Итоги модернизации стран европы

Итоги модернизации стран европы

ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

АРМИЯ РОССИИ

СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Модернизация европейского общества в период нового времени. Эпоха Просвещения

XVIII в. вошѐл в мировую историю как время начала модернизации и как эпоха Просвещения. Под модернизацией, в широком смысле слова, понимается процесс обновления традиционного общества, осуществляющего переход к обществу современного типа. Именно через понятие «современность» раскрывается основной смысл термина «модернизация», в котором он используется в многочисленных теориях модернизации (У. Ростоу, Д.Белла и др.). При этом речь идѐт об историческом периоде общественного прогресса, отсчѐт которого, как правило, ведѐтся с момента появления капитализма: под модернизацией понимается переход от доиндустриального (аграрного) общества — к индустриальному, капиталистическому обществу, от традиционного общества – к современному.

В исторических дефинициях модернизация рассматривалась в этноцентристском плане как синоним «вестернизации» и означала движение к существующим на конкретной территории и в конкретное время обществам – образцам. В европейских странах этот сложный процесс, охвативший все сферы жизни общества, протекал в течение полутора столетий. В сфере производства модернизация означала промышленную революцию, индустриализацию, т. е. утверждение машинного производства, фабричной организации труда.

В социальной сфере модернизация проявилась в урбанизации, т.е. в быстром росте городов, городского населения, и его преобладании в социальной структуре общества. В политической сфере модернизация нашла выражение в формировании демократической системы власти, в создании основ правового государства, гражданского общества. В духовной сфере модернизация сопряжена с процессом секуляризации, т. е. с освобождением общества и личности от регулирующего воздействия религии, церкви. Государственная власть, социальное устройство при этом как бы лишаются божественного ореола, божественной санкции.

Читайте также:  Презентация путешествие по английским странам

Вместе с тем, получают распространение грамотность, образование, а также рациональные знания об окружающем мире. Формируется новый тип социально активной, мобильной личности. Идейной основой модернизации европейского общества стала идеология эпохи Просвещения, ярко выраженная учении известных французских философов Вольтера, Дидро, Монтескье и др. Для просветительской идеологии характерен был рационализм, т. е. культ разума, сопряжѐнный с верой в его неограниченные возможности. Согласно взглядам философов-просветителей, люди как разумные существа способны, призваны переустроить общество на разумных основаниях.

Важной составляющей рационализма идеологии Просвещения стала идея секуляризации, хотя просветители в большинстве своѐм не были атеистами и не отрицали Бога и религию как таковую. Речь шла о том, что Бог сотворил мир, который в дальнейшем развивается согласно своим естественным законам, не предусматривающим божественного вмешательства: всѐ зависит от самого человека, от его деятельности или бездействия. Рационализм просветительской идеологии означал критический анализ состояния общества с точки зрения разума и понятия закона, которое было распространено на общественную жизнь. Свобода же личности рассматривалась мыслителями Просвещения в качестве неотъемлемого «естественного» права.

С позиции теории «естественного права» просветители подвергали резкой критики «старый порядок» устройства общества, для которого характерны были ограничения прав личности, самодержавная политическая власть, невежество, косность и т. п. Идеологи Просвещения считали, что необходимо готовить общественное мнение к осознанию необходимости прогрессивных преобразований через реформы. Они были убеждены в том, что «общественное благо» призвана обеспечить просвещѐнная государственная власть: усовершенствованное государство может стать главной движущей силой этих преобразований.

Относительно конкретных форм государственно устройства у философов-просветителей не было единого мнения. Например, Вольтер был сторонником абсолютной монархии, считая, что просвещѐнный монарх, вооружѐнный научным знанием, знанием законов, и обладающий при этом неограниченной властью способен осуществить реформы, необходимые для «общего блага». Монтескье же считал, что необходимо разделение властей, при котором законодательная власть должна опираться на народное представительство и создавать противовес исполнительной власти монарха. В тоже время должна действовать третья независимая судебная власть. По мнению же Руссо, основой всех действующих обществе законов должна быть коллективная воля народа, выраженная в «общественном договоре», в целях выполнения которого государство может применять принуждение в отношении отдельной личности. Идеология Просвещения отражала, прежде всего, интересы буржуазии в еѐ борьбе против старого феодального порядка с его сословным неравенством, религиозным фанатизмом и т. д.

Когда Запад перешѐл от традиционного (средневекового), в современное состояние, незападные страны стали реагировать на его возвышение. Характер этой реакции концептуально представил английский историк А. Тойнби в понятиях «вызова» и «ответа». Под вызовом понимают те негативные воздействия, которые общество может превратить в стимулы своего развития – ответы. Так, по отношению к России Тойнби находит три вызова: природы, монголо-татарского нашествия и подъѐма Запада.

Ответом на вызов Запада (его возвышение, вызвавшее опасение быть завоѐванной, колонизованной, отсталой) Россия ответила модернизацией – попыткой догнать Запад. Развивая, данный концептуальный подход, некоторые современные отечественные исследователи, обобщая опыт российских модернизаций XVIII — начала XX вв., а, соответственно, и опыт реформ этого периода, утверждают, что они осуществлялись по имперской модели. Суть этой модели заключается в том, что модернизация была подчинена, прежде всего, таким главным задачам, как поддержание статуса великой державы, как оборона от внешней агрессии, военно-политическая экспансия империи. С XVIII в. в российской истории связана реформаторская деятельность таких выдающихся исторических личностей, как Пѐтр I и Екатерина II, которые, осуществляя реформы, стремились к достижению тех идеалов общественного устройства, которые предлагала в своѐ время западноевропейская общественная мысль.

При этом общественно-исторические условия, в которых разворачивалась их преобразовательская деятельность, существенно отличались. В результате можно говорить об историческом опыте двух моделей российских реформ XVIII в. Пѐтр I, руководствуясь идеями западных философов-рационалистов, был убеждѐн, что его поданные не способны осознать значение труда ради общего блага как необходимого условия для достижения их собственного блага, поэтому, и требуют принуждения со стороны государства.

Поскольку процесс реформирования был трудным, а элита, проводившая модернизацию, была очень нетерпеливой, то ставилась задача коренного изменения культуры общества, его ценностей. Екатерина II также, как и Петр I, находилась под влиянием западноевропейских общественно- философских теорий, но содержание самих этих теорий в период еѐ правления стало несколько иным: идеи философов-рационалистов были развиты и дополнены просветителями, которые стремились доказать, прежде всего, то, что деспотические формы правления приводят, в конечном счѐте, к ослаблению, кризису и гибели государства. Для просветительских теорий был характерен либерализм, означавший признание самоценности человеческой личности и еѐ свободы. Кроме того, если в петровское время закон выступал в качестве средства, то в екатерининское время он становится едва ли не самоцелью, и создание справедливых законов рассматривается как обязанность правителя.

Другие новости и статьи

Запись создана: Вторник, 16 Октябрь 2018 в 7:28 и находится в рубриках Век дворцовых переворотов.

Источник

Итоги модернизации стран европы

Модернизация — процесс перехода от аграрного общества к индустриальному и постиндустриализации, процесс, изменяющий все стороны жизни человека: экономической, социальной, политической и культурной. В конце XIX в. изменил, которые заложат основу социально-экономического и политического развития вплоть до середины XX в. Становление фабричной промышленности придало техническому прогрессу невиданный темп (тысячи изобретений). Стала создаваться система высшего технического образования, прогресс техники приобрёл значение научно-технического прогресса. Человечество овладело электричеством и тут же применило его для нужд промышленного производства. Начинает использовать углеводородное топливо. Изобретение двигателя внутреннего сгорания ускорило механизацию практически всех видов транспорта. Становление нефтепереработки привело развитию промышленной химии (органической и неорганической). Ускоренное развитие пароходы, железная дорога, автомобиль, трубопровод, транспорт, воздушный (дирижабли и самолёты). Энергетика, добывающая промышленность, химия, транспорт стимулировали дальнейшее развитие металлургии и машиностроения, рост городов и благосостояние людей. Стали появляться новые отрасли промышленности, производство искусственных материалов, новые методы добычи угля, нефти. Становление ВПК в его современном понимании. Появление множества предприятий развивал рост конкуренции, укрупнения и концентрации производства и монополизация.

Стал складываться новый тип хозяйственной организации и производства — монополии. Они появились в Германии в начале 70-х гг. Предпосылкой возникновения монополий явился целый ряд объективных причин: во-первых, концентрация производства и капитала, во-вторых, успехи технического прогресса, в-третьих, осуществление крупных хозяйственных проектов, например, строительство больших промышленных предприятий, развитие транспортных средств и т. д., что было уже не под силу отдельному капиталисту. Но настоящий размах их деятельность приобрела с начала 90-х гг. в Германии. США. Англии и в некоторых др. странах. Так, например, в Германии они приняли форму картелей и синдикатов. В США монополии выступили в форме трестов. Одной из первых монополий: трест “Стандарт ойл” (1872 г), США, созданный Дж. Рокфеллером, объединивший нефтедобычу, — переработку и железнодорожный транспорт (в кон, XIX в контролировал 90% нефтепереработки). Уже к рубежу XIX — XX вв. сложились следующие виды монополий: трест—объединения с потерей производственной, экономической и часто юридической самостоятельности, в пользу головной компании: картель — объединял предприятия одной отрасли, сохраняя производственную и юридическую самостоятельность, заключают соглашение, регулирующее производство и сбыт; синдикат — регулирование закупки сырья и сбыта готовой продукции; концерны- объединение под единым контролем нескольких монополий разных отраслей промышленности, торговли и финансов для создания благоприятных условий перетекания капиталов.

Монополизация поставила под угрозу конкуренцию, что повлияло серьёзно социально-экономическим потрясениям (страдали слабые предприниматели, потребители, ремесленники, рабочие, сельское население. Усиление положения власть монополистической буржуазии. Необходимость вмешательства государства, ограничивая процесс монополизации определёнными рамками. Одним из первых антитрестовое законодательство появилось в США ( 1890 г.). Так, возросла экономическая роль государства. Параллельно начался процесс проявления монополистических тенденций в мировой экономике (транснациональной корпорации). Доминирующее положение начинают занимать ведущие отрасли промышленности. Особенно бурное развитие получили металлургия и машиностроение. Англичанин Бессемер изобрел конверторный способ выплавки стали. Все нововведения, означавшие по существу качественно новый этап промышленного производства, создавали предпосылки для перехода к более высокой стадии развития капитализма — империализму, вызвали настоящую революцию в целом ряде отраслей капиталистического хозяйства. Переход к массовому производству стали открыл большие возможности для развития железнодорожного и морского транспорта. Кроме того, технический прогресс создал новую основу для переворота в военном деле и вооружениях, благодаря чему милитаризм становится одним из важнейших инструментов классового господства финансово-промышленной буржуазии. В крупнейших капиталистических государствах (США, Германии, Англии и др.) возникали новые отрасли промышленности: электрической; электротехнической, химической. Паровой двигатель все больше вытеснялся двигателем внутреннего сгорания.

На протяжении последней трети XIX в. в странах Западной Европы и США окончательно складывается тип буржуазного государства. Основными признаками его были наличие парламентской системы, системы буржуазных партий, сильного аппарата государственной власти. Ее основной признак— сильная экономика и полная власть, т. е. диктатура правящих верхов промышленности и финансовой буржуазии. Значительно расширилось вмешательство государства в различные сферы социальных отношений и общественной жизни. Выросла роль исполнительной власти в сравнении с законодательной. Возрастающее значение приобретали полиция, суд, армия. Пролетариат превратился в ведущую силу не только общественного производства, но и технического прогресса. Именно в эту эпоху буржуазия стала реакционным классом, а передовым становится пролетариат.

Таким образом, на рубеже веков мир вступил в фазу организованного капитализма: крах свободного рынка; господство монополий (стальная -Морган, Сименс,); ответственность государства за определенный контроль и регулирование социально-экономических отношений; уменьшение расслоения среди рабочего класса. Таким образом, закладывался основы “среднего класса”. Женщины стали частью рабочего класса. Открытие расщепления атома, рентгеновских лучей, теории относительности -революция в естественных науках. Кризис рационализма. Возникли и распространились самые причудливые течения и школы в культуре, искусстве, литературе. Развивались идеи демократии, свободы, морали. Утверждались институты политической демократии, с её многопартийностью, общими органами, разделением властей. Ключевую роль играли либералы, социал-демократы, консерваторы. Но мировое развитие шло неравномерно. Наиболее высокие темпы экономического развития в США, Германии, Японии, которые обгоняли Англию и Францию.

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

Источник

Итоги модернизации стран европы

ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

АРМИЯ РОССИИ

СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Модернизация европейского общества в период нового времени. Эпоха Просвещения

XVIII в. вошѐл в мировую историю как время начала модернизации и как эпоха Просвещения. Под модернизацией, в широком смысле слова, понимается процесс обновления традиционного общества, осуществляющего переход к обществу современного типа. Именно через понятие «современность» раскрывается основной смысл термина «модернизация», в котором он используется в многочисленных теориях модернизации (У. Ростоу, Д.Белла и др.). При этом речь идѐт об историческом периоде общественного прогресса, отсчѐт которого, как правило, ведѐтся с момента появления капитализма: под модернизацией понимается переход от доиндустриального (аграрного) общества — к индустриальному, капиталистическому обществу, от традиционного общества – к современному.

В исторических дефинициях модернизация рассматривалась в этноцентристском плане как синоним «вестернизации» и означала движение к существующим на конкретной территории и в конкретное время обществам – образцам. В европейских странах этот сложный процесс, охвативший все сферы жизни общества, протекал в течение полутора столетий. В сфере производства модернизация означала промышленную революцию, индустриализацию, т. е. утверждение машинного производства, фабричной организации труда.

В социальной сфере модернизация проявилась в урбанизации, т.е. в быстром росте городов, городского населения, и его преобладании в социальной структуре общества. В политической сфере модернизация нашла выражение в формировании демократической системы власти, в создании основ правового государства, гражданского общества. В духовной сфере модернизация сопряжена с процессом секуляризации, т. е. с освобождением общества и личности от регулирующего воздействия религии, церкви. Государственная власть, социальное устройство при этом как бы лишаются божественного ореола, божественной санкции.

Вместе с тем, получают распространение грамотность, образование, а также рациональные знания об окружающем мире. Формируется новый тип социально активной, мобильной личности. Идейной основой модернизации европейского общества стала идеология эпохи Просвещения, ярко выраженная учении известных французских философов Вольтера, Дидро, Монтескье и др. Для просветительской идеологии характерен был рационализм, т. е. культ разума, сопряжѐнный с верой в его неограниченные возможности. Согласно взглядам философов-просветителей, люди как разумные существа способны, призваны переустроить общество на разумных основаниях.

Важной составляющей рационализма идеологии Просвещения стала идея секуляризации, хотя просветители в большинстве своѐм не были атеистами и не отрицали Бога и религию как таковую. Речь шла о том, что Бог сотворил мир, который в дальнейшем развивается согласно своим естественным законам, не предусматривающим божественного вмешательства: всѐ зависит от самого человека, от его деятельности или бездействия. Рационализм просветительской идеологии означал критический анализ состояния общества с точки зрения разума и понятия закона, которое было распространено на общественную жизнь. Свобода же личности рассматривалась мыслителями Просвещения в качестве неотъемлемого «естественного» права.

С позиции теории «естественного права» просветители подвергали резкой критики «старый порядок» устройства общества, для которого характерны были ограничения прав личности, самодержавная политическая власть, невежество, косность и т. п. Идеологи Просвещения считали, что необходимо готовить общественное мнение к осознанию необходимости прогрессивных преобразований через реформы. Они были убеждены в том, что «общественное благо» призвана обеспечить просвещѐнная государственная власть: усовершенствованное государство может стать главной движущей силой этих преобразований.

Относительно конкретных форм государственно устройства у философов-просветителей не было единого мнения. Например, Вольтер был сторонником абсолютной монархии, считая, что просвещѐнный монарх, вооружѐнный научным знанием, знанием законов, и обладающий при этом неограниченной властью способен осуществить реформы, необходимые для «общего блага». Монтескье же считал, что необходимо разделение властей, при котором законодательная власть должна опираться на народное представительство и создавать противовес исполнительной власти монарха. В тоже время должна действовать третья независимая судебная власть. По мнению же Руссо, основой всех действующих обществе законов должна быть коллективная воля народа, выраженная в «общественном договоре», в целях выполнения которого государство может применять принуждение в отношении отдельной личности. Идеология Просвещения отражала, прежде всего, интересы буржуазии в еѐ борьбе против старого феодального порядка с его сословным неравенством, религиозным фанатизмом и т. д.

Когда Запад перешѐл от традиционного (средневекового), в современное состояние, незападные страны стали реагировать на его возвышение. Характер этой реакции концептуально представил английский историк А. Тойнби в понятиях «вызова» и «ответа». Под вызовом понимают те негативные воздействия, которые общество может превратить в стимулы своего развития – ответы. Так, по отношению к России Тойнби находит три вызова: природы, монголо-татарского нашествия и подъѐма Запада.

Ответом на вызов Запада (его возвышение, вызвавшее опасение быть завоѐванной, колонизованной, отсталой) Россия ответила модернизацией – попыткой догнать Запад. Развивая, данный концептуальный подход, некоторые современные отечественные исследователи, обобщая опыт российских модернизаций XVIII — начала XX вв., а, соответственно, и опыт реформ этого периода, утверждают, что они осуществлялись по имперской модели. Суть этой модели заключается в том, что модернизация была подчинена, прежде всего, таким главным задачам, как поддержание статуса великой державы, как оборона от внешней агрессии, военно-политическая экспансия империи. С XVIII в. в российской истории связана реформаторская деятельность таких выдающихся исторических личностей, как Пѐтр I и Екатерина II, которые, осуществляя реформы, стремились к достижению тех идеалов общественного устройства, которые предлагала в своѐ время западноевропейская общественная мысль.

При этом общественно-исторические условия, в которых разворачивалась их преобразовательская деятельность, существенно отличались. В результате можно говорить об историческом опыте двух моделей российских реформ XVIII в. Пѐтр I, руководствуясь идеями западных философов-рационалистов, был убеждѐн, что его поданные не способны осознать значение труда ради общего блага как необходимого условия для достижения их собственного блага, поэтому, и требуют принуждения со стороны государства.

Поскольку процесс реформирования был трудным, а элита, проводившая модернизацию, была очень нетерпеливой, то ставилась задача коренного изменения культуры общества, его ценностей. Екатерина II также, как и Петр I, находилась под влиянием западноевропейских общественно- философских теорий, но содержание самих этих теорий в период еѐ правления стало несколько иным: идеи философов-рационалистов были развиты и дополнены просветителями, которые стремились доказать, прежде всего, то, что деспотические формы правления приводят, в конечном счѐте, к ослаблению, кризису и гибели государства. Для просветительских теорий был характерен либерализм, означавший признание самоценности человеческой личности и еѐ свободы. Кроме того, если в петровское время закон выступал в качестве средства, то в екатерининское время он становится едва ли не самоцелью, и создание справедливых законов рассматривается как обязанность правителя.

Другие новости и статьи

Запись создана: Вторник, 16 Октябрь 2018 в 7:28 и находится в рубриках Век дворцовых переворотов.

Источник

Оцените статью