История арабские страны ближнего востока

История арабские страны ближнего востока

1. Цели и задачи курса. Источники и историография дисциплины.

2. Актуальные проблемы новой истории арабских стран. Особенности периодизации.

3. Арабские страны в период возникновения и развития мировой капиталистической системы.

1. Восток в новое время: экономика и государственный строй. М., 1968

2. Государственная власть и общественно-политическая структура в арабских странах: история и современность. М., 1984

3. Данциг Б. К вопросу о капитуляциях на Ближнем Востоке // Ближний Восток. М., 1976

4. Иванов Н. О типологических особенностях арабо-османского феодализма // Народы Азии и Африки. 1976. № 3

5. История Востока. В 6-ти т. Т. 3: Восток на рубеже средневековья и нового времени. М., 1999

6. Луцкий Б. В. Новая история арабских стран. М., 1965; 1966

Начиная с XVII в. в раннекапиталистической Европе резко возрос интерес к арабским странам. В многочисленных книгах, принадлежавших перу миссионеров, путешественников, торговцев, а затем и специалистов-востоковедов, все чаще обращалось внимание на специфику социальной, экономической и политической структуры этих чуждых привычному европейскому стандарту стран. Если не говорить о различиях религиозно-культурного порядка, которые бросались в глаза каждому при самом беглом взгляде на мусульманский Восток, то в книгах, о которых идет речь, делался акцент прежде всего на силу и эффективность центральной власти, абсолютное преобладание государственной собственности при второстепенной роли частной, на раболепие низших перед высшими, а также на общую застойность и косность, близкий к неподвижности ритм жизни, столь разительно несхожий с динамизмом раннекапиталистической Европы.

Анализ всех этих сведений привел к тому, что уже в XVIII в. мнения о Востоке стали весьма разноречивы: одни подвергали восточные порядки резкой критике (Ш. Л. Монтескье, Д. Дефо), тогда как другие склонны были их воспевать (Вольтер, Ф. Кенэ). Эти противоречия заслуживают внимания, но они не меняют того общего и главного, что лежало в основе восприятия восточных обществ в Европе практически всеми: структурно это был иной мир, другой путь развития, причем именно эту разницу и следовало изучить, понять и объяснить.

В классическом российском востоковедении досоветского периода история арабов в новое время не разрабатывалась. В книгах и статьях журналистов, дипломатов и военных история арабов затрагивалась лишь в связи с Восточным вопросом или же в связи с колониальной политикой европейских держав. Даже такие крупные работы, как «Сирия и Палестина под турецким правительством» К.-М. Базили и «Ирак Арабский, Бассорский вилайет в его прошлом и настоящем» А. Адамова, при т о м их значении в истории русской науки являются лишь очерками истории отдельных арабских стран.

В советское время было опубликовано много интересных статей и монографий, посвященных тем или иным проблемам ионом истории арабских стран, в частности Египта, Сирии, Супина, Аравии. Но ни одна из этих работ не ставит своей задачей дать связное и систематическое изложение истории арабов и XIX начале XX в. Ни одна из этих работ не дает общего Представления об исторических судьбах и развитии арабского мира, его месте и роли в истории нового времени.

Более детальное и углубленное изучение новой истории отдельных арабских стран началось в отечественной историографии второй половины XX в. Работы В.Б.Луцкого, Ф.М.Ацамбы, З.И.Левина, Г.А.Нерсесова, Л.А.Фридмана, В.В.Черновской, В.С.Кошелева, М.С.Бурьяна и др. подняли на новый уровень проблему изучения истории арабских стран XVIII — XX в в. Необходимо подчеркнуть, что наибольший вклад в изучение интересующих нас проблем сделали советские востоковеды и англоведы К.В.Виноградов, В.С.Кошелев и Н.А.Ерофеев, труды которых непосредственно касаются истории создания Суэцкого канала и места Египта в мировой политике XIX в. в этом ряду следует выделить труд В.Б. Луцкого «Новая история арабских стран», представляющий собой первый в русской и советской литературе опыт систематического изложения новой истории арабов.

Что касается зарубежной литературы, здесь можно выделить труды Дж.Марлоу, Т.Мэйера, Д.С.Ландеса, в которых даётся более объективная и качественно новая оценка событий второй половины XIX в. в Египте. Историографические школы стран Ближнего Востока также внесли свой вклад в изучение истории арабских стран XIX в.

Отметим, что проблема новой истории арабских стран являлась ключевой в мировой политике второй половины XIX — XX вв., она постоянно влияла на безопасность и стабильность в ближневосточном регионе, что диктует сегодня необходимость в более широком и детальном освещении этой проблемы. При этом необходимо подчеркнуть, что все изученные материалы в целом наглядно показывают ведущее место Египта и других арабских стран в политике великих держав в решении Восточного вопроса. Современная глобализация социальных и культурных процессов поставила перед профессиональными историками несопоставимые с прежними вопросы, выходящие за рамки привычных национальных и европоцентристских практик, включая «пренебрежительное» отношение к истории Арабского Востока.

Периодизация истории арабских стран в новое время соответствует периодизации новой истории стран Азии и Африки, в целом. Она носит достаточно условный характер, так как переход от феодализма к капиталистическим отношениям, знаменующий начало Нового времени, во многих странах Востока занял различное время. В советской периодизации, где новый период истории арабских стран соответствует европоцентристским идеям, рассматривается период от 1640 до 1918 года. Отправной точкой здесь являются события от начала европейских буржуазных революций – нидерландской и английской – и до окончания Первой мировой войны.

И если с завершением нового времени во время окончания Первой мировой войны согласны большинство российских и зарубежных историков, за исключением историков советского периода, то касательно нижней хронологической рамки возникают многочисленные споры. Согласно В.Б. Луцкому новый период в истории арабских стран начинается с турецкого завоевания этих территорий. Другие историки придерживаются вышеупомянутой европоцентристской теории. Есть и такая точка зрения, согласно которой новый период истории стран Азии и Африки начинается в период превращения этих стран в колонии, то есть с конца XV в., если говорить о колониальной экспансии Нидерландами южной и юго-восточной Азии и Африки, и с конца XVIII в., то есть египетского похода Наполеона Бонапарта 1798-1801 гг., если рассматривать вопрос о начале нового периода истории арабских стран.

История стран Азии и Африки в Новое время традиционно охватывает период превращения этих стран в колонии. Новая история как определенный период всемирной истории является характеристикой, приемлемой как для стран Запада, так и для стран Азии и Африки. Однако содержание этого исторического периода для таких разных регионов земного шара представляется совершенно неоднотипным: в передовых странах Запада происходило развитие, а затем и торжество капиталистических отношений; страны Азии и Африки, наоборот, вступали в длительную полосу кризиса своих феодальных структур, а затем стали легкими объектами для капиталистической экспансии со стороны капиталистических стран Запада. Но все же существует нечто определяющее для периода Новой истории, как стран Запада, так и стран Востока. В целом, это формирование колониальной системы, в рамках которой горстка стран метрополий (Запад) и подавляющее количество зависимых стран (Восток) впервые в истории человечества вместе образуют единую систему мирового капиталистического хозяйства на базе сформировавшегося единого мирового экономического рынка. Еще одним составляющим исторического процесса в Новое время станет непрекращающаяся антиколониальная борьба народов Востока.

В принципе такое определение является достаточно распространенным и типичным для характеристики основного лейтмотива периода Нового времени. Однако многочисленные споры и дискуссии вызывало и продолжает вызывать определение конкретных хронологических рамок. Для зарубежной историографии под нижним хронологическим рубежом чаще всего подразумевается начало XVI в. При этом западные историки прежде всего исходят из концепции Средневековья, продолжавшегося от краха Западной Римской империи (конец V в.) до «эпохи Высокого Возрождения» (начало XVI в.). А вот верхняя рамка Новой истории находится как бы в поступательно-подвижном состоянии. По мнению большей части зарубежных историков, грань Нового и Новейшего периодов отстоит всего лишь на время жизни одного поколения (20-25 лет) от текущего календарного года. При этом период новейшей истории, когда события и процессы последних двадцати пяти лет еще не могут получить должной оценки, относится скорее к политологии.

В странах Азии и Африки до сего времени наблюдается необыкновенное разнообразие форм, этапов и особенностей возникновения и развития капитализма. Для всех стран Востока присущи свои, специфические черты. В Индии и Китае капитализм начал развиваться в основном во второй половине 19 в., однако и та и другая страна проходила этот путь по-своему и капитализм каждой имеет существенные особенности. Капитализм в Индии зарождался раньше, чем в Китае, и к началу ХХ в. уже пустил довольно глубокие корни. В государствах Тропической Африки зачатки национального капитализма появились значительно позже – накануне и после второй мировой войны. Особенности капитализма метрополий накладывали отпечаток и на генезис капитализма в колониях. В наиболее чистом «классическом» виде капитализм развивался лишь в Англии.

Зарождение новой формации в странах классического капитализма в 16 в. происходило путем превращения натурального хозяйства непосредственных производителей в товарное, а затем последнего в капиталистическое.

История зарождения и развития капитализма на Востоке существенно отличается от его генезиса «классического» европейского образца. В большинстве стран Востока к моменту их колонизации господствовали феодальные, а в некоторых странах сохранялись родоплеменные и рабовладельческие отношения характерные для различных стадий развития феодализма.

Первые ростки капитализма в Иране, Индонезии, Османской империи и её арабских вилайетах обнаруживают ко второй половине XVIII – началу XX века. Тенденция к зарождению национального капитализма была грубо нарушена колонизаторами, которые существенно деформировали естественный ход социально-экономического развития стран Востока, намного усложнили и утяжелили его для населения колоний и полуколоний.

Новый этап социально-экономического развития стран Азии и Африки начинается с середины XIX в. Новый период зарождения и развития восточного капитализма проходил уже целиком и полностью под знаком экономического и политического господства колонизаторов, под их влиянием и в их интересах. Хронологически он приходится на вторую половину XIX в. Господство колонизаторов почти исключало свободу конкуренции, столь необходимую для вызревания национального капитализма. Абсолютное большинство афро-азиатских государств вообще миновало мануфактурную стадию развития капитализма. Восточная мануфактура не могла развиваться в условиях господства экономически развитых стран. Процессы первоначального накопления капитала происходили в условиях ограниченности концентрации в руках буржуазии денежных средств, получаемых от роста внешней торговли, от колониальной экспансии, государственных субсидий, займов, политики протекционизма. Зато утвердились такие источники обогащения, как компрадорство, ростовщичество и т.д. Местное предпринимательство наталкивалось на узость местного рынка.

Нарушение этапности развития капитализма в странах Востока выразилось и в том, что колонии и полуколонии не проходили и стадии фабрично-заводского производства, которое стало развиваться здесь лишь после второй мировой войны. Нарушение «нормального хода» социально экономического развития стран Азии и Африки заключалось и в том, что колонизаторы, в случаях, когда им было выгодно, навязывали афро-азиатским народам высшую форму капитализма – фабричное производство. В результате воздействия колонизаторов на страны Востока в XIX в. здесь возникали своеобразные переходные от феодализма к капитализму общества, часть структуры которых продолжала существовать в виде разлагающегося феодализма, а часть – в виде развивающегося капитализма.

Источник

Ближний Восток (Перестройка)

Карта Ближнего Востока

Ближний Восток — название региона, расположенного в Западной Азии. Климат в основном засушливый, имеется несколько крупных рек, которые используются для орошения. Ближний Восток является наиболее важным нефтедобывающим регионом планеты.

Содержание

Руководство стран Ближнего Востока

  • Турецкая Республика
  • Объединенная Кипрская Республика
  • Народная Республика Курдистан
  • Союз Арабских Социалистических Республик
  • Израиль и Палестина
  • Государство Иран
  • Королевство Саудовская Аравия
  • Государство Катар
  • Объединённые Арабские Эмираты
  • Султанат Оман
  • Народная Демократическая Республика Йемен
Государство Руководство Политика
Турция Республиканская Народная Партия Проамериканская
Кипр Коммунистическая Партия Кипра Нейтральная
Курдистан Партия Арабского Социалистического Возрождения Просоветская
Арабский Союз Партия Арабского Социалистического Возрождения Просоветская
Израиль и Палестина Либеральная Партия Проамериканская
Иран Временное Правительство Проамериканская
Саудовская Аравия Абсолютная Монархия Нейтральная
Катар Абсолютная Монархия Проамериканская
ОАЭ Федеральная Монархия Проамериканская
Оман Абсолютная Монархия Проамериканская
Йемен Партия Арабского Социалистического Возрождения Просоветская

Страны Ближнего Востока

Турция

Турецкая Республика
Republic of Turkey
Год основания: 1923
Столица: Анкара
Языки
Государственный Турецкий
Другие
Глава государства: Кемаль Кылычдароглу
Глава правительства: Реджеп Тайип Эрдоган
Гос. религия: Светское Государство
Другие религии: Ислам
Площадь: 585 435 км²
Население 61 415 650 чел.
Денеж. единица: Лира

Турецкая Республика (тур. Türkiye Cumhuriyeti , краткое название — Турция тур. Türkiye ) — государство, расположенное в основном в юго-западной части Азии, частично в южной Европе. Образовалось в начале 1920-х годов в результате распада Османской империи, свержения монархии и превращения территории с преобладанием турецкого этноса в турецкое национальное государство.

Турция — унитарное государство с (парламентской) республиканской формой правления. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту — Великому национальному собранию Турции, состоящему из 550 депутатов, избираемых на 4 года всеобщим прямым голосованием по системе пропорционального представительства. Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром, но президент также имеет ряд полномочий.

Состав Великого Национального Собрания:

  • Республиканская Народная Партия — 203 места
  • Партия Справедливости и Развития — 192 места
  • Национальная Партия Турции — 155 мест

После поражения Курдистанской Войне (в том числе и в Арабо-Иранской войне) популярность самой многочисленной партии Справедливости и Развития упала и на выборах 2011 года победила лево-центристская партия РПН, а так же значительно увеличила свою популярность ультраправая НПТ.

После избрания нового Национального Собрания, на первом же заседании, действовавший президент Турции получил вотум недоверия. Новое правительство имеет реваншистский характер и одновременно с этим выбрала путь реформ. Так 2012 году Турция признала факт объединение Кипра и вывела последних солдат с острова, чем значительно улучшила отношения с Евросоюзом.

Объединенная Кипрская Республика
United Cyprus Republic
Год основания: 1995
Столица: Никосия
Языки
Государственный Греческий, Турецкий
Другие
Глава государства: Димитрис Христофиас
Глава правительства: Андрос Киприану
Гос. религия: Светское Государство
Другие религии: Православие, Ислам
Площадь: 12 550 км²
Население 890 963 чел.
Денеж. единица: Фунт

Объединенная Кипрская Республика (греч. Ενωμένη Κύπρος Δημοκρατία, тур. Birleşik Kıbrıs Cumhuriyeti) — островное государство в восточной части Средиземного моря. Образовалось в 1995 году в результате объединения северного Турецкого Кипра и южного Греческого Кипра.

Кипр — унитарное государство с (парламентской) республиканской формой правления. Законодательная власть принадлежит Палате представителей и включает 56 депутатов. Ещё три места в парламенте закреплено за национальными и религиозными меньшинствами — армянами, католиками и маронитами.

Состав Палаты Представителей:

  • Коммунистическая Партия Кипра — 24 места
  • Демократическая Партия Кипра — 17 мест
  • Европейская Партия — 10 мест
  • Турецкий Союз — 5 места

Несмотря на то, что власть принадлежит Компартии Кипра, само правительство не спешит присоединяться к «Социалистическому Содружеству» и продолжает вести нейтральную политику.

В 1995 году по предложению ООН началось объединение Кипра, разделённого в 1974 году в результате ввода Турецких войск на остров. По этому предложению был объявлен референдум. Основными предложениями было:

  1. Создать на Кипре единое государство Объединенную Кипрскую Республику, состоящую из двух автономных частей — греческой и турецкой, которая бы объединяла весь остров (за исключением британских военных баз).
  2. Уменьшение территории турецкой части острова до 28,5% (против 37%, которые занимает Северный Кипр), а также возвращение 85 тысяч греческих беженцев в прежние места проживания.
  3. Вывод Турецких войск (закончился лишь в 2012 году)
  4. Создания Единого правительство на основе правительства Южного Кипра.

По итогам референдума 60% греков-киприотов и 74% турков-киприотов высказали своё согласие на объединение.

Курдистан

Народная Республика Курдистан
People’s Republic of Kurdistan
Год основания: 2007
Столица: Батман
Языки
Государственный Курдский
Другие Турецкий, Арабский и Персидский
Глава государства: Абдулла Оджалан
Глава правительства: Мурат Карайылан
Гос. религия: Ислам
Другие религии:
Площадь: 537 680 км²
Население 29 581 231 чел.
Денеж. единица: Динар

Курдистан (курд. Kurdistan, тур. Kürdistan, араб. كردستان) — государство расположенное на Ближнем Востоке. Образовалось в ходе Курдской войны за независимость в 2007 году.

Курдистан — Социалистическая Исламская Республика. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту — Народному Собранию, состоящему из 400 народных депутатов.

Состав Народного Собрания:

  • Курдская Рабочая Партия (отделение Партии Арабского Социалистического Возрождения) — 372 места
  • Народно-Демократическая Партия — 20 мест
  • Исламская Партия Курдистана — 8 мест

После получения независимости и победы в Курдистанской войне военное положение в стране было отменено и прошли первые демократические выборы в Курдистане. По их итогам очень популярная КРП получила 93% в парламенте, в основном благодаря победоносной войне.

Благодаря советским и иракским специалистам страна быстро и без больших потерь перешла к смешанной экономике, провела модернизацию войск и культурную реформу.

Во время Арабской весны на территории Курдистана не было замечено ни одного протестного движения. По заявлению представителей ООН, это было связано с тем, что с начала февраля в Курдистане были перекрыты источники информации извне (за исключением Арабского Союза).

Арабский Союз

Союз Арабских Социалистических Республик
Union of Arabic Socialist Republics
Год основания: 2008
Столица: Багдад
Языки
Государственный Арабский
Другие
Глава государства: Башар аль-Асад
Глава правительства: Иззат Ибрагим ад-Дури
Гос. религия: Ислам
Другие религии:
Площадь: 670 122 км²
Население 59 852 107 чел.
Денеж. единица: Динар

Союз Арабских Социалистических Республик (араб. العربي اتحاد الجمهوريات الاشتراكية) — государство расположенное на Ближнем Востоке. Включает в себя Ирак, Кувейт, Ливан и Иорданию. Образовался в 2008 году после объединения 5 стран под руководством Саддама Хусейна и оформленной в этом же году конституцией.

Союз Арабских Социалистических Республик — Социалистическая Исламская Федерация с расширенными республиканскими полномочиями (де-юре). Конституция САСР была принята в 2008 году на общенациональным референдуме. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту — верхнему Совету Республик (150 региональных депутатов) и нижнему Совету Нации (500 народных депутатов).

В Совете Нации представлена только одна партия — Партия Арабского Социалистического Возрождения (463 места), остальные мандаты заняты беспартийными депутатами. Главой государства до 2010 года был Саддам Хусейн, однако после его отставки президентом САСР был избран его преемник — Башар аль-Асад.

На данный момент Арабский Союз является одной из самых благополучных арабских стран. После войны в Ираке в 2003 году, под руководством Хусейна была преобразована страна. Под влиянием ПАСВ на соседние государства, а так же постоянная пропаганда со стороны Иракского правительства население стран Ближнего Востока всё больше и больше поддерживали президента Ирака, что позволило ему, после окончания Курдистанской войны за Независимость, начать объединение с другими странами — Сирией, Ливаном и Иорданией (Кувейт был присоединён в 2004 году). А в ходе Арабо-Иранской войны 2008-2009 годов, к САСР была присоединена Иранская территория населённая арабами.

Израиль и Палестина

Государство Израиль и Палестинская Автономия
The State of Israel and the Palestinian Authority
Год основания: 1996
Столица: Иерусалим
Языки
Государственный Иврит, арабский
Другие
Глава государства: Шимон Перес
Глава правительства: Биньямин Нетаньяху
Гос. религия: Светское Государство
Другие религии: Иудаизм, Ислам
Площадь: 27 870 км²
Население 11 852 416 чел.
Денеж. единица: Шекель

Государство Израиль и Палестинская Автономия (ивр. מדינת ישראל הרשות, араб. دولة إسرائيل والسلطة الفلسطينية) — государство расположенное на Ближнем Востоке, образованное в результате аннексии Палестины Израилем в 1996 году.

Израиль и Палестина — двунациональное федеративное государство с республиканской формой правления. На территории страны имеется Палестина, имеющая статус автономии в составе страны, включающая территорию западнее реки Иордан. Законодательную власть представляет Кнессет — израильский парламент — состоящий из 200 депутатов, в соответствии с пропорциональным представительством политических партий. Парламентские выборы проводятся каждые четыре года. В 2000 году Кнессет принял новую конституцию объединённого государства.

Президент избирается Кнессетом на 7 лет, и имеет представительские полномочия. Премьер-министр является главой правительства и кабинета министров и пребывает на своём посту 4 года.

  • Либеральная Партия — 74 места
  • Национальная Партия Палестины — 52 места
  • Либерально-Консервативная Партия — 25 места
  • Народная Социалистическая Партия — 24 места
  • Демократическая Партия — 20 мест
  • Иудейская Партия — 5 мест

Несмотря на разногласия Объединённая Республика достигла больших успехов в улучшении жизни в Палестине, что позволило снизить её сепаратизм.

Государство Иран
The State of Iran
Год основания: 2011
Столица: Исфахан
Языки
Государственный Персидский
Другие
Глава государства: Мустафа Кавакебьян
Глава правительства: Масуме Эбтекар
Гос. религия: Ислам
Другие религии:
Площадь: 1 424 578 км²
Население 63 457 660 чел.
Денеж. единица: Риал

Государтсво Иран (перс. دولت ایران‎, также используются названия Иран (перс. ایران ‎ ) или Персия) — государство на юго-западе Азии. Столица — город Исфахан. Образованное в результате свержения исламистского правительства в 2011 году в ходе войны в Иране.

Согласно Конституции 2012 года, Иран является республикой с парламентской формой правления. Высший орган законодательной власти — Национальная Ассамблея Ирана. Верхняя палата состоит из 250 депутатов, избираемых путем прямых всеобщих и тайных выборов на четырёхлетний срок. Нижняя палата состоит из 300 членов избираемых по партийным спискам. Президент является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами страны, формирует правительство, избирается (не более двух сроков подряд) на четыре года всеобщим тайным голосованием. В настоящее время президентом Ирана является Мустафа Кавакебьян, избранный на выборах 2012 года, но в условиях иностранной оккупации.

Состав Национальной Ассамблеи Ирана:

  • Демократическая Партия — 109 мест
  • Консервативная Партия Ирана — 93 места
  • Трудовой Союз — 58 мест
  • Исламский Союз (с 1 июня — запрещена) — 40 мест

После выборов 1 февраля НАИ Исламский Союз и Консервативная Партия образовали Коалицию Стабильности направленную на скорейшее изгнание оккупационных войск США. Все предложения коалиции отвергала Верхняя палата состоящая на 56% из реформистов и демократов, однако и они не могли набрать достаточно голосов в нижней палате, назрел политический кризис. Он разрешился с началом лета, когда была запрещена партия «Исламский Союз» за экстремизм, после чего Демократическая Партия получила возможность начать реформирования Ирана.

Саудовская Аравия

Королевство Саудовская Аравия
Kingdom of Saudi Arabia
Год основания: 1932
Столица: Эр-Рияд
Языки
Государственный Арабский
Другие
Глава государства: Абдалла ибн Абдель Азиз
Глава правительства: Салман бин Абдулазиз Аль Сауд
Гос. религия: Ислам
Другие религии:
Площадь: 2 218 000 км²
Население 28 686 633 чел.
Денеж. единица: Риал

Королевство Саудовская Аравия (араб. المملكة العربية السعودية ‎‎ аль-Мамля́ка аль-‘Араби́я ас-Су’уди́я) — крупнейшее государство на Аравийском полуострове.

Государственное устройство Саудовской Аравии определяется Основным законом Королевства, носящим название Основной низам правления Саудовской Аравии, который был принят в 1992 году. Согласно ему Саудовская Аравия является абсолютной монархией, управляемой сыновьями и внуками первого короля Абделя Азиза. Закон основан на исламском праве. Теоретически власть короля ограничена лишь нормами шариата.

Исполнительная власть в виде Совета министров состоит из премьер-министра, первого заместителя премьер-министра и двадцати министров. Все министерские портфели распределены между родственниками короля и назначаются им самим.

Законодательная власть представлена в виде некоего подобия парламента— Консультативной ассамблеи (Меджлис аш-Шура). Все 150 членов (исключительно мужчин) Консультативной ассамблеи назначаются королем на четырёхлетний срок. Политические партии находятся под запретом, некоторые действуют в подполье.

В 1987 году в обмен на вооружение Саудовская Аравия согласилась выставить на мировые рынки большое количество нефти, что тут же вызвало понижение цен на нефть и как следствие было выгодно США и не выгодно СССР.

До 2004 года Саудовская Аравия вела проамериканскую внешнюю политику, в том числе Аравия участвовала в Войне в Ираке. Однако после захвата Иракскими войсками города Хафджи на севере страны, Аравия вышла из войны и сменила политику на нейтралитет.

Катар

Государство Катар
State of Qatar
Год основания: 2011
Столица: Доха
Языки
Государственный Арабский
Другие
Глава государства: Хамад бин Халифа Аль Тани
Глава правительства: Хамад аль-Халифа
Гос. религия: Ислам
Другие религии:
Площадь: 12 336 км²
Население 3 088 134 чел.
Денеж. единица: Риал

Государство Катар (араб. دولة قطر ‎‎) — федеративное государство, состоящее из двух эмиратов в юго-западной Азии, расположенное на Катарском полуострове в северо-восточной части Аравийского полуострова.

Согласно конституции, принятой 29 апреля 2003 года, Катар является абсолютной монархией. Глава государства— эмир Хамад бин Халифа аль-Тани, с 27 июня 1995 года, когда он, будучи наследником престола, сверг своего отца эмира Халифу бин Хамад аль-Тани, в результате бескровного переворота. Эмир назначает премьер-министра, членов Совета министров и Консультативного совета. Власть эмира ограничена только рамками шариата. Действует Консультативный совет (араб. مجلس الشورى ‎‎), состоящий из 35 членов, которые все назначаются эмиром.

В апреле 2011 года после начала революции в соседнем Бахрейне, было решено начать военную операцию по сохранению монархии в Бахрейне. Однако на момент десанта Катарских войск монархия была свергнута. В результате непродолжительных военных действий Бахрейн был оккупирован войсками Катара. Было создан Эмират Бахрейн с центром Манама во главе со свергнутым королём Хамад аль-Халифа.

Хотя государства официально объединились, де-факто не существует единой конституции и де-юре существует лишь независимый Катар.

Объединённые Арабские Эмираты
United Arab Emirates
Год основания: 1971
Столица: Абу-Даби
Языки
Государственный Арабский
Другие
Глава государства: Халифа ан-Нахайян
Глава правительства: Мохаммед аль-Мактум
Гос. религия: Ислам
Другие религии:
Площадь: 83 600 км²
Население 4 821 310 чел.
Денеж. единица: Дирхам

Объединённые Арабские Эмираты (араб. الإمارات العربية المتحدة ‎‎) — федеративное государство, состоящее из семи эмиратов, каждый из которых представляет собой государство с абсолютной монархией.

Государственное устройство Объединённых Арабских Эмиратов представляет собой уникальное сочетание республиканского и монархического строя. ОАЭ являются федеративным государством, состоящим из семи эмиратов— абсолютных монархий. Государство возглавляется эмиром Абу-Даби, правительство— эмиром Дубая.

Формально Высший совет союза занимает высшее место в иерархии государственного устройства ОАЭ. Совет состоит из глав всех семи эмиратов. Совет определяет общую политику государства, а Совет министров отвечает перед Высшим советом за проведение этой политики. Помимо определения внешней и внутренней политики, Высший совет вправе пересматривать принцип государственного устройства страны.

Развитие страны финансируется в основном за счёт нефтяных доходов. Эти же доходы как и в других ближневосточных капиталистических нефтедобывающих странах вызывают противоречия в обществе: огромное классовое расслоение, политическая бесправность большинства граждан и высокую коррупцию. Так в 2008 году в Багдаде Председатель Правительства СССР Геннадий Зюганов высказался о неприемлемости нефтяных монархий в современном обществе и о необходимости создания справедливого социалистического общества для всех граждан Ближнего Востока.

Султанат Оман
Sultanate of Oman

Год основания: 1971
Столица: Маскат
Языки
Государственный Арабский
Другие
Глава государства: Кабус бен Саид
Глава правительства:
Гос. религия: Ислам
Другие религии:
Площадь: 309 500 км²
Население 3 204 897 чел.
Денеж. единица: Риал

Султанат Оман (араб. سلطنة عمان) — государство в Юго-западной Азии, на юго-востоке Аравийского полуострова.

Политическая структура Омана — султанат (название исламского государства, где главой государства является султан). В настоящее время в Султанате Оман сложилась следующая система управления. Совет государства (араб. Majlis-al-Dawla) назначается султаном. Первое заседание состоялось в 1998 году. Совет шуры (араб. Majlis-al-Shura) сформирован в 1991 году вместо Государственного совещательного совета (создан в 1981 году). Руководитель Совета шуры назначается королевским указом, вице-руководители выбираются самим Советом. Срок полномочий — 3 года, 82 депутата. Совет шуры обсуждает пятилетние планы развития, доносит до султана свое мнение. Международные дела находятся полностью в ведении султана.

Оман имеет проблемы присущие любому ближневосточному нефтедобывающему государству: расслоение населения, политическая бесправность и коррупция. ОАЭ — бывший член Движения неприсоединения, с момента своего образования ОАЭ официально вошли в группу неприсоединившихся стран и выступали в ней с позиции «абсолютного нейтралитета», позволявшей им сохранять «равноудаленность» от Запада и Востока. Однако после «Арабской Весны» многие в правительстве задумались о выборе политики страны. В 2011 году Султан подписал военный союз с США, в стране появились первые военные базы Армии США.

Йемен

Народная Демократическая Республика Йемен
People’s Democratic Republic of Yemen
Год основания: 2011
Столица: Аден
Языки
Государственный Арабский
Другие
Глава государства: Ясин Саид Нуман
Глава правительства: Абдул-Малик аль-Михлафи
Гос. религия: Ислам
Другие религии:
Площадь: 527 970 км²
Население 24 799 880 чел.
Денеж. единица: Риал

Народная Демократическая Республика Йемен (араб. جمهورية اليمن الديمقراطية الشعبية ‎‎) — социалистическое государство на юге Аравийского полуострова.

Глава государства — президент, избираемый (с 1999 года) прямым всеобщим голосованием на 5 лет. Президент Ясин Саид Нуман. Двухпалатный парламент — Шура (Совет) (100 членов, назначаются президентом) и палата представителей (избрана населением в апреле 2011 на 5-летний срок, 300 депутат).

Состав Палаты Представителей:

  • Йеменская Социалистическая Партия — 187 мест
  • Народный Конгресс Йемена — 75 мест
  • Исламский Народный Союз — 23 мест

После объединения страны правительству пришлось преобразовать политическую систему, разрешив оппозиционные партии. Первым делом в новой стране была национализирована все сырьевые отросли, что позволило получить дополнительные денежные средства для развития страны (и восстановления севера).

Многие жители юга были удивлены, ведь иностранная пропаганда им говорила о богатстве жителей капиталистических арабских стран, однако это было не так. Северный Йемен пришлось вытаскивать из сложной социально-экономической проблемы — половина населения там жила ниже прожиточного минимума. К 2012 году удалось проделать огромную работу: за счёт кредитов от СЭВ были подняты беднейшие слои населения севера, были построенны заводы для них, что позволило избавиться от чудовищной безработицы.

Источник

Читайте также:  Особенно богаты природными ресурсами такие страны как
Оцените статью