История одного чуда света

Семь чудес света — кратко

Семь чудес света: невероятные шедевры архитектуры.

Семь древних чудес света или Семь чудес древнего мира – это список самых величайших и прославленных архитектурных сооружений Древнего мира.
В античности к семи чудесам света причисляли только самые грандиозные и самые гениальные архитектурные сооружения той эпохи. Первый список семи чудес, найденный историками принадлежал отцу истории – Геродоту. Список постоянно менялся, но в наше время принято считать правильным следующий список чудес света:
– Пирамида Хуфу или как ее еще называют – пирамида Хеопса;
– Висячие сады Семирамиды;
– Статуя Зевса в Олимпии;
– Храм Артемиды в Эфесе;
– Галикарнасский мавзолей;
– Колосс Родосский;
– Александрийский (Фаросский) маяк.
Теперь необходимо поговорить о каждом чуде света более подробно. И, пожалуй, начать следует из пирамиды Хеопса.

1. Пирамида Хеопса.

Пирамида Хеопса – гениальный образ египетской архитектуры и единственное из семи чудес света, дожившее до наших дней практически в неразрушенном виде. Пирамиды Хеопса – это самая большая пирамида, когда-либо построенная египтянами. Около трех тысячелетий эта пирамида была самым высоким строением в мире.
Историки предполагают, что постройка этой пирамиды заняла приблизительно двадцать лет, а закончена она была в 2540 году до нашей эры. Однако точная или это дата, мы пока понять не можем, потому что существует несколько способ с помощью которых можно узнать возраст строения и каждый из них показал разные даты.
Сейчас высота пирамиды достигает 138 метров, но вначале она была выше – 146 метров, с временем рушиться все, и даже пирамида Хеопса на могла быть исключением. Один каменный блок в среднем имеет вес в 2, 5 тонны, но есть камни значительно большего веса, самый тяжелый достигает 35 тонн.
Пирамида – это большой погребальный комплекс для фараона Хуфу, вокруг которого расположены также и другие, более мелкие пирамиды. Постройкой пирамиды занимался племянник фараона Хуфу – великий визирь Хемион, он также был управляющим всеми постройками фараона. Вокруг вопроса о происхождении пирамиды ходят постоянные дискуссии. Самой известной является вопрос о том, кто же построил эту пирамиду. Некоторые историки считают, что люди с подобными технологиями не могли построить подобное и считают, что им помогли представители внеземной расы – то есть, инопланетяне.

Читайте также:  Венеция достопримечательности по районам

2. Висячие сады Семирамиды.

Висячие сады Амитис или Семирамиды – гениальное творение архитектуры и одно из семи чудес, верное название которого – Висячие сады Амитис. Они были названы в честь жены одного из самых могущественных царей Вавилона – Навуходоносора II. Царь построил сады в честь своей возлюбленной и дал им ее имя. Находились сады в древней стране Вавилон (сейчас территория Центрального Ирака, город Хилла). Сады были построены в начале седьмого века до нашей эры.
После победы над Ассирией царь Вавилона Навуходоносор взял в жены дочь своего верного союзника – царя Мидии, ее звали Амитис. Царь Вавилона очень любил свою жену и делал для нее все, что только мог. Амитис выросла в Мидии, хваставшейся своей пышной природой, а вот Вавилон не мог похвалиться этим, так как был расположен посреди пустыни. Амитис сильно скучала за садами Мидии и Навуходоносор, чтобы она вновь почувствовала себя дома построил огромный комплекс садов и назвал их в ее честь.
Висячие сады Семирамиды – это неправильное название, Семирамида – это ассирийская царица, жившая к тому же, еще за два века до постройки этих садов. Интересно, что Александр Македонский очень сильно восхищался этим чудом архитектуры и именно там он провел свои последние дни.
К большому сожалению, это чудо архитектуры и ботаники не дожило до наших дней, так как было полностью разрушено. А разрушили их даже не люди, а постоянные наводнения крупной реки Евфрат.

3. Статуя Зевса в Олимпии.

Статуя Зевса в Олимпии – одно из семи чудес, размещенное в материковой части Европы, все остальные чудеса были построены за ее границами. Данное сооружение было построено примерно в пятом веке до нашей эры. Сооружением статуи занимался близкий друг Перикла – Фидий. Этого греческого скульптора считают одним из величайших представителей этой профессии в античном мире.
Статуя Зевса была расположена в одноименном храме, высота его достигала более десяти метров. Храм был построен полностью из мрамора, что делало его очень дорогой постройкой. В храм можно было войти только через огромные бронзовые ворота высотой десять метров.
Статую установили уже после того, как был построен храм. Тело великого громовержца Зевсе была выполнено из лучшей слоновой кости, ведь сам Фидий был очень требователен к материалу, и изготовлял свои скульптуры только из лучших материалов. Кроме слоновой кости в статуя была украшена большим количеством драгоценных камней и более чем 200-мя килограммами чистого золота.
Во втором веке до нашей эры удивительная статуя пострадала от сильного землетрясения, однако судьба ее решилась в четвертом веке нашей эры, когда в Римской империи было принято христианство, а языческие храмы разграблены, вместе с ними пострадала и сама статуя, скорее всего ее просто разграбили.

Читайте также:  Зачем тебе нужны путешествия

4. Храм Артемиды в Эфесе.

Храм Артемиды в Эфесе – одно из чудес света, которое находиться на побережье Малой Азии на месте древнего греческого города Эфеса. Он был построен в качестве веры в богиню Артемиду. Греки считали, что она отвечала за все, что живет и растет на земле. Храм был построен примерно в середине шестого века до нашей эры.
Этот храм был полностью построен из белого мрамора (данный материал считался и был очень дорогим). Внутри храма также стояла статуя богини Артемиды, как и статуя Зевса она была сделана из словной кости и была украшена золотом.
В середине четвертого века храм был потерпел урон от пожара, но уже во третьем веке до нашей эры, был восстановлен. Храм был действительно огромным, его высота достигала восемнадцати метров.
В третьем веке нашей эры храм был разграблен племенами готов. А после того как в Римской империи было принято христианство, храм был закрыт и постепенно разрушен из-за того, что все растаскали сначала облицовку, а затем и крышу. Колоны же погрязли в болоте (их было 127). На данный момент найти и реставрировать удалось только одну колону.

5. Мавзолей в Галикарнасе.

Галикарнасский мавзолей – одно из семи чудес, которое, увы, было разрушено. Данное сооружение было возведено в четвертом веке до нашей эры. Представлял он собой надгробный памятник царю Карии – Мавсолу. Его строительство заказала супруга Мавсола – Артемисия III. Располагался данный архитектурный памятник на территории современной Турции.
Постройкой храма занимались лучшие мастера и скульпторы из всей Греции. Храм имел квадратную форму, а украшали его приблизительно 330 небольших статуй.
Данный памятник простоял достаточно долго и простоял бы до сих пор, если бы не крупное землетрясение в тринадцатом веке. Все, что осталось от храма было разобрано на постройку храма Св. Петра в шестнадцатом веке.
Строительство продолжалось приблизительно шесть лет, а начато было еще до смерти царя Мавсола, даже сама царица Артемисия не дожила до того момент, как был построен храм. Высота храма достигала 45 метров.

6. Колосс Родосский.

Колос Родосский – одно из чудес света, представлявшее собой огромную статую бога солнца – Гелиоса, очень почитаемого древними греками. Построена данная статуя была на острове Родос, где был построен одноименный портовый город.
После осады города войсками Деметрия Македонского, народ Родоса в честь своей победы над ним, решили продать все осадные орудия и на эти деньги возвести статую своего бога солнца – Гелиоса. Народ Родоса заказал статую, превышавшую рост обычного человека в десять раз, а значит высота статуи должны была достигать восемнадцати метров. Но тогда жителям Родоса показалось, что статуя будет слишком малой и заказали сделать ее в два раза большей – то есть 36 метров.
Над статуей трудился скульптор Харес и возводил он ее двенадцать лет. Сама статуя была выполнена из глины, укреплял эту конструкцию металлический каркас, а сверху она была покрыта листами, вылитыми из бронзы. Поскольку жители Родоса потребовали в два раза большую статую, Харес залез в большие долги, чтобы докупить еще материал. После постройки статуи ее творец покончил жизнь самоубийство, так как не был в состоянии оплатить подобные долги.
Простояла статуя не долго – шестьдесят пять лет. В третьем веке этот шедевр был разрушен великим Родосским землетрясением.

7. Александрийский маяк.

Фаросский или Александрийский маяк – седьмое чудо света, построенное в третьем веке до нашей эры на острове Фарос, что недалеко от города Александрия. Маяк имел важное значение для моряков, так как помогал найти кораблям путь в бухту Александрии.
Строительство этого огромного строения высотой в 140 метров заняло всего лишь пять лет, хотя планировалось потратить целых двадцать лет. Свет из этого маяка был виден ночью с расстояния 51 км, некоторые сведенья говорят о том, что его можно было увидеть с 80 км. Маяк также мог использоваться как оборонительная крепость, да и к тому же достаточно мощная.
В двенадцатом веке нашей эры бухта Александрии перестала быть судоходной из-за скопления ила, и маяк приходил в упадок, бронзовые листы, покрывавшие строение, были переплавлены на монеты.
А спустя два века маяк был разрушен мощным землетрясением. Интересно, что в 2015 году правительство Египта одобрило проект по восстановлению маяка.
Вот такие они семь чудес света: величественные и вызывающие восхищение. Жаль только одно – то, что шесть из семи чудес мы не можем увидеть собственными глазами. Однако следует наедятся, что проекты по восстановлению этих чудес будут реализованы.

Источник

История одного чуда света

Первый список семи чудес света составили еще в Древней Греции. Число семь было священным числом Аполлона, в силу этого греческие авторы составляли списки семи самых-самых: строений, правителей, мудрецов. Это был, своего рода, обязательный минимум, который были обязаны знать все ученики в древнегреческих школах.

Самый первый подобный перечень был приведен «отцом Истории» Геродотом в своем главном труде, однако, он состоял только из трех выдающихся, с его точки зрения строений, находящихся на острове Самос – центре ионийской культуры. Это были:

  • Евпалиев (Эвпалинов) туннель
  • дамба в порту Пифагореи на Самосе
  • храм богини Геры (Герейон) на Самосе

Евпалиев (Эвпалинов) туннель – подземный акведук в виде сквозного водовода (туннеля), пробитого в горе. Был построен в 6 веке до н.э. выдающимся эллинским геометром и инженером Евпалием из Мегары по распоряжению тирана Поликрата. Первый известный в истории туннель, который создан способом встречной проходки на основании инженерных расчетов. Геометр Евпалий сделал столь точные расчеты, что расхождение встречных шахт по вертикали составило всего 4 см при длине туннеля 1035 метров! Туннель имел два уровня – нижний был водоводом, а верхний — подземным ходом для обслуживающего персона. Эти две горизонтальные шахты соединялись вертикальной штольней. По водоводу чистая вода из источника шла в город Пифагорею – столицу острова. Акведук был скрыт от возможных врагов толщей горы, что было крайне важно при осаде города. Самое удивительное чудо состоит также и в том, что это чудо света сохранилось до наших дней. Его нашли и раскопали в 1882 году, основываясь на том самом описании в списке чудес Геродота! В результате раскопок археологи установили, что водовод действовал около тысячи лет, а потом был заброшен. Сегодня туристы могут посетить знаменитый туннель с экскурсией.

Дамба в порту Пифагореи на Самосе, построенная в 6 веке до н.э. также по приказу тирана Поликрата, который после захвата власти на острове стать его благоустраивать. До наших дней не дошла.

Храм богини Геры (Герейон) на Самосе построен также, как и два первых чуда, в 6 веке до. н.э. На месте разрушенного землетрясением старого храма Геры. И опять по повелению тирана Поликрата! Так уж получается, что все первые архитектурные чудеса появились по воле тиранов, им свойственно создавать себе монструозные памятники… Герейон был в длину 109 метров и 55 в ширину, высота мраморных колонн, которых было 155, достигала 20 метров. В эллинистическую и римскую эпоху достраивался и ремонтировался. Позже пришел в упадок, разрушался от времени, набегов, землетрясений, разбирался на материалы… В наше время от храма сохранилась одна колонна, археологи раскопали остатки стен и помещений храма. Также при раскопках были найдены остатки подношений в храм со всех известных областей древнего мира, что позволяет говорить о мировом значении этого храма.

Таким образом, упомянутые Геродотом три чуда света, в полной мере соответствуют понятию чуда света в современном смысле – это реально существовавшие и даже существующие, грандиозные сооружения, гениальные творения инженерной мысли.

Известный нам список из семи чудес встречается у многих древнегреческих и эллинистических авторов, самыми известными из которых являются Антипар Сидонский и Филон Александрийский, который дает этот перечень в своем произведении «О семи чудесах». Этот список Филона и был принят всеми позднейшими авторами за основу классического перечня чудес света.

7 чудес света. Список и фото

  • Пирамиды в Гизе;
  • Висячие сады в Вавилоне;
  • Мавзолей в Галикарнасе;
  • Статуя Зевса-Громовержца в Олимпии;
  • Храм Артемиды в Эфесе;
  • Колосс Родосский;
  • Фаросский маяк в Александрии;

Египетские пирамиды

Первым чудом света называют пирамиду Хеопса или, часто все пирамиды в Гизе. Это одно единственное из семи чудес света, дошедшее до нашего времени.

Самая большая из пирамид – пирамида Хуфу (Хеопса), была, по мнению большинства ученых, построена около 4600 лет назад. Хотя, есть мнение ряда исследователей, что и пирамиды и Сфинкс в Гизе гораздо более древние, чем принято считать. Косвенно об этом говорят следы эрозии на спине и голове сфинкса. Сейчас, сами знаете, вокруг пустыня. А на каменной спине Сфинкса следы такие, которые могли оставить выветривание и тропические ливни, шедшие примерно на протяжении 20 тысяч лет.

Правильные геометрические размеры пирамиды, отсутствие бывшей ранее облицовки и историческая информация позволяют определить первоначальную высоту пирамиды Хеопса в 146 метров. Это почти как шесть девятиэтажных домов. Однако, прошедшие века укоротили пирамиду – теперь в ней 138 метров.

Масса большинства строительных блоков, из которых сложена пирамида, составляет около двух с половиной тонн, но отдельные «камушки» весят по 80 тонн.

При кладке пирамиды строители не использовали связующего раствора, тем не менее, блоки уложены очень плотно, без видимых просветов. Это породило множество «альтернативных» гипотез, например о том, что каменные блоки не перемещались из каменоломен, а отливались из жидкого раствора уже на своих местах в кладке. Есть еще теория о размягчении камней, искусством которого обладали египетские жрецы. Все может быть. На такой жаре возможно и размягчение мозгов…

Вход в пирамиду её создатели разместили на высоте пятнадцати метров над землей. Внутри находится несколько камер, из которых открыты три – подземная камера, а также камеры фараона и его супруги.

О предназначении великих пирамид, споры только множатся. То, что такие грандиозные сооружения являются простыми могильниками, кажется неправдоподобным. Есть самые разные альтернативные предположения. И что это обсерватории, так как углы пирамид ориентированы по сторонам света. И что это генераторы неизвестной энергии или пункты космической связи. И что это устройства для исцеления и регенерации – так как внутри меняется ход времени, а бритвы самозатачиваются. И так далее.

Есть также предположения, что сами пирамиды были построены гораздо раньше времен «Древнего Египта», например, мифическими атлантами, остатки которых стали египетскими жрецами. Пирамиды же, предназначавшиеся для неизвестных нам, пока, целей, были приспособлены через много тысяч лет после своего создания, для погребения фараонов.

Великие пирамиды были облицованы блоками из белого известняка так, что ровные грани казались единым целым. Масса облицовочных блоков превышала массу обычных строительных блоков и доходила до 16 тонн. Установка таких массивных блоков с такой точностью — это невероятно сложная задача и для современных инженеров. После сильнейшего землетрясения 14 века, облицовка осыпалась, несмотря на массивность блоков. Сегодня некоторые оставшиеся облицовочные блоки можно видеть у основания пирамиды Хеопса, остальные были использованы при строительстве мечети в Каире.

Ровные поверхности сверкали на солнце, приводя в восхищение всех, кто видел пирамиды в древности. Но известняк относительно мягкий и имеет матовую поверхность, даже полированный. Поэтому, возможно, поверхность пирамид была покрыта еще чем-то, поверх облицовочных плит. При этом, вершины пирамид были покрыты медными толстыми медными листами. Все это вместе – блестящие грани, медный наконечник на вершине, внутренние ходы и полости неизвестного назначения, водоём неподалеку, действительно очень напоминает какую-то конструкцию, то ли солнечную батарею, что ли непонятный генератор.

Находясь рядом с пирамидами, философски настроенные люди невольно замирают, глядя на гигантов, стоящих здесь многие тысячи лет. Так же светит солнце. Так же ветер несет песок мимо сандалий. Песок времени. Горланят что-то, по-своему, местные жители, живущие за счет всего этого «турпродукта», словно полученного в дар от древних богов… До них здесь жили многие народы. Властвовали римляне и греки, проходили походами ассирийцы и персы. И их предводители видели ту же картину что и мы. Те же каменные громады. Кто их построил? Александр Македонский был здесь во время своего похода в Египет. Это было 2300 лет назад. А пирамидам тогда, было уже тоже, как минимум, 2300 лет. Для Александра Македонского время создания пирамид было столь же древним, как для нас сегодня сам македонский царь.

Был здесь 220 лет назад и Наполеон Бонапарт – на сюжет «Наполеон у пирамид» написано множество картин.

Поистине пирамиды – чудо света. И по факту своего реального существования, и по тайнам, с ними связанным, пока нам еще не открытым.

Про прочие шесть чудес света можно рассказать существенно меньше, чем про пирамиды – от них остались «одни воспоминания» — упоминания в трудах древних авторов.

Висячие сады Вавилона

Это чудо света известно, прежде всего, как Висячие сады Вавилона, хотя мы привыкли к словосочетанию Висячие сады Семирамиды. Хотя, такое их название противоречит данным, дошедшим до нас в трудах античных авторов. Ведь строил их вавилонский царь Навуходоносор в конце 7 века до н.э. для своей супруги Амитис, а не для Семирамиды. Царица Ассирии Семирамида жила за двести лет до этого – примерно в 800 году до н.э. Есть предположения, что сады были у нее или и у нее тоже, но сведения об ассирийских садах Семирамиды еще более похожи на миф, чем рассказы о вавилонских садах Амитис.

Амитис была дочерью царя Мидии, который, объединившись с Вавилоном против Ассирии, скрепил союз, выдав дочь замуж за Навуходоносора.

Амитис, выросшая в Мидии, среди горных лесов, очень тосковала в плоской, пустынной и жаркой Вавилонии. И тогда любящий муж создал для нее чудо.

По данным разных античных источников висячие сады имели четыре яруса, прямоугольных в плане, при этом длина большей стороны нижнего яруса была, по разным источникам 42, 130, 250 и даже 1300 метров. Однако, крайности сомнительны… Каждый ярус представлял из себя платформу, поддерживаемую колоннами около 25 метров высотой – высота колонн в разных источниках одинакова. Такая высота позволяла солнцу освещать затененные растения нижних ярусов. Пирамида была ступенчатой, на верхние уровни вели широкие лестницы. Полы каждого яруса были гидроизолированы листами свинца и слоем асфальта. Сверху был насыпан слой земли, достаточный для роста крупных деревьев.

Висячие сады были снабжены сложной системой полива, в которой механизм подачи воды на верхний уровень приводили в движение рабы.

Разрушена эта замечательная конструкция была еще в древности, при сильном наводнении, когда вода подмыла опоры платформы нижнего яруса.

В различных современных источниках упоминается, что факт существования Висячих садов Амитис в Вавилоне не подтвержден и все знания о них восходят к Геродоту и могут быть легендой. Однако, слова из «Истории» Геродота уже не раз находили свое подтверждение в материальном мире.

Так было и с висячими садами. За год до начала 20 века археолог Кольдевей из Германии, производя раскопки на территории древнего Вавилона, нашел непохожее, на все прочие, сооружение. Оно было построено из камня, в отличие от остального «кирпичного» Вавилона. По исторически описаниям, основания висячих садов были сделаны именно из камня, так как кирпич не выдержал бы такой нагрузки. Также были найдены остатки разных сооружений и система водоснабжения, позволяющие археологу утверждать, что он нашел именно те самые «Висячие сады».

Так что, остатки и этого чуда света, частично, но сохранились. Правда не все историки это признают.

Статуя Зевса Олимпийского

Находилась в храме Зевса в Олимпии. Сам храм был построен в середине 5 века до н.э., статуя Зевса установлена в нем в 495 году до н.э.

Скульптором и архитектором этого чуда света был знаменитый афинянин Фидий, многие произведения которого или античные копии с них дошли до нашего времени.

Фигура бога высотой семнадцать метров была изготовлена из слоновой кости, одежда и атрибуты бога были сделаны из золота. Зевс сидел на золотом троне, который, в свою очередь стоял на квадратной платформе толщиной 1 метр со стороной 6 метров.

Древние авторы писали, что фигура бога производила на посетителей храма сильнейший эффект. Статуя была «как живая», но, при этом, размеры статуи и высота потолка храма были таковы, что казалось, что если громовержец разгневается и встанет, то он проломит крышу.

Храм Зевса и великая статуя простояли в Олимпии более восьмисот лет. Однако, после окончательно принятия христианства в качестве единственной государственной религии, храм был разрушен, а статуя Зевса по распоряжению императора была в начале 5 века перемещена в Константинополь в качестве произведения искусства. В столице Восточной Римской империи фигура находилась во дворце Феодосия II и погибла при пожаре 475 года. Сгоревшая статуи была деревянной, пластинки из слоновой кости обуглились и осыпались, золотые части статуи расплавились.

Посмотреть на точную копию этого чуда света, сделанную в Риме в 1 веке до н.э., можно в Петербургском Эрмитаже. Это самая большая подлинная античная статуя, дошедшая до нашего времени – ее высота составляет три метра.

Храм Артемиды Эфесской

Этот храм Артемиды находился в греческом городе Эфес в Малой Азии, сегодня это город Сельчук турецкой провинции Измир. Он был построен в 560 г. до н.э. на деньги одного из первых меценатов – легендарно богатого Крёза, царя Лидии. На развалинах Проектировал и начинал строить храм зодчий Херсифрон из критского города Кносс. Продолжал строительство его сын Метаген, а закончено возведение и отделка храма были уже в 5 веке до н.э. архитекторами Деметрием и Пеонием.

К созданию храма приложили руки многие мастера того времени. Фигура Артемиды, установленная в храме, была создана из слоновой кости и золота. Появился шедевр, действительно, воспринимавшийся современниками как чудо и вызывавший восхищение и благоговение.

Храм Артемиды был не просто религиозным центром, но будучи местом паломничества со всего античного мира, имел для Эфеса большое экономическое и политическое значение.

В 356 году до н.э. в день, когда по странному совпадению в далекой Македонии родился будущий Александр Великий, храм сгорел в результате пожара. Поджег его молодой человек из Эфеса по имени Герострат. На допросе он заявил, что поджег храм намеренно, с целью стать знаменитым и прославить в веках свое имя. Он был казнен и суд приговорил его имя к забвению, называя в документах не по имени, а «один безумец».

Однако, Герострату удалось добиться своего. Его имя пережило века и не только дошло до наших дней, но и стало нарицательным. Вот так устроены люди – мало у кого на слуху имена создателей храма, но все знают, что храм поджег Герострат.

День рождения Александра Македонского, совпавший с днем поджога, был упомянут не случайно. Выросший царь распорядился воссоздать знаменитый храм и направил на это огромные деньги.

Автором проекта восстановления был архитектор Александр Хейрократ, который сохранил прежние пропорции храма, но приподнял его над старой платформой.

Храм воссоздали лучше прежнего, украсив статуями знаменитого Праксителя и невероятными по правдоподобию и красоте картинами. На одной из них, заказанной горожанами в благодарность македонскому царю, был изображен Александр в виде бога с молнией в руке. Изображение казалось объемным, было впечатление, что молния сейчас молния вырвется из картины. Воздействие картины было таково, что горожане выплатили художнику Апеллесу 25 талантов золота. Возможно, это самый крупный гонорар художника за всю историю. Один аттический талант в то время был примерно эквивалентен сегодняшним 25 кг – то есть все вознаграждение на сегодняшние деньги можно оценить в полтора миллиарда рублей! Вот как древние греки ценили искусство.

Крыша храма опиралась на 127 колонн, каждая из которых, по преданию была подарена одним из царей. Длина храма составляла 105 метров, ширина – 51 метр, а высота колонн достигала 18 метров.

Погиб храм в 263 году нашей эры – его разграбили и разрушили готы – предки сегодняшних западных европейцев.

Следы храма были обнаружены археологами в 1869 году, а фундамент и все, что осталось от храма, было раскопано только в 20 веке. Под фундаментом, построенным во времена Александра Македонского, был обнаружен фундамент храма, сожженного Геростратом. А на его камнях две надписи, сделанные в честь царя Крёза… Так что, всё правда – всё, о чем писали античные авторы.

Галикарнасский мавзолей

Мавзолей в Галикарнасе, был, в основном, достроен в 352 году до н.э. — через два года после смерти царя Карии Мавсола. Воздвигнуть себе грандиозную усыпальницу Мавсол задумал еще задолго до своей смерти, и строительные работы начались при его жизни. Автором идеи усыпальницы были оба супруга, они захотели оставить свои имена в веках, подобно фараонам, и им это удалось.

Руководила работами жена и родная сестра Мавсола — царица Артемисия. В качестве архитекторов были приглашены греки Пифей и Сатир, а также несколько известнейших скульпторов, в том числе Скопас и Леохар.

Здание мавзолея было трехъярусным, а его общая высота составляла 47 метров. Внизу находился мощный цоколь высотой более 20 метров, который по периметру украшали статуи богов. Внутри цоколя были размещены урны с прахом супругов.

Второй ярус выглядел как классический древнегреческий храм, украшенный по периметру 36 колоннами. Третья, верхняя часть сооружения, представляла собой пирамиду, насчитывающую 24 ступени.

На верхней платформе пирамиды находилась мраморная квадрига (четверка лошадей) работы Пифея. В колеснице размещались фигуры царственных супругов. После смерти Мавсола Артемисия распорядилась поставить в квадригу и свою статую рядом с мужем. Тоска ее по супругу и брату была так велика, что она подсыпала себе в питье прах любимого из погребальной урны, чтобы поскорее умереть.

Умерла она через два года, когда мавзолей еще не был полностью достроен. И тогда нанятые ею архитекторы, скульпторы и инженеры приняли уникальное в истории решение – самостоятельно, за свой счет, довершили начатое строение, понимая, что слава его переживет века.

Мавзолею повезло несколько больше, чем другим чудесам света, он не разрушился от времени и войн. Когда Александр Великий в 334 году до н.э. взял штурмом и приказал разрушить Галикарнас, он велел не трогать погребальное сооружение.

Разрушился мавзолей в 14 веке в результате сильнейшего землетрясения, простояв 1700 лет.

При раскопках на месте усыпальницы в 19 веке были найдены довольно хорошо сохранившиеся статуи Мавсола и Артемисии, которые стояли в квадриге. Они сегодня находятся в Британском музее. От самой колесницы осталось только колесо…Имя Мавсола стало нарицательным – все сооружения такого рода называют мавзолеями.

Место, где стоял мавзолей, находится сегодня в турецком городе Бодруме. Существуют платы по воссозданию исторического сооружения.

Колосс Родосский

Гигантская статуя бога Гелиооса в гавани Родоса была создана в 280 году до н.э. и сразу же была причислена современниками к чудесам света. На фото место, где предположительно находился колосс.

История создания шедевра была такова.

В 305 году до н.э. город Родос был осажден Деметрием I Полиокретом, сыном военачальника и сподвижника Александра Македонского — Антигона Одноглазого.

Деметрий был опытным полководцем, прозванным Полиокретом – осаждающим города. Кроме обычных знаний полководца тех времен, Дететрий был весьма изобретательным и имел инженерные навыки, создавая поражавшие современников осадные орудия.

Для осады Родоса Деметрий привез и построил множество осадных машин и сооружений, таких, как осадные башни высотой 30 метров, обитые бронзовыми листами или таран длиной 60 метров, который передвигали и раскачивали 1000 солдат.

Однако, после, более чем годовой, осады, Деметрий, по неизвестным историкам причинам, снял осаду и, оставив всю осадную технику, погрузился на корабли и ушел вместе со всей своей армией.

Родосцы связали такое чудесное избавление с вмешательством богов и через несколько лет решили воздвигнуть в честь этого гигантскую статую бога Гелиоса. Средства на строительства были получены от продажи осадной техники. Также для статуи была использована бронза от осадных машин.

Для создания монумента был приглашен скульптор Херес. Сперва решили, что изваяние должно быть высотой 18 метров, но позже сочли, что высоту нужно увеличить до 36 метров, на что выделили дополнительные средства. Но средств не хватило, и ваятель продолжал создание колосса за свои средства, занимая в долг. На создание шедевра ушло 12 лет. Все были поражены, но сам Херес убил себя, преследуемый кредиторами.

Колосс имел каркас из железа, обмазанный глиной и был облицован бронзовыми листами.

Находился колосс Родосский, по одним сведениям, у самого входа в гавань, говорят, что между его ног проплывали корабли. Согласно другим, более правдоподобным, источникам, статуя находилась в городе, на едином постаменте. Гелиос был изображен в виде юноши, всматривающемся вдаль, подняв руку, чтобы прикрыть глаза от солнца. Его голову венчал лучезарный венец, подобный тому, что впоследствии был сделан для Статуи Свободы в Нью-Йорке.

Простояла статуя 60 лет, разрушившись в результате землетрясения около 225 года до н.э. – колосс обрушился в море, подломившись в коленях. Считается что появлением понятия «колосс на глиняных ногах», мы обязаны именно родосской статуе, ведь ее тело было глиняным, хоть и на железном каркасе.

После обрушения статуи были предложения ее восстановить, но родосцы отказались, послушавшись оракула и убоявшись гнева Гелиоса. Упавший колосс пролежал около девятисот лет, пока захватившие остров арабы не продали его на металл.

Существует несколько современных проектов воссоздания Колосса Родосского – от лазерной оптической инсталляции до еще более колоссальной статуи, высотой 100 метров, с культурным центром внутри.

И, наконец, седьмое чудо света – Александрийский маяк.

Александрийский маяк

Пожалуй, самое практичное чудо света. Маяк был построен на острове Фарос недалеко от Александрии и был призван указывать морякам путь в гавань. Строительство было начато по распоряжению египетского царя Птолемея II и завершилось за пять лет — в 283 году до н.э. Проектировщиком и строителем маяка был архитектор Сострат из греческого города Книдии.

С именами Птолемея и Сострата связана одна из легенд маяка. Царь велел увековечить свое имя на стене маяка. Сострат исполнил повеление. Через несколько десятков лет, когда и царь, и архитектор уже умерли, штукатурка с именем Птолемея осыпалась и открыла высеченное на камне имя Сострата.

Точных изображений маяка не сохранилось. По разным описаниям его высота составляла от 120 до 180 метров. Достоверно известно, что маяк состоял из трех ярусов. Первый, квадратный в плане, высотой около 60 метров. На нем размещалась вторая, восьмигранная башня, и на ней круглая башня. Верхняя часть маяка была украшена покрытой золотом статуей Посейдона. Ниже бога морей размещалась главная часть маяка – помещение, где ночью зажигали огонь. Для того, чтобы огонь был более ярким, на маяке была установлена система металлических зеркал. Вращаясь определенным образом, ночью они отражали огонь, а днем солнце, указывая кораблям безопасный путь в гавань Александрии. Видны били сигнальные огни маяка на расстоянии 60 километров.

Маяк исправно работал до времени заката Римской империи, потом гавань Александрии стала заноситься илом, судоходство сократилось, и надобность в маяке уменьшилась. Тем не менее, все последующие завоеватели, не разрушали маяк, стремясь поддерживать его в рабочем состоянии. Маяк был сильно поврежден землетрясениями 4 и 10 веков, а окончательно был разрушен землетрясением 14 века. После этого на его фундаменте барабами была построена крепость, существующая и поныне.

В 2015 году правительство Египта приняло решение о воссоздании Александрийского маяка на прежнем месте. Что ж, будем ждать возвращения седьмого чуда света.

Это был классический список 7 чудес света, все они были построены еще в античной древности. Шло время, были открыты или построены другие выдающиеся сооружения. В 2007 году некоммерческая организация «Новый открытий мир» провела общественное голосование по определению новых семи чудес света.

И, нужно сказать, что новые семь чудес света выбраны совершенно оправдано, это действительно выдающиеся творения человеческих рук.

Источник

Оцените статью