- Первая русская кругосветка, или Эшафот для адмирала Крузенштерна
- Крузенштерн о коммерческих выгодах России
- Английские корабли для русского плавания
- Угроза эшафота
- Кадеты чтят мореплавателя
- История кругосветных путешествий
- Легендарный мореплаватель
- История кругосветных путешествий
- Первое кругосветное плавание в истории человечества
- История кругосветных путешествий
- Прибыльная экспедиция
- История кругосветных путешествий
- Вокруг света за 80 дней
- История кругосветных путешествий
- Без сна и посторонней помощи
- История кругосветных путешествий
- Катамаран с солнечными батареями
- История кругосветных путешествий
- Кругосветный перелет – за счет энергии солнца
- История кругосветных путешествий
- Облететь Землю на воздушном шаре
- История кругосветных путешествий
- Автопробег на олдтаймере
- История кругосветных путешествий
- Вокруг земного шара – на велосипеде
- Иван Фёдорович Крузенштерн – человек и пароход
- Дорога к морю
- Во славу русского флота
- Возвращение
Первая русская кругосветка, или Эшафот для адмирала Крузенштерна
19 ноября исполняется 250 лет со дня рождения адмирала Ивана Крузенштерна, который командовал первой русской кругосветной экспедицией. Знаете ли вы, что в ее ходе ему угрожал эшафот?
Иван Федорович Крузенштерн
«Иван Крузенштерн, Мореплаватель, обогнувший Землю», — так называется книга, написанная его потомком Эвертом фон Крузенштерном (Ewert von Krusenstern), правнуком брата знаменитого мореплавателя, вышедшая по-русски в московском издательстве «Паулсен». В немецком оригинале она появилась еще в начале 1990-х годов, но это не умаляет ее оригинальности. Дело, прежде всего, в том, что документы, письма, другие материалы, рассказывающие о Крузенштерне, который возглавлял первое русское кругосветное плавание, разбросаны по разным странам, архивам, библиотекам. Чтобы изучить и систематизировать их, надо знать русский, немецкий, английский и эстонский языки.
Эверт фон Крузенштерн собрал и систематизировал эти документы и материалы и написал «биографию человека, а не только моряка», как говорится в аннотации к книге. И перед нами предстает вовсе не тот «парадный» образ обласканного властью мореплавателя, к которому мы привыкли.
Адам Иоганн фон Крузенштерн (Adam Johann von Krusenstern), ставший еще в юности Иваном Федоровичем, происходил из остзейских дворян. Родился он в отцовском поместье на территории сегодняшней Эстонии. В пятнадцать лет поступил в Морской кадетский корпус, который тогда находился в Кронштадте. Был выпущен досрочно в звании гардемарина на русско-шведскую войну. И так отличился в первых же боях, что сразу стал лейтенантом и получил почетное поручение сопровождать попавшего в плен вражеского адмирала и захваченный адмиральский штандарт.
Крузенштерн о коммерческих выгодах России
В 1793 году (ему было тогда всего 23 года) Крузенштерна вместе с другими русскими офицерами командировали на стажировку в британский торговый флот. Он увидел мир, совершил кругосветное плавание, побывал в Северной Америке, Китае и Индии, познакомился с тем, как развивается мировая торговля со странами Юго-Восточной Азии, в которой Россия практически не участвовала. Вернувшись на родину, написал обстоятельную (26 страниц) записку о том, в частности, как можно было бы выгоднее торговать пушниной, если использовать морской, а не сухопутный маршрут.
Но это предложение Крузенштерна царское правительство не заинтересовало. Проект, который рассматривали исключительно с точки зрения военных и непосредственных геополитических выгод, был отвергнут. Разочарованный Крузенштерн уехал в свое эстляндское имение, и три года занимался исключительно семейными делами. Но в 1802 году, когда сменились и император (на престол уже взошел Александр I), и многие высшие чиновники, снова подал свои предложения. На этот раз слова Крузенштерна о том, что необходимо и возможно улучшить коммерческие преимущества России в мировой торговле, которые страна, как он писал, до сих пор не использовала «по собственному нерадению», нашли отклик.
Император одобрил проект. Более того: когда стало ясно, что Российско-Американская компания, которая должна была финансировать и оснастить экспедицию, не в состоянии это сделать, государство взяло на себя значительную часть расходов.
Английские корабли для русского плавания
Корабли для первого русского кругосветного плавания хотели приобрести в Гамбурге, но подходящие нашли только в Англии. Купили два шлюпа: «Леандр», который переименовали в «Надежду», и «Темзу», переименованную в «Неву». Они были не в самом лучшем состоянии, пришлось даже в преддверии плавания менять такелаж «Надежды». Командовал более крупной «Надеждой» Крузенштерн, а «Невой» — Юрий Лисянский. Командовали по-разному: Крузенштерн — отечески-мягко, Лисянский — сурово, не чураясь и телесных наказаний.
Шлюп «Нева» у берегов острова Кадьяк близ Аляски. Рисунок Юрия Лисянского
Кроме команды и чиновничьей свиты представителя Российско-Американской компании Резанова, назначенного посланником в Японию, в составе экспедиции было много ученых: ботаников, географов, астрономов. Почти все они были этническими немцами и в начале кругосветного путешествия даже не говорили по-русски. Потом, конечно, научились.
За три года, с июля 1803 года до августа 1806 года, экспедиция побывала у мыса Горн и Островов Зеленого мыса, на Канарах и Гавайях, в Бразилии, Чили, Китае, Японии, Макао, на Камчатке и Сахалине. Звучит романтично, но на самом деле путешествие было вовсе не простым. Причем тяжелым его делали не штормы, не рифы, не враждебность туземцев, а амбиции Резанова, к которому царь благоволил и фактически поставил наравне с Крузенштерном главой кругосветной экспедиции. Резанов сразу стал вмешиваться в чисто морские дела: куда плыть, где останавливаться, — что вызывало естественное раздражение капитан-лейтенанта Крузенштерна и других офицеров.
Угроза эшафота
Огромную свиту Резанова с трудом разместили на флагманском корабле «Надежда», да еще Крузенштерну пришлось жить с ним вместе в довольно тесной капитанской каюте. Отношения между ними сложились сложные. Дело дошло до того, что (как описывал Крузенштерн в своем рапорте начальству) «господин Резанов в присутствии областного коменданта и более десяти офицеров, называл меня бунтовщиком, разбойником, казнь определил мне на ешафоте, другим угрожал вечною ссылкою в Камчатку».
Медаль участника экспедиции
Крузенштерн поставил ультиматум: «Ежели угодно Главному Правлению лишить меня команды всей Експедиции, то. быв подчинен Резанову, полезным быть не могу, а бесполезным быть не хочу».
С большим трудом генерал-губернатору Петропавловска, в гавани которого стояли тогда «Надежда» и «Нева», удалось помирить Крузенштерна и Резанова, и экспедиция отправилась дальше, в Японию. Резанов со свитой сошел на берег и ждал решения кайзера, который должен был его принять — или не принять.
Как рассказывал позже Чехов в своем очерке «Остров Сахалин», Резанов вел себя «крайне бестактно» и «потерпел полное фиаско». А вернувшись на корабль, узнал, что император Александр освободил его от дальнейшего участия в кругосветной экспедиции, приказав провести инспекцию русских поселений на Аляске. После это все вздохнули с облегчением.
Кадеты чтят мореплавателя
О результатах экспедиции, которые оказались очень успешными и не ограничивались только тем, что это было первое русское кругосветное путешествие, лучше всего рассказал сам Иван Федорович в своих трехтомных записках, которые вышли в Санкт-Петербурге одновременно на русском и немецком языках. Они были дополнены рисунками, планами, схемами течений… Одних только географических карт там больше ста.
Памятник Крузенштерну в Санкт-Петербурге
Нет смысла пересказывать эти записки. О значении первого русского кругосветного путешествия и о российской славе адмирала Ивана Федоровича — Адама Иоганна — фон Крузенштерна говорит уже один тот факт, что после его смерти ставшие высшими офицерами бывшие выпускники морского кадетского корпуса, который Крузенштерн уже после экспедиции возглавлял в течение 16 лет, поставили ему на собственные средства памятник. Вышедшая сейчас книга помогает узнать больше об этом выдающемся человеке.
История кругосветных путешествий
Легендарный мореплаватель
Португальский и испанский мореплаватель Фернан (Фернандо) Магеллан (Магальяйнш) родился в 1480 году в португальском городе Саброза в дворянской семье. Совершив первое в истории человечества кругосветное плавание, он доказал, что Земля имеет форму шара и, в частности, открыл пролив, разделяющий Южную Америку и Огненную Землю. Из экспедиции Магеллан не вернулся. Он был убит в 1521 году.
История кругосветных путешествий
Первое кругосветное плавание в истории человечества
Два года, одиннадцать месяцев и две недели, — такова продолжительность испанской морской экспедиции, начавшейся в сентябре 1519 года под руководством Фернана Магеллана и укомплектованной командой численностью до 280 человек (точно неизвестно) на пяти судах. Вернуться в Испанию удалось только кораблю «Виктория» с горсткой чудом выживших людей на борту. Сам Магеллан в экспедиции погиб.
История кругосветных путешествий
Прибыльная экспедиция
Целью Магеллана было найти для Испании путь к пряностям — товару, который в XVI веке был дороже золота. Но единственный известный путь к Молуккским островам — «Островам пряностей» — в Индонезии шел через португальские воды. Магеллан искал западный путь, через испанские воды. Путь был найден, и экспедиция в конечном итоге принесла ее организаторам большую прибыль.
История кругосветных путешествий
Вокруг света за 80 дней
Приключенческий роман «Вокруг света за 80 дней» писателя Жюля Верна рассказывает о кругосветном путешествии эксцентричного англичанина Филеаса Фогга и его слуги-француза Жана Паспарту, которое было предпринято в рамках одного пари. Если ориентироваться на эту книгу, можно составить маршрут Фогга. Правда, современные путешественники предпочитают старому пакетботу комфортабельные яхты.
История кругосветных путешествий
Без сна и посторонней помощи
Расположенный на побережье Атлантического океана французский городок Ле-Сабль-д’Олон каждые четыре года становится отправной и конечной точкой кругосветной гонки парусных яхт-одиночек Vendée Globe — единственной такого рода регаты, проводимой без остановок и без посторонней помощи. Спать яхтсменам приходится урывками. Многие снимаются с соревнования уже в первые дни после старта.
История кругосветных путешествий
Катамаран с солнечными батареями
Гигантский катамаран «Tûranor Planet Solar», построенный немецкими инженерами совместно с новозеландскими и швейцарскими специалистами, — самое крупное в мире судно, работающее на солнечных батареях и являющееся экологически чистым и бесшумным. На его палубе установлено 38 тысяч солнечных панелей. В 2010-2012 годах катамаран обогнул пданету за 585 дней.
История кругосветных путешествий
Кругосветный перелет – за счет энергии солнца
На солнечных батареях работает и самолет швейцарской компании Solar Impulse. Это первый в мире пилотируемый самолет, способный летать за счет энергии Солнца. В марте 2015 года в Абу-Даби летательный аппарат Solar Impulse впервые отправился в кругосветный полет. Правда, его пришлось прервать, но в июле 2016 года он все же был успешно завершен.
История кругосветных путешествий
Облететь Землю на воздушном шаре
В 2002 году американский миллиардер, воздухоплаватель, яхтсмен Стив Фоссетт в одиночку облетел планету на воздушном шаре. Ему понадобилось для этого две недели. Таким образом, Фоссетт побил рекорд своего конкурента из Швейцарии Бертрана Пиккара, сделавшего это за 19 дней. Зато Пиккар — первый, кто совершил беспосадочный полет на воздушном шаре.
История кругосветных путешествий
Автопробег на олдтаймере
12 марта 2015 года 79-летняя жительница Берлина Хайди Хетцер вернулась в свой родной город из кругосветного путешествия, совершенного на автомобиле-олдтаймере «Хадсон» 1930 года выпуска. Она хотела повторить кругосветный автопробег знаменитой немецкой автогонщицы Клереноре Стиннес, которая в 1927-1929 годах объехала земной шар и тем самым стала первым человеком, сделавшим это на автомобиле.
История кругосветных путешествий
Вокруг земного шара – на велосипеде
В 1989 году, после падения Берлинской стены, Аксель Брюммер и Петер Глёкнер из тюрингского Заальфельда решили в честь этого знаменательного исторического события объехать земной шар на велосипедах. Круиз стартовал 29 июня 1990 года. Велосипедисты преодолели 80 тысяч километров и пересекли 50 стран. В объединенную Германию приятели вернулись пять лет спустя.
Источник
Иван Фёдорович Крузенштерн – человек и пароход
24 августа 1846 года скончался русский мореплаватель Иван Фёдорович Крузенштерн, возглавивший первое русское кругосветное путешествие
Имя русского мореплавателя Ивана Фёдоровича Крузенштерна известно каждому жителю нашей страны не потому, что о нём вспоминает кот Матроскин, рассказывая о своей бабушке, которая плавала на пароходе с таким названием. Крузенштерн – это символ морской романтики, пионер дальнего плавания, человек, который первым гордо пронёс русский военно-морской флаг через все океаны планеты.
Дорога к морю
Наш герой родился 19 ноября 1770 года в семье обрусевшего немецкого дворянина. В те времена для мальчика, мечтавшего о море, путь был один – в Морской кадетский корпус. Правда, учиться долго не пришлось, так как в 1788 году разгорелась очередная война со шведами. Только что испечённый 18-летний мичман сразу принял боевое крещение: будущий флотоводец участвовал в Гогландском сражении на корабле «Мстислав», затем были и другие победные сражения в Выборгской бухте при Красной Горке и в Ревеле.
Крузенштерн и Лисянский на мостике
Вскоре Ивана Фёдоровича производят в лейтенанты и в 1793 году отправляют в числе 12 лучших молодых флотских офицеров на стажировку в Англию. Крузенштерн в королевском флоте шесть лет набирался опыта у лучших моряков мира. За эти годы он успел побывать в Северной Америке, Индии, Китае, познакомиться со многими выдающимися людьми мира (в том числе, по одной из версий, с первым президентом США Джорджем Вашингтоном). Но самое главное – смог выявить караванные пути, которые помогли бы России развивать торговлю с восточными государствами.
В 1799 году в Россию вернулся опытный капитан, который сразу предложил императору провести исследовательскую экспедицию. Павла I проект не заинтересовал, а вот его сын Александр I через три года принял решение о реализации задумки. Крузенштерн на деле хотел доказать, что транспортировка пушнины и других ценностей с берегов Русской Америки в Россию по морю намного быстрее и дешевле, чем по суше через Сибирь. Был ещё один момент, который также был выгоден России: все товары продавать в Макао, а не в Европе. Крузенштерн был мореплавателем, и его не очень интересовали барыши, но нужна была мощная финансовая поддержка для осуществления мечты – кругосветного путешествия. Такую поддержку оказала ему Российско-Американская компания. Воплощению в жизнь этих планов благоприятствовало и то, что новый император Александр I стал пайщиком Российско-Американской компании.
Во славу русского флота
Крузенштерн сделал всё, чтобы его экспедиция стала не делом частной компании, а делом государственной важности. Корабли экспедиции вышли в плавание под защитой Андреевского стяга. Проект утвердили на самом верху, казначейство выделило деньги на покупку в Англии двух кораблей, а капитан-лейтенант Крузенштерн был назначен руководителем экспедиции. Капитаном другого судна был назначен капитан-лейтенант Юрий Лисянский, друг Ивана Фёдоровича, ездивший вместе с ним в Англию.
Знаменитый парусник названный в честь Крузенштерна
Вскоре из Англии пришли корабли. Это были два шлюпа: большой в 450 тонн был назван «Надежда», а малый в 370 тонн – «Нева».
Среди задач экспедиции было и поручение доставить в Японию первое русское посольство. Послом стал сам директор Российско-Американской компании Николай Петрович Резанов.
7 августа 1803 года состоялось отплытие кораблей из Кронштадта, а уже 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн. После мыса Горн корабли разъединились. «Надежда» пошла на Камчатку, потом в Японию, потом снова на Камчатку и в Макао. «Нева» сразу пошла в Русскую Америку, а оттуда с грузом мехов – в Макао. В Макао корабли соединились и через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды, через Атлантический океан вернулись в Кронштадт.
Возвращение
Все задачи кругосветной экспедиции были выполнены. Участников встретили с почётом. Крузенштерн приступил к подробному описанию плавания, систематизировал результаты исследований и наблюдений. В 1811 году он назначается на пост инспектора классов Морского кадетского корпуса. Большую помощь Иван Фёдорович оказал в подготовке последующих кругосветных путешествий, которые был совершены О.Е. Коцебу в 1815-1818 году, экспедициями Беллинсгаузена – Лазарева (1819-1821) и Станюковича – Литке (1826-1829).
Иван Федорович Крузенштерн
В 1818 году Крузенштерн ушёл в бессрочный отпуск для составления «Атласа Южного моря» с приложением географических записок. В 1827 году Иван Фёдорович был назначен директором Морского кадетского корпуса и членом Адмиралтейств-совета. Под его руководством кадетский корпус поднялся на новый качественный уровень. А накануне смерти прославленный адмирал стал одним из создателей Императорского Русского географического общества, основанного в 1845 году.
Сегодня память о великом мореплавателе сохраняют пролив между островами Курильской гряды и большой парусный барк «Крузенштерн», являющийся учебным парусным судном и постоянно совершающий трансатлантические и кругосветные экспедиции. В 1963 году известный бард Александр Городницкий во время плавания на этом паруснике сочинил песню «Паруса “Крузенштерна”», ставшую гимном барка: «Под северным солнцем неверным, под южных небес синевой всегда паруса «Крузенштерна» шумят над моей головой».
Источник