Источники права стран древнего востока закона хаммурапи

Источники права Месопотамии. Законы царя Хаммурапи: общая характеристика

Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором и дипломатом. Значительная часть подвластной ему территории была присоединена путем дипломатических усилий, а не военных захватов.

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобра­ли:
1. законы предшествующих правителей;
2. обычное право;
3. собственные установления Хаммурапи — его указы и типичные ре­шения судебных дел.

Обычное право здесь, как и в других райо­нах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных лич­ных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенно­сти в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения «истинного счастья и доброго правления» (слова из торжественного Про­лога к Законам Хаммурапи). Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги в царскую казну и поставлял воинов на царскую службу. В источниках времени его правления упоминаются «указы о восстановлении справедливости», которые были направлены на противодействие разорению и обезземеливанию общинников, воз­мещение ущерба от стихийных бедствий, а также социальных бед­ствий.

Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 ста­тей оказались уничтоженными (соскобленными).

Статьи законов Хаммурапи:

  1. на­казания за клятвопреступления и наговоры в суде, а также за незаконный пересмотр судебного решения (ст. 1-5);
  2. о защите дворцовой, храмовой и частной собственности от воровства:
    • статьи о краже собствен­ности (ст. 6-14);
    • о продаже без свидетелей и заключения соответ­ствующего договора (ст. 7);
    • о наказании за содействие беглому рабу (ст. 15-20);
    • о грабеже (ст. 21-23);
    • о воровстве на пожаре (ст. 25).
  3. регулирование удельных имуществен­ных прав состоящих на царской военной службе (ст. 26-37);
  4. об аренде земли и правилах водопользования (ирригационными сооружениями). Здесь же перечисляются условия и меры по обеспечению возврата долгов (ст. 38-107), обращения в долговую кабалу;
  5. способы возмещения вреда вследствие небрежного пользования обводными каналами, а также содержание запрета на самовольное изъятие невозвращаемого долга (ст. 53, 113 и др.);
  6. требующие наказания за причинение вреда общественному миру и согласию:
    • непротиво­действие заговорщикам (ст. 108);
    • обман соседей с мнимой кражей;
    • об отработке долга домашней кабалой у кредито­ра;
    • о лжесвидетельстве против соседей, против жрицы или про­тив жены свободного человека (ст. 102-103, 114-117, 120-127).
  7. раздел о семейственном праве:
    • о личных и имущественных правах в брачно-семейных отношениях (ст. 128-163);
    • о наследовании (ст. 165-182);
    • о личных отношениях правового характера в семье между родителями и детьми — законными и приемными (ст. 185- 195);
  8. защита от причинения вреда здоровью, имуществу, личному достоинству (оскорбления, телесные повреждения и т.д.) регулиру­ется ст. 196-214;
  9. правила и регулирование ответственности за пользование движимым имуще­ством, за совершение торговых операций и предоставление различных услуг или средств труда (ст. 215-282). Здесь регулируются обязательственные отношения в связи с услугами по излечению болезней, снятием клейма с раба, производством строительных работ, арендой движимого имущества, наймом и продажей рабо­чей силы и средств труда.
Читайте также:  Экономический потенциал страны как экономическая категория

На основе знакомства с политикой и Законами Хаммурапи возникает картина большого культурного государства с обществом, уже прошедшим все начальные стадии своего формирования. В центре власть уже не имеет соперников из местных городских династий, в аппарате управления чиновники вытеснили знать, кровная месть уступает выкупу на основе тарифа поранений. Го­сударство через своих служителей заботится о благосостоянии на­рода, о подъеме земледелия, торговли, прокладывании и поддер­жании в надлежащем режиме водных сообщений и каналов. Госу­дарство придерживается мирной позиции, нет привилегий у тех или иных национальностей (вавилонян, эламитов и др.). Социальная структура в значительной мере дифференцировалась на основные и неосновные группы и слои (например, в жречестве имелось не­сколько категорий и классов служителей, служба царю выдвину­ла классы баиру (охотники), ридсабе (служилые люди, солдаты). Хаммурапи в части документов предстает вдумчивым и гуман­ным правителем. Однако в сборнике законов, где очень простым и понятным языком говорится о браках, собственности, долгах, ворах, наемных работниках, а также о договорах, банковско-кредитном деле и общественной морали, наказания выглядят жестокими и про­извольными. Относительная жестокость этих наказаний связана с самим фактом создания Вавилонского царства вторгшимися с запада племенами амореев, которым и пришлось вводить дополнительные меры по установлению мира и порядка, в том числе меры устраше­ния, с тем чтобы удержать свое господство в этом районе.

Собственность и обязательственные отношения по законам Хаммурапи

Вавилония была страной интенсивного земледелия, существовала собственность на землю (царя, царских людей, храмов, общины, частных владельцев). Земля обрабатывалась с помощью рабов или самостоятельно либо сдавалась внаем (аренду). В области имущественных отношений законы четко подразделяют имущественные права соб­ственника, арендатора и наемных работников и разграничивают меры ответственности за утерю, хищение, невозврат собственно­сти или причинение вреда имуществу.
Большое внимание уделялось договорной фиксации различ­ных сделок. Наиболее важные из них запечатывались в двойной конверт из глины в нескольких копиях и обжигались для надежной сохранности.

Читайте также:  Автобус по странам европы

Виды договоров:

В зас­лугу Хаммурапи ставится ограничение ростовщического процента по займам и возможность в некоторых случаях отсрочить уплату долга (ст. 48).
Работа по найму практиковалась очень широко, и свободные люди участвовали в этом наряду с рабами. Нанимали, как прави­ло, на короткий срок — на время посевных работ или жатвы.
Особое регулирование получила работа профессионалов (лю­дей высокой квалификации) — врачей, строителей, корабельщи­ков. Услуги были дифференцированы в оплате в зависимости от категорий потребителей услуг, например, хирург получал разную в кратном отношении плату за операцию для авилума, для мушкенума и раба.

Брак и лично-имущественные отношения в семье.

Брак зак­лючался по договору жениха и отца невесты. Развод был упрощенным только для мужа.
Отец не имел права жизни и смерти над своими детьми.
Женщина в Вавилонии, по Законам Хаммурапи, имела бо­лее высокий и привилегированный статус по сравнению с более поздними кодификациями (например, Кодексом Наполеона 1804 г.). Нару­шение брачного договора влекло утрату задатка и выкупной платы. Ни возраст, ни рабское положение не служили мужу препятствием для брака (ст. 175—176). Рабыня, родившая детей своему хозяину, не могла быть проданной после этого «за се­ребро», а после смерти хозяина-отца отпускалась на свободу (ст. 171).
Считался возможным брак свободного человека и рабыни, причем дети от такого брачного союза становились свободными Равным образом с рабом могла жить в браке и свободная женщи­на, ее дети также считались свободными Только в случае смер­ти мужа-раба половина нажитого имущества переходила хозяину раба, а другая половина оставалась жене, от которой она потом пе­реходила по наследству ее детям. Запрещались кровосмесительные браки между близкими родственниками и свойственниками (напри­мер, между мачехой и пасынком).
В семье сохранялись многие патриархальные порядки. Отец мог отдать детей в долговую кабалу, дочь в жрицы или блуд­ницы, сына лишить наследства «за тяжкие грехи». Жене он мог подарить сад, поле, а ставшая затем вдовой его жена могла все это подарить «любимому сыну» (ст. 150).

Наследование про­исходило в основном по закону. Все сыновья уравнивались, даже от рабыни, если того пожелал отец. Жена владела вдо­вьей долей только пожизненно, затем она переходила детям. Сыновья рабыни могли быть признаны законными наследника­ми в том случае, если их отец признавал их наследниками в определенном порядке В любом случае сыновья от рабыни счи­тались свободными.

Преступления и наказания.

Законы не проводили различия между преступлением и гражданским правонарушением. Более четко обособлялись некоторые формы виновности — различные виды недоносительства, укрывательства.

Виды преступлений:

  1. преступления против личности;
  2. против собственности;
  3. против семейных устоев;
  4. должностные и государственные преступления.

В числе преступлений против личности перечислены убий­ство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреж­дения в драке, оскорбление словом и действием, ложные обвине­ния. Большое значение имело социальное положение обвиняемо­го и потерпевшего, которое способствовало возникновению особого тарифа поранений и иных форм причинения вреда здоровью или имуществу.

В числе преступлений против собственности чаще всего встречаются кражи и грабеж, повреждение чужого имущества, а также многочисленные посягательства на чужих рабов: кража и укрывательство раба, снятие с раба знака его рабского состояния. Особо выделены некоторые составы мошеннических проделок — мошенничество корчемницы, тамкара и др.

Преступления против семейных устоев включают кровосме­шение, неверное и распутное поведение жены, похищение и под­мену ребенка.
В разряде совершающих должностные преступления упомянуты судьи, меняющие вынесенный приговор на другой, солдаты, младший командный состав. Не упомянуты государственные пре­ступления в виде измены или мятежа, как полагают, в силу их об­щеизвестной и безусловной наказуемости.

Отягчающие об­стоятельства:

  1. посягательства на личность или имущество представителей высших сословий;
  2. дерзость рабов по отношению к хозяевам;
  3. дерзость детей по отношению к родителям.

Виды наказаний:

  1. смертная казнь;
  2. штраф;
  3. обращение в рабство;
  4. гонение из страны (поми­мо обычных наказаний в виде штрафов и членовредительных дей­ствий);
  5. наказания по принципу талиона.

Наиболее употребимым было наказание в виде денежного штрафа. Выработан своего рода тариф поранений. Некоторые разновидности штрафов имели явно завышенный размер, равносильный приговору к смерт­ной казни.
Наиболее суровыми были наказания за лжесвидетельства и клятвопреступления, особенно в случаях несправедливых обвине­ний в убийстве. К смерти приговаривали того, кто после продажи своего товара обвинял покупателя в том, что тот украл у него товар.
Смертная казнь осуществлялась путем утопления, сожжения или сажания на кол. Широко применялись также устрашающие членовредительные наказания: отсечение руки, пальцев рук, отрезание уха, языка и иные формы наказания по принципу талиона.
В Законах Хаммурапи можно обнаружить три разновидно­сти наказаний по принципу талиона: наказание по типичному (простому) талиону «око за око» для авилума, по правилу симво­лического талиона (сыну, ударившему отца, отрубали руку; лека­рю, неудачно удалившему бельмо, отрубали кисть руки и др.) и по правилу так называемого зеркального талиона (наказание смертью сына строителя дома, если обвалилась крыша построенного им по заказу дома и загубила жизнь сына хозяина дома).
Характерно также, что по некоторым преступлениям высшие классы подвергались более суровому нака­занию, чем низшие.

Судебное разбирательство.

Судебное решение воспринималось как акт справедливости, который совершался и при помощи зако­нов, а иногда и с участием богов, например бога Реки в случае испытания водой. Проверяемых бросали связанными в реку, и не­виновным считался тот, кто после этого всплывал. Этот редкий вариант истолкования невиновности контрастирует с обыкновениями древних индийцев и средневековых европейцев, у которых всплы­вал во время испытаний человек виновный, нечистый, греховный.
Судебный процесс был устным и состязательным, а также единым по делам уголовным и гражданским. Истец сам приводил ответчика в суд, а преступника приводили царские слуги, которые находились в подчинении и распоряжении наместников. Практиковалось разбирательство с учетом алиби и вещественных доказа­тельств. Большое значение придавалось клятвам свидетелей и судебным испытаниям с участием местных богов (ордалии). Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставлять­ся до 6 месяцев (ст. 13). Приговоры о смертной казни и членовре­дительстве приводились в исполнение немедленно и публично.

Суды были нескольких уровней и разных юрисдикции:
1. на уров­не общины;
2. храмовые;
3. царские

Очень важную роль в судебном разбирательстве играли пись­менные свидетельства. Письменная фиксация документов, в том числе юридических (торговых, брачных и др.), имела большое значение в сохранении и воспроизводстве политической и право­вой культуры древнего общества.

Таким образом, сборник Законов Хаммурапи в целом был про­дуктом зрелой стадии эволюции древнего общества, в котором сло­жились устойчивая классовая структура, упорядоченные отноше­ния между социальными группами жрецов, воинов и земледельцев. Рабы воспринимались интегральной частью социальной структуры, и значительная часть законов регулировала их правовой статус, который исключал конкретные права, но предполагал возможность женитьбы раба на свободной, что было его относительной свободой.
Самое тщательное регулирование торговли сви­детельствует о большом хозяйственном значении городского насе­ления страны, заинтересованного в товарах и торговом обмене со всем окружающим миром.

Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — 744 с.

История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996. – 480 с.)

Источник

Источники права стран Древнего Востока. Общая характеристика Судебника Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 14:32, реферат

Краткое описание

Целью данной контрольной является изучение Законов Хаммурапи, как важнейшего памятника древневавилонского права.
Основные задачи:
Анализ источников права стран Древнего Востока; общая характеристика Судебника Хаммурапи;
Изучение социальной структуры и правового положения основных групп населения Древнего Вавилона;
Рассмотрение проблем собственности и обязательств по Судебнику Хаммурапи;
Анализ проблем брака и семью в Древнем Вавилоне;
Анализ понятий «преступления» и «наказания» в соотношении с Законами Хаммурапи.
Источники права стран Древнего Востока. Общая характеристика Судебника Хаммурапи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Источники права стран Древнего Востока. Общая характеристика Судебника Хаммурапи………………………………………………. 3
Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона………………………………………….6
Собственность и обязательства по Судебнику Хаммурапи……. 10
Брак и семья в Древнем Вавилоне…………………………………….14
Преступления и наказания…………………………………………. 17
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………………21

Прикрепленные файлы: 1 файл

Законы Хаммурапи.docx

  1. Источники права стран Древнего Востока. Общая характеристика Судебника Хаммурапи………………………………………………. . 3
  2. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона………………………………………….6
  3. Собственность и обязательства по Судебнику Хаммурапи……. 10
  4. Брак и семья в Древнем Вавилоне…………………………………….14
  5. Преступления и наказания…………………………………………. .17

Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование

Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи. Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкену), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия.1

Целью данной контрольной является изучение Законов Хаммурапи, как важнейшего памятника древневавилонского права.

  1. Анализ источников права стран Древнего Востока; общая характеристика Судебника Хаммурапи;
  2. Изучение социальной структуры и правового положения основных групп населения Древнего Вавилона;
  3. Рассмотрение проблем собственности и обязательств по Судебнику Хаммурапи;
  4. Анализ проблем брака и семью в Древнем Вавилоне;
  5. Анализ понятий «преступления» и «наказания» в соотношении с Законами Хаммурапи.
  6. Источники права стран Древнего Востока. Общая характеристика Судебника Хаммурапи.

На протяжении последнего столетия археология непрерывно открывала древние цивилизации, исчезнувшие с лица земли несколько тысячелетий назад. Цивилизации эти отличались одна от другой не только уровнем научного, культурного и технического развития, но и административно-юридической и правовой системой. Остановимся только на одном примере. Кодекс царя Хаммурапи является одной из значительных вех мировой истории. Хаммурапи правил в долине Евфрата, автохтонными жителями которой были шумеры. Этот народ создал высокоразвитую цивилизацию, что подтверждается, в частности, тем, что шумеры начали строить дома из кирпичей на тысячу лет раньше любого другого народа. Шумеры жили семейными общинами и создали города-государства. Им также принадлежит первенство в создании школ: первые образовательные учреждения на свете были созданы шумерами. Они первыми стали пользоваться не иероглифами или клинописью, а записью информации при помощи буквенных обозначений. Они добились значительных успехов в области ирригации, в основе которой лежали научные расчеты, а также в области архитектуры, разработали первые в мире системы единиц измерения весов, объемов и площадей. До сих пор во всем мире пользуются делением круга на 360 частей, делением часа на шестьдесят минут, которые, в свою очередь, делятся на шестьдесят секунд — все это изобретения шумеров. Необычайная плодородность заселенных ими земель служила постоянным соблазном для кочевников, совершавших периодические набеги на поселения шумеров2. Самый жестокий (с начала исторического периода) набег произошел в 2500 г. до н. э., когда толпы кочевников нахлынули с территории Аравийского полуострова. Кочевники покорили страну и примерно в 2300 г. до н. э. основали город, который стали называть Вавилон. Этому городу было суждено стать господином Востока и столицей мировой империи, носившей то же название. Новое население адаптировало и развило технологию, науку и религию шумеров. Своего расцвета вавилонская цивилизация достигла во времена правления Амрафелея, шестого царя семитской династии, который больше известен под именем Хаммурапи (1945 — 1902 гг. до н. э.). Его величайшим достижением стала кодификация вавилонского права. Несколько десятков лет назад свод законов царя Хаммурапи был вновь открыт для всего современного мира. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления3.

Давая общую характеристику законов Хаммурапи, следует показать социальную направленность законов и, вместе с тем, наличие пережитков родового строя в Судебнике, обратить внимание на попытку определенного ограничения ростовщичества, предпринятую Хаммурапи в целях расширения социальной базы нового царства. Законы Хаммурапи были изданы в результате определенной систематизации ранних правовых актов, судебных прецедентов, обычного права и законодательных новелл царя Хаммурапи в соответствии с законодательной техникой того времени. Необходимо выявить и на конкретных примерах показать ряд специфических черт Судебника: наличие наряду с общими множества казуистических норм, формализм, неполноту и т.д.
Законы Ману являются так называемой дхармашастрой — сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.
Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

Законы Хаммурапи были найдены в 1901—1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама). На черном базальтовом столбе, видимо захваченном эламитами в качестве трофея, было высечено изображение Хаммурапи, стоящего в молитвенной позе перед богом Солнца вавилонян — Шамашем, который вручает ему Законы и законодательные положения на аккадском языке. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. 4

Законы Хаммурапи как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу «око за око, зуб за зуб». В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.5

  1. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона.

Древний Вавилон по устройству и политическому режиму являлся деспотическим государством. Во главе древневавилонской империи был царь Хаммурапи, ему подчинялся весь бюрократический аппарат, он подчинил себе жреческую организацию вместе с их храмами, сам назначал и контролировал деятельность служителей культа. Большую роль в становлении правовых норм играли судебные органы, защищавшие, прежде всего интересы имущих и привилегированных каст, классов. Они содействовали разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляли в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым порядкам. Судебные функции первоначально осуществлялись жрецами в форме религиозного ритуала либо принадлежали верховному правителю и назначаемым им судебным органам. Все это способствовало созданию правовых норм судами, то есть возникновению судебного прецедента, под которым понимается превращение решения суда по конкретному делу в общую норму. 6 Позднее по Законнику Хаммурапи судебная система перешла под контроль царской администрации, роль общинных судов резко ограничилась. Хаммурапи реорганизовал судебную систему, ограничил в ней роль жрецов. Вместе с тем он сохранил право общинных органов управления по разбирательству мелких правонарушений, наказуемых поступков, имущественных споров между общинниками, оставил обычное право. В Законнике упоминается должность профессиональных судебных следователей, в процессах были задействованы и другие царские служащие. В больших городах имелись коллегии царских судебных чиновников, они разбирали преступления и имущественные споры лиц, находившихся в царских владениях. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силой, в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность.7

Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества, прежде всего на свободных и рабов.

Первое и высшее из них охватывает членов «общин» (дословно «поселений»). Общины пользовались самоуправлением, а члены их имели право на участки общинной земли. Общинный характер землевладения выражался не в том, что община контролировала распределение и передачу этих участков, а в том, что владение ими было неразрывно связано с членством в соответствующей общине. Цари не вмешивались во внутреннюю жизнь общин и в землевладельческие отношения общинников. Хаммурапи даже специально следил, чтобы его чиновники не покушались на огосударствление наделов «авилумов», однако, собирали с общин различные налоги. Создавая свою державу Хаммурапи ограничился назначением глав общинного самоуправления царской властью и регулированием прав наследования и частных сделок «авилумов».8

Второе сословие – мушкенумы. Мушкенум — это человек, порвавший связь с общиной (или никогда ее не имевший) и принявший государственное обеспечение под условием службы (повинности). В эту категорию одинаково входили дослужившийся до высших чинов вельможа и сидящий на царской земле полукрепостной земледелец, лишь бы они не имели иного обеспечения, кроме государственного, выданного им под условием службы (независимо от размеров этого обеспечения). В отличие от «авилумов», «мушкенумы» не были наделены автономным самоуправлением и их жизнь в широких пределах регулировалась администрацией (значительная часть которой из мушкенумов и состояла). Земледельцев-мушкенумов, например, могли произвольно перебрасывать с участка на участок. Социально мушкенумы считались менее значимы, чем авилумы: их достоинство и неприкосновенность расцениваются в Законных Хаммурапи существенно дешевле.

Третье сословие — вардумы («рабы») составляли люди, имевшие хозяев — лиц, правомочных произвольно распоряжаться их временем и рабочей силой, а по-видимому, и жизнью (невольно причиненная смерть или умышленное телесное повреждение раба расценивались не как покушение на человека, но лишь как порча или уничтожение чужой собственности и, соответственно, требовали лишь имущественного возмещения.) В самом низу социальной лестницы стояли рабы. Рабство было патриархальным либо дворцовым. Рабы составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого. 9

Наряду с сословиями — Законы называют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых Законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих.

В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие. Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

Особую категорию составляли жрицы-энтум (как правило, дочери, вышедшие из-под власти отца). Они получали значительные привилегии в наследовании отцовского имущества, вообще в отношении их собственности. Судебные функции первоначально осуществлялись жрецами в форме религиозного ритуала либо принадлежали верховному правителю и назначаемым им судебным органам.

Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимают крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров, в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок); врачи получали плату.

Еще одну категорию населения составляли войны — редум, баирум. За свою воинскую службу царю они наделялись землей, где вели сельское хозяйство, на определённых условиях. Закон обязывал воинов строго выполнять главное условие — нести службу: если воин отказывался идти в поход, его ждала казнь. 10

  1. Собственность и обязательства по Судебнику Хаммурапи.

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царские; храмовые; общинные; частные. Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

Группа статей, касающихся собственности, — едва ли не самая большая в судебнике. Признавая собственность как институт (воры и укрыватели либо покупатели краденого наказывались), законы вместе с тем основную свою цель видели в ее регулировании и ограничении. Прежде всего, они строго запрещали отчуждение в любой форме пожалованных царем наделов, особенно наделов воинов. Статьи обстоятельно регламентировали условия найма и размер платы за наемный труд; скрупулезно рассматривались все случаи аренды и норма арендной платы, условия залога имущества.11

Источник

Оцените статью