История зарубежных стран (Восток / Запад)
Цель освоения дисциплины:
- сформировать знания об основных этапах и моделях экономической, социальной, политико-правовой модернизации западного общества в новое время, исторической эволюции мировоззренческих установок и картины мира;
- ознакомление студентов с основными методологическими походами к изучению новой истории зарубежных стран, характерным для них понятийно-категориальным аппаратом.
План курса:
Основные темы дисциплины:
- Древневосточные цивилизации и история Месопотамии.
- История Древнего Египта.
- История государств Малой Азии, Восточного Средиземноморья в древности и древний Иран.
- История Древней Индии и Китая.
- История античной цивилизации. Древняя Греция.
- История Древнего Рима.
- Ведение в историю средних веков. Раннефеодальное общество и государство в странах Европы.
- Византия V–XI вв. Южные славяне.
- История Англия в конце XI – начале XVII вв.
- История Франции в конце XI–XVII вв.
- Германия в ХI–XVII вв.
- Пиренейские государства и Италия в конце XI–XV вв.
- Страны южной, центральной и восточной Европы в XI–XVII вв.
- Раннее новое время. Европа В XVI – первой половине ХVII вв.
- История стран Востока в средние века. Зарождение и развитие мусульманской цивилизации. История средневековой Индии.
- Страны Дальнего Востока в эпоху средневековья.
- Английская буржуазная революция XVII в. и развитие современного государства Великобритании.
- Образование США и история американского государства и общества XVIII–XX вв.
- Французская революция и история Франции XVIII–XX вв.
- Объединение Германии и Италии и становление и развитие германского и итальянского государства и общества XVIII–XX вв.
- История стран Востока XVIII–XX вв. Модернизация в странах Востока.
Источник
История стран Западной Европы и Америки в новейшее время
Татьяна Зеленская
В учебном пособии представлены основные сюжеты, вопросы и проблемы исторического развития государств Западной Европы и Америки на новейшем этапе мировой истории. В качестве основы для рассмотрения исторического процесса выбрана политическая история, успешно подкрепляемая экономическими и социальными аспектами. Особое внимание уделяется автором характеристике международных отношений, складыванию контуров современной западной цивилизации, ее эволюции от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу. Учебное пособие адресована преподавателям истории и студентам исторических факультетов, изучающих в соответствии с государственным стандартом и учебным планом курс «Новейшая история зарубежных стран» и всем тем, кто интересуется проблемами исторического развития стран Запада в новейшее время.
Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Раздел I.. Новейшая история стран Западной Европы и Америки (1900–1945 гг.)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История стран Западной Европы и Америки в новейшее время предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Новейшая история стран Западной Европы и Америки (1900–1945 гг.)
Введение в курс Новейшей истории зарубежных стран. Основные тенденции развития стран Европы и Америки в первой половине XX века
§ 1. Современная трактовка понятия «новейшая история». Проблемы периодизации новейшей истории (основные принципы, критерии и хронологические рамки)
Начиная изучение последнего временного отрезка развития человеческой цивилизации, завершающий период изучения которого приходится на начало XXI столетия, современниками которого мы являемся, следует определиться с трактовкой самого понятия «новейшей истории» в исторической науке сегодняшнего дня.
Долгое время и у нас, и на Западе точкой отсчета новейшей истории считались события 1917 — 1918 гг. (период европейских революций и окончания Первой мировой войны.). Однако в последнее десятилетие XX века произошел пересмотр этого устоявшегося представления о начале новейшего периода исторического развития мировой цивилизации.
В основе этого переосмысления лежало понимание того, что события, избранные в качестве начальной точки отсчета, возникли не на пустом месте. Они были подготовлены теми крупномасштабными процессами, которые разворачивались и на международной арене, и внутри отдельных государственных образований начиная с рубежа XIX–XX вв. В это время классическое буржуазное общество, сложившееся к середине XIX в., вступило в полосу длительной, многомерной перестройки с наличием многих альтернативных вариантов. Эта поливариантность обусловила острейшие противоречия между различными социально-политическими силами, отстаивающими собственные представления о векторах развития человеческой цивилизации. Столкновения этих интересов и определяли динамику развития мира в XX в. Они формировали ту единую канву событий, из которой сплеталось сложное, многоцветное полотно, называемое «новейшей историей».
Современная трактовка и понимание сущности выделения новейшего этапа развития мировой цивилизации обусловили и иное определение хронологических рамок курса.
Началом новейшего времени, как уже указывалось выше, в отечественной истории считалась Великая октябрьская революция, т.е. 1917 г. На Западе это был 1918 г. — год окончания Первой мировой войны. Основным критерием данного хронологического начала выступало понимание указанных событий, как важнейших и определяющих дат в дальнейшей эволюции человеческой цивилизации. Появление двух общественных систем, формирование особой формы существования мирового сообщества (Версаль-Вашингтон система и создание Лиги Наций), а также оформление нового типа политического режима — тоталитаризма — это основные характеристики и принципы существования человечества в первой половине XX столетия.
На современном этапе развития исторической науки хронологические рамки начального этапа новейшей истории начинают свой отсчет с рубежа XIX — XX вв., где условной датой начала новейшего времени считается 1900 г. А вот окончание этого этапа, совпадающее с годом окончания Второй мировой войны, остается неизменным.
Таким образом, периодизацию курса истории зарубежных стран новейшего времени можно представить следующим образом:
Первый период — 1900–1914 гг. Технический прогресс и новый виток индустриального развития. Обострение противоречий мирового сообщества. Путь мира к войне.
Второй период — 1914–1918 гг. (условно до начала 20-х гг.) Первая мировая война. Формирование нового миропорядка. Появление двух общественных систем и начало их сосуществования.
Третий период — 1920–1930-е гг. Бурное социально-экономическое и политическое развитие зарубежных государств. Экономический кризис 1929–1932 гг. Усиление авторитарных тенденций и развитие тоталитарных режимов в Европе.
Четвертый период — 1939–1945 гг. Вторая мировая война. Победа над фашизмом. Трансформация мирового порядка. Организация Объединенных наций (ООН). Крушение колониальных империй.
Второй этап истории новейшего времени охватывает временной отрезок с 1945 по 1991 гг. Основными критериями ограничения второго этапа стали: — фактическое оформление биполярной системы мира; — начало и конец противостояния СССР и его союзников, США и стран Запада, известного нам как «холодная война»; — формирование постиндустриальной, информационной цивилизации.
Конечной датой второго этапа следует считать 1991 г. — год распада СССР и крушения мировой социалистической системы.
Первый период — 1945 г. — сер. 50-х гг. ХХ в. Итоги Второй мировой войны. Становление новой системы международных отношений. Начало «холодной войны» и институционализация биполярной системы.
Второй период — вторая полвина 1950-х гг. — сер. 80-х гг. ХХ в. Период обострения международной напряженности. Эпоха противостояния и сближения двух мировых систем. Трудный путь к разрядке. Реальности Третьей мировой войны (программа СОИ, «империя зла»). Эволюция западного мира от радикализма к реформизму (60-е гг.), «консервативная волна» (70-е–сер. 80-х гг.).
Третий период — 1985–1991 гг. Разрядка мировой напряженности. Перестройка. «Новое мышление» во внешней политике СССР. Кризис и распад биполярной системы.
Третий этап новейшей истории затрагивает современный период существования человеческой цивилизации, т.е. рубеж XX–XXI вв.
Формирование новой модели международных отношений. Слабость однополярной системы (США). Поиск нового вектора развития. Многополярный мир. Международный терроризм. Мировая экономическая система. Глобализация. Глобальные проблемы человечества. Информационное общество.
§ 2. Основные тенденции развития стран Европы и Северной Америки в 1900–1945 гг
Первая половина XX в., впрочем, как и предыдущий период развития человечества, прошла для мировой цивилизации под знаком господства Запада и, прежде всего, Европы. Постепенно осваивая все земное пространство, европейский мир распространил свое влияние фактически во все уголки земного шара. Этому способствовало и грандиозное переселение европейцев на другие континенты. К началу века из Европы в Америку переехало более 30 млн. человек. Например, маленькая Ирландия за полвека потеряла более 70 % ее жителей.
XX в. стал завершающим этапом в длительном процессе формирования европоцентристского мира в виде единой человеческой цивилизации. Развитие средств коммуникации и транспорта, а также информационных систем связи (телефон, телеграф, радио, телевидение) окончательно стерли физические препятствия к созданию общемирового пространства.
Эпоха торжества европоцентристского мира характеризовалась глубокими социально-экономическими, политическими, идеологическими сдвигами как внутри самого европейского общества, так и во внешнем мире, ориентированном на западные ценности. Это придавало мировому развитию ряд специфических особенностей.
Во-первых, укрепились тенденции к постепенному формированию глобального рынка. Основой этого процесса стало представление о капитализме как наиболее эффективной и динамичной общественной системе. В результате в начале XX в. наблюдается стремительная интеграция зависимых стран в экономическую систему колониальных империй. Распространение капиталистических отношений в колониальных и зависимых странах обеспечило их вовлеченность в мировое хозяйство, таким образом, обусловив окончательное формирование общемирового экономического пространства.
Во-вторых, завершение фактического передела мира стало началом жесткой борьбы за новый передел уже поделенного мирового пространства. В этих условиях сложились благоприятные перспективы к разработке основ силовой политики на международной арене, определившей весь исторический путь развития мирового сообщества в первой половине XX столетия.
Итак, в социально-экономическом плане главным содержанием рассматриваемого периода стало формирование мировой капиталистической системы. Однако этот процесс характеризовался своеобразными волнами ее развития. Это и дало исследователям основания для выделения определенных «эшелонов» стран, отличавшихся особой динамикой становления капиталистических экономических отношений.
Для стран «первого эшелона» капитализма: Великобритания, США, Франция, Голландия и др. было характерно относительно раннее и органическое вызревания капитализма. В ходе промышленных революций были разрушены основы феодальных обществ. На их месте появились развитые правовые государства, обеспечившие высокие темпы развития капиталистических отношений за сравнительно короткий по историческим меркам период.
В странах «второго эшелона» с так называемым «догоняющим» типом развития: Россия, Германия, Италия, Япония и др. эти тенденции были сильно деформированы. В этих странах в силу национально-культурных и исторических традиций медленно изживались феодальные, патриархальные и иные элементы политической культуры, существенно тормозившие развитие экономики и политической системы. Капиталистические отношения здесь не столько формировались, сколько «насаждались» полуфеодальным государством. Скачкообразность развития капиталистических отношений в этих государствах обуславливала болезненность и повышенную конфликтность их общественного развития. В результате попытки непосредственного перехода из второго в первый эшелон развития капитализма зачастую сопровождались революционными взрывами, а также формированием специфических политических систем (социализм или фашизм) и особых политических режимов (авторитаризм и тоталитаризм).
В то же время в конце XIX — начале XX вв. наблюдается вступление капитализма в новую стадию своего развития — стадию формирования государственно-монополистического капитализма.
Эволюция капиталистического общества в последние десятилетия XIX в. сопровождалась сужением сферы действия принципов свободной конкуренции и свободного рынка. При этом убыстряющимися темпами шел процесс централизации и концентрации производства. Появлялись разного рода капиталистические объединения в лице корпораций, трестов, синдикатов, картелей, устанавливавшие монополии в целых отраслях. Например: корпорация АЭГ и компания Сименса-Гальске-Шукерта в Германии, финансово-промышленные империи Дж. Рокфеллера (нефть) и П. Моргана (сталь) в США и др. При этом господство свободно-рыночных отношений служило лишь узкой группе богачей, финансовых и промышленных магнатов.
Распространение монополистической конкуренции и закрепление модели массового производства привели к радикальному изменению всей индустриальной экономической системы. Она приобрела ориентацию на абстрактный массовый рынок, где главной целью являлось лишь достижение безраздельного финансового могущества. Такая экономическая система была не способна разрешить растущее число социальных проблем и в свою очередь провоцировала глубочайшие экономические, социальные и политические противоречия. В результате триумф системы монополистического капитализма оказался прологом к его глубокому и, в конечном счете, фатальному кризису.
Монополизация экономики блокировала естественные механизмы рыночной саморегуляции. Нарушения принципов свободной конкуренции и соотношения спроса (минимализация) и предложения (перепроизводство) требовали вмешательства нового субъекта рыночных отношений, который был бы способен активно регулировать взаимодействие спроса и предложения. В такой роли могло выступить лишь государство.
Таким образом, следствием негативных последствий монополизации экономики стало переосмысление роли государства в экономическом развитии общества, для формирования принципиальной новой экономической стратегии западного общества. Эти идейные положения нашли теоретической осмысление в концепции Джона Кейнса, осуществившего настоящий переворот в экономической теории.
Неспособность свободного рынка к самовосстановлению в короткие сроки показала Первая мировая война. Серьезной проверкой стал и кризис 1929 — 1932 гг. Именно этот кризис поставил окончательную точку на свободно-предпринимательском капитализме и сделал государственное регулирование постоянным и ключевым элементом экономической и социальной сфер жизни западного общества.
Начало XX века привнесло свои изменения и в идейно-нравственные основы западного общества. Многие философы и мыслители определили это время емким термином «Закат Европы» (Шпенглер). Сущность этого процесса заключалась в кризисе рационалистического типа сознания. Развитие науки, рационалистическое обустройство жизни, удобства и комфорт сопровождались духовным «выхолащиванием» общества, неким надломом в сознании людей. Рационализм, наука и прогресс оказались недостаточны для полноценного человеческого существования. Страх крушения привычного образа жизни и несокрушимость будущего характеризовали духовный кризис начала новейшего времени, растянувшийся фактически на всю первую половину XX века.
Однако именно «смутное время» считается благоприятной почвой для рождения своего рода идей по переустройству и совершенствованию миропорядка. В результате начало нового века выделило два альтернативных друг другу направления по разрешению проблем, возникших перед индустриально развитым миром:
— демократическое направление, отстаивающее реформаторский путь преобразования общества;
— тоталитарно–авторитарное направление, предпочитающее революционный путь разрушения старого и создание нового мира.
Каждое из этих направлений включает в себя целый ряд различных, иногда противоборствующих друг с другом течений.
Демократическое: — либерализм, консерватизм, социал-демократия.
Тоталитарно-авторитарное: — марксизм, — левый тоталитаризм, — правый тоталитаризм (фашизм).
Именно наличие этих идейно-политических альтернатив определяло основные направления и тенденции развития человечества в течение большей части XX столетия.
XX век — это век национализма. Именно с его началом связывают рост активности освоения неевропейскими народами ценностей европейской цивилизации. Это стимулировало развитие в этих странах революционно-демократических и национально-освободительных движений, ставших прологом крушения великих колониальных империй.
Первая мировая война, имевшая целью новый передел мира, завершилась крушением нескольких крупных европейских империй и появлением новых независимых национальных государств. Таким образом, было положено начало кардинальным изменениям политической карты мира, которое придется на вторую половину XX века.
В течение же первой половины столетия мир по-прежнему оставался европоцентристским. Западные страны продолжали определять правила игры на международной арене и диктовать свою волю остальным странам и народам, которым отводилась лишь пассивная роль объектов политики великих держав.
• Александров А.А. Новейшая история стран Европы и Америки. Т. 1. М., 1986;
• История политических и правовых учений XX в. М., 1995;
• Козловский В.В., Уткин А.И. Модернизация: от равенства к свободе СПб., 1995;
• Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма //Полн. собр. соч. Т.27;
• Манхейм К. Кризис нашего времени. М., 1994;
• Маныкин А.С. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки. М., 2004;
• Мир на рубеже XIX–XX вв.: тенденции развития, противоречия, революции. М., 1991;
• Мировое политическое развитие: век ХХ. М., 1994–1995;
• Национализм, консерватизм и либерализм в новой и новейшей истории Запада. Калининград, 1996;
• Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриев О.В. Всеобщая история. М., 1999;
• Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время. М., 2006;
• Согрин В.В., Патрушев А.И. и др. Либерализм Запада XVII–XX вв. М., 1995;
• Тоталитаризм в Европе XX в.: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996;
• Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989;
• Федотова В.Г. Модернизация дугой Европы. М., 1997;
• ХХ век. Многообразие, противоречивость, целостность. М., 1996;
• Черняк Е.Б. Монополистический капитализм первой трети ХХ века в исторической ретроспективе //Цивилизация. 1992. Вып. 1.
Ведущие страны Западной Европы и Северной Америки на рубеже XIX–XX вв
§ 1. Великобритания в начале ХХ столетия
На протяжении нескольких столетий Великобритания занимала лидирующие позиции на мировой арене, как в сфере экономического развития, так и во внешнеполитических играх, в колониальном соперничестве.
XIX век часто и не без оснований называли «английским». Но наступившее новое столетие оказалось далеко не таким благоприятным для Британии, как предыдущий век. Лидерству Великобритании вызов бросили страны «молодого капитализма», основывавшие свой экономический потенциал на новейших технических и технологических разработках. Старые британские отрасли промышленности (горнодобывающая, металлургическая, текстильная), дававшие основной доход государственного экономического развития, не могли составить конкуренцию новым энергопроизводящим и энергопотребляющим отраслям, что в целом обуславливало все более очевидное отставание Англии в развитии собственной энергетической базы.
Серьезные проблемы возникли в конце XIX в. и в аграрном секторе. Английские зернопроизводители не выдерживали конкуренции дешевого американского хлеба, а позиции животноводства были подорваны экспортом мороженного австралийского мяса. Изменения сельскохозяйственных ориентаций, в свете рыночной конкуренции, требовали серьезных капиталовложений, которых на тот период не было.
В результате на фоне резкого ускорения темпов мирового экономического развития к началу XX в. Великобритания переместилась на третье место по уровню промышленного производства после США и Германии.
В такой ситуации все большую роль играло использование ресурсов огромной колониальной империи Великобритании, которая в первое десятилетие ХХ в. увеличилась еще почти на 2 млн. кв. км. В период с 1900 по 1913 г. территориальные владения выросли с 27, 8 до 29,7 млн. кв. км, а население зависимых от Англии земель составило 376,7 млн. человек.
Все это отражалось и на специфике национальной финансовой системы страны. Экспорт капитала становится ключевым компонентом экономики Англии. 75 % капиталовложений направлялись в колонии, причем они не отличались высокой рентабельностью. Деньги шли в развитие транспортной инфраструктуры, экспортные отрасли сельского хозяйства. Долгое время это позволяло сохранять высокие темпы экономического развития страны и сравнительно легко преодолевать любые кризисы.
Однако в последней трети ХIХ в. торговый баланс Великобритании значительно ухудшился (импорт в 2 раза превысил экспорт). Британские товары не выдерживали конкуренции с более дешевыми и качественными американскими и германскими товарами. Доля Великобритании в мировой внешней торговле уменьшилась с 22 % в 1870 г. до 15 % в 1913 г. Сохранение и расширение колониальной империи, превращение ее в закрытое экономическое пространство становится важнейшей задачей экономического развития страны.
В это же время, на самом рубеже веков Англии пришлось столкнуться с неприятным испытанием — англо-бурской войной (1899 — 1902 гг.). Победа на Юге Африки досталась англичанам дорогой ценой. Война показала, что возможности страны не безграничны. Это и заставило правящую элиту серьезно задуматься над принципами британской внешней политики и над будущим империи вообще.
Стало очевидным, что сохранить империю в неизменном виде невозможно. В рамках новой политики было расширено самоуправление некоторых крупнейших колоний. Вслед за Канадой, получившей самоуправление еще в 1867 г., статус доминиона получили Австралия (1900 г.), Новая Зеландия (1907 г.), Южно-Африканский Союз (1910 г.). С начала века стали проводиться Имперские конференции для совместного обсуждения вопросов внешней и торговой политики.
Однако в английских политических кругах на фоне актуализации вопроса о будущем империи наметились серьезные разногласия. Именно на рубеже ХIХ–ХХ вв. стабильная двухпартийная модель (либералы и консерваторы) политического развития британского общества претерпела серьезные изменения. К этому времени в набравшей силу к середине ХIХ в. либеральной партии произошел раскол. Выделилось два крыла либерализма, отстаивавших свои принципы в реализации назревших социально-политических реформ в стране. Поборники классического либерализма не смогли найти общий язык с последователями идеологии социального либерализма, предусматривавшего сращивание либеральных ценностей с демократическими.
Раскол либеральной партии произошел в 1886 г., инициатором его выступила группа либераловюнионистов во главе с Дж. Чемберленом. Эта группа пошла на союз с консерваторами, обеспечив им возможность, на протяжении 10 лет с 1895 по 1905 гг., осуществлять свою политику «прагматичного традиционализма», которая предусматривала:
— унитарное устройство Великобритании (отказ от идеи самоуправления Ирландии);
— укрепление имперской системы (имперский протекционизм).
Однако политика «особых отношений» с колониями наносила ущерб внутрибританской индустрии и серьезно обостряла социальные противоречия в обществе. Это усилило политическую нестабильность в стране и обеспечило победу либералов на парламентских выборах 1906 г. К власти пришли умеренные либералы во главе с премьер-министром г. КэмбеллБаннерманом, который предложил вернуться к идеям классического либерализма при одновременном возобновлении реформаторского курса, предусматривавшего решение целого ряда социальных вопросов. Лидером фракции социальных либералов стал молодой адвокат из Уэльса Давид Ллойд-Джордж.
Изначально он занимал в правительстве пост министра промышленности и торговли. По его инициативе уже в 1906 г. был принят ряд законов, заложивших основы системы социального обеспечения в стране (законы о трудовых конфликтах, о пенсионном обеспечении и о введении восьмичасового рабочего дня (для шахтеров), о страховании по болезни и безработице).
Идеи либерального реформизма Д. Ллойд-Джорджа нашли поддержку у широких слоев населения страны. В новом правительстве г. Асквита ему был предоставлен в 1909 г. пост министра финансов (канцлер казначейства). Уже первый предложенный им проект бюджета вызвал бурные дискуссии в парламенте страны.
Ллойд-Джордж объявил начало войны с бедностью, в частности, предусматривавшей выделение 1 % расходов на проведение социальных реформ. При этом предполагалось четырехкратное увеличение финансирования военно-морского вооружения. Основой реализации бюджета должна была стать налоговая реформа:
— повышение косвенных налогов (на табак, спиртные напитки, почту);
— увеличение налогов с крупных доходов, земельной собственности и наследства.
Бюджет дважды был провален палатой лордов, хотя и получил поддержку в палате общин. Под давлением короля Георга V бюджет был принят. Но несговорчивость лордов поставила на повестку дня вопрос о реформе парламента.
В мае 1911 г. был принят «Акт о парламенте». Палата общин получила право преодолевать вето Палаты лордов. Реформа привела к значительному усилению позиций правительства, опирающегося на парламентское большинство.
На фоне постоянных столкновений двух основных партий Великобритании, начиная с 1906 г. все больше набирает силу новая, имеющая серьезную поддержку в рабочей среде политическая сила — партия лейбористов (уже на выборах 1906 г. лейбористы получили 29 мест в парламенте). Они активно вступили в политическую борьбу со старой партийной элитой, вынашивая планы на получение влияния в стране.
Таким образом, в начале ХХ в. наблюдается нарастающий кризис двухпартийной системы Великобритании, связанный с появлением альтернативных политических движений. Однако на выборах 1910 г. либералы все же одержали победу, сохранили контроль над правительством, но утратили абсолютное большинство в Палате общин.
На фоне усиления межпартийной борьбы в Великобритании сфера внешней политики являлась чуть ли не единственной, где взгляды ведущих политических сил совпадали (или находили компромисс). После тяжелейшей победы в англо-бурской войне английское правительство решило отказаться от традиционной политики «блестящей изоляции» и стало на путь поиска союзников на фоне обострения международной обстановки в начале ХХ века. Не подвергалось сомнению основное положение британских внешнеполитических устремлений — участие Англии в новом территориальном разделе мира.
Явный экспансионизм Германии заставил Великобританию отказаться от попыток дипломатических сближений с этой страной и обусловил активные поиски других возможных партнеров.
Первые шаги были предприняты в отношении США в самом начале ХХ в. (речь идет о вопросе канадско-американской границы и сооружении Панамского канала). Тогда же (в 1902 г.) был заключен союзный договор с Японией. А 8 апреля 1904 г., забыв старые обиды, было заключено англо-французское соглашение («сердечное согласие» — «Антант Кордиаль»). В 1907 г. был подписан русско-английский договор, завершивший оформление военно-политического блока Антанты.
Таким образом, Германия окончательно была признана главным противником Великобритании. Концентрированное выражение англо-германское соперничество получило в гонке морских вооружений. Морское превосходство зависело от способности стран использовать для этого всю мощь национальной индустрии. А это означало, что вероятность военного столкновения противоборствующих сторон становилась все более реальной.
§ 2. Французская Третья республика в начале XX в
К началу ХХ столетия Франция также являлась одной из наиболее мощных по экономическому потенциалу держав мира. Здесь интенсивно стали развиваться новые перспективные отрасли экономики: алюминиевая, химическая, производство цветных металлов, автомобилестроение и др. Быстрыми темпами шло развитие энергетической базы. Франция лидировала в Европе по производству и использованию гидроэлектростанций (ГЭС). К началу века на подъеме было и железнодорожное строительство (около 50 тыс. км железных дорог — четвертое место в мире после США, России и Германии).
Однако столь серьезные показатели не могли полностью скрыть те проблемы, с которыми столкнулась французская экономика на рубеже веков. На это время приходится существенное замедление темпов развития государственной экономики Франции на фоне мощного индустриального рывка мировой экономики в целом.
С 1870 по 1913 гг. промышленное производство Франции выросло в три раза. В то же время мировое производство дало увеличение в пять раз. По этой причине в списке ведущих государств мира Франция переместилась со второго на четвертое место.
Причины этого коренились, во-первых, в самой структуре французской экономики, в большей степени ориентированной на производство средств потребления, нежели средств производства. Даже вступив на путь милитаризации экономики, связанный с подготовкой к войне, более 80 % станков и оборудования Франция ввозила из-за границы.
Во-вторых, это подавляющее преобладание в стране мелкого промышленного производства. К 1900 г. 94 % предприятий имели от одного до десяти работников.
Таким образом, на фоне индустриализации производства и проявления общих тенденций к росту монополистических объединений (металлургический синдикат «Комитэ де форж», сахарные и керосиновые картели, военный концерн «Шнейдер Крезо», автомобильные тресты «Рено» и «Пежо» и т.д.), в стране преобладал некапиталистический сектор мануфактурного типа.
В-третьих, значительную роль в экономике Франции играл аграрный сектор (в нем было занято более 40 % работающего населения), находившийся в состоянии затяжного кризиса, который начался еще в последней трети ХIХ в. Его характеризовали высокий процент малоземельного крестьянства (38 %) и низкий технический уровень сельскохозяйственного производства, определявший высокие цены на продукцию (в 20 раз дороже американской). В целом аграрный сектор был убыточен.
В-четвертых, концентрация капитала и его экспорт, где фактически 90 % капиталовложений уходило за границу. Причем преобладало не инвестирование, а кредитование. В результате — чрезмерная зависимость национальной экономики от благополучия финансовой системы и крайний инвестиционный голод в самой французской промышленности.
В-пятых, возобновление колониальной экспансии, которая сопровождалась расширением владений Франции в Северной Африке (районы Марокко и Туниса), объединением французских владений в Центральной Африке и аннексией Мадагаскара, а также усилением позиций во французском Индокитае. К 1913 г. колониальная империя Франции охватывала 10,6 млн. кв. км с населением более 53 млн. человек. Однако роль колоний в экономике Франции значительно уступала позициям колониальных владений Великобритании: лишь 13 % экспорта и 10 % импорта были связаны с колониями.
При этом Франция категорично выступала против амбиций стран «молодого капитализма» за передел мира. Военная катастрофа 1870 г. наложила глубочайший отпечаток на всю историю французского общества вплоть до Первой мировой войны. Крушение империи сопровождалось популяризацией республиканских настроений среди широких слоев населения страны.
В 1875 г. завершилась разработка конституции нового государства, вошедшего в историю под названием Третьей республики. Судьба этого государства, просуществовавшего до 1940 г., была очень непростой.
Особой неустойчивостью отличались первые годы существования Третьей республики. Два десятилетия наблюдалось острое противоборство сторонников и противников республики, частая смена правительственных кабинетов. Лишь к середине 90-х гг. ХIХ в. вопрос о форме правления и государственного устройства был снят с политической дискуссии и дальнейшие рассуждения и борьба мнений касались уже идей о том, какой быть Третьей французской республике.
Столь острая и продолжительная политическая борьба обуславливалась крайней пестротой и динамичностью политической жизни Франции этого времени. Шла непрекращающаяся партийная перегруппировка, партии возникали и исчезали, складывались различные альянсы, менялись ориентации и программно-целевые установки.
Однако уже на протяжении 80–90-х гг. XIX в. сложились явные предпосылки идейно-политического синтеза, ставшего основой стабилизации Третьей республики.
1. В базовых программах многочисленных партий имелись общие ценности, отстаивался единый вектор развития французского общества. Разница была лишь в акцентах и методах реализации общих целей (исключение — левое крыло социалистов, установка которых «до основания, а затем…»).
2. Важным консолидирующим фактором стала борьба за восстановление национального достоинства Франции. Вопрос о борьбе с Германией рассматривался в качестве первостепенной важности большинством французских политиков тех лет.
Именно эта общность взглядов на приоритеты общественного развития и страны в целом удерживала партийно-политическую систему Третьей республики в сравнительно сбалансированном состоянии. Но это далеко не исключало острой политической борьбы.
В новый век Франция вошла ведомая коалиционным кабинетом так называемой «республиканской защиты» П. Вальдека-Руссо. В его состав помимо республиканцев вошли представители монархических партий и социалисты. Появление последних в правительстве ведущей страны Европы («казус Мильерана») являлось событием мирового масштаба — новая эпоха в европейском социалистическом движении. Правительство просуществовало недолго, лишь до 1902 г. И на первый взгляд добилось скромных успехов. Однако именно кабинет Вальдека-Руссо сумел:
1. Предотвратить открытый гражданский конфликт в обществе («дело Дрейфуса» — борьба с антиреспубликанской коалицией);
2. Решить ряд вопросов о труде (одиннадцатичасовой рабочий день для промышленных рабочих, восьмичасовой для государственных служащих, декрет об условиях труда, о выборных в Высший совет труда и т.д.), что способствовало формированию стабильной системы производственных отношений;
3. Сориентировать практически все политические силы на конструктивное участие в подготовке новых парламентских выборов.
Парламентские выборы 1902 г. принесли успех левым силам, объединивших радикалов, социалистов и левых республиканцев. Правительство «левого блока» возглавил Эмиль Комб (один из лидеров французского масонства).
Кабинет Комба собирался провести целый ряд социальных реформ: ввести подоходный налог, расширить систему пенсионного обеспечения, провести национализацию железных дорог, утвердить закон о конгрегациях (религиозных ассоциациях), принятый еще в 1881 г. (антицерковная политика). Реализация именно последней меры вызвала серьезный конфликт с клерикальными кругами (дошло до разрыва дипломатических отношений с Ватиканом). В 1904 г. был внесен законопроект о полном отделении церкви от государства. В целом именно этот конфликт не позволил правительству осуществить социально-экономические преобразования. А в конце 1904 г. разразился громкий скандал с высшими армейскими чинами, ознаменовавший смену правительства. Однако и новое правительство М. Рувье было недолговечным, хотя и сумело провести в жизнь церковный закон Комба.
Вместе с тем новые парламентские выборы 1906 г. закрепили успех левых сил, чей правительственный курс нашел поддержку у большинства избирателей. Партии радикалов и радикал-социалистов получили устойчивое большинство в парламенте. В правительство Ж. Сарьена вошли многие политические деятели, обеспечившие будущее Третьей республики: лидер радикал-социалистов Ж. Клемансо (глава правительства с 1907 г.), независимый социалист А. Бриан, глава Республиканско-демократической партии Р. Пуанкаре.
Новый кабинет заявил, что он начнет по-настоящему проводить работу по реформированию общества. Однако решить острейшую проблему стабилизации трудовых отношений и нормализации социальной ситуации в стране ему не удалось. Использование регрессивных мер в решении трудовых конфликтов подорвало авторитет правительства и в 1909 г. Ж. Клемансо ушел в отставку. Правительство сменившего его А. Бриана не смогло справиться с политическим кризисом, вызванным обострившимися конфликтами между парламентскими фракциями.
В период с 1911 г. по 1914 г. в стране сменилось восемь кабинетов. «Министерская чехарда» до крайности обострила политическую нестабильность. Лишь победа на президентских выборах Р. Пуанкаре, предложившего свою программу создания «великой и сильной Франции», несколько отрезвила политический бомонд. Пуанкаре попытался сместить спектр политической борьбы от социальных проблем в сторону внешнеполитических.
А во внешнеполитическом положении Франции к началу ХХ века действительно произошли существенные перемены. Усиливающееся франко-германское противостояние привело к оформлению стратегического союза Франции с Россией, а затем и с Англией. Ускоренная консолидация противостоящих блоков (Тройственный союз и Антанта) ставила Европу перед фактом неминуемой глобальной войны.
Рубеж веков ознаменовался и активизацией французской колониальной политики. Ее основными сферами были Африка и Индокитай. В 1911 г. из-за вопроса о статусе Марокко произошел конфликт с Германией, едва не переросший в стадию открытого военного противостояния. Последнее еще более подтолкнуло Францию на укрепление союзного блока Антанты и начало подготовки к прямому столкновению с германским блоком. Франция сыграла важную роль в расширении контактов стран Антанты с Италией, содействовала консолидации Балканского союза.
На фоне эскалации международной напряженности в стране усилились националистические и милитаристические настроения. Отношение к войне стало определяющим фактором общественной жизни и, не смотря на обострение внутриполитической борьбы, накануне Первой мировой войны все-таки консолидировало общество.
§ 3. Германская империя в начале новейшего времени. Борьба за мировое лидерство
Германская империя возникла на завершающей стадии объединения немецких земель после разгрома Франции во франко-прусской войне. У ее истоков стоял самый крупный политический деятель Германии ХIХ в. — О. Бисмарк, занимавший пост канцлера с 1862 по 1890 гг. С его уходом в истории Германии начинается новый этап, который продлится до 1918 г.
В 1888 г. на престол взошел молодой импульсивный император Вильгельм II, мечтавший превратить Германию в ведущую мировую державу. Расчетливость и осторожность Бисмарка раздражали нового императора, и его политическая судьба была решена. Поводом к отставке стал обострившийся «рабочий вопрос» и «левые» выборы в рейхстаг.
С уходом Бисмарка в политический курс империи вносятся серьезные коррективы:
1. Интеграция профсоюзов и умеренной социал-демократии в политическую систему империи;
2. Рост популярности экспансионистских идей в обществе;
3. Создание сильной армии и мощного флота.
Реализации этих планов способствовало бурное развитие немецкой экономики. К 1900 г. Германия вышла на второе место среди ведущих индустриальных держав. Ключевую роль в развитии германской экономики играли новейшие отрасли индустрии: электротехническая, алюминиевая и химическая. Динамично развивались машиностроение, металлургия и другие направления производства. Немецкая промышленность отличалась высокой энергоемкостью, использовались новейшие технологии и передовое оборудование. Это обеспечивало беспрецедентные темпы роста производительности труда (около 2,6 % в год, что было больше чем в США и в Великобритании вместе взятых — 1,5 % и 0,6 % соответственно), низкую себестоимость товаров и их высокое качество.
Германия на рубеже ХIХ — ХХ вв. — один из ведущих экспортеров промышленной продукции в мире. Германский торговый флот вышел на второе место в мире после Великобритании.
К началу ХХ столетия Германия, как и все ведущие державы мира, вступила в новый экономический цикл, сопровождавшийся концентрацией производства и централизацией капитала. Накануне Первой мировой войны в немецкой промышленности существовало более 600 монополистических объединений. Что же касается рынка финансов, то к 1909 г. более 80 % всего германского капитала аккумулировали активы девяти крупнейших банков страны. Однако в экспорте капиталов Германия существенно уступала странам «первого эшелона» и, прежде всего, из-за ограниченного масштаба колониальных владений.
Завоевание внешних рынков и расширение колониальных владений империи становится ведущим направлением деятельности нового политического руководства страны.
Однако, обладая высокоразвитой промышленностью, передовой технологией, задавая тон и темп развития западной цивилизации во многих сферах экономической жизни, Германия в то же время имела политическую систему, в которой сохранялось немало пережитков, унаследованных от прошедшей эпохи. Это противоречие накладывало весьма серьезный отпечаток на всю внутриполитическую жизнь империи.
Стабильность политической системы во многом зависела от прочности блока двух ведущих социальных сил общества: прусского юнкерства и магнатов немецкой промышленности. У них было много общего, но были и существенные разногласия, которые ставили любое правительство в непростую ситуацию. Оно вынуждено было постоянно лавировать между двумя лидирующими группами для поддержания политической стабильности. Это отчетливо проявилось в политике наследников Бисмарка — канцлеров Хлодвига Гогенлоэ (1894–1900) и Бернарда фон Бюлова (1900–1909). Экономическая политика их правительств была полностью ориентирована на интересы землевладельческой и предпринимательской элиты.
Гогенлоэ и фон Бюлов делали ставку на активизацию лояльных политических сил и их консолидацию вокруг правительства. Конечной целью стало соединение консерваторов и либералов. Однако ее осуществлению с конца ХIХ в. стал мешать перекос политических сил в парламенте, где преобладали партия католического центра и социал-демократы. Этот довольно странный альянс политических партий не раз вставлял палки в колеса правительству и в конечном итоге спровоцировал политический кризис 1906 г.
В результате отказа депутатов поддержать правительственный запрос о выделении дополнительных средств на подавление восстания в Юго-Западных колониях Африки, рейхстаг был распущен и назначены новые выборы. Канцлер Бюлов сумел создать блок консерваторов и национал-либералов, и добился победы на внеочередных выборах 1907 г. Однако объединение оказалось недолговечным. Основные разногласия касались вопроса о социально-экономических преобразованиях.
Немецкие консерваторы выступали за последовательное осуществление охранительного протекционистского курса. Либералы настаивали на продолжении политики либерализма и выступали за развитие конституционно-монархических принципов построения государства. Раскол между ведущими политическими партиями блока привел к его распаду и к отставке фон Бюлова в 1909 г.
Новый канцлер Т. Бетман-Гольвег опирался уже на иную политическую комбинацию: католический центр и консерваторы («черно-голубая коалиция»). Однако эти политические партии с трудом находили точки соприкосновения при поддержке правительства. После парламентских выборов 1912 г. ситуация еще более обострилась, так как крупнейшей фракцией в рейхстаге становится социал-демократическая. Лишь в вопросах обороноспособности страны, внешней политики и подготовке к грядущей войне рейхстаг выступал достаточно консолидировано.
Внешняя политика Германии в начале ХХ века определилась двумя основными факторами:
1. Расширение масштабов колониальной экспансии;
2. Нарастание националистических и шовинистических настроений в обществе.
«Германия превыше всего!» — этот лозунг получил широкое хождение и воспринимался как данность самыми различными слоями немецкого общества. Именно в это время немцев начали готовить к усвоению мысли об избранности «немецкой нации», ее особой роли в развитии человеческой цивилизации. В такой ситуации сверхинтенсивные военные приготовления не вызывали в обществе отторжения и казались вполне естественными и необходимыми. Внешняя экспансия рассматривалась и как основное средство решения внутренних проблем немецкого общества.
В начале ХХ века к жесточайшему франко-германскому антагонизму добавилось быстрое ухудшение отношений с Англией. К этому следовало добавить и весьма прохладные русско-германские отношения. В начале нового столетия именно Германия являлась виновницей острейших международных кризисов (например, 1905 и 1911 гг. из-за Марокко). Это закрепило за Германией репутацию непредсказуемой и опасной страны. Число откровенных противников Германии неуклонно росло, а количество союзников осталось практически неизменным со времен Бисмарка (главный союзник — Австро-Венгрия).
Уже в 1905 г. германский генеральный штаб завершил подготовку плана ведения военных действий, предполагавшего целесообразность превентивной войны («план Шлиффена»). Подготовка к войне была начата. Уже в 1909–1914 гг. военные расходы увеличились на 33 % и составили половину государственного бюджета страны.
В немецком обществе не оказалось серьезных противников внешнеполитического курса правительства и к началу Первой мировой войны в Германии имело место достаточно прочное национальное единство.
§ 4. США в годы «прогрессивной эры»
В новый век США вступили как динамично развивающаяся страна, всерьез претендующая на лидерство среди традиционных великих держав. К этому у США имелись весьма благоприятные условия. После окончания гражданской войны 1861–1865 гг. экономика страны набирала стремительные темпы роста.
Важнейшими факторами, обусловившими этот рост являлись:
1) завершение процесса заселения и освоения территории страны;
2) беспрецедентное расширение внутреннего рынка;
3) географическое положение страны, которое обеспечивало безопасность и приоритет производства над обороной;
4) наличие богатейших природных ресурсов;
5) обладание большими возможностями для повышения технического уровня производства.
В результате, стали реальностью максимальные показатели экономического роста во всех сферах экономики. В 1890 г. по объему промышленной продукции США вышли на первое место в мире. Это была страна новых промышленных отраслей (автомобилестроения, электротехнической, нефтяной, химической) и новых современных технических изобретений (электровозы, телефоны, трамваи и т.п.).
Однако в конце ХIХ–начале ХХ вв. свободно-предпринимательский капитализм, основанный на принципах свободного рынка, постепенно вступил в стадию системного кризиса. Страна с бурно развивавшейся экономикой вступила в полосу острых социальных конфликтов на фоне роста политической активности масс (особенно в рабочей среде).
Одним из путей выхода из этого кризиса стал реформизм. В США этот курс называли «прогрессизм». В основе его лежали принципы, получившие теоретическую разработку в экономических идеях Кейнса: государственное регулирование экономики и проведение социальных реформ.
Причины перехода к реформизму были следующие:
1. Недовольство уровнем жизни в различных слоях общества;
2. Засилье финансовых и промышленных магнатов (крайняя монополизация экономики);
3. Развитие движения макрейкеров («разгребатели грязи») — обличителей всех пороков американского общества.
В результате реформаторский курс в качестве своей политической программы выдвинули обе политические партии страны: республиканская и демократическая.
Вместе с тем к началу ХХ века ведущей силой в стране являлась республиканская партия, одержавшая на выборах 1900 г. убедительную победу. Президентом страны был вторично избран У. Мак-Кинли. Именно при нем страна достигла наивысших успехов. Будучи представителем «старой гвардии» республиканцев, он пошел на выборы в тандеме с лидером «молодых реформаторов» Теодором Рузвельтом, получившем пост вице-президента.
Но уже 14 сентября 1901 г., после покушения на Мак-Кинли и его кончины, Т. Рузвельт становится Президентом США. Это был яркий, колоритный и динамичный человек. Именно с его приходом к власти большинство историков связывают начало «прогрессивной эры» в истории Америки.
1. Увеличение роли государства в сфере социально-экономических отношении;
2. Утверждение принципа сотрудничества в отношениях между различными социальными группами и закрепление за государством роли арбитра, защищающего общественное благо;
3. Превращение экспансии в общенациональную доминанту развития американского общества.
Первоначально новый президент уделял основное внимание укреплению позиций своей фракции в партии и внедрению в общественное сознание мысли о необходимости перемен. Большую популярность Рузвельту принесла борьба с трестами. По его инициативе конгрессом были приняты антитрестовские законы. Среди них выделяется закон об установлении госконтроля над производством и продажей продовольственных товаров.
В 1904 г. Рузвельту удалось добиться переизбрания на пост президента с программой широких реформ под названием «нового национализма».
Уже в 1906 г. был принят ряд законов, существенно расширивших контроль государства над деятельностью крупных корпораций и трестов, в том числе: — закон Хапберна о регулировании железнодорожных тарифов, — закон о контроле над изготовлением лекарств и пищевых продуктов, — закон о контроле над условиями труда и введении санитарных инспекций на скотобойнях.
Правительство регулярно вмешивалось во все крупные забастовки, иногда принимая сторону рабочих. Именно в период президентства Т. Рузвельта США первыми из великих держав занялись природоохранительной деятельностью.
Республиканская партия осталась у власти и на новое четырехлетие. Новым президентом в 1908 г. стал личный друг Рузвельта, бывший военный министр У. Тафт. Рузвельт не сомневался в продолжении его реформаторского курса, но жизненные реалии оказались много сложнее.
«Старая гвардия» сумела ловко скоординировать действия Тафта по пересмотру проводимого ранее курса («закон о тарифах» 1909 г.). В результате осложнились отношения Тафта со многими конгрессменами, он восстановил против себя фермерское население, мелкую и среднюю буржуазию, интеллигенцию, т.е. социальную базу прогрессистского движения. В республиканской партии назрел раскол на прогрессистов (Лафолет, Камминз, Бристоу, Норрис и др.) и консерваторов (Пейн, Олдрич, Кеннон и др.).
К 1911 г. прогрессисты пришли к выводу, что внутрипартийный компромисс невозможен и создали Национальную прогрессивную республиканскую лигу. На выборах 1912 г. Лига выдвинула своего кандидата в президенты Т. Рузвельта с его программой дальнейших реформ. Таким образом, произошло официальное оформление раскола. Двухпартийная традиция политической борьбы в США была нарушена.
На фоне жесткой борьбы в лоне республиканцев, демократы выдвинули кандидатом в президенты известного историка, государствоведа, специалиста по международным отношениям, губернатора штата Нью-Джерси Вудро Вильсона. Он был известен как активный сторонник реформ, и его программа включала в себя практически все требования, отстаиваемые прогрессистами. Часть из них решила поддержать кандидатуру В. Вильсона. В итоге он и стал президентом.
Первый период его правления получил название «новой свободы» или «новой демократии». Он продолжался в течение двух лет (март 1913 — октябрь 1914 гг.) и как бы завершал «прогрессивную эру». К числу крупнейших инициатив, воплощенных в жизнь за это время, следует отнести:
Источник