется международными экономическими организациями, также при этом ежегодно исчисляются абсолютные показатели дохода на душу населения по странам. Еще один наиболее распространенный подход основан на использовании социально-экономических показателей.

Читайте также:  Картинку скорой помощи разных стран

К группе показателей уровня социально-экономического развития относятся: относительный и абсолютный ВВП (ВНП); инвестиций в основной капитал; национального дохода; потребительских цен; отраслевых структур национальной экономики; структур экспорта и импорта страны; доли занятых в отдельных секторах хозяйства; уровня грамотности населения; качества и продолжительности жизни населения; структур внешней торговли; золотовалютных резерв страны и т.д.

С позиции МВФ разделение стран мира происходит на 2-е группы: страны с развитой экономикой (СРЭ) и страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны (СФР) [1, 24]. Внутри этой группировки, для более полного анализа, также используется дополнительное деление на подгруппы. Обзор классификации стран отражает число стран в каждой группе по регионам и подытоживает ряд важнейших показателей их относительного размера (ВВП на основе паритета покупательной способности, численность населения и совокупный экспорт товаров и услуг).

Таблица 1. Классификация стран с развитой экономикой

Зоны основных валют

Основные страны с развитой экономикой

Источник: МВФ, Перспективы развития мировой экономики, октябрь 2016 года

Как видно из предложенной таблицы, далеко не все страны мира входят в представленную классификацию, следовательно, не включены в анализ такие страны как Куба и КНДР, т.к. не являются членами МВФ. По классификации МВФ только 39 стран мира относятся к странам с развитой экономикой. При учете объема ВВП в подгруппу основных стран с развитой экономикой составляют страны «Большой семерки» («G7»: США, Япония, Франция, Германия, Соединенное Королевство, Канада и Италия), а также в виде отдельной подгруппы выделяются страны члены «зоны евро».

Основными характеристиками для отнесения страны в группу развитых можно считать:

  • высокий уровень ВВП на душу населения. На современном этапе развития в большей части экономически развитых стран на душу населения в год приходится около 15–30 тысяч долларов;
  • социальная структура общества. Характеризуя этот показатель, необходимо отметить наличие разрыва в уровне доходов между беднейшим и богатейшим населением составляет не более 20%, что свидетельствует о наличии сильного среднего класса (до 60 %), с высокими жизненными стандартами;
  • многоотраслевая структура экономики, т.е. сфера услуг покрывает производство около 60% ВВП (ВНД);
  • финансовая система и инфраструктура (транснациональные ТНК, биржи, страховые компании, мировые банки и т. д.) развитых стран оцениваются как преобладавшими в мире, т.е. являются основными мировыми финансовыми центрами, экспортерами капитала, инвесторами и кредиторами;
  • потребление энергии. Развитые страны являются лидерами по потреблению энергии, электроэнергии, нефти и газа;
  • международная торговля. Развитые страны также являются лидерами и в мировой торговле, т.к. более 60% экспорта принадлежит им;
  • воздействие на мировую экономику и мировые финансы, т.е. они задают экономические и финансовые направления мирового развития в целом;
  • телекоммуникации. Лидирующее место по развитию телекоммуникаций также принадлежит развитым странам, что ведет и к высокой деловой активности в этих странах;
  • конкурентоспособность. Высокий уровень НИОКР, ноу-хау, наличие общепризнанных мировых брендов свидетельствует о высоком уровне конкурентоспособности, как самих развитых стран в целом, так и выпускаемой ими продукции. Доминируют в области управления и развития мировой экономической и финансовой инфраструктуры [2, 350].

Учитывая, именно, эти преимущества мы говорим об уровне развития страны, о возможностях его дальнейшего процветания и высоком уровне жизни его населения.

По результатам сбора статистических данных за 2015 год, можно представить, предложенную МВФ, классификацию стран в таблице 2. По результатам, приведенной таблицы, явно видно, что развитые страны играют ведущую роль в мировой экономике, т.к. на их долю приходится 42,4 % мирового ВВП с населением всего 14,6 % от общего населения планеты. Еще одним доказательством это является высокий уровень доли экспорта развитых стран, составляющий 63,4 % мирового экспорта.

Среди промышленно развитых стран ведущая роль принадлежит странам «G7», которые обеспечивают 31,5 % мирового ВВП, а также 34,3 % мирового экспорта. Доминирующее место среди группы развитых стран, стран семерки, принадлежит в настоящее время, а также на протяжении длительного периода, США, доля ВНП которого составляет 37,2 %. Лидирующее место США занимает и на мировом олимпе с долей 15,8 % от мирового ВВП. ЕС обладает вторым по значимости после США экономическим потенциалом, на долю Европы приходится 25,6 % мирового экспорта и 4,7% населения.

Следующая группа стран, занимающая большую территорию и большую долю населения, имеющая по оценкам экономистов, формирующийся рынок, а, следовательно, и развивающуюся экономику с более низкими показателями развития. В эту группу стран, в настоящее время, включают 152 страны.

Таблица 2. Классификация групп стран по уровню экономического развития по долям ВВП, экспорте и численности населения, 2015 г. (в % от общего показателя по соответствующей группе или по всему миру)

Источник

Уровень развития и основные направления научных исследований в различных странах мира

I группа. Страны с высоким уровнем развития науки.

В данную группу входят 20 государств. Наиболее крупные из них – это США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция.

Для этих стран характерны: высокие абсолютные и относительные расходы на НИОКР (около 80% мировых затрат), большое количество занятого персонала, высокая доля частного капитала и соответственно низкая доля государства в финансировании и проведении исследований, стабильное лидерство в научно-технических достижениях и открытиях.

Несмотря на сходные черты НИОКР в этих странах и близость относительных показателей, в данной группе государств можно выделить три подгруппы:

Подгруппа А. Объединяет страны с высокими ресурсными затратами и высокой эффективностью науки: Швеция, Швейцария, Япония, США.

США и Япония являются общепризнанными мировыми лидерами в проведении научных исследований и ведущими флагманами в развитии новейших технологий. Их научные системы – самые передовые в мировом сообществе, о чем свидетельствует широта изучаемых проблем, техническая оснащенность, а также статус науки и техники в общественном сознании.

Высокая эффективность науки в этих странах обеспечивается мощным целенаправленным финансированием частным капиталом и государством фундаментальных исследований, прикладных и опытно-конструкторских разработок.

Швеция и Швейцария находятся в группе мировых лидеров благодаря достигнутым в этих странах относительным показателям развития науки. Если рассматривать относительное соотношение их «входных» и «выходных» показателей, то наука этих государств более эффективна, чем в США и Японии. Например, по количеству Нобелевских лауреатов (в расчете на 1 млн человек населения) они примерно в 2–4 раза превышают показатели США и более чем в 100 раз показатели Японии. Однако, если производить оценку в целом, то итоговый вклад этих государств в развитие мировой науки намного скромнее, чем их соседей по подгруппе и других отдельных стран Европы.

Подгруппа В. Объединяет страны с высокими ресурсными затратами, но более низкой эффективностью научных исследований, которые характеризуются многократным превышением «расходов» над «доходами». К таким государствам относятся ФРГ, Франция, Израиль.

Наука этих государств исторически является относительно более «фундаментальной», чем во многих других высокоразвитых странах. В этих государствах сильны сложившиеся веками традиции старых университетских научных школ, которые более тяготеют к так называемой «чистой науке».

Например, затраты на теоретические исследования в ФРГ и Франции превышают примерно 20% всех расходов на НИОКР. Многочисленные научные центры, университеты и лаборатории проводят длительные дорогостоящие эксперименты, результаты которых, возможно, смогут оценить по достоинству только в следующем тысячелетии.

В результате в этих странах наблюдается более низкая отдача от научных исследований в целом, относительное отставание в развитии техники, технологий и др.

Подгруппа С. Объединяет страны с высокой эффективностью научных исследований, но с относительно невысокими ресурсными показателями науки.

К этому типу относятся преимущественно небольшие развитые государства Европы (Нидерланды, Дания, Финляндия, Бельгия, Ирландия, Норвегия), а также Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и Сингапур.

Для этих стран характерно преобладание частного капитала над государственным в структуре финансирования и выполнения научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Например, в Республике Корея доля частного капитала в финансировании научных исследований является самой большой среди государств земного шара и составляет 82%, а также явно выраженная концентрация научного поиска в конечных областях НИОКР, специализация на отдельных областях знаний, включая прикладные исследования. И, как следствие, относительно высокий уровень эффективности исследований.

II группа. Страны со средним уровнем развития науки.

В данную группу входит подавляющее большинство государств земного шара, по которым проведен анализ. Это развитые страны как Западной Европы (Италия, Испания, Португалия, Греция), так и Восточной Европы, большинство государств СНГ, отдельные страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Южной и Центральной Америки.

Большинство из них имеют относительно молодую систему организации научных исследований, находящуюся в стадии формирования национальных научных школ.

Недостаток финансовых средств в этих странах ограничивает возможности научного поиска, удлиняет процессы и стадии НИОКР, сдерживает развитие науки.

Финансирование со стороны государства полностью превалирует над частным. Его высокая доля объясняется более поздней стадией развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этих странах, а также общей структурой национальной экономики, поскольку в ней присутствует относительно низкая доля наукоемких производств.

Основными органами выполнения НИОКР в этих странах являются государственные научные центры и лаборатории, академические институты и университеты.

Во второй группе также можно выделить относительно большие три специфические подгруппы стран по среднему уровню развития науки.

Подгруппа А. Объединяет страны с приблизительно одинаковыми показателями затрат и эффективностью науки.

К этому типу можно отнести 11 государств: Чехия, Греция, Испания, Словения, ЮАР, Румыния, Болгария, Беларусь, Мексика, Аргентина, Чили, Турция.

В структуре научно-исследовательских и опытноконструкторских работ большинства этих стран преобладают исследования в областях так называемой «классической науки» (например природно-ориентированные исследования, не требующие больших финансовых затрат). К ним относятся ботаника, зоология, фармакология, экология, геонауки и т.д. В данной сфере здесь можно ожидать дальнейшего прогресса.

Подгруппа В. Объединяет страны со средними показателями затрат, но относительно низкой эффективностью науки. К этому типу государств относятся Россия, Польша, Хорватия, Украина.

В настоящее время они переживают не лучшее время для развития науки, поскольку присутствует низкое финансирование, сокращение научно-технического потенциала, «утечка мозгов» в более благоприятные регионы земного шара.

Подгруппа С. Объединяет страны со средними и низкими показателями затрат и относительно высокой эффективностью науки и НИОКР. К этому типу государств относятся 4 страны: Венгрия, Словакия, Таиланд и Филиппины, которые явно выделяются в два подтипа по уровню развития науки.

К первому подтипу (страны со средними показателями затрат и высокой эффективностью науки) эксперты относят Венгрию и Словакию. По степени развития науки эти государства наиболее близко стоят к высокоразвитым в научном плане странам.

Ко второму подтипу (страны с низкими показателями затрат и относительно высокой эффективностью науки) относят Таиланд и Филиппины.

Особенность оценки уровня здесь заключается в крайне низких показателях ресурсного обеспечения науки, способного поддержать только научные исследования описательного характера. Как правило, такие работы не требуют больших финансовых затрат, а эффективность науки, выраженная в количестве и качестве публикаций, может быть весьма высокой.

Поэтому относительные соотношения в системе «затраты / продукция» в этих государствах резко склоняются в пользу «продукции», что и оказало непосредственное влияние на место этих стран в мировой научной системе.

III группа. Страны с низким уровнем развития науки.

К данному типу относятся те 12 стран мира, по которым оказалось возможным провести анализ: Индия, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Вьетнам, Уругвай, Эквадор, Египет, Боливия, Нигерия, Шри-Ланка, Бенин.

Подавляющее их большинство являются наиболее бедными государствами земного шара. Среди них явно можно выделить две подгруппы.

Подгруппа А. Объединяет занятые в научном производстве страны с высокими абсолютными показателями финансирования, но низкими относительными показателями. К этому типу государств относятся в настоящее время Китай и Индия.

Подгруппа В. Объединяет все остальные государства с очень низким финансированием науки, недостаточным количеством научно-технического персонала, неразвитостью научной инфраструктуры.

Как правило, в этих странах отсутствуют или созданы относительно недавно органы управления наукой, разрабатываются правительственные программы по научно-техническому развитию.

Финансирование научных исследований и опытно-конструкторских разработок в этих странах осуществляется в основном либо за счет государственного бюджета, либо с помощью иностранных спонсоров. Небольшие инвестиции идут в основном на финансирование исследовательских программ в области сельского хозяйства, горнорудного дела. Преобладание однопрофильного характера научных исследований влияет на характер научных публикаций, поскольку в среднем более 70% всех научных статей имеют сельскохозяйственное направление.

Представленная типология не может рассматриваться в настоящее время как нечто законченное и неизменное. Система науки стран мира очень динамична во времени и пространстве. Ей свойственны циклические периоды прогресса и регресса, отражающиеся на изменении научного статуса государства в мировом сообществе.

Например, в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ в последнее десятилетие происходило свертывание некоторого ряда научных направлений, наблюдалось сокращение научно-технического потенциала.

В других странах наблюдаются противоположные процессы. Резкое повышение уровня развития науки за последнее десятилетие в Республике Корея, Сингапуре, на острове Тайвань является ярким тому подтверждением.

В то же время к 2002 году, например в России, стали проявлять интерес к науке и ее продуктам представители определенных кругов и сфер бизнеса.

Причем, если три года назад перспективными для инвестиций считались исключительно информационные технологии, то теперь в область интереса бизнеса попадает не только Интернет, но и все, что с ним связано.

В первую очередь инвесторы ищут изобретения, которые можно довести до состояния товарного продукта и продать простому потребителю. Они готовы заниматься не только прикладной наукой, но даже фундаментальными исследованиями. В частности, сейчас очень подробно изучают опыт, накопленный российскими учеными в области водородных технологий, способных заменить традиционные виды топлива в двигателях. Речь идет о потенциальных инвестициях до 100 млн долларов.

Среди того, что представляет особый интерес для бизнеса, находятся и разработки российских ученых в области нанотехнологии – работа с материалами на уровне атомов. Применение этих технологий возможно в биологии, в изготовлении микрочипов, сверхточных бесконтактных измерительных приборов, самомоющихся стекол и т.д.

В то же время стремительное развитие Интернета раздвинуло границы между государствами и в области проведения научных исследований.

Например, совсем недавно в Сети появился научный сайт www.innocentive.com, в котором крупные организации, корпорации, фирмы, заводы, столкнувшиеся при разработке новых товарных продуктов с серьезными научными проблемами, не решаемыми собственными силами на данных предприятиях, размещают свои объявления для ученых с указанием конечной цены научной разработки.

Уже в 2002 году с этим сайтом сотрудничали более 13 тысяч ученых из 100 стран мира. Самыми ходовыми научными направлениями являются химия, биология и все, что связано с этими отраслями науки. Оплата производится по конечному результату, например, за выведение нужной формулы вещества можно заработать от 10 до 15 тысяч долларов, а при экспериментировании в лаборатории с соответствующим оборудованием до 150 тысяч.

Поэтому разграничить государства по уровню развития науки становится значительно труднее, поскольку затраты несут предприятия одних стран, а научных результатов добиваются ученые из других государств.

Источник

Оцените статью