- 10 самых старых метро в мире
- 10. Париж, Франция (1900)
- 9. Бостон, США (1897)
- 8. Глазго, Великобритания (1896)
- 7. Будапешт, Австро-Венгерская империя (1896)
- 6. Ливерпуль, Великобритания (1893)
- 5. Чикаго, США (1892)
- 4. Стамбул, Османская империя (1875)
- 3. Афины, Греция (1869)
- 2. Нью-Йорк, США (1868 год)
- 1. Лондон, Великобритания (1863 год)
- Старейшие метро в мире
- Лондонское метро
- Будапештское метро
- Метро Глазго
- Чикагское метро
- Парижское метро
- Берлинское метро
- Метро Нью-Йорка
- Развитие метро в мире
- Содержание статьи
- Метро в Азии
- Метро в Китае
- Метро в Индии
- Развитие метро «Азиатских тигров»
- Европа
- Америка
- Африка
- Общие тенденции в метростроении
10 самых старых метро в мире
Метро называют признаком большого города. Действительно, этот вид транспорта есть только в крупных мегаполисах. Быстрота и удобство – самые главные его преимущества. Средняя скорость, с которой передвигаются поезда – 80 км/ч, провозная способность – около 60 тысяч пассажиров в час.
Как у любой вещи в мире у метро есть своя история. Первые конструкции метрополитена мало похожи на современные, но они до сих пор пользуются большой популярностью, так как представляют большую историческую ценность. Это самые излюбленные места для посещения туристами.
В Москве строительство метрополитена начали в 1932-м году, но наша страна не стала первопроходцем. На тот момент метро существовало уже во многих государствах. Если вы интересуетесь историей или любите узнавать что-то новое, обратите внимание на наш рейтинг самого старого метро в мире.
10. Париж, Франция (1900)
Решение о строительстве метро в Париже было принято в марте 1898 года. Инициатор — Фюльжанс Бьенвеню столкнулся с большими трудностями, чтобы получить разрешение властей и найти инвесторов. В октябре начали рыть котлованы. Через два года открыли первую линию, которая соединяла «Порт Майо» и «Порт де Венсен». Количество пассажиров было запредельным. 17 миллионов человек за несколько месяцев – рекордная цифра (на тот момент).
Это направление существует и сейчас. Стоит отметить, что оно самое загруженное во Франции. Ежедневно линией пользуются до 150 тысяч человек. Однако прикоснуться к истории не получится, парижское метро выглядит обыденным, обстановка – современная, поезда – тоже.
Интересный факт. Первые разговоры о строительстве метрополитена в Париже велись еще в 1945 году, но большая часть горожан не поддержала предложение. Люди боялись, что нахождение под землей окажет негативное влияние на состояние здоровья.
9. Бостон, США (1897)
Строительство метрополитена в Бостоне было вынужденной мерой – трамвайные заторы на Тремонт-стрит. Часть подземных тоннелей была основана по линии этой улицы, прокладка их велась открытым способом. В июне 1897 жители Бостона уже могли воспользоваться метрополитеном, а через год были достроены еще 11 фрагментов железной дороги.
Современное бостонское метро состоит из четырех линий. В центральной части города они являются подземными, в удаленных районах выходят на поверхность. Старейшая линия — Зеленая. На станции Bolyston располагается действующий музей, где каждый желающий может ознакомится с историей бостонского метро.
8. Глазго, Великобритания (1896)
Линия метрополитена в Глазго – старейшая в мире и единственная в городе. Это связано со сложными инженерно-геологическими условиями – водонасыщенные песчаные грунты. Скорость работ была очень низкой. Чтобы завершить начатое, потребовалось 15 лет. Линия метрополитена представляет собой овал протяженностью 10,5 км, она осталась неизменной с 1896 года. Зато внутри метро совсем не похоже на то, что было 100 лет назад. Первые вагоны служили до 1977 года, сейчас их уже не используют. Ежедневный пассажиропоток составляет 36 тысяч человек.
7. Будапешт, Австро-Венгерская империя (1896)
Первая линия метро, поезда которой работали на электрической тяге. Решение о строительстве было принято властями в 1870 году, так как население города постепенно увеличивалось, и существующая транспортная система перестала справляться с таким количеством пассажиров. Первую линию основали всего за два года. Метро регулярно модернизировали, в 1950 году начали строить вторую линию. На данный момент существует 4 линии, 52 станции.
Будапештское метро – одно из самых удобных в мире. Все просто и понятно, система охватывает весь город. В будущем планируется продление четвертой линии и прокладка пятой. Хотя уже сейчас пассажиропоток бьет все рекорды. Ежедневно метро пользуются около 1,2 миллиона человек.
6. Ливерпуль, Великобритания (1893)
1893 год запомнился жителям Ливерпуля открытием надземной железной дороги с поездами на электрической тяге. Это не метро, но она попала в наш рейтинг по одной простой причине – часть путей пролегала под землей (станция Дангл).
Дорога сильно пострадала во время Второй Мировой войны. Кроме того, эта конструкция стала очень уязвимой для коррозии, в 1956 году железную дорогу закрыли. Один из поездов отправили в музей Ливерпуля, он сохранился и по сей день. Часть туннеля обрушилась еще в 2012 году, попасть туда сейчас не представляется возможным.
5. Чикаго, США (1892)
Второй по возрасту метрополитен в США. В конце XIX века транспортная система была сильно загружена. Удивительно, но решением проблемы решили заняться владельцы винных складов, ведь они испытывали большие трудности при перевозке товара. Они создали акционерное общество и приступили к постройке метрополитена.
В 1892 году запустили первый пассажирский поезд. Сейчас метрополитен Чикаго – настоящая гордость жителей города. Сеть считается одной из самых старейших в мире. Кроме того она имеет рекордную длину (360,7 км). Восемь линий, 144 станции, огромный пассажиропоток Старые участки еще сохранились, но требуется реконструкция. Проблема не решается из-за нехватки финансов.
4. Стамбул, Османская империя (1875)
В Стамбуле не одна линия метро. Современная построена в 2000-м году, но любителей старины она не интересует. Внимание туристов привлекает фуникулер (транспортное средство на канатной тяге) Тюнель. Протяженность сети составляет 573 метра, в 1875 году было основано две станции. Метро состояло из двух линий, по которым курсировали два состава, в каждом из них было по паре вагонов с деревянными корпусами.
Эта железная дорога действует и сейчас. В 1971 году была проведена реконструкция. Линия преобразована в однопутную, также стали использовать электрическую тягу.
3. Афины, Греция (1869)
Афинский метрополитен на самом деле таковым не являлся. Он представлял собой наземную железную дорогу, по которой курсировал обычный паровоз. Через 20 лет построили первый подземный туннель. С тех пор дорогу стали называть метрополитеном.
В 2000-м году сеть была модернизирована. Построили вторую и третью линии, а метро приобрело современный вид. Общая протяженность – 84,5 км. станции метрополитена в Афинах представляют большой интерес для путешественников, ведь они оформлены очень необычно. Во время строительства было найдено очень много предметов старины. Все они представлены в «музеях» — стеклянных витринах, которые вмонтированы в стены. Во время ожидания поезда пассажиры могут увидеть много интересного.
2. Нью-Йорк, США (1868 год)
Метро Нью-Йорка также начало свою работу с надземной линии городского транспорта. Эстакадная линия Девятой авеню существовала до 1940 года, впоследствии была снесена. Первые подземные участки открыли в 1904 году. За все время своего существования метрополитен кардинально изменился, он стал самым крупным в мире по количеству станций. Протяженность путей составляет 1370 км. Еще один плюс нью-йоркского метрополитена – он работает круглые сутки.
1. Лондон, Великобритания (1863 год)
Самое старое метро в мире – лондонское. Хотя идея изобретения принадлежала французскому инженеру Марку Брюнелю. В 1818 году он показал, что возможно проложить туннель под землей. Первоначально он использовался исключительно пешеходами, но после бурного развития железной дороги, было приято решение о переносе ее под землю. Таким образом можно было решить проблему пробок. Строительство было утверждено еще в 1855 году, но в связи с отсутствием финансирование оно затянулось на несколько лет. В 1863 году линию открыли, на тот момент ее протяженность составила 6 км, количество станций – 7.
Сейчас лондонское метро принадлежит к самым крупнейшим в мире. 14 линий (402 км), 270 станций. Годовой пассажиропоток составляет 1384 миллионов человек.
Источник
Старейшие метро в мире
Системы метро во всём мире работают с конца 1800-х годов и ежедневно перевозят миллионы пассажиров. Сейчас в мире существует более 178 систем метро, ежедневно обслуживающих 168 миллионов пассажиров. Какие из существующих систем метро самые старые?
Лондонское метро
Лондонский метрополитен был открыт в 1863 году для локомотивов. В 1890 году он стал первой в мире системой метро, где глубоко под землёй начали курсировать электропоезда.
Это третья по длине система метро в мире, протяжённость которой 402 км с 270 станциями на 11 линиях. Только 45% сети проходит под землёй, в основном в центре города. В пригородах линии метро проходят над землёй.
Будапештское метро
Будапештский метрополитен в Венгрии впервые начал работу в мае 1896 года. В 2002 году линия была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Метро Глазго
Метро Глазго в Шотландии – третья по возрасту система метро в мире, открытая в декабре 1896 года. Ежегодно система обслуживает около 13 миллионов пассажиров.
Чикагское метро
Чикагское метро в США начало работать в 1897 году. Сеть имеет длину около 165 км с восемью линиями.
Парижское метро
Парижское метро во Франции было открыто 19 июля 1900 года. В его наименовании впервые был использован термин «метро». В сети Парижского метро 16 линий общей протяжённостью 214 км. Из них 197 км сети проходят под землёй. Станции метро в Париже известны своим стилем.
Берлинское метро
Станция метро в Берлине начала работу в 1902 году и с тех пор расширилась на десять линий протяжённостью более 151 км. Во время Первой мировой войны расширение сети остановилось из-за недофинансирования. Во время Второй мировой войны количество пассажиров увеличилось, поскольку из-за бомбёжек использование автомобилей сократилось.
Метро Нью-Йорка
Метро Нью-Йорка в США открылось в октябре 1904 года. Это самая большая система метро в мире по количеству станций, общая длина которой составляет более 420 остановок на расстоянии 380 км. Система обслуживает более 1,72 миллиарда пассажиров в год, что делает её самой загруженной в мире.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Источник
Развитие метро в мире
Редакция портала «Подземный эксперт»
В России 7 метрополитенов: Казань, Москва, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск, Санкт-Петербург и Екатеринбург. И в Италии тоже 7, включая города Брешия и Катания, 200 и 315 тысяч населения соответственно. А в Великобритании, где находится первый в мире и самый популярный метрополитен, их всего 3 плюс один легкий. Всему этому есть объяснение.
Содержание статьи
Какие факторы влияют на активный рост метро? Деньги, урбанистическая политика и экологическая ситуация по отдельности и в различных комбинациях.
Метро в Азии
Китай и Индия усердно развивают экономику, к тому же это страны «миллиардники» – если у них продолжится автомобилизация городов, всем будет плохо. В Китае, собственно, уже дела с экологией обстоят неважно. Сейчас на территории страны действует 32 метрополитена, и только 5 из них начали работать еще в прошлом веке. И все равно не хватает, а ведь с начала нового тысячелетия, то есть за последние 17 лет, китайцы построили 1790 станций или 2633,81 км путей, что эквивалентно расстоянию от Москвы до Тель-Авива или от Петербурга до Рима.
Метро в Китае
По данным Всемирного банка, прирост ВВП Китая в XXI веке не так хорош, как могло бы показаться, если судить по темпам метростроения. Но экологическая обстановка, численность населения и тот фактор, что все трудоспособные граждане должны все-таки добираться до своих рабочих мест, подстегивают власти Китая включать в госпланы все большее количество запланированных к открытию станций.
Быстрому развитию метро также способствует особенность экономического управления – в Китае некоторые города в праве самостоятельно принимать градостроительную политику и способны финансово обеспечивать ее выполнение. В то время как в России крупные проекты в метростроении возможны только с помощью федеральных средств. Почему нет метро в Красноярске или Омске – с населением более 1 миллиона человек? Не хватает денег у самих городов. Но при распределении средств из федерального бюджета приоритетным по умолчанию направлением является развитие метрополитена Москвы.
И подход к распределению средств на развитие транспорта, отличный от российского, характерен не только для Китая. Для сравнения в Италии в 2018 году на развитие рельсового транспорта в городах Министерство Транспорта и Инфраструктуры выделило 190,9 млн евро. Средства были распределены между 7 городами.
Факт: среди городов с населением свыше миллиона человек в Европе метро нет только в Белграде, Одессе, Перми, Воронеже и Ростове-на-Дону. Так что не повезло с метро в основном российским городам. Кельн и Волгоград – «метротрамовцы».
Метро в Индии
Вопрос равноценного финансирования метрополитенов также актуален для второго активного метростроителя последних лет – Индия на данный момент обладает 10 метрополитенами, из них только метро Калькутты из прошлого века. К проектированию первого метро Индии, кстати, причастен петербургский проектный институт «Ленметрогипротранс».
Как недавно заявили в правительстве Индии, в ближайшие несколько лет планируется построить 700 км линий метро в 50 городах. Сейчас суммарная длина путей во всей стране 425 км. В Дели протяженность метро 231 км, а к 2019 году увечится еще на 114 км. Хотя в бюджете на 2018-2019 годы не прописаны конкретные суммы для каждого города, которые пойдут на развитие метро, Министр финансов заверил, что на эти нужды пойдут в целом 1,8 млрд евро.
Хотя Дели и получит наибольшее количество километров новых путей, но минимум еще 6 городов увеличат к концу следующего года свои метро-системы. Планы продиктованы, в частности, беспокойством правительства об экологической обстановке в стране, хотя в городах живет только 30% населения. Автомобильный рынок растет слишком быстро, и это может привести к неблагоприятным последствиям.
Развитие метро «Азиатских тигров»
Интересно, что технологически развитая, богатая, заботящаяся об экологии Япония построила все свои метрополитены еще до 2000 года и в XXI веке их только расширяет, модернизирует и совершенствует. Всего метро есть в 10 японских городах. Южная Корея оперативно обогнала северных соседей на 5 метро-систем, и теперь в небольшом по глобальным меркам государстве 6 метрополитенов. Чудеса творит Сингапур и уже даже порывается построить линию метро в соседнее государство.
Как можно заметить, лидеры метростроения – из азиатских стран, преимущественно юго-восточной Азии. Есть одно простое объяснение: всего в Азии проживает 4,36 млрд человек. Из них в Восточной Азии – 1,62 млрд, а в Южной 1,89. Странно было бы не развивать самый практичный и быстрый вид транспорта в регионах, которые по численности населения почти сопоставимы со всеми остальными вместе взятыми.
Метро Гонконга, станция Circa
Европа
А что с Европой? В целом в европейских странах, в силу небольшого количества по-настоящему крупных городов, метрополитен обычно только один, в столице. Больше одного всего в 7 странах: Италия, Франция, Германия, Соединенное Королевство, Украина, Испания, Нидерланды. Европейские лидеры по числу метрополитенов – Франция и Италия.
У итальянцев есть необъяснимая слабость к строительству метро, у них метрополитен построен даже на острове Сицилия, в городе Катания, где проживает 315 тысяч человек. Это праздник нерациональности в представлении большинства европейских стран. А в Риме строительство храбро ведется прямо под самыми узнаваемыми памятниками мирового культурного наследия. Справедливости ради надо заместить, что за счет использования новых технологий метростроители не нарушают их сохранность.
При этом, как уже говорилось, несмотря на решимость, с которой ведется строительство линии С, не все средства идут в Рим. Из выделенных 190,9 млн евро в 2018 году 143 пойдет в Милан; 38 – в Неаполь на строительство новой линии; 36,4 на закупку подвижного состава для новой линии метро Рима; 22 млн в Турин тоже на подвижной состав и его обслуживание; 9,9 млн отведено для поездов метро в Катании; 15 поступят для Генуи, где продлят единственную существующую линию, по станции в каждую сторону; 29,9 млн на развитие трамвая во Флоренции.
Французы построили метро в Париже, Лионе, Марселе, Тулузе, Лилле (население 230 тысяч человек), Рене (200 тысяч). Франция уступает Германии, где 5 метрополитенов, по площади и населению. Причина кроется, возможно, в популярности трамвайного сообщения в Германии. Экологически более чистый вид транспорта набирает там популярность и хорошо себя зарекомендовал как основной общественный вид транспорта, как показал пример Кельна, где новая схема движения реформировала всю транспортную систему, снизив количество автомобилей на улицах города. В Испании действуют 6 систем метро, столько же и турецких. В Нидерландах 2 метрополитена.
А в Соединенном Королевстве, где метро, казалось бы, должно быть во многих городах, как у пионеров метростроения, на самом деле подземный общественный транспорт есть только в городах-миллионниках (это Бирмингем и Лондон) и в Глазго – с населением всего 600 тысяч. При этом нет метро, например, в экономически активном Лидсе, где проживает 750 тысяч человек. Но у Великобритании есть другой транспортный козырь – чрезвычайно широкая и точная система городского автобуса. Некоторые маршруты ходят с периодичность 5-6 минут. Отсюда неожиданное пренебрежение метро.
Метро в Чикаго (США), станция метро O’hare (международный аэропорт О’Хара)
Америка
В США, сопоставимой с Россией по ресурсам стране, 12 метрополитенов, и все построены в прошлом веке, за исключением наземного на острове Пуэрто-Рико.
В Мексике – 2 системы метро. Карта метрополитенов Латинской Америки следует за картой роста экономического развития. В Венесуэле – 1, в Колумбии – 1, В Перу – 1, по одному в Чили и Аргентине, а в Бразилии уже 7. Даже в Доминиканской республике есть 1. В Центральной Америке метро есть только в Панаме.
Африка
В Африке с метрополитенами ситуация обстоит не очень – на весь континент только 2, в Алжире и в Египте. И тот, что постарше, египетский, начали строить европейцы.
Привлечение иностранных компаний на любых этапах, даже самых начальных – это обычная для метростроения практика, просто не очень привычная в России. История СССР предполагала самостоятельное строительство. Наши метрополитены построены отечественными специалистами, хотя с первыми проектами в 30-х в Москве работали, ориентируясь на опыт английских инженеров, но далее все проектирование и строительство велось своими силами.
Метро в Каире, Египет
Решение о строительстве метро в Каире было принято еще в 30-е годы XX века, но помешала революция 1952 года, спустя год Египет станет республикой. Через некоторое время подготовительную работу взяли на себя французские специалисты, кстати, французы же делали первые геологические исследования для метро Калькутты.
Над самим проектом каирского метро работали советские, японские, наконец, британские метростроители, в итоге тендер выиграли опять французы, которые и начали это строительство. Более молодой метрополитен Алжира строили местные компании с небольшой помощью российских проектировщиков.
Общие тенденции в метростроении
С учетом данных о Латинской Америке и Африке, можно говорить о сильном влиянии финансового фактора на темпы роста метро. Это объективно подтверждается историей и других стран за редкими исключениями, обусловленными спецификой политики. Наиболее яркими примерами все же являются азиатские страны, и примечательно, что в Северной Корее 1 метрополитен, а в более экономически успешной Южной уже 6. При этом в Северной Корее есть города, кроме столицы, с населением 768 и 667 тысяч человек, но без метро. Италия построила свои метрополитены в 90-е, а не в непростые 50-е.
Обобщая, можно сказать, что развивают метро или страны, которые могут позволить себе это, потому что они развитые и заботятся о комфорте и экологии, или страны с активно растущими городами, которые вынуждены обращаться к рациональным урбанистическим решениям, иначе они задохнутся экономически и буквально. А также страны, сочетающие эти причины. Иногда решающее влияние оказывают исторические традиции, в том случае, когда экономическая и экологическая обстановки позволяют выбирать приоритетный вид городского транспорта.
Станция метро De Ferrari, Генуя
Случайные факторы, вроде ЧМ по футболу, тоже могут сыграть свою роль. Вспомним Катар, который произвел на всех впечатление объемом закупок тоннелепроходческих щитов, и где скоро будет один из самых технически современных метрополитенов с эффектной архитектурой.
И Италию, которая перед ЧМ 1990 года по футболу несколько внезапно построила метрополитен в Генуе. Кстати, они не вошли в график на пару дней – метрополитен начал работать 13 июня 1990 года 2,5 км, а первый матч в городе состоялся 11 июня. Спустя 28 лет там так и осталось всего около 7 км путей на почти 600 тысяч населения.
В России на строительство станций метро в преддверии FIFA 2018 из федерального бюджета значительные суммы получили только Нижний Новгород и Петербург. В Петербурге фактор ЧМ сильно повлиял на генеральный план развития метрополитена, не только по графикам строительства, но и по конфигурации: отодвинул на несколько лет вперед сроки ввода в эксплуатацию станции и поменял рисунок запланированных линий на северо-востоке города.
И напоследок: наличие метрополитена – уже повод для радости горожан, но этого недостаточно для оценки его эффективности. Например, в Новосибирске метро есть, но на 1,5 млн человек приходится всего 13 станций. В Москве на 12,5 миллионов приходится 238 станций, включая монорельс, и еще открывается с десяток. Если бы мы прикинули количество станций Новосибирска исходя из сравнения площадей (площадь Москвы превосходит площадь Новосибирска в 5 раз), то в столице Сибири должно быть 47 станций.
Если считать по количеству населения – должно быть минимум 29 станций. В Петербурге же, при таком подходе, станций должно было быть исходя из оценки населения 95, а по площади – 140, против нынешних 67. Есть куда стремиться.
Источник