ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. В.И. ВЕРНАДСКОГО
Факультет физической культуры и спорта
Кафедра теории и методики физической культуры
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебное пособие для самостоятельной работы
Студентов заочной формы обучения
Направления подготовки
0102 – «физическое воспитание, спорт и здоровье человека»
Симферополь — 2010
Печатается по решению научно-методического совета Таврического национального университета, протокол №__ от ________ года.
Составители: Гружевская В.Ф., Мутьев А.В.. Пичугин Е.П. История физической культуры. – Симферополь, 2010. – 100 с.
В данном пособии раскрываются особенности развития физической культуры и спорта с древнейших времен до нашего времени. Издание предназначено для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения направления подготовки 0102 – «физическое воспитание, спорт и здоровье человека».
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.. 8
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДРЕВНЕМ МИРЕ.. 8
Теории возникновения физической культуры.. 8
Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя 9
Физическая культура в рабовладельческом обществе. Особенности ее развития. 11
Физическая культура в странах Древнего Востока: Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Персии 12
Развитие физической культуры в Древней Греции. Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев в классический период. 15
Развитие физической культуры в Древнем Риме. Особенности ее развития. 19
Место спорта в цирковых зрелищах, атлетических состязаниях и играх. 21
Физическая подготовка в гладиаторских школах. 23
Кризис рабовладельческого общества и упадок рабовладельческой системы физического воспитания 24
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА.. 24
Особенности развития физической культуры в этот период. 24
Физическое воспитание светских феодалов (рыцарей), рыцарские турниры.. 25
Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа. 26
Физическая культура горожан. Стрелковые и фехтовальные общества. 27
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В НОВОЕ ВРЕМЯ.. 28
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ (с XVII в. до 1871 года) 28
Особенности развития физической культуры в странах Западной Европы после буржуазных революций XVII – XVIII веков. 29
Развитие теоретических основ физического воспитания. 29
Место физического воспитания в новых школьных системах. Деятельность Г. Фита, И. Гутс-Мутса. 31
Причины возникновения и развития национальных систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции. 32
Развитие спортивно-игровой системы в Англии и США. Деятельность Т. Арнольда. 35
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПЕРИОД.. 36
НОВОГО ВРЕМЕНИ (1871- 1917 гг.) 36
Возникновение рабочего спортивно-гимнастического движения. Развитие спорта и создание международных спортивных объединений. 36
Возникновение новых систем физического воспитания. 37
Развитие спортивного движения. 42
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ.. 45
Физическая культура в зарубежных странах в период между Первой и Второй мировыми войнами 46
Физическая культура и спорт в зарубежных странах после Второй мировой войны.. 48
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УКРАИНЕ И НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР. 52
Зарождение физической культуры у народов, проживавших на территории земель входивших в состав Российской империи до XVIII в. 52
Военно-физическое воспитание господствующих классов. 54
Развитие физической культуры в Античном Херсонесе. 54
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА С XVIII в. И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века. 59
Влияние реформ начала XVIII века на развитие физической культуры и спорта. 59
Введение физического воспитания в учебные заведения. 59
Военно-физическая подготовка в русской армии. 61
Физическое воспитание и спорт в быту народов нашей страны.. 62
Физическое воспитание в быту дворянства. 63
Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания 64
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ДО НАЧАЛА XX в. 66
Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания. 67
Деятельность П.Ф. Лесгафта и его система физического образования. 68
Физическое воспитание в учебных заведениях. 70
Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Российские Олимпиады.. 72
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СССР. 73
Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах. 74
Спортивно-массовая работа с населением.. 76
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. 79
Боевые подвиги спортсменов и физкультурников на фронтах Великой Отечественной войны 79
Физическое воспитание учащейся молодежи на службе обороны Родины.. 80
Физкультурная работа в тылу страны.. 81
Работа физкультурных организаций по восстановлению здоровья и боеспособности раненых солдат и офицеров Советской Армии. 82
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ. 83
Международные спортивные связи в послевоенный период. 84
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СССР. 85
Анализ выступлений советских спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх и других соревнованиях 1960 – 1990 гг. 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 100
ВВЕДЕНИЕ
История физической культуры (ИФК) представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. Она является важным разделом науки о физической культуре. Предмет её изучения – общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах развития общества.
Предмет ИФК – изучение средств, форм и методов, идей, теорий и систем физической культуры.
Задачей ИФК является выявление и раскрытие закономерностей развития физической культуры на протяжении всей истории человечества.
В основу периодизации ИФК положено учение о закономерностях развития общества: 1-й период – история физической культуры Древнего мира (первобытный, рабовладельческий строй); 2-й период – история физической культуры средних веков (феодальный строй); 3-й период – Нового и Новейшего времени (капиталистический, социалистический строй).
Курс ИФК состоит из следующих частей:
1) история ФК и спорта зарубежных стран;
2) история ФК и спорта на территории стран бывшего СССР и современной Украины;
При изучении истории физической культуры используют следующие источники:
1) археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении физических упражнений и игр;
2) памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания;
3) архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту;
4) правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных деятелей;
5) практические данные по развитию физической культуры у разных народов.
Методы изучения истории физической культуры:
– исторический анализ, обобщение систематизация исторических материалов; проведение исторической аналогии, сопоставления и сравнения; письменный опрос, беседа, интервью; обобщение практики, изучение опыта развития истории физической культуры.
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Источник
История физической культуры и спорта зарубежных стран
История физической культуры и спорта зарубежных стран
Тема: Физическая культура и спорт в средние века.
ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФЕОДАЛЬНОЙ ЗНАТИ
В период раннего средневековья церковь отрицательно относилась и к физическому воспитанию феодалов.
Только в эпоху крестовых походов она изменила свое отношение к военно-физической подготовке рыцарей и не осуждала физическое воспитание светской феодальной знати и даже ввела его среди духовенства и в монашеских орденах.
До конца 15 века важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия.
Боеспособность определялась, прежде всего, физической силой и стойкостью рыцаря в латах.
Воспитание феодалов сводилось к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы и сочинением стихов.
Воспитание будущих рыцарей начиналось с 7 лет, при дворах крупных феодалов, им присваивали звание пажей.
Чтобы стать сильными и ловкими, они занимались стрельбой, метанием камней и копий, прыжками, бегом, борьбой, плаванием (которое означало практически плавание на лошади, во время которого всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть) и верховой ездой.
Чтобы выработать чувство равновесия основы отрабатывались на деревянной лошади, служившей украшением манежа, а затем переходили к верховой езде на местности.
Одновременно их обучали рыцарскому этикету.
В 14 лет пажей производили в оруженосцы, и они получали право носить меч и шпоры.
Под руководством преподавателей оруженосцы объезжали диких лошадей, бегали в тяжелых латах и без них на длинные дистанции, прыгали через рвы и заборы, лазали по лестницам и без лестниц по крепостным стенам, плавали с оружием и без оружия, охотились, дрессировали собак, играли в шахматы.
К концу пребывания в оруженосцах юноши занимались фехтованием на мечах, копьях и ездой на лошадях в полном снаряжении.
Достигнув 21 года, они посвящались в рыцари.
Тех, кто не имел рыцарского происхождения, могли посвятить в рыцари только короли.
Изображение посвящения в рыцари (английская хроника ХVI в.)
В целях проверки военно-физической подготовки рыцарей проводились рыцарские турниры, представлявшие собой своеобразную форму спортивных состязаний.
Наибольшее распространение получили две основные формы рыцарских игр: парные и групповые состязания.
Первая форма – поединок. Заключался в схватке двух рыцарей в полном вооружении. Рыцари стремились с помощью острого или тупого копья столкнуть, т.е. выбить друг друга из седла. Если «бодание» двух рыцарей или их схватка на рапирах заканчивались безрезультатно, то состязание заканчивалось силовой борьбой.
Вторая форма — турнирная игра и массовая схватка. Начиналась чаще всего с использованием тупых копий, но иногда использовалось острое оружие, и продолжалась по договоренности.
Итоги схватки оценивались:
•по тому, что всадника выбивали из седла и сваливали на землю,
•если сбивали шлем противника,
•раскалывали надвое щит или ломали копье,
•острым оружием попадали в голову или грудь противника, а также в его щит.
Если рыцарь ранил противника в руку, бедро или же ранил его лошадь, он выходил из борьбы. Судьи могли отобрать у него лошадь и вооружение.
Побежденным считался также рыцарь, больше положенного выходящий с места состязания и отступающий.
Вначале оружие и лошадей побежденных получали победители,
начиная с 12 века отказались от этого обычая, победителям организаторы турнира жаловали золотые жезлы, кубки, венки, боевых коней, соколов для охоты и украшенные мечи.
Феодальные монархи выбирали своих военных полководцев и непосредственно свою свиту из числа отличившихся на турнирах и в поединках.
Наряду с географическими и климатическими условиями существовавшие общественные условия определяли, что и в какой мере может стать народной игрой.
В скандинавских странах крестьяне занимались катанием на лыжах и коньках,
в Нидерландах распространились ходули и коньки,
в Ирландии и Шотландии наряду с бросанием жерди – метание молота,
в Швейцарии и балканских селах – метание камней.
Во Франции, Англии, Германии были распространены игры с мячом, шарами и кеглями под различными названиям: футбол, харлинг, кемпинг, крикет.
В германских княжествах большой популярностью пользовались танцы вокруг мячей, положенных на землю.
Излюбленная по всей Европе охота была для крестьян не только полезным развлечением, но и занятием, на котором их интересы сталкивались с господскими. По установившемуся обычаю мелкая добыча принадлежала крестьянам, крупная – дворянам.
Народная игра с мячом и клюшками
По ранним историческим источникам и этнографическим аналогиям можно констатировать, что авторитет, завоеванный с помощью физической силы, в оценочных суждениях сельских жителей играл большую роль.
победитель на скачках – «парень года», «калиф на час», сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание, а также материальные и социальные привилегии.
Горожане, в основном ремесленники, в целях самообороны городов от феодалов организуют фехтовальные и стрелковые братства, наиболее широкое распространение получившие во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии.
Кроме того, в городах практиковались игры и развлечения. На площадях и улицах Англии на городских гуляниях выступали акробаты, борцы, кулачные бойцы.
Характер массового увлечения среди горожан носили танцы, особенно по случаю праздника весны, по случаю проводов и посвящений в члены цеха.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КРЕСТЬЯН И ГОРОЖАН
Феодалы и духовенство отрицательно относились к занятиям физическими упражнениями и играм народных масс.
Опасались, что крестьяне и горожане смогут использовать умения и навыки в стрельбе из лука, верховой езде, кулачном бою в борьбе за свои классовые интересы.
Но вопреки всем гонениям и запретам народные традиционные формы игр и физических упражнений продолжали спонтанно развиваться.
Средневековые народные состязания (изображение на обложке нюрнбергского календаря).
УПАДОК РЫЦАРСКОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДВОРЯНСКОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
К XIV веку образовались абсолютистские монархии, оформилось дворянство как опора королевской власти, появилась наемная армия, и было изобретено пороховое оружие, что привело к упадку рыцарской системы воспитания.
И место рыцарского воспитания заняла дворянская система воспитания, которая ставила задачи подготовить не воина, а всесторонне развитого человека и выработать у дворян «внешний лоск».
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДАХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУМАНИСТОВ (ВИТТОРИНО ДА ФЕЛЬТРЕ, ИЕРОНИМА МЕРКУРИАЛИСА, ФРАНСУА РАБЛЕ, Я.А.КОМЕНСКОГО)
Витторино да Фельтре (1378-1446)
– представитель раннего итальянского гуманизма.
Организовал школу «Дом игр» (на средства герцога Гонзаги в Мантуе), в ней учились дети герцога и его приближенных.
В противовес мрачным средневековым школам «Дом игр» был открыт на лоне природы, в прекрасном дворце, где было много света и воздуха.
Большое значение в школе придавалось сочетанию умственного, эстетического и физического воспитания.
Ученики занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. Эти занятия развивали гибкость, ловкость, красоту и изящность движений.
Педагогическая деятельность Витторино да Фельтре содействовала распространению идеи физического воспитания в последующие годы.
Иероним Меркуриалис (1530-1606)
– представитель позднего итальянского гуманизма, врач и историк физического воспитания, автор шести книг об искусстве гимнастики.
Делил все физические упражнения на три группы: истинные (лечебные), военные (необходимые) и ложные (атлетические).
Предпочитал те упражнения, которые дают оздоровительный гигиенический результат и способствуют выполнению военных обязанностей.
Осуждал атлетические упражнения, вызывающие «чрезмерное напряжение сил»; рекомендовал не плавание, а купание, не кулачный бой, а бой с «тенью», который не вызывает сильного напряжения и утомления.
Своей деятельностью и трудами И. Меркуриалис способствовал распространению физических упражнений как одного из средств лечебно-профилактического направления в медицине.
Франсуа Рабле (1494-1553)
– видный французский гуманист, крупнейший ученый и писатель, автор знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» — с острой сатирой на схоластическое средневековое воспитание.
Защищал идеи многостороннего образования, развития творчества и активности, необходимость строгого режима для ребенка.
В системе воспитания отводил важное место физическому воспитанию. Так, один из героев его романа, Гаргантюа, много времени уделяет физическим упражнениям. Он упражняется с пикой и секирой, охотится на оленей, играет в мяч, прыгает и бегает, плавает, метает копье, занимается на перекладине, шесте, канате и лестнице.
В своих рекомендациях Ф.Рабле сочетал упражнения античных времен с народными упражнениями его времени и высказывалряд ценных мыслей по методике применения физических упражнений.
Рабле был сторонником наглядности обучения. Он рекомендовал постепенное повышение сложности и трудности упражнений; добивался воспитывающего обучения, формирования нравственных качеств и высоких добродетелей.
Ян Амос Коменский (1592-1670)
В своих педагогических сочинениях «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках» рассматривает вопросы умственного и нравственного воспитания и уделяет внимание физическому воспитанию детей.
Считал, что занятия играми и физическими упражнениями призваны готовить детей к труду, к жизни.
Педагогические взгляды Коменского оказали большое влияние на формирование мировой демократической педагогической мысли.
В связи с введением в школах расписания уроков Коменский предложил, чтобы большие перемены и часть послеобеденного времени использовались для занятия физическими упражнениями и воспитательной работой с детьми.
Коменский никогда не предлагал включить специальные уроки физического воспитания в учебный план, но именно у него мы впервые встречаемся с включением в программу обучения физического воспитания детей, оно было увязано с уроками по теоретическим предметам.
Зимние детские игры (иллюстрации из книги Я. А. Коменского)
Летние детские игры (иллюстрации из книги Я. А. Коменского)
Благодаря сформулированному Коменским требованию о соблюдении ритмичности чередования труда и отдыха, согласованию физического и духовного воспитания, собранному им богатому материалу о физических упражнениях он способствовал созданию основ современного физического воспитания в школе.
Источник