Тема 14. Литературные экскурсии
Экскурсии по литературной тематике весьма популярны в нашей стране. Поток экскурсантов никогда не прекращается в Пушкинский заповедник, Ясную Поляну, Константиново, Карабиху, Спасское-Лутовиново, и другие мемориальные музеи и памятные места, связанные с жизнью писателей и поэтов.
Литературные экскурсии обогащают человека духовно, доставляют ему эстетическое наслаждение.
По месту проведения литературные экскурсии бывают городскими, загородными по литературным заповедникам
По содержанию они делятся на следующие группы:
– литературно-биографические, или монографические («Достоевский в Москве», «В.Маяковский в Сочи», «Детские и юношеские годы А. Н. Толстого», «М. Горький в Самаре»);
– историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской и советской литературы, или обзорные («Москва литературная»; «Литературный Петербург», «По литературным местам Самары»);
– литературно-художественные, или поэтико-текстовые, знакомящие с местами, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя («По следам героев Михаила Шолохова», «Вслед за героями книг по советской Москве», «Белые ночи», «Самара в поэзии»).
Литературная экскурсия создается в том случае, если городе достаточно объектов, связанных с жизнью и творчеством писателя и если в его произведениях описываются улицы, переулки, дома. При подготовке экскурсии работа начинается со сбора текстового материала, затем ведутся поиски объектов. Выявлять объекты не всегда просто, особенно если экскурсия посвящена писателям прошлого. В этом случае необходимо обращаться к справочникам, архивным материалам.
Маршрут литературно-биографических экскурсий строится по хронологическому принципу, историко-литературных — по хронолого-тематическому, поэтико-текстовых — всегда по тематическому.
При составлении маршрута литературных экскурсий необходимо тщательно подобрать последний объект, который позволил бы подвести итог экскурсии. Он должен быть внешне броским, эффектным и запоминающимся.
Материал экскурсии делится на общий и локальный. Под общим материалом понимается материал, относящийся к теме, а под локальным — материал, связанный непосредственно с жизнью и творчеством писателя. Применительно к тексту художественных произведений под локальным материалом понимают такое художественное произведение или отрывок из него, в котором нашли описание данный район, здание, город, парк, т. е. объекты экскурсии.
При создании экскурсии необходимо найти локальный материал, ибо именно он связан со зрительными впечатлениями, что удовлетворяет основному требованию методики проведения экскурсии — сочетанию показа с рассказом. Если экскурсовод не пользуется методом показа, экскурсия превращается в пересказ статей, книг, оторванный от дома, улицы, района, ради знакомства с которыми экскурсанты прибыли сюда. Показывая объект, экскурсовод неоднократно должен обращать вниманий на его отдельные детали, увязывая показ этих деталей с рассказом о событиях, связанных с ними.
Чем больше в экскурсии будет использовано локального материала, тем выше ее познавательная ценность. Большой творческой удачей экскурсовода можно считать те места в рассказе, в которых строки из произведения «ложатся» на тот уголок города, дом, аллею парка, которые видят экскурсанты.
В литературные экскурсии часто в качестве объектов осмотра включаются памятники писателям. Показ мятников имеет свои особенности: не следует увлекаться подробным искусствоведческим анализом, гораздо важнее раскрыть существенные стороны творчества писателя, т. е. показ памятника следует вести только в литературном плане.
В литературной экскурсии объектов для показа обычно немного, а внешний облик зданий, где жили, работа писатели, издавались их произведения, как правило, скромен. Экскурсовод должен так показать эти памятные места так, чтобы экскурсанты поняли и оценили их значение в жизни и творчестве писателя. Это возможно только в случае, если экскурсовод сумеет увязать своеобразие района, ландшафта, здания, интерьера с отдельными фактами биографии писателя, отрывками из его произведений, связанных с данным памятным местом. При этом нельзя обойтись без приемов воссоздания (реконструкции) обстановки и событий, локализации событий, без наглядного материала, в частности фотоиллюстраций. На фотографиях и рисунках могут быть изображены памятные места, какими они были при жизни писателя, портреты писателя и близких ему лиц, сыгравших в его жизни определенную роль, иллюстрации к произведениям писателя.
Особенно тесно показ переплетается с рассказом при посещении литературно-мемориальных музеев, где все экспонаты непосредственно связаны с жизнью и творчеством писателя. В городских литературно-биографических и историко-литературных экскурсиях литературно-мемориальные музеи являются одним из самых главных объектов. Однако в городских экскурсиях посещение музеи должно вплетаться в хронологическую канву рассказа, и поэтому в музее показываются только те залы или экспонаты, которые связаны с периодом жизни и творчества писателя, освещаемым в экскурсии. К примеру, экскурсия «Достоевский в Москве» начинается с посещения музея, где показываются только комнаты, в которых проходили детство и юность писателя. В последующих залах, отражающих жизнь Ф. Достоевского в Петербурге и за границей, происходит выборочный показ тех витрин, которые имеют отношение к теме экскурсии «Достоевский и Москва». Экспозиция же музея отражает весь жизненный путь писателя.
В экскурсиях поэтико-текстовых посещение музея нежелательно, ибо в них дается не биографический материал, а поэтический пересказ произведений писателя (поэта), в которых изображен город.
Рассказ на литературной экскурсии строится на основе многочисленных разрозненных фактов, которые объединяются логическими переходами. Большую роль в построении связного, четкого рассказа имеет выбор справок, которые сообщаются на переездах от объекта к объекту. Справки должны относиться к теме и не должны нарушать хронологическую канву повествования. В частности, в экскурсии, посвященной одному писателю, не следует давать справки о зданиях, связанных с жизнью и творчеством других писателей.
Во всех экскурсиях на литературные темы широко используется цитирование художественных произведений. Цитаты должны быть небольшими (3—4 стихотворные строфы, 6—10 фраз из прозы), но яркими и запоминающимися. Часто в рассказе экскурсовод прибегает к приему литературного монтажа, особенно в экскурсиях на литературно-художественные и поэтико-текстовые темы.
Широкое использование в экскурсиях литературных произведений обусловливает повышенные требования к культуре речи, дикции экскурсовода, умению читать стихи. Обеспечить эффективное проведение литературной экскурсии, где все строится на слове, на умении показать памятное место, ввести слушателя в творческий мир писателя, можно лишь при глубоком знании материала и свободном владении им.
Источник
Литературные экскурсии
Городские литературные экскурсии — особый вид экскурсий, в проведении которых есть свои сложности. Они проводятся в городе с его новостройками, шумом, магазинами, трамваями, троллейбусами со спешащими людьми. Городские литературные экскурсии ставят задачу познакомить экскурсантов с местами города, хранящими память о писателе и отраженными в его творчестве. Такие экскурсии могут быть и автобусными и пешеходными. Если в основу положен принцип ознакомления с памятными местами, связанными с жизнью и творчеством одного писателя, то, как правило, экскурсия строится по монографическому принципу. Например: «По Ауэзовским местам Алматы».
Составляя маршрут, мы учитываем, то, чтобы он не был растянутым, переезды от объекта к объекту по возможности были не большими, а во время экскурсии не повторялись одни и те же улицы. Параллельно созданию продуманного, четкого маршрута собирается материал, относящийся к теме. После составления маршрута, сбора, а затем тщательного отбора материала проводится несколько объездов по созданному маршруту.
Есть литературные экскурсии, которые знакомят с памятными местами, связанными с жизнью или творчеством нескольких писателей, это обзорные литературные экскурсии, например, «Литературный Алматы». И, наконец, существуют экскурсии, в которых знакомятся с памятными местами, не связанными непосредственно с событиями жизни писателя, а лишь с тем, как отразились эти памятные места в его творчестве. Эти экскурсии, созданные методическими приёмами литературного монтажа, почти всецело строятся на текстах художественных произведений. Их можно условно назвать поэтико-текстовыми экскурсиями. Таким образом, городские литературные экскурсии, бывают монографическими, обзорными и поэтико-текстовыми. Экскурсант идёт за экскурсоводом по городу, проходит возле литературного музея, уносится мыслью, слушая его рассказ, в давно минувшие времена вслед за литературными героями. Экскурсант судит о ценности экскурсии потому, насколько интересной или неинтересной она оказалась, насколько взволновала его. Вот почему важно для экскурсовода изучить приёмы и методы ведения экскурсии. В наши дни экскурсоводу, проводящему литературную экскурсию, уже мало только добросовестности, тщательности изучения фактов, когда он просто комбинирует, компилирует материал. Сейчас слушателя более удовлетворяет отшлифованная художественная форма, в которую экскурсовод облекает свой рассказ, а не вариант, когда он лишь ограничивается беглым показом памятного места. Овладение методикой проведения экскурсий помогает найти эту форму. Методика проведения литературных экскурсий — совокупность приемов, помогающих убедительно и целенаправленно, используя наглядность экскурсионного объекта, донести до сознания экскурсанта содержание рассказа о событиях, связанных с этим объектом. Но прежде чем подробно говорить о методике проведения, узнаем, как создается литературная экскурсия.
Создание новой литературной экскурсии
Чаще всего новая литературная экскурсия рождается так. Будущие её создатели собирают порой очень разрозненные сведения о том, что в каком-то городе есть памятные места, связанные с интересующим их именем. Очень редко случается в экскурсионной практике, когда сначала определяется тема, а потом к ней подыскиваются памятные места. Поиски объектов идут параллельно с подготовкой материала. Далеко не всегда бывает, что маршрут экскурсии складывается в начале работы. Случается, что составители меняют его 2-3 раза в поисках наиболее удобного, компактного, отвечающего всем требованием варианта. Работа над темами, как правило, осуществляется творческими группами, численностью 4-6 человек, а порой и больше. Каждый из членов творческой группы работает над какой-то частью маршрута. Составляя маршрут, они кладут в основу хронологический или тематический принцип, чаще всего хронологический. Он приемлем во всех монографических экскурсиях и во многих обзорных. Выявлять объекты не всегда просто. Прежде всего, конечно, экскурсоводы обращаются к справочникам. Это первый, наиболее простой этап. Но он не всегда результативен. Бывает, чтобы уточнить адрес, пополнить маршрут объектами, приходиться обращаться к родственникам, друзьям писателей, архивным материалам. Очень важным этапом в работе над составлением маршрута является отбор объектов. Случается, что из двух-трех равноценных объектов надо выбрать для экскурсии наиболее яркий и выразительный.
Составляя маршрут экскурсий, желательно сделать так, чтобы памятное последнее место было внешне наиболее броским, эффективным, чтобы оно давало возможность подвести итог экскурсии. Вся сложная, долгая и кропотливая работа над созданием новой темы закрепляется в методической документации: методической разработке и тексте. Экскурсоводу необходима методическая разработка, в которой был бы суммирован весь материал по теме. Текст составляется с таким расчётом, что на каждой остановке материал излагается в течение 15, в крайнем случае, 20 минут. Желательно, чтобы размеры цитат не превышали 4-х строк стихотворного текста, а цитирование прозаического текста — не более 6-10 фраз. Практика показывает, что трудно воспринимать на слух цитаты большего размера. Естественно, что каждая экскурсия начинается со вступления. Когда уже отобран и продуман материал, продумываем вступление. В литературных экскурсиях часто и удачно используется приём, когда экскурсия начинается необычной, сразу заинтересовывающей, вводящей в нужное настроение стихотворной цитатой. Качество текста во многом определяет успех или неудачу новой экскурсии. Основные методические приёмы, которые экскурсоводы будут развивать в своей работе, уже заложены в тексте.
Показ памятного места. Один из основных принципов экскурсионного дела — сочетание показа с рассказом. Показ в литературной экскурсии не самоцель. Он служит для того, чтобы помочь экскурсанту обратить внимание на главное. Показ объекта и рассказ о нём определённым образом сочетается в экскурсии. Показ даёт возможность приступить к рассказу, и во время него мы в свою очередь вновь и вновь постоянно обращаемся к показу объекта. Но показ- это не просто механический процесс, в котором экскурсовод обращает внимание слушателей на облик здания. Показ — это метод, пользуясь которым, экскурсовод через выявление характерных черт здания, района, ландшафта знакомит слушателя с отдельными фактами биографии поэта. С поэтическими и прозаическими отрывками из его произведений, связанных с памятными местом. Если экскурсовод не пользуется методом показа, его экскурсия превращается в отвлеченный пересказ прочитанных им статей, совершенно оторванный от дома, района, улицы, ради знакомства с которым и приехали сюда экскурсанты. В процессе рассказа мы часто обращаемся к показу дома, экскурсанты держат его всё время в поле зрения, и, следовательно, целенаправленный рассказ экскурсовода в сознании слушателей становится неотделимым от здания, с которым связаны излагаемые нами события. Большую роль в показе здания играет метод- приём реконструкции, пользуясь которым экскурсовод может создавать в своём рассказе картины быта, жизни, некогда связанные с экскурсионным объектом.
Особо следует сказать о показе в литературной экскурсии памятников писателям, литературным героям или общественным деятелям. Он совершенно не таков, как, например, в искусствоведческой или архитектурной экскурсии. В литературной экскурсии, как правило, показ памятника строят таким образом, чтобы через него приступить к раскрытию определённых сторон творчества писателя.
Фотоиллюстрации играют огромную роль в накопление зрительных впечатлений. Они дополняют впечатления от рассказа экскурсовода и знакомства с памятными местами. Успех экскурсии во многом зависит от правильного показа иллюстраций. Удобен размер фотоиллюстрации 18*24. Лучше, когда они наклеены на картон. Помня о том, что фотоиллюстрации являются хорошим дополнением к рассказу, экскурсовод постоянно обращается к их демонстрации.
Фотографии ни в коем случае не передаются во время рассказа. Когда рассказ на остановке окончен, фотографии передают в руки экскурсантам, и они рассматривают их во время переезда от одного объекта к другому, т. к. здесь у них есть свободное время. Фотоиллюстрации часто применяются в рассказе о здании, которое мы показываем экскурсантам. Но есть другой вариант, когда иллюстрацию используют для того, чтобы привлечь в экскурсию материал о пребывании поэта в другом городе, т. е. она непосредственно не относится к объекту, о котором идёт речь. В этом случае показывают фотографию, если она связана с какой то важной вехой в его жизни, и стараются не заслонить ею локальный материал, а наоборот, глубже его раскрыть.
Рассказ в экскурсии строится на основе массы разрозненных фактов. Темы, которых мы касаемся на каждой остановке, порой очень далеки одна от другой. А цель — составить связный рассказ. И в этом помогают логические переходы, исполняющие роль связующих элементов.
Логические переходы бывают разными: чисто формальными или обоснованными глубоким внутренним смыслом повествования. Под формальным переходом мы имеем в виду логический переход, который идет от внешних, несвязанных с основной идеей рассказа примет: от топографии района, от второстепенных деталей. Большую роль в деле построения связанного, четкого рассказа играет подбор справок, которые сообщаются на переездах. Это материал, который относится к какому- либо зданию и тематически связан с экскурсией, но настолько невелик по объему, что он не дает возможности построить самостоятельный рассказ. В этом случае не делаем его объектом экскурсии, не останавливаем около него машину, но походу экскурсии, если проезжаем линию этого здания, ведется в течение нескольких минут рассказ о событиях, связанных с ним. Отбираются такие справки, чтобы они были тесно связаны с темой экскурсии.
Посещение музея во время литературной экскурсии.
Особую роль играет посещение музея. Экскурсия в среднем рассчитана на 3 астрономических часа. В ней бывает 6-7 объектов, и желательно, чтобы среди них был музей. В городской экскурсии мы не можем показывать весь музей, так как мы располагаем лишь получасом дня знакомства с ним.
Музей является одним из объектов нашей экскурсии, построенной в хронологическом порядке и, следовательно, в музее надо рассказать только об одном периоде жизни писателя. Показ экспозиции музея помогает раскрытию основной темы экскурсии, но ни в коем случае не заслоняет её. Мы помним, что экскурсия по городу — наша основная цель, а показ музея — только средство, помогающее лучше выполнить эту основную задачу. Посещение музея можно включить в любую часть монографической или обзорной экскурсии в зависимости от того, с каким периодом жизни писателя соотносится экспозиция.
Контакт с аудиторией.
Личность экскурсовода, это эрудиция, знание материала, умение образно и увлекательно его подать- залог успеха экскурсии. Увлеченность темой, умение подняться над обыденностью, трепетность чувства первооткрывателя – эти качества экскурсовода вызывают ответную реакцию у слушателей. Сложность работы экскурсовода заключается в том, что обстоятельства заставляют его быть подготовленным к общению с разными группами, к тому, чтобы варьировать текст экскурсии. Экскурсовод для своих слушателей — это проводник по городу, биографии и творчеству писателя.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)
Источник