Избирательная система других стран

Избирательные системы стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 13:36, контрольная работа

Краткое описание

Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления, экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяет организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

Содержание

Особенности избирательной системы в Германии

Особенности избирательной системы в Бельгии

Особенности избирательной системы в Чехии

Особенности избирательной системы в Испании

Общие черты избирательных системм Германии, Бельгии, Испании и Чехии

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательные системы.doc

Введение

Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления, экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяет организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

Актуальность темы вызвана тем, что выбор избирательной системы – это не техническое решение, поскольку последствия этого выбора могут оказать значительное влияние на всю политическую систему.

Задачами данной работы являются рассмотрение избирательных систем ведущих стран мира, их сравнительный анализ.

В процессе теоретического исследования мы пользовались нормативными актами, специальной литературой по конституционному праву зарубежных стран, а также специальными работами по этой теме, опубликованными в периодических изданиях и на Интернет-сайтах.

Особенности избирательной системы в Германии

Федеративная Республика Германия является демократическим, социальным, правовым государством с романо-германской правовой системой. Форма правления – парламентская республика

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту.

Верхняя палата — Бундесрат (Союзный совет), нижняя — Бундестаг. Бундесрат — это узкая коллегия, состоящая из 41 члена, которая выражает интересы субъектов федерации. Бундесрат, является представительством земель, но не избираемым, а назначаемым.

Бундестаг избирается всем народом Германии. Правом голоса обладает любой гражданин Германии, которому уже исполнилось 18 лет. Пассивным избирательным правом обладает человек, который как минимум один год является гражданином Германии и уже достиг 18-летнего возраста.

в ФРГ формирование верхней палаты происходит посредством назначения, то есть не имеет выборного управления. Нижняя палата парламента – Бундестаг избирается по смешанной избирательной системе (328 депутатов избраны по одномандатным округам, остальные – по партийным спискам земель). Пропорциональная система с земельными списками преследует цель, чтобы все партии были распределены пропорционально поданным за них голосам. Опыт показывает, что наименьшее несоответствие между волеизлиянием электората и распределением мандатов в парламенте проявляется в государствах, использующих модифицированную пропорциональную систему с «национальным округом», к которым относится Германия. С другой стороны, прямой выбор кандидата от избирательного округа дает гражданину шанс, выбрать определенного политика.

Как такого понятия «сессия парламента» в германском праве нет. Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии.

ФРГ используется заградительный 5%-ый порог.

Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты — он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, его депутаты объединены во фракции, то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются как один голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

Особенности немецкой избирательной системы

Президент выбирается на 5 лет косвенными выборами, как и положено в парламентской республике. Президент республики представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. На деле всеми этими полномочиями без контрасигнатуры федерального канцлера, президент может воспользоваться лишь в случаи вакантности поста канцлера. Правительство несет ответственность только перед парламентом, как индивидуальную, так и коллективную. В Германии действует так называемый конструктивный вотум недоверия. Одним блоком голосуется и против федерального канцлера, и за его преемника. Так как в случае выражения недоверия возможно или назначение нового канцлера или роспуск парламента.

Можем сделать вывод, что Германия имеет смешанную избирательную систему.

Особенности избирательной системы в Бельгии

Избирательная система Бельгии складывалась на протяжении всего периода существования бельгийского государства со времени революции 1830 года.

Право тайного голосования действует в Бельгии с 1877 года.

По избирательному закону от 30 декабря 1899 года Бельгия стала первой в мире страной, в которой была введена пропорциональная избирательная система по методу д’Ондта. Эта система была подтверждена избирательным законом от 9 мая 1919 года, который ввёл равное избирательное право для мужчин и части женщин, достигшие 18-летнего возраста.

По закону от 27 марта 1948 года всеобщее избирательное право было распространено на всех женщин-избирателей. Кроме того с 1988 года каждое полугодие происходит обязательная регистрация избирателей. Ценз пассивного избирательного права для избрания в нижнюю палату бельгийского парламента — 21 год, в верхнюю — 35 лет.

С 2006 года в выборах может принять участие (но не быть избранным) любой иностранный гражданин при условии 5-летнего проживания на территории Бельгии, регистрации в избирательном списке и после подписания обязательства соблюдать Конституцию и законы Бельгии, а также европейскую Конвенцию прав человека.

Основные положения современной избирательной системы Бельгии

•Прямые, всеобщие и равные выборы при тайном голосовании.

•Голосование носит обязательный характер при обязательной регистрации избирателей (2 раза в год).

•Возрастной ценз для активного избирательного права — 18 лет.

•Результаты голосования определяются согласно пропорциональной избирательной системе по методу д’Ондта.

Особенности избирательной системы в Чехии

Чехия (чеш. Cesko), официальное название Чешская Республика – согласно Конституции, принятой 16 декабря 1992 года, является парламентской республикой.

Глава государства – Президент. Президент избирается каждые пять лет Парламентом. Президенту предоставлены полномочия: предлагать судей Конституционного Суда, распускать парламент при определённых условиях, накладывать вето на законы. Он назначает премьер-министра, а также других членов правительственного кабинета.

Чешский парламент двухпалатный, состоит из Палаты депутатов (Poslanecka snemovna) и Сената (Senat). 200 делегатов Палаты депутатов избираются на 4-летний срок, на базе пропорционального представительства. 81 член Сената имеет мандат на шесть лет. Переизбрание трети состава Сената производится каждые два года на основе мажоритарных выборов, которые проводятся в два тура.

Право голосовать на выборах в Палату депутатов и в Сенат имеет каждый гражданин Чешской Республики, достигший 18 лет. В Палату депутатов может быть избран гражданин Чешской Республики, имеющий право участвовать в выборах и достигший 21 года.

Депутаты избираются по спискам политических партий. После избрания представители партий создают в Палате депутатов депутатские клубы. В Сенат может быть избран гражданин Чешской Республики, имеющий право голоса и достигший 40 лет. 14 избирательных округов совпадают с 14 регионами страны.

Политические партии должны преодолеть 5-процентный порог для вхождения в Парламент, в то время как коалиции двух партий необходимо собрать 10 процентов голосов, а коалиции трех партий 15 процентов.

Количество депутатских мандатов для каждого региона не является фиксированным и определяется только после выборов, по формуле, предусмотренной законом о выборах, исходя из общего числа голосов, отданных за те партии, которые преодолели 5-процентный порог на национальном уровне.

Закон о выборах не содержит положения о национальном или международном наблюдении за порядком проведения выборов. Положение о международных наблюдателях содержится в постановлении Государственной избирательной комиссии Чешской Республики, которое также определяет, что Министерство внутренних дел является органом, который будет аккредитовать наблюдателей.

Особенности избирательной системы в Испании

Избирательная система Испании, будучи по сути своей инструментом, гарантирующим демократическое голосование, а также преобразование голосов в политическое представительство, оказалась действительно эффективной моделью, настолько эффективной, что она оставалась жизненно устойчивой и неизменной на протяжении двадцати лет после того, как ее принципиальные положения были одобрены на основе консенсуса на первом этапе переходного периода.

К тому, что было уже сказано, следует добавить еще, что ценность избирательной системы Испании заключается в ее политической функциональности и легитимности, которые она постепенно приобретала в ходе многочисленных избирательных процессов,

избирательная система Испании, которая теоретически может рассматриваться как самая лучшая в мире, на практике может оказаться бесполезной.

Во избежание риска подобного рода, и в Конституции, и первом варианте Закона о Выборах (L.O.R.E.G.) был установлен правовой подход, Поэтому в Испании правительство или администрация не имела законного права регулировать или вводить положения, которые бы сказывались на избирательном законодательстве.

Операции по подготовке и пересмотру Переписи избирателей: Испанские граждане получают право избирать и возможность быть избранными на выборах по достижению 18-ти летнего возраста, и они автоматически включаются в список избирателей.

Испанцы, постоянно проживающие за рубежом, также включаются в специальный список избирателей. Иностранцы из стран членов Европейского союза и Норвегии, постоянно проживающие в Испании, также вносятся в список избирателей.

В настоящее время при проведении выборов, за месяц до назначенной даты, в качестве первого шага проводится перепись избирателей, и ежемесячные списки электората вывешиваются для всеобщего обозрения на избирательных участках неделю спустя после объявления о проведении выборов.

Общие черты избирательных систем Германии, Бельгии, Испании и Чехии

Несмотря на существенные отличия в политике и экономике стран они имеют общие черты избирательного права и избирательных систем, применяемых при формировании верхних палат парламента. А именно:

  • Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту
  • Прямые, всеобщие и равные выборы при тайном голосовании
  • Возрастной ценз для активного избирательного права — 18 лет
  • равное избирательное право для мужчин и части женщин
  • Используется заградительный 5%-ый порог
  • Президент выбирается на 5 лет и др.

Заключение

Избирательная система существенно влияет на всю деятельность представительных и законодательных органов власти. В странах, где традиционно применяется мажоритарная избирательная система, тем не менее, наблюдается тенденция к её объединению с пропорциональной.

Из приведенных выше данных мы видим, что объединение избирательных систем в разных странах, и особенно в Европе, предопределяет сложившуюся там демократию, как партийную, создавая наиболее благоприятные условия для того, чтобы во власти были представлены интересы если не всех, то большинства социальных групп, этнических и религиозных меньшинств и чтобы представляющие их партии и объединения были способны обеспечить отлаженный и эффективный механизм управления государством в целом, смягчая тем самым недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

Источник

Основные избирательные системы в зарубежных странах

Избирательная система понимается в двух смыслах: широком и узком.

Избирательная система в широком смысле — совокупность общественных отношений как урегулированных, так и неурегулированных нормами права, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Избирательная система в узком смысле — э то способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Таких способов несколько. Однако все их многообразие можно свести к двум главным системам: мажоритарной и пропорциональной. Рассмотрим их более подробно.

1. Мажоритарная — в основу положен принцип большинства (избранным по избирательному округу считается тот кандидат или список кандидатов, который получил установленное большинство голосов). Эта система проста, но часто несправедлива: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов.

Различают три вида мажоритарной системы:

  • относительного большинства (избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины (США, Англия, Индия и т.д.). При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.
  • абсолютного большинства (для избрания требуется абсолютное большинство поданных за кандидата голосов (50%+1). Критикуется за не результативность (Франция). При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании.
  • квалифицированного большинства (избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое устанавливается законом (большее абсолютного) — Чили).

Наряду с названными тремя используются еще разновидности мажоритарной системы:

    • система единственного непередаваемого голоса (полупропорциональная) — в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только за одного кандидата, а не за список кандидатов (Япония);
    • кумулятивный вотум (от лат. cumulatio — скопление)- каждый избиратель в многомандатном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, либо одному — все голоса (Бавария).
    • ограниченный вотум. Эта система относится к числу так называемых предпропорциональных- у избирателя в многомандатном избирательном округе меньше голосов, чем следует избрать депутатов от избирательного округа. Цель заключается в том, чтобы обеспечить представительство не только большинства, но и меньшинства избирателей. Мандаты передаются кандидатам, получившим наибольшее число голосов, пример ограниченного вотума — порядок выборов части сенаторов в Испании. Избирательным округом служит провинция, от которой избираются, как правило, четыре сенатора, но избиратель голосует не более чем за трех кандидатов. Избранными считаются четыре кандидата, получившие в провинции наибольшее число голосов.

2. Пропорциональная — строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. (Такие выборы являются строго партийными — Финляндия, Швейцария, Швеция, Норвегия, Австрия, Бельгия). Применяется только в многомандатных избирательных округах. Избиратель может не знать многих кандидатов от поддерживаемой им партии. Чтобы смягчить дефекты используются методы:

    • избирательная квота (избирательный метр) — это наименьшее число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного кандидата (способы: естественная квота (метод Хэйра) и искусственная квота (метод Хагенбаха-Бишоффа);
    • метод делителей (метод д , Онта) — это последовательное деление числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей.

Дополнительные правила распределения мандатов:

    • правило наибольшего остатка (нераспределенные по квоте места получают по очереди партии, у которых наибольшие остатки голосов);
    • правило наибольшего избирательного числа ( места, не распределенные по квоте, передаются по очереди в виде премии тем партиям, которые собрали наибольшее число голосов);
    • правило суммирования (суммируются все остатки голосов партий по отдельно взятым округам и нераспределенное число мест в целом по стране, и затем вычисляется новая квота для страны в целом и по этой квоте распределяются между партиями оставшиеся места);
    • правило преодоления заградительного барьера (нераспределенные мандаты партий, не преодолевших заградительный барьер передаются партиям, которые его преодолели, пропорционально числу голосов, собранных этими партиями).

Однако искажать пропорциональную систему могут различные приемы:

1) панашаж (от франц. panachage — смесь): право избирателя проголосовать за кандидатов из разных партийных списков, ориентируясь не на партийную принадлежность, а на личные качества того или иного кандидата, либо вписывать в списки новых кандидатов (Бельгия);

2) прием соединения списков (блокирование) — партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют это количество между собой;

3) заградительный пункт (заградительный барьер) — это установленный в законе минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить партии в целом по стране, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам. Используется для создания в парламенте крупных партийных фракций, и избежания засилья в нем мелких группировок. Заградительный пункт неодинаков в разных странах: 1% — в Израиле, 2% — в Дании, 2,5% — в Шри-Ланке, 3% — в Аргентине, 4% — в Болгарии, Венгрии, Швеции, Италии, 5% — в Словакии, 8% — в Египте, 10% — в Турции.

Разновидностью пропорциональной системы является система единственного передаваемого (переходящего) голоса — избиратель имеет лишь один голос, но этот голос он может использовать не для голосования за партийный список, а только для преференциального (предпочтительного) голосования за одну из кандидатур любого партийного списка кандидатов.

Пропорциональная система представительства может применяться наряду или совместно с мажоритарными системами (ФРГ). Пропорциональная система, если она не искажена различного рода дополнениями и поправками, дает относительно верное отражение в представительном органе действительного соотношения политических сил.

16.Избирательный процесс в зарубежных странах

Избирательный процесс — это урегулированная нормами избира­тельного права деятельность по подготовке и проведению выборов. Избирательный процесс включает множество стадий.

1. Назначение выборов, т.е. установление даты голосования. Парла­ментские выборы, как правило, назначаются президентом и наоборот, президентские — парламентом. Временные рамки проведения выборов устанавливаются обычно законом. В некоторых странах закон устанав­ливает точную дату проведения выборов. В таких странах стадия назна­чения выборов отсутствует.

2. Образование избирательных округов, т.е. территориальных еди­ниц, от которых избирается один или несколько депутатов или долж­ностных лиц. При проведении выборов глав государств, субъектов фе­дерации, местного самоуправления, а также иногда и в случаях проведения выборов по партийным спискам избирательные округа не образуются. Избирательные округа должны формироваться в соот­ветствии с принципом равного избирательного права, исходя из уста­новленной для данных выборов нормы представительства.

3. Образование избирательных участков — территориальных еди­ниц, избиратели которых голосуют в одном помещении.

4. Создание избирательных органов (комиссий, бюро, президиумов и т.п.), на которые возлагается руководство избирательным процес­сом. Среди них различают территориальные, включая центральные; окружные и участковые органы. Как правило, функции избирательных органов осуществляют те или иные должностные лица (чиновни­ки, судьи, парламентарии).

5. Регистрация избирателей, т.е. включение лиц, обладающих ак­тивным избирательным правом и, как правило, проживающих на тер­ритории данного избирательного участка, в список избирателей. Важ­ность этой стадии состоит в том, что именно на основании включения избирателя в список он может получить избирательный бюллетень. Регистрация избирателей может быть обязательной, т.е. осуществ­ляться органами публичной власти (Германия. Великобритания), или добровольной, т.е. осуществляться по заявлению избирателей в орга­ны публичной власти (США, Франция).

6. Выдвижение кандидатов, т.е. определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты или другие выборные. Существует множество способов выдвижения кандидатов: самовыдвижение (Франция); петиционное выдвижение, осуществляемое путем сбора подписей избирателей (Бельгия, Дания); выдвижение политическими партиями или иными общественными объединениями (ФРГ, Авст­рия); праймериз или первичные выборы, осуществляемые в таком же порядке, что и основное голосование (США). Эти способы выдвижения часто сопровождаются внесением избирательного залога – денежной суммы, перечисление которой на специальный счет необходимо для регистрации кандидата или списка кандидатов. Избирательный залог возвращается, если кандидат получит на выборах определенную часть голосов избирателей данного округа (например, 5% во Франции).

Лицо приобретает официальный статус кандидата только после его регистрации в качестве такового избирательным органом.

5. Предвыборная агитация регулируется законодательством с це­лью обеспечить честные и равные выборы. Наиболее обстоятельно регламентируются вопросы использования СМИ в целях агитации и финансирования избирательной кампании.

6. Голосование — это решающая стадия избирательного процесса, представляющая собой волеизъявление избирателей по вопросу об из­брании выдвинутых кандидатур. Чаще всего голосование осуществля­ется с помощью избирательного бюллетеня, хотя в некоторых странах практикуется использование для этого специальных машин (США).

7. Подсчет голосов и установление результатов выборов осуществ­ляются избирательными органами. Результаты выборов должны быть обязательно опубликованы.

Если выборы оказались нерезультативными, то проводятся либо по­вторное голосование между кандидатами, получившими наибольшее число голосов (например, если требуемого для избрания абсолютного большинства голосов, не набрал ни один кандидат); либо повторные вы­боры (например, в случае признания выборов недействительными).

Выборы – процедура формирования государственных органов и назначения должностных лиц путем голосования избирательного корпуса.

Виды выборов:

  1. по срокам проведения: очередные; внеочередные;
  2. по охвату избирателей: всеобщие; частичные;
  3. по уровню избираемых органов: общенациональные; региональные; местные;
  4. по характеру участия избирателей: прямые (непосредственно населением); непрямые (осуществляемые выборщиками);
  5. по результатам участия избирателей: состоявшиеся и несостоявшиеся;
  6. по результатам проверки голосования: действительные и недействительные.

Стадии избирательного процесса – это этапы, которые проходит избирательный процесс (от назначения выборов до объявления итогов голосования):

1) назначение выборов. Начало избирательной кампании определяется датой выборов, которая может:

а) прямо устанавливаться в конституции;
б) при отсутствии таких конституционных норм официально объявляться соответствующим органом (например, главой государства);

2) создание избирательных округов и избирательных участков. Выбор вида создаваемых избирательных округов определяется особенностями принятой в стране избирательной системы. Одномандатные округа – избирательные округа, в которых избирается только один депутат (Канада и др.). Многомандатные округа – избирательные округа, в которых избираются несколько депутатов;

3) формирование избирательных органов.

Избирательные органы – органы, специализирующиеся на проведении выборов: избирательные комиссии, избирательные советы и избирательные трибуналы;

4) составление списков избирателей. Список избирателей – основной документ, на основании которого избиратели допускаются к участию в выборах;

5) выдвижение кандидатов в депутаты – определяется законодательством страны;

6) избирательная кампания – это комплекс мероприятий, во время которых избирательные объединения и кандидаты ведут предвыборную агитацию, а избиратели знакомятся с кандидатами и их предвыборными программами;

7) голосование. В ходе голосования избиратели выражают свою волю. Ограниченный вотум – избиратель может голосовать за неполное число кандидатов, избираемых по многомандатному округу. Кумулятивный вотум – избиратель в многомандатном округе обладает количеством голосов, равным количеству подлежащих избранию кандидатов(или превышающим его), и может распределять эти голоса между кандидатами по своему усмотрению. Плюральный вотум – цензовая система, при которой устанавливается комплекс обязательных и дополнительных требований к избирателям, соответствие дополнительным требованиям дает избирателю дополнительные голоса;

8) подведение итогов голосования;

9) объявление результатов голосования. После того как итоги выборов подведены, соответствующий компетентный орган государства должен сделать их доступными избирателям, для чего о результатах голосования сообщается в СМИ;

10) обжалование результатов выборов. Данная стадия избирательного процесса не является обязательной, поскольку зависит от того, как были организованы выборы и были ли в них допущены серьезные нарушения.

Источник

Читайте также:  Описание страны известного путешественника
Оцените статью