Источники конституционного права в зарубежных странах
Рассмотрим источники конституционного права в зарубежных странах, состав которых имеет различное наполнение.
Источники конституционного права – это внешняя форма для выражения общих правил поведения субъектов, которая регулирует отношения конституционного характера.
К источникам конституционного права в зарубежных странах относят:
– другие нормативные правовые акты (указы главы государства, распоряжения органов исполнительной власти);
– судебно-правовые акты (прежде всего, прецеденты в англосаксонском праве);
– публично-правовые договоры (международные и внутригосударственные);
В каждом государстве имеется собственная национальная система источников права. По этой причине некорректно говорить об источниках конституционного права зарубежных стран как о едином целостном образовании.
В федеративных государствах источники права характеризуются огромным разнообразием, так как на уровне субъектов имеются свои акты конституционного права (например, все штаты США имеет собственную конституцию). Местные (региональные) законы создаются и представительными органами отдельных автономных образований, которые существуют в пределах унитарной государственности. Подобный подход характерен для Италии, Испании и Португалии.
Высшей юридической силой в большинстве зарубежных стран обладает конституция как основной источник права, который имеет универсальный характер, так как устанавливает важнейшие институты национального права. Все иные действующие источники права должны соответствовать конституции. Она занимает ведущее и основополагающее место в правовой системе страны, а также оказывает предопределяющее воздействие на все остальные правовые источники.
Другим важным источником права является закон как нормативный акт, принимаемый в особом порядке органами законодательной власти. Он отражает волю народа, обладает наибольшей (после конституции) юридической силой и регламентирует значимые, типичные и устойчивые общественные отношения.
Выделяют следующие виды законов:
– конституционные законы (вносят изменения и дополнения в конституцию; либо законы, принятие которых предусмотрено конституцией);
– органические законы (они принимаются в усложненном режиме посредством бланкетных норм, которые содержатся в конституции);
– обычные (ординарные) законы: регулируют менее важные общественные отношения (в сравнении с конституционными или органическими законами) и образуют предмет конституционного права;
– чрезвычайные законы: позволяют приостанавливать действие отдельных положений конституции (принимаются только на определенный срок в установленном порядке).
Нормы конституционного права содержатся и в отдельных постановлениях и регламентах парламента. Регламенты устанавливают внутреннюю структуру и механизм деятельности представительного органа власти.
Источником конституционного права в зарубежных странах являются многочисленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления правительства и т.п.). Между ними имеется определенная субординация: нормативные акты нижестоящих органов должны соответствовать актам вышестоящих органов.
Многие ученые к подзаконным актам причисляют и акты органов местного самоуправления: уставы городов, районов, поселений, уездов, а также регламенты местных представительных органов.
Нормы конституционного права присутствуют и в отдельных нормативных договорах как международных, так и внутригосударственных.
Внутригосударственные договора применяются в зарубежных странах для регламентирования конституционных либо политически значимых отношений.
Ряд международных договоров (например, о защите прав человека) могут регулировать по сути конституционные отношения. В большинстве зарубежных стран после ратификации их парламентом они вступают в действие и обладают приоритетом в сравнении с внутренним законодательством.
В странах англосаксонской правовой системы большое распространение приобрел судебный прецедент. Он представляет собой образцовое правило поведения, которое вырабатывается высшими судебными органами, официально публикуется и является обязательным при рассмотрении схожих дел как для участников конкретного дела, так и для нижестоящих инстанций.
К характерным чертам судебного прецедента следует отнести:
– формируется лишь высшими судебными институтами при соблюдении закона;
– непосредственно увязан с судебной практикой и создается в процессе судопроизводства;
– при его разработке огромна роль свободного усмотрения;
– должен быть официально опубликован;
– является обязательным для участников рассматриваемого спора и для остальных судебных органов.
В государствах с континентальной правовой системой (Франция, Германия, Италия и остальные) его роль менее заметна.
К судебно-правовым актам в зарубежных странах относят и нормативные решения органов конституционной юрисдикции (конституционных и верховных судов, конституционных советов), которые дают официальное толкование конституции и признают оспариваемые нормативные акты конституционными либо неконституционными.
В англосаксонских правовых системах и государствах большое распространение приобрел правовой обычай.
Под правовым обычаем понимается сложившиеся на практике правила поведения субъектов права, которые в официальных изданиях не оформлены в качестве таковых, однако в течение долгого времени применяемые повсеместно, признаваемые и по этой причине молчаливо одобряемые (санкционируемые) государством.
Конституционно-правовой обычай имеет устный характер, а также является обязательным для соблюдения и направлен на урегулирование конституционных отношений. В странах с континентальной системой права значение и роль правового обычая в целом незначительна.
Источник
Источники конституционного права в зарубежных странах. Конституционное право зарубежных стран как отрасль права.
Конституционное право зарубежных стран как отрасль права.
Конституционное право как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода), содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определённую группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности).
Под предметом данной отрасли права понимаются те общественные отношения, которые регулируются нормами данной отрасли права.Н ормы КП регулируют те общественные отношения, которые возникают в связи с утверждением и закреплением основ конституционного строя, гарантией основных прав и свобод человека, формированием и функционированием публичной власти. Эти отношения носят публично-правовой характер. КП – такая отрасль права, которая предопределяет направленность правового регулирования других отраслей права. Конституционное право как отрасль права – это система норм, регулирующих преимущественно и главным образом общественные политические отношения, связанные с основами общественного и государственного строя, гарантией основных прав и свобод человека, формированием государственных органов и органов местного самоуправления.
Источники конституционного права в зарубежных странах.
Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские страны), как и следует из названия данной отрасли права, служит конституция – основной закон.
К другим источникам относятся:
а) конституционные – вносят изменения в конституцию или дополняют её;
б) органические – принимаются в усложнённом порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом;
в) обыкновенные – регулируют отдельные вопросы, ZB., закон о выборах президента;
г) чрезвычайные – согласно самой конституции, эти законы могут отступать от её положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок;
2) внутригосударственные публично-правовые договоры;
3) регламенты парламентов и их палат – устанавливают внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов;
4) акты главы государства и исполнительной власти – указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств; особая роль принадлежит актам главы государства и исполнительной власти, имеющим характер закона: издаются или на основе делегирования полномочий парламентом (Великобритания), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция);
5) акты органов конституционного контроля – конституционных судов, советов, дающих официальное толкование конституции и признающих те или иные законы (не) соответствующими конституции;
6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам; в некоторых странах судебные прецеденты не признаются источниками права, т.е., по существу не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, в особенности в области административного права; такие нормы создаёт и конституционный совет, в частности по вопросу о правах личности;
7) конституционный обычай – сложившееся в практике единообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения; обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писанных конституций;
8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии; в единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран – священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;
9) правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);
10) международно-правовые акты, например Европейская конвенция о правах человека 1950 г.
Источник
11. Источники конституционного права как отрасли права в зарубежных странах.
Под источником понимается «то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь» 1 . Такое широкое исходное понимание источника позволяет выделять источник в материальном смысле (условия жизни общества), в идеологическом смысле (правовые теории, концепции), в формально-юридическом смысле (собственно форма права). В конституционно- правовых исследованиях понятие «источник права» встречается во всех трех значениях, но в последнем — чаще всего.
Источники конституционного права в формально-юридическом смысле — внешние формы выражения конституционно-правовых норм.
В российской правовой теории выделяют четыре основные формы права:
1) нормативно-правовой акт,
2) правовой обычай,
3) судебный прецедент и
4) нормативный договор.
Кроме них, еще отмечают такие источники, как религиозные нормы, и Правовую доктрину (вопрос о ней как источнике права в формальном смысле
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 ООО слов/ Под ред. Н.Ю.Шведовой. — 22-е и зд. — М.: Рус.яз., 1990. — С.258.
дискутируется), а также основные правовые принципы (принцип «доброе воли» при соблюдении договоров и выполнении обязанностей, принцип «pacta sunt servanda», в соответствие с которым надлежащим образом составленные обязательства и контракты следует исполнять, принцип равно хорошего обращения со всеми и др. 1 ).
Любая из указанных форм представлена источниками конституционного права. Для того, чтобы определить, относится ли тот или иной конкретный источник к числу источников именно конституционного права! необходимо, исходя из его содержания, определить, действительно ли он регулирует конституционно-правовые, а не иные отношения.
Разнообразие конституционного права зарубежных стран проявляется! в частности, в том, что основными в них будут не одни и те же, а разные источники. Например, в англосаксонских странах ведущую роль играет судебный прецедент, в романо-германских — правовой акт.
12. Виды законов, регулирующих конституционно-правовые отношения в зарубежных странах
Закон — это нормативный акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения, принятый высшим представительным органом или народом в особом, установленном конституцией или (и) иным соответствующим актом порядке и в силу этого обладающий высшей юридической силой.
Классификация законов на виды может проводиться по различным основаниям: по юридической силе; по времени действия; по условиям, в! которых они действуют; по субъектам законотворчества, по способам систематизации норм и т.д.
1 Основные правовые принципы играют очень важную роль в западных странах. Об! этих принципах адвокат может в случае необходимости напомнить судье. В США принцип, что «уголовные законы должны быть строго истолкованы» (т.е. суд должен его] интерпретировать максимально узко, буквально; в случае неясности — охватывает ли закон данный случай, закон не применяется) рассматривается как одна из важнейших] гарантий прав человека, минимизирующая возможность привлечения к ответственности невинных людей). В российской науке конституционного права отсутствует традиция анализа таких принципов, их изучение не включается в учебный курс. Поэтому в| данном учебном пособии они также не рассматриваются в качестве отдельного вопроса, однако несколько подробнее о принципах все же можно узнать в вопросе о Конституции Франции.
По юридической силе законы делятся на: конституции, конституционные органические и обычные законы.
1) Конституции — акты, как правило, обладающие высшей юридической силой, являющиеся консолидирующим началом для всех норм в государстве, поэтому их также нередко называют «источником источников».
2) Термин «конституционные законы» в разных странах используется для обозначения разных видов актов. Конституционными законами могут называться акты:
— являющиеся важной составной частью некодифицированной конституции в некоторых странах (Австрия, Литва 2 );
— вносящие изменения в Конституцию (например, в Румынии 3 );
— издаваемые одновременно с конституцией для введения ее в действие (например, в Словении 4 );
— обладающие большей юридической силой, чем остальные законы, но меньшей, чем конституция (например, в Казахстане 5 ).
3) Органические законы — законы, издаваемые на основе бланкетных норм конституции и обладающие, как правило, большей юридической
1 Иногда конституции не выделяют в отдельную группу, а рассматривают в числе конституционных законов.
2 В Австрии составными частями некодифицированной конституции являются Конституционный закон 1920 г., в редакции 1929 г., а также «действующие в качестве конституционных» иные акты, например, принятый еще в монархический период истории этого государства Основной закон государства от 21 декабря 1867 г. об общих правах граждан королевств и земель, представленных в Имперском совете, и новые конституционные законы, список которых постоянно пополняется, например, это — Федеральный Конституционный закон «О вступлении Австрии в Европейский Союз» 1994 г., Федеральный Конституционный закон «О заключении Амстердамского договора 1998 г.» и Другие акты.
3 Согласно ч.2 ст.72 Конституции Румынии 1991 г., «конституционными законами осуществляется пересмотр Конституции» (п.2).
4 Ст. 174 Конституции Словении 1991 г. гласит: «Для введения в действие настоящей Конституции и для обеспечения перехода к применению положений настоящей Конституции принимается Конституционный закон». Выполняя это положение, 23 декабря 1991 г. Скупщина Республики приняла Конституционный закон «О введении в действие Конституции Республики Словении».
5 Согласно п.4 ст.62 Конституции Казахстана 1995 г., «Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, большинством не менее Двух третей голосов общего числа депутатов каждой палаты». Для принятия Конституции требуется большинство в три четверти от общего числа депутатов, а для принятия обычных законов — простое большинство. Сам порядок принятия уже свидетельствует о месте конституционных законов в системе актов государства.
силой, чем остальные законы, но меньшей, чем конституция (Испания Франция и др.) 1 .
В западной литературе отмечается, что различие между органическим* законами и конституционными законами в третьем из приведенных значений практически отсутствует, и скорее можно говорить о существовании определенной традиции названия актов, чем о принципиальных формаль-, ных или содержательных отличиях.
На это же указывает и существующая в некоторых латиноамериканских странах практика объединения этих двух названий актов в одном акте: например, в Чили существует группа конституционных органических законов 2 .
4) Обычные законы регулируют различные отношения в сфере конституционного права (гражданство, выборы, статус отдельных органов государства и т.д.), которые не урегулированы указанными выше законами 3 .
Кроме собственно законов в формальном смысле слова (т.е. актов, изданных по установленной процедуре и имеющих данное наименование), нередко в сфере конституционного права издаются акты, имеющие силу закона или приравненные к закону. Это:
1) делегированное законодательство (акты, издаваемые в порядке замещения парламентов правительствами, например, декреты-законы правительства в Испании 4 );
2) акты в ранге закона (например, парламентские регламенты);
, 3) акты главы государства, имеющие силу закона или большую юридическую силу (в дуалистических монархиях, а также некоторых республиках 5 ),
! Так, ст.6 Конституции Франции 1958 г. гласит: «Президент Республики избирается на пять лет прямым всеобщим голосованием. Условия применения настоящей статьи- устанавливаются органическим законом». Аналогичные положения, отсылающие к орга- : ническим законам, содержатся в ст. 13 (о должностях, назначения на которые проводятся Советом Министров), ст.23 (замещение членов Правительства), ст.25 (замещение членов Парламента), ст.27 (о делегировании голоса члена Парламента) и др.
2 Так, например, статус Центрального банка Чили регулируется Органическим Конституционным законом от 4.10.1989 г. в редакции 1999 г.
3 Так, например, в Эстонии вопросы культурной автономии урегулированы обычным законом (Закон о культурной автономии национальных меньшинств 1993 г.).
4 Согласно п.1 ст.82 Конституции Испании 1978 г., «Генеральные Кортесы могут делегировать Правительству право принятия норм, имеющих силу закона. ».
5 Так, согласно п.2 ст.61 Конституции Казахстана 1995 г., «Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового Закона в установленном Конституцией порядке».
По времени действия законы делятся на:
а) постоянные (т.е. изданные на неопределенный срок, таково большинство законов) и
б) временные (издаются на определенный срок для апробации данного подхода к регулированию конституционно-правовых отношений 1 или для временного регулирования до выяснения мнения представителей главных политических сил и выработки постоянного акта, либо до изменения политической ситуации 2 ).
По условиям действия законы делятся на:
а) законы, действующие в обычных условиях (большинство законов),
б) чрезвычайные законы (действующие в условиях чрезвычайного положения).
По субъектам законотворчества законы делятся на принятые:
а) на референдуме;
б) законодательным органом;
в) замещающим законодательный органом (временными революционными комитетами, военными хунтами, правительством, президиальным органом в социалистических странах);
г) монархом (в абсолютных и дуалистических монархиях).
По целям издания законы делятся на:
а) издаваемые исключительно или главным образом с целью урегулирования общественных отношений (обычная практика);
б) издаваемые в память о каком-либо событии (но и для регулирования общественных отношений) 3 .
1 Одной из особенностей государственного права Китая является наличие большого числа временных актов, носящих экспериментальный, временный характер, издаваемых «в опытном порядке». Практика издания временных актов обосновывается сложностями выработки оптимального варианта правового регулирования общественных отношений в стране с более чем миллиардным населением и острыми социальными проблемами. В качестве временных с последующей заменой на постоянные были изданы многие законы, регулирующие важнейшие общественные отношения в различных сферах: ГПК, Лесной кодекс и др. Временный характер имели и многие важные акты Государственного Совета: Из 647 актов Государственного Совета, опубликованных в 1986-1997 гг., 91 акт носил временный характер, т.е. примерно 14% от общего числа (подсчитано авто- Ром). Временные акты в КНР издаются органами управления почти на всех уровнях.
2 Так, например, Акт о Северной Ирландии 2000 г. приостановил деятельность Ассамблеи Северной Ирландии и некоторых других органов на неопределенное (в данном акте) время до урегулирования конфликтной ситуации. Временный характер данного акта подчеркивается тем, что он регулирует как вопросы управления на период приостановления, так и порядок восстановления предшествующего регулирования.
3 В Венгрии существует определенная традиция издания актов в память о каком- либо событии. Следуя ей, в 2000 г. Государственное Собрание Венгрии приняло Закон в намять об основании Венгерского государства.
В Великобритании и некоторых других странах общего права законьа делятся по признаку публичности на публичные и частные.
Публичные законы — законы, содержащие правила общего характера и неоднократного применения, обращенные к неопределенному кругу лиц (т.е | обладающие всеми признаками закона и с точки зрения европейского права) J
Частные законы — законы, касающиеся определенного узкого круга лиц] и содержащие конкретные строго определенные правила (используются! для установления или отмены привилегий, предоставления особых полно-] мочий и т.п. 1 ).
Источник