История стран варшавского договора

Организация Варшавского договора – титан, ушедший в прошлое

2 сентября 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии, и Вторая Мировая война окончательно завершилась. Однако мир на земле не наступил…

Союзники по антигитлеровской коалиции представляли собой трехстороннюю коалицию, в которой каждый участник вносил свою лепту в общее дело, однако являлся самостоятельной фигурой со своими амбициями, намерениями, принципами. С падением общего врага на первый план вышли личные представления о послевоенном мире и своей роли в нем. Британия оказалась слишком ослаблена для проведения полностью самостоятельной политики и была вынуждена в значительной мере идти в кильватере политики американской. Таким образом послевоенное устройство определялось волей двух гигантов – СССР и США.

Соединенные Штаты видели себя безусловным лидером и первой державой мира. Надо сказать, они имели к тому все основания – пожалуй единственная из всех участников, Америка вышла из войны, обеспечив себе пресловутый «мир лучше довоенного». Около половины мировой экономики контролировалось США напрямую, а также с помощью займов, инвестиций, долговых обязательств. Америка не намеревалась никому уступать и тем более ни с кем делиться. Однако советские лидеры совершенно не собирались признавать чье-либо верховенство и становиться ведомым. Они полагали, что Советский Союз заплатил слишком высокую цену за войну, развязанную не им, а потому не может и не должен становиться второй скрипкой в чужом оркестре.

Этот конфликт интересов носил принципиальный характер и, с учетом естественных проблем взаимного недоверия и коммуникации, вероятно не имел приемлемого для обеих сторон решения. Менее чем через год после завершения войны (22 февраля 1946) советник посольства США в СССР Джордж Фрост Кеннан отправил на родину так называемую «Длинную телеграмму», где в восьми тысячах слов обосновывал необходимость жесткой «ястребиной» политики в отношении СССР. Телеграмма обрела масштабный резонанс и получила очень широкое распространение.

Читайте также:  Вич статистика по странам воз

И наконец, о неизбежном конфликте было заявлено открыто персоной, чье слово имело настоящий вес.

За исключением Британского Содружества и Соединенных Штатов, где коммунизм находится в стадии младенчества, коммунистические партии, или пятые колонны, представляют собой все возрастающий вызов и опасность для христианской цивилизации. Все это тягостные факты, о которых приходится говорить сразу же после победы, одержанной столь великолепным товариществом по оружию во имя мира и демократии. Но было бы в высшей степени неразумно не видеть их, пока еще осталось время.

Формально на тот момент английский политик не занимал сколь-нибудь существенных постов, он был лидером оппозиции, посетившим Штаты как сугубо частная персона. Однако речи деятелей такого уровня не произносятся всуе, и заинтересованные люди по обе стороны Атлантики поняли ее смысл совершенно правильно. Ответ Сталина не заставил себя ждать, он был столь же неофициален по форме, но также однозначен.

Вопрос. Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?

Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.

Вопрос. Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?

Ответ. Безусловно, да. По сути дела, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, — у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки.

Интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи Черчилля в Фултоне, 14 марта 1946г.

Однако между словами и делами есть определенная разница. Фактическим завершением эпохи шаткого примирения можно считать Блокаду Западного Берлина 1948–49гг. Попутно 11 июня 1948 года США приняли так называемую «Резолюцию Ванденберга» — официальный отказ США от практики неприсоединения к военно-политическим блокам за границами Западного полушария в мирное время. 14 января 1949 г. представители госдепартамента США открыто заявили о том, что ранее все же скорее читалось между строк или просачивалось из закрытых источников — о существовании угрозы для безопасности Западной Европы. Стало очевидно, что бывшие союзники стали в полном смысле «бывшими». Так, совсем недавно завершив Вторую мировую, мир двинулся к третьей.

Технически блок НАТО был создан 4 апреля 1949 года, с весьма жесткими формулировками, особенно в статье пятой, согласно которой страны-участницы должны были оказывать друг другу военную помощь незамедлительно и так, как если бы нападению подверглись они сами. Практически же вначале он представлял собой скорее декларацию, и даже привычное название обрел лишь в сентябре 1951 года. Союз начинался как своего рода фикция, глобальная декларация о намерениях. Однако через два года после основания Тhе North Atlantic Treaty Organisation в ее распоряжении уже имелась развитая администрация, объединенное командование и контингенты различных родов войск, проводились работы по стандартизации вооружения, организации учений и т.д. Политико-правовой фантом очень быстро обрастал плотью.

Естественно, СССР и его союзники не могли проигнорировать изменение баланса сил и возникновения новой угрозы. Тем более, что несмотря на абстрактность определения будущего врага, основатели НАТО не делали секрета – против кого направлен новый военный союз. Видимо последней каплей стали события октября-декабря 1954, когда на сессиях совета НАТО было принято и юридически оформлено разрешение на ремилитаризацию ФРГ. Призрак вооруженной Германии снова вставал посреди Европы.

Ответ последовал 14 мая 1955 г. на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Руководители СССР, ГДР, Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии и Албании подписали «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи», сроком на 30 лет (в 1985 году договор был продлен еще на 20 лет). Договор вступил в силу 4 июня 1955 года, и рождение нового военно-политического блока состоялось. Формулировка Варшавского Договора относительно взаимной защиты была не столь жесткой, как в основополагающих документах Североатлантического Альянса, однако суть от этого не менялась. Теперь вооруженные силы НАТО были уравновешены адекватной мощью Организации Варшавского Договора с восточной стороны железного занавеса. Во всяком случае – формально уравновешены, потому что исход гипотетического столкновения двух титанов так и остается неразрешимой загадкой.

Опорным стержнем ОВД безусловно являлся СССР. Языком командования был русский язык. Вся основная документация ОВД также велась на русском. Из пяти Главнокомандующих Объединёнными вооружёнными силами стран-участниц Варшавского договора четверо были маршалами Советского Союза (и один генерал армии); из шести начальников штаба Объединённых вооружённых сил все – генералы армии СССР.

Формально в структуру организации входили также органы, не связанные напрямую с планированием и ведением военных действий. Например, Политический консультативный комитет, объединявший партийных руководителей и министров с целью выработки общей стратегии и отношения к мировым событиям/угрозам. Однако также, как и западный противник, Организация Варшавского договора была в первую и главную очередь орудием войны. Возможной войны.

Объединённые Вооружённые Силы комплектовались и снабжались из состава ВС отдельных стран-участниц ОВД. Этот процесс был упорядочен и согласовывался двусторонними договорами между правительством СССР и правительствами остальных стран-участников. Здесь, как и в советской экономике, действовали «пятилетки» — договоры обновлялись обычно раз в пять лет, сообразно с планами (опять же пятилетними) развития ВС отдельных стран. Поскольку предполагалось, что возможные военные действия не начнутся «сразу вдруг», в мирное время Объединённые Вооружённые Силы содержали только наиболее подготовленные воинские части. Например, в Войске Польском это были Войска ПВО страны и части 1-го оперативного эшелона в полном составе. В случае же начала войны (согласно протоколам от 1955 года) Польше надлежало «выставить» Польский Фронт из трёх общевойсковых армий и одной воздушной армии, который ориентировался на прикрытие правого фланга главной ударной группировки Советской Армии, а также прикрытия морского побережья от возможных десантов НАТО.

От вооруженных сил СССР в мирное время выделялись четыре Группы войск, располагавшиеся на территории ГДР, Чехословакии, Венгрии, Польши. В середине 80-х годов общая численность этих группировок составляла более полумиллиона служащих Советской Армии.

Что касается доктрины и в целом практических планов ОВС ОВД на случай глобального конфликта, то здесь мы, к сожалению, сталкиваемся с одной большой неизвестностью… Эти данные в массе своей продолжают оставаться засекреченными. В целом можно сказать, что первоначально вооруженные силы ОВД ориентировались на стратегическую оборону. Учитывая понесенный в ходе предыдущей войны ущерб, а также отставание в ядерном потенциале, иного ждать не приходилось. Кроме того, первые 4–5 лет Варшавский Договор, как и НАТО в начале существования, представлял собой скорее политическую декларацию, а военные структуры создавались уже по ходу дела.

Однако в 60-х и далее, по мере наращивания возможностей и ядерных арсеналов, акценты начинают меняться. Сначала (на примере Чехословакии) задачи по жестким наступательным действиям «обкатываются» на учениях. Уже в 1960-м ЧНА «ведет» стратегическое наступление на Запад с задачей к четвертому дню достигнуть рубежа Штутгарт — Дахау. А в следующем году на учениях уже отрабатывается выход к Франции, на линию Дижон – Лион. И в 1964-м оперативное планирование ЧНА приводится в соответствие с отрабатываемыми на учениях задачами.

Учитывая немногочисленные сведения, находящиеся в открытом (или относительно открытом) доступе, например, рассекреченные польские материалы, а также приведенный выше чехословацкий опыт, можно заключить, что ВС ОВД совершенно не комплексовали относительно масштаба и размаха возможных военных действий. Цели предполагалось достигать масштабными фронтовыми операциями, стратегическим наступлением на территорию противника. Применение ЯО постулировалось только как ответная мера или упреждающий прием в случае явственной угрозы вражеского нападения (впоследствии был декларирован отказ от упреждающего применения, ЯО объявлялось только средством ответного удара).

Но в целом тема практических военных планов ОВД еще ждет своего исследователя…

История Варшавского договора выдалась не очень длинной и (наверное, к счастью) скудной на яркие события. По иронии судьбы структура, которая должна была сразиться с мировым империализмом, известна главным образом «полицейской» операцией по усмирению мятежа внутри социалистической коалиции. Впрочем, события в Чехословакии 1968 года – это тема для совершенно отельной и очень любопытной беседы…

По мере того, как снижался накал противоборства двух непримиримых титанов, советское руководство видело все меньше смысла в содержании громоздкой милитаризованной структуры. Объединенные вооруженные силы все более казались пережитком уходящих времен и бесполезной нагрузкой на армию и экономику. А после падения Берлинской стены и быстрого – на грани бегства — вывода советских войск из Германии, существование организации окончательно утратило всякий смысл.

1 июля 1991 года был подписан Протокол о прекращении действия Договора. История ОВД закончилась вместе с историей СССР.

Однако Россия продолжила свое существование. И мир остался прежним – в нем все также хватает вызовов, противников, и возможных союзников. Увидим ли мы РФ во главе или по крайней мере в составе нового военно-политического объединения, сравнимого по масштабу с ОВД? Возможно… Будущее покажет.

Источник

История стран варшавского договора

Договор [1] подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 года на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.

Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет.

В связи с преобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы в феврале 1990 государства-участники ОВД упразднили её военные структуры, а 1 июля 1991 подписали Протокол о полном прекращении действия Договора.

Союз Советских Социалистических Республик
Народная Республика Албания (прекратила участие в деятельности ОВД в 1961—1962 из-за идеологических разногласий; формально вышла в 1968 — после ввода войск ОВД в Чехословакию)
Народная Республика Болгария
Социалистическая Республика Румыния
Венгерская Народная Республика
Польская Народная Республика
Чехословацкая Социалистическая Республика
Германская Демократическая Республика (1956—1990)

Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства — участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.

Политический консультативный комитет (ПКК) — для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора.

Объединённое командование вооружёнными силами (ОКВС)— для обеспечения взаимодействия вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран — участниц Варшавского договора.

Военные руководители ОВД

Главнокомандующие Объединёнными вооружёнными силами стран-участниц Варшавского договора

1955—1960 — И. С. Конев — Маршал Советского Союза,
1960—1967 — А. А. Гречко — Маршал Советского Союза,
1967—1976 — И. И. Якубовский — Маршал Советского Союза,
1977—1989 — В. Г. Куликов — Маршал Советского Союза,
1989—1991 — П. Г. Лушев — генерал армии.

Начальники штаба Объединённых вооружённых сил стран-участниц Варшавского договора

1955—1962 — А. И. Антонов — генерал армии,
1962—1965 — П. И. Батов — генерал армии,
1965—1968 — М. И. Казаков — генерал армии,
1968—1976 — С. М. Штеменко — генерал армии,
1976—1988 — А. И. Грибков — генерал армии,
1989—1991 — В. Н. Лобов — генерал армии.

На Московском заседании ПКК (1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами — участниками Варшавского договора и членами НАТО.

В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.

На Варшавском совещании ПКК (1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.

Будапештское совещание ПКК (1966) — принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе.

Учения и манёвры

Проводились совместные командно-штабные и войсковые учения и манёвры. Учения проводились на территории всех входящих в ОВД стран. К числу наиболее крупных относились учения под кодовыми названиями:

1963 — «Квартет»
1962 — «Балтика-Одра»
1963 — «Квартет»
1965 — «Октябрьский штурм»
1966 — «Велтава»
1967 — «Родопы»
1967 — «Днепр»
1967 — «Лето-67»
1968 — «Север»
1969 — «Одра-Ныса-69»
1970 — «Братство по оружию»
1971 — «Татра-71»
1972 — «Гранит-72»
1972 — «Щит-72»
1972 — «Запад-72»
1973 — «Барьер-73»
1976 — «Щит-76»
1977 — «Запад-77»
1978 — «Щит-78»
1979 — «Щит-79» [2]
1980 — «Братство по оружию-80» [3]
1981 — «Запад-81» [4]
1981 — «Союз-81»
1982 — «Щит-82» [5]
1983 — «Щит-83» [6]
1984 — «Дружба-84»
1984 — «Запад-84»
1984 — «Щит-84» [7]
1986 — «Гранит-86»
1988 — «Щит-88»

(Список будет постоянно пополняться)

Во время действия Варшавского Договора между разведками стран-участниц велась постоянная координация, с 1979 года начала действовать глобальная система радиоэлектронной разведки — СОУД, включавшая в себя средства радиоэлектронной и космической разведки СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, ГДР, а также не входивших в Варшавский Договор Вьетнама, Монголии и Кубы.

Доктрина Организации Варшавского Договора, согласно принятым соглашениям, носила оборонительный характер. На практике была она противовесом для доктрины НАТО, а в частности США.

В 1955-1965 гг. военная доктрина ОВД упиралась на советскую стретегию ведения военных действий путём массированных ракетно-ядерных ударов с одновременным молниеносным наступлением в стратегическом масштабе с целью овладения территорией противника и лишения его возможности продолжать войну. Допускалась возможность нанесения упреждающих ударов ядерными средствами в случае обнаружения угрозы неожиданного нападения, аналогично американской доктрине «массированного возмездия». Задачи распределялись между странами-участницами. Вооружённым Силам СССР предстояло выполнить стратегические удары с применением ядерного оружия (ЯО), боевые действия в Мировом океане должны были вестись Объединёнными флотами, на Европейском континенте — сухопутными силами и авиацией всех стран-участниц, причём на основных стратегических направлениях предусматривалось применение объединений лишь Советской Армии.

В 1966-1980 гг. военной доктриной ОВД предусматривалась возможность постепенного развития боевых действий, начиная с применения лишь обычных средств поражения, ограниченного применения ЯО, вплоть до его массированного применения. Применение ЯО могло наступить только в случае применения его странами НАТО. По-прежнему большое внимание уделялось стратегическому наступлению на территорию противника с целью быстрого разгрома его основных сил и овладения важнейшими экономическими центрами. Данная доктрина отвечала американской доктрине «гибкого реагирования».

В начале 80-х гг. была разработана новая доктрина, основой которой являлся принцип готовности к ведению любого вида боевых действий. Ей предусматривалось ведение мировой войны с использованием ЯО или без него, а также ведение нескольких локальных войн с применением лишь обычного оружия. Выполнение упреждающих ударов ЯО не предусматривалось. ЯО могло быть применено только после его применения противником. Наравне с проведением стратегического наступления на территорию противника допускалось ведение крупномасштабных оборонительных операций.

Роль Польши в ОВД

Согласно «Протоколу соглашений между Правительствами СССР и ПНР», подписанному в Москве 17-19.10.1955 г., Вооружённые Силы ПНР, за исключением Войск ПВО страны, должны были выделить из своего состава оперативные войска сведённые в Польский Фронт (Приморский Фронт) из трёх общевойсковых армий и одной воздушной армии. Фронту предстояло действовать во 2-м стратегическом эшелоне Объединённых ВС ОВД на Приморском Оперативном направлении (вспомогательном) с целью прикрытия правого фланга главной ударной группировки Советской Армии действующей на Главном направлении, а также прикрытия морского побережья от возможных десантов сил НАТО.

В 1955 г. в состав Фронта входили 1-я общевойсковая армия развёртываемая Поморским Военным округом и 2-я общевойсковая армия развёртываемая Слёнским Военным округом. Они составляли 1-й оперативный эшелон. Их задачей в начальный период войны являлось прикрытие западной границы Польши и обеспечение мобилизационного развёртывания всех Вооружённых Сил. В состав 2-го оперативного эшелона входила 4-я общевойсковая армия развёртываемая Варшавским Военным округом. С войсками фронта взаимодействовала 3-я воздушная армия. К моменту образования ОВС ОБД армии 1-го эшелона имели в своём составе по три армейских корпуса (по две пехотных и одной механизированной дивизии в каждом), во 2-м эшелоне был один армейский корпус и три дивизии морской пехоты мобилизованные на случай войны. В Резерве Командования Фронтом находились два механизированных корпуса и три пехотных дивизии. В дальнейшем корпуса были расформированы и в состав армий входили танковые и механизированные (мотострелковые) дивизии: в 1-й и 2-й ОА по 5 дивизий, в 4-й — 3 дивизии. В Резерве Командования Фронтом находились воздушно-десантная дивизия, дивизия морской пехоты (в военное время — бригады), а также сформированные в 70-х и 80-х гг. три резервных мотострелковых дивизии.

С середины 80-х гг. Войско Польское на случай войны в состав ОВС ОВД выделяло пять танковых, одиннадцать мотострелковых (в том числе три резервных) дивизий, одну воздушно-десантную бригаду, одну бригаду морской пехоты, три авиационных дивизии (одну истребительную, две истребительно-бомбардировочных). Надо учесть, что численность польских дивизий Сухопутных войск была на 30% ниже численности советских дивизий типа «А».

В рамках решаемых задач, впервые определённых «Планом наступательной операции от 1965 г.», польские оперативные войска должны были вести наступательные боевые действия на Приморском Оперативном направлении в составе 2-го стратегического эшелона ОВС ОВД и занять территорию северной ФРГ, Дании и Голландии. С середины 80-х гг. предусматривалась возможность проведения оборонительной операции в составе 2-го стратегического эшелона по линии рек Одра и Ныса-Лужицка.

В состав ОВД входили руководящие и консультативные органы:

Политический консультативный комитет
Комитет министров обороны
Технический комитет

Военную часть составляли:

Объединённое командование Вооружёнными Силами со штабом, а также выделенные силы и средства из состава Вооружённых Сил стран-участниц образовавшие Объединённые ВС ОВД.

Политический консультативный комитет (ПКК)

Являлся высшим военно-политическим органом, в состав которого входили:

партийные руководители стран-участниц ОВД
председатели СМ
министры иностранных дел
министры обороны этих же стран

Задачей ПКК являлась разработка единой стратегии по отношению к военно-политическим мировым угрозам.

Комитет министров обороны (КМО)

Являлся высшим военным органом, в состав которого входили министры обороны стран-участниц ОВД. Задачей КМО являлась разработка планов общих военных мероприятий, в частности: планов союзных маневров и учений, а также военных игр и командно-штабных учений, сотрудничества по части боевой подготовки штабов и войск, унификации наставлений, инструкций, уставов, правил и других военных документов, внедрения новых образцов военной техники и вооружения, тылового обеспечения войск ОВД и т.п.

Технический комитет (ТК)

Занимался вопросами модернизации военной техники и вооружения войск ОВД, его унификации облегчающей взаимодействие на поле боя и техническое обеспечение. Кроме того им установливалась специализация по производству военной техники отдельными странами-участницами ОВД.

Объединённое командование Вооружёнными Силами (ОКВС)

Являлось высшим командным органом ОВД. Его возглавлял Главнокомандующий ОВС со своими заместителями, которыми в начале являлись министры, а затем первые заместители министров обороны стран-участниц ОВД. Управление войсками выделенными из ВС каждой из стран осуществлялось соответствующими министрами обороны. Главнокомандующему ОВС подчинялся Штаб ОВС, в состав которого входили представители ВС стран-участниц ОВД. Штаб был образован в 1969 г. и находился в Москве. Также с 1969 г. при ОКВС существовал Военный совет состоявший из заместителей Главкома ОВС и начальника штаба ОВС.

Объединённые Вооружённые Силы (ОВС)

Состояли из выделенных сил и средств из состава Вооружённых Сил отдельных стран-участниц ОВД. Их численность согласовывалась двусторонними договорами между Правительством СССР и Правительствами остальных стран. Договоры, как правило, обновлялись раз в пять лет, что было связано с разработкой планов развития ВС отдельных стран в очередных пятилетках. В мирное время в составе ОВС ОВД находились лишь самые подготовленные воинские части (в Войске Польском это были Войска ПВО страны и части 1-го оперативного эшелона в полном составе).

От ВС СССР в мирное время в состав ОВС выделялись четыре Группы войск располагавшиеся на территории ГДР, ЧССР, ПНР, ВНР. К 1990 г. в их состав входили:

Группа Советских войск в Германии: 1-я, 2-я ТА, 3-я, 8-я, 20-я ОА (по 3-4 дивизии в каждой), 16-я ВА
Центральная Группа войск: две тд, три мсд, один сак
Северная Группа войск: одна тд, одна мсп, 4-я ВА
Южная Группа войск: две тд, две мсд, 36-я ВА

В военное время в состав ОВС входили оперативные войска отдельных стран (после мобилизации), предназначенные для ведения боевых действий на т.н. внешнем фронте.

[1] Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Народной Республикой Албанией, Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Германской Демократической Республикой, Польской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой
________________________________________________________
Договор утратил силу на основании
Протокола о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного в Варшаве 14 мая 1955 года, и Протокола о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985 года в Варшаве от 1 июля 1991 года, вступившего в силу 18 февраля 1993 года
_______________________________________________________

Вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя, что позволило бы объединить их усилия в интересах обеспечения мира в Европе,

Учитывая вместе с тем положение, которое создалось в Европе в результате ратификации парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде «западноевропейского союза» с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств,

Будучи убеждены в том, что в этих условиях миролюбивые государства Европы должны принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе,

Руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций,

В интересах дальнейшего укрепления и развития дружбы, сотрудничества и взаимной помощи в соответствии с принципами уважения независимости и суверенитета государств, а также невмешательства в их внутренние дела,

Решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и назначили своими уполномоченными:

(следуют фамилии уполномоченных),

которые, представив свои полномочия, найденные в должной форме и полном порядке, согласились о нижеследующем.

Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность.

Договаривающиеся Стороны заявляют о своей готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных действиях, имеющих целью обеспечение международного мира и безопасности, и будут полностью отдавать свои силы осуществлению этих целей.

При этом Договаривающиеся Стороны будут добиваться принятия, по соглашению с другими государствами, которые пожелают сотрудничать в этом деле, эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов оружия массового уничтожения.

Договаривающиеся Стороны будут консультироваться между собой по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы, руководствуясь интересами укрепления международного мира и безопасности.

Они будут безотлагательно консультироваться между собой всякий раз, когда, по мнению любой из них, возникнет угроза вооруженного нападения на одно или несколько государств — участников Договора, в интересах обеспечения совместной обороны и поддержания мира и безопасности.

В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств — участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство — участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами — участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства — участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

О мерах, предпринятых на основании настоящей статьи, будет сообщено Совету Безопасности в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций. Эти меры будут прекращены, как только Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

Договаривающиеся Стороны согласились о создании Объединенного Командования их вооруженными силами, которые будут выделены по соглашению между Сторонами в ведение этого Командования, действующего на основе совместно установленных принципов. Они будут принимать также другие согласованные меры, необходимые для укрепления их обороноспособности, с тем чтобы оградить мирный труд их народов, гарантировать неприкосновенность их границ и территорий и обеспечить защиту от возможной агрессии.

В целях осуществления предусматриваемых настоящим Договором консультаций между государствами — участниками Договора и для рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением настоящего Договора, создается Политический Консультативный Комитет, в котором каждое государство — участник Договора будет представлено членом Правительства или другим особо назначенным представителем.

Комитет может создавать вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми.

Договаривающиеся Стороны обязуются не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям настоящего Договора.

Договаривающиеся Стороны заявляют, что их обязательства по действующим международным договорам не находятся в противоречии с положениями настоящего Договора.

Договаривающиеся Стороны заявляют, что они будут действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между ними, следуя принципам взаимного уважения их независимости и суверенитета и невмешательства в их внутренние дела.

Настоящий Договор открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя, которые выразят готовность путем участия в настоящем Договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в целях обеспечения мира и безопасности народов. Такое присоединение вступит в силу с согласия государств — участников Договора после передачи на хранение Правительству Польской Народной Республики документа о присоединении.

Настоящий Договор подлежит ратификации, и ратификационные грамоты будут переданы на хранение Правительству Польской Народной Республики.

Договор вступит в силу в день передачи на хранение последней ратификационной грамоты. Правительство Польской Народной Республики будет информировать другие государства — участники Договора о передаче на хранение каждой ратификационной грамоты.

Настоящий Договор останется в силе в течение двадцати лет. Для Договаривающихся Сторон, которые за год до истечения этого срока не передадут Правительству Польской Народной Республики заявления о денонсации Договора, он будет оставаться в силе в течение следующих десяти лет.

В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, настоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора.

Составлено в Варшаве четырнадцатого мая 1955 года в одном экземпляре на русском, польском, чешском и немецком языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. Заверенные копии настоящего Договора будут направлены Правительством Польской Народной Республики всем другим участникам Договора.

В удостоверение чего уполномоченные подписали настоящий Договор и приложили к нему печати.

Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 25 мая 1955 года.

Ратификационная грамота СССР депонирована Правительству Польской Народной Республики 1 июня 1955 года.

Договор вступил в силу 4 июня 1955 года.

[2] 12-19 мая 1979 г. «Щит-79» — в соответствии с планом совместных мероприятий Объединенных вооруженных сил на территории Венгерской Народной Республики в период с 12 по 19 мая 1979 г. проведены оперативно-тактические учения штабов и войск государств — участников Варшавского Договора «Щит-79».

В учениях участвовали штабы и войска Болгарской Народной Армии, Венгерской Народной Армии, Советской Армии, Чехословацкой Народной Армии, а также штабы ВС Социалистической Республики Румынии. Руководил учениями министр обороны Венгерской Народной Республики генерал армии Л. Цинеге.

На отдельных этапах учений присутствовали Первый секретарь ЦК ВСРП Янош Кадар, Председатель Президиума ВНР Пал Лошонци, Председатель Совета Министров ВНР Дьердь Лазар. На учении присутствовали министры обороны государств — участников Варшавского Договора с делегациями, главнокомандующий и начальник штаба Объединенных вооруженных сил.

На учениях отрабатывались вопросы ведения боевых действий совместными усилиями видов вооруженных сил и родов войск союзных армий. Учения показали возросший уровень оперативно-тактической подготовки генералов, офицеров штабов и войск. Они способствовали дальнейшему совершенствованию взаимодействия армий государств — участников Варшавского Договора и укреплению боевого содружества между ними. В ходе учений Янош Кадар принял министров обороны государств — участников учений.

На учения привлекались, главным образом, сухопутные войска совместно с частями и подразделениями военно-воздушных сил. Предполагаемая численность участвующих в учениях войск — около 30 тысяч человек.

В ходе учений выполнено м.п. есантирование 299-го парашютно-десантного полка 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии с техникой.

[3] 1980 г. «Братство по оружию-80» — общевойсковые учения СССР и стран Варшавского договора, проходившие летом-осенью 1980 года на территории ГДР и прилегающей к ней акватории Балтийского моря. В учениях принимали участие части и подразделения вооружённых сил СССР, ГДР, ПНР, ВНР, ЧССР, СРР, НРБ. Проводились по планам Объединенного командования войск государств — участников Варшавского договора. Учениями руководил Министр национальной обороны ГДР генерал армии Г. Гофман.

За несколько дней до начала учений «Братство по оружию-80» советских воинов пригласили в город Засниц, в Музей В. И. Ленина. В другом городе военные моряки СССР и ГДР, местные жители возложили венки к памятнику жертвам фашизма.

В торжественной обстановке проходил митинг по случаю вручения десантному кораблю дважды Краснознаменного Балтийского флота «Донецкий шахтёр» Почетного знамени Общества германо-советской дружбы. Выступивший на митинге член Политбюро ЦК СЕПГ, президент общества Э. Мюккенбергер выразил твердую уверенность в том, что личный состав корабля будет достойно нести эстафету братства по оружию.

Воздушно-десантный компонент учений. Происходила выброска 234-го гвардейского парашютно-десантного полка гвардейской Краснознаменной Черниговской воздушно-десантной дивизии на территории ГДР. О ходе десантирования вспоминает в своих записках Главком ВДВ Генерал армии Д. С. Сухоруков:

В 1980 году на территории Германской Демократической Республики состоялись учения «Братство по оружию-80». Десантировался полк Псковской дивизии. Десантирование проходило в исключительно сложных метеорологических условиях, прыжки с парашютом десантникам пришлось совершать из-за облаков, низко нависших над самой землёй. Присутствующие на учениях министры обороны стран Варшавского договора слышали гул самолётов где-то за облаками. На земле в тумане были слышны взрывы — это начали приземляться боевые машины с реактивными системами десантирования. Купола парашютов стали просматриваться только в 50 — 100 метрах от земли. Полк в этих погодных условиях десантировался, не получив ни одной травмы.

Присутствующие на смотровой площадке были восхищены выучкой десантников. Министр обороны СССР объявил всему личному составу благодарность и наградил полк за мужество и воинскую доблесть вымпелом министра обороны.

Следует особо отметить что это был первый случай в истории ВДВ когда был десантирован полк (1200 человек) с высоты 400 метров в два потока из самолётов Ан-12 в сложных метеоусловиях.

В учениях также участвовали балтийские морские пехотинцы.

От дружественной Национальной Народной Армии ГДР в учениях участвовал 40-й парашютно-десантный батальон

Учения «Братство по оружию» окончились военным парадом в Магдебурге 12 сентября 1980 года.

После выполнения боевой задачи в расположение 234-го гв. парашютно-десантного полка в район учений прибыл заместитель начальника Главного политического управления армии ГДР полковник Билан с группой офицеров. На митинге он поздравил гвардейцев с успешным выполнением боевой задачи и вручил несколько коробок с памятными нагрудными знаками участникам учений «Братство по оружию», а также различные сувениры каждому десантнику — участнику совместных учений.

Учения «Братство по оружию», в отличии от предыдущих учений, характеризовались более широким кругом решаемых задач оперативной подготовки, территориальным размахом и большой численностью задействованных войск.

Учения «Братство по оружию» явились серьёзным экзаменом для Объединенных вооруженных сил; полученные в ходе учений выводы по вопросам тактики и оперативного искусства оказали значительное влияние на обучение войск в последующие годы.

[4] 4-12 сентября 1981 г. «Запад-81» — общевойсковые оперативно-стратегические маневры ВС СССР и стран Варшавского договора, проходившие с 4 по 12 сентября 1981 года на территории Белорусского, Киевского и Прибалтийского военных округов, а также в акватории Балтийского моря. Помимо Советского Союза, учения проводились также на территории нескольких дружественных государств.

Являются одними из крупнейших оперативно-стратегических маневров в истории советских Вооружённых Сил. По своим масштабам сопоставимы лишь с крупными операциями времен Великой Отечественной войны. В ходе учений «Запад-81» впервые были опробованы автоматизированная система управления и некоторые виды высокоточного оружия.

В ходе маневров отрабатывалась наступательная операция, массированный десант в тылу условного противника. Так как маневры «Запад-81» проходили вблизи границы с Польшей (где была нестабильная социально-политическая обстановка), считается, что попутно со стратегическими целями маневры решали и актуальные на тот момент военно-политические задачи (отработка возможной операции по вводу войск на территорию Польши и т.п.).

Десантный компонент маневров проходил в марте 1981 года на борносулиновском полигоне (север Польши). Десантники отрабатывали взаимодействие совместно с армиями стран Варшавского договора. Подразделения ВДВ выполняли функции разведывательных и диверсионных подразделений. От Спецназа ГРУ участвовали 4-я и 5-я бригады. Заключительной фазой учений стало десантирование 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии на полигон под Минском. Десантировался полк в полном составе с техникой, в том числе 3-х экипажей внутри БМД. Этому предшествовали два тренировочных десантирования без техники. За участие в маневров многие рядовые участники награждены орденами и медалями.

Ордена и медали получили все командиры бригад, 92 процента командиров полков, 55 процентов командиров кораблей 1-го и 2-го ранга и дивизионов. Маневры завершились заключительным парадом всех участников.

Манёвры «Запад-81» были очень масштабными и посвящены одной задаче — отработке оборонительных и наступательных операций на Западном направлении. Как правило, после них часто менялись взгляды на оперативное искусство и способы достижения победы в войне. Вводилась в практику войск масса новых тактических приемов и методик.

Крупнейшими за последние лет 30 ОСУ были «Запад-81». В них участвовали под 100 тыс. человек. Только в составе 1-го Белорусского фронта реально задействовались более 6 тыс. танков, бронетранспортеров и БМП, 6 тыс. орудий и минометов, более 160 ракетных пусковых установок, более 400 боевых самолетов и вертолетов.

На «Запад-81» отрабатывалась операция, в ходе которой победа достигалась без ядерного оружия. Только за счет превосходства в силах на нужных участках и передовых методов применения артиллерии, авиации и некоторых видов высокоточного оружия.

Именно на них были отработаны массово такие приемы, как «огневой зонт». Техника наступала под прикрытием рвавшихся в воздухе снарядов, с двойным огневым валом впереди. Огонь переносился на следующий рубеж лишь за 200 м до подхода техники к предыдущему. На некоторых участках огонь вели до 300 разных орудий на километр фронта! Эти и многие другие методики совершенствуются, способны прекрасно работать и сейчас. Недаром масса материалов по учениям «Запад-81» до сих пор засекречена.

[5] 14-18 июня 1982 г. «Щит-82» — общевойсковые учения СССР и стран Варшавского договора, проходившие с 14 по 18 июня 1982 года. Учения охватили всю территорию Советского Союза и стран Варшавского договора. На Западе учения получили название «Семичасовая ядерная война» (англ. Seven-hour Nuclear War)

Первоначально составленный Генеральным штабом план подразумевал отработку действий в условиях быстро развивающейся термоядерной войны. Учения были разделены на несколько этапов:
— ядерный разоружающий удар;
— действия вооруженных сил после нанесения ядерного удара по противнику.

Этапы учений были разнесены как территориально, так и во времени.

Легенда. Постоянные провокационные действия США привели к обострению отношений со странами участниками Варшавского договора. Попытки нормализовать ситуацию дипломатическим путём успехом не увенчались. В Центральной Европе произошли столкновения вооружённых сил НАТО и ОВД.

Президент Рейган отдал приказ о начале полномасштабных военных действий против СССР. Руководство СССР приняло решение о нанесении упреждающего ядерного удара.

План учений. В условиях быстро меняющейся обстановки необходимо нанести обезоруживающий ядерный удар по территории США и других стран членов НАТО. Поэтому в учениях должны были принять участие все компоненты ядерной триады ракетных войск стратегического назначения. Генеральным штабом СССР планировалось:

— впервые в мировой истории расстрелять из подводного положения полный боекомплект ракетного крейсера стратегического назначения (16-20 ракет); планировался запуск двух ракет из льдов Северного Ледовитого океана и двух ракет из акватории Охотского моря;

— залповый пуск крылатых ракет воздушного базирования (16-24 штуки) со стратегических бомбардировщиков;

— запуск 14 межконтинентальных баллистических ракет из мест постоянной дислокации в РСФСР, УССР и КССР. Причём запуск должен быть произведён по команде командной ракеты 15А11 системы «Периметр»;

— отражение «массированной ракетной атаки вероятного противника» силами противоракетной обороны Москвы с полигона «Сары-Шаган»;

— запуски космических аппаратов различного назначения:
—- два спутника фоторазведки «Зенит-6У»;
—- навигационный спутник системы «Парус»;
—- спутник радиотехнической разведки «Целина-Д»;
—- спутник системы предупреждения о ракетном нападении «Око»;
—- три спутника навигационной системы ГЛОНАСС;
—- пилотируемый космический корабль типа «Союз Т» с двумя космонавтами на борту;
—- спутник-мишень (ИС-М «Лира») и спутник-перехватчик (ИС-П «Уран»).

Запуск большого количества космических аппаратов должен восполнить потерю условно уничтоженных противником спутников, а также усилить группировку советских космических аппаратов.

Итого к запуску в течение суток планировалось до 70 ракет.

Учения войск РВСН. Учения войск РВСН начались 18 июня. В 6 часов утра с полигона Министерства обороны СССР «Капустин Яр» по полигону «Эмба» в Казахстане была запущена баллистическая ракета средней дальности «Пионер».

Из акватории Баренцева моря с борта атомного ракетного крейсера «К-92» (проекта 667БД) по полигону «Кура» на Камчатке из подводного положения была запущена баллистическая ракета морского базирования Р-29М2.

Из шахтных пусковых установок космодрома «Байконур») стартовали две межконтинентальные баллистические ракеты УР-100. Их головные части были успешно перехвачены двумя противоракетами А-350Р, стартовавшими с полигона «Сары-Шаган» в Казахстане.

В 11 часов 4 минуты с «Байконура» стартовала ракета-носитель «Циклон-2» со спутником-перехватчиком «Космос-1379». На втором витке он должен был перехватить спутник-мишень «Космос-1375 (англ. Kosmos 1375)» (ИС-М «Лира»), запущенный 6 июня того же года и имитировавший американский навигационный спутник. По некоторым данным перехват был удачным[3], по некоторым — неудачным.

В 11 часов 58 минут с космодрома «Плесецк» была запущена ракета-носитель «Космос-3М» с навигационным спутником «Космос-1380» (типа «Парус») на борту (космический аппарат вышел на нерасчетную орбиту и 27 июня сгорел в плотных слоях земной атмосферы).

В 13 часов с космодрома «Байконур» запущена ракета-носитель «Союз-У», которая вывела на орбиту фоторазведывательный спутник «Космос-1381» (типа «Зенит-6»).

В семичасовой временной интервал (что и определило название учений в западной прессе: «Семичасовая ядерная война») кроме вышеизложенного были также выполнены пуски нескольких крылатых ракет с борта стратегических бомбардировщиков Ту-95 и новейших Ту-160 (которые к тому времени официально ещё не поступили на вооружение), с кораблей Военно-морского флота СССР, оперативно-тактических ракет наземного базирования, зенитных ракет. Некоторые эксперты полагают, что многочисленные ракетные пуски, произведенные в рамках тех учений, вскрыли намерение СССР нанести «первый удар» и побудили президента США Рональда Рейгана провозгласить так называемую стратегическую оборонную инициативу и провести ответные учения с отработкой подготовки и начала ядерной войны Able Archer 83.

Несмотря на то, что использованная информация раскрывает скоротечность учений, анализ дальнейших запусков ракет-носителей показывает, что, в принципе, все планы Генштаба в отношении космических летательных аппаратов были выполнены. Из списка запланированных в течение июня были запущены:
— два спутника фоторазведки «Зенит-6У» (2 июня Космос-1373 и 18 июня Космос-1381);
— навигационный спутник системы «Парус» (18 июня Космос-1380. Поскольку запуск был неудачным, 7 июля был запущен дублирующий КА Космос-1386);
— спутник радиотехнической разведки «Целина-Д» (10 июня Космос-1378);
— спутник системы предупреждения о ракетном нападении «Око» (25 июня Космос-1382);
— спутник-мишень (6 июня Космос-1375) и спутник-перехватчик (18 июня Космос-1379).

24 июня на орбиту был запущен международный экипаж «Союз Т-6» с тремя космонавтами на борту (вместо двух планируемых).

Десантный компонент учений. Морской десант осуществляли бойцы 810-й отдельной бригады морской пехоты Черноморского флота.

Воздушный десант осуществлялся бойцами 217-го и 300-го парашютно-десантных полков 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, а также 1-й парашютно-десантный батальон 39-й отдельной десантно-штурмовой бригады. Вместе с бойцами 217-го полка также десантировались бойцы подразделения «Кондор» Войска Польского.

Наблюдавший за десантированием министр обороны СССР Д. Ф. Устинов предложил командующему ВДВ Д. С. Сухорукову отменить десантирование по причине плохой погоды, но тот настоял на выброске. Десантирование прошло успешно.

[6] Лето 1983 г. «Щит-83» — общевойсковые учения СССР и стран Варшавского договора, проходившие летом 1983 года.

На учениях отрабатывалось проведение наступательных операций с самого начала конфликта. Все сценарии основывались на том что НАТО совершает агрессию.

Учения проходили на территории Белорусской ССР, в Поречье. Десантировалась полки 106-й воздушно-десантной дивизии и 76-й воздушно-десантной дивизии (Командир дивизии полковник Георгий Шпак) в составе 234-го, 104-го, 1140-го полков, 165-го зенитного дивизиона, саперного батальона, сводной разведроты 237-го полка (Командир роты капитан Алексей Лебедь.

На данных учениях сводная разведрота 237-го полка второй раз в истории ВДВ десантировалась и захватила военный аэродром (Барановичи) тяжелых бомбардировщиков Ту-22 — первый раз был в период Великой Отечественной войны. Кроме бомбардировщиков на тот момент на аэродроме базировадись топливозаправщики и истребители. Десантирование подразделений 104-го парашютно-десантного полка происходило в районе кургана «Белорусский».

Подготовка перед учениями была соответствующая: только на аэродром «Кресты» было выполнено около пяти тренировачных прыжков с отработкой всех последующих действий по захвату. Каждый боец чётко знал свою задачу.

Действия также происходили в Литовской ССР, где разведчики 4-й отдельной бригады специального назначения имитировали переход границы вражескими диверсантами. А подразделения Вооружённых Сил в свою очередь занимались их поиском и нейтрализацией.

В учениях также был задействован большой десантный корабль «Орск». Подразделения войск связи действовали в районе города Легницы в Польской Народной Республике.

В рамках мер по соблюдению режима секретности действительные названия воинских частей изменялись на условные. Так, на оперативных картах, 76-я гвардейская воздушно-десантная дивизия обозначается как 86-я вдд, а 104-й её полк соответственно как 114-й и так далее.

[7] 5-14 сентября 1984 г. «Щит-84» — общевойсковые учения СССР и стран Варшавского договора, проходившие летом-осенью 1984 года. В учениях принимали участие части и подразделения Вооружённых Сил СССР, ГДР, ПНР, ВНР, ЧССР, СРР, НРБ. В ходе учений «Щит-84» были практически изучены вопросы взаимодействия штабов и войск союзных армий в ходе совместных боевых действий. Активная фаза учений проходила с 5 по 14 сентября 1984 года.

От Воздушно-десантных войск в «Щит-84» участвовали подразделения 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии — 119-й парашютно-десантный полк (командир полка Сыромятников В. Д.) десантировавшийся на территории Чехословакии на полигоне «Либава» у Оломоуца, и 108-й парашютно-десантный полк (командир полка Халилов В. С.) десантировавшийся в ГДР. По условиям учений в ГДР десантники 108-го парашютно-десантного полка действовали и одержали победу над танкистами.

Помимо 7-й гв. воздушно-десантной дивизии, в учениях принимает участие личный состав 901-го отдельного десантно-штурмового батальона. Выброска десантов происходит в один день, но в разных местах.

От Сухопутных войск, на полигоне Оремов Лаз, у Зволена в Словакии, принимал участие 1-й мотострелковый батальон (командир батальона гвардии майор Алексеев) 166-го гвардейского мотострелкового полка (командир полка гвардии подполковник Иванов) 30-й гвардейской мотострелковой дивизии (командир дивизии генерал-майор В. Казанцев), наступая на правом фланге, совместно с подразделениями Венгерской народной армии.

От дружественной Национальной Народной Армии ГДР в учениях участвует 40-й парашютно-десантный батальон.

Учения подтвердили высокую оперативно-тактическую выучку как советских войск так и войск стран-побратимов.

За проявленную выучку 108-й парашютно-десантный полк был награжден вымпелом министра обороны, а 119-й парашютно-десантный полк был представлен к ордену Боевого Красного Знамени. После короткого парада, проведённого в полевых условиях, десантников поздравили министры обороны СССР и Чехословакии Дмитрий Устинов и Мартин Дзур. В обратный путь десантники отправились самолётами из Легницы с ночной посадкой в Казлу Руде.

Была также выпущена ограниченная партия памятного знака «Щит 84».

Учения высоко оценил Президент Чехословакии Густав Гусак:

С удовлетворением можно констатировать, что совместные учения «Щит-84» подтвердили высокую боевую готовность вооруженных сил государств — участников Варшавского Договора к защите революционных завоеваний наших народов. Учения ещё раз доказали, что дело социализма и мира надёжно защищено. Заслуживают высокой оценки ответственность, самоотверженность, инициатива и выучка войск, которые приняли участие в учениях и успешно справились с поставленными задачами. Искренне благодарю командиров, политработников, штабы, военнослужащих, всех тех, кто принимал участие в учениях братских армий, за отличное выполнение задач совместного учения «Щит-84».

Копирование и распространение материалов приветствуется. Размещение обратных ссылок остается на ваше усмотрение.
Все музыкальные файлы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного использования. Все права на них принадлежат их владельцам, равно как и права на книги, статьи и иные материалы. Если вы считаете, что какие-то ваши права были нарушены материалами этого сайта — пишите — адрес приведен ниже. В письме необходимо указать следующие данные:

Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.

Источник

Оцените статью