Источники исполнительного права зарубежных стран

История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка
Юлия Марочкина

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  • 2 ИСТОЧНИКИ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  • 3 ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
  • 4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
  • 5 ЕГИПЕТСКОЕ ПРАВО
  • 6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО—ВАРНОВОГО ДЕЛЕНИЯ
  • 7 ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И АРМИЯ
  • 8 СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
  • 9 АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ. СУДЕБНОЕ УСТРОЙСТВО И АРМИЯ
  • 10 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ КАК ГОСУДАРСТВА. ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (АНТИЧНЫЙ ПОЛИС)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2 ИСТОЧНИКИ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

К источникам истории государства и прав зарубежных стран относятся:

1) конституции зарубежных стран;

2) конституционные законы:

а) вносящие изменения в текст конституции;

б) составляющие неписаную конституцию (Великобритания);

3) органические законы, дополняющие конституцию, не изменяя ее основных принципов, не затрагивая ее сущности;

4) акты исполнительной власти, имеющие силу закона;

5) обычные законы, но не все законы могут выступать источниками;

6) парламентские уставы или регламент;

7) судебный прецедент — решения судов, имеющие характер закона. В свою очередь, они делятся на решения общих судов и решения специальных судов. Судебный прецедент — для стран с англосаксонской системой права (Великобритании, США, Индии, Австралии). Судебный прецедент — решение суда, служащее основанием для применения при рассмотрении других аналогичных дел судами или вообще имеющее характер общеобязательной нормы;

8) конституционный обычай — правило поведения, которое сложилось исторически; традиция, поддерживаемая государством. Особенно этот источник права распространен в Великобритании;

9) общее право, юрисдикция которого распространялось на территорию всей страны (Англия);

10) право справедливости, которое расширило сферу средств защиты нарушенного права;

11) римское право, заложившее основы регулирования гражданско—правовых отношений;

12) городское право, где господствовали интересы торгового оборота;

13) поместное право, выдвигавшее на первый план защиту права владения;

14) доктрины — труды уважаемых деятелей научной сферы, ученых—государствоведов;

15) акты чрезвычайных органов власти, т. е. принимаемые посредством пришедшей к власти группы военных, которая называет себя временным правительством и принимает настолько значимые законы, что они затрагивают всю жизнь государства и права в данном историческом периоде;

16) религиозное право (каноническое), состоящее из трех частей: мусульманского, индусского и индейского права.

Мусульманское право состоит из:

а) шариата — норм, записанных в Коране;

б) сунмы — преданий о поступках пророка (используется при рассмотрении конкретных дел);

в) Иджмы — мнений теологов;

г) Фетвы — решений, принятых по конкретным делам.

В Индии индусское право применяется при рассмотрении незначительных дел судами нижестоящих инстанций;

17) естественное право, основанное на том, что человек обладает определенной совокупностью прав от рождения;

18) договоры, как международные, так и внутригосударственные;

19) акты толкования норм;

20) политические декларации — декларации и совместные заявления, постановления политического руководства, правящих партий и парламента (КНР).

Источник

1.2. Источники конституционного права в зарубежных странах

В каждом государстве своя национальная система источников права.

В федеративных государствах источники права отличаются большим разнообразием, поскольку на уровне субъектов действуют свои акты конституционного права (например, каждый штат США имеет свою конституцию). Местные (региональные) законы издаются и представительными органами ряда автономных образований, существующих в рамках унитарной государственности. Это характерно для Италии, Испании, Португалии.

Высшей юридической силой и специфическим содержанием обладает конституция — основной источник права, имеющая универсальный характер, поскольку закрепляет важнейшие институты национального права. Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие источники права. Она занимает ведущее, основополагающее место в правовой системе и оказывает определяющее воздействие на все другие правовые акты.

Другим главным источником данной отрасли права является .закон — нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий наибольшей после конституции юридиче- ской силой и регулирующий социально значимые, типичные и устойчивые общественные отношения.

конституционные (в ряде государств вносят изменения в конституцию или дополняют ее; либо это те законы, принятие которых прямо предусмотрено конституцией); —

органические (принимаются в усложненном порядке на основе бланкетных норм, содержащихся в конституции).

обычные (ординарные), регулирующие менее важные общественные отношения (по сравнению с конституционными или органическими законами), образующие предмет конституционного права (гражданство, статус депутата, выборы президента); —

чрезвычайные, позволяющие приостанавливать действие отдельных конституционных норм (принимаются только на срок, определенный парламентом). Установлен тщательно регламентированный порядок их издания.

Нормы конституционного права могут также содержаться в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах, устанавливающих внутреннюю организацию и процедуру работы общенационального представительного органа власти.

Источником конституционного права являются весьма многочисленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления, ордонансы правительства и др.). Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящим. В ряде государств акты исполнительной власти могут иметь силу закона (Великобритания, Италия, Франция).

Большинство исследователей к группе подзаконных актов относят и акты местного самоуправления (уставы городов, районов, уездов, регламенты представительных органов на местах). Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах: международных и внутригосударственных. Последняя разновидность договора используется в зарубежных странах для регулирования конституционных или политически значимых отношений. Так, по Конституции Испании (ст. 145) автономные сообщества могут заключать друг с другом соглашения о сотрудничестве, в Австрии основные нормы (ст. 15А) такое право предоставляют землям. США и Канаде известны соглашения между правительствами и коренным населением для решения земельных и экологических вопросов.

Отдельные международные договоры (например, о защите прав человека, об участии государства в межгосударственных объединениях) могут регулировать конституционные по своему характеру отношения и при условии их ратификации парламентом, вступив в действие, имеют приоритет по сравнению с законом.

В странах англосаксонской системы права широкое распространение получил судебный прецедент — образцовое правило поведения, выработанное высшими судебными органами, официально опубликованное и являющееся обязательным при рассмотрении аналогичных дел как для участников спора (конкретного дела), так и для нижестоящих судов.

создается только высшими судебными инстанциями на основе закона; \ 2)

непосредственно связан с судебной практикой и создается в ходе судопроизводства; 3)

в его разработке велика роль свободного усмотрения; 4)

подлежит официальному опубликованию; 5)

является обязательным не только для участников данного спора, но и для других судебных органов.

В государствах с континентальной системой права (Франция, ФРГ, Италия и др.) его роль менее значима.

К судебно-правовым актам относятся также нормативные решения органов конституционной юрисдикции (конституционных судов, конституционных советов, верховных судов), дающих официальное толкование конституции и признающих оспариваемые законы и иные нормативные акты конституционными или неконституционными.

В англосаксонских государствах, а также в тех, которые восприняли основы англосаксонской правовой системы, широкое распространение получил правовой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения субъектов права, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые повсеместно, признаваемые и поэтому молчаливо санкционируемые государством. Конституционно-правовой обычай имеет устный характер, является обязательным и направлен на регулирование конституционных отношений. В странах, где утвердилась континентальная система права, роль правового обычая в целом невелика.

Источник

Источники права зарубежных стран

Система источников конституционного права зарубежных стран. Конституция как основной источник конституционного права и органические законы. Судебный прецедент, нормативно-правовые акты интеграционных объединений государств и международные договоры.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.04.2014
Размер файла 26,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Источники права, силы, образующие право, а также формы проявления их, по которым узнаём о существовании права; к последним относятся: законы и распоряжения властей (законодательство), обычаи (обычное право), судебные решения (судебная практика) и отчасти также наука права (право юристов); сюда же причисляют юридические сделки как форму правосознания лиц.

Совершающиеся в настоящее время структурные и содержательные изменения в праве взаимосвязаны с его источниковой базой. Она стала более унифицированной, хотя соотношение разного рода источников продолжает оставаться неодинаковым для отдельных стран.

Решающее воздействие на этот процесс оказывает развитие права экономически наиболее развитых стран.

В государствах европейско-континентальной правовой системы во всех её национальных подгруппах главной объективной формой юридического выражения права традиционно продолжают оставаться законы. Практически почти все отрасли права в основной своей части кодифицированы.

Глава 1. Система источников конституционного права зарубежных стран

В правовой доктрине под источниками права понимаются внешние формы выражения права. Традиционно выделяют три группы юридических источников: нормативные правовые акты, обычаи, судебные прецеденты. Эта схема вполне приложима и к конституционному праву зарубежных стран. Однако последнему присущи некоторые специфические особенности, которые становятся особенно заметны в последнее десятилетие. В частности, речь идёт о таких явлениях, как признание в качестве источника права общих принципов права, о всё возрастающем значении норм, создаваемых вне пределов национального государства, и даже не всегда с его решающим участием, но тем не менее обязательных для того или иного конкретного государства.

В последнем случае речь идёт не только о международно-правовых актах, а о формировании новых правовых систем, таких как европейское право (право Европейских Сообществ) или право Совета Европы. Нормы этого права имеют прямое действие и обладают верховенством по отношению к нормам права, создаваемым самим национальным государством. В результате начинает выстраиваться довольно своеобразная и несколько непривычная картина системы источников национального конституционного права в зарубежных странах, или во всяком случае в определённой части суверенных государств, которые являются участниками межнациональных интеграционных объединений, обладающих определёнными чертами наднационального характера.

Своеобразие складывающегося положения заключается в том, что казалось бы незыблемый постулат о верховенстве основного закона государства, о том, что конституция — это высший по своей юридической силе нормативно-правовой акт, коему соответствуют или должны соответствовать все иные нормативно-правовые акты, отныне должен восприниматься с некоторыми оговорками, а зачастую и вообще ставиться под сомнение.

Дело в том, что создание в Западной Европе интеграционных объединений, известных под наименованием Европейских Сообществ, и их объединение затем в рамках Европейского Союза, учреждённого в 1992 году, привело к тому, что в рамках Сообществ сложилась особая автономная правовая система. Она не может быть идентифицированная ни с национальным, ни с международным правопорядком. Нормативно-правовые акты, которые служат непосредственным источником этой правовой системы, создаются по большей части путём осуществления нормотворческой деятельности институтов Сообществ. Даже учредительные акты Сообществ, которые в значительной мере напоминают международные договоры, имеют весьма существенное юридическое отличие от последних. Это отличие заключается в том, что если обычный международный договор и, соответственно, нормы международного права адресованы суверенному государству, то нормы учредительных актов Сообществ наделяют правами и обязанностями не только, а порой и не столько государство, сколько непосредственно физические и юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств — участников этих соглашений. Что же касается категорий нормативно-правовых источников европейского права, создающихся институтами Сообществ, то специфика их правового режима заключается в том, что их нормы являются нормами прямого действия и обладают верховенством по отношению к нормам национального права, даже если речь идёт о конституционно-правовых нормах.

В последние годы в решениях национальных судов, особенно в высших инстанциях судов общей юрисдикции и в решениях наднациональных судебных органов, всё чаще встречается ссылка в мотивировочной части решений на общие принципы права, коим следует суд при вынесении конкретного решения по конкретному делу. Уже сегодня становится очевидным, что общие принципы — это такая юридическая категория, которая выступает в роли ведущего источника права вообще и конституционного права в особенности.

Таким образом, выстраивается система источников конституционного права зарубежных стран, можно выделить следующие основные группы источников:

1. Национальные нормативно-правовые акты;

3. Судебный прецедент;

4. Нормативно-правовые акты наднационального характера и международные договоры; конституционный закон правовой зарубежный

5. Общие принципы права.

Глава 2. Нормативные правовые акты

В подавляющем большинстве государств (за исключением стран общего права) основной массив источников конституционного права составляют нормативные правовые акты. Среди нормативно-правовых актов — источников конституционного права безусловно доминирующие позиции принадлежат законодательным актам.

Законом в формальном смысле слова является нормативный акт, принятый в соответствии со специальной процедурой соответствующим законодательным органом, формируемым на основе всеобщего избирательного права. Наряду с законом в формальном смысле слова используется и понятие закона в материальном смысле. В данном случае речь идёт о нормативном правовом акте, независимо от процедуры его принятия, который по своей значимости и кругу регулируемых отношений имеет столь же важное значение, как и закон в формальном смысле слова. Кроме того, в целом ряде стран существует практика делегированного законодательства, при которой парламент передаёт исполнительной власти свои полномочия по изданию закона, устанавливая обычно специальные условия применения таких актов. В некоторых странах право издания актов, имеющих силу закона, может принадлежать главе государства или иному органу, не являющемуся номинально органом законодательной власти, но осуществляющему соответствующее полномочие по ограниченному кругу вопросов в рамках специальной процедуры.

Законодательные акты различаются по своему статусу и юридическому режиму. Они образуют своего рода иерархическую структуру, местом в которой определяется юридическая сила данного закона. Ведущая роль в национальном законодательстве всех стран принадлежит конституции, за ней следует конституционные и органические законы, и затем — текущее или обычное законодательство.

2.1 Конституция как основной источник конституционного права

В подавляющем большинстве государств конституция представляет собой главный законодательный акт государства. Она разрабатывается и принимается на основе специальной особо усложнённой процедуры. Один из главных юридических признаков конституции — её верховенство. В случае коллизии нормы конституции и нормы любого иного законодательного акта преимущественную силу всегда имеет норма конституции.

Конституция — это основной закон государства. Обусловлено это не только верховенством данного нормативно-правового акта в общей системе правовых источников, это связано также с тем, что именно в конституции фиксируются основные права и свободы, принципы общественного и государственного устройства. Структура конституции, как правило, предопределяет и общую структуру конституционного права как отрасли национального права. В конституции находят своё отражение и закрепление те ценности и ценностные ориентиры, которые определяют (или должны определять) общественное и государственное развитие. В конституции фиксируются, таким образом, те начала и принципы, коим обязаны следовать в своей повседневной практической деятельности все субъекты конституционного права, начиная от индивида и заканчивая государством (или наоборот — начиная с государства и заканчивая индивидом). Конституционные принципы лежат в основе построения всей национальной системы права и во многом предопределяют характер образующих её отраслей.

В ряде новейших конституций наблюдается ещё одна интересная тенденция, весьма важная для характеристики конституции как источника права — установление внутренней иерархии норм самой конституции. В рамках законодательного текста вычленяются постановления, которые пользуются особой конституционной защитой, не подлежат пересмотру или для пересмотра других статей или разделов конституции.

Обычно такой повышенной защитой пользуются конституционные положения, в которых находят своё закрепление основные принципы построения общества, государства и государственной власти, а также постановления, которые формируют основные права и свободы человека. В некоторых конституциях такой повышенной защитой пользуются отдельные главы или разделы, в других — отдельные статьи.

Порядок изменения и пересмотра конституции устанавливается самой конституцией. Как правило, в писаной конституции регулируется и вопрос о соотношении национального и международного права. Практика различных государств в этой области неодинакова. В ряде государств прокламируется, что общепризнанные принципы и нормы международного права образуют составную часть национального права. При этом, конечно, важно иметь в виду то, что международный договор в случае его инкорпорации в национальную правовую систему всё равно занимает в этой системе особое место, он не подлежит пересмотру в одностороннем порядке и последующие нормативные акты не могут отменять или приостанавливать действие международного договора только в силу того, что они хронологически являются актами более позднего периода. Исходная презумпция состоит в том, что всё последующее законодательство не должно находиться в противоречии с подписанным и вступившим в силу международным договором.

Вопрос о соотношении норм международного договора и конституции представляется гораздо более сложным, чем соотношение последней с обычным законом. Для того чтобы исключить возможные правовые коллизии в этой весьма тонкой и чувствительной сфере политических взаимоотношений между государствами, применяется порядок, при котором конституция устанавливает особую процедуру ратификации международных договоров. Особо важные из них ратифицируются, как правило, на основе закона, причём такого рода закон о ратификации может и должен быть принят только в том случае, если подписанный международный договор не противоречит действующей конституции страны. В случае, если парламент или орган конституционного контроля констатируют наличие такого противоречия, то сама по себе ратификация может состояться только в случае пересмотра конституции.

2.2 Конституционные и органические законы

Вторую группу законодательных актов образуют конституционные и органические законы. Эти термины употребляются неодинаково в различных странах. В некоторых странах конституционными законами именуют те акты, посредством которых вносятся изменения в конституцию. Органическими, как правило, называют такие законы, издание которых предусмотрено непосредственно в конституции и которые как бы представляют собой продолжение и развитие конституционных постановлений. Например, в тексте основного закона может говориться о том, что статус правительства будет урегулирован органическим законом. Иногда наименование «конституционный» и «органический» закон — синонимы. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. — М.: Издательство НОРМА ( Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2002. — 832 с. (21 с.).

Конституционный закон, вносящий изменения в конституцию, принимается в соответствии с процедурой, предусмотренной для принятия поправок к конституции. Обычно это особо усложнённый процесс, поскольку подавляющее большинство писаных конституций является жёсткими конституциями. Несколько отличается порядок принятия органических законов. Он неодинаков в различных странах, но тем не менее для применяемой при его принятии процедуры характерно либо ограничение круга субъектов права законодательной инициативы, либо требование вотирования законопроекта только абсолютным большинством голосов, а в некоторых странах органические законы подлежат обязательному направлению до подписания главой государства на проверку в орган конституционного контроля. В иерархии законодательных текстов органический закон идёт непосредственно за конституцией и стоит выше обычного текущего закона. Это означает, что в случае коллизии между нормой обычного и органического закона преимущественную силу имеет норма органического закона.

2.3 Обычные или текущие законы

Обычные или текущие законы образуют основную массу законодательных актов, принимаются на основе процедуры, непосредственно предусмотренной в основном законе государства, и могут охватывать чрезвычайно широкий круг вопросов. В этой связи следует отметить, что в значительной части государств сфера применения закона не знает ограничений. Принимающий законы орган законодательной власти обладает неограниченной компетенцией и может принимать законы по любому вопросу, если сочтёт это необходимым. Таково, например, положение в Великобритании, в которой, как утверждают англичане, парламент может всё. Он не может только превратить мужчину в женщину. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. — М.: Издательство НОРМА ( Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2002. — 832 с. (22 с.).

Важным направлением активизации законотворческой деятельности в последнее десятилетие становится создание регионального законодательства. Этому способствуют два основных фактора:

Расширение сферы ведения субъектов федерации в государствах с федеративным устройством;

Развитие начал децентрализации в организации местного самоуправления.

Объём законодательных полномочий субъектов федерации в различных федеративных государствах неодинаков, неидентичны и принципы, положенные в основу построения федерации. В договорных федерациях остаточная компетенция, остаточные полномочия принадлежат субъектам федерации, и это вполне естественно расширяет сферу ведения субъектов и, соответственно, применения регионального законодательства. В странах, где остаточные полномочия, то есть полномочия, которые непосредственно не предусмотрены в основном законе, принадлежат центру, объём полномочий членов федерации будет значительно уже. Тем не менее нужно отметить, что преобладающей тенденцией в развитых государствах является, как правило, расширение сферы ведения субъектов федерации. Это можно проследить и в старых федерациях (США, ФРГ, Швейцария) и в недавно возникших федерациях, к числу которых относится, в частности, Бельгия.

Законодательство субъектов федерации не следует рассматривать как систему нормативных актов, подчинённых общенациональному законодательству. Здесь соотношение полномочий оказывается гораздо более сложным и соответственно гораздо более сложным оказываются взаимоотношения между национальным законодательством и законами субъектов федерации. В тех случаях, когда речь идёт об исключительном ведении федерации, закон субъектов вторгаться в эту сферу не может. В тех случаях, когда речь идёт о совместной компетенции, о совместном ведении, возможно конкурирующее законодательство федерации и субъекта федерации. В этом случае преобладающая роль принадлежит федеральному законодательству, и в случае коллизии должна действовать норма, источником которой является федеральный закон. В то же время во многих странах установлена исключительная сфера ведения субъекта федерации. Применительно к данной сфере общественных отношений роль самостоятельного источника конституционного права выполняет именно региональный закон, закон субъекта федерации.

Важную составную часть нормативных правовых источников конституционного права образуют акты исполнительной власти. К ним относят акты, издаваемые главой государства или от имени главы государства, а равно акты, принимаемые правительством. Иногда в их число включают также некоторые категории ведомственных актов (министерские постановления, инструкции и др.), а равно акты муниципальных органов. Однако практика различных государств в этой области не одинакова.

В недавнем прошлом акты исполнительной власти рассматривались, во всяком случае на доктринальном уровне, как акты подзаконные, то есть, принимаемые на основе и во исполнение закона. В настоящее время такой подход не вполне отражает существующие реалии. Поскольку сфера применения закона ограничена, то за её пределами регулирование начинает осуществляться именно актами исполнительной власти. Эти последние как бы замещают закон за пределами зарезервированной за ним сферы общественных отношений. В определённой мере ситуация делегированного законодательства похожа на рассмотренную выше.

Таким образом, в каждой конкретной стране структура и порядок принятия, а равно правовой режим актов исполнительной власти могут отличаться весьма существенными нюансами. Тем не менее общая иерархия таких актов, а следовательно и соподчинённость содержащихся в них правовых норм зависит прежде всего от статуса органа, который эти акты принимает, а также от того, какое место в общей иерархии государственных институтов занимает данный орган.

Глава 3. Обычай как источник конституционного права зарубежных стран

Под обычаем в конституционном праве принято понимать неоднократное применяемое правило, чаще всего санкционированное государством в лице судебных органов, которое применяется при регулировании определённых общественных отношений, относимых к сфере конституционного права. Роль и значение обычая в этой области относительно невелики по сравнению с частным правом и в то же время заметно отличаются в странах, принадлежащих к различным правовым системам. Наиболее значительное место обычай занимает в странах англосаксонского права. Например, в Великобритании многие ведущие государственные институты формируются и функционируют на основе не писанных текстов, а сложившихся, иногда в течение столетий, обычаев. Таков, например, установленный обычаем порядок формирования правительства, роль и полномочия кабинета, прерогативы премьер-министра. В странах континентальной Европы обычай в конституционно-правовой сфере применяется сравнительно редко. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. — М.: Издательство НОРМА ( Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2002. — 832 с. (25 с.).

Наряду с обычаем в традиционном смысле этого слова в целом ряде стран, особенно стран «третьего» мира, при регулировании конституционно-правовых отношений в качестве источника права могут использоваться обычаи и традиции, свойственные корпоративному праву. В мусульманских странах чрезвычайно важны роль адата и шириата. В странах тропической Африки, а также бассейна Тихого океана довольно широко распространено использование так называемого традиционного права, то есть неписаных обычаев, восходящих ещё к условиям племенной жизни. В некоторых странах тропической Африки была даже предпринята попытка кодификации племенных обычаев и традиций, представляющая интерес не столько с правовой точки зрения, сколько с точки зрения изучения этнических особенностей формирования национальных общностей и государств. Следовательно, в данной группе государств нередко наряду с судами общей юрисдикции функционируют религиозные судебные учреждения вроде судов шариата или так называемых традиционных трибуналов, разрешающих споры на основе родоплеменных обычаев и традиций.

В развитых демократических странах роль корпоративного права также может иногда быть весьма значительной. В целом ряде государств принадлежность к определённой религии является обязательным условием замещения поста главы государства. Речь идёт в данном случае не только о мусульманских странах, но и о таких, как, Великобритания, Швеция др. Применение норм корпоративного права может предрешать решение вопроса о назначении премьер-министра или замещении иных высших государственных должностей.

Глава 4. Судебный прецедент

Судебный прецедент — это правовой акт, представляющий собой судебное или административное решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов при решении аналогичных дел.

Место и роль судебного прецедента в различных группах государств неодинаковы. В странах англосаксонского права именно судебный прецедент является основным источником права вообще и в значительной мере — источником конституционного права. Хотя следует отметить, что здесь роль статутного права более значительна, нежели в сфере частного права. Господство судебного прецедента несомненно порождает большую казуистичность правовой системы, требует значительно более высокого профессионализма при работе с правовым материалом. Наличие множественности судебных прецедентов придаёт в то же время определённую гибкость правовой системе, позволяя отбирать из огромного массива судебных прецедентов те, которые в наибольшей степени подходят для решения данного конкретного дела. Тем не менее в правовой доктрине в целом превалирует мнение, что сфера конституционно-правовых отношений, как и сфера публичного права вообще, подлежит регулированию в решающей степени писаным правом.

Судебный прецедент играет определённую роль и в странах, формально не признающих его в качестве юридического источника права. Это относится, в частности, к странам германо-романского права, а также ряду других. Тем не менее, значимость судебного прецедента получает в последние годы определённое подтверждение и подкрепление на международно-правовом уровне, на уровне деятельности судебных учреждений интеграционных образований и группировок.

Глава 5. Нормативно-правовые акты интеграционных объединений государств и международные договоры

К числу наиболее развитых интеграционных объединений государств, в ведение которых государства-участники передают ряд суверенных прав, в настоящее время относятся Европейские Сообщества, объединённые в рамках Европейского Союза. Это своеобразное образование, в котором получают развитие тенденции эволюции права, способные в последующем получить широкое распространение в мире.

Учредительные акты, оформившие создание Европейских Сообществ, всё чаще в литературе, а иногда и в официальных текстах именуют конституцией Европейского Союза. При возникновении спорных ситуаций, при разрешении конфликтов физические и юридические лица могут основывать свои исковые требования непосредственно на этих учредительных актах. Никаких актов имплементации (промежуточных актов применения положений учредительных договоров) в национальном праве и суде в данном случае не требуется.

Более существенное, однако, состоит в том, что предусмотренные учредительными актами институты Сообществ, ставшие институтами Союза, наделены правом самостоятельного принятия нормативно-правовых актов, коими являются в настоящее время регламенты, директивы и решения. Важнейшая особенность их правового режима состоит в том, что они являются актами прямого применения и обладают верховенством по отношению к национальным нормативно-правовым актам любого уровня и любой значимости. Юрисдикционная защита этих норм обеспечивается не только судом на уровне Европейских Сообществ, но в равной степени и национальными судебными учреждениями. В случае коллизии между нормой национального права и права ЕС, национальные суды обязаны применить норму права ЕС. Иное решение может быть оспорено в Суде Европейских Сообществ, чьё постановление и будет носить окончательный характер.

В данном случае не имеет существенного правового значения то обстоятельство, признаётся ли принцип прямого действия международных договоров и соглашений в национальном праве, или такого рода акты могут применяться лишь опосредованно путём их прямой имплементации. Каждое государство, вступающее в Европейский Союз, обязано применять нормы права ЕС независимо от того, какая процедура предусмотрена в отношении наднациональных норм национальным законодательством. В случае, если конституция или иные нормативные акты приходят в противоречие с этим обязательством, они должны быть пересмотрены и изменены прежде, чем будет осуществлена ратификация учредительных актов и договора о вступлении в Союз.

Государство, вступающее в состав Европейского Союза, обязано распространить на свою территорию действие всех актов европейского права, принятых не только после вступления данного государства в состав Европейского Союза, но и до вступления. Это значит, что вводится в действие вся сумма нормативно-правовых актов, которые приняты с момента возникновения интеграционного объединения.

Весьма близким к нормативно-правовым актам интеграционных объединений является правовой режим международных договоров и соглашений. Тем не менее, различия между ними довольно существенны. Прежде всего, обычный международный договор, как правило, заключаемый на двух или многосторонней основе между суверенными государствами, создаёт права и правомочия непосредственно для главных субъектов международного права, коими являются суверенные государства или международные организации. Из этого следует, основывать свои исковые требования непосредственно на международном договоре даже в том случае, если общепризнанные нормы международного права прокламированы конституцией составной частью национального права, оказывается делом довольно трудным и сложным.

Во многих же странах даже формально-юридически (например, в большинстве стран англосаксонского права) прямое действие норм международных договоров исключено. Акты имплементации, то есть правоприменительные акты, могут служить основой для возбуждения дела в суде, отсутствие таких правоприменительных актов исключает возможность судебной защиты, основанной на международном договоре права. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. — М.: Издательство НОРМА ( Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2002. — 832 с. (30 с.).

Говоря о международном договоре как источнике национального конституционного права, нельзя не отменить, что за последнее десятилетие появилась целая серия международно-правовых актов, которые непосредственно трактуют и регулируют осуществление тех или иных прав и свобод, закрепляемых на конституционно-правовом уровне в системе национального права.

В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что источники права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников права напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению источников права, а практика должна умело реализовать предложения учёных в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Своеобразие источников права складывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.

Список использованной литературы

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. — М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 672 (255, 454 с.).

2. Батыр К.И., История государства и права зарубежных стран: учеб. / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов (и др.); под ред. К.И. Батыра. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2008. — 576 (536 с.).

3. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА . М), 2002. — 832 (21-30 с.).

4. Шмачкова Т.В. Мир политических партий / Политические

исследования. — 1922. № 1 — 2 — 38.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Конституция как основной источник национальной правовой системы. Конституционные, органические и «обычные» законы. Иные источники конституционного права зарубежных стран (декларации, акты главы государства, акты делегированного правотворчества).

реферат [25,9 K], добавлен 19.09.2008

Общая характеристика источников конституционного права зарубежных стран. Нормативные правовые акты. Специфика, роль и значение правового обычая. Структура мотивированного судебного решения. Судебный прецедент: общее понятие, практическая значимость.

курсовая работа [40,2 K], добавлен 14.04.2014

Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли конституционного права. Действующие в настоящее время нормативные правовые акты в системе источников конституционного права (законы, договоры и соглашения, декларации, регламенты, указы).

реферат [47,1 K], добавлен 11.12.2015

Конституция РФ, как основной источник Конституционного права. Конституционные законы и законы РФ, нормативные акты. Указы и распоряжения Президента РФ. Регламенты, постановления и иные акты палат Федерального Собрания. Международные договора и соглашения.

курсовая работа [91,9 K], добавлен 22.03.2015

Классификация современных зарубежных государств по уровню их социально-экономического развития. Источники конституционного права — законы, судебные прецеденты, конституционный обычай, политические декларации. Особенности конституционно-правовых отношений.

реферат [47,3 K], добавлен 07.03.2011

Понятие источников конституционного права зарубежных стран. Характеристика их основных категорий: национальных законодательных актов, нормативно правовых актов интеграционных объединений государств и международных договоров, обычая, судебного прецедента.

контрольная работа [30,3 K], добавлен 31.01.2011

Конституция, высшие нормативные правовые акты президента и правительства, законы, международные договоры как источники конституционного права. Место, роль и совокупность источников права, общественные отношения как объекты конституционных правоотношений.

курсовая работа [34,5 K], добавлен 20.11.2010

Источник

Читайте также:  С какими странами открыты рейсы
Оцените статью