Тема 11. Исторические экскурсии
Из тематических экскурсий исторические представляют наиболее многочисленную группу. Экскурсии по историческим местам — это не просто популяризация памятников старины.
Экскурсии могут отражать события разных периодов истории страны. Каждому периоду свойствен свой круг вопросов, подлежащих освещению в экскурсии.
По содержанию исторические экскурсии подразделяются на историко-краеведческие, археологические, этнографические. и военно-исторические экскурсии. Объектами исторических экскурсий могут быть памятники, памятные места и сооружения, связанные с историческими событиями в жизни страны, деятельностью исторических личностей, подвигами героев; места археологических раскопок, экспозиции исторических и краеведческих музеев.
Вся экскурсия на историческую тему должна строиться на точном документальном материале, что обеспечивает научность и достоверность рассказа экскурсовода. Кроме того, важны последовательность и систематичность в подаче материала. Этого можно добиться, строго придерживаясь хронологического принципа построения экскурсии. Иногда объекты расположены так, что приходится нарушать хронологическую последовательность их показа, поэтому изложение содержания экскурсии должно быть логически последовательным.
Часто объекты исторических экскурсий имеют архитектурное или искусствоведческое значение, т. е. являются многоплановыми. В таких случаях экскурсоводу помимо исторического анализа приходится давать и искусствоведческий (архитектурный) анализ объектов. Он должен хорошо разбираться в исторически сложившихся архитектурных стилях и уметь показать детали и особенности сооружения. Однако главное внимание все-таки следует уделять историческим событиям, связанным с памятником.
Основным методическим приемом проведения исторических экскурсий является прием реконструкции, или воссоздания, событий посредством рассказа, а также реконструкции плохо сохранившегося памятника. Если на месте знаменательных исторических событий не сохранились памятники, а само место занято современной застройкой и отсутствует иллюстративный материал, то экскурсоводу приходится воссоздавать историческую обстановку и ход событий только при помощи рассказа. В рассказе для более точного представления о характеризуемой эпохе рекомендуется приводить цитаты из летописей, исторических документов, художественной литературы и др.
Поскольку воссоздание (реконструкция) событий привязывается к тому месту, где они происходили, правомерно говорить о широком применении и приема локализации.
Лучшему раскрытию темы способствует использование наглядных пособий. В исторических экскурсиях они обязательны. В «портфель экскурсовода» могут входить фотографии, фотокопии исторических памятников до их реставрации, портреты известных исторических деятелей, репродукции картин, повествующих о важнейших событиях исторического прошлого, и др.
В каждой исторической экскурсии обязательно должен присутствовать материал о современности.
Одной из форм военно-патриотического воспитания являются военно-исторические экскурсии, во время которых воспитывается чувство гордости за свою Родину. Они способствуют формированию таких нравственных качеств, как смелость, стойкость, мужество, коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, готовность к службе в Вооруженных Силах.
Военно-исторические экскурсии могут освещать дореволюционный и советский период истории нашей страны. Экскурсии по дореволюционному периоду раскрывают героическое прошлое нашей Родины, исторические победы русского народа: Ледовое побоище, Куликовская битва, борьба против польско-шведской интервенции, Полтавская битва, Отечественная воина 1812 г., героическая оборона Севастополя и др.; военное искусство выдающихся полководцев А. Невского, Д. Донского, Б. Хмельницкого, А. Суворова, М. Кутузова, П. Нахимова, Ф. Ушакова и др. В экскурсиях, посвященных этому периоду, необходимо показывать роль народных масс в защите Родины, лучшие черты и боевые традиции русского солдата: мужество, стойкость, самоотверженность, гуманность по отношению к мирному населению.
Экскурсии, посвященные гражданской войне, рассказывают о формировании частей и отрядов Красной и Белой Армий. О легендарных полководцах гражданской войны (М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, Н. А. Щорс, В. И. Чапаев, Г. И. Котовский, С. Г. Лазо и др.).
Ведущее место среди военно-исторических экскурсий занимают экскурсии, посвященные подвигу Советской Армии и советского народа в годы Великой Отечественной войны. В экскурсиях следует рассказывать о зверином облике фашизма, о том, что Великая Отечественная война унесла из жизни свыше 20 млн. сыновей и дочерей нашей Родины. Однако, рассказывая о погибших на полях сражений, в концлагерях, расстрелянных фашистами мирных жителях, экскурсовод должен строить свое повествование так, чтобы в экскурсии не была превалирующей тема жертвенности и пессимизма. Необходимо подчеркивать, что люди, не щадя своей жизни, в самых тяжелых условиях совершали массовый героизм на фронте и в тылу.
По содержанию экскурсии о Великой Отечественной воине подразделяются на экскурсии, посвященные истории Советской Армии и Военно-Морского Флота; по памятным местам боев и сражений Советской Армии; экскурсии, рассказывающие о подвигах героев Великой Отечественной войны — воинов, партизан, подпольщиков, о выдающихся советских полководцах и военачальниках, героическом подвиге тружеников тыла; по городам-героям.
В экскурсионные маршруты включаются самые разнообразные объекты показа. Это могут быть памятники, обелиски, мемориальные комплексы, некрополи, братские могилы, отдельные захоронения; здания (дом, башня, колокольня); транспортные (железная, автомобильная, проселочная дорога, мост); гидротехнические (плотина, шлюз, канал), военно-инженерные сооружения (рвы, окопы, блиндажи, доты), связанные с событиями Великой Отечественной войны; боевые танки, пушки, самолеты, поставленные на постамент; участки местности — места бывших сражений (высота, сопка, ущелье, роща, овраг, пещера, река, озеро, болото); боевые реликвии (знамена, оружие, награды) и личные вещи участников сражении (фотографии, дневники и др.), которые чаще всего демонстрируются в музеях.
Принцип построения военно-исторических экскурсий — хронолого-тематический. Большинство экскурсий строится на показе конкретных событий, которые произошли, в данной местности. Именно для того, чтобы увидеть историческое место своими глазами, узнать о тех событиях, которые здесь происходили, и приезжают экскурсанты. Однако конкретные местные события должны раскрываться на фоне общего материала и увязываться с жизнью страны, общими задачами, стоящими перед армией, фронтом. Местный материал обычно излагается при показе экскурсионных объектов, общий — во вступлении, логических переходах и заключении.
Места сражений спустя много лет предстают перед экскурсантами совершенно иными, поэтому перед экскурсоводом стоит задача зрительно воссоздать памятное место таким, каким оно было в годы войны. Он должен как бы снять с территории слой послевоенных изменений и, ориентируясь на сохранившиеся следы — траншеи, блиндажи, заросшие воронки и др., провести реконструкцию места или события. При этом желательно использовать фотографии, карты, схемы и другие наглядные пособия.
Прием реконструкции тесно связан с другим методическим приемом показа—локализацией событий. Он проявляется уже в первой фразе: «Здесь, на этом месте, шли бои. »
Показ военно-исторических памятников имеет некоторые особенности. Так, показывая старинные крепости, экскурсовод обращает внимание на рельеф местности, наличие естественных и искусственных преград, планировку, боевое назначение крепости, показывает фортификационные сооружения, указывает высоту и толщину стен, наличие подземных ходов, тайников, складов, колодцев и т. д. Рассказ о крепости должен быть связан с характеристикой военной техники и тактики того времени. При показе полевых инженерных сооружений следует кратко объяснить их устройство и назначение.
Показ памятников, монументов, скульптурных ансамблей желательно начинать с предварительного осмотра. После этого экскурсовод раскрывает идейное содержание памятника (в ознаменование каких событий или в честь кого он воздвигнут), при этом применяются только элементы искусствоведческого анализа.
Рассказывая о ходе военных событий, экскурсовод должен стремиться передать их в динамике. Этому способствует использование методического приема движения. Например, в экскурсиях по памятным местам боев и стоянок партизанских отрядов экскурсионная группа передвигается по пути следования партизанского отряда, осматривая места наступательных и оборонительных боев, засад, внезапных налетов на врага.
Чрезвычайно важную роль при рассказе о ходе боевых действий играют наглядные пособия. Карты и схемы дают возможность представить расположение войск, ход сражения, разъяснить замысел полководца, план противника. Широко в военно-исторических экскурсиях используются различные документы: сводки Совипформбюро, копии приказов, газетные вырезки, фотографии, репродукции картин и т. д. Чрезвычайно обогащает содержание экскурсии и усиливает ее эмоциональное воздействие применение технических средств: прослушивание магнитофонных записей голоса диктора Левитана, зачитывающего сводку Совипформбюро, записи песен военных лет, стихов К. Симонова, А. Твардовского, Я. Купалы, Я. Коласа и др., отрывки из музыкальных произведений. При посещении музеев рекомендуется просмотр документальных фильмов и кинофильмов по теме экскурсии.
В ходе экскурсий могут быть организованы встречи с участниками Великой Отечественной войны. Выступление ветеранов может дополнить рассказ экскурсовода, обогатить его деталями, известными лишь очевидцу событий. Время для таких встреч обычно составляет 5— 10 мин. В экскурсии включаются элементы ритуала, которые придают особую торжественность всему мероприятию.
Проведение военно-исторических экскурсий требует от экскурсовода глубоких знаний истории, умения дать исчерпывающий исторический анализ объектов, а также специальных знаний: экскурсовод должен уметь разбираться в картах, схемах, эмблемах, знаках различия, форме, знать военную терминологию.
Источник
Проект обзорной историко-биографической экскурсии «Кольцо Героев»
Лихославльский район. Маленькая точка на карте нашей Родины. Здесь жили и живут замечательные люди, которыми мы очень гордимся. Наш класс любит путешествовать в самые разные уголки Лихославльского района. Во время этих путешествий местные краеведы и любители истории рассказывают нам о достопримечательностях своего края, о людях, приносящих ему славу.Особое место в рассказах краеведов занимает тема Великой Отечественной войны. В Лихославльском краеведческом музее нам рассказали о Героях Советского Союза, уроженцах Лихославльского района. Это отважные лётчики: Смирнова Мария Васильевна, Севастьянов Алексей Тихонович, Афанасьев Николай Фёдорович, Константиновы Тамара Фёдоровна и Владимир Фёдорович.
Цель работы:разработка экскурсионного маршрута «Кольцо Героев» для привлечения внимания детей, их родителей, педагогов к истории родного края через проведение экскурсий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekskursiya.doc | 505 КБ |
kopiya_geroi.rar | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Крючковская основная общеобразовательная школа
обзорной историко-биографической экскурсии
Авторы: Почай Георгий,
Руководитель: Титова Елена Владимировна
Цель и задачи с.4
Этапы реализации проекта
Подготовительный этапа с.5
Исследовательский этап с.6-8
Этап обобщения и систематизации знаний с.8
Заключительный этап с.9
Перспективы развития проекта с.9
Список источников информации с.10
Экскурсия – это прогулка,
ставящая своей задачей
изучение определенной темы
на конкретном материале,
один из основателей отечественного краеведения
Лихославльский район. Маленькая точка на карте нашей Родины. Здесь жили и живут замечательные люди, которыми мы очень гордимся. Наш класс любит путешествовать в самые разные уголки Лихославльского района. Во время этих путешествий местные краеведы и любители истории рассказывают нам о достопримечательностях своего края, о людях, приносящих ему славу.
Особое место в рассказах краеведов занимает тема Великой Отечественной войны. В Лихославльском краеведческом музее нам рассказали о Героях Советского Союза, уроженцах Лихославльского района. Это отважные лётчики: Смирнова Мария Васильевна, Севастьянов Алексей Тихонович, Афанасьев Николай Фёдорович, Константиновы Тамара Фёдоровна и Владимир Фёдорович.
В посёлке Калашниково жил и трудился полный кавалер Ордена Славы Беляков Александр Степанович. Оказывается, полные кавалеры Ордена Славы приравниваются к Героям Советского Союза.
Эта тема нас заинтересовала, и мы решили побывать на родине каждого из Героев. Познакомившись с биографиями наших знаменитых земляков, нами была собрана информация о месте их рождения или длительного проживания. После чего отправились в экспедиции.
Ежегодно на заседании Школьно Научного общества «Поиск» мы рассказываем о своих краеведческих экспедициях, о том что видели и что узнали. Очень хочется, чтобы и другие ребята прошли нашим маршрутом, ведь живое изучение истории – это так интересно!
разработка экскурсионного маршрута «Кольцо Героев» для привлечения внимания детей, их родителей, педагогов к истории родного края через проведение экскурсий.
- изучить биографии Героев Советского Союза, уроженцев Лихославльского района;
- побывать с экскурсией в Лихославльском краеведческом музее;
- собрать информацию о населённых пунктах, где родились или долго жили на территории Лихославльского района Герои;
- систематизировать и оформить собранный материал.
Учащиеся, учителя, родители учащихся
Сроки реализации проекта:
2012-2013 учебный год
Этапы реализации проекта.
Первый этап. Подготовительный.
1.Создание творческой группы (учащиеся 7 класса вместе с родителями и классным руководителем)
2. Разработка анкеты. Перед началом работы над проектом мы провели анкетирование среди учащихся 5-9 классов нашей школы. Ребятам было предложено ответить на вопросы анкеты «Знаете ли вы историю Лихославльского района?» (Цель: Выявить уровень знаний о Героях Советского Союза, уроженцах Лихославльского района).
Схема взаимодействия участников проекта
Второй этап. Исследовательский.
1.Сбор и анализ материала по проблеме
На данном этапе:
1.Проведено анкетирование детей по теме «Знаете ли вы историю Лихославльского района?» (Цель: Выявить уровень знаний о Героях Советского Союза, уроженцах Лихославльского района) Приложение №1
Анкетирование показало следующие результаты:
Из 20 опрошенных учащихся, на вопрос « Сколько жителей Лихославльского района были удостоены звания Героя Советского Союза?» правильно ответили 50 % опрошенных. На вопрос «Назовите известные вам имена Героев» предложили свои варианты 22 %, 78% затруднились с ответом. На вопрос «В часть кого из Героев названия улицы в городе Лихославле?» ответило правильно 1 6 %, а остальные затруднились ответить. На вопрос « Какие памятники и мемориальные доски посвящены Героям Советского Союза?» назвав Обелиск Победы, ответило 33 %. На вопрос «Были ли вы на родине какого-либо Героя?» ответ б) выбрали 44 %, называли Первитино, Калашниково, Соколов.
Ответы респондентов свидетельствуют, что участники опроса понимают важность значения истории своей малой Родины, однако этих знаний недостаточно. Следовательно, необходима просветительская и пропагандистская работа по распространению знаний по истории своего родного края. Проблема является актуальной и может стать предметом исследования.
Продуктом проектной деятельности стала разработка экскурсионного маршрута, которая включила исследования по истории населённых пунктов, материалы по биографии Героев и других достопримечательностей. Разработка такой экскурсии может способствовать решению задач по развитию интереса к истории малой Родины и родного края, в рамках празднования 70-летия победы над фашистской Германией .
Объектом исследования: являются населённые пункты, где родились и проживали наши земляки — Герои Советского Союза, и их достопримечательности.
Научная новизна работы: определяется изучением материалов по истории населённых пунктов, их достопримечательностей и знакомство с биографиями Героев.
Цель исследования : разработать экскурсионный маршрут «Кольцо Героев» на основе знакомства с биографиями Героев, изученного материала по истории населённых пунктов, их достопримечательностям.
1. Изучить историю населённых пунктов.
2.Познакомиться с историческими памятниками, расположенными в исследуемых населённых пунктах.
Если каждый житель Лихославльского района с детских лет будет интересоваться и знать историю своего населённого пункта, историю своего района, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.
- анкетирование;
- знакомство с краеведческими материалами;
- встречи с сотрудниками музея;
- краеведческие экспедиции;
- анализ материалов.
III этап – основной
Обобщение и систематизация собранного материала.
На данном этапе была проведена большая исследовательская работа по разработке экскурсионного маршрута «Кольцо Героев». Творческая группа проекта встречалась с сотрудниками краеведческого музея, изучала краеведческий материал.
Ребята побывали в каждом населённом пункте, встречались со старожилами сёл, брали у них интервью, собирали информацию о достопримечательностях изучаемой местности.
Для обобщения и закрепления собранной информации мы ещё раз побывали в Лихославльском краеведческом музее.
IV этап- заключительный
На данном этапе шла разработка экскурсионных маршрутов по теме «Кольцо Героев» для учащихся ОУ. Приложение № 2
Экскурсии рассчитаны на 5 часов каждая и включает 5 экскурсионных объектов
( характеристика экскурсионных маршрутов) : Приложение №3
- Деревня Соколово Барановское сельское поселение;
- посёлок Калашниково;
- деревня Первитино Первитинское сельское поселение;
- деревня Нигерёво Сосновицкое сельское поселение;
- деревня Воробьёво Толмачевское сельское поселение.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
- сотрудничество МОУ Крючковская оош с образовательными учреждениями города и района;
- продолжение работы по изучению истории района;
- разработка новых тем экскурсий;
- Создание web-страницы на представительстве учреждения
Благодаря этой работе мы больше узнали об истории района, его достопримечательностях и людях, которыми гордимся.
Данный материал имеет практическое значение. Его можно использовать на уроках истории, краеведения, для проведения внеклассных мероприятий.
Список источников информации
- Энциклопедия «Тверская деревня. Том 1. Лихославльский район». Тверь,2001г
- В.М.Воробьёв «Тверской топонимический словарь». М., Русский путь, 2005
- http://www.history.tver.ru/sr/hero/AfNF.htm «Золотые звёзды калининцев»
- Г.Н.Киселёва «Поклонимся великим тем годам» Торжокская типография , 2005г
- Материалы Первитинского краеведческого музея
- Материалы Лихославльского краеведческого музея
Приложение Приложение №1
- Сколько жителей Лихославльского района были удостоены звания Героев Советского Союза?
- Являются ли эти люди Герои Советского Союза уроженцами Лихославльского района: 1)Севастьянов А.Т.; 2) Смирнова М.В.; 3) Афанасьев Н.Ф. 4) брат и сестра Константиновы; 5) Беляков А.С.?
Верно: а) только…(указать фамилию); б) все; в) затрудняюсь ответить.
- В честь кого из Героев в городе Лихославле названы улицы? а) указать из числа выбранных в предыдущем вопросе; б) не знаю.
- Какие мемориальные доски и памятники посвящены Героям Советского Союза? а)указать из числа выбранных в вопросе №2; б) не знаю.
- Были ли вы на родине какого – либо Героя: 1)Первитино; 2)Воробьёво; 3)Нигерёво; 4) Соколово; 5) Калашниково?
Варианты ответов: а)Бывал, но не знал что это родина Героя; б)Бывал, потому что это родина Героя; в) не бывал.
Приложение №2. Карта Лихославльского района
Приложение №3. Характеристика экскурсионных маршрутов
Экскурсия на родину Афанасьева Н.Ф. в деревню Соколово
Барановского сельского поселения.
Способ передвижения – пешеходная.
Маршрут экскурсии: вокзал г. Лихославль – станция Барановка – д.Соколово — станция Барановка — вокзал г. Лихославль.
Биография Героя. Афанасьев Николай Фёдорович штурман звена 1-го гвардейского минно-торпедного полка 8-ой минно-торпедной авиационной дивизии Краснознаменного Балтийского флота, капитан гвардии.
Родился 5 декабря 1918 года в деревне Соколова Лихославльского района Тверской области в семье крестьянина. Член ВКП с 1943 года. В 1936 году переехал в Ленинград, работал на электростанции учеником радиомонтёра. В 1937 году призван в Красную армию. В 1939 году окончил военно-морское авиационное училище имени Сталина и направлен в авиацию Краснознаменного Балтийского флота. Участник ВОВ с июня 1941 года. Воевал в составе 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка. На самолёте ДБ-3 бомбил железнодорожные составы на станциях Гатчина, Мга. Осенью 1942 года потопил канонерскую лодку. С конца 1942 года и до последнего дня летал на американском самолёте А-20G ,,BOSTON». К марту 1944 года капитан гвардии Афанасьев совершил 229 боевых вылетов, потопил 5 транспортов. Общий вес 23500 тон. За три вылета 5,17,18 октября 1943 года несмотря на сильный заградительный огонь зениток Афанасьев потопил 3 фашистских транспорта.
Указом Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявления мужества и героизма в боях с фашистскими захватчиками капитану гвардии
Н.Ф.Афанасьеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда, а также четырьмя орденами Красного Знамени. Летом 27 августа 1944 года капитан Афанасьев не вернулся с боевого задания.
Установлена мемориальная доска в городе Лихославль на улице его имени. Именем героя названа улица в городе Пионерск в Калининградской области.
Топонимика д. Соколово. От м.л.и. СОКОЛ, в значении «милый, любезный друг, молодчик мой». Называют: жених – сокол, невеста – голубка.
Экскурсия на место длительного проживания полного кавалера Орденов Славы
Белякова Александра Степановича
в посёлок Калашниково.
Способ передвижения – пешеходная.
Маршрут экскурсии: вокзал г. Лихославль – станция Калашниково – памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны — библиотека – местный краеведческий музей в ДК – лесопарковая зона «Гора» — станция Калашниково — вокзал г. Лихославль.
Биография Героя. Беляков Александр Степанович родился 18 декабря 1921 года в деревне Волхово Спировского района. Здесь вырос, окончил школу, 15- летним пареньком уехал в Калинин на вагоностроительный завод. В 1941 году окончил школу фабрично- заводского ученичества, получил специальность токаря и направление в механический цех.
На пятый день войны Саша пришел в Заволжсский райком комсомола и подал заявление об отправке на фронт. Но пришлось вернуться ни с чем, завод выполнял военные заказы, и на Сашу Белякова была налажена бронь. 23июля 1941 года Александр Беляков в числе добровольцев был отправлен на фронт.Служил в батарее противотанковых 45- миллиметровых пушек.
Первый бой принял в сентября В Сумской области. 16 сентября 1941 года был тяжело равен в ногу. Несколько месяцев продолжение в госпитале. Военные врачи признали его негодным к строевой службе. Но Александр не привык сдаваться. Еще в госпитале он вызвался добровольцем во взвод управления.
Здесь на родной земле, он получил первую боевую награду- медаль»за боевые заслуги».В 1943 году Александр Беляков участвовал и в Орловско-Курском сражении. Четыре раза ранен и один раз был контужен в течении войны Александр Беляков. И всегда, оправившись от ранений, снова вступал в ряды защитников Родины. На его гимнастёрки одна за другой появились боевые награды. Весной 45-года встретил Александр Степанович на Эльбе. Первого мая штурмовал Брандербург.8 мая в городе Ратеное выпустил свою последнюю очередь из автомата 21 ноября 1945 года он вернулся на родину, и поступил на Калашниковский стекольный завод работать токарем. За послевоенные годы прошёл А.С.Беляков от токаря до главного механика электролампового завода.1950 год. Калашниковский завод приступил к реконструкции. Пускали в производство первую лампочку. Руководство монтажом сборочных линий было возложено на старшего мастера механического цеха А.С.Белякова
1957год. Сборка и установка первого колбовыдувного автомата. Автомат импортный, без специалистов не обойтись. Но начальник механического цеха А.С.Беляков берётся за это сложное дело.1965 год. Старшина запаса Александр Степанович назначен главным механиком завода и возглавляет эту службу в течении 11 лет. В эти годы служба главного механика на заводе проводится большая работа по автоматизации и механизации производства.
На груди А.С.Белякова к боевым орденам прибавляется трудовой орден «Знак почёта». Ветеран войны и труда А.С.Беляков и на заслуженном отдыхе с заводом связи не прерывал. Передавал свой богатый опыт молодым.
Топонимика посёлка Калашниково: от м.л.и. КАЛАЧНИК/КАЛАШНИК «тот кто печёт калачи»
Экскурсия на родину Севастьянова Алексея Тихоновича
в деревню Холм Первитинского сельского поселения.
Способ передвижения – пешеходная.
Маршрут экскурсии: вокзал г. Лихославль – д.Первитино – Первитинский краеведческий музей – памятник А.Т.Севастьянову – усадьба помещиков Хвостовых – д.Рыкуши – д.Холм- вокзал г. Лихославль
Биография Героя. Алексей Севастьянов рос восприимчивым и любознательным мальчиком. Он хорошо знал об участии своих родственников в революциях и гражданской войне. С особым интересом расспрашивал о войне и аэропланах дядю Мишу Алексеева. Не раз просил его поносить летную фуражку или шлем.
В 1926 году Алексей пошел в школу. Она была в Первитине, в двух километрах от Холма. Его первая учительница была Екатерина Ивановна Никольская. Учился он усердно и успевал хорошо. В третьем классе стал пионером. Часто посещал избу-читальню, которая была рядом со школой. Брал книги. В четвертом классе в течение зимы под руководством Екатерины Ивановны обучал неграмотных в своей деревне. И, конечно, с ранних лет трудился в своем хозяйстве, а после окончания начальной школы пас скот по найму. Марии Ниловне, матери Алексея, хотелось его «вывести в люди». И он мечтал об учебе, так как очень хотел быть летчиком. И вот они едут в Лихославль. Новая школа Алексею понравилась. Была она кирпичная, двухэтажная. Классы просторные. Большой спортивный зал. Мастерская по обработке металла и дерева. Библиотека. И самое удивительное и интересное – физический кабинет. Бывшая учительница этой школы Александра Дмитриевна Антонова, классный руководитель того класса, в котором учился Севастьянов, вспоминает: «В 1930 году в числе нескольких учеников, зачисленных в пятый класс из других школ района, был Севастьянов Алексей – рослый мальчик, аккуратно одетый и очень скромный. Я преподавала математику и физику, затем уже в 6 и 7 – физику и вела физический кружок. Севастьянов Алексей, как и все учащиеся класса, относился к обучению серьезно, все задания и поручения выполнял аккуратно и был любознательным».
На выходные дни Алексей ходил в свою деревню за 12 км, чтобы повидаться с родителями и братьями и пополнить запасы продуктов. Каждый раз вместе со своими товарищами старался посетить Первитинскую избу-читальню. Там всегда было интересно. Можно было послушать радио, почитать газеты и журналы, посмотреть кинофильм.
В августе 1931 года, когда уже во всех деревнях Первитинского сельсовета были колхозы, райком ВЛКСМ проводит работу по массовому вовлечению молодых колхозников в комсомол. Среди первых, кто вступил тогда в Первитинскую ячейку, был Иван Андреев, Александр Кузнецов, Михаил Клычков, Алексей Коробцов, Алексей Севастьянов и др. Им было по 14 лет, но на колхозной работе они не уступали мужчинам.
Севастьянов Алексей Тихонович родился 16 февраля 1917 г. в д. Холм Первитинского сельсовета Лихославльского района Калининской области. Алексей Севастьянов рос восприимчивым и любознательным. На его становление большое влияние оказали четыре брата отца – участники первой русской революции. Пытливый мальчуган с восторгом слушал рассказы своих дядей о революционных событиях, боях с белогвардейцами, иностранными интервентами. Особенно он любил слушать Михаила Петровича, Его любовь к небу, нелегкой профессии летчика, несомненно, передалась Алексею.
В 1926 г. он впервые пошел в школу. Учился серьезно, вдумчиво и упорно, много сил отдавал работе в комсомольской ячейке. И мечтал о небе. Мечта Алексея сбылась лишь в 1936 г., когда его, студента Калининского машиностроительного техникума, по специальному комсомольскому набору направляют на службу в авиацию. Так становиться курсантом Качинской военной школы летчиков, которую успешно кончает в феврале 1939 г.
Великую Отечественную Войну Алексей Тихонович встречает на рассвете 22 июня неподалеку от западной границы. Первые боевые вылеты, первые сражения с фашистами, первые горькие потери дорогих товарищей. Полк Севастьянова затем защищает небо Москвы, а в сентябре 1941 г. переводится под Ленинград. В воздушных сражениях над городом Ленина с особой силой проявилось мужество и мастерство А.Т. Севастьнова.
Конец октября – начало ноября. Обстановка в блокированном фашистами Ленинграде все осложняется. Вместе с холодами в город пришел голод. Попытки прорвать кольцо блокады успеха не давали. Это время было необыкновенно тяжелым для нашего Отечества. «Массовый героизм на фронте, безумство храбрых, на какое-то время стали решающим фактором в неравной схватке с чудовищной военной машиной гитлеризма», — вспоминает Главный маршал авиации А.А. Новиков.
Ночью с 4 на 5 сентября завыли серены, и в небе заметались лучи прожекторов. Ленинград более месяца находился в блокаде, и фронт был на столько близок от города, что вражеские самолеты долетали от внешних границ зон наших постов ВНОС до центра города за считанные минуты. Над Дворцовой площадью было светло как днем. Часто и ожесточенно били зенитные орудия. Был слышан гул фашистского самолета. Когда он появился над Невой, прожекторы быстро нащупали и взяли его в перекрестие слепящих лучей. Это был «Хейнкель – 111». Он медленно, как бы плывя, проходил над Невой в сторону Смольного. Вдруг откуда-то из мрака выскочила «Чайка-И-153». Это был самолет 26-го ночного истребительного полка, несущего непосредственно воздушную охрану города. Маленький, юркий «ястребок» открыл огонь по противнику. В небе вспыхнули нити трассирующих пуль. Вражеский пилот сделал маневр, и бомбардировщик провалился в темноту. Прожекторные лучи снова заметались в небе, отыскали врага и взяли его в перекрестие снова. Через несколько секунд из темноты вынырнул и наш «ястребок». Очень маневренный и верткий, он устремился на «Хейнкеля». Расстояние между самолетами быстро сокращалось, ожидая пулеметного огня. Но наш летчик почему-то не стрелял.
И тут же последовал удар, за ним яркая вспышка. «Чайка» мотором врезалась в плоскость «Хейнкеля». Бомбардировщик качнулся, наклонился и камнем повалился вниз. На крыше здания штаба округа раздались ликующие возгласы дежурных смен МПВО. Фашистский самолет упал в Таврический сад. Экипаж его был пленен. Нашего пилота сильным ударом вышибло из кабины. Он благополучно спустился с парашютом на крышу одного из строений завода им. В.И. Ленина. Это был Алексей Севастьянов – высокий, богатырского сложения, русоволосый парень. Алексей не открыл огонь по противнику, потому что у него кончились патроны. На второй день все ленинградцы и бойцы Ленфронта узнали о подвиге Алексея Севастьянова. Удивить жителей и защитников города-фронта было трудно, но самоотверженность советского сокола все же поразила всех!
6 ноября 1941 года Военный Совет Ленинградского фронта представил А.Т. Севастьянова к званию Героя Советского Союза. Военный Совет Ленфронта 25 марта 1942 года наградил старшего лейтенанта А.Т. Севастьянова орденом Ленина за личное боевое мастерство, мужество, геройство, проявленные при выполнении боевых заданий и умелое командование эскадрильей.
А 23-го апреля 1942 года Алексей Тихонович совершил свой последний полет. А.Т. Севастьянов в паре с капитаном Н.Г. Щербиной на самолетах МИК-3 спешит на помощь. Противник, блокировавший аэродром, их взлет сразу же обнаружил, их атаковала вторая пара МЕ-109. Севастьянов и Щербина вынуждены были в невыгодных условиях вступить в оборонительный бой. В завязавшемся воздушном бою, при одной из атак противника, когда Николаю Щербине грозила опасность, Алексей Севастьянов бросился ему на выручку, но сам был атакован МЕ-109 сверху слева. Самолет Севастьянова загорелся и упал.
В Ленинграде среди улиц, построенных в послевоенные годы, есть одна, которая всегда напоминает о подвиге Алексея Севастьянова. Она названа его именем. Улица вливается в парк Победы, где возвышается вылетая из бронзы фигура военного летчика, очень похожая на Севастьянова. Там, где эта улица пересекается с Благодатной, находится 371 средняя школа, а в ней пионерская дружина имени героя и музей, посвященный ему и его однополчанам.
23февраля1966года, в Первитине был торжественно открыт памятник Герою Советского Союза Алексею Тихоновичу Севастьянову. Заказ на его изготовление был сделан скульптору А..Н.Черницкому в 1965 году тогдашним председателем колхоза имени Дзержинского В.А.Бойковым. Это было во время его поездки в Ленинград на встречу с однополчанами героя и учащимися одной из ленинградских школ, носящей имя Севастьянова. Памятник установлен в Первитине, у Дома культуры, вблизи того места (по воспоминаниям И.В.Зорина), где прежде стояли школа, в которой они начинали учиться и изба-читальня…Позднее за памятником была установлена стела с именами не вернувшихся с Великой Отечественной жителей первитинских деревень. Получился, как бы, мемориальный комплекс …
Топонимика д.Первитино: от м.л.и. ПЕРВОЙ/ПЕРВИТА, что означает «первый сын в семье»
Источник