История достопримечательности сельского поселения
История сельского поселения с. Красное Поселение (краеведческий маршрут)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
В наш век стремительного технического прогресса мы все реже вспоминаем о наших духовных истоках, о национальных традициях фольклорном наследии своего народа. А ведь только тот, кто хорошо знает историю своего края, гордится выдающимися людьми, своими земляками, станет настоящим патриотом своей Родины.
Мое родное село расположено в 120 километрах от города Самара, вдали от крупных промышленных предприятий, в тихом местечке на лоне природы, где рядом расположен лес и река Кондурча. Чистый воздух кружит голову, аромат полевых цветов и трав одурманивает. Наличие исторических и природных памятников, а также красота природы предоставляют прекрасную возможность для развития в краеведческого туризма. Я решила создать туристический маршрут «Я о селе вам своем расскажу» по селам Сельского поселения с. Красное Поселение, для того, чтобы люди приезжающие в наше село могли познакомиться с его достопримечательностями и узнать историю села, используя мой маршрут, размещенный в сети Интернет. Оригинальность моего проекта в том, что данный маршрут требует минимальных материальных затрат, носит историко-краеведческий характер, может проводиться заочно.
Актуальность работы заключается в необходимости развития и совершенствования исторического туризма на территории Самарской области. Наше село богато природными ресурсами, обладает интересной историей, культурой, многочисленными и разнообразными традициями. Все это может послужить для его развития как туристического объекта.
Объектом исследования является история Сельского поселения с. Красное Поселение
Предмет исследования — исторические и архитектурные памятники сельского поселения с. Красное Поселение
Цель работы — создать туристический маршрут по сельскому Поселению с. Красное Поселение, оформить сайт данного туристического маршрута.
Для ее решения были поставлены следующие задачи:
1) Определить интересные объекты, отражающие историческое и культурное прошлое сельского поселения.
2) Сфотографировать и описать выявленные объекты
3) Узнать историю этих объектов
3) Создать сайт в сети Интернет
Методы исследования: изучение научной литературы, периодических изданий, метод описания.
При работе над исследованием использовались: «Списки населенных мест» Самарской губернии, книги историков-краеведов Самарской области, материалы сети Интернет.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов на уроках истории и краеведения, классных часах, для подготовки тематических мероприятий. Мой экскурсионный маршрут может быть автобусным либо виртуальным.
Глава I. Маршрут экскурсии
Мой маршрут будет проходить по территории всего сельского поселения, начиная с села Красное Поселение и заканчивая селом Петропавловка. В составе поселения — несколько населённых пунктов: с. Красное Поселение, поселок Нижняя Кондурча, поселок Елховое Озеро, поселок Солонцовка, поселок Казачий, деревня Владимировка, Село Петропавловка.
1. Село Красное Поселение
Красное Поселение — село на реке Кондурче (второе в районе по времени возникновения после Теплого Стана). Основано в 1737 г. Татищевым В.Н. как военное поселение крещеных калмыков. Первое название – Предтеченская Слобода. Очевидно, названия слободы связано с церковным праздником. В основе названия с. Красное Поселение — термин «красный» в значении «красивый», «хороший», «лучший», возникло не ранее 1767 года, т.е. после Указа Екатерины II , запретившей преследование раскольников. В селе протекает река Кондурча, одна из крупных рек области. Жители занимались сельским хозяйством, сеяли рожь, пшеницу, овес и получали на новой земле высокие урожаи. В 1929 году в селе началась коллективизация. В 1930 году на территории села был организован колхоз «Красный Партизан» на добровольных началах. Совхоз просуществовал до 1957 года. В 1957 году административный центр переносится из с.Красное Поселение в поселок Нижняя Кондурча. В 1957 году несколько хозяйств объединяются в колхоз «Заветы Ильича». До 90-х годов в поселке действует МТС, который был основным местом приложения труда местных жителей. На территории сельского поселения Красное Поселение существуют объекты историко-культурного наследия, поставленные на государственный учет: Центр народного просвещения и Торгово-промышленный центр села (конец XIX – начало XX века).
2. Поселок Нижняя Кондурча
Поселок Нижняя Кондурча основан около двухсот лет назад. Во второй половине XIX века, спасаясь от жесточайшего крепостного гнета, крестьяне центральных губерний России: Тульской, Курской, Рязанской, Пензенской, переселяются на свободные земли. В Заволжских привольных степях рядом с селом Красное Поселение, образуется поселок Нижняя Кондурча. Калмыкское население пополняется русскими, чувашскими и мордовскими поселенцами. Жители занимались сельским хозяйством, сеяли рожь, пшеницу, овес и получали на новой земле высокие урожаи. В XIX веке в поселке была построена низшая сельскохозяйственная школа Самарского земства школа. В настоящее время в здании школы расположен детский сад
9 мая 1967 года в поселке устанавливается обелиск «Победа», посвященный павшим воинам ВОВ. 250 человек – жителей поселения не вернулись в родные места. До 90-х годов в поселке действует крупнейший производственный центр (пилорама, техника, ремонтные цеха, мельница), который был основным местом приложения труда местных жителей. В настоящее время в поселке действует несколько фермерских хозяйств, ведется строительство частных жилых дворов, функционирует новая школа, магазины.
3. Поселок Елховое Озеро
Поселок основан в середине XIX века. Состоял из переселенцев поселков Культурный и Солонцовка. Происхождение названия связано с лиственным деревом ольхой. Елховый, значит ольховый. С 1930 года поселок, вместе с п. Солонцовка, входил в состав колхоза «Заря». В 1957 году несколько хозяйств объединяются в колхоз «Заветы Ильича».
4. Поселок Солонцовка
Село основано около двухсот лет назад переселенцами с Рязанской губернии, передвигавшимися в сторону Сибири. Назван так по составу низменных засоленных почв, т.е. поселение на солонцах. Этнический состав включает в себя национальности: русские, чуваши, мордва, татары. Население поселка занималось сельским хозяйством. Выращивали рожь, пшеницу, овес. В юго-западной части села находится действующее кладбище. В настоящее время на территории поселка отсутствуют действующие производственные объекты и объекты обслуживания, поселок функционирует преимущественно как дачный. В поселке расположен памятник археологии – курганный могильник (РАО № 426-Р от 6 мая 1993 г.)
5. Поселок Казачий
Село основано около двухсот пятидесяти лет назад переселенцами казаками. Этнический состав включает в себя национальности: русские, чуваши, мордва, татары. Население поселка занималось сельским хозяйством и скотоводством. В северной части поселок включает два малых района поселка Глиновка, в настоящий момент вымирающих. В настоящее время на территории поселка отсутствуют действующие производственные объекты. Население занятов основном в личных хозяйствах.
6. Село Заблоцкое
Село основано около двухсот лет назад переселенцами с Рязанской губернии, передвигавшимися в сторону Сибири. На территории села функционировала овчарня.
В настоящее время село пустует. На его территории нет производств и объектов обслуживания. В селе находятся памятники археологии — два курганных могильника (РАО № 426-Р от 6 мая 1993 г.)
7. Деревня Владимировка
В деревне Владимировка по исторической справке первыми жителями были переселенцы из Тулы (поэтому жителей называют туляками). Именно здесь расположена церковь Михаила Архангела – единственная действовавшая во все годы Советской власти на два района – Елховский и Кошкинский. Утверждают, что храм во Владимировке не смогли закрыть в годы коллективизации только потому, что местный священник пользовался непререкаемым авторитетом у крестьян, сам проверял качество вспашки колхозных полей и раздавал поощрения и наказания, чем содействовал местной власти. Самый известный из священников – отец Василий (Космач), участник войны, кавалер боевых орденов – служил здесь более трех десятков лет в 50-80-е гг. ХХ в. Название данного населенного пункта, как и многие другие на реке Кандабулак, имеет церковные корни и связано с именем крестителя Руси – великого князя Владимира. Вблизи деревни Владимировка расположено несколько курганов, которые обозначают места древних (более 2 тысяч лет) захоронений, признанных интереснейшими памятниками срубной культуры. Ученые раскопали четыре захоронения женщин и детей, могилу вождя. Были обнаружены предметы, принадлежащие племени: бронзовый боевой топор и ножи, наконечники стрел, ребро лошади, горшки. Причем один горшок был с крышкой, на которой четко виден орнамент.
8. Село Петропавловка
Село Петропавловка долгое время являлось центром Петропавловской Волости. Основано в 1849 г. как первое земледельческое поселение на реке Кандабулак. В селе располагались церковь, церковно-приходская школа, ярмарка в девятую пятницу после пасхи. Название церковное, связано с именами апостолов Петра и Павла. Петропавловская волость — самая крупная по территории и по числу населенных пунктов волость Самарского уезда Самарской губ. (70 населенных пунктов, 1875 дворов, 13466 чел.). Она простиралась от Шпановки на реке Липовка до Тукшума близ Елховки. Была создана Министерством государственных имуществ на казенных (государственных) землях степного левобережья реки Кондурчи в 40-50-е годы XIX в. на основе русской, украинской и эстонской земледельческой колонизации. Сюда были переселены государственные крестьяне из Рязанской, Тульской, Тверской, Новгородской, Пензенской, Орловской, Курской, Лифляндской губ. В 1917 г. из волости была выделена Малая — Чесноковская волость и на основе этого решения территория бывшей Петропавловский волости была разделена примерно пополам между Кошкинским и Елховским районами. В 1930 году входило в состав колхоза «Красный Партизан» на добровольных началах. Совхоз просуществовал до 1957 года. На территории с. Петропавловка функционировала крупная ферма, ликвидированная в 70-х годах.
На территории села, в юго-восточной части установлен памятник первому комиссару, члену ГУБ Исполкома Самарской Области Федорову Ефиму Васильевичу, расстрелянному 21 июня 1918 года. Федоров Ефрем Васильевич. Волостной комиссар Петропавловской волости, член Самарского уездного исполкома. Родился в 1894 г. в с. Петропавловка Самарского уезда Самарской
губернии в крестьянской семье, был девятым ребенком. Окончил 4 класса приходской школы, работал агентом в волостном правлении в с. Петропавловка. В возрасте 24 лет, в 1918 г. принял активное участие в установлении советской власти, был избран первым волостным комиссаром Петропавловской волости. Арестован и расстрелян белочехами. В селе Петропавловка поставлен памятник Федорову Е.В. В настоящее время село пустует. На его территории нет ни производства, ни жилья, ни объектов обслуживания. К юго-восточной части села примыкает действующее кладбище.
В процессе изучения достопримечательностей сельского поселения с. Красное Поселение я определила интересные объекты, отражающие историческое и культурное прошлое сел, входящих в него. Был разработан маршрут, по которому можно проводить экскурсии по родному селу, создан сайт в сети интернет
Что бы я хотела ещё сделать?
Продолжить работу с архивами.
Выявить оставшиеся исторические, культурные и природные памятники села.
Мой проект имеет большую практическую значимость для жителей села и его гостей. Я надеюсь, что мой проект будет востребован, и когда – нибудь состоится первая автобусная экскурсия по моему туристическому маршруту.
Электронное приложение: сайт «Я о селе Вам своем расскажу». Режим доступа: https://sites.google.com/site/krasnoeposelenie/home
Список источников и литературы
Арнольдов Н.А. Горелов Е.А. История Елховского района в названиях и документах. Краеведческий справочник. с. Кошки, с. Елховка , 2010. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://elhov.samgd.ru/upload/files/70000/70389/.pdf (дата доступа 09.10.16).
Храмков Л.В. Введение в самарское краеведение. – Самара: СамГУ, 2003.-331 с.
Источник
История достопримечательности сельского поселения
Разработка туристско — экскурсионного маршрута: «История и достопримечательности родного села».
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
С течением времени сельский туризм становится всё менее актуальным, многие предпочитают духовно обогащаться в крупных и известных городах нашей страны. Но почему бы не съездить в какое-нибудь село, не менее богатое достопримечательностями, чем какой-нибудь город. Мы не отрицаем того, что многие будут удивлены удивительной архитектурой Санкт-Петербурга, или Царь-колоколом в Москве. Но почему бы не подивиться чудесными придонскими пейзажами сёл Воронежской области?
Тут возникает вопрос: «почему же со временем люди стали городской туризм предпочитать сельскому?» Этому могла послужить крупномасштабная урбанизация, начавшаяся еще в середине XX века и повлекшая за собой угасание интереса к сельскому туризму. Или просто дело в том, что люди просто не догадываются о том, какие красоты их ожидают там, в провинциальных деревушках, в селах, которые тоже могут многое рассказать и об истории, и о простом русском быте, который со временем отдаляется почти от каждого городского жителя.
С помощью своей работы, мы хотели бы возродить интерес к сельскому туризму, так как он может помочь повысить популярность множества сел Воронежской области. Причиной того, что мы создали эту работу является малоизвестное в Воронежской области село название его – Аношкино.
Цель нашей работы: разработать экскурсионный маршрут по объектам историко-культурного наследия села Аношкино.
В процесс нашей работы были включены следующие задачи:
1) собрать информацию о каждом объекте, опросить жителей села для более достоверной информации.
2)обработать собранную информацию, сделать описание объектов
3)составить маршрут из исследуемых объектов
4)создать презентацию по разработанному маршруту (фотографии, текст)
5)провести экскурсию для прибывшей аудитории.
Актуальность нашей работы заключатся в том, чтов селе Аношкино имеются культурно – исторические объекты о которых почти ни кто не знает, а так же живописная природа. Хотелось, что бы об этом селе узнали люди и приехали посетить наши достопримечательности.
Легенда о возникновении села Аношкино.
Для того чтобы село развивалось, мы хотим рассказать об истории и достопримечательностях одного из сел Давыдовского округа Воронежской области и надеюсь, что в результате нашего рассказа вас заинтересует живописность и историческое наследие нашей малой родины и вы посетите ее. История села очень интересна. Красивая легенда связывает происхождение названия села с царем Петром. Якобы когда в Азовскую кампанию, весной 1696 года царь проплывал на «Принципиуме» мимо села, приветствовать его вышли первые поселенцы во главе со старостой села Анохой Голобковым. Преподнесли царю хлеб-соль, а Петр между тем поинтересовался о названии гостеприимного села. Выяснив, что такового пока не придумано, царь распорядился назвать его по имени первого поселенца Аношки. Также Петр I подарил Аношке денег на постройку церкви и икону Иоанна Богослова древнего письма (1237 год), собственноручно начертал на обороте: «Владеть Аношке с крестьянами, их детям, внукам и правнукам всеми землями по речке Хворостани во все времена». Легенда — легендой. Но икона в аношкинской церкви действительно находилась, и надпись еще помнят старожилы.
История возникновения села.
А теперь я расскажу вам реальную историю возникновения моего села: Село действительно получило название по имени служилого человека, но возникло оно намного раньше и известно под таким именем задолго до Петра Первого. В 1647 г. На правом берегу Дона была построена крепость Коротояк. Крепость вызвала в эти места приток населения. Рядом с ней все меньше оставалось незанятой, удобной для пахоты земли. А на другой стороне Дона, немного выше, находились земли Воронежского Покровского девичьего монастыря, которые не осваивались. Тогда-то и нашелся в Коротояке удалой служилый человек Анофрий Голобоков, собрал ватагу коротоякских жителей и людей, пришедших из северных уездов России, переправился через Дон, поставил дома недалеко от монастырской деревни Форосани (ныне – Старая Хворостань).
Было это в 1659 г. С тех пор и существует село, которое получило название по Анофрию Голобокову – Аношкино. Уже в 1669 г. (то есть за три года до рождения Петра Первого) составитель описания укреплений Белгородской черты А. Еропкин называл населенные пункты: «Село Аношкино, да три деревни: Мигенева, Коркина да Прогорелая». Хозяева монастырской земли не давали спокойно жить пришельцам. Анофрий Голобоков не оставался в долгу. В 1664 г. он собрал своих людей, напал на монастырскую деревню Форосань (так называлось поселение в XVII в.) и разорил ее. В 1673 г. на Аношкино налетели из степи кочевники, разорили селение, часть людей убили, часть увели в плен.
Уцелевшие аношкинцы снова собрались на прежнем месте и возродили свое селение. Легенда, говорящая о том, что имя селу присвоено Петром Первым, была создана как своеобразная защита на случай, если бы монастырские хозяева сумели добиться права согнать аношкинцев с земли. Одновременно она обеляла основателя села Анофрия Голобокова, возвышала его. Такова история происхождения моего села.
Достопримечательности села Аношкино.
Церковь Вознесения Господня.
Первая из них это церковь Вознесения Господня. Для жителей села она является не только памятником архитектуры, но и местом духовного умиротворения. По народному преданию первая, деревянная церковь в Аношкино была построена вскоре после 1696 года и посвящена в честь Воскресения Господня. При этой церкви в 1730 году был поп Максим. С 1742 года был священником Кондрат Абрамов. Настоящая же каменная церковь была построена в 1789 году и находится несколько выше старой (на восточною сторону). На месте прежней церкви устроена каменная кампличка, обнесенная решеткой. В 1844 году к церкви были сделаны пристройки с обеих сторон. В 1874 году колокольня была увеличена надстройкой на ней 2-го этажа. Но наступила революционная смута, и храм опустел. В 1930-х годах чекисты расстреляли последнего батюшку вместе с женой и тремя детьми. Было предположение, что перед исчезновением священник успел спрятать церковную утварь. В 1994 году в храм привезли специалиста с оборудованием для поиска металла, но вместо утвари у стены с внешней стороны нашли останки трех человек — священника с семьей. Они были похоронены за алтарем церкви. Колокола были сброшены с колокольни и разбиты на мелкие осколки. В 1950 году власти решили устроить в храме пуговичный завод. Завезли станки и пробили потолки для вытяжки. Однако производство так и не было налажено.
По легенде бакенщику села Сторожевое Андрею Юдину, перевозившему на лодке людей в Аношкино весной 1950 года явилась Божия Матерь и запретила устраивать в этом старинном храме пуговичный завод. Затем тут была колхозная скотобойня. Впоследствии устроено зернохранилище. В дальнейшем церковь была восстановлена. Полуразрушенный храм с уникальной архитектурой взялась восстановить жительница села Клавдия Фроловна Рязанова. В 1992 г она поехала в Москву в приемную Ельцина на прием и с божьей помощью получила разрешение забрать храм у колхоза и восстанавливать его. В 1993 г она организовала верующих, они расчистили его от мусора и залежей прелого зерна высотой до полутора метров.
Вторая достопримечательность моего села – это святой источник. Он расположился на левом берегу Дона Между основным руслом и левым притоком дона именуемым «Стародоньем». Рядом с источником находиться обвал который будет описан позже. Источник появился во времена коммунистов после взрыва меловой горы находящейся неподалеку. В воде источника содержится много минералов вода из него лечит печень, почки, кишечник также вода имеет привкус железа. Источник считается целебным. Вот один случай в 2003 г: приехал паренек летом в село к матушке и был он одетый в фуфайку. Бабушка и мама его плакали. Он в храм пришел и говорит: «Матушка, помоги. Я все обошел, ничего не помогает. У меня горит все тело, зимой мне хорошо, я раздетый хожу, летом мне невыносимо». А матушка ему: «Пойдем на источник». Когда пришли на источник, он подошел и начал на себя воду лить, и лил полчаса, матушка молилась. Потом он повернулся и заплакал и говорит: «Я почувствовал воду». Потом снял фуфайку, был в костюме. Лил себе воду на костюм, потом остался в одной рубашке. Потом совсем разделся и сказал, что тело не горит. Вылечился. На следующий день он приехал и огородил источник. Сейчас начинаются работы по сооружении настоящей купели. Есть рядом и другие источники – Иоанна Богослова и матери Божьей.
Следующий объект для внимания – это меловой обвал. На территории Воронежской области залегают осадочные породы мелового периода состоящие в основном из писчего мела химический состав которого ( CaCO 3). И у нас в селе Аношкино меловые породы выходят на поверхность в виде мелового обвала, который обнажился в годы коммунистов. И об этом тоже существует интересная история.
Однажды весной 1950 года жителей села в полночь разбудил раскатистый гром. Опасаясь за хозяйство, они вышли на улицу, но, к своему удивлению, не увидели ничего, кроме звездного неба, и решили, что в лесу взорвалась мина. (Во время войны здесь шли тяжелые бои, и в лесу осталось много боеприпасов). А утром обитатели Аношкино увидели, как жители села Сторожевого, расположенного наверху мелового обрыва, бегут вниз, к берегу. Здесь рядом со скалой стоял дом бакенщика Андрея Юдина, перевозившего людей на лодке через Дон. Он был известен селянам своим благочестием. Жители Аношкино решили, что у бакенщика пожар, и стали сбегаться на помощь. Подбежав к берегу, они увидели, что дом бакенщика стоит целый и невредимый, а на скале — большая икона Божией Матери. В настоящее время на обвале люди занимаются экстремальными разновидностями туризма и спорта.
Памятник павшим односельчанам.
Четвертая достопримечательность – это памятник павшим односельчанам, принимавшим участие в Великой Отечественной Войне. Открытие памятника состоялось 9 мая 2010 года. Каждый год в этот день проводится митинг, посвящённый ветеранам и их погибшим товарищам. Также в селе имеются зачатки музея русского быта. Многие экспонаты были принесены учениками местной школы и моими односельчанами.
Село Аношкино поражает своими прекраснейшими пейзажами, которые стали источниками вдохновения для местных деятелей культуры. Один из них – это Мокроусов Иван Иванович. У него имеется целая серия стихотворений, посвящённых Аношкино. Ещё здесь проживал талантливый человек Никулин Иван Иосифович, посвятивший песню родному селу. Мне бы хотелось чтобы об этом чудесном месте узнало большое количество людей.
В результате проделанной нами работы мне стало ясно, что нет ничего важнее и прекраснее чем, то место где ты живешь! К тому же если оно имеет такой живописный вид и прекраснейшие достопримечательности. Помимо села Аношкино в Давыдовском округа имеется много живописнейших сел, которые мы надеемся исследовать в ближайшее время.
Список используемой литературы.
Епархиальные Ведомости. 1883 г. № 14. М. Томилин
Самбикин «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. 1881-1884»
П. Никольский «Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900»
Прохоров В.А. Надпись на карте. Географические названия Центрального Черноземья / В.А. Прохоров. – Воронеж :Центр.-Черноземное кн. Изд-во, 1977. – 192 с.
Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края / В.П. Загоровский. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 1973. – 136 с.
Загоровский В. П. История Воронежского края от А до Я. Воронеж, 1982. С. 157.
Источник