История отношения россии со странами снг

История отношения россии со странами снг

Внешняя политика России в 1990-е

1. Отношения России со странами «ближнего зарубежья»

2. Отношения России со странами Запада в 1992-1998
3. Война в Югославии и политика России
4. Война в Чечне и отношения России с Западом

Суверенная Россия стала правопреемницей СССР на международной арене. Важнейшими направлениями российской внешней политики являются:
— отношения со странами «ближнего зарубежья» — бывшими республиками СССР
— отношения со странами Европы, США и Японией.

1. Отношения России со странами «ближнего зарубежья»

После распада СССР в ДК 1991 страны, вышедшиё из его состава, создали Содружество Независимых Государств (СНГ). В настоящее время в состав СНГ вошли все бывшие республики Советского Союза, исключая прибалтийские. Позднее др.вступила в СНГ Грузия. 15 МЙ 1992 страны СНГ подписали Договор о коллективной безопасности, а 22 ЯН 1993 — Устав СНГ.

Однако развитие СНГ проходит с немалыми сложностями, поскольку новые государства руководствуются различными, зачастую противоположными интересами, а многие политики в бывших союзных республиках испытывают опасения по поводу имперских амбиций Москвы. Отношения м.бывшими советскими республиками осложнились необходимостью урегулирования споров м.вошедшими в него государствами, в т.ч. в военной области.

Все страны СНГ получили право на создание собственных вооружённых сил. Первоначально было сформировано Главное командование Объединенных вооружённых сил СНГ, Но затем начался раздел вооружённых сил, инициатором которого выступила Украина. Все страны СНГ создали национальные армии.

Контроль над ядерным оружием остался в руках России. Белоруссия и Украина заявили о своем желании избавиться от ядерного оружия, размещенного на их территории, и согласились на его вывоз в Россию для уничтожения. Однако весной 1992 Украина приостановила вывод ядерного оружия в Россию. Казахстан настаивал на своем праве распоряжаться находящимся на его территории ядерным оружием. Однако под нажимом России и США Украина и Казахстан отказались от притязаний на ядерное оружие, ратифицировали договор СНВ-1 и договор о нераспространении ядерного оружия. Окончательное утверждение безъядерного статуса этих государств затянулось до 1994.

В военно-космической области Россия тесно сотрудничает с Казахстаном, на территории которого расположен космодром Байконур, взятый Россией в аренду на 20 лет. Однако в России действуют и собственные космодромы (Плесецк и Свободный). Это ослабляет зависимость России от Казахстана в реализации космических программ (в связи с авариями российских ракет Казахстан несколько раз приостанавливал эксплуатацию Байконура).

Отношения м.Россией и Украиной осложняются вопросом о судьбе Черноморского флота (ЧФ). В АВ 1992 он был выведен из состава Объединенных вооружённых сил СНГ и передан в совместное управление России и Украины. В ИН 1995 президенты России и Украины, договорились о принципах раздела ЧФ и определили места базирования российских и украинских военно-морских сил. Окончательно урегулировать эту проблему удалось лишь в МЙ 1997 Россия сохранила 87% кораблей ЧФ и получила право на аренду военно-морской базы в Севастополе. 31 МЙ 1997 Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве. Т.н.м. и в настоящее время Украина пытается добиться от России новых уступок, связанных с российским военным присутствием в Крыму.

М.Россией и др.бывшими советскими республиками существуют и иные спорные вопросы. Большие возражения встречает в России предоставление преимуществ «титульным нациям» в странах Балтии: жесткие требования к владению государственными языками при предоставлении гражданства и приёме на работу, ускоренное вытеснение русского языка из сферы образования, иные формы дискриминации «неграждан». Россию возмущают активизация бывших фашистов и преследования ветеранов Советской Армии в Латвии. Страны Балтии недвусмысленно заявили о стремлении вступить в НАТО, но Россия решительно противодействует их приёму в Североатлантический блок.

Отношения м.Россией и Украиной осложняются спорами о статусе Севастополя. Многие российские политики, в частности Ю. М. Лужков, настаивают на том, что в момент передачи Крыма из состава РСФСР в состав Украины в 1954 Севастополь не находился в административном подчинении Крымской области и потому юридически остался российским городом. На Украине претензии российских политиков на Севастополь вызывают крайне болезненную реакцию. В свою очередь, Россия недовольна сотрудничеством Украины с НАТО, в частности, проведением совместных военно-морских маневров сил Украины и НАТО в Черном море. Антироссийские политические силы на Украине оказывают поддержку чеченским сепаратистам.

Внешняя политика современной России

В экономической области российско-украинские отношения также остаются непростыми, т.к. Украина в течение длительного времени нерегулярно платит за потребляемый ею российский газ. На российско-украинской границе установлены таможни, причём таможенные правила постепенно ужесточаются.

Достаточно тесно сотрудничает Россия с Арменией, считающей Москву важнейшим стратегическим союзником. Азербайджан, напротив, постепенно сближается с Турцией, хотя Россия не поддержала Армению в споре из-за Карабаха. Во многом отдаление Азербайджана от России вызвано спорами из-за добычи и транспортировки нефти шельфа Каспийского моря.

Россия выступает в роли посредника в грузино-абхазском конфликте. Однако Грузия обвиняет Россию в поддержке сепаратистов в Абхазии и постепенно сближается с НАТО и США. В 2000 российские войска окончательно покидают базы в Грузии.

Одним из наиболее важных партнёров России в рамках СНГ является Казахстан. Эта страна входит в таможенный союз, включающий также Россию, Киргизию и Белоруссию. Однако и в Казахстане наблюдается давление на русскоязычное население. Особенно сложное положение сложилось в северных областях страны, населённых преимущественно русскими и украинцами. Здесь существуют влиятельные политические движения, выступающие за отделение от Казахстана и присоединение к России. Они находят поддержку определённых политических сил и СМИ России. В Казахстане это воспринимается как посягательство на территориальную целостность страны.

Наиболее близким партнёром России в Средней Азии является Киргизия. Узбекистан постепенно переориентируется на боле тесные связи с Пакистаном, Ираном и Турцией, а также на интеграцию под своим лидерством среднеазиатских государств. Отдаление Узбекистана от России сдерживается растущей угрозой со стороны афганских талибов и потребностью в российской военной поддержке. В Таджикистане, раздираемом гражданской войной, влияние России весьма значительно. В 1997 при посредничестве России м.правительством Таджикистана и таджикской оппозицией было подписано Соглашение о прекращении боевых действий и создании комиссии по национальному примирению. Южные границы Таджикистана охраняют российские войска (201-я дивизия). Россия вынуждена брать на себя охрану южных границ бывшего СССР, т.к. в противном случае их станут беспрепятственно пересекать террористы и торговцы наркотиками и оружием. Обустройство же собственных тысячекилометровых границ России с Казахстаном и др.южными соседями слишком дорого.

В последнее время в рамках СНГ стало складываться тесное сотрудничество Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана, Грузии и Украины. В определённых случаях это невыгодно России, как, напр., в ситуации с поставками Украине туркменского газа.

Наиболее тесно развивается сотрудничество м.Россией и Белоруссией. В АП 1996 подписан Договор о создании Сообщества России и Белоруссии. В 1997 Сообщество стало Союза России и Белоруссии. 23 МЙ 1997 принят Устав Союза. Российско-белорусский союз постепенно тяготеет к превращению в конфедерацию. Ведется подготовка к переходу на единую валюту. Граждане России и Белоруссии имеют право свободно перемещаться, проживать и владеть имуществом на территории обеих стран. В повестке дня стоит вопрос о создании единого государства. Однако на этом пути есть и немало препятствий. Белорусская экономическая система принципиально отличается от российской, т.к. в Белоруссии не осуществлены важнейшие рыночные преобразования. Политическая система современной Белоруссии крайне авторитарна, что вызывает серьезные опасения у демократически настроенных российских политиков. Деятельность президента Белоруссии А. Г. Лукашенко встречает резкую критику в мире и внутри страны. Белорусская оппозиция считает его правление незаконным, т.к. Лукашенко продлил свои полномочия с нарушением Конституции. В 2000 в Белоруссии неоднократно проходили митинги, требующие остановить процесс интеграции с Россией, который, по мнению оппозиции, обернется поглощением Белоруссии. В свою очередь, многие российские политики высказывают мнение, что объединение возможно лишь путем вхождения Белоруссии в состав России.

Источник

Взаимоотношения России со странами СНГ

Социальные последствия форсированного перехода к рыночной экономике

В предыдущем изложении мы кратко рассмотрели основные экономические преобразования, имевшие место быть в экономике России в 90-е годы ХХ века. Одним из выводов нашей работы было положение о том, что указанные реформы непосредственным образом отразились на социальных аспектах развития российского государства и общества.

Первое последствие, о котором мы уже упоминали – это тотальное обнищание населения. Выражалось оно в том, что реальная покупательная способность, например, упала, по сравнению с Советским периодом в несколько раз.

Свернулись или ликвидировались множество государственно-финансируемых проектов которые реализовывались в Советском Союзе. Особенно это актуально для таких бюджетных отраслей экономики как образование, здравоохранение, социальная защита. Ситуация в этих отраслях во многом была катастрофична.

Еще одно последствие перехода к рыночной экономике – это коренная ломка сознания россиян. В новых экономических условиях на помощь со стороны государства рассчитывать не приходилось, и население России было вынуждено учиться выживать в прямом смысле этого слова.

Негативные последствия рыночных реформ прямым образом сказались и на демографической ситуации в России. начиная с 1991 года в России идет естественная убыль населения, которая не исчерпала себя и на современном этапе развития (несмотря на ряд положительных тенденций, наблюдаемых во второй половине 2000-х годов).

Еще один аспект, на котором стоит остановиться – это так называемая маргинализация общества и появление таких проблем, о которых в Советском Союзе или предпочитали не говорить, или они были относительно неактуальны. В первую очередь мы говорим о наркомании, росте преступности (в том числе и организованной), алкоголизме, появлению так называемых «бомжей» и т.д. и т.п.

Отличительной чертой социального развития России этого периода становится и тот факт, что существенное количество людей, которые относятся к интеллигенции – учителя, врачи оказались в экономическом плане или за чертой бедности, или очень близко от нее.

В целом, оценивая социальные последствия рыночных реформ, можно утверждать, что в этом плане они имели негативный характер. В России появились некоторые тенденции, которые до начала 90-х годов были для нее неактуальны.

Еще один значимый аспект для истории России рубежа веков – это ее взаимоотношения со странами СНГ.

Как известно, Советский Союз был федерацией 15 республик, однако роль и место РСФСР в этом государственно образовании была совершенно особой. Начнем с того, что столица СССР располагалась в столице РСФСР – городе Москва. Советский Союз, для многих иностранных государств ассоциировался именно с Россией.

Например, в западном общественном мнении было широко распространена точка зрения о том, что СССР – это своего рода продолжение Российской империи, причем республики в его составе представлялись довольно бесправными, формальными образованиями.

Такая точка зрения получила распространение также и в националистических кругах республик Советского Союза в конце 80-х годов. Это было вызвано с тем, что многие негативные моменты в истории Советского Союза – массовые репрессии 30-х годов, депортация целых народов 40-х и так далее в сознании жителей Советских республик, во многом ассоциировались именно с Россией.

Развал СССР, ставший совершившимся фактом в 1991 году, привел к образованию нового интеграционного образования, которое предусматривало взаимодействие суверенных государств. Мы имеем ввиду Союз Независимых государств (СНГ). В СНГ вошли большинство бывших республик СССР, за исключением трех прибалтийских республик – Латвии, Литвы и Эстонии, а также Грузии которая присоединилась к СНГ несколько позже.

Проанализируем аспекты взаимоотношений России со странами СНГ.

Итак, СНГ был создан 8 декабря 1991 года путем подписания главами РСФСР, БССР, УССР, «Соглашения о содружестве Независимых государств» (Беловежское соглашение). Этот же документ, фактически прекращал существование СССР.

В течении декабря 1991 года к документу присоединились еще 8 государств.

В целом, отношения России и государств бывшего СССР были весьма непростыми. В первые годы они «омрачались» разделом собственности и военного потенциала бывшего Советского Союза.

Не последнюю роль в формировании отношений России со своими партнерами по СНГ играли также многочисленные этно-конфессиональные конфликты в ряде республик. Россия, в большинстве случаев старалась поддерживать своих «соотечественников» и в ряде случаев вводила свои войска на территории новых независимых государств (наиболее показательные примеры – Абхазия, Приднестровье). Это, в ряде случаев рассматривалось главами независимых государств как продолжение некой «имперской» политики России, ее стремлением восстановить границы бывшего Советского Союза и так далее.

Однако не эти соображения, в целом, стали определяющими в новых взаимоотношениях. Инфраструктура Советского Союза, в целом, создавалась как некая общность, не разделенная внутриреспубликанскими границами. После развала СССР многие объекты инфраструктуры, значимые для экономического развития определенных регионов, оказались за границей. Такое положение требовало экономической интеграции бывших Советских республик, на взаимовыгодной основе. В качестве положительных примеров такой интеграции можно привести соглашение о создании Союзного государства России-Белоруссии, заключенное в 1996 году, а также соглашение о таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией заключенное несколько позже – в 2000-х годах. Отношения между этими государствами, в целом строятся на паритетной основе.

Непростыми, долгое время оставались отношения России с Украиной. Омрачались они спорами о территориальной принадлежности Крыма, о Черноморском флоте, о газовом вопросе. Однако в последние месяцы эти отношения также приобрели позитивную динамику.

Отдельно остановимся на взаимоотношениях России с закавказскими республиками. С Азербайджаном эти отношения, в целом, были ровные, с Арменией – союзнические, а с Грузией доходили до откровенно враждебных. События августа 2008 года, когда Грузия пыталась военным путем вернуть де-факто оказавшиеся вне ее юрисдикции территории Южной Осетии и Абхазии привели к военному конфликту на Северном Кавказе. После этих событий дипломатические отношения между Россией и Грузией оказались прерваны, и Грузия вышла из состава СНГ.

В целом, можно отметить, что отношения России с государствами-членами СНГ складывались непросто и оказались подвержены целому комплексу политических, культурологических и экономических факторов. В то же время отметим положительную динамику отношений России с ее крупнейшими соседями – Белоруссией, Украиной, Казахстаном.

Источник

Читайте также:  Природные условия стран центральной азии
Оцените статью