История названия страны китая

Блог о Китае

Знакомясь с историей и культурой поднебесной, первое что приходит в голову: почему мы в России называем её «Китай», а весь остальной мир называет эту страну China.

Знакомясь с историей и культурой поднебесной, первое что приходит в голову: почему мы в России называем её «Китай», а весь остальной мир называет эту страну China. В то время как сами китайцы называют свою страну Чжунго. Так почему же в России Китай называют «Китаем»? Какие существуют название и какое из них правильное?

Как сами китайцы называют называют Китай?

Титульной нацией Китая считается народность Хань. Она принадлежит к сино-тибетской языковой семье и является не только самой многочисленной в Китае (свыше 90%), но составляет 19% от общей численности населения земного шара. Это самоназвание народа закрепилось в Китае вместе с новой династией Хань, которую заложил крестьянский сын Лю Бан, поднявший массовое восстание и победив в многочисленных войнах своих противников. В 202 г. до н.э. он провозгласил себя новым императором. С правлением династии Хань связывают экономический, политический и культурный расцвет древнекитайской цивилизации. Но Хань – это самоназвание народа, а не страны.

Читайте также:  Капитализация фондового рынка по странам 2020

Чжунго или Срединное государство

Свою страну китайцы называют — Джунго ( Zhōngguó ), что означает «срединное государство». Причем в разные исторические периоды менялся его политический смысл. Например, так называли себя представители династии Западное Чжоу (722-481 гг. до н.э.), противопоставляя свои государственные притязания двум царствам: Чу и Цинь. Впоследствии, когда утвердилась династия Хань, проигравшие в схватке ха политическое лидерство Чу и Цинь стали неотъемлемой частью Чжунго.

Почему Китай называют Поднебесная?

Второе название Китая – Поднебесная. В переводе с китайского, 天下 — Тянься, буквально означает ”под небом“. Согласно философскому учению Конфуция, ставшему, по сути, основной идеологией китайцев, император – ставленник Неба, и весь поднебесный мир подвластен ему.

К слову сказать, аналогичные представления о роли монарха в подлунном мире есть, например, в японской идеологии. Но разница заключается в том, что китайские правящие династии сменяли друг друга весьма часто, а в Японии на протяжении всей истории правит одна династия Сумераги, считающаяся одной из самых древних в мире.

Почему Китай называют China?

Версий о происхождении слова «China», ставшего самым распространенным названием Китая в современном мире, множество.

По одной из самых вероятных версий, слово China происходит от названия Китая на санскрите, Cīna ( चीन ), которое впоследствии было переведено на персидский язык как Chīn (چین), после чего слово перекочевало в португальский и уже приняло форму современного «China». Слово Cīna впервые использовалась в 5 веке до нашей эры, в ранних индуистских писаниях Махабхарата

Некоторые ученые считают, что этимология данного термина происходит от названия династии Цинь (Qin), другие утверждают, что очень популярные в то время в европейских странах китайский фарфор (а на английском, китайский фарфор называется — China) сыграл свою роль в том, что именно это название закрепилось за страной.

Почему Китай — происхождение названия?

И все-таки, почему в России Китай называют Китаем?

Слово Китай, как название страны, пошло от названия Китаев (Khitan/ Khitai / 契丹/ Qìdān) монгольской народности проживающей на северо востоке нынешней КНР.
Захватив в X веке Северный Китай, монгольские племена «Китаи» или «Кидани», объявили себя новой династией Ляо и правили до XII века.

В Английской версии слово «Cathay», так же было распространено в европейских странах, и встречалось в этом варианте даже в книгах Марко Поло как альтернативное название страны.

В настоящее время слово «Китай» используется в основном в славянских и тюркских языках, в англоязычных же странах с 19 века используется слово China.

Источник

Поднебесная Китай или происхождение названия Китай

Каково происхождение названия “Китай”? Древнейшие из употребляемых самими китайцами названий своей страны – это, вероятно, Тянь-Ся ( Под Небом ), также употреблялись Сы-хай (Все в пределах четырех морей), Чжун-го (Средняя империя) и Тьянь-чао ( Небесная империя ), т.е. Небесная династия или страна, которой управляет династия, поставленная небом.

Название “Чжун-хуа-го” – “ Богатая цветами Срединная страна ” употреблялось особенно часто в литературе, происходит от того, что китайцы считают себя самой образованной нацией (хуа) на земле, и “Ней ди” – “Внутрення страна”, в отличи е от “Страны внешних варваров”, употребляется главным образом в этом смысле. “Ли-минь” – “черноволосая раса” – выражение, часто применяемое к народу; встречается также название “сто семейств”; говорили даже “чжун-го-жень” – “Жители Срединной Империи”, “хань-жень” или “хань-цзы” (жители или дети хана).

Уже во времена династии Цинь за 221г. до н.э. возник обычай называть страну и жителей по династии; но царствовании этой династии было кратковременное, и ненависть к основателю ее слишком велика, чтобы закрепить это название на долгое время. Зато имена других династий: Хань, Тан и маньчжурской династии Цинь более привились.

Часто употреблялось выражение “Тан-жень” – “люди Тан” или “Цин-жень” – “Люди Цин”. Династия Цин называет страну своим названием “Да-Цин-го”, т.е . “Великое чистое государство”; также часто употреблялось “Чин-Чао” – “чистая династия”; “Хуа-Ся” – “Великолепные Ся” происходит от древней династии Ся(2070 – (1600)1769гг до н.э.), но в употребление входит уже позднее. “Китай” русских и “Катхай” персов происходит от китанцув татар, которые господствовали в Северном Китае под названием, производном от имени династии Ляо (937 -1125гг.).

Индийские буддисты н азывают Китай “Чин-тан” – “Утренняя заря”. Маньзи(Маньжи) – Южный Китай; с того времени как монголы изгнали династию Сун с Севера, а Южная династия сун основала в 1227г. свою столицу в в Хан-чжоу, это название стало употребляться для всего Китая. Колумб искал Манцьзи. Название “Дун-ту” – “Страна Востока” – дают только магометанские писатели.

История п роисхождения названия “China” до сих пор остается неясной; на основании доказательств барона Фердинанда фон Рихтгофена, происхождение его от названия династии Цин не может считаться правдоподобным. С ветхозаветным “Синин” (“Исайя”), с древнеперсидским “Магин”, с великим “Чином”, как называли в Средние века Китай, и с “Чина”, упоминаемым в законодательстве Ману и Махабхарате, по Рихтгофену, оно также не имеет ничего общего. Зато Китай был известен разнообразнейшим народам древности под названием Иин, Чин, Хин, Тсин, Чина и Тсинистан.

Рихтгофен думает , что название, лежащее в основе всех этих наименований, распространилось морским путем, и производит его от слова “жи-нань” – “к югу от солнца”; так называли китайцы в древности Тонкин, Кохинхину (Кочинхину), может быть, даже Камбоджу. То обстоятельство, что Марко Поло называет море, лежащее у Цайтона (Чуаньчжоу-фу между Амоем и Фучжоу) морем Чжин, по-видимому говорит за это предположение. Употребляющееся римлянами название Seres происходить от “сы, сыр”(кит. – шелк).

Источник

Китай (этимология)

Слово «Китай» произошло от названия племени кидани, которое доминировало на севере современного Китая, когда произошли первые контакты европейской и китайской цивилизаций. В западноевропейские языки это слово первоначально пришло как «Катай» (Catai, и т. д.) — это название Китаю дал Марко Поло во время своего путешествия в Азию. Им он обозначил северный Китай. Южный Китай, который к тому времени был завоеван монголами во главе с Хубилай-ханом, он назвал Manji (кит. 蠻子 — «южные варвары», ср. Чина и Мачина у Афанасия Никитина). От киданей произошло и монгольское название Хятад. Из Монголии оно попало на Русь.

В английский язык слово вошло в виде Cathay.

Европейцы, путешествовавшие на восток морскими путями (особенно после первого плавания Васко да Гамы, открывшего морской путь из Европы в Южную Азию вокруг Африки), узнали в Индии о стране «Чин» (Chijn, Cyn), откуда в Индию доставлялись ценные шелка и фарфор; однако «Чин» и «Катай» не были однозначно отождествлены до конца XVI-начала XVII веков.

Аналогично тогдашней европейской практике, в «Хожении за три моря» Афанасия Никитина, посетившего Индию в 1470-е гг., менее полувека спустя после плаваний туда китайского флота, название «Чина» используется для южного Китая (как и для его основного экспортного товара — фарфора), а «Кита(й?)» — для северного: [1]

… от Певгу до Чини да до Мачина мѣсяць итти, морем все то хожение. А от Чини до Китаа итти сухом 6 мѣсяць, а морем 4 дни итти, …
А Чинское же да Мачинское пристанище велми велико, да дѣлают в нем чини, да продают же чини в вѣс, а дешево.
… Мачим да Чим от Бедеря 4 мѣсяцы морем итти, а там же дѣлают чими, да все дешево …

что на современный русский переводится как

… от Пегу до Южного Китая месяц идти — морем весь тот путь. А от Южного Китая до Северного идти сухим путем шесть месяцев, а морем четыре дня идти. …
Китайская же земля весьма велика. Делают там фарфор и продают его на вес, дешево.
… до Южного Китая от Бидара четыре месяца морем идти, делают там фарфор, да все дешево.

[править] Этимологический путь

В нижеприведённом списке показаны изменения в словах «Китай» и «Чина» при их движении с востока на запад:

(Звездочкой помечены языки, где это слово в настоящее время используется лишь в историческом смысле, а основное название для страны есть производное от латинского China)

Источник

Китай (страна)

Кита́й (кит. трад. 中國 , упр. 中国 , пиньинь: Zhōngguó, палл.: Чжунго, «центральное государство», «срединное государство») — культурный регион и древняя цивилизация Восточной Азии. Китай относится к наиболее древним цивилизациям, которая вобрала в себя большое число государств и культур в течение 4 тысяч лет. Гражданская война в Китае по окончании Второй мировой войны привела к фактическому разделению этого региона на два государства, которые продолжают использовать в своем названии слово «Китай». Это — Китайская Народная республика (КНР), которая занимает территорию материкового Китая, и Республика Китай, которая контролирует остров Тайвань и прилежащие к нему острова.

Китай имеет долгую и практически непрерывную историю, а также одну из древнейших и сложнейших систем письма. До XIX века он был одним из самых передовых мировых государств и основным культурным центром Восточной Азии. Китайское влияние на соседние государства остается существенным и по сегодняшний день. Китай — родина многих изобретений (см. также Четыре великих изобретения), которые изменили судьбу человечества. Среди них — бумага, компас, порох и книгопечатание.

Содержание

Этимология

На разных языках Китай имеет разные названия. В статье рассматриваются наиболее употребляемые.

Центральное государство — «Чжонгуо»

Чжунго (中國/中国) — самоназвание Китая. Первый иероглиф «чжон» (中) обозначает «центр» или «середину». Второй знак «гуо» (國 или 国) толкуется как «страна» или «государство». Начиная с XIX века в западной и отечественной историографии это название Китая переводят как «Срединое государство» или «Серединная империя». Однако такой перевод не совсем верен, поскольку слово «чжунго» издавна обозначало центр Поднебесной — государства китайского императора, то есть собственно Китай. Соответственно, точным переводом является «Центральная страна» или «Центральное государство».

Термин «чжунго» не используется в истории Китая постоянно. Он имел разнообразный культурный и политический подтекст в зависимости от эпохи. [1]

В период «Весны и Осени» (722—481 до н. э.) словом «чжунго» обозначались государственные образования, которые выводили свою политическую генеалогию от династии Западное Чжоу (1122—771 до н. э.) в долине реки Хуанхэ. Этим они противоставляли себе государства Чу на реке Янцзы и Цинь на варварском Западе. Однако во время правления династии Хань (206 до н. э.—220) государства-изгои Чу и Цинь стали составляющими китайской империи, потому они были автоматически включены в «чжунго». Таким образом сложилось более широкое понятие «Центральной страны».

К началу 1 тысячелетия до н. э. значение слова «чжунго» эволюционировало в сторону расширения границы термина. Как пишет «Книга Песен», написанная около 1000 года до н. э., сначала им обозначались округа вокруг столицы или императорских владений. Со временем этим понятием стали именовать территории, подчинённые «центральной» власти. Как свидетельствуют «Исторические Записки» Сыма Цяня: «Восемь гор известны в империи. Три из них у варваров Ман и И. Пять — у «чжунго». Существовало также понимание «чжунго» как земель Северной китайской равнины. Так, «Хроники трёх королевств» (III век) противоставляют эти территории, называя их «центральными», краям в долине реки Янцзы — Ву и Юэ. В этом значении «чжунго» ассоциируются с этническими китайскими (хуа 华 или 華, ся 夏) землями.

Изменение значения термина произошло с началом вторжений северных кочевых племен в Китай, которые захватили «колыбель» китайской цивилизации и создали в равнине реки Хуанхэ собственные государства. Новые, этнично не-китайские династии Северного Китая начали называть свои владения «чжунго», а вражеские южные правительства этнических китайцев Южного Китая — «варварами». Соответственно, в середине 1 тысячелетия произошла трансформация термина «чжунго», и он перешёл из этнической плоскости в политическую. С этого времени понятие «Центральное государство» стало ассоциироваться больше с определённой географической и политико-цивилизационной общностью, чем с этнической группой.

Тем не менее, в средневековье «чжунго» не утратил окончательно своего этнического подконтекста. В период правления династии Тан китайские земли севера и юга были объединены, что способствовало распространению использования названия «чжунго» на южной территории. Дальнейший раскол Китая, в связи с набегами северных кочевников, закрепил название «центральной страны» за южно-китайскими землями именно благодаря тому, что они были традиционным местом нахождения этнической китайской власти.

В начале XX века термин «чжунго» был впервые использован в названии государства Республики Китай (中華民國, «Народное государство Чжунго»). С 1949 года Китайская Народная Республика (中华人民共和国) также вписала в своё официальное название это слово.

Современное название национальности «китаец» (中国人, чжунго жэнь) также содержит этот термин. Частое использование слова «чжунго» способствует формированию китаецентрического мировоззрения жителей Китая и постепенной «китаизации» национальных меньшинств КНР и Республики Китай.

«China»

Латинское название Китая «China», которое перекочевало во многие европейские языки, вероятно, происходит от имени китайской династии Цинь (221—206 до н. э.). Скорее всего, китайские купцы, которые торговали на шёлковом пути и путешествовали в Римскую империю называли себя циньцами. Это название «Цинь» записывалось римлянами как «Cina», что со временем превратилось в «China».

«Китай» и «Катай»

Слово «Китай» по общераспространенной версии происходит от имени «Катай», которое, в свою очередь, возникло от названия не китайской, а прото-монгольской группы кочевых племён из Маньчжурии — киданов (китаев). В 907 году они захватили Северный Китай и основали в нём свою династию Ляо. Их место в XII—XIII веках заняли другие кочевники — чжурчжэни и монголы, однако этноним их предшественников закрепился как топоним Северного Китая. Благодаря европейским купцам, в частности, Марко Поло, это название в форме «Катай» («Cathay») попало в средневековую Западную Европу, вытеснив латинское «China». Отсюда оно перешло в большинство славянских языков, где превратилось в «Китай». На Западе «Катай» изредка употребляется как поэтическое название «Китая». Более простая версия происхождения слова «Китай» — древнеруское понятие, означающее «огороженное забором, стеной место», каковым, например, является и «Китай-город» в Москве. Древнерусское «Ки» — палка, жердь, «Тай» — укрывать, прятать. Логично предположить, что страна, огороженная Великой Стеной, на Руси называлась «Китаем».

Термином «Китай» может также определяться:

  • Китайская Народная Республика (КНР) — государство, которое контролирует материковый Китай, а также острова Гонконг и Макао;
  • Республика Китай — государство, которое владеет Тайванем и прилежащими островами;
  • «Собственно Китай» — историко-культурный регион, который занимает территорию современной КНР без Маньчжурии, Внутренней Монголии, Тибета и Уйгурского автономного округа Синьцзян. То есть, «этнический Китай»;
  • «Великий Китай» — социально-экономический регион, который включает материковый Китай, Гонконг, Макао и Тайвань.

Слово «китайский» или «китаец» означает принадлежность к Китаю как к универсальному образованию «чжунго» — «Центральному государству», а не к этнической группе. В этом понимании оно близко к значениям слов «советский» или «американский». Тем не менее, не следует забывать, что в Китае издавна существует господствующая этническая группа хань (титульная нация, которая составляет свыше 90 % населения КНР и Республики Китай), с которой преимущественно, как и с русскими СССР и англосаксами США, ассоциируется население страны. Эта этническая группа первоначально имела название китайцы, и со временем экстраполировала её на остальные этносы. Поэтому неразборчивое в этническом смысле использование названия «китайцы» для выходцев из современных КНР или Республики Китай только способствует ассимиляционной политике правительств этих стран в отношении этнично «не-китайских» народов.

Серес (Σηρες)

Серес (Σηρες) — греческое название Китая, которое использовали греки и римляне древнего мира. Оно обозначает «шёлковый» или «страна шёлка». Вероятнее всего, происходит от китайского «си» (絲, 丝 — шёлк). От этого названия произошло латинское слово «serica» — «шёлк».

«Sinae»

«Синэ» («Sinae») — другое название Южного Китая, которое использовали греки и римляне наряду с «Cina» («China»). В источниках используется «метрополис Синэ», однако учёные до сих пор не могут локализовать его. «Синэ» было изменено на латинские префиксы «Sino-» и «Sin-», которыми стали обозначать относящиеся к Китаю предметы и явления. В русском языке эти префиксы используются в словах «синология», «синолог» и других.

Хина и «Кина»

Словом «Хина» («China») называют Китай в Центральной Европе, в частности в Германии и Польше (Chiny), а слово «Кина» используется преимущественно в Северной Европе, в частности в Швеции, а также в республиках бывшей Югославии и Греции. Они происходят от иного чтения «Cinа» («China»).

История

Китай — одна из древнейших цивилизаций мира. Она стоит в одном ряду с цивилизациями шумеров Тигра и Евфрата, индийцев Инда и египтян Нила. Особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась изолированно от других цивилизационных центров. Её достижением стала, в первую очередь, логографическая система письма, которая используется сегодня в странах Восточной Азии.

Доисторический период

Археологические находки показывают, что древние люди вида Homo erectus заселили территорию современного Китая между 2,24 млн — 250 тыс. лет назад. В местности Чжоукоудянь вблизи Пекина были найдены останки так называемого синантропа, которые датируются 550—300 тыс. лет назад. Синантропы умели изготавливать простые каменные орудия и добывать огонь.

Приблизительно 70 000 лет назад новые люди современного вида Homo sapiens заселили Китайскую равнину, вытеснив синантропов и их потомков. Наиболее ранние остеологические подтверждения существования современных людей на территории Китая (человеческие останки со стоянки Люцзян) датируются 67 тысячелетием до н. э.

Современной историографии, первой династией Китая была Ся. Доказательством её существования служат раскопки городских поселений и могил вблизи Эрлитоу в провинции Хэнань. Однако большинство учёных мира считают эту династию мифической, а не реальной.

Первой исторически достоверной династией считается династия Шан (другое название Инь), которая контролировала территории равнины реки Хуанхэ в Восточном Китае между XVIII и XII столетиями до н. э. Её уничтожил один из западных вассальных родов, который основал династию Чжоу, которая правила с XII до V века до н. э. Центральная власть новой династии ослабла в связи с возрастанием политической и экономической мощи удельных правителей, которые создали в середине VIII века до н. э. ряд формально независимых государств. С V по II века до н. э. эти государства постоянно воевали между собой, однако в 221 до н. э. были объединены Цинь Ши Хуан-ди в единую империю. Новая династия Цинь просуществовала несколько десятилетий, но именно она сформировала Китай как имперское образование.

Период господства династии Хань продолжался с 206 до н. э. по 220 годы. В этот период началось формирование китайцев как единого этнического сообщества. После дезинтеграции Китая в III—VI веках в связи цуерттцценттцнтнцс нападениями кочевников с севера, империя была объединена династией Суй в 580 году. VII—XIV века, время господства династий Тан и Сун, считаются «золотым веком» Китая. Именно в этот период произошло большинство научных открытий и достижений в культуре. В 1271 году монгольский правитель Хубилай объявил начало новой династии Юань. В 1368 году, в результате антимонгольского восстания, началась новая этнически китайская династия ктнпМин, которая правила Китаем до 1644 года. Последней императорской династией стала династия Цин, которую начали завоеватели Китая маньчжуры. Она была свергнута революцией в 1911 году.

Большинство китайских режимов были авторитарными и часто использовали жёсткие методы для обеспечения стабильности своей власти и лояльности населения. Так, во время господства маньчжурской династии Цин этнических китайцев-ханьцев заставляли носить долгую косу, как у маньжчуров, в знак верности новой династии.

В XVIII веке технологически мощный Китай проводил активную политику покорения народов Центральной Азии, которых китайцы издревле считали «варварами». Однако в XIX веке он сам стал жертвой «варваров Запада» — колониальной политики стран Западной Европы и США.

Республиканский Китай

1 января 1912 года с падением династии Цин была создана Республика Китай (другое название Китайская Республика). Сунь Ятсен, лидер Национальной Партии Гоминьдан, был провозглашён первым президентом. Вскоре его сместил с этой должности бывший генерал цинских войск Юань Шикай, который провозгласил себя новым императором, однако его империя умерла вместе с ним.

После Юань Шикая Китай оказался де-факто раздробленным на ряд провинциальных правительств, хотя де-юре международная общественность признавала центральной только Пекинскую власть. В 1927 году партия Гоминьдан под командованием Чан Кайши смогла объединить страну. Столица была перенесена в город Нанкин. Поскольку националисты захватили власть и создали однопартийное правительство, в стране появилась мощная оппозиция — коммунисты. Продолжалась борьба между правительственными войсками и красными партизанами, которая ослабляла Китай и тормозила проведение демократических реформ.

Китайско-японская война 1937—1945 годов на некоторое время объединила националистов и коммунистов против общего врага. Но после капитуляции Японии в 1945 году, государственная сокровищница Республики оказалась пустой. Это стало причиной взаимных обвинений Гоминьдана и Компартии Китая, которые привели к гражданской войне. Победа коммунистов вынудила правительство Республики Китай перебраться на остров Тайвань, где она существует и сегодня.

«Два Китая»

С победой в гражданской войне Коммунистическая партия Китая провозгласила себя правопреемницей Республики Китай и 1 октября 1949 года основала новое государство — Китайскую Народную Республику (КНР). Военные действия между КНР и Тайваньским правительством были приостановлены в 1950 году, но фактически обе стороны до сих пор остаются в состоянии войны.

В 1970-х годах Тайванская Республика Китай и материковая Китайская Народная Республика ступили на путь серьёзных реформ. В случае с Тайванем это были демократические преобразования, направленные на создание многопартийной системы и либерализацию экономики. КНР пошёл другим путём — усиление диктатуры Компартии, огосударствление экономики и реализация «культурной революции».

В 1978 годах правительство КНР начало курс на либерализацию экономики, однако оставило монополию власти в стране за коммунистами. Выступления студенчества в 1989 году на пекинской площади Тяньаньмэнь, которое требовало перемен в политике, были жёстко подавлены.

Современность

Два государства — Китайская Народная Республика и Китайская Республика — настаивают на легитимности своей власти и утверждают, что именно они являются полноправными правителями «Китая». КНР — коммунистическое государство, в то время как Китайская республика — националистическое. Хотя в 1949 году международная общественность признала за Китайской Республикой право на владение материковым Китаем, с 1970-х годов большинство стран изменило внешнеполитическую ориентацию на КНР и перенесли свои представительства из Тайбэя в Пекин.

Хотя правительство Китайской Республики не отказалось от своих претензий на Китай, Тибет и Внутреннюю Монголию, оно все больше идентифицирует себя как правительство острова Тайвань. Политические круги Китайской Республики пребывают в постоянной диалектической борьбе относительно вопроса провозглашения независимости острова. КНР считает Тайвань неотъемлемой частью своего государства, а потому постоянно пытается вытеснить представителей Китайской Республики из разных международных организаций, усиливая его изоляцию.

На сегодня 23 государства, включая Ватикан, продолжают признавать Китайскую Республику официальным Китаем. В противовес этому, большинство правительств мира рассматривают КНР как законного представителя Китая.

Территория

Историческое деление Китая

Административные единицы высшего уровня Китая изменялись в зависимости от правящей династии или правительства. К этим единицам относят, в первую очередь, края и провинции. Среди единиц нижнего уровня существовали префектуры, подпрефектуры, департаменты, командирства, уезды и округа. К современным административным единицам относят города уровня подпрефектуры, города уровня округа, населённые пункты и городские общины.

Большинство китайских династий размещали свою резиденцию в сердце Китая, его этнически китайской части — долине реки Хуанхэ. Эти династии расширяли свои владения за счёт иностранных территорий Внутренней Монголии, Маньчжурии, Синьцзяна, Тибета, Вьетнама и Кореи. Хотя последняя манчьжурская династия Цин, наследниками которой считают себя КНР и Республика Китай, включила в Китай большинство вышеупомянутых земель, сам Китай имеет определённые древние границы — Великая китайская стена на севере, Тибетское плато на западе и джунгли Индокитая на юге.

На север от Великой китайской стены находятся Внутренняя Монголия и Маньчжурия, исконные места проживания евразийских кочевников, которые сейчас освоены этническими китайцами. На Западе расположены Синьцзян-Уйгурский и Тибетский автономные районы, в которых существовали государства уйгуров и тибетцев. Сейчас там также ускоренными темпами проводится ассимиляция. Юг Китая был родиной многих народностей, малочисленность и раздробленность которых практически никогда не представляла угрозы для китайской власти.

К традиционному разделению Китая относят разделение на Южный и Северный Китай, граница между которыми проходит по реке Хуай и горам Циньлун.

География и климат

Ландшафты Китая разнообразны. Горы и плато преобладают на западе, а низменности — на востоке и юго-востоке. В результате этого, основные реки текут с запада на восток, включая большие реки Хуанхэ, Янцзы, Амур, а некоторые — на юг (реки Перлин, Меконг, Брахмапутра). Большинство рек Китая впадает в Тихий океан.

На востоке, вдоль побережья Жёлтого и Восточно-китайского морей находятся алювиальные равнины, которые плотно заселены. На севере, на краю плато Внутренней Монголии можно увидеть травянистую степь. Юг Китая покрыт холмами и невысокими горами. В центрально-восточной части расположены дельты Хуанхэ и Янцзы. Большинство пахотных земель находятся вдоль этих рек. Южная провинция Юньнань является частью так называемого субрегиона «Большой Меконг», в который входят Мьянма, Лаос, Таиланд, Камбоджа и Вьетнам.

В западной части Китая на севере находится большая аллювиальная равнина, а на юге — известняковое плоскогорье, покрытое холмами средней величины. В этой части Китая расположены Гималаи, с самой высокой в мире горой Эверестом. Северо-запад покрыт пустынями, такими как Такла-Макан и пустыня Гоби, которые постоянно разрастаются. В течение тысячелетий горы провинции Юньнань служат природной границей, которая отделяет Китай от Бирмы, Лаоса и Вьетнама.

Климат Китая разнообразен. Северная зона, которая включает Пекин, характеризуется очень холодными зимами. Центральная зона, которая включает Шанхай, умеренная. Для южной зоны, которая включает Гуанчжоу, характерен субтропический климат.

В связи с частыми засухами и несовершенным хозяйствованием часто случаются пылевые или песчаные штормы весной. Ветер разносит пыль в восточном направлении, до Тайваня и Японии. Шторма иногда достигают Западного побережья США. Вода, эрозия грунтов и загрязнение окружающей среды Китая перерастают из внутренних китайских проблем в международные.

Общество

Демография

Население Китая (КНР и Республики Китай) составляет свыше 1,3 миллиарда человек. Это одна пятая часть всего населения Земли. Хотя в КНР проживает более 100 этносов, коммунистическое правительство признает только 56. Наибольшей этнической группой Китая являются ханьцы (собственно китайцы) — 91,9 %. Она неоднородна и делится на ряд этнографических групп, большинство из которых — это бывшие самодостаточные этносы, ассимилированные китайцами-ханьцами.

Ассимиляция — древний метод правителей Китая, направленный на увеличение количества лояльных режиму подданных. Много не-китайских этносов северных степей или южных джунглей исчезли в «плавильном котле» китайской культуры. Как правило, начало импорта китайских технических и культурных ноу-хау этническим группам, которые стояли на более низком научном и социальном уровне, чем китайцы, ознаменовывало начало исчезновения самобытной культуры этих групп, с дальнейшим абсорбированием их представителей в ханьское общество.

Хотя сегодняшний термин «китаец» (中国人, чжунго жэнь, «человек Центрального государства») или «китайская нация» (中華民族/中华民族 чжунхуа минцзу, «народ Центрального государства») является политическим трансэтническим понятием, они имеют этнический подконтекст. Концепция «чжунго» — «Центральной державы» — была изобретена самими этническими китайцами. Её пропагандирование среди не-китайских обществ в виде надэтнической категории уменьшало сопротивление китаизации этих обществ и, соответственно, ускоряло ассимиляцию не-китайских этносов.

Языки

Большинство языков Китая принадлежит к сино-тибетской языковой семье. На них разговаривают около 29 этносов. Существует также несколько основных и малых диалектов собственно китайского языка. Среди них наиболее используемыми являются Мандаринский (на нём разговаривают около 70 % населения), У (шанхайский), Юэ (кантонский), Мин, Сян, Ган и Хакка. К не-китайским языкам относятся языки чжуан (тайцев), монголов, тибетцев, уйгуров (тюрков), хмонг и корейцев. На этих языках разговаривают преимущественно этнические меньшинства.

«Путунхуа» — Мандаринский диалект, который принят за литературный язык, — официальный язык КНР и Республики Китай. Она происходит от диалектов Пекина, севера и юго-запада Китая. Мандаринский вариант китайского языка преподают в школах, используют в средствах массовой информации, литературы, органах власти. Не-китайские языки признаны официальными в некоторых автономных регионах, где компактно проживают этнические меньшинства.

«Разговорный китайский» или «байхуа» — письменный стандарт для мандаринского диалекта, который используется официально с XX века. До этого стандартом письменного языка была классический китайский язык «вэньянь», по образцу средневековой латыни. Этот язык является до сих пор обязательным для изучения в высшей школе.

Китайские языки основаны на иероглифической письменности, в то время как языки чжуан, тибетский, уйгурский и монгольский имеют собственные алфавиты.

Религия

Благодаря «культурной революции» 59 % населения КНР (767 миллионов человек) называют себя атеистами. Однако для значительной группы материковых китайцев религия играет очень важную роль, особенно буддизм, даосизм и конфуцианство. В отличие от КНР, большая часть населения Тайваньского Китая считает религию необходимой составляющей частной жизни. 93 % исповедуют буддизм, даосизм и конфуцианство, 4,5 % — христианство разных течений, и 2,5 % — ислам, иудаизм и другие верования.

Главными верованиями КНР являются:

Главными верованиями Республики Китай являются:

КНР — атеистическое секулярное государство, однако в нём позволяется следование религиозным практикам, которые признаны правительством. То есть, существует возможность реализовать, хотя и ограниченно, право свободы совести. Даосизм и буддизм, вместе с моралистическим конфуцианским кодексом были основными религиозными учениями Китая в течение 2 тысячелетий, поэтому даже коммунистическое правительство не может пренебрегать этой традицией.

Республика Китай, согласно официальным данным китайского руководства, не ограничивает ни одну религию или вероучение. В ней не существует преград для реализации права на свободу совести. По некоторым данным, есть ограничения в религии для членов единственной в Китае партии — коммунистической партии чиновников. Также широко известны случаи запрета на якобы незаконные течения, например, Фалуньгун и радикальный ислам.

Однако существует и другое мнение о том, как относится коммунистическая партия Китая к верующим: «В середине февраля 2006 года группа экспертов по правам человека из Объединённого Королевства Jubilee Campaign опубликовала 140-страничный материал, состоящий из секретных документов, нелегально переданных сотрудниками Министерства общественной безопасности Китая в Комитет по расследованиям религиозных гонений. Ранее свидетельства о садистских преследованиях верующих в КНР просачивались сквозь информационные барьеры довольно часто, но упомянутый документ — это первый случай, когда в распоряжении ошеломлённых исследователей оказались официальные документы, по которым стало возможно судить о размахе антирелигиозной деятельности нео-маоистов, их методологии и планах.

Согласно этим документам, правительство Китая занимается планомерным исследованием „культов“, которые способны стать „подкрадывающейся угрозой нашей безопасности и защиты“. Под ними подразумеваются все религиозные организации, не зарегистрированные органами общественной безопасности, кроме четырнадцати зарегистрированных и, по мнению партийного руководства, „миролюбивых и безопасных“. В составе же „подкрадывающейся угрозы“, кроме местных культов, оказались общины католиков и протестантов, решившие не присоединиться к „патриотическим“ религиозным организациям, которые контролирует атеистическая власть, нелегальные буддистские и прочие религиозные группы. За такого рода „угрозу национальной безопасности КНР“ верующие — христиане, мусульмане и прочие, рискуют оказаться в пожизненном заключении либо быть казнёнными» [2] .

Культура

События XIX—XX столетья вынудили китайцев задуматься над необходимостью отказа или сохранения собственной цивилизационной модели. Западники обещали Китаю «светлое будущее» при условии тотальной вестернизации и ставили в пример Японию. Политика насаждения демократии в традиционном китайском обществе потерпела поражение — частично из-за авторитарной «традиции» управления, а частично из-за внутренних и внешних войн.

Китайское общество сохраняло средневековые традиции до начала в КНР так называемой «культурной революции». Её целью было реформирование китайского села, пропаганда новых коммунистических ценностей, создание новой передовой китайской культуры, «не ограниченной конфуцианскими догматами». В результате «революции» многие культурные деятели были репрессированы, а большинство традиций — ликвидированы как «регрессивные практики» или «феодальные пережитки». Было проведено реформирование иероглифической письменности, что сделало недоступными для будущих поколений тексты произведений, которые писались их предшественниками. Однако с 1980-х годов «культурная революция» была прекращена, а коммунистическое правительство взяло курс на формирование «патриотично настроенной нации», начав реставрацию традиций.

На Тайване подобных культурных реформ не проводили, уважая традиции письменности и чиновничества. Значительная часть бюджета Республики Китай шла на подготовку специалистов в области культуры.

Система письма

Китайская иероглифика насчитывает свыше 50 тысяч знаков. Она изменялась и имела разные стили написания. Первые знаки появляются на костях для гадания за 2 тысячелетия до н. э. Каллиграфия, умение красиво писать иероглифы, считается в Китае вершиной искусства. Большинство священных текстов буддизма, даосизма и конфуцианства написаны от руки.

Книгопечатание развивалось со времени правления династии Сун. Академии учёных, которые занимались изданием и переписыванием классики, традиционно спонсировались государством. Члены императорской семьи нередко принимали участие в учёных советах.

Экзамены

Одной из основных черт традиционной китайской культуры были государственные экзамены. Они способствовали воспитанию образованной элиты, поскольку кандидат, который хорошо знал классические тексты, независимо от социального происхождения был способен занять ранг чиновника. Последние имели высокий социально-экономический статус. Люди гуманитарных занятий — писатели, философы, учёные — были людьми «первого сорта» в Китае. Государство их всецело поддерживало.

Наука

Технологические открытия Китая были следующими:

  • Абак
  • Доменная печь (сталь)
  • Книгопечатание
  • Бронза
  • Штанген-инструмент
  • Часы
  • Компас
  • Арбалет
  • Сухой док
  • Веер
  • Фейерверк и ракета
  • Рыболовный крючок
  • Порох
  • Планер
  • Граната
  • Воздушный шар
  • Воздушный змей
  • Лак
  • Спички
  • Бумага
  • Бумажные деньги
  • Парашют
  • Поршневой насос
  • Фарфор
  • Пропеллер
  • Рельефная карта
  • Винт
  • Сейсмограф
  • Шёлк
  • Висячий мост
  • Туалетная бумага
  • Зубная щётка
  • Зонт
  • Тачка
  • Виски (как медицинский препарат) [источник не указан 513 дней]

Другие области знаний:

  • Математика использовалась в архитектуре и географии. Число пи было подсчитано с точностью до седьмого знака после запятой математиком Цзу Чунчжи в 463 году. Десятичная система счисления использовалась в Китае с XIV века до н. э. Математики Чжу Шицзе, Ян Хуэй и Лю Жусен открыли «треугольник Паскаля» за 350 лет до того, как его нарисовал сам Паскаль.
  • Биология получила особое развитие в прикладных науках — фармацевтике и гербологии.
  • Китайская медицина и хирургия не уступала западным.
  • Инновациями в военной сфере были арбалеты, разработка прицелов, арбалеты залпового огня, требушеты, отравляющие газы на основе горчицы, рельефные карты, пилотируемые воздушные змеи, огневые шашки и ракеты, порох, гранаты и ранние бронзовые пушки.

Примечания

  1. Дмитриев С.В., Кузьмин С.Л. Что такое Китай? Срединное государство в историческом мифе и реальной политике. – Восток (Oriens), № 3, 2012, с.5-19.
  2. (Статья «Ад в поднебесной» на сайте: babr.ru, А также в «Девяти комментариях о коммунистической партии Китая» на сайте: epochtimes.ru)

См. также

Литература

Статья является переводом из украинской википедии (Версия 16:17, 15 июля 2007)

  • Гордиенко А. Н., Куделев П. Е., Перзашкевич О. В. Китай. История, культура, искусство. — М .: Эксмо, 2008. — 160 с. — (Иллюстрированные энциклопедии мировой культуры и истории). — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-29268-4
  • Кравцова М. Е. История культуры Китая. — СПб. : Лань, 1999. — 416 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8114-0063-2
  • Маслов А. А. Китай. Колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. — М .: Алетейя, 2005. — 376 с. — (Сокровенная история цивилизаций). — 2000 экз. — ISBN 5-98639-025-3
  • Крижанівський О. П. Історія стародавнього Сходу: Підручник. — Київ.: Либідь, 2000. — 592 с (укр.)
  • Рубель В. А. Історія середньовічного Сходу: Курс лекцій: Навч. посібник. — Київ: Либідь, 1997. — 464с(укр.)
  • Рубель В. А. Історія середньовічного Сходу. Тематична хрестоматія. — Київ: Либідь, 2000. — 624 с.(укр.)

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Китай (страна)» в других словарях:

Китай — (China) Сведения об экономике, внешней политике, культуре и развитии Китая Информация о развитии, политике, экономике, культуре и образовании Китая Содержание Кита́йская Наро́дная Респу́блика (кит. упрощ. пиньинь Zhōnghuб… … Энциклопедия инвестора

Китай — Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… … Географическая энциклопедия

Китай — Китай. Великая китайская стена. КИТАЙ (Китайская Народная Республика), государство в Центральной и Восточной Азии. На востоке омывается Желтым, Восточно Китайским и Южно Китайским морями Тихого океана; из многочисленных островов наиболее крупные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КИТАЙ — Китайская Народная Республика (китайская Чжунхуа жэньминь гунхэго), КНР, государство в Центр. и Вост. Азии. 9,6 млн. км&sup2. население 1179 млн. человек (1993); китайцы (Хань) 93%, чжуаны, уйгуры, монголы, тибетцы, хуэй, мяо и др. (всего св. 50… … Большой Энциклопедический словарь

Китай на летних Олимпийских играх 2012 — Китай на Олимпийских играх … Википедия

КИТАЙ — страна в Азии, официальное название Китайская Народная Республика. Китай. Столица Пекин. Население 1224, 0 млн. человек. Плотность населения 127 чел. на 1 кв. км. Соотношение городского и сельского населения 29% и 71%. Площадь 9 560 940 кв. км.… … Энциклопедия Кольера

КИТАЙ — КИТАЙ. Площадь и население. 18 основных провинций К. занимают площадь в 4.053.900 км2, Маньчжурия 940.000 ?ш2, Восточный Туркестан 1.425.000 «ж2, Монголия (внутренняя)* 500.000 км2, Тибет 1.575.000 ?ш2. Данные по общей численности населения … Большая медицинская энциклопедия

Китай — *КИТАЙ, величайшее азіат. гос тво, занимающее ю. вост. часть Азіи; состоитъ изъ Собственнаго К., Манчжуріи, В. Туркестана (Кашгаріи), Или и Тарбагатая и Тибета. Собственный К. обнимаетъ площадь въ 72.341 кв. геогр. миль. Поверхность его… … Военная энциклопедия

КИТАЙ — Площадь 9,8 млн.кв.км, население свыше 1Д млрд.человек (1990). Китай развитая аграрно промыш ленная страна. В сельском хозяйстве занято около 80% населения. Развито земледелие, в частности зерновое хозяйство. Важнейшая зерновая культура рис. Кит … Мировое овцеводство

страна — Сторона, край, область, земля, владение, государство, территория. Ср. область. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. страна край, сторона, местность, государство, держава,… … Словарь синонимов

Источник

Оцените статью