5.2 Источники и методы инвестирования
Изыскание источников финансирования инвестиций всегда было одной из важнейших проблем в инвестиционной деятельности. В современных условиях для России эта проблема является, пожалуй, самой острой и актуальной.
Система финансирования инвестиционного процесса складывается из органического единства источников, методов и форм финансирования инвестиционной деятельности. В современных условиях основными источниками финансирования инвестиций являются:
чистая прибыль предприятия;
внутрихозяйственные резервы и другие средства предприятия;
денежные средства, аккумулируемые банковской системой и специализированными небанковскими кредитно-финансовыми институтами;
средства, полученные в форме кредитов и займов от международных организаций и иностранных инвесторов;
средства, полученные от эмиссии ценных бумаг;
внутрисистемное целевое финансирование (поступление средств на конкретные цели от вышестоящей организации);
средства бюджетов различных уровней;
Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников. В целом, все источники финансирования принято подразделять на централизованные (бюджетные) и децентрализованные (внебюджетные). К централизованным источникам обычно относят средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Все остальные средства (чистая прибыль, амортизационные отчисления, кредитные ресурсы, средства от эмиссии ценных бумаг и др.) относят к децентрализованным.
Источники средств, используемые предприятием для финансирования своей инвестиционной деятельности, принято подразделять на собственные, заемные и привлеченные.
К собственным источникам финансирования инвестиций относят: прибыль; амортизационные отчисления, внутрихозяйственные резервы; средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.
К заемным источникам относят: кредиты банков и кредитных организации; средства от эмиссии облигаций; целевой государственный кредит; налоговый инвестиционный кредит; средства полученные в форме кредитов и займов от международных организации и иностранных инвесторов.
Привлеченные средства — средства, полученные от размещения обыкновенных акций; средства от эмиссии инвестиционных сертификатов; взносы инвесторов в уставный капитал; безвозмездно предоставленные средства и др. На уровне государства к привлеченным средствам относят средства государственной страховой системы и др.
Рис.8 Классификация источников финансирования инвестиций
По степени генерации риска источники можно классифицировать на генерирующие риск и безрисковые. Классификация по данному признаку может оказаться полезной при определении оптимальной структуры финансирования инвестиций.
К безрисковым источникам финансирования относят те, использование которых не ведет к увеличению рисков предприятия, это: нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, фонд развития потребительской кооперации (для организаций потребительской кооперации), внутрисистемное целевое финансирование (поступление средств на конкретные цели от вышестоящих организаций нижестоящим).
К источникам, генерирующим риск, относят те, привлечение которых ведет к увеличению рисков предприятия: заемные источники (привлечение этих источников увеличивает финансовый риск предприятия, так как их привлечение связано с безусловным обязательством возвратить долг в установленный срок с уплатой процента за пользование); средства от эмиссии обыкновенных акций (использование данного источника связано с акционерным риском). Источники финансирования инвестиций классифицируются и по другим признакам (рис. 8).
Методы финансирования инвестиций
Следует различать понятия «источники финансирования инвестиций» и «методы финансирования инвестиций».
Источники финансирования инвестиций — денежные средства, которые можно использовать в качестве инвестиционных ресурсов.
Метод финансирования инвестиций — механизм привлечения инвестиционных ресурсов с целью финансирования инвестиционного процесса.
В научной и учебной литературе встречается такое понятие, как «формы финансирования». Некоторые авторы это понятие отождествляют с понятием «методы финансирования». В данном учебном пособии под формой финансирования понимаются внешние проявления сущности метода финансирования.
В научной литературе выделяют следующие основные методы финансирования инвестиций:
В российской практике наибольшее распространение получили такие методы, как самофинансирование, кредитное финансирование, государственное финансирование и смешанное. Рассмотрим сущность некоторых методов и форм финансирования более подробно.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Источники и структура государственных инвестиций
Основными источниками региональных инвестицийв разных странах мира являются: государственные инвестиции (национального и регионального уровня); частные внутренние инвестиции; частные иностранные инвестиции; иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.
К государственным инвестициям в регионе относятся:
· средства государственного бюджета развития (республиканского и регионального);
· инвестиции государственных предприятий и организаций, министерств и ведомств, внебюджетных фондов, осуществляемые вне плановой инвестиционной программы;
· налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предоставляемые предприятиям и иным экономическим субъектам, а также кредиты государственных финансовых структур.
Региональный бюджет развития является ключевым институтом государственного участия в сфере региональных воспроизводственных отношений. В бюджете региона источники инвестиций подразделяются на безвозмездные и возвратные. Безвозмездные инвестиции, в основном государственные ресурсы, направляются в производственную и социальную сферу. Возвратные ресурсы включают в себя займы государства (иностранные кредиты и эмиссия ценных бумаг), государственные инвестиционные кредиты и кредиты, предоставляемые под государственные гарантии.
Принципы разработки бюджета развития региона:
· четкое определение структурных соотношений между производственным и социальным направлениями инвестирования в экономику региона;
· концентрация государственных инвестиционных ресурсов для реализации стратегически наиболее перспективных проектов;
· научное обоснование структурных коэффициентов распределения государственных капитальных вложений по районам и городам областного подчинения в целях нивелирования резких территориальных различий в обеспечении социальными благами, а следовательно, и в уровне жизни;
· более широкое использование инструментов и методов экономико-математического моделирования, которые сейчас практически не применяются для государственного управления экономикой в регионах.
Важным направлением решения проблемы недостаточности инвестиционных ресурсов является стимулирование частных инвестиций населения, поскольку в странах с развитой рыночной экономикой население является традиционным поставщиком денежных ресурсов на фондовый и кредитный рынки, где спрос на них предъявляют как предприниматели, так и государство.
Средства населения, направляемые в инвестиции, по своей сути являются сбережениями, которые можно разделить на три группы:
1) текущие сбережения населения, имеющие наиболее ликвидный характер. К их числу относятся наличные денежные средства, счета до востребования, «пластиковые деньги», чековые книжки. Данные виды сбережений по определению не являются потенциальными источниками инвестиции;
2) сбережения на приобретение товаров длительного пользования или недвижимостиобразуются, когда граждане откладывают деньги на покупку товара с ценой, превышающей размер текущего дохода. Для аккумуляции сбережений этого вида они размещаются на сберегательных банковских счетах и срочных депозитах;
3) сбережения на непредвиденный случай (и старость) долгосрочны по своему характеру. Они могут размещаться в виде покупки корпоративных ценных бумаг, акций и облигаций, иных долгосрочных финансовых активов.
Для активации частных инвестиций населения необходима продуманная региональная политика доходов, включающая в себя три следующих блока.
Первый блокосновополагающий, связанный с повышением уровня доходов и непосредственно приводящий к росту частных инвестиций. Не случайно в Республике Беларусь проводится и активно реализуется курс на неуклонное повышение уровня доходов населения.
Второй блок призван обеспечить стимулы к созданию долгосрочных сбережений и помимо чисто экономических механизмов должен включать определенные пропагандистские, идеологические установки. Каждый человек должен быть уверен, что государство заинтересовано в его доходах и сбережениях и гарантирует ему это право, что его деньги могут приносить реальный доход, а его собственность будет умножаться в результате свободного выбора инвестиций. Исходным критерием нормы сбережений должны стать 15–20% годового дохода (с учетом инфляции), что является стандартным показателем для среднего класса США, других развитых стран мира.
Разумеется, выполнение всех этих требований возможно лишь в условиях стабильной политической и экономической ситуации, отсутствия резких смен курса, как правило, сопровождающихся огромными финансовыми потерями для населения.
В этом плане весьма продуманным и полезным для инвестиционного процесса в стране является сделанный населением Республики Беларуси выбор на Республиканском референдуме 17 октября 2004 г., который создает объективные предпосылки для долгосрочного и уверенного развития страны.
Третий блок связан с разработкой системы управления активами, причем важно учесть, что это сфера государственных интересов и государственных гарантий. Государство заинтересовано в том, чтобы сбережения направлялись преимущественно в недвижимость, ценные бумаги и банковские депозиты, т.е. были в обороте, а не в «кубышках» в виде иностранной валюты, золота и т.п. В нашей стране уделяется большое внимание развитию системы управления активами, поскольку руководство страны придает большое внимание возведению жилья, кредитованию населения под покупку недвижимости и товаров длительного пользования, политике привлечения в банки сбережений населения Беларуси, которые за последние годы возросли в несколько раз.
Успешная реализация инвестиционного бюджета требует определения следующих отраслевых приоритетов инвестирования.
1. Структурное соотношение между производственными социальным направлениями в инвестиционных программах региона, что определяет не только структуру государственных инвестиций, но и динамику воспроизводственного процесса.
2. Соотношение в развитии реального и финансового секторов, поскольку курс на приоритетную поддержку реального сектора экономики (промышленность, АПК, строительство) крайне важен для любой региональной экономики. При этом необходимо считать очень опасной тенденцию гипертрофированного развития финансовой сферы и сферы услуг, сопровождающегося деиндустриализацией переходных к рынку стран и их регионов. Сторонники этой весьма негативной концепции «развития» активно апеллируют к опыту США и некоторых других стран, где сфера услуг создает до 60–70% ВВП. Однако, при этом важно ясно представлять себе, что при ВВП, например, США, достигающем 9 трлн. USD, эта страна может позволить себе «роскошь» иметь столь деформированную структуру национальной экономики, поскольку выпадающая на долю материального производства треть ВВП соответствуют огромной в абсолютном выражении сумме в 2,5–3 трлн. USD. Если же переходные к рынку и развивающиеся страны с их более чем скромным ВВП, подражая лидерам мировой экономики, существенно снизят долю в нем реального сектора экономики, то эта доля в денежном выражении может оказаться столь малой, что возникнет угроза элементарной нехватки материальных благ (пищи, одежды, товаров первой необходимости и т.п.). Все это, в свою очередь, неизбежно приведет к угнетению сферы услуг и нарушению финансового обращения и в итоге вызовет примитивизацию («заиризацию») национальной экономики и потерю страной ее экономической самостоятельности.
Кроме того, финансовый, спекулятивный по сути, рынок США является основным инструментом изъятия финансовых ресурсов из развивающихся стран в центр (по утверждениям некоторых ученых, фондовая биржа на Уолл-стрит и финансовые махинации на ней являются едва ли не основным источником доходов США). А поскольку монополия на этот инструмент получения спекулятивных доходов уже давным-давно определена, то другим странам попросту не позволят им пользоваться. Наоборот, по сложившимся в мире тенденциям, эти развивающиеся и переходные страны призваны финансировать центр и быть для него донорами ресурсов, принимая установленные большим капиталом правила игры на «свободном» финансово-биржевом рынке. Поэтому глубоким и весьма наивным заблуждением является мнение о том, что и переходным к рынку странам будет позволено участвовать в прибылях от этой глобальной игры.
3. Наиболее крупной статьей производственной части инвестиций должны стать расходы на возведение и развитие промышленных объектов и производственной инфраструктуры – автомобильных и железных дорог, линий связи, электро- и энергоснабжения, складских помещений и т.п.
Источник
Понятие, виды и источники инвестиционных ресурсов
Инвестиционные ресурсы представляют собой все деньги инвестора, которые он решил направить на реализацию рассматриваемого проекта. Данные денежные средства могут тратиться на приобретение конкретных активов, строительные работы, запуск новой линейки продукции и прочие мероприятия.
Общепринятая классификация
Чаще всего инвестиционные ресурсы принято подразделять на внутренние и внешние.
Под внутренними или собственными ресурсами принято понимать денежные средства, принадлежащие самой компании. Это могут быть деньги из уставного капитала, чистая прибыль за отчётный период, средства из амортизационного фонда, финансовая помощь кого-то из учредителей компании.
Под внешними или заемными ресурсами чаще всего принято понимать денежные средства, полученные инвестором под реализацию инвестиционного проекта на условиях возвратности. В данном случае мы говорим о банковских кредитах. Реже под ними могут иметь в виду спонсорскую помощь или деньги, выделенные компании в рамках реализации государственной целевой программы.
В случае когда в основу разделения мы положим фактор собственности на привлекаемые денежные средства, инвестиционные ресурсы могут быть:
Государственные деньги практически всегда поступают на расчетный счет компании из федерального или регионального бюджета. Они могут выделяться в рамках целевых программ или как средства осуществления запланированных государственных закупок.
Кроме того, подобные ресурсы могут выделяться внебюджетными фондами или корпорациями, в которых государство принимает непосредственное финансовое участие. В этом случае денежные средства выделяются для поддержки и развития той или иной отрасли или экономической сферы.
Под негосударственными инвестиционными ресурсами принято понимать деньги, полученные от граждан и юридических лиц с частным капиталом. Самым ярким примером выступают банки и микрофинансовые организации.
Подобные вложения иногда предоставляются на постоянной основе. В такой ситуации компания будет расплачиваться с инвестором определенным процентом от полученной прибыли. Именно так обстоит дело с акционерными обществами и дивидендами, которые они ежегодно выплачивают собственным акционерам.
Основной источник
Инвестиционные ресурсы могут поступать к инвестору из разнообразных источников. Для тех частных лиц, кто делает в инвестировании только первые шаги мы рекомендуем прежде всего ориентироваться на собственные возможности. На первых порах лучше отвечать только своими деньгами. В этом случае неудачные инвестиции принесут с собой убытки, но, по крайней мере, не породят долгов перед третьими лицами.
Для компании основным источником собственных инвестиционных ресурсов является получаемый ею доход от деятельности за вычетом всех существующих налогов и прочих издержек.
У собственных денежных средств есть несколько реальных плюсов:
- их можно использовать наиболее эффективным способом;
- за их использование не нужно отчитываться перед третьими лицами;
- они не предполагают временных и финансовых затрат на их привлечение.
В то же самое время необходимо отдавать отчет, что у имеющихся в наличии денег, которые принадлежат инвестору, есть существенный минус. Их количество всегда ограничено. Значит, инвестор также в значительной степени ограничен в выборе инвестиционных проектов, которые он может реализовать без внешнего постороннего участия.
Ввиду такого недостатка большинство частных лиц и компаний, занимающихся инвестиционной деятельностью, просто вынуждены привлекать деньги со стороны на возвратной основе.
Иностранные инвестиции
Здесь мы выходим на уровень компаний и даже государств. Именно эти субъекты процесса инвестирования способны привлекать иностранные инвестиционные ресурсы. Для государства такой источник инвестиций часто является приоритетным. Объем привлечения подобных денег во многом определяет инвестиционная привлекательность страны.
Если мы ведем речь о компании, то нужно также говорить про определенную специфику. Используют этот внешний финансовый источник чаще всего акционерные общества. Существует несколько форм подобного иностранного инвестирования. Инвестор может:
- купить контрольный пакет акций компании;
- приобрести неконтрольный пакет акций;
- вложить капитал в дочернее предприятие;
- создать с компанией совместное предприятие.
Выбор конкретной формы инвестирования в этом случае зависит всецело зависит от иностранного инвестора и тех целей, которые он при этом преследует. Дополнительные ограничения на этот процесс могут налагаться национальным законодательством.
Источник