История политических учений западных стран

Содержание
  1. Программа курса
  2. Тема 1. Предмет и методы истории политических и правовых учений
  3. Раздел I. Эволюция зарубежных политических и правовых учений
  4. Тема 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока
  5. Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
  6. Тема 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме
  7. Тема 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века
  8. Тема 6. Политико-правовые идеи философов Арабского Востока и поэтов-мыслителей Востока
  9. Тема 7. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
  10. Тема 8. Политические и правовые учения в Голландии, Англии и Германии в XVII–XVIII вв.
  11. Тема 9. Политические и правовые учения французских просветителей и утопистов XVIII в.
  12. Тема 10. Консервативные политические и правовые учения во Франции и Германии конца XVIII – начала XIX вв.
  13. Тема 11. Политические и правовые учения классиков немецкой философии
  14. Тема 12. Либеральные и социальные политические и правовые учения в Западной Европе первой половины XIX в.
  15. Тема 13. Политические и правовые концепции социалистов-утопистов в Западной Европе в первой половине XIX в.
  16. Тема 14. Европейская политико-правовая мысль во второй половине XIX в.
  17. Тема 15. Национально-освободительная политическая мысль западных и южных славян в ХIХ в.
  18. Тема 16. Политико-правовая идеология марксизма и большевизма
  19. Тема 17. Политическая мысль в Соединенных Штатах Америки периода Войны за независимость
  20. Раздел II. Эволюция политической и правовой мысли в России
  21. Тема 18. Политическая и правовая мысль Древнерусского государства
  22. Тема 19. Политические и правовые идеи в Русском централизованном государстве в XV–XVII вв.
  23. Тема 20. Политические и правовые учения в России в XVIII в.
  24. Тема 21. Политические и правовые учения в России в первой половине XIX в.
  25. Тема 22. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – начале XX вв.
  26. Тема 23. Политико-правовые взгляды мыслителей Русского зарубежья
  27. Раздел III. Современная политическая и правовая мысль
  28. Тема 24. Современные политические правовые идеи
  29. История политических учений запада
Читайте также:  Мексика является второй по численности населения страной северной америки после сша

Программа курса

© 2009-2010 Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

Тема 1. Предмет и методы истории политических и правовых учений

Предмет истории политических и правовых учений. История политических и правовых учений – юридическая наука.

Методы истории политических и правовых учений.

Периодизация истории политических и правовых учений.

Раздел I. Эволюция зарубежных политических и правовых учений

Тема 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока

Памятники политической и правовой мысли Древнего Египта. «Поучение Птахотепа». «Поучение Гераклеопольского царя своему сыну». «Речения Ипувера». «Поучения Аменемопе».

Памятники политической и правовой мысли Древнего Вавилона. Законы Хаммурапи. «Беседа господина с рабом».

Политическая и правовая мысль Древней Индии. Законы Ману. Политические и правовые учения Древнего Китая. Учение Конфуция. Учение Мо-Цзы.

Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции

Политическая и правовая мысль периода борьбы демоса и аристократии. Гесиод и его поэма «Труды ночи». Политическая и правовая мысль Пифагора и Гераклита. Политические и правовые идеи Демокрита. Софисты: проблемы государства и права.

«Царское искусство». Политико-правовые взгляды Сократа.

Идеальное государство Платона. Идеальная организация общества. Формы правления.

Аристотель. Учение о государстве. Наука о политике. Человек есть существо политическое. Форма государства. Учение Полибия о государстве.

Тема 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме

Политические и правовые взгляды Цицерона.

Воззрение римских юристов. Две юридические школы: сабинианцы и прокулианцы.

Политико-правовая доктрина раннего христианства. Учитель церкви Иоанн Златоуст. Христианский богослов и политик Аврелий Августин.

Тема 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в Средние века

Теократические теории государства.

Средневековые ереси. Богумилы, катары и вальденсы. Восстания городского и сельского населения. Еретическое движение в Англии. Джон Уиклиф.

Политика и право в сочинениях Фомы Аквинского. Защита неравенства и феодальной иерархии. Формы правления. Четыре категории законов. Политико-правовые взгляды Марсилия Падуанского.

Тема 6. Политико-правовые идеи философов Арабского Востока и поэтов-мыслителей Востока

Политико-правовые идеи философов Арабского Востока. Аль-Фараби. Ибн Бадж. Ибн Хальдун.

Политико-правовые взгляды поэтов-мыслителей Востока. Шота Руставели. Низами Ганджеви. Алишер Навои. Мхитар Гоша и Фрик.

Тема 7. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации

Политические и правовые взгляды Николо Макиавелли. Республика – лучшая форма правления. «Нужно быть лисой, чтобы разглядеть змей».

Политические и правовые взгляды идеологов Реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин. Томас Мюнцер.

Течение монархомахов, или тираноборцев.

Учение Ж. Бодена о государстве. Суверенный характер государственной власти. Наследственная монархия как самая прочная форма государства.

Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы. «Золотая книга» Т. Мора. Утопический социализм Т. Кампанеллы.

Тема 8. Политические и правовые учения в Голландии, Англии и Германии в XVII–XVIII вв.

Естественно-правовые теории голландских мыслителей. Г. Гроций и
Б. Спиноза. Гуго Гроций: Государство… есть совершенный союз свободных людей…».

Бенедикт Спиноза: общее право и власть. Естественное и общее право. Форма государственного строя.

Политико-правовое учение Т. Гоббса. Естественное состояние и естественные законы. Государство как результат общественного договора.

Индепенденты. Левеллеры. Политические и правовые взгляды индепендентов.

Обоснование конституционной монархии Дж. Локком. Естественное право и конституционная монархия. Принцип разделения властей.

Немецкая школа естественного права XVII–XVIII вв. Учение о государстве и праве С. Пуфендорфа. «Основания естественного и общенародного права» Х. Томазия. Прусский абсолютизм и учение о государстве и праве Х. Вольфа. Политико-правовые взгляды немецких просветителей.

Тема 9. Политические и правовые учения французских просветителей и утопистов XVIII в.

Политические и правовые взгляды Вольтера и Ш. Монтескье. Вольтер: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». «Дух» законов Монтескье.

Политические и правовые концепции Ж.-Ж. Руссо. О происхождении государства. Демократическое государство.

Политические и правовые идеи П.-А. Гольбаха, К. А. Гельвеция и
Д. Дидро. П. А. Гольбах: священны свобода, собственность и безопасность.
К. А. Гельвеций: движущая сила общественного развития – человеческие страсти. Просвещенный абсолютизм Д. Дидро.

Политические и правовые идеи французских утопических коммунистов. Ж. Мелье. Э. Г. Морелли. Г. Мабли. «Заговор во имя равенства» Г. Бабефа.

Тема 10. Консервативные политические и правовые учения во Франции и Германии конца XVIII – начала XIX вв.

Реакционная доктрина Ж. М. де Местра.

Историческая школа права. Г. Гуго: закон – не единственный источник права. Ф. К. Савиньи: единственное разумное – живущее в народе право.
Г.Ф. Пухта: право имеет свою историю.

Расовая теория Ж. А. де Гобино.

Тема 11. Политические и правовые учения классиков немецкой философии

Политическое и правовое учение И. Канта. Учение о морали. Учение о государстве. Учение о праве.

Учение о государстве и праве И. Г. Фихте.

Г. В. Ф. Гегель и его учение о государстве и праве. Система философии Гегеля. Сущность права. Учение о морали. Концепция государства. Учение о международном праве.

Тема 12. Либеральные и социальные политические и правовые учения в Западной Европе первой половины XIX в.

Французский либерализм. Б. Констан. Концепция свободы. Два средства гарантии свободы. О «промышленной» свободе.

Английский либерализм. Принципы пользы И. Бентама. Учение о морали. Концепции государства и права.

Немецкий либерализм Л. Штейна.

«Порядок и прогресс». Политические взгляды О. Конта.

Тема 13. Политические и правовые концепции социалистов-утопистов в Западной Европе в первой половине XIX в.

Французский утопический социализм. А. Сен-Симон и Ш. Фурье. «Индустриальная система» Сен-Симона.

«Социальный кодекс» Ш. Фурье.

Английский утопический социализм Р. Оуэна.

Тема 14. Европейская политико-правовая мысль во второй половине XIX в.

Социологическая концепция государства и права Р. Иеринга.

Насильственные концепции происхождения государства. Л. Гумплович, К. Каутский.

Политико-правовые взгляды немецких ученых. Ф. Ницше. Г. Трейчке.
О. фон Гирке. Л. Вольтман.

Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер. Политические идеи
Г. Спенсера.

Тема 15. Национально-освободительная политическая мысль западных и южных славян в ХIХ в.

Развитие политической мысли в Польше.

Политическая мысль в Болгарии.

Политическая мысль в Сербии и Чехии.

Тема 16. Политико-правовая идеология марксизма и большевизма

Политико-правовое учение К. Маркса и Ф. Энгельса. «Критика философии государственного права Гегеля». Формирование марксистского учения о государстве и праве. «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса.

Идеи марксизма в России. Научные основы социализма Г. В. Плеханова.

Политико-правовая идеология большевизма. В. И. Ленин. И. В. Сталин.

Тема 17. Политическая мысль в Соединенных Штатах Америки периода Войны за независимость

Политические взгляды федералистов. А. Гамильтон.

Буржуазно-демократические и политические идеи Т. Джефферсона и
Т. Пэна. Идеи народного суверенитета Т. Джефферсона. «Век разума» Т. Пэна.

Раздел II. Эволюция политической и правовой мысли в России

Тема 18. Политическая и правовая мысль Древнерусского государства

Идеи единства русских земель. «Слово о Законе и Благодати». Древнерусские летописи. «Поучение» Владимира Мономаха.

Христианские политические идеи и идеологии. Ефросиния Полоцкая. Кирилл Туровский.

Политическая и правовая мысль в литературных памятниках XIII–ХV вв. «Слово о полку Игореве». «Моление Даниила Заточника». Памятники времен монгольского ига.

Тема 19. Политические и правовые идеи в Русском централизованном государстве в XV–XVII вв.

Концепции независимости Русского государства. Литературно-публицистические памятники. «Москва – Третий Рим».

Концепции сильной государственной власти. «Послание на Угру». Политическая борьба нестяжателей и иосифлян. И. С. Пересветов. Концепция «православного христианского самодержавия» Ивана Грозного. Политические и правовые воззрения А. Курбского.

Политико-правовая идеология церковного раскола.

Концепция просвещенного абсолютизма Симеона Полоцкого.

Политические и правовые идей второй половины XVII в. Ю. Крижанич и А. Л. Ордин-Нащокин. Ю. Крижанич: «совершенное самовлавство».
А. Л. Ордин-Нащокин.

Тема 20. Политические и правовые учения в России в XVIII в.

Политические реформы Петра I.

Политические и правовые взгляды «ученой дружины Петра». Феофан Прокопович: «просвещенный деспотизм». В. Н. Татищев – обоснование самодержавия.

Политическая и социально-экономическая программа преобразования России И. Т. Посошкова.

Политические и правовые концепции периода укрепления дворянской монархии. Политические идеи «Наказа» Екатерины II. Консервативная утопия М. М. Щербатова.

Просветительские политические и правовые концепции. Первый
русский профессор юридического факультета Московского университета
С. Е. Десницкий. Демократические идеи Я. П. Козельского. Политические и правовые идеи А. Н. Радищева.

Тема 21. Политические и правовые учения в России в первой половине XIX в.

Программа государственных преобразований М. М. Сперанского. Система представительных органов. Права граждан и права политические.

«В России государь есть живой закон». Политико-правовые идеи
Н. М. Карамзина.

Политические программы декабристов. «Русская Правда» П. И. Пестеля, Конституционный проект Н. М. Муравьева. Программа «общества соединенных славян».

Политические идеи 1830–1840-х годов. П. Я. Чаадаев. Западники и славянофилы.

Политические и правовые идеи и концепции революционных демократов ХIХ в. Теория русского социализма А. И. Герцена. «Всеобщее новое устройство России» Н. П. Огарева. В. Г. Белинский: «Не годится государству быть в руках капиталистов». Утопия Н. Г. Чернышевского.

Тема 22. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – начале XX вв.

«Охранительный либерализм» Б.Н. Чичерина. «Источник права не в законе, а в свободе».

Гражданское общество и государство. Конституционная монархия и охранительный либерализм.

Теории юридически защищенного интереса С. А. Муромцева и
Н. М. Коркунова. Концепция «организованной защиты» С. А. Муромцева. Концепция юридических норм и государственной власти Н. М. Коркунова.

Учение о государстве и праве Г. Ф. Шершеневича. Понятие права и нормы права. Государство – источник права.

П. И. Новгородцев: идея «естественного права с изменяющимся содержанием». Б. А. Кистяковский: «определенность, прочность и устойчивость права».

Социологическая концепция права М. М. Ковалевского.
С. А. Котляревский: «…право дает силу закону».

Философско-правовые концепции В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого. «Великое человеческое единство» В. С. Соловьев. Естественное право
Е. Н. Трубецкого.

Политико-правовые взгляды К. П. Победоносцева.

Проблемы государства и власти в доктрине русского анархизма.
М. А. Бакунин: «Свобода может быть создана только свободой». Анархокоммунизм П. А. Кропоткина.

Политические воззрения П. Л. Лаврова.

Тема 23. Политико-правовые взгляды мыслителей Русского зарубежья

Политические и правовые взгляды русских религиозных философов.
С.Н. Булгаков. Н. А. Бердяев. И. А. Ильин: «Жизнь без святости есть первое большое бедствие нашего времени».

Государственно-правовая доктрина евразийства Н. Н. Алексеева.

Общественно-политические взгляды П. А. Сорокина.

Политико-правовые воззрения П. Б. Струве.

Психологическая теория права Л. И. Петражицкого.

Раздел III. Современная политическая и правовая мысль

Тема 24. Современные политические правовые идеи

Нормативистская теория права Г. Кельзена.

Школа свободного права Е. Эрлиха.

Политико-правовые идеи солидаризма и институционализма. Л. Дюги,
М. Ориу, Ж. Ренар.

Социологическая юриспруденция и реалистическая школа права.

Источник

История политических учений запада

История политических учений является одной из важнейших, органических частей духовной культуры человечества . В ней содержится громадный опыт многих поколений мыслителей, занимающихся исследованием проблем политики, власти, государства.

Предметом истории политических учений является вопросы государства, власти, политики, права и прежде всего политико-философские аспекты ( теории, с помощью которых люди стремятся объяснить свое политическое поведение; ценности, формирующие отношения к нему; и механизмы ( такие, как закон ) , с помощью которых людей пытаются контролировать политическое поведение.

Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и в Риме, красной кистью проходя через античную философию.

1.Политические учения Древнего Востока

(Индия, Китай, Иран, Египет, Вавилон)

1)В мифологической форме впервые выражаются понятия Мирового порядка, правды и справедливости необходимого соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства

2)Коллективный труд требовал руководства централизованной Власти, в Египте и Вавилоне эта власть осуществлялась в самых жестких формах восточного деспотизма

3)В Египте — идея сокращения неограниченной власти верховного правителя – фараона. Утверждалось, что эта власть имеет божественное происхождение, неповиновение фараному должно строго караться.

4)Проповедь неограниченной власти правителя

5)Правитель ответственен перед богами, а не перед людьми

6)Вера в мудрость старых установлений и традиций

Мыслители Древнего Востока:

1.Конфуций – политический мыслитель Древнего Китая – защищал в своем учении интересы правящих классов

-проповедовал идею культа предков

-проповедовал сохранение управления государством на основе ритуалов и обрядов, т.е. написанных законов. Мудрый правитель, согласно Конфуцию, управляет с помощью «ли» («ЛИ» — традиция, обряд, ритуал, обычай, история, древность )

Управление государством, по Конфуцию, должно быть таким, чтобы . народ не смел обсуждать государственные дела.»

Оппоненты Конфуция – школа «легистов» или законников ( Фа-Цзя ) Характеристика:

-основную роль в управлении государством отводили не этике, а праву

-правитель должен поддерживать свою власть при помощи системы жестких наказаний, которые зафиксированы в законах

-все поданные равны перед правителем лишь в своем бесправии

Со временем, школы конфуцианцев и легистов слились в единую этико-философскую идеологию, которая господствовала в Китае на протяжении более 2 тысячелетий

Представитель легистов – Шан Ян – правитель области Шан

2.Политические учения Древней Греции и Древнего Рима

Политические учения в Древней Греции. Характеристика, особенности:

1)Социально-политический строй-система правительственных полисов

2)В зависимости от перевеса той или иной стороны государственной власти в полисах принимала форму либо аристократического правления(Спарта) , либо демократии ( Афин ) либо переходного правления тиранов

Расцвет политической мысли в этот период связан с именами Аристотель и Платон

Платон

Произведения: Государство, Политик, Законы

В диалоге «Государство» Платон рисует картину идеального общественного строя. По его мнению, общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить только совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда. Платон – сторонник сословности и жестокой социальной иерархии

Согласно Платону: «Естественным путем возникают лишь порочные формы государства» — тимократия

(Власть привилегированного меньшинства), олигархия, демократия и тирания

Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость , определяющейся строгой иерархией сословий: философы – правители, стражи- воины, ремесленники и крестьяне. Идея Платона о разделении труда , лежащая в основне возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям.

Аристотель

Утверждал, что человек – «политическое животное» и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству, развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству- полису. Он связывает функции и предназначение государства с высшей природной целью человеческих существ – общением

Произведения : «Политика», «Этика», «Афинская полития»

Различал правильные ( монархия, аристократия, полития ) и неправильные ( тирания, олигархия, демократия) государственных устройства.

Марк Туллий Цицерон

Произведения : «О государстве» , «О законах» , «Об обязанностях» , «О старости.»

Вслед за Аристотелем отстаивает идею

-о естественном божественно-природном происхождении общества и государства.

По его определению, государство –дело, достояние народа

По мнению Цицерона, задачи государства:

1)Сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности

2)Поддержание должного порядка

3)Управление присоединенными к государству территориями

4)Обеспечение функционирования нравственных и религиозных форум и ценностей

Политико- правовая мысль Древнего Востока, Древней Греции и Рима оказало огромное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии Западной Европы

3.Политические учения Средневековья

1)Высшей властью в обществе является власть духовная ( власть церкви )

2)Обоснование теологической теории происхождения политической власти.

Аврелий Августин

Произведения: «О граде божьем»

Поднимает вопросы о государстве, о соотношении двух властей – светской и церковной и пытается доказать главенствующую роль церковной власти и поставить государство под контроль христианской церкви.

Именно Августин первым выдвинул идею о господстве церкви над властью и обществом

Фома Аквинский

Философ, теолог, основоположник томизма.

Произведения : «О правлении государей», «Сумма против язычников»

Исходный тезис его мировоззрения- «философия служанка богословия»

По мнению Ф.Аквинского:

а)Только благодаря божественному проведению общественный организм имеет стойкость, дифференцированность .

б)Государство-результат божественного творения.

в)Первичный источник власти- все человеческое общество, народ.

г)Верховная власть принадлежит церкви

4.Политические учения эпохи Возрождения и эпохи Просвещения

1)Становление ранней буржуазной политической идеологии

2)Формирование новых методов различия государства

3)Концепция «утопического социализма» ( Томас Мор)

Николло Макиавелли

Произведения : «Государь» , «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» , «История Флоренции»

Рассматривает государство как политическое состояние общества: отношения властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.

Сделал вывод, что в политике цель оправдывает средства.

-выдвигает идею объективной исторической необходимости и закономерности.

-обосновывает политику как опытную науку, свободную от христианской морали.

-полагал, что становление форм государства зависит от многих факторов: экономических, военных, территориальных и др.

Томас Гоббс

Один из основоположников теории общественного договора

По его мнению, могут существовать три формы государства: монархия, демократия и аристократия, которые различаются пригодностью к осуществлению той цели, для которых они были установлены.

Джон Локк

Идеолог социального компромисса между дворянством и буржуазией. Локк восхвалял идею правового государства, т.к., по его мнению, именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободны личности.

5.Политические учения Нового Времени

1)Происходит зарождение и развитие теории естественного права

2)Происходит обоснование необходимости разделения властей

3)Формирование концепции прав и свобод человека и гражданина

Жан-Жак Руссо

Произведения: «Об общественном договоре, или принципы политического права.», «Рассуждения»

-тех, кто сопротивляется общей воле, все общество должно заставить подчиняться ей

-люди создают государство, но и сами являются продуктами государства.

Ж.Ж.Руссо выдвинул принцип народного суверенитета, как основоположником принципа республиканского строя

-источник власти-народ, который властвует в лице воли большинства.

В 17-19 веке политическая мысль развивалась высокими темпами. Ее главным достоянием было теоретическое обоснование и внедрение в практику государственной жизни естественного права человека на жизнь.

Иеремия Бентам

Социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма

-Критиковал теорию общественного договора Ж.Ж.Руссо

-Отстаивал идею свободной торговли и конкуренции

-Сторонник отделения церкви от государства, запрещения рабства

Произведения : «Теория наказаний и наград», «О судоустройстве», «О судебных доказательствах»

Шарль-Луи Монтескье

Правовед, писатель и философ

Произведения: «Персидские письма» , «О духе законов»

1)Свобода может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами»

2)Необходимо, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.

3)Принцип правления – основополагающая идея, которая приводит к движение ту или иную форму правления.

Для демократической республики такой идеей выступает честь и добродетель, для аристократической – умеренность, для монархии – честь, а для деспотии – страх .

Концепции утопического социализма

Мыслители – утописты отрицательно относились к феодализму и к капиталистическим нововведениям.

Томас Мор – «Утопия»

-Отсутствие частной собственности

-управительская система распределения материальных благ

Тонназо Кампанелла – «Город солнца»

Основные идеи: Томаса Мора и Тонназо Кампанелла

1.Необходимость уничтожения частной собственности

2.Резкая критика эксплуатации

3.Защита интересов угнетенных

Позднее идеи развивались в работах Джерарда Уинстеили , Жана Мелье и др.

Марксизм

Карл Маркс ; Фридрих Энгельс

-материалистическое понимание истории

-политика – надстройка экономического базиса общества

-активная роль политики

-учения о классовой борьбе

-политика – итог и форма борьбы между классами.

-политическая власть – диктатура господствующего класса

-учение о политической партии как выразителе классовых интересов

Теория общественно – экономических формаций

Основаны на определенном типе производства и типе экономических отношений

Теория К. Маркса и Ф. Энгельса повлияла на дальнейшее развитие политической мысли в XX веке

Источник

Оцените статью