Источники конституционного права конституционное право зарубежных стран

Источники конституционного права в зарубежных странах

Рассмотрим источники конституционного права в зарубежных странах, состав которых имеет различное наполнение.

Источники конституционного права – это внешняя форма для выражения общих правил поведения субъектов, которая регулирует отношения конституционного характера.

К источникам конституционного права в зарубежных странах относят:

– другие нормативные правовые акты (указы главы государства, распоряжения органов исполнительной власти);

– судебно-правовые акты (прежде всего, прецеденты в англосаксонском праве);

– публично-правовые договоры (международные и внутригосударственные);

В каждом государстве имеется собственная национальная система источников права. По этой причине некорректно говорить об источниках конституционного права зарубежных стран как о едином целостном образовании.

В федеративных государствах источники права характеризуются огромным разнообразием, так как на уровне субъектов имеются свои акты конституционного права (например, все штаты США имеет собственную конституцию). Местные (региональные) законы создаются и представительными органами отдельных автономных образований, которые существуют в пределах унитарной государственности. Подобный подход характерен для Италии, Испании и Португалии.

Высшей юридической силой в большинстве зарубежных стран обладает конституция как основной источник права, который имеет универсальный характер, так как устанавливает важнейшие институты национального права. Все иные действующие источники права должны соответствовать конституции. Она занимает ведущее и основополагающее место в правовой системе страны, а также оказывает предопределяющее воздействие на все остальные правовые источники.

Другим важным источником права является закон как нормативный акт, принимаемый в особом порядке органами законодательной власти. Он отражает волю народа, обладает наибольшей (после конституции) юридической силой и регламентирует значимые, типичные и устойчивые общественные отношения.

Выделяют следующие виды законов:

конституционные законы (вносят изменения и дополнения в конституцию; либо законы, принятие которых предусмотрено конституцией);

органические законы (они принимаются в усложненном режиме посредством бланкетных норм, которые содержатся в конституции);

обычные (ординарные) законы: регулируют менее важные общественные отношения (в сравнении с конституционными или органическими законами) и образуют предмет конституционного права;

чрезвычайные законы: позволяют приостанавливать действие отдельных положений конституции (принимаются только на определенный срок в установленном порядке).

Нормы конституционного права содержатся и в отдельных постановлениях и регламентах парламента. Регламенты устанавливают внутреннюю структуру и механизм деятельности представительного органа власти.

Источником конституционного права в зарубежных странах являются многочисленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления правительства и т.п.). Между ними имеется определенная субординация: нормативные акты нижестоящих органов должны соответствовать актам вышестоящих органов.

Многие ученые к подзаконным актам причисляют и акты органов местного самоуправления: уставы городов, районов, поселений, уездов, а также регламенты местных представительных органов.

Нормы конституционного права присутствуют и в отдельных нормативных договорах как международных, так и внутригосударственных.

Внутригосударственные договора применяются в зарубежных странах для регламентирования конституционных либо политически значимых отношений.

Ряд международных договоров (например, о защите прав человека) могут регулировать по сути конституционные отношения. В большинстве зарубежных стран после ратификации их парламентом они вступают в действие и обладают приоритетом в сравнении с внутренним законодательством.

В странах англосаксонской правовой системы большое распространение приобрел судебный прецедент. Он представляет собой образцовое правило поведения, которое вырабатывается высшими судебными органами, официально публикуется и является обязательным при рассмотрении схожих дел как для участников конкретного дела, так и для нижестоящих инстанций.

К характерным чертам судебного прецедента следует отнести:

– формируется лишь высшими судебными институтами при соблюдении закона;

– непосредственно увязан с судебной практикой и создается в процессе судопроизводства;

– при его разработке огромна роль свободного усмотрения;

– должен быть официально опубликован;

– является обязательным для участников рассматриваемого спора и для остальных судебных органов.

В государствах с континентальной правовой системой (Франция, Германия, Италия и остальные) его роль менее заметна.

К судебно-правовым актам в зарубежных странах относят и нормативные решения органов конституционной юрисдикции (конституционных и верховных судов, конституционных советов), которые дают официальное толкование конституции и признают оспариваемые нормативные акты конституционными либо неконституционными.

В англосаксонских правовых системах и государствах большое распространение приобрел правовой обычай.

Под правовым обычаем понимается сложившиеся на практике правила поведения субъектов права, которые в официальных изданиях не оформлены в качестве таковых, однако в течение долгого времени применяемые повсеместно, признаваемые и по этой причине молчаливо одобряемые (санкционируемые) государством.

Конституционно-правовой обычай имеет устный характер, а также является обязательным для соблюдения и направлен на урегулирование конституционных отношений. В странах с континентальной системой права значение и роль правового обычая в целом незначительна.

Источник

1.2. Источники конституционного права в зарубежных странах

В каждом государстве своя национальная система источников права.

В федеративных государствах источники права отличаются большим разнообразием, поскольку на уровне субъектов действуют свои акты конституционного права (например, каждый штат США имеет свою конституцию). Местные (региональные) законы издаются и представительными органами ряда автономных образований, существующих в рамках унитарной государственности. Это характерно для Италии, Испании, Португалии.

Высшей юридической силой и специфическим содержанием обладает конституция — основной источник права, имеющая универсальный характер, поскольку закрепляет важнейшие институты национального права. Конституции должны соответствовать все принимаемые и действующие источники права. Она занимает ведущее, основополагающее место в правовой системе и оказывает определяющее воздействие на все другие правовые акты.

Другим главным источником данной отрасли права является .закон — нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий наибольшей после конституции юридиче- ской силой и регулирующий социально значимые, типичные и устойчивые общественные отношения.

конституционные (в ряде государств вносят изменения в конституцию или дополняют ее; либо это те законы, принятие которых прямо предусмотрено конституцией); —

органические (принимаются в усложненном порядке на основе бланкетных норм, содержащихся в конституции).

обычные (ординарные), регулирующие менее важные общественные отношения (по сравнению с конституционными или органическими законами), образующие предмет конституционного права (гражданство, статус депутата, выборы президента); —

чрезвычайные, позволяющие приостанавливать действие отдельных конституционных норм (принимаются только на срок, определенный парламентом). Установлен тщательно регламентированный порядок их издания.

Нормы конституционного права могут также содержаться в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах, устанавливающих внутреннюю организацию и процедуру работы общенационального представительного органа власти.

Источником конституционного права являются весьма многочисленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления, ордонансы правительства и др.). Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящим. В ряде государств акты исполнительной власти могут иметь силу закона (Великобритания, Италия, Франция).

Большинство исследователей к группе подзаконных актов относят и акты местного самоуправления (уставы городов, районов, уездов, регламенты представительных органов на местах). Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах: международных и внутригосударственных. Последняя разновидность договора используется в зарубежных странах для регулирования конституционных или политически значимых отношений. Так, по Конституции Испании (ст. 145) автономные сообщества могут заключать друг с другом соглашения о сотрудничестве, в Австрии основные нормы (ст. 15А) такое право предоставляют землям. США и Канаде известны соглашения между правительствами и коренным населением для решения земельных и экологических вопросов.

Отдельные международные договоры (например, о защите прав человека, об участии государства в межгосударственных объединениях) могут регулировать конституционные по своему характеру отношения и при условии их ратификации парламентом, вступив в действие, имеют приоритет по сравнению с законом.

В странах англосаксонской системы права широкое распространение получил судебный прецедент — образцовое правило поведения, выработанное высшими судебными органами, официально опубликованное и являющееся обязательным при рассмотрении аналогичных дел как для участников спора (конкретного дела), так и для нижестоящих судов.

создается только высшими судебными инстанциями на основе закона; \ 2)

непосредственно связан с судебной практикой и создается в ходе судопроизводства; 3)

в его разработке велика роль свободного усмотрения; 4)

подлежит официальному опубликованию; 5)

является обязательным не только для участников данного спора, но и для других судебных органов.

В государствах с континентальной системой права (Франция, ФРГ, Италия и др.) его роль менее значима.

К судебно-правовым актам относятся также нормативные решения органов конституционной юрисдикции (конституционных судов, конституционных советов, верховных судов), дающих официальное толкование конституции и признающих оспариваемые законы и иные нормативные акты конституционными или неконституционными.

В англосаксонских государствах, а также в тех, которые восприняли основы англосаксонской правовой системы, широкое распространение получил правовой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения субъектов права, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые повсеместно, признаваемые и поэтому молчаливо санкционируемые государством. Конституционно-правовой обычай имеет устный характер, является обязательным и направлен на регулирование конституционных отношений. В странах, где утвердилась континентальная система права, роль правового обычая в целом невелика.

Источник

Источники конституционного права в зарубежных странах

Под источниками (или формами) права в юридическом смысле понимаются способы выражения и закрепления правил поведения, посредством которых эти правила приобретают обязательный характер.

К числу наиболее распространенных источников права относятся: нормативный правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент, религиозные каноны, нормативный договор, правовая доктрина, общеправовые принципы.

Практически все они относятся и к источникам конституционного права как отрасли права в зарубежных странах, но имеют особенности в той или иной стране.

1. Основным видом источников конституционного права является нормативный правовой акт, прежде всего закон.

По юридической силе все законы в сфере конституционного права можно разделить на следующие виды:

— конституцию (основной закон),

Конституция, или основной закон государства, является важнейшим источником конституционного права, не только дающим наименование данной отрасли права, но и лежащим в основе всей правовой системы любой страны.

Конституционный закон согласно доктринальному толкованию – это такой закон, который принимается практически в таком же порядке, что и конституция (за редким исключением), и вносит изменение в сам текст, в содержание конституции. Иначе говоря, это закон о поправке к конституции, поэтому он обладает (во всяком случае, должен обладать) той же юридической силой, что и конституция. Зарубежная конституционная практика характеризуется большим разнообразием процедур принятия конституционных законов.

Органический закон – это закон, принятие которого предусмотрено непосредственно в конституции. Она же определяет и предмет регулирования данного закона. Такой закон органически связан с конституцией, развивает, детализирует ее положения на несколько ином, более низком, чем конституция, уровне. В силу этого данный акт принимается в таком порядке, который отличен от порядка принятия и конституции, и обыкновенных законов. По своей юридической силе органический закон ниже, чем конституционный.

Обыкновенные законы – это законы, регулирующие отношения, составляющие предмет конституционного права, но принимаемые по отдельным вопросам конституционного характера. Данные акты принимаются в порядке обыкновенной парламентской процедуры простым большинством голосов (например, избирательные законы, законы о политических партиях, о гражданстве и т.п.).

В особую группу выделяются чрезвычайные законы (называемые также специальными законами). Следует иметь в виду, что это не законы, определяющие режим чрезвычайного положения, а именно чрезвычайные законы как “конституционно-нарушающие”. Они принимаются в таком же порядке, что и обыкновенные законы, но могут изменять или приостанавливать действие отдельных норм конституции. Такого рода акты принимаются в основном в развивающихся странах.

К числу нормативных правовых актов как источников конституционного права можно отнести и акты иных органов власти и должностных лиц, содержащие конституционно-правовые нормы (акты главы государства, правительства, региональных или местных органов власти).

2. Следующим видом источников конституционного права в зарубежных странах является судебный прецедент, т.е. правоприменительный акт судебного органа, принимаемый по вопросам конституционного характера, например о разрешении спора о разграничении компетенции между тем или иным органом государственной власти или по делу о конституционности (неконституционности) закона, примененного в судебном деле, и т.п. Такой вид источников конституционного права получил распространение в странах общего права. В научной литературе отмечается, что на основе судебных прецедентов в этих странах сложилось так называемое судебное конституционное право.

3. Конституционный обычай также относится к числу источников конституционного права зарубежных стран. В Великобритании их называют конституционными соглашениями. Ими являются, например, роспуск или созыв парламента по совету премьер-министра либо назначение на пост премьер-министра лидера партии парламентского большинства и т.п.

Стало уже традицией в США на пост Государственного секретаря назначать женщин: Мадлен Олбрайт – при У. Клинтоне, Кондолиза Райе – при Дж. Буше, Хиллари Клинтон – при Б. Обаме. Третий раз – это уже система. Если то же самое произойдет в четвертый раз, то это уже сложившийся обычай.

4. Нормативный договор – следующий вид источников конституционного права. Речь идет не только о международно-правовых договорах, но и о договорах внутри государства. В федеративных государствах это договоры между федеральным центром и властью субъектов федерации или между субъектами федерации о перераспределении предметов ведения и полномочий. Особую значимость такого рода источники приобрели в последнее время, когда в конституции все большего числа стран стали включаться нормы о непосредственно действующих нормах международного права.

5. Религиозные каноны. Нормы, содержащиеся в священных писаниях, также могут быть источником конституционного права. Это относится прежде всего к клерикальным и теократическим государствам, где конституционно устанавливается обязательность какой-либо религии.

Своеобразие этого вида источников состоит в том, что в большинстве своем действуют запреты, закрепленные религиозными нормами, например запрет в отношении британского монарха состоять в браке с католиком (Королева Великобритании Елизавета II в свое время публично выразила идею о снятии такого запрета.).

Некоторыми особенностями обладают источники в исламских странах. Здесь важнейшим источником права и нормативной основой всей жизни являлся Коран – книга, содержащая откровения, полученные пророком Мухаммедом от самого Бога (Аллаха). Вторым видом источников в мусульманских странах является Сунна, представляющая собой сборник адатов, т.е. изречений и рассказов о поступках самого Мухаммеда, собранных и изложенных последователями пророка.

Кроме того, к числу источников мусульманского права относится иджма, понимаемая как система легальных толкований божественных источников, даваемых высшими религиозными авторитетами (муфтиями) в форме фетв (Фетва – это решение, принимаемое муфтиями о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату в целом. Муфтий – высшее должностное лицо в региональных организациях ислама, наделенное правомвыносить решения по религиозно-правовым вопросам. Избирается на съездах духовенства и верующих или назначается правительством (в клерикальных и теократических государствах).). Наконец, еще один источник – кияс. Это уже аналитическое обобщение правоприменительной практики, складывающейся в стране, которое проводится учеными-юристами.

6. Правовая доктрина как источник конституционного права не получила широкого распространения. В научной литературе отмечается, что в правоприменительной практике судов большое значение имеют научные труды, в которых обобщается судебная практика и дается толкование статутного права. Изложенные в них идеи являются затем основой принимаемых судьями решений. Данный вид источников используется в Великобритании, где правоприменители (судьи) часто ссылаются на труды известных ученых-юристов Блэкстона, Беджгота, Мэя, Лоу и др.

7. Общеправовые принципы – это отправные, исходные начала правовой системы, лежащие в основе правотворческой или правоприменительной деятельности. К числу такого рода принципов относятся такие положения, как “специальный закон отменяет действие общего закона”, “позднейший закон отменяет более ранний” и т.п. Данный вид источника права имеет место во всех правовых системах. Например, Конституционный суд ФРГ сформулировал правило о том, что конституционное право не ограничено текстом Основного закона, а включает и некоторые общие принципы, которые законодатель не конкретизировал в позитивной норме .

8. В последнее время в отечественной литературе по конституционному праву стал выделяться еще один источник конституционного права – общепризнанные принципы и нормы международного права. При характеристике этого вида источников обычно ссылаются в качестве примера на положения Устава ООН, иных международных актов. Однако в данном случае речь идет о другом самостоятельном виде источников – нормативном договоре. К числу же рассматриваемого вида источников следует относить те обычаи и правила, которые не закреплены в международных актах, но известны участникам отношений и признаются ими в качестве общеобязательных, например принцип свободы открытого моря , обычаи в сфере морского права и др.

Источник

Читайте также:  Страны оси это ударение
Оцените статью