История семи чудесах света

Семь чудес света Древнего мира: описание, достопримечательности

7 чудес света — кратко, как составлялся список

Первые попытки составить списки величайших достопримечательностей, сделанных руками человека, встречаются еще в письменных трудах древнегреческих авторов эпохи эллинизма. Самый первый список «чудес» составил Геродот в своем труде «История». В него входили три сооружения: храм Геры, дамба и горный тоннель, расположенные на острове Самос.

В Древней Греции священной цифрой считалась семерка. И поэтому другие античные мыслители стали дополнять список Геродота до семи объектов. Он на протяжении веков неоднократно изменялся и его классический вариант был сформирован Филоном Византийским более 2 тыс. лет назад. Он изложил его в своем труде «О семи чудесах света».

В 2001 году некоммерческая организация New Open World Corporation запустила проект, направленный на составление двух современных списков семи чудес света. В один из них включали архитектурные, а в другой — природные объекты.

По итогам голосования 7 июля 2007 г. в список современных чудес архитектуры вошли: Великая Китайская стена, римский Колизей, храмовый комплекс Петра, статуя Христа-Искупителя, центр майя Чичен-Итца, древний город инков Мачу-Пикчу, Тадж-Махал.

Список природных чудес был составлен в 2011 году. В него были включены: Национальный парк Столовая гора, Амазонские джунгли и река Амазонка, подземная река Пуэрто-Принцесса, бухта Халонг, Комодо, Игуасу, остров Чеджу.

Читайте также:  Экскурсия по личному кабинету

Классический список, описание, порядок появления

В классический список входят архитектурные достопримечательности, связанные с империей Александра Македонского (вторая половина IV века до н.э.). Одна из них находилась в Вавилоне (Месопотамия), четыре в Древней Греции, а две в Древнем Египте.

Пирамида Хеопса

Самая крупная из египетских пирамид, возраст которой оценивается примерно в 4 500 лет. Она расположена неподалеку от Каира на плато Гиза. На протяжении трехсот столетий являлась самым высоким строением на Земле.

Архитектором пирамиды считается племянник Хеопса и один из его визирей — Хемиун. Строительство продолжалось свыше двадцати лет и закончилось примерно в 2540 году до н.э.

В настоящее время существует три даты начала строительства пирамиды Хеопса, полученные с использованием разных методов:

  • астрономический – 2560 год до н.э.;
  • исторический – 2720-2708 года до н.э.;
  • радиоуглеродный – 2680-2850 года до н.э.

В египетских папирусах отсутствует какое-либо упоминание о пирамиде. Первые письменные описания пирамиды Хеопса встречаются в трудах Геродота, спустя почти два тысячелетия после ее постройки. Также некоторые упоминания о ней содержатся и в древних арабских легендах.

Пирамида Хеопса была возведена на естественном известковом склоне. Стены состоят из гранитных и известняковых блоков, вес самых больших достигает десятков тонн. Всего на строительстве было использовано свыше двух миллионов блоков. Карьер находился на расстоянии тысячи километров от места строительства. Ученые до сих пор не могут ответить, как древние египтяне передвигали массивные камни и поднимали их вверх.

В настоящее время высота пирамиды достигает 138 м (изначально — 147 м). Площадь ее основания составляет 53 000 кв. м.

Внутри пирамиды имеются расположенные одна под другой три усыпальницы. Вся постройка пронизана сложной системой шахт и туннелей, точный план которых до сих пор не составлен.

Существует мнение, что пирамида строилась как гробница для II фараона IV династии правителей Хеопса и его близких родственников. Но некоторые астрономы полагают, что постройка использовалась древними учеными как обсерватория.

Висячие сады Семирамиды

Это инженерное сооружение с каскадом садов находилось в Вавилоне.

Точное месторасположения сооружения неизвестно. Многие ученые сомневаются, что оно существовало в реальности. Ни в одном из древних вавилонских текстов не встречается упоминания о висячих садах. Описание появляются только у древнеримских и греческих авторов.

Диодор Сицилийский описывает сады Семирамиды как квадратное сооружение с длиной сторон около 120 метров. Толщина его стен достигала 6,5 метров. Глубина ярусов была достаточной, чтобы на них произрастали очень крупные деревья. Орошение зеленых насаждений осуществлялось при помощи винта Архимеда водами реки Евфрат.

Существует две легенды создания сооружения:

  1. Сады были сооружены по приказу вавилонского царя Навуходоносора, который принес их в дар своей жене — царевне Амитис.
  2. Создательницей висячих садов является царица Семирамида, которая правила Вавилоном за двести лет до Навуходоносора.

Археологические раскопки на территории древнего Вавилона не подтвердили существование висячих садов. Некоторые археологи считают, что искать их следует к западу от русла Евфрата.

Также существует версия, что под садами Семирамиды были описаны висячие сады в городе Ниневии. Они были построены по приказу ассирийского царя Синаххериба.

Статуя Зевса в Олимпии

Располагалась в городе Олимпия. Статуя была изготовлена из слоновой кости, дерева, золота. Установлена в V веке до н.э. в Мраморном храме Зевса.

Статую создал скульптор Фидий по приглашеию греков.

Сооружение было выполнено в хрисоэлефантинной технике. Ее высота вместе с пьедесталом по данным различных источников составляла от 12 до 17 метров. Зевс восседал на троне, а его ноги в золотых сандалиях опирались на скамейку, которую поддерживали львы. Часть его тела покрывала золотая накидка, а на голове красовался венок из веточек оливы. В правой руке он держал фигурку Ники, а в левой скипетр.

После принятия христианства римляне разорили греческие языческие храмы. В последний раз статуя Зевса упоминается в письменных источниках, которые относятся к 363 году н.э. Византийского историк Георгий Кедрин (XI век) в своих трудах описывает греческое предание, согласно которому статуя Громовержца в начале V века была перевезена из Олимпии в Константинополь. Она была установлена в храме Лавса и сгорела во время пожара в 475 году. Другие источники указывают иную дату пожара — 426 год.

Храм Артемиды в Эфесе

Артемисион, храм Дианы — четвертое чудо классического списка. Он находился на территории Малой Азии в городе Эфесе. Сейчас эта территория входит в состав турецкой провинции Измир.

Храм был воздвигнут во времена бронзового века и назывался теменос. По преданию его воздвигли племена Амазонок. Он был разрушен во время сильного наводнения, случившегося в VII веке до н.э.

Реконструкция храма началась примерно в 550 году до н.э. Работы были окончены около 380 года до н.э. Первоначально ими руководили архитектор Херсифрон и его сын Метаген, а последними зодчими были Деметрий и Пеоний.

В 356 году до н.э. житель Эфеса по имени Герострат, желая прославиться, поджег храм Артемиды. Через некоторое время он был полностью восстановлен на средства, выделенные Александром Македонским. Его высота составляла 18 метров, ширина — 69 метров, а длина — 137 метров. Крыша храма лежала на 127 колоннах.

Внутренний интерьер храма был украшен рельефами Скопаса, статуями скульптора Праксителя и многочисленными картинами. Самой известной картиной был портрет Александра Македонского, принадлежащий кисти Апеллеса. Полководец был изображен подобным богу громовержцу, держащим в руках молнию.

После того, как в Римской империи в IV веке н. э государственной религией было провозглашено христианство, храм Артемиды был закрыт, а в дальнейшем разрушен. К настоящему времени сохранились только его фрагменты.

Мавзолей в Галикарнасе

Гробница карийского царя Мавсола стала пятым чудом света. Она была сооружена в середине IV века до н.э. в Галикарнасе (в настоящее время турецкая провинция Бодрум) по приказу его жены царицы Артемисии II.

Архитекторами гробницы Мавсола были Пифей Приенский и Сатирос. Она имела высоту примерно 45 метров, а каждую ее сторону украшали скульптурные рельефы, созданные Тимотеем, Скопасом Паросским, Бриаксисом и Леохаром.

Здание мавзолея было настолько красиво, что Антипатром Сидонским было причислено к одному из чудес древнего мира. Череда землетрясений стало причиной многочисленных трещин в стенах. К концу XV века здание оказалось полностью разрушенным.

Колосс Родосский

Шестым чудом света античного мира является огромная статуя Гелиоса — древнегреческого бога Солнца. Она стояла на острове Родос в одноименном портовом городе.

Созданием скульптуры занимался Харес. По первоначальному плану она должна была иметь высоту около 18 метров. Но потом родоссцы захотели увеличить ее до 32-36 метров.

Создание скульптуры заняло 12 лет. Статуя представляла собой стоящего на мраморном постаменте стройного и высокого юношу, всматривающегося в морскую даль. Его голову украшал лучистый венец.

Основу статуи составлял каменно-железный каркас, который сверху был облеплен глиной, а затем покрыт листами из бронзы. Она простояло немногим больше полувека и была разрушена во время сильного землетрясения, случившегося по разным данным в 226 или 227 году до н.э.

Египетский царь Птолемей III предложил выделить из казны средства на восстановление скульптуры Колосса Родосского, но дельфийские оракулы высказались против этого. В результате ее обломки пролежали на земле свыше восьми веков. В 653 году, после захвата Родоса арабами, бронзовые листы были расплавлены и слитки проданы купцу из Эдессы.

Александрийский маяк

Александрийский (Фаросский) маяк находился в городе Александрия на острове Фарос. Из всех чудес света древнего мира только это сооружение имело практическое предназначение.

Маяк был возведен в 280-247 годах до н.э., во времена правления Птолемея II Филадельфа. Его высота по данным различных древних авторов достигала 120-150 метров. Стены маяка были возведены из каменных блоков белого цвета. Нижней ярус имел квадратную, средний — восьмиугольную, верхний — круглую форму.

Маяк облегчал заход судам в Александрийский порт, имевший важное стратегическое значение. Также он использовался и как наблюдательная башня.

Череда землетрясений, происходивших в период 796-1323 годов, разрушили башню маяка. В 1480 году оставшиеся фрагменты были использованы для строительства на этом месте цитадели Кайт-Бей. Некоторые конструкции маяка были обнаружены французскими археологами на дне Александрийской гавани в 1994 году.

Какие чудеса из списка сохранились до сегодняшних дней

Из всего классического списка сохраниться до наших дней смогло только одно чудо — пирамида Хеопса. Она открыта для посещений туристами, но проведение фото- и видеосъемки внутри запрещено. На этом историческом объекте активно ведутся научные исследования.

Источник

История семи чудесах света

Первый список семи чудес света составили еще в Древней Греции. Число семь было священным числом Аполлона, в силу этого греческие авторы составляли списки семи самых-самых: строений, правителей, мудрецов. Это был, своего рода, обязательный минимум, который были обязаны знать все ученики в древнегреческих школах.

Самый первый подобный перечень был приведен «отцом Истории» Геродотом в своем главном труде, однако, он состоял только из трех выдающихся, с его точки зрения строений, находящихся на острове Самос – центре ионийской культуры. Это были:

  • Евпалиев (Эвпалинов) туннель
  • дамба в порту Пифагореи на Самосе
  • храм богини Геры (Герейон) на Самосе

Евпалиев (Эвпалинов) туннель – подземный акведук в виде сквозного водовода (туннеля), пробитого в горе. Был построен в 6 веке до н.э. выдающимся эллинским геометром и инженером Евпалием из Мегары по распоряжению тирана Поликрата. Первый известный в истории туннель, который создан способом встречной проходки на основании инженерных расчетов. Геометр Евпалий сделал столь точные расчеты, что расхождение встречных шахт по вертикали составило всего 4 см при длине туннеля 1035 метров! Туннель имел два уровня – нижний был водоводом, а верхний — подземным ходом для обслуживающего персона. Эти две горизонтальные шахты соединялись вертикальной штольней. По водоводу чистая вода из источника шла в город Пифагорею – столицу острова. Акведук был скрыт от возможных врагов толщей горы, что было крайне важно при осаде города. Самое удивительное чудо состоит также и в том, что это чудо света сохранилось до наших дней. Его нашли и раскопали в 1882 году, основываясь на том самом описании в списке чудес Геродота! В результате раскопок археологи установили, что водовод действовал около тысячи лет, а потом был заброшен. Сегодня туристы могут посетить знаменитый туннель с экскурсией.

Дамба в порту Пифагореи на Самосе, построенная в 6 веке до н.э. также по приказу тирана Поликрата, который после захвата власти на острове стать его благоустраивать. До наших дней не дошла.

Храм богини Геры (Герейон) на Самосе построен также, как и два первых чуда, в 6 веке до. н.э. На месте разрушенного землетрясением старого храма Геры. И опять по повелению тирана Поликрата! Так уж получается, что все первые архитектурные чудеса появились по воле тиранов, им свойственно создавать себе монструозные памятники… Герейон был в длину 109 метров и 55 в ширину, высота мраморных колонн, которых было 155, достигала 20 метров. В эллинистическую и римскую эпоху достраивался и ремонтировался. Позже пришел в упадок, разрушался от времени, набегов, землетрясений, разбирался на материалы… В наше время от храма сохранилась одна колонна, археологи раскопали остатки стен и помещений храма. Также при раскопках были найдены остатки подношений в храм со всех известных областей древнего мира, что позволяет говорить о мировом значении этого храма.

Таким образом, упомянутые Геродотом три чуда света, в полной мере соответствуют понятию чуда света в современном смысле – это реально существовавшие и даже существующие, грандиозные сооружения, гениальные творения инженерной мысли.

Известный нам список из семи чудес встречается у многих древнегреческих и эллинистических авторов, самыми известными из которых являются Антипар Сидонский и Филон Александрийский, который дает этот перечень в своем произведении «О семи чудесах». Этот список Филона и был принят всеми позднейшими авторами за основу классического перечня чудес света.

7 чудес света. Список и фото

  • Пирамиды в Гизе;
  • Висячие сады в Вавилоне;
  • Мавзолей в Галикарнасе;
  • Статуя Зевса-Громовержца в Олимпии;
  • Храм Артемиды в Эфесе;
  • Колосс Родосский;
  • Фаросский маяк в Александрии;

Египетские пирамиды

Первым чудом света называют пирамиду Хеопса или, часто все пирамиды в Гизе. Это одно единственное из семи чудес света, дошедшее до нашего времени.

Самая большая из пирамид – пирамида Хуфу (Хеопса), была, по мнению большинства ученых, построена около 4600 лет назад. Хотя, есть мнение ряда исследователей, что и пирамиды и Сфинкс в Гизе гораздо более древние, чем принято считать. Косвенно об этом говорят следы эрозии на спине и голове сфинкса. Сейчас, сами знаете, вокруг пустыня. А на каменной спине Сфинкса следы такие, которые могли оставить выветривание и тропические ливни, шедшие примерно на протяжении 20 тысяч лет.

Правильные геометрические размеры пирамиды, отсутствие бывшей ранее облицовки и историческая информация позволяют определить первоначальную высоту пирамиды Хеопса в 146 метров. Это почти как шесть девятиэтажных домов. Однако, прошедшие века укоротили пирамиду – теперь в ней 138 метров.

Масса большинства строительных блоков, из которых сложена пирамида, составляет около двух с половиной тонн, но отдельные «камушки» весят по 80 тонн.

При кладке пирамиды строители не использовали связующего раствора, тем не менее, блоки уложены очень плотно, без видимых просветов. Это породило множество «альтернативных» гипотез, например о том, что каменные блоки не перемещались из каменоломен, а отливались из жидкого раствора уже на своих местах в кладке. Есть еще теория о размягчении камней, искусством которого обладали египетские жрецы. Все может быть. На такой жаре возможно и размягчение мозгов…

Вход в пирамиду её создатели разместили на высоте пятнадцати метров над землей. Внутри находится несколько камер, из которых открыты три – подземная камера, а также камеры фараона и его супруги.

О предназначении великих пирамид, споры только множатся. То, что такие грандиозные сооружения являются простыми могильниками, кажется неправдоподобным. Есть самые разные альтернативные предположения. И что это обсерватории, так как углы пирамид ориентированы по сторонам света. И что это генераторы неизвестной энергии или пункты космической связи. И что это устройства для исцеления и регенерации – так как внутри меняется ход времени, а бритвы самозатачиваются. И так далее.

Есть также предположения, что сами пирамиды были построены гораздо раньше времен «Древнего Египта», например, мифическими атлантами, остатки которых стали египетскими жрецами. Пирамиды же, предназначавшиеся для неизвестных нам, пока, целей, были приспособлены через много тысяч лет после своего создания, для погребения фараонов.

Великие пирамиды были облицованы блоками из белого известняка так, что ровные грани казались единым целым. Масса облицовочных блоков превышала массу обычных строительных блоков и доходила до 16 тонн. Установка таких массивных блоков с такой точностью — это невероятно сложная задача и для современных инженеров. После сильнейшего землетрясения 14 века, облицовка осыпалась, несмотря на массивность блоков. Сегодня некоторые оставшиеся облицовочные блоки можно видеть у основания пирамиды Хеопса, остальные были использованы при строительстве мечети в Каире.

Ровные поверхности сверкали на солнце, приводя в восхищение всех, кто видел пирамиды в древности. Но известняк относительно мягкий и имеет матовую поверхность, даже полированный. Поэтому, возможно, поверхность пирамид была покрыта еще чем-то, поверх облицовочных плит. При этом, вершины пирамид были покрыты медными толстыми медными листами. Все это вместе – блестящие грани, медный наконечник на вершине, внутренние ходы и полости неизвестного назначения, водоём неподалеку, действительно очень напоминает какую-то конструкцию, то ли солнечную батарею, что ли непонятный генератор.

Находясь рядом с пирамидами, философски настроенные люди невольно замирают, глядя на гигантов, стоящих здесь многие тысячи лет. Так же светит солнце. Так же ветер несет песок мимо сандалий. Песок времени. Горланят что-то, по-своему, местные жители, живущие за счет всего этого «турпродукта», словно полученного в дар от древних богов… До них здесь жили многие народы. Властвовали римляне и греки, проходили походами ассирийцы и персы. И их предводители видели ту же картину что и мы. Те же каменные громады. Кто их построил? Александр Македонский был здесь во время своего похода в Египет. Это было 2300 лет назад. А пирамидам тогда, было уже тоже, как минимум, 2300 лет. Для Александра Македонского время создания пирамид было столь же древним, как для нас сегодня сам македонский царь.

Был здесь 220 лет назад и Наполеон Бонапарт – на сюжет «Наполеон у пирамид» написано множество картин.

Поистине пирамиды – чудо света. И по факту своего реального существования, и по тайнам, с ними связанным, пока нам еще не открытым.

Про прочие шесть чудес света можно рассказать существенно меньше, чем про пирамиды – от них остались «одни воспоминания» — упоминания в трудах древних авторов.

Висячие сады Вавилона

Это чудо света известно, прежде всего, как Висячие сады Вавилона, хотя мы привыкли к словосочетанию Висячие сады Семирамиды. Хотя, такое их название противоречит данным, дошедшим до нас в трудах античных авторов. Ведь строил их вавилонский царь Навуходоносор в конце 7 века до н.э. для своей супруги Амитис, а не для Семирамиды. Царица Ассирии Семирамида жила за двести лет до этого – примерно в 800 году до н.э. Есть предположения, что сады были у нее или и у нее тоже, но сведения об ассирийских садах Семирамиды еще более похожи на миф, чем рассказы о вавилонских садах Амитис.

Амитис была дочерью царя Мидии, который, объединившись с Вавилоном против Ассирии, скрепил союз, выдав дочь замуж за Навуходоносора.

Амитис, выросшая в Мидии, среди горных лесов, очень тосковала в плоской, пустынной и жаркой Вавилонии. И тогда любящий муж создал для нее чудо.

По данным разных античных источников висячие сады имели четыре яруса, прямоугольных в плане, при этом длина большей стороны нижнего яруса была, по разным источникам 42, 130, 250 и даже 1300 метров. Однако, крайности сомнительны… Каждый ярус представлял из себя платформу, поддерживаемую колоннами около 25 метров высотой – высота колонн в разных источниках одинакова. Такая высота позволяла солнцу освещать затененные растения нижних ярусов. Пирамида была ступенчатой, на верхние уровни вели широкие лестницы. Полы каждого яруса были гидроизолированы листами свинца и слоем асфальта. Сверху был насыпан слой земли, достаточный для роста крупных деревьев.

Висячие сады были снабжены сложной системой полива, в которой механизм подачи воды на верхний уровень приводили в движение рабы.

Разрушена эта замечательная конструкция была еще в древности, при сильном наводнении, когда вода подмыла опоры платформы нижнего яруса.

В различных современных источниках упоминается, что факт существования Висячих садов Амитис в Вавилоне не подтвержден и все знания о них восходят к Геродоту и могут быть легендой. Однако, слова из «Истории» Геродота уже не раз находили свое подтверждение в материальном мире.

Так было и с висячими садами. За год до начала 20 века археолог Кольдевей из Германии, производя раскопки на территории древнего Вавилона, нашел непохожее, на все прочие, сооружение. Оно было построено из камня, в отличие от остального «кирпичного» Вавилона. По исторически описаниям, основания висячих садов были сделаны именно из камня, так как кирпич не выдержал бы такой нагрузки. Также были найдены остатки разных сооружений и система водоснабжения, позволяющие археологу утверждать, что он нашел именно те самые «Висячие сады».

Так что, остатки и этого чуда света, частично, но сохранились. Правда не все историки это признают.

Статуя Зевса Олимпийского

Находилась в храме Зевса в Олимпии. Сам храм был построен в середине 5 века до н.э., статуя Зевса установлена в нем в 495 году до н.э.

Скульптором и архитектором этого чуда света был знаменитый афинянин Фидий, многие произведения которого или античные копии с них дошли до нашего времени.

Фигура бога высотой семнадцать метров была изготовлена из слоновой кости, одежда и атрибуты бога были сделаны из золота. Зевс сидел на золотом троне, который, в свою очередь стоял на квадратной платформе толщиной 1 метр со стороной 6 метров.

Древние авторы писали, что фигура бога производила на посетителей храма сильнейший эффект. Статуя была «как живая», но, при этом, размеры статуи и высота потолка храма были таковы, что казалось, что если громовержец разгневается и встанет, то он проломит крышу.

Храм Зевса и великая статуя простояли в Олимпии более восьмисот лет. Однако, после окончательно принятия христианства в качестве единственной государственной религии, храм был разрушен, а статуя Зевса по распоряжению императора была в начале 5 века перемещена в Константинополь в качестве произведения искусства. В столице Восточной Римской империи фигура находилась во дворце Феодосия II и погибла при пожаре 475 года. Сгоревшая статуи была деревянной, пластинки из слоновой кости обуглились и осыпались, золотые части статуи расплавились.

Посмотреть на точную копию этого чуда света, сделанную в Риме в 1 веке до н.э., можно в Петербургском Эрмитаже. Это самая большая подлинная античная статуя, дошедшая до нашего времени – ее высота составляет три метра.

Храм Артемиды Эфесской

Этот храм Артемиды находился в греческом городе Эфес в Малой Азии, сегодня это город Сельчук турецкой провинции Измир. Он был построен в 560 г. до н.э. на деньги одного из первых меценатов – легендарно богатого Крёза, царя Лидии. На развалинах Проектировал и начинал строить храм зодчий Херсифрон из критского города Кносс. Продолжал строительство его сын Метаген, а закончено возведение и отделка храма были уже в 5 веке до н.э. архитекторами Деметрием и Пеонием.

К созданию храма приложили руки многие мастера того времени. Фигура Артемиды, установленная в храме, была создана из слоновой кости и золота. Появился шедевр, действительно, воспринимавшийся современниками как чудо и вызывавший восхищение и благоговение.

Храм Артемиды был не просто религиозным центром, но будучи местом паломничества со всего античного мира, имел для Эфеса большое экономическое и политическое значение.

В 356 году до н.э. в день, когда по странному совпадению в далекой Македонии родился будущий Александр Великий, храм сгорел в результате пожара. Поджег его молодой человек из Эфеса по имени Герострат. На допросе он заявил, что поджег храм намеренно, с целью стать знаменитым и прославить в веках свое имя. Он был казнен и суд приговорил его имя к забвению, называя в документах не по имени, а «один безумец».

Однако, Герострату удалось добиться своего. Его имя пережило века и не только дошло до наших дней, но и стало нарицательным. Вот так устроены люди – мало у кого на слуху имена создателей храма, но все знают, что храм поджег Герострат.

День рождения Александра Македонского, совпавший с днем поджога, был упомянут не случайно. Выросший царь распорядился воссоздать знаменитый храм и направил на это огромные деньги.

Автором проекта восстановления был архитектор Александр Хейрократ, который сохранил прежние пропорции храма, но приподнял его над старой платформой.

Храм воссоздали лучше прежнего, украсив статуями знаменитого Праксителя и невероятными по правдоподобию и красоте картинами. На одной из них, заказанной горожанами в благодарность македонскому царю, был изображен Александр в виде бога с молнией в руке. Изображение казалось объемным, было впечатление, что молния сейчас молния вырвется из картины. Воздействие картины было таково, что горожане выплатили художнику Апеллесу 25 талантов золота. Возможно, это самый крупный гонорар художника за всю историю. Один аттический талант в то время был примерно эквивалентен сегодняшним 25 кг – то есть все вознаграждение на сегодняшние деньги можно оценить в полтора миллиарда рублей! Вот как древние греки ценили искусство.

Крыша храма опиралась на 127 колонн, каждая из которых, по преданию была подарена одним из царей. Длина храма составляла 105 метров, ширина – 51 метр, а высота колонн достигала 18 метров.

Погиб храм в 263 году нашей эры – его разграбили и разрушили готы – предки сегодняшних западных европейцев.

Следы храма были обнаружены археологами в 1869 году, а фундамент и все, что осталось от храма, было раскопано только в 20 веке. Под фундаментом, построенным во времена Александра Македонского, был обнаружен фундамент храма, сожженного Геростратом. А на его камнях две надписи, сделанные в честь царя Крёза… Так что, всё правда – всё, о чем писали античные авторы.

Галикарнасский мавзолей

Мавзолей в Галикарнасе, был, в основном, достроен в 352 году до н.э. — через два года после смерти царя Карии Мавсола. Воздвигнуть себе грандиозную усыпальницу Мавсол задумал еще задолго до своей смерти, и строительные работы начались при его жизни. Автором идеи усыпальницы были оба супруга, они захотели оставить свои имена в веках, подобно фараонам, и им это удалось.

Руководила работами жена и родная сестра Мавсола — царица Артемисия. В качестве архитекторов были приглашены греки Пифей и Сатир, а также несколько известнейших скульпторов, в том числе Скопас и Леохар.

Здание мавзолея было трехъярусным, а его общая высота составляла 47 метров. Внизу находился мощный цоколь высотой более 20 метров, который по периметру украшали статуи богов. Внутри цоколя были размещены урны с прахом супругов.

Второй ярус выглядел как классический древнегреческий храм, украшенный по периметру 36 колоннами. Третья, верхняя часть сооружения, представляла собой пирамиду, насчитывающую 24 ступени.

На верхней платформе пирамиды находилась мраморная квадрига (четверка лошадей) работы Пифея. В колеснице размещались фигуры царственных супругов. После смерти Мавсола Артемисия распорядилась поставить в квадригу и свою статую рядом с мужем. Тоска ее по супругу и брату была так велика, что она подсыпала себе в питье прах любимого из погребальной урны, чтобы поскорее умереть.

Умерла она через два года, когда мавзолей еще не был полностью достроен. И тогда нанятые ею архитекторы, скульпторы и инженеры приняли уникальное в истории решение – самостоятельно, за свой счет, довершили начатое строение, понимая, что слава его переживет века.

Мавзолею повезло несколько больше, чем другим чудесам света, он не разрушился от времени и войн. Когда Александр Великий в 334 году до н.э. взял штурмом и приказал разрушить Галикарнас, он велел не трогать погребальное сооружение.

Разрушился мавзолей в 14 веке в результате сильнейшего землетрясения, простояв 1700 лет.

При раскопках на месте усыпальницы в 19 веке были найдены довольно хорошо сохранившиеся статуи Мавсола и Артемисии, которые стояли в квадриге. Они сегодня находятся в Британском музее. От самой колесницы осталось только колесо…Имя Мавсола стало нарицательным – все сооружения такого рода называют мавзолеями.

Место, где стоял мавзолей, находится сегодня в турецком городе Бодруме. Существуют платы по воссозданию исторического сооружения.

Колосс Родосский

Гигантская статуя бога Гелиооса в гавани Родоса была создана в 280 году до н.э. и сразу же была причислена современниками к чудесам света. На фото место, где предположительно находился колосс.

История создания шедевра была такова.

В 305 году до н.э. город Родос был осажден Деметрием I Полиокретом, сыном военачальника и сподвижника Александра Македонского — Антигона Одноглазого.

Деметрий был опытным полководцем, прозванным Полиокретом – осаждающим города. Кроме обычных знаний полководца тех времен, Дететрий был весьма изобретательным и имел инженерные навыки, создавая поражавшие современников осадные орудия.

Для осады Родоса Деметрий привез и построил множество осадных машин и сооружений, таких, как осадные башни высотой 30 метров, обитые бронзовыми листами или таран длиной 60 метров, который передвигали и раскачивали 1000 солдат.

Однако, после, более чем годовой, осады, Деметрий, по неизвестным историкам причинам, снял осаду и, оставив всю осадную технику, погрузился на корабли и ушел вместе со всей своей армией.

Родосцы связали такое чудесное избавление с вмешательством богов и через несколько лет решили воздвигнуть в честь этого гигантскую статую бога Гелиоса. Средства на строительства были получены от продажи осадной техники. Также для статуи была использована бронза от осадных машин.

Для создания монумента был приглашен скульптор Херес. Сперва решили, что изваяние должно быть высотой 18 метров, но позже сочли, что высоту нужно увеличить до 36 метров, на что выделили дополнительные средства. Но средств не хватило, и ваятель продолжал создание колосса за свои средства, занимая в долг. На создание шедевра ушло 12 лет. Все были поражены, но сам Херес убил себя, преследуемый кредиторами.

Колосс имел каркас из железа, обмазанный глиной и был облицован бронзовыми листами.

Находился колосс Родосский, по одним сведениям, у самого входа в гавань, говорят, что между его ног проплывали корабли. Согласно другим, более правдоподобным, источникам, статуя находилась в городе, на едином постаменте. Гелиос был изображен в виде юноши, всматривающемся вдаль, подняв руку, чтобы прикрыть глаза от солнца. Его голову венчал лучезарный венец, подобный тому, что впоследствии был сделан для Статуи Свободы в Нью-Йорке.

Простояла статуя 60 лет, разрушившись в результате землетрясения около 225 года до н.э. – колосс обрушился в море, подломившись в коленях. Считается что появлением понятия «колосс на глиняных ногах», мы обязаны именно родосской статуе, ведь ее тело было глиняным, хоть и на железном каркасе.

После обрушения статуи были предложения ее восстановить, но родосцы отказались, послушавшись оракула и убоявшись гнева Гелиоса. Упавший колосс пролежал около девятисот лет, пока захватившие остров арабы не продали его на металл.

Существует несколько современных проектов воссоздания Колосса Родосского – от лазерной оптической инсталляции до еще более колоссальной статуи, высотой 100 метров, с культурным центром внутри.

И, наконец, седьмое чудо света – Александрийский маяк.

Александрийский маяк

Пожалуй, самое практичное чудо света. Маяк был построен на острове Фарос недалеко от Александрии и был призван указывать морякам путь в гавань. Строительство было начато по распоряжению египетского царя Птолемея II и завершилось за пять лет — в 283 году до н.э. Проектировщиком и строителем маяка был архитектор Сострат из греческого города Книдии.

С именами Птолемея и Сострата связана одна из легенд маяка. Царь велел увековечить свое имя на стене маяка. Сострат исполнил повеление. Через несколько десятков лет, когда и царь, и архитектор уже умерли, штукатурка с именем Птолемея осыпалась и открыла высеченное на камне имя Сострата.

Точных изображений маяка не сохранилось. По разным описаниям его высота составляла от 120 до 180 метров. Достоверно известно, что маяк состоял из трех ярусов. Первый, квадратный в плане, высотой около 60 метров. На нем размещалась вторая, восьмигранная башня, и на ней круглая башня. Верхняя часть маяка была украшена покрытой золотом статуей Посейдона. Ниже бога морей размещалась главная часть маяка – помещение, где ночью зажигали огонь. Для того, чтобы огонь был более ярким, на маяке была установлена система металлических зеркал. Вращаясь определенным образом, ночью они отражали огонь, а днем солнце, указывая кораблям безопасный путь в гавань Александрии. Видны били сигнальные огни маяка на расстоянии 60 километров.

Маяк исправно работал до времени заката Римской империи, потом гавань Александрии стала заноситься илом, судоходство сократилось, и надобность в маяке уменьшилась. Тем не менее, все последующие завоеватели, не разрушали маяк, стремясь поддерживать его в рабочем состоянии. Маяк был сильно поврежден землетрясениями 4 и 10 веков, а окончательно был разрушен землетрясением 14 века. После этого на его фундаменте барабами была построена крепость, существующая и поныне.

В 2015 году правительство Египта приняло решение о воссоздании Александрийского маяка на прежнем месте. Что ж, будем ждать возвращения седьмого чуда света.

Это был классический список 7 чудес света, все они были построены еще в античной древности. Шло время, были открыты или построены другие выдающиеся сооружения. В 2007 году некоммерческая организация «Новый открытий мир» провела общественное голосование по определению новых семи чудес света.

И, нужно сказать, что новые семь чудес света выбраны совершенно оправдано, это действительно выдающиеся творения человеческих рук.

Источник

Оцените статью