История физической культуры спорта зарубежных стран

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. В.И. ВЕРНАДСКОГО

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теории и методики физической культуры

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Учебное пособие для самостоятельной работы

Студентов заочной формы обучения

Направления подготовки

0102 – «физическое воспитание, спорт и здоровье человека»

Симферополь — 2010

Печатается по решению научно-методического совета Таврического национального университета, протокол №__ от ________ года.

Составители: Гружевская В.Ф., Мутьев А.В.. Пичугин Е.П. История физической культуры. – Симферополь, 2010. – 100 с.

В данном пособии раскрываются особенности развития физической культуры и спорта с древнейших времен до нашего времени. Издание предназначено для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения направления подготовки 0102 – «физическое воспитание, спорт и здоровье человека».

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.. 8

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДРЕВНЕМ МИРЕ.. 8

Теории возникновения физической культуры.. 8

Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя 9

Физическая культура в рабовладельческом обществе. Особенности ее развития. 11

Физическая культура в странах Древнего Востока: Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Персии 12

Развитие физической культуры в Древней Греции. Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев в классический период. 15

Развитие физической культуры в Древнем Риме. Особенности ее развития. 19

Место спорта в цирковых зрелищах, атлетических состязаниях и играх. 21

Физическая подготовка в гладиаторских школах. 23

Кризис рабовладельческого общества и упадок рабовладельческой системы физического воспитания 24

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА.. 24

Особенности развития физической культуры в этот период. 24

Физическое воспитание светских феодалов (рыцарей), рыцарские турниры.. 25

Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа. 26

Физическая культура горожан. Стрелковые и фехтовальные общества. 27

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В НОВОЕ ВРЕМЯ.. 28

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ (с XVII в. до 1871 года) 28

Особенности развития физической культуры в странах Западной Европы после буржуазных революций XVII – XVIII веков. 29

Развитие теоретических основ физического воспитания. 29

Место физического воспитания в новых школьных системах. Деятельность Г. Фита, И. Гутс-Мутса. 31

Причины возникновения и развития национальных систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции. 32

Развитие спортивно-игровой системы в Англии и США. Деятельность Т. Арнольда. 35

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПЕРИОД.. 36

НОВОГО ВРЕМЕНИ (1871- 1917 гг.) 36

Возникновение рабочего спортивно-гимнастического движения. Развитие спорта и создание международных спортивных объединений. 36

Возникновение новых систем физического воспитания. 37

Развитие спортивного движения. 42

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ.. 45

Физическая культура в зарубежных странах в период между Первой и Второй мировыми войнами 46

Физическая культура и спорт в зарубежных странах после Второй мировой войны.. 48

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УКРАИНЕ И НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР. 52

Зарождение физической культуры у народов, проживавших на территории земель входивших в состав Российской империи до XVIII в. 52

Военно-физическое воспитание господствующих классов. 54

Развитие физической культуры в Античном Херсонесе. 54

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА С XVIII в. И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века. 59

Влияние реформ начала XVIII века на развитие физической культуры и спорта. 59

Введение физического воспитания в учебные заведения. 59

Военно-физическая подготовка в русской армии. 61

Физическое воспитание и спорт в быту народов нашей страны.. 62

Физическое воспитание в быту дворянства. 63

Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания 64

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ДО НАЧАЛА XX в. 66

Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания. 67

Деятельность П.Ф. Лесгафта и его система физического образования. 68

Физическое воспитание в учебных заведениях. 70

Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Российские Олимпиады.. 72

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СССР. 73

Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах. 74

Спортивно-массовая работа с населением.. 76

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. 79

Боевые подвиги спортсменов и физкультурников на фронтах Великой Отечественной войны 79

Физическое воспитание учащейся молодежи на службе обороны Родины.. 80

Физкультурная работа в тылу страны.. 81

Работа физкультурных организаций по восстановлению здоровья и боеспособности раненых солдат и офицеров Советской Армии. 82

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ. 83

Международные спортивные связи в послевоенный период. 84

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СССР. 85

Анализ выступлений советских спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх и других соревнованиях 1960 – 1990 гг. 89

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 100

ВВЕДЕНИЕ

История физической культуры (ИФК) представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. Она является важным разделом науки о физической культуре. Предмет её изучения – общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах развития общества.

Предмет ИФК – изучение средств, форм и методов, идей, теорий и систем физической культуры.

Задачей ИФК является выявление и раскрытие закономерностей развития физической культуры на протяжении всей истории человечества.

В основу периодизации ИФК положено учение о закономерностях развития общества: 1-й период – история физической культуры Древнего мира (первобытный, рабовладельческий строй); 2-й период – история физической культуры средних веков (феодальный строй); 3-й период – Нового и Новейшего времени (капиталистический, социалистический строй).

Курс ИФК состоит из следующих частей:

1) история ФК и спорта зарубежных стран;

2) история ФК и спорта на территории стран бывшего СССР и современной Украины;

При изучении истории физической культуры используют следующие источники:

1) археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении физических упражнений и игр;

2) памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отража­ющие проблематику физического воспитания;

3) архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту;

4) правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных деятелей;

5) практические данные по развитию физической культуры у разных народов.

Методы изучения истории физической культуры:

– исторический анализ, обобщение систематизация исторических материалов; проведение исторической аналогии, сопоставления и сравнения; письменный опрос, беседа, интервью; обобщение практики, изучение опыта развития истории физической культуры.

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Источник

История физической культуры и спорта зарубежных стран

История физической культуры и спорта зарубежных стран

Тема: Физическая культура и спорт в средние века.

ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФЕОДАЛЬНОЙ ЗНАТИ

В период раннего средневековья церковь отрицательно относилась и к физическому воспитанию феодалов.

Только в эпоху крестовых походов она изменила свое отношение к военно-физической подготовке рыцарей и не осуждала физическое воспитание светской феодальной знати и даже ввела его среди духовенства и в монашеских орденах.

До конца 15 века важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия.

Боеспособность определялась, прежде всего, физической силой и стойкостью рыцаря в латах.

Воспитание феодалов сводилось к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы и сочинением стихов.

Воспитание будущих рыцарей начиналось с 7 лет, при дворах крупных феодалов, им присваивали звание пажей.

Чтобы стать сильными и ловкими, они занимались стрельбой, метанием камней и копий, прыжками, бегом, борьбой, плаванием (которое означало практически плавание на лошади, во время которого всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть) и верховой ездой.

Чтобы выработать чувство равновесия основы отрабатывались на деревянной лошади, служившей украшением манежа, а затем переходили к верховой езде на местности.

Одновременно их обучали рыцарскому этикету.

В 14 лет пажей производили в оруженосцы, и они получали право носить меч и шпоры.

Под руководством преподавателей оруженосцы объезжали диких лошадей, бегали в тяжелых латах и без них на длинные дистанции, прыгали через рвы и заборы, лазали по лестницам и без лестниц по крепостным стенам, плавали с оружием и без оружия, охотились, дрессировали собак, играли в шахматы.

К концу пребывания в оруженосцах юноши занимались фехтованием на мечах, копьях и ездой на лошадях в полном снаряжении.

Достигнув 21 года, они посвящались в рыцари.

Тех, кто не имел рыцарского происхождения, могли посвятить в рыцари только короли.

Изображение посвящения в рыцари (английская хроника ХVI в.)

В целях проверки военно-физической подготовки рыцарей проводились рыцарские турниры, представлявшие собой своеобразную форму спортивных состязаний.

Наибольшее распространение получили две основные формы рыцарских игр: парные и групповые состязания.

Первая форма – поединок. Заключался в схватке двух рыцарей в полном вооружении. Рыцари стремились с помощью острого или тупого копья столкнуть, т.е. выбить друг друга из седла. Если «бодание» двух рыцарей или их схватка на рапирах заканчивались безрезультатно, то состязание заканчивалось силовой борьбой.

Вторая форма — турнирная игра и массовая схватка. Начиналась чаще всего с использованием тупых копий, но иногда использовалось острое оружие, и продолжалась по договоренности.

Итоги схватки оценивались:

•по тому, что всадника выбивали из седла и сваливали на землю,

•если сбивали шлем противника,

•раскалывали надвое щит или ломали копье,

•острым оружием попадали в голову или грудь противника, а также в его щит.

Если рыцарь ранил противника в руку, бедро или же ранил его лошадь, он выходил из борьбы. Судьи могли отобрать у него лошадь и вооружение.

Побежденным считался также рыцарь, больше положенного выходящий с места состязания и отступающий.

Вначале оружие и лошадей побежденных получали победители,

начиная с 12 века отказались от этого обычая, победителям организаторы турнира жаловали золотые жезлы, кубки, венки, боевых коней, соколов для охоты и украшенные мечи.

Феодальные монархи выбирали своих военных полководцев и непосредственно свою свиту из числа отличившихся на турнирах и в поединках.

Наряду с географическими и климатическими условиями существовавшие общественные условия определяли, что и в какой мере может стать народной игрой.

В скандинавских странах крестьяне занимались катанием на лыжах и коньках,

в Нидерландах распространились ходули и коньки,

в Ирландии и Шотландии наряду с бросанием жерди – метание молота,

в Швейцарии и балканских селах – метание камней.

Во Франции, Англии, Германии были распространены игры с мячом, шарами и кеглями под различными названиям: футбол, харлинг, кемпинг, крикет.

В германских княжествах большой популярностью пользовались танцы вокруг мячей, положенных на землю.

Излюбленная по всей Европе охота была для крестьян не только полезным развлечением, но и занятием, на котором их интересы сталкивались с господскими. По установившемуся обычаю мелкая добыча принадлежала крестьянам, крупная – дворянам.

Народная игра с мячом и клюшками

По ранним историческим источникам и этнографическим аналогиям можно констатировать, что авторитет, завоеванный с помощью физической силы, в оценочных суждениях сельских жителей играл большую роль.

победитель на скачках – «парень года», «калиф на час», сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание, а также материальные и социальные привилегии.

Горожане, в основном ремесленники, в целях самообороны городов от феодалов организуют фехтовальные и стрелковые братства, наиболее широкое распространение получившие во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии.

Кроме того, в городах практиковались игры и развлечения. На площадях и улицах Англии на городских гуляниях выступали акробаты, борцы, кулачные бойцы.

Характер массового увлечения среди горожан носили танцы, особенно по случаю праздника весны, по случаю проводов и посвящений в члены цеха.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КРЕСТЬЯН И ГОРОЖАН

Феодалы и духовенство отрицательно относились к занятиям физическими упражнениями и играм народных масс.

Опасались, что крестьяне и горожане смогут использовать умения и навыки в стрельбе из лука, верховой езде, кулачном бою в борьбе за свои классовые интересы.

Но вопреки всем гонениям и запретам народные традиционные формы игр и физических упражнений продолжали спонтанно развиваться.

Средневековые народные состязания (изображение на обложке нюрнбергского календаря).

УПАДОК РЫЦАРСКОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДВОРЯНСКОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

К XIV веку образовались абсолютистские монархии, оформилось дворянство как опора королевской власти, появилась наемная армия, и было изобретено пороховое оружие, что привело к упадку рыцарской системы воспитания.

И место рыцарского воспитания заняла дворянская система воспитания, которая ставила задачи подготовить не воина, а всесторонне развитого человека и выработать у дворян «внешний лоск».

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДАХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУМАНИСТОВ (ВИТТОРИНО ДА ФЕЛЬТРЕ, ИЕРОНИМА МЕРКУРИАЛИСА, ФРАНСУА РАБЛЕ, Я.А.КОМЕНСКОГО)

Витторино да Фельтре (1378-1446)

– представитель раннего итальянского гуманизма.

Организовал школу «Дом игр» (на средства герцога Гонзаги в Мантуе), в ней учились дети герцога и его приближенных.

В противовес мрачным средневековым школам «Дом игр» был открыт на лоне природы, в прекрасном дворце, где было много света и воздуха.

Большое значение в школе придавалось сочетанию умственного, эстетического и физического воспитания.

Ученики занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. Эти занятия развивали гибкость, ловкость, красоту и изящность движений.

Педагогическая деятельность Витторино да Фельтре содействовала распространению идеи физического воспитания в последующие годы.

Иероним Меркуриалис (1530-1606)

– представитель позднего итальянского гуманизма, врач и историк физического воспитания, автор шести книг об искусстве гимнастики.

Делил все физические упражнения на три группы: истинные (лечебные), военные (необходимые) и ложные (атлетические).

Предпочитал те упражнения, которые дают оздоровительный гигиенический результат и способствуют выполнению военных обязанностей.

Осуждал атлетические упражнения, вызывающие «чрезмерное напряжение сил»; рекомендовал не плавание, а купание, не кулачный бой, а бой с «тенью», который не вызывает сильного напряжения и утомления.

Своей деятельностью и трудами И. Меркуриалис способствовал распространению физических упражнений как одного из средств лечебно-профилактического направления в медицине.

Франсуа Рабле (1494-1553)

– видный французский гуманист, крупнейший ученый и писатель, автор знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» — с острой сатирой на схоластическое средневековое воспитание.

Защищал идеи многостороннего образования, развития творчества и активности, необходимость строгого режима для ребенка.

В системе воспитания отводил важное место физическому воспитанию. Так, один из героев его романа, Гаргантюа, много времени уделяет физическим упражнениям. Он упражняется с пикой и секирой, охотится на оленей, играет в мяч, прыгает и бегает, плавает, метает копье, занимается на перекладине, шесте, канате и лестнице.

В своих рекомендациях Ф.Рабле сочетал упражнения античных времен с народными упражнениями его времени и высказывалряд ценных мыслей по методике применения физических упражнений.

Рабле был сторонником наглядности обучения. Он рекомендовал постепенное повышение сложности и трудности упражнений; добивался воспитывающего обучения, формирования нравственных качеств и высоких добродетелей.

Ян Амос Коменский (1592-1670)

В своих педагогических сочинениях «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках» рассматривает вопросы умственного и нравственного воспитания и уделяет внимание физическому воспитанию детей.

Считал, что занятия играми и физическими упражнениями призваны готовить детей к труду, к жизни.

Педагогические взгляды Коменского оказали большое влияние на формирование мировой демократической педагогической мысли.

В связи с введением в школах расписания уроков Коменский предложил, чтобы большие перемены и часть послеобеденного времени использовались для занятия физическими упражнениями и воспитательной работой с детьми.

Коменский никогда не предлагал включить специальные уроки физического воспитания в учебный план, но именно у него мы впервые встречаемся с включением в программу обучения физического воспитания детей, оно было увязано с уроками по теоретическим предметам.

Зимние детские игры (иллюстрации из книги Я. А. Коменского)

Летние детские игры (иллюстрации из книги Я. А. Коменского)

Благодаря сформулированному Коменским требованию о соблюдении ритмичности чередования труда и отдыха, согласованию физического и духовного воспитания, собранному им богатому материалу о физических упражнениях он способствовал созданию основ современного физического воспитания в школе.

Источник

Читайте также:  Природные зоны страны великобритания
Оцените статью