Вопрос 10. Основные этапы развития социальной работы за рубежом
На рубеже XIX и XX вв. во многих европейских государствах (Великобритании, Германии, Нидерландах, Швеции и Франции), а также США возникла ср как вид проф деятельности, кот развивалась наряду с благотворительными организациями.
период интенсивного развития капитализма
1. Переход от общинной формы соц жизни к более индивидуализированной;
2. Переход от авторитарного, харизматического лидерства к высокопрофессиональному менеджменту;
3. Переход от обычного права как регулятора общинных отношений к юридическому. легитимизация сословных льгот и привилегий сменяется утверждением равенства всех граждан перед законом;
Долг милосердия — фундаментальный принцип всех иудеохристианских религий. Его истоки можно обнаружить в Ветхом Завете.
Одним из первых деятелей в области ср для бедных был священник-униат Джозеф Таккерман. Его попытки улучшить условия жизни бедняков Бостона в начале XIX в. путем организации Общества милосердия более чем на полвека определили направление американской социальной работы. Ее будущее развитие в форме движения Общества благотворительных организаций было инициировано священнослужителем — Стивеном Хамфрисом Гертином. Это движение способствовало появлению Общественного совета соц защиты и агентства по проблемам семьи.
Одно из направлений в истории ср в СШÀ было связано со сферой оказания мат помощи. «Дружелюбные посетители» из организации благотворительности могут считаться первыми соц работниками.
Àссоциации по улучшению условий жизни неимущих были созданы в 40-х в целях оказания мат помощи бедным людям. внимание на выяснении условий, приводивших к нищете.
Эти организации- предшественники совр системы изучения жизни неблагополучных семей и оказания им помощи. Они считали, что посещения заменяют дома призрения, во время посещений ведется изучение, регистрация, сотрудничество и координационная работа в целях определения того, что должна представлять собой необходимая поддержка.
Выдача пособий неимущим, живущим самостоятельно, а не в домах призрения, считалась пустой тратой средств, наносящей ущерб их нравственности.
В основе движения по созданию благотворительных организаций лежало убеждение, что оно даст средства, которые помогут спасти города от пороков нищенства и справиться с антагонизмами, вытекающими из соц различий. упор на религиозные ценности, любовь к ближнему. Главная цель- спасти «несчастных от греха нищеты». Благотворительные организации создавали службы по обеспечению работой, оказывали юр помощь и предоставляли услуги адвокатов. К концу столетия на смену «дружественным визитерам» в большинстве случаев пришли посещения оплачиваемых служащих.
Советы благотворительности и преображения штатов. В 1874 г. Национальная конференция благотворительности и преображения собрала вместе предшественников будущей профессиональной ср и заложила теоретические основы соц обеспечения. Конференция была созвана по инициативе советов благотворительности и преображения нескольких штатов. Советы обычно поддерживали местные богадельни и тюрьмы, были вынуждены заниматься отношениями с властями штатов, а также фин вопросами. решали какие соц учреждения и программы должны поддержать законодатели.
становление профессиональной системы ср:
В историческом плане к наиболее известным школам в теории ср относятся диагностическая и функциональная. Диагностическая школа связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка ср. назрела необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоц проблем ветеранов Первой мировой войны.
Мэри Ричмонд- сущность метода индивидуальной ср.
бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент в роли своеобразного больного, и задача ср- «соц врачевание» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, подготовка подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы, т. е. в основу социальной работы была положена медицинская модель.
Дальнейшее осмысление- В. Робертсон и Г. Хамильтон. Представители диагностической школы ср утверждали, что для определения лечения необходимо собрать как можно больше объективных данных о клиенте и о его ситуации.
В. Робертсон предлагает в центр внимания поставить не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта, и процесс помощи строить на основе данных доминант. Осн акцент на сбор информации о прошлом опыте клиента, его детстве, оценке личности, в то время как оценка ситуации становится вторичной.
Г. Хамильтон. Диагноз как основа метода им переосмысляется; он начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и проблемы.
Отношения между клиентом и социальным работником превращаются почти в авторитарные, а задачей последнего становится «лечение» клиента.
Другой подход.Функциональная школа (О. Ранк).желание перемен у клиента, его способности к восприятию помощи. осн внимание уделяли началу процесса изменений. оригинальная методика по организации аппарата помощи — предоставление и прием помощи.
основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. другие взаимоотношения между субъектами, они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное в создании и развитии техник и методов помощи клиенту. Из теории Джона Дьюи было заимствовано понятие «самоопределение» — право клиента решать за себя. происходит переход к современному пониманию сущности ср и отказ от авторитарных и формальных отношений.
Гуманистические подходы Маслоу и Хорни определили дальнейшее развитие функциональной школы социальной работы. Данная школа берет на вооружение теоретические конструкты о личности как системе, кот постоянно стремится к своему саморазвитию, позитивному росту.
История развития институтов по подготовке кадров в США:
I этап — «ученический», этап допрофессионального образования (1877-1898 гг.), связан с образовательной деятельностью, осуществляемой благотворительными организациями и соц агентствами. Начало 1877 г., когда было создано первое в США «Общество организованной благотворительности», с деятельностью которого и связано начало становления системы профессиональной подготовки социальных работников в США;
II этап — «школьный»,этап профессионализации образования в области ср (1898-1913 гг.), связан с образовательной деятельностью школ социальной работы. начало в 1898 г. в США появилась первая такая школа, что ознаменовало собой окончание этапа допрофессионального образования и начало нового — «школьного»;
III этап — «кейс»-этап, этап университетского образования в области ср (1913-1929 гг.), связан с интеграцией школ ср в структуру американских университетов. начало1913 г.,;
IV этап — «милфордский»,этап стандартизации образования в области ср (1929 — начало 1930-х гг.), связан с деятельностью так называемой Милфордской ассоциации организаций по ср.
Источник
Тема 5. Зарубежный исторический опыт социальной работы
1) Культурно-исторические предпосылки зарождения и развития практики общественной помощи за рубежом.
2) Типология и общая характеристика исторических моделей социальной работы за рубежом.
3) Особенности развития социальной работы в странах Европы.
4) Развитие социальной работы в США.
5) Социальная работа в странах Азии.
История социальной работы за рубежом имеет глубокие корни в развитии человеческой цивилизации. Ее начальный период относится к глубокой древности, к XXV-XXII вв. до н. э., когда в Древнем Египте в храмах осуществлялась ритуальная помощь: бесплатная раздача хлеба голодающим. В 1750 г. до н, э. законы вавилонского царя Хаммурапи говорили об организации социальной взаимопомощи среди населения.
В античном мире получает свое развитие идея филантропии. Так, если в XIV-VII вв. до н. э. в Древней Греции эта идея проявила себя в соответствующих гражданских традициях, то в VI-I вв. до н. э. в Древнем Риме филантропия нашла свое выражение в распределении среди обедневших граждан хлеба, одежды, денег, в устройстве развлечений для плебса, что было отражено в знаменитом лозунге «Хлеба и зрелищ!».
В первые десять веков нашей эры с рождением и распространением христианской веры принимаются гражданские и религиозные нормативно-правовые акты по социальным вопросам. Так, в 438 г. был принят кодекс императора Феодосия, запретивший нищенство в Византии. Для христианского мира большое значение имел Сардукийский поместный собор 347 г. (на границе Западной и Восточной Римских империй), на котором было принято двадцать церковных правил об оказании помощи нищим, сиротам, вдовам и странникам. В то же время доминирующее место занимает открытая система призрения, находившая свое выражение в раздаче милостыни, кормлении неимущих и т.п.
Время X-XIII вв. в странах Западной Европы католическая церковь активно содействует образованию каноникатое (духовных учреждений) и социальной профессионализации деятельности монашеских орденов. Так, например, в центре деятельности ордена тринитариев оказывается помощь пленным и их освобождение, орден антонитов устраивает особые госпитали для больных горячечной болезнью («огонь святого Антония»), монашеский орден селькульк-ринков заботится о незаконнорожденных и больных детях.
В странах Западной Европы в XIII-XV вв. активно шел процесс создания религиозных братств, оказывавших помощь больным и неимущим (в 1291 г. только в ведении монашеского ордена госпитальеров находилось около сотни больниц), то на Руси в этот период только-только отмечается появление первых закрытых благотворительных заведений (богаделен, приютов).
В XVI-XVII вв. на Западе оформляется государственная система социальной помощи, отмеченная возрастанием роли государства и одновременным снижением активности христианской церкви. Так, в 1529 г. в Германии принимается Гамбургский устав о помощи бедным, а в 1682 г.– Указ о мерах государственного призрения. В Англии в 1531 г. принимается закон о помощи бедным, в 1572 г. вводится общенациональный налог для оказания помощи неимущим, а в 1601 г. появляется Закон о благотворительности. Во Франции в 1642 г. организуется благотворительное бюро по призрению нищих, а с 1656 г. активно развивается сеть государственных Общих госпиталей. Особое развитие в странах Западной Европы получают работные исправительные дома для нищих и больных, ставящие своей целью всемерную изоляцию последних от общества.
В XVIII в. отмеченные несоответствия в развитии систем социального призрения на Западе и в России фактически исчезли, чему содействовали реформы императора Петра I. Последние дали толчок развитию государственной системы социального призрения в рамках единого общеевропейского пространства, зачастую принимая самые варварские формы из-за сохранения в России феодально-крепостнических порядков.
Существенные изменения в систему социальной помощи в конце XVIII в. внесла Великая Французская революция, впервые поставившая своей целью освобождение личности и признание ее «естественных», присущих от рождения прав. Постепенно уходит в прошлое система изоляции неимущих от общества, а каждое из европейских государств вносит свой вклад в дело защиты граждан. Так, в 1884 г. в Германии была введена система государственного социального страхования; во Франции в 1871 г. открываются особые благотворительные бюро, ставшие центрами общественной помощи; в Великобритании в 1878г. была основана Армия спасения; в 1877 г. в США создается Американское общество благотворительности. В России в 1864 г. организуется система земских учреждений, занимавшихся вопросами социального призрения. Одновременно в Х1Х-начале XX вв. активизируется, общественная и частная благотворительность; делами призрения продолжает также заниматься христианская церковь. Большую роль в социальной помощи начинает играть развернувшееся феминистское движение. Тогда же возникают и социальные учения (социализм, марксизм, анархизм), ставившие своей целью достижение общества всеобщего равенства и блага.
XX век внес значительные новшества в постановку дела социальной помощи. На Западе рубеж XIX/XX вв. являлся переходом к периоду социальной работы. Формируются две основные модели помощи: «американская» и «европейская», в основе выделения которых лежит различное соотношение роли государства и общества в системе социального призрения. «Американская» модель характеризуется преобладающим влиянием государства, формирующим и осуществляющим программы социальной помощи и поддержки; «европейская» же модель акцентирует роль помощи в рамках коммуны, то есть городского или сельского самоуправления. В этот период начинается профессиональная подготовка кадров социальных работников; особое место в социальной работе занимают такие виды помощи, как социально-психологическая реабилитация и адаптация, социокультурная анимация.
В странах Европы можно отметить несколько различных моделей развития системы социальной защиты.
1. Скандинавская, универсальная модель социальной защиты.Она основана на известном принципе всеобщего благосостояния. Она активно действует в Швеции, Норвегии и Финляндии. Ее особенностью является наличие стандартной базовой системы государственной социальной защиты, охватывающей широкие слои населения. В национальных социальных программах участвуют практически все граждане этих стран. Они высоко ценят свой образ жизни и глубоко привержены сложившейся практике универсального соцобеспечения. Даже кризисные явления в экономике скандинавских государств в 90-е гг. XX в. не привели к отказу от действовавшей модели социальной защиты. Например, в Швеции в условиях массовой безработицы и финансовых затруднений были лишь незначительно уменьшены отдельные социальные выплаты и ужесточены условия их получения.
Финансовой основой скандинавской модели социальной защиты служит перераспределение через государственный бюджет подоходных налогов, взимаемых по прогрессивной шкале, иных налогов, страховых взносов, а также государственное регулирование важнейших сфер жизнедеятельности. Подоходным налогом облагаются даже пенсии и некоторые пособия. Например, в Швеции подоходный налог берется с пособий по безработице.
Отличительными сторонами социальной работы в рамках этой модели являются:
· основополагающее значение универсальной государственной системы базовой защиты;
· наличие дополнительного корпоративно-страхового компонента системы социальной защиты;
· вспомогательная роль муниципалитетов и частных социальных служб в сфере социальной помощи.
2. Западноевропейская государственно-корпоративная модель социальной работы. Она функционирует в большинстве стран континентальной Западной Европы (в Германии, Австрии, Франции, Италии и др. государствах) и по некоторым признакам близка к скандинавской модели. Это, прежде всего, проявляется в такой общей особенности, как важная роль государства, его структур в организации и осуществлении социальной помощи. Однако между данными моделями имеются и различия, главное из которых заключается в том, что важнейшую роль в корпоративной модели социальной защиты играет страховой принцип. В странах Европы, где действует эта модель, социальным страхованием охвачено почти все работающее население.
Характерные признаки этой модели социальной работы:
· определяющее значение корпоративно-страхового механизма в сфере социальной защиты;
· наличие действенной системы государственной помощи и социальных гарантий;
· сочетание принципов централизации и децентрализации в оказании социальной поддержки;
· вспомогательную роль общественных и благотвори тельных (ассоциативных) организаций, частных агентств в оказании социальной помощи.
Важнейшее значение страхового механизма в корпоративной модели социальной защиты можно проследить на примерах пенсионного и медицинского обеспечения, функционирования системы страхования по безработице. Например, пенсионное обеспечение в Германии, Австрии, Франции, Италии, Греции и в большинстве других стран континентальной Западной Европы формировалось исторически на основе известной модели Бисмарка, где система обязательного социального страхования строится на солидарной взаимопомощи работодателей и работников.
3. Британскую модель социальной работы можно охарактеризовать как либерально-традиционную. Либеральная составляющая социальной политики здесь остается определяющей. Однако при этом в сфере социальной защиты Великобритании традиционно сохраняется государственное влияние.
К важнейшим особенностям этой модели можно отнести:
· наличие значительного либерального компонента в социальной политике;
· приоритетную социальную роль муниципалитетов при сохранении существенного влияния государства в социальной сфере и защите;
· особое место благотворительных, некоммерческих (ассоциативных) организаций в деле оказания социальной по мощи и поддержки.
Либеральная составляющая прежде всего проявляется в высоком удельном весе социальных услуг, предоставляемых нуждающимся частными агентствами, в ограничивающей роли государства— рестриктивной политике на рынке труда, в активном участии бизнеса в обеспечении социального трудоустройства и др.
В социальном обслуживании нуждающихся в Великобритании активно используются такие рыночные механизмы, как платные услуги, деятельность частных социальных агентств. На социальные услуги здесь установлена дифференцированная оплата в зависимости от места жительства и средств, которыми располагают лица, нуждающиеся в них. Стоимость услуг в разных графствах страны неодинакова. Чтобы меньше платить социальным службам за услуги, их клиенты должны своевременно представить документы о доходах.
Либеральный характер британской системы социального обслуживания проявляется и в отсутствии единых государственных стандартов на услуги, предоставляемые населению. Их количество и качество оговаривается лишь на уровне местных норм, что ставит, например, одинокого пожилого человека одного графства в менее удобное положение, чем такого же человека в другом административно-территориальном образовании страны.
Американской модели социальной работы свойственна система признаков. К числу важнейших из них следует отнести:
· наличие сильного либерального компонента в социальной политике;
· преобладающее значение ассоциативных организаций в сфере социальной помощи и поддержки при финансовой поддержке со стороны государственных структур;
· важная роль страховых механизмов социальной защиты;
· децентрализация системы социальной работы.
Эти признаки позволяют определять американскую систему социальной защиты как либерально-ассоциативную.
Сильная либеральная составляющая американской социальной политики проявляется в коммерциализации сферы социального обслуживания, наличии значительного частного рынка страхования, в действиях, ограничивающих помощь государства на рынке труда (рестриктивная политика), в меньшем охвате населения социальными гарантиями и пособиями, чем в странах Западной Европы. В США большое число частных агентств задействовано в социальной работе и широко распространена практика платных социальных услуг.
В зависимости от величины оплаты в частных пансионатах для инвалидов и престарелых предоставляются услуги различного уровня. Состоятельные клиенты проживают в роскошных условиях с многочисленным обслуживающим персоналом, а малообеспеченные лица получают минимум услуг, живя с несколькими жильцами в одной комнате.
В США возрастает число социальных услуг, которые становятся платными. Наряду с социальными учреждениями, обслуживающими нетрудоспособных, на платной основе действуют службы, помогающие детям в получении образования, в их реабилитации после насилия и в других случаях. Такие службы работают также с молодежью, склонной к наркомании, помогают в разрешении семейных конфликтов. Для стимулирования деятельности частных учреждений и социальных агентств федеральное правительство периодически предоставляет целевые субсидии, реализуемые на уровне штатов в виде конкретных социальных программ. Государственные органы сохраняют за собой право выдачи лицензий частным социальным службам и контролируют соответствие уровня их услуг нормативным требованиям.
Либеральный аспект социальной политики выражается и в расширении частного рынка страхования: пенсионного, медицинского.
Критически оценивая отдельные стороны политики либерализации сферы социальной защиты, следует видеть и позитивные последствия этого курса. Система платных социальных услуг, распространяющаяся не вместо бесплатной социальной помощи, а наряду с ней, несомненно, полезное дело, увеличивающее возможности социальной поддержки. Положительную роль играет и практика расширения частного рынка страхования, но только если он создается не вместо государственного страхования, а в дополнение к нему.
Выделение самостоятельной японской модели социальной работы объясняется особой социально-экономической и духовной средой жизнедеятельности, характерной для этой страны. В отличие от известных моделей социальной работы японскую характеризует прежде всего приоритетная роль корпоративно-фирменного компонента и семейных традиций в социальной защите. Поэтому ее правомерно называть корпоративно-традиционной моделью. Ей свойственны следующие особенности:
· важное значение страховых механизмов при сохранении сильных позиций государства в сфере социальной защиты;
· наличие системы корпоративного социального обеспечения (фирменной благотворительности);
· особая роль традиционно-семейного фактора в сфере социальной помощи и поддержки;
· сочетание централизации и децентрализации в проведении социальной работы.
В социальной сфере Японии страховой принцип нередко дополняется государственной поддержкой. Это наглядно просматривается в общественной системе пенсионного обеспечения, где государство в той или иной мере дотирует все ее основные звенья.
Японскую модель социальной работы характеризует наличие сильно выраженного корпоративного компонента социального обеспечения, именуемого фирменной благотворительностью. Она включает в себя еще следующие меры:
· помощь фирм и корпораций в решении жилищного вопроса работников;
· содействие в медицинском обеспечении служащих и рабочих соответствующих фирм;
· забота об организации отдыха и проведении свободно го времени работников;
· участие сотрудников в прибылях фирм и корпораций;
— безвозмездная помощь работникам в связи с определенными событиями в их жизни, а также учреждение стипендий на обучение их детей в средних специальных и высших учебных заведениях.
Японскую систему социальной защиты отличает особая роль традиционно-семейного компонента в сфере социальной помощи и поддержки. Исторически сложилось, что семья и прежде всего женщины берут на себя основной груз заботы о больных и пожилых людях. Из-за высокой стоимости услуг по уходу за больным в условиях стационара семьи делают это нередко сами. Довольно распространена ситуация, когда за тяжелобольным японцем уход и круглосуточное дежурство в больнице осуществляют члены его семьи.
При нарастании динамизма жизни, чрезмерной занятости и разобщенности в обществе стали появляться социальные агентства, которые предоставляют японцам различные услуги в сфере семейного общения.
Традиционный характер социальной помощи характерен для большинства восточных обществ, включая Китай. Однако реалии жизни, активное развитие рыночной экономики меняют прежние представления и отношения в обществе. Другими становятся и возможности членов семей по оказанию помощи своим родным. Социальное страхование, свойственное современным экономически развитым государствам, постепенно начинает приобретать значимость и в китайской системе социального обеспечения. Однако пока семейное обеспечение сохраняет доминирующее положение.
Наряду с семейным фактором в социальной сфере Китая продолжает играть важную роль принцип коллективной помощи, широко применяемый на местном уровне (в селах, в рамках городских улиц, кварталов и пр.). Поэтому правомерно утверждать, что местную систему социальной защиты отличает не просто традиционный, а семейно-коллективный характер социальной помощи и поддержки.
Китайские экономические реформы последней четверти XX в. способствовали ускоренному социальному развитию страны, создав условия для роста доходов населения и эффективного функционирования системы социальной помощи нуждающимся. Повышение доходов населения, изменения в мировосприятии и экономическом мышлении народа актуализировали проблему формирования системы социального страхования рыночного типа. Все это нашло отражение в ныне действующей китайской модели социальной защиты. К числу важнейших ее компонентов можно отнести:
· приоритетную роль традиционно-семейного фактора в оказании социальной поддержки;
· особое значение государственных и коллективных форм помощи нуждающимся;
· усиление влияния страховых механизмов социальной защиты;
· вспомогательную роль благотворительной помощи и платных услуг в социальной работе.
В современном Китае страхование рассматривается как ядро всей системы соцобеспечения. Оно включает в себя пенсионное страхование, страхование медицинского обслуживания, от безработицы и производственных травм, материнства и детства. Социальным страхованием предусмотрены гарантии в случае основных рисков, возможных среди активного населения. Распространяется оно прежде всего на городских жителей, наиболее вовлеченных в рыночное хозяйство. Пенсионное страхование является главным элементом страхового механизма, действующего в Китае.
Государственная помощь оказывается в Китае беднякам и их семьям для обеспечения минимальных жизненных потребностей. Точкой отсчета для ее получения является прожиточный минимум. Он устанавливается дифференцированно, по отдельным городам и корректируется во времени.
Определенная система социальной поддержки функционирует в государствах арабско-мусульманского мира. Хотя в каждом из них имеется своя специфика, но многое в этой области их объединяет. К числу общих особенностей можно отнести:
— важную роль религиозно-семейного фактора в оказании социальной помощи;
— также использование страховых механизмов и значительного государственного участия в сфере социальной защиты.
Наиболее сильна социальная роль государства в богатых нефтедобывающих странах арабского Востока. Некоторые из них на конституционном уровне провозгласили приоритет социальной политики и социального обеспечения. Например, ориентиром для кувейтского правительства является создание «государства социальной защиты», что закреплено в конституции. Например, в Кувейте в конце 1990-х гг. удалось довести годовой доход надушу населения до 11 тыс. американских долларов, что более чем в пять раз превышает среднемировой уровень доходов в исчислении на одного человека.
Арабам и многим мусульманским народам исторически присущ традиционно-религиозный характер оказания социальной поддержки. Муллам и правоверным людям, «освятившим себя» паломничеством в Мекку (совершившим хадж), принадлежит важная роль в урегулировании многих социальных проблем повседневной жизни. У них находят защиту сироты, вдовы, искалеченные люди, бедные и многие другие, обиженные судьбой. Без участия муллы не обходится ни одно значимое событие в жизни — от рождения, женитьбы и до смерти. Авторитет священнослужителей здесь непререкаем. Нередко они выступают в роли социальных посредников при решении важных социальных вопросов, помогая тем самым нуждающимся. Такая традиционно-религиозная направленность социальной поддержки отличает современные Сирию, Иорданию, Ирак и другие арабские страны.
В странах арабско-мусульманского мира государственное участие в сфере социальной защиты проявляется в таких формах, как предоставление льгот и субсидий для инвалидов, обеспечение доступности основных медицинских услуг, забота о материнстве и др. В Иордании, например, инвалиды пользуются существенными льготами на приобретение помещений для мелкорозничной торговли.
Обобщая материал по странам арабско-мусульманского мира, следует подчеркнуть, что они существенно разнятся по уровню социально-экономического развития. В богатых арабских странах имеются достаточные возможности для обеспечения широкомасштабной государственной социальной помощи в различных формах и проявлениях. Здесь лучше отработаны механизмы социального страхования. А в мусульманских государствах, располагающих меньшим экономическим потенциалом, основная роль по-прежнему отводится традиционным религиозно-семейным методам социальной защиты.
Источник