Страны Востока в Новое время
Период (с XVIпо XVIIIвека) развития восточных государств, хронологически совпадающий с эпохой нового времени в европейском обществе, был временем расцвета крупнейших империй, прежде всего, китайской и османской (турецкой), началом колониальной экспансии европейских стран на Восток.
Китайская империя.После изгнания монгольских завоевателей и воцарения новой династии Минв Китае восстанавливается и укрепляется центральная власть.
Во главе китайского государства стоял император, обладавший неограниченной властью, которую он передавал по наследству. В управлении страной императору помогал государственный совет, в который входили его родственники, ученые и советники. Управление страной осуществлялось с помощью трех палат. Первая палата включала шесть ведомств: чинов, обрядов, финансовое, военное, ведомство наказаний, ведомство общественных работ. Вторая палата готовила императорские указы, следила за церемониями и приемами в честь императора. Третья палата цензоров контролировала действия чиновников на всей территории Китая. Страна была разделена на провинции, которые делились на округа и уезды, ими управляли чиновники различных рангов.
Тремя главными опорами китайского государства на протяжении многих веков были три учения: конфуцианство, буддизм и даосизм.
Конфуций разработал свое учение еще в середине I тысячелетия до н. э., и оно занимало важное место в мировоззрении китайцев и в XVI-XVIII вв. Традиционное общество в Китае строилось на конфуцианских принципах сыновней почтительности, уважения к старшим. Верность, покорность, доброта и сострадание, высокое чувство долга, образованность были главными чертами благородного и достойного человека.
Основоположник даосизма — Лао-цзы— изложил свое учение в книге «Дао де цзин». Постепенно даосизм из философии превратился в религию («дао» по-китайски — «путь»). Даосизм учил, что человек может избежать мучений ада и даже стать бессмертным. Для этого надо следовать в своей жизни принципу «недеяния», т. е. отстраниться от активной общественной жизни, стать отшельником, искать истинный путь — дао.
Буддизм проник в Китай из Индии в н. I тысячелетия н. э. и к XVI в. имел весьма прочные позиции и огромное влияние на жизнь традиционного общества. К этому периоду в Китае было построено множество храмов и буддистских монастырей.
Все три учения имели большое значение для поддержания и укрепления основ китайского государства, они были главными опорами традиционного китайского общества.
В течение XV-XVI вв. Китай переживал экономический подъем. Рост производительных сил в Китае нашел свое отражение в развитии ремесла, улучшении техники земледелия, дальнейшем развитии товарного производства и денежных отношений. В феодальной Минской империи появляются элементы новых, капиталистических производственных отношений — зарождается и развивается мануфактура.
В то же время сохранялись причины, тормозившие общественное развитие Китая. К ним в первую очередь относятся высокая норма феодальной эксплуатации, обусловившая нищету крестьян, а также существование замкнутых сельских общин, где земледелие было соединено с домашним ремеслом.
В конце XVI — начале XVII вв. правящая в Китае династия Мин находилась в состоянии упадка. Большое влияние на императоров приобретают различные временщики, фавориты, что порождало постоянные придворные интриги, заговоры, злоупотребления на всех уровнях власти. Управлявшие государством приближенные императора разворовывали государственную казну. Расходы на содержание огромного числа чиновников и пышного императорского двора требовали введения все новых налогов. В стране сформировалось оппозиционное движение во главе с учеными-чиновниками, призывающими к проведению реформ.
Сложное положение в стране усугублялось тем, что на севере Китая активизировались племена маньчжуров, которые проживали на территории современного Северо-Восточного Китая. В н. XVII в. они стали совершать набеги на Китай, а затем подчинили ряд соседних племен и Корею.
В это же время в Китае происходили крупные крестьянские восстания. Армия повстанцев разгромила правительственные войска и вступила в Пекин, в результате чего Минская династия перестала существовать. Напуганные всем происходящим, китайские феодалы открыли доступ в столицу маньчжурской коннице.
В июне 1644г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин, правившая до 1911 г. В отличие от прежних завоевателей маньчжуры не растворились среди местного населения (запрещены были даже смешанные браки между маньчжурами и китайцами), а обеспечили себе обособленное и привилегированное положение.
По форме правления цинский Китай в XVII-XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император — богдыхан, наделенный неограниченной властью.
Маньчжуры и служившие им китайские полководцы смогли за короткий промежуток времени овладеть всей территорией Китая. Победа маньчжуров стала возможной во многом благодаря тому, что новые завоеватели были терпимы к китайским ценностям, в частности, к традиционному сословию ученых-чиновников. Маньчжурские предводители не стали разрушать многовековую китайскую государственную машину, создававшуюся в эпоху предшествующих династий. Китайских высших чиновников времен маньчжурской династии Цин принято называть мандаринами (в пер. с португальского – министр, чиновник).
Стать мандарином высокого уровня было довольно сложно и требовало хорошего образования. Первой ступенью системы образования являлась школа, где учились мальчики, родители которых могли оплачивать обучение. После выпускного экзамена в начальной школе можно было поступить в провинциальное училище, в котором продолжалось изучение иероглифов (а их в китайском языке около 60 тыс., в школе заучивали 6-7 тыс., ученые люди знали 25-30 тыс.), а также учащиеся овладевали каллиграфией — мастерством красиво и четко писать тушью. Студенты училища зазубривали наизусть книги древних авторов, знакомились с правилами стихосложения и составления трактатов. В конце обучения они сдавали экзамен — писали поэму в стихах и сочинение. Стать чиновником мог только образованный человек.
Цинские императоры проводили активную завоевательную политику и в XVI-XVIII вв. в вассальной зависимости от Китая оказались Корея, Вьетнам, Бирма, Тибет. Цинская империя вступила в XIX век могущественнейшим государством Восточной Азии. Однако за ее внешним блеском скрывались старые пороки аграрной деспотии: слабость армии, ограниченность производственного потенциала, перенаселенность, коррупция властей. Эти пороки со всей очевидностью обнаружились в середине XIX века — во время восстания тайпинов (1851-1864) и первых столкновений с капиталистическими странами Запада.
Индия в Новое время
Еще в конце позднего средневековья(1526-1527 гг.) потомок узбекского завоевателя Тимура (Тамерлана) Бабур подчинил своей власти большую часть С.Индии, положив конец существованиюДелийского султанатаи создав новое государство — империю Великих Моголов.
Став падишахом, Бабур положил конец феодальным распрям, покровительствовал торговле. При преемниках Бабура империя Великих моголов непрерывно расширяла свои владения. К к. XVIII в. она включала почти всю Индию, кроме самой южной оконечности полуострова, и восточный Афганистан. (Искаженное на индийский манер слово «могол», т. е. монгол, стало в Индии названием части мусульманской военно-феодальной знати, а за пределами Индии — названием утвердившейся на Делийском троне династии потомков Бабура. Сами себя моголами они не называли.)
Религией пришедших в Индию завоевателей былислам, но основная масса населения, около 3/4, исповедовала индуизм. Ислам стал государственной религией империи Великих моголов, религией большинства феодальной знати. Мусульманские правители в течение нескольких веков правили Индией, оставаясь представителями меньшинства населения, что стало возможным в силу религиозной терпимости и уважения к чужим обычаям.
Наивысшего расцвета империя Великих моголов достигла в правление Акбара (1556-1605 гг.).Он вошел в историю как подлинный строитель Могольской империи, талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Этот правитель привлек на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и торговцев, поощрял развитие ремесел и торговли. В первые же годы своего правления он провел налоговую реформу, установив для крестьян величину налога, равную 1\3 урожая, и отменив должности откупщиков, при этом крестьяне отдавали налог напрямую государству. Кроме того, налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка.
Религиозная политика Акбара заключалась в том, чтобы признавать все религии равными. Акбар прославился и как покровитель искусства.
По его приказу ученые и поэты переводили на персидский язык произведения индусского эпоса. Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», укрепили империю Великих моголов.
После смерти Акбара его преемникам не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства. Индийское общество было слишком разобщено: кастовое деление, индуистская и мусульманская религии, множество народностей и народов, находившихся на разных уровнях экономического и культурного развития.
Ослабляло империю и то, что она вела бесконечные завоевательные войны, вызванные необходимостью жаловать все новые и новые земли всегда готовой к мятежам знати. Но чем больше росла территория империи, тем слабее становилась центральная власть.
С н. XVIII в. власть падишахов стала символической и провинции отделялись одна за другой. Императоры потеряли реальную власть, зато ее приобрели князья областей империи. В 1739 г. конница персидского завоевателя Надир-шаха разграбила Дели и уничтожила большую часть жителей столицы. Затем северную часть Индии наводнили афганцы. В 1-й пол. XVIII в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.
Источник
Восток в новое время: общая характеристика
К 25 вопросу: Цивилизации Востока и европейский колониализм в новое время
Развитие стран Азии и Африки в новое время: теоретические подходы
Восток в новое время: общая характеристика
Новая история для Востока – это период колониальной экспансии Запада и, как следствие, разрушение традиционной системы хозяйствования или, если угодно, переход от феодализма к капитализму под воздействием, прежде всего импульса извне. В рассматриваемый период все восточные страны превратились в колонии, полуколонии западных держав или, как Япония, вынуждены были (в немалой степени под угрозой западного вторжения) усвоить капиталистические отношения или стимулировать их развития там, где зачатки таковых уже имелись.
Восток – конгломерат разнообразных, весьма специфических стран и народов, однако у всех них есть нечто общее, что отличает, — а, порой, и противопоставляет их Западу.
Что же собственно является главными отличительными чертами восточных обществ и государств:
§ Государство – верховный собственник земли
Неразвитость принципа частной собственности (прежде всего на землю как главное средство производство). История Востока. В 6-ти тт. Т. 3. Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI-XVIII вв. М., 1999., С. 10: «Нельзя сказать, что на Востоке отсутствовали права личности или право собственности. Но существовали они только в пределах частного права. Частное лицо могло успешно отстаивать свои интересы против другого частного лица, но не против государства. Частный собственник (низовой, налогообязанный) имел полные права на свое имущество, в том числе на землю, включая право отчуждения, но государственное вмешательство в имущественные отношения, в том числе в землевладение, было законодательно не ограничено».
§ Главенство государства во всех сферах жизнедеятельности общества и отдельной личности
§ Господство общины как «приводного ремня государства» и, вместе с тем, автономного посредника между личностью и государством
§ Социум как иерархия корпораций (общин). Для феодализма (или традиционного общества) характерна тесная связь человека с конкретным видом труда, и именно в одной из стран Востока, в Индии, эта связь находит свое абсолютное воплощение в виде кастовой системы.
§ Замкнутое самодостаточное (натуральное или полунатуральное) хозяйство; именно на Востоке хозяйственная замкнутость общины наиболее выражена, нежели на западе
§ Устойчивость хозяйственных и политических институтов и, как обратная сторона устойчивости – их (институтов) инертность
§ Доминирование коллективных форм мышления, непроявленность или слабая проявленность частной инициативы и индивидуализма
Довольно часто в качестве одной из наиболее фундаментальных специфических черт Востока называют восточную деспотию как форму политической организации. Но об этом чуть позже
В рамках разных «больших» исторических концепций Восток, его специфика, социально-экономическая система, динамика и историческая судьба трактуются по-разному:
К. Маркс выделял особый «азиатский способ производства», характеризующийся отсутствием частной собственности на землю, застойностью хозяйства, деспотическим политическим режимам
Современные неомарксисты предпочитают говорить о «восточном феодализме», подчёркивая его родство с европейским средневековьем. История Востока. В 6-ти тт. Т. 3. Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI-XVIII вв. М., 1999, С. 9: «общественный строй средневековой Азии и Северной Африки можно назвать «восточным феодализмом», т.е. строем, стадиально более или менее соответствующим феодальной эпохе в Западной Европе, но имеющим рад особенностей. По основным параметрам того явления, которое принято называть феодализмом (или строем средневековья — терминология не существенна), Восток не только демонстрировал совпадение, но даже большую близость к модели. Если можно так выразиться, «феодальность» восточных обществ была даже выше, чем обществ западных».
В рамках марксисткой теории феодализм (или азиатский способ производство) исторически закономерно должен уступить место капиталистической формации. Поэтому страны Азии и Африки, отстававшие от Запада в смысле развития буржуазных отношений, должны были стать жертвой колониальной экспансии обществ, обладавших более эффективной (более производительной хозяйственной организацией). Колониализм таким образом – не продукт превосходства европейских армий, а способ перестройки восточных обществ на капиталистический лад. Хотя марксисты не отрицают огромный издержки такого способа, он представляется исторически неизбежным и прогрессивным.
В русле цивилизационного подхода Восток понимается как самобытная цивилизация (или комплекс цивилизаций), обладающая столь же самобытными законами развития.
Источник