История стран исламского мира
Понятие «исламский мир», или «исламская цивилизация», во многом условно. Оно обозначает совокупность государств, население которых в своем большинстве исповедует мусульманскую религию.
Общая характеристика.
В современном мире насчитывается более 1 млрд мусульман. Ислам считается самой быстро распространяющейся религией планеты. Ученые предрекают, что в XXI в. эта религия станет преобладающей на Земле.
Почти в 50 странах мира большинство населения относится к традиционно мусульманским этносам. В 28 афро-азиатских государствах ислам провозглашен государственной (или официальной) религией. Характерной чертой мусульманского мира является этническая неоднородность. В нем выделяются тюркоязычный, персидский и арабский регионы. Сердцевину исламского мира составляют страны арабского Востока.
Со второй половины ХХ в. в мусульманском мире усилилось влияние ислама на все сферы жизни общества. Одной из причин этого является специфика данной религиозной системы: ислам — не только религия, но и образ жизни.
Под исламскими лозунгами активизировалось национально-освободительное движение, возникли исламские политические общества и партии, международные организации. Такая активность ислама получила название «исламское возрождение». В 1970-е гг., особенно после «исламской» революции в Иране, широко заявило о себе в мусульманском мире движение, известное как исламский фундаментализм. Его главная цель — возврат к основам веры, т. е. к «чистому» первоначальному исламу времен пророка Мухаммеда, созданию общества и государства на принципах Корана и шариата.
Национально-освободительные революции в арабском мире.
Новый подъем национально-освободительной борьбы начался после Второй мировой войны. Были ликвидированы подмандатные (колониальные) режимы в Ливане, Сирии, Палестине, Иордании.
1950—1960 гг. ознаменовались целым рядом революционных событий в арабских странах. В Египте была свергнута монархия (1952), завершилась британская оккупация страны. В 1954 г. в Алжире вспыхнула восьмилетняя антиколониальная революционная война против Франции. Добились независимости Ливия (1951), Марокко, Тунис, Судан (1956). Был уничтожен монархический режим и провозглашена республика в Ираке (1958). Все это привело к ослаблению позиций Запада на Ближнем Востоке.
В 1961-1969 гг. произошло «полевение» многих арабских режимов, а также завершение процесса деколонизации. В 1961 г. президент Египта Г. А. Насер приступил к «некапиталистическим» реформам. В ходе освободительной войны добились независимости алжирцы (1962). Произошла антимонархическая революция в Йемене (1962). В феврале 1963 г. Партия арабского социалистического возрождения, или Баас, пришла к власти в Ираке. В 1969 г. был свергнут королевский режим в Ливии.
Египет во второй половине XX века
История этого государства представляет особый вариант модернизации. Страна прошла сложный путь от антимонархической революции и социалистической ориентации до укрепления и развития рыночных отношений и союза с Западом.
Важную страницу в истории Египта открыло свержение монархии в 1952 г. организацией «Свободные офицеры» во главе с Гамалем Абдель Насером. В период правления президента Насера страна добилась больших успехов в экономике. В 1956 г. был национализирован Суэцкий канал. В результате прогрессивной аграрной реформы крестьяне получили землю. Были построены Асуанская высотная плотина, позволившая оросить огромные площади в долине Нила, и ряд крупных промышленных предприятий. Огромную военную и экономическую помощь Египет получал от Советского Союза. В начале 1960-х гг. египетское руководство провозгласило курс на построение социализма.
После поражения Египта в войне 1967 г. с Израилем в египетском обществе усилились проамериканские настроения. Преемники Насера взяли курс на сближение с Западом. В социально-экономической сфере они столкнулись с трудноразрешимой задачей. С одной стороны, необходимо было ускорять экономические реформы, с другой — поддерживать бедноту, чтобы не допустить социального взрыва.
Иран во второй половине XX века
После Второй мировой войны Иран находился под влиянием Великобритании и США, которых привлекали большие запасы иранской нефти и возможности выгодно вкладывать капиталы. Прозападная политика Ирана проявилась в подписании в 1959 г. военного соглашения с США.
В середине 1950-х гг. в Иране усилилась личная власть шаха Мухаммеда Реза Пехлеви. В стране была запрещена деятельность политических партий. В начале 1960-х гг. под руководством шаха начались реформы, получившие название «белой революции» (белый цвет — символ монархии). Важнейшей составной частью этой революции стала аграрная реформа. Она подорвала помещичье землевладение и превратила большинство крестьян в собственников.
В годы «белой революции» были проведены приватизация государственных предприятий и национализация лесов и пастбищ, а также водных ресурсов. На земли мечетей вводились налоги, что лишало духовенство доходов. Предпринимались меры по борьбе с неграмотностью, улучшалось медицинское обслуживание сельского населения. В Иране появились новые отрасли промышленности: автомобильная, алюминиевая, нефтехимическая. Города принимали более современный облик. В Иран проникала западная культура. Женщинам были предоставлены избирательные права. В стране вводились светское судопроизводство, бесплатное восьмилетнее образование. Важнейшим источником модернизации страны стали поступления от продажи нефти.
Однако резкий курс шаха на ускоренное развитие Ирана по западному образцу был враждебно встречен значительной частью иранского общества, включая мусульманское духовенство, торгово-промышленные круги и интеллигенцию.
В 1978 г. в Иране вспыхнула антимонархическая революция, известная также как «исламская революция». Мощное антишахское движение возглавил аятолла Хомейни. Сторонники Хомейни овладели Тегераном. В стране был проведен референдум, в результате которого 1 апреля 1979 г. была провозглашена Исламская Республика Иран. По новой Конституции высшая власть отныне принадлежала духовенству. Западные страны полностью лишались своего влияния в стране. Новое иранское руководство отвергло и капитализм, и коммунизм. Оно противопоставило им собственный — исламский — путь развития. Экономику новой республики составили государственный, кооперативный и частный секторы.
Турция во второй половине XX века
В отличие от Египта или Ирана Турецкая Республика представляла иной вариант модернизации в послевоенный период.
Первый этап (1945—1960). Первое послевоенное десятилетие в Турции характеризовалось смягчением авторитарности режима и расширением демократических основ власти. Были приняты законопроекты о переходе от однопартийной системы к многопартийной. Наметилось сближение с США и другими западными странами. Турция была включена в сферу действия «доктрины Трумэна» и «плана Маршалла». Американская помощь пошла преимущественно на военное строительство. В конце 1950-х гг. страну охватили волнения, правительство приняло ряд мер по подавлению оппозиции. В этих условиях в мае 1960 г. произошел военный переворот. Была отменена Конституция 1924 г., распущен парламент, запрещена деятельность политических партий.
Второй этап (1960—1980) характеризовался политической либерализацией. Согласно новой Конституции (1961) Турция определялась как «социально-правовое государство». Важной особенностью Второй республики являлось утверждение многопартийной системы. В 1960—1970-е гг. Турция превратилась в аграрно-индустриальную страну. Однако в экономике не удавалось обеспечить устойчивые темпы роста, а в политике — устранить острое соперничество между сторонниками этатизма и либерализации и расширения частной инициативы. Обострению ситуации в стране способствовала деятельность различного рода экстремистских организаций.
Военное руководство вновь решило взять инициативу в свои руки и в 1980 г. осуществило государственный переворот. Правительство было свергнуто, парламент распущен, деятельность партий и профсоюзов приостановлена. Армия оставалась у власти более трех лет.
В 1982 г. была введена в действие новая Конституция Турции. С этого времени начала свой отсчет Третья Республика. В стране были провозглашены крупномасштабные реформы. «Отец турецких реформ», премьер-министр Тургут Озал, отказался от строгого государственного регулирования и ограничения роста реальных доходов населения. Экономика открылась для иностранных товаров и капиталов. Приоритетным стало развитие среднего и малого бизнеса. Темпы экономического роста в 1980— 1990 гг. составили около 8 % в год.
В это время в общественно-политической жизни страны усилилось влияние исламских организаций. На парламентских выборах 2002 и 2007 гг. убедительную победу одержала умеренная исламистская Партия справедливости и развития (ПСР). Премьером стал один из лидеров ПСР Реджеп Тайип Эрдоган. И хотя партию обвиняют в исламизме, она ориентируется на западные ценности, такие как рыночная экономика и вступление в Европейский Союз. В последнее время активизировалась внешнеполитическая деятельность в ближневосточном регионе, началось сближение с Ираном и Российской Федерацией. За время правления ПСР Турция пережила период экономического роста и победила многолетнюю гиперинфляцию. На Западе многие называют правление ПСР самым успешным за последние пятьдесят лет.
Конспект урока по всемирной истории «Мусульманский мир во второй половине XX века». Выберите дальнейшее действие:
Источник
Политическая история исламского мира
Выражение «исламский мир» обычно относится к странам, в которых господствующей религией является ислам. Области компактного проживания мусульман (даже если они в данном государстве и не являются большинством), отдельные общины и группы мусульман также принадлежат к исламскому миру. В настоящее время во всех уголках земного шара проживают более 1,2 миллиарда мусульман — представителей разных рас, народов и культур. Более чем в 50 странах мира мусульмане составляют большинство населения, а в более чем 30 — влиятельные меньшинства.
Значительная часть современного исламского мира в средние века входила в состав огромного мусульманского государства, простиравшегося в середине VIII века от Марокко и Испании — на западе до Центральной Азии — на востоке. В исторической литературе оно известно под названием Арабский халифат, а в самой мусульманской традиции ассоциируется с Дар уль-ислам (территорией ислама).
История мусульман началась на Аравийском полуострове. Здесь в VII веке нашей эры в области Хиджаз с центрами в Мекке и Медине во времена пророка Мухаммада (570 — 632), передававшего своим сподвижникам слова божественного откровения — Священный Коран, последователи ислама создали небольшое государство в виде общины единоверцев (уммы).
После смерти пророка Мухаммада главой мусульманской общины становится халиф (араб. заместитель, преемник). Пост халифа был воплощением присущей исламу идеи неразрывности светской и духовной власти. Четырех первых халифов подавляющее большинство мусульман называют «праведными» (632 — 661). Халифат в этот период уже охватывает территории Сирии, Египта, Ирака и значительной части Ирана, но мусульманская умма в основном остается арабской — немусульманское и неарабское население находится на положении покровительствуемых. Процесс расширения Халифата сопровождается борьбой за власть между политическими группировками, что приводит к формированию таких основных религиозно-политических течений и доктрин в исламе, как суннизм, шиизм и хариджизм.
К середине VIII века, в правление халифов из династий Омейядов (661 — 750) и Аббасидов (750 — 1258), исламский мир охватывает огромное пространство: от Пиренейского полуострова на западе до Центральной Азии и западных районов Индии — на востоке. В период расцвета исламской цивилизации халифы начинают терять контроль над подвластными территориями. В пределах Халифата (и постепенно в новых регионах) формируются самостоятельные государства, которые отделяются от Халифата политически, но сохраняют принадлежность к исламской цивилизации. В Аббасидском халифате постепенно складывается практика перепоручения халифами военно-административной власти эмирам и султанам и параллельно ей — концепция о халифе как об исполнителе воли Аллаха. Существование даже лишенного реальной власти Халифа долго считается важным условием, освящающим власть реальных правителей (например, при мамлюкских султанах).
С IX века мусульманское государство представляло собой уже полиэтническое общество, где доминирующее положение, как правило, занимали не арабы, а представители принявших ислам неарабских народов. Так, в эпоху Аббасидов в центральных и восточных областях государства — Ираке, Иране, Центральной Азии — военно-бюрократическую элиту составляют уже в основном иранцы. В 945 году даже новая столица халифов Багдад оказывается под контролем шиитской династии Буидов (Бувейхидов) иранского происхождения.
Самостоятельными центрами исламского мира становятся арабо-мусульманская Испания (под властью уцелевшей ветви Омейядов) и Египет (под властью Фатимидов).
Борьба за власть в условиях политической раздробленности вплоть до конца XV века сопровождается попытками той или иной сильной династии объединить исламский мир. В середине XI века на роль объединителя претендуют тюркские султаны Сельджукиды; в период Крестовых походов — султан Салах ад-Дин (Саладин) и его преемники; позже — египетские мамлюки и правитель Самарканда Тимур (Тамерлан).
К концу XV века на Пиренейском полуострове побеждает Реконкиста (христианские правители северной Испании), но мусульманские династии продолжают утверждаться в других регионах — Западной и Восточной Африке, Юго-Восточной Азии, в Поволжье, на Кавказе, Балканах.
К середине XVI века, в эпоху «пороховых империй», большую часть исламского мира делят между собой династии Османов (Анатолия, Балканы, Ближний Восток и Северная Африка), Сефевидов (Иран и Афганистан) и Великих Моголов (Индия).
С середины XVIII века мусульманские империи и более мелкие мусульманские государства попадают в сферу колониальных интересов европейских держав. К концу XIX века большинство мусульманских стран (Северная Африка, Индия, мусульманские страны Юго-Восточной Азии) уже являются колониями и протекторатами европейских держав или же входят в состав Российской империи (мусульманские области Кавказа, Поволжья и Сибири, Центральная Азия).
Крушение Османской империи в результате Первой мировой войны и становление Турецкой республики сопровождаются упразднением институтов султаната и халифата. После Второй мировой войны колониальная модернизация (попытки ряда мусульманских государств выборочно заимствовать европейский опыт в военной, административной и образовательной сферах) и антиколониальная борьба приводят к формированию на месте бывших мусульманских империй и колониальных владений европейских держав множества новых национальных государств (как с монархической, так и с республиканской формой правления). Границы между ними фактически были проведены европейскими колонизаторами (например, Соглашение Сайкс-Пико).
Со второй половины XX века и по настоящее время политическая история исламского мира ассоциируется с различной судьбой десятков постколониальных национальных государств (во главе с традиционными династиями либо же президентскими режимами) и борьбой некоторых из них (например, Египет, Ирак, Иран, Саудовская Аравия) за региональное лидерство. Вместе с тем идеи политического единства мусульман, возрождения Халифата и возврата к духовно-нравственным и политическим идеалам первого исламского государства являются основополагающими для многочисленных религиозно-политических движений среди мусульман в разных странах.
cводная таблица династий
Скачать таблицу династий
Источник