Избирательное право европейских стран

Избирательное право и процесс в зарубежных странах

Аннотация. Статья посвящена исследованию избирательного права, как особого конституционного права граждан, на примере зарубежных стран. Автором рассматриваются основополагающие принципы избирательного права, его взаимосвязь с избирательным процессом, а также запреты и ограничения, устанавливаемые законодательством зарубежных стран относительно выборов.

Выборы являются, пожалуй, одним из самых первичных институтов человечества: еще в родовой общине, при рабовладельческом строе в Риме существовала своеобразная форма выборности. В эпоху феодализма некоторые ее элементы играли важную роль – преимущественно это касалось сословных выборов в городах. Однако то место, которое выборы занимают в общественно-политической жизни сегодня, они приобрели лишь в эпоху развития капитализма и республики, как формы правления.

Что касается большинства современных государств, то сейчас выборы для них – это неотъемлемая часть общества и политики, а от характера самих выборов зависит то, насколько демократично то или иное общество, государство.

Так что же такое выборы? Какими характерными особенностями обладает данный политико-правовой институт?

Выборы представляют собой порядок, согласно которому, происходит формирование какого-либо органа власти, наделение полномочиями должностных лиц, через голосование. Данный институт является механизмом, обеспечивающим верховенство народного суверенитета, демократии и легитимной власти (власти, которую признает население и готово исполнять ее распоряжения добровольно).

Такое понятие, как «избирательное право» выступает ключевой категорией для выборов или референдума[1]. Наука конституционного права вкладывает в данный термин различное содержание, учитывая отдельные обстоятельства. Рассмотрим некоторые из существующий определений.

Читайте также:  Водные ресурсы нашей страны земли

Одна из концепций избирательного права понимает его как один из институтов конституционного права, который включает в себя ряд правовых норм. Указанными нормами регулируется предоставление гражданам права на участие в выборах. Поскольку избирательное право является одним из институтов права конституционного, то его источниками выступают конституции государств, законы, обычаи, парламентские акты и постановления правительств, а также указы президентов (монархов, премьер-министров). Для некоторых государств источниками избирательного права являются судебные прецеденты, а также акты толкования правовых норм.

Согласно другой концепции, избирательное право рассматривается в качестве субъективного права, реализуя которое, гражданин становится участником или субъектом правоотношений, возникающих в результате выборов. Здесь подразумевается, что для реализации указанного права гражданину необходимо зарегистрироваться как избиратель (или кандидат), в зависимости от того, какое право реализуется – активное или пассивное.

Конституционное право содержит наиболее точное и емкое определение термина «выборы», которое позволяет отличать выборы от альтернативных процедур формирования государственных органов: под непосредственно выборами понимается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, которая проводится путем голосования[2]. Важно, чтобы при этом соблюдалось условие: количество претендентов на каждый мандат должно быть два и более, кандидатов.

Относительно разновидностей самих выборов, необходимо отметить, что в настоящее время в науке конституционного права выработано множество классификаций выборов. Рассмотрим основные виды.

1.Прямые и косвенные выборы. В первом случае избирательная инициатива и весь процесс принадлежит исключительно гражданам: голосование происходит только от их лица. Однако, данный вид выборов подходит не для всех государственных органов и должностей: как правило, таким способом выбирают нижнюю палату парламента (или единственную, при однопалатном парламенте), а также президентов в странах со смешанной или президентской республикой.
Косвенные выборы предполагают не прямое голосование граждан, а наличие специальных выборщиков – т.е., указанные лица избираются гражданами с целью избрания определенного должностного лица или органа власти (например, для выборов Президента). Таким способом избираются верхние палаты парламентов, президенты (в США), а также для выбора правительств и т.п.
2. Всеобщие и частичные выборы. В первом случае в выборах принимает участие весь электорат – т.е. голосование осуществляется всеми избирателями в стране (таковыми являются выборы главы государства или нижней палаты парламента)[3]. Во втором – выбирается часть определенного властного органа (например, при необходимости пополнения парламента в случае досрочного прекращения полномочий некоторых депутатов).
3. Национальные и региональные выборы. Если голосование проводится по всей стране, то выборы являются национальными, и региональными, местными (локальными), когда избираются органы местного самоуправления.
4. Очередные и внеочередные. Как правило, такая классификация применима к выборам в парламент. Для очередных выборов в конституции или в иных законах установлены сроки, также их проводят по окончании срока полномочий парламента. Что касается внеочередных выборов, то они могут быть назначены только при досрочном прекращении полномочий всего парламента или же одной из его палат (при двухпалатном парламенте).

Кто же может принимать участие в выборах? Практически во всех зарубежных странах право избирать и быть избранным имеет ограничения, или цензы. Рассмотрим данные требования для избирателей более подробно.

— Возраст. Данный ценз означает, что правом участия в выборах может обладать только лицо, достигшее определенного возраста. В начале прошлого столетия многие государства устанавливали ограничения по возрасту для участия в выборах: 20-25 лет. Это привело к тому, что довольно широкая прослойка молодежи была отстранена от участия в политической жизни государства. Однако после второй мировой войны избирательный возраст стал снижаться. В некоторых государствах сейчас он составляет 18 лет, в других – 21 год (также предусматривается возрастное деление для активного и пассивного избирательного права).
— Оседлость. Данный ценз устанавливает ограничения по времени проживания гражданина на территории той или иной местности, для реализации им своего избирательного права. Многие зарубежные государства устанавливают данный ценз, однако на практике он применяется с некоторыми особенностями. Например, чтобы получить активное избирательное право на выборах в парламент, необходимо постоянно проживать на определенной территории.

Помимо вышеназванных цензов, отдельные государства устанавливают и ряд других запретов на осуществление гражданами своего избирательного права. Ярким примером является такая категория граждан, как военнослужащие, в основном — рядовые и лица младшего командного состава (данный ценз действует также и в Российской Федерации). Отдельные государства отличаются тем, что устанавливают для своих избирателей так называемые «нестандартные цензы»: например, ст. 48 Конституции Италии предусматривает лишения избирательного права «в случаях совершения недостойных поступков, указанных в законе»[4]. Другим примером является США: так в законодательстве некоторых штатов – Алабамы, Коннектикута и Луизианы, установлено довольно субъективное требование к избирателю: необходимо наличие «хорошего характера».

Но существуют государства, в которых происходили целые дискриминации избирателей по принципу национальной и расовой принадлежности: так, вплоть до 1994 года в Южно-Африканской Республике по «закону»[4] коренное население страны не имело никаких избирательных прав.

Избирательное право базируется на определенных принципах — т.е. условиях его реализации, нарушение которых подрывает легитимность выборов. Принципами избирательного права являются: всеобщность, равенство, свобода, непосредственность, тайна голосования.

Принцип всеобщности признает за всеми дееспособными гражданами их избирательные права. Избирателем считается то лицо, которое, согласно конституции или закону, обладает правом голоса. По общему правилу, избирательным правом обладают только граждане страны, однако если мы говорим о выборах в органы местного самоуправления, то к участию в них допускаются также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на той или иной территории.

Свобода выборов закреплена в ст. 5 испанского Органического (Основного) закона об общем избирательном режиме 1985 года, которая гласит: «Никто ни под каким предлогом не может быть обязан или принужден к осуществлению своего избирательного права или к раскрытию тайны своего голосования»[5].

Вместе с тем, следует отметить, что некоторые страны устанавливают выборы в качестве обязанности гражданина, так называемый избирательный вотум. Примером является все та же ст. 48 Конституции Итальянской Республики 1947 года, в ч. 2 которой закреплено, что голосование является гражданским долгом[4]. Но отметим, что наказание для нарушителей в Италии — всего лишь ограничены общественным порицанием, тогда как Австралия наказывает нерадивых избирателей штрафами, а если гражданин Греции или Турции уклоняется от исполнения своего гражданского долга, то ему может грозить даже лишение свободы. Аргентина в качестве санкции для избирателей, не посещающих выборы, предусматривает как штраф, так и лишение права на протяжении 3 лет занимать государственные должности[2].

Закрепленный в законе принцип равного избирательного права означает, что каждый избиратель имеет равные возможности повлиять на итоги выборов. Данный принцип — важнейшее проявление равноправия граждан, гарантированного на конституционном уровне.

Основополагающим принципом выборов является тайна голосования. Указанный принцип означает, что волеизъявление избирателя недоступно никому: оно защищено от внешнего наблюдения и контроля, с целью исключить какое-либо влияние или давления.

Для стран с парламентской монархией и парламентской республикой характерно проведение очередных выборов: т.е., по истечении срока полномочий представительного органа государства. Проведение внеочередных выборов характерно для Англии, Японии, Франции, Италии и Бельгии: в указанных странах возможно изменение сроков проведения выборов, исходя из политической обстановки. Также возможно проведение дополнительных выборов, в исключительных случаях: например, отстранение, отставка или смерть депутата, в связи с чем, в парламенте открывается вакансия. Организация таких выборов проводится в соответствующем избирательном округе.

Понятие избирательного права немыслимо без такой взаимосвязанной категории, как избирательный процесс. Он представляет собой деятельность, осуществляемую индивидами, органами и организациями в соответствии с законом и другими социальными нормами, по подготовке и проведению выборов. В избирательном процессе выделяют следующие стадии:

1. Назначение выборов. На данном этапе устанавливается дата выборов, после ее назначения устанавливаются даты всех иных мероприятий, включенных в избирательную кампанию. Сроки и последовательность данных мероприятий устанавливаются законодательством о выборах.
2. Образуются избирательные округа. На данном этапе формируются территориальные единицы, а уже от каждой из них осуществляются выборы депутатов (одного или нескольких), или должностных лиц.
3. Формируются избирательные органы – такие территориальные единицы, в которых голосование избирателей производится в специальном помещении для голосования.
4. Формирование избирательных комиссий, бюро, президиумов и т.п. В компетенцию перечисленных органов входит организация избирательного процесса. Различают территориальные, включая центральные, окружные и участковые органы.
5. Регистрация избирателей. Разные страны проводят данную процедуру по-разному: так, выделяют публичную регистрацию, т.е. осуществляемую органами публичной власти. Данный вид регистрации действует в Германии, и Великобритании. Также существует добровольная регистрация: избиратели подают добровольное заявление в органы публичной власти. Такая система действует во Франции и в США.
6. Выдвижение кандидатов. Существуют различные виды выдвижения: самовыдвижение (наиболее распространено во Франции); петиционное выдвижение, когда от избирателей собирают подписи (действует в Бельгии, Дании); выдвижение за счет политических партий или иных общественными объединений (система используется в ФРГ и в Австрии)[6]. В США применяется так называемые праймериз или первичные выборы.
7. Проведение предвыборной агитации. Данная деятельность проводится с целью склонения избирателей к участию в выборах или отказу от него, а также к голосованию за определенного кандидата.
8. Голосование. Данная стадия является решающей во всем избирательном процессе. Здесь избиратели выражают свое волеизъявление в отношении того или иного кандидата.
9. Подсчет голосов и установление результатов выборов: осуществляется избирательными органами после закрытия избирательных участков.

В заключение отметим, что избирательная система в зарубежных странах имеет различную организацию: как по структуре самих выборов, принципах голосования, так и по законодательству, устанавливающему ограничения для избирателей. Так, демократичными по своей сути являются выборы в США – здесь действует принцип свободного голосования: право избираться и быть избранным для граждан – не обязанность, а добровольное волеизъявление. А вот в Италии, Аргентине, и особенно – в Греции и Турции, избирательное право – это гражданский долг, за неисполнение которого предусмотрены строгие санкции.

Список литературы
1. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник.- 14-е изд., перераб. и доп. — М.: Юстицинформ, 2009. – 560 с.
2. Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. 2007.
3. Алекси Р. Сбалансированность, конституционный контроль и представительство // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 2 (55).
4. Васильева Т.А. Правительство Италии // Козырин А.Н., Глушко Е.К. и др. Правительство в зарубежных странах: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Козырина и Е.К. Глушко. М.: Ось-89, 2007.
5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник.-7-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМ ИНФРА-М, 2012. – 608с.
6. Конституции зарубежных государств : Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия : учебное пособие / Сост., пер., авт. введ. и вступ. ст. В. В. Маклаков. -6-е изд., перераб. и доп. -М.: Волтерс Клувер,2009. -598.

Источник

Избирательное право в странах Европы

Мажоритарная избирательная система в зарубежных странах: понятие, особенности системы большинства, способы и правила голосования. Специфика конституционного закрепления формы правления в зарубежных странах (на примере Великобритании и Швейцарии).

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 18.05.2012
Размер файла 32,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российская академия правосудия»

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Форма обучения: заочная

и правовых дисциплин

Студентка 1 курса группы 111 зв

Кушнерская Наталья Сергеевна

Вопрос № 1 Мажоритарная избирательная система в зарубежных странах: понятие и виды

Вопрос № 2 Конституционное закрепление формы правления в зарубежных странах (Великобритания, Швейцария)

Вопрос № 1 Мажоритарная избирательная система в зарубежных странах: понятие и виды

В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях — широком и узком.

В широком смысле избирательная система — это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения.Автономов, А.С., Сивицкий В.А., Черкасов А.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / под ред. д. ю. н. А.С. Автономова. — М.: Юриспруденция, 2010., с 23 Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

В данный момент избирательная система интересна в так называемом, узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться). Например, в 1993 году Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарной системе, а Новая Зеландия, — наоборот, от мажоритарной к пропорциональной. Примечательно, что в обеих странах вопрос этот решался путем общенационального референдума.

Рассмотрим более подробно такой тип избирательной системы, как мажоритарная.

Мажоритарная система и ее разновидности

Исторически первой избирательной системой и наиболее распространенной на выборах стала система большинства, именуемая мажоритарной (от франц. — большинство). При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система — единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат. Андреева, Г.Н. Конституционное право зарубежных стран учебник / Г.Н. Андреева. — М.: Эксмо, 2009. — 56 с.

В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, т.е. имеющие харизму, влиянию которой и поддается народ, но они далеко не всегда способные к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется. В нашей стране это наблюдали на примерах съездов народных депутатов, которые подчас принимали решения, продиктованные эмоциями от выступлений отдельных депутатов. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

Система относительного большинства

Самая простая разновидность — система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, у нас в России. Очень часто она применяется при местных выборах. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными. В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест. Баглай, М.В. Конституционное право зарубежных стран [Текст]: учебник / М.В. Баглай, Г.В. Бобылев, В.П. Воробьев. — М.: Норма. — 2008., с 10

Система абсолютного большинства

Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными. Во втором случае число голосов, требуемое для избрания, может оказаться меньшим, чем в первом. Хотя и менее вероятно, но вполне возможно, что и при этой системе партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а избиратели «партии меньшинства», напротив, добьются хотя бы даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов. Ведь после того, как планка 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны. Хрестоматийный пример — выборы во французское Национальное собрание (нижнюю палату Парламента) в 1958 году, когда Французская коммунистическая партия, выйдя в стране на первое место по числу собранных голосов, получила всего 10 мандатов, тогда как Объединение в поддержку республики, собравшее голосов несколько меньше, приобрело 188 мандатов, то есть почти в 19 раз больше.

При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными. Избежать этого возможно различными способами. Алебастрова, И.А. Конституционное право зарубежных стран: вопросы и ответы [Текст]: учебное пособие. / И.А. Алебастрова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юриспруденция, 2009. — 192 с.

Первый способ — так называемое альтернативное голосование. Оно предполагает, что избиратель в одномандатном избирательном округе голосует не за одного кандидата, а за нескольких, указывая цифрами против их фамилий их предпочтительность для него. Против фамилии самого желательного кандидата он ставит цифру 1, против фамилии следующего по предпочтительности (т. е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый не пройдет) — цифру 2 и так далее. При подсчете голосов бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более половины первых предпочтений, считается избранным. Если же не избран ни один из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого меньше всего первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после ни у одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней, исключается кандидат с наименьшим числом первых и вторых предпочтений, и процесс продолжается до тех пор, пока у какого-либо из кандидатов не соберется абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого способа в том, что можно обойтись однократным голосованием. Применяется он, например, при выборах нижней палаты Парламента в Австралии. Теоретики, правда, сомневаются, насколько обоснованно приравнивание второго и тем более третьего предпочтения к первому.

Другой способ, более распространенный, перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур выборов или повторное голосование. Чаще можно встретить перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре, но, например, при выборах во французское Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, получившие в первом туре голоса не менее 12,5 процента зарегистрированных избирателей округа.

Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов, и поэтому такую систему называют системой двух туров. Если же во втором туре тоже требуется абсолютное большинство голосов, как, например, в Германии при выборах Федерального президента особой коллегией — Федеральным собранием, а относительного большинства достаточно лишь в третьем туре, то система именуется системой трех туров. Комкова, Г.Н. Конституционное право зарубежных стран ., учебник / Г.Н. Комкова. — М.: Юрайт. — 2010., с 48

Плюсы мажоритарной избирательной системы в том, что она результативна — дает победителям; кроме того, голосование предметно — избиратель отдает предпочтение конкретному человеку; депутаты должны поддерживать постоянные связи с избирателями, надеясь на их поддержку при следующих выборах. Недостаток мажоритарной избирательной системы в том, что голоса избирателей, поданные за не победивших кандидатов, пропадают, а победитель в этом случае имеет поддержку иного явного меньшинства избирателей, т.е. можно говорить о низкой репрезентативности такого депутата.

мажоритарный избирательный конституционный правление

Вопрос № 2 Конституционное закрепление формы правления в зарубежных странах (Великобритания, Швейцария)

Великобритания — сложное государство с автономией и с особенностями управления в некоторых историко-географических единицах.

С точки зрения особенностей самоуправления и управления в состав Великобритании входят несколько частей: Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия («исторические единицы») и несколько мелких островов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.). Кроме того Великобритания имеет колониальные владения — о-в Святой Елены, др. мелкие о-ва, Гибралтар. Все эти части различаются по этническим особенностям населения, по условиям быта, по уровню развития.

Англия особых органов управления не имеет, ею управляют общегосударственные органы. Шотландия и Уэльс юридически пользуются административной автономией своеобразного характера, но на деле управление ими осуществляется из центра — министрами по делам Шотландии и Уэльса, на местах — в главных городах Шотландии (Эдинбурге) и Уэльса (Кардиффе) — существуют ведомства этих министров.

Северная Ирландия с 1920 г. обладает политической (законодательной) автономией, но с 1972 г. местный парламент не действует, осуществляется прямое правление из Лондона (через министра по делам Сев. Ирландии). Прибрежные острова рассматриваются как коронные владения, имеют местные законодательные органы, но их решения вступают в силу после королевской санкции. Монарх представлен здесь лейтенант-губернатором. Некоторые из островов до сих пор считаются состоящими в вассальной зависимости от короны и управляются местным владельцем.

Территория Англии и Уэльса разделена на графства (39 — в Англии, 8 — в Уэльсе), а графства — на округа (их всего 339). Шотландия разделена сначала на регионы (области), их 9, а затем на округа (53). Сев. Ирландия делится непосредственно на округа (26). После реорганизации управления Большим Лондоном (с прилегающими окрестностями) на этих территориях также созданы округа.

Округа (в каждом из них д/б не более 10 тыс. человек населения) делятся на приходы или общины — низовое звено административно-территориального деления.

Современная Конституция в Великобритании представляет собой весьма сложный набор различных источников (непрерывно дополняется и изменяется):

Статутное право — В эту группу источников включаются некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера: Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628г. Билль о правах 1689 г.

Общее право (судебное право, прецедентное право) — было создано королевскими судами. Оно основывалось не на законе, а на общих принципах справедливости и здравого смысла. Юридической базой общего права является прецедент Иностранное Конституционное право. В.В. Маклакова 1996 год. .

Конституционные соглашения (важнейшая часть британской неписаной К) — правила политической практики, которые считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются. Все взаимодействие властей и их права и обязанности основаны на них.

Доктринальные источники — мнения именитых ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда пробел в конституционном праве не может быть заполнен статутом или зарегистрированным решением суда (труды ученых, Трактат о законах Англии (1250); Блэкстон. Комментарии законов Англии (1565) и некоторые др.)

Содержание конституции. В отличие от конституции США, которая хотя и носит прагматический характер, но все, же регулирует в системе некоторые основные конституционные отношения, для британской конституции характерен крайне фрагментарный характер. Ее различные источники регулируют отдельные вопросы и нередко делают это лишь частично. Многие важнейшие вопросы (общественный строй, партии, социально-экономические права и др.) в конституционном праве не только не урегулированы, но даже не упоминаются.

По конституции Великобритания парламентарная монархия, сложное унитарное государство с автономными единицами и особым положением некоторых исторических регионов (Шотландия и др.), государство с демократическим режимом в условиях действия двухпартийной системы.

Изменение конституции. Неписаная конституция Великобритании является исключительно гибкой, что позволяет постоянно и легко приспосабливать ее к изменяющимся условиям. Но в связи с почтением к традициям это делается зачастую путем применения юридических фикций, без нарушения сложившихся норм. Все законы, прецеденты, конституционные обычаи имеют, в общем, одинаковую силу (применяемый обычай имеет обязательную силу, но не подлежит защите в судебном порядке в случае его нарушения). Каких-то особых требований к порядку изменения законов, считающихся конституционными, нет. Их роль, влияние, сила измеряются только их авторитетом.

Характер формы правления, существующей в данном государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее — от определения правового положения одного высшего органа государственной власти — главы государства. В Великобритании — монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Современная монархия — конституционная, ее предшественник — абсолютная, которая еще сохраняется в некоторых странах. Конституционная монархия делится на дуалистическую и парламентарную. Современная Великобритания является типичным примером парламентарной монархии. Полномочия британского монарха не подвергались значительным юридическим ограничениям, но в силу действующих конституционных соглашений, нигде не зафиксированных, но неукоснительно соблюдающихся, корона практически лишена каких-либо дискреционных полномочий. Все юридические акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской скрепе, причем ответственность за них несет, только правительство, что находит свое выражение в известной формуле «король не может поступить неправильно». Андреева, Г.Н. Конституционное право зарубежных стран учебник / Г.Н. Андреева. — М.: Эксмо, 2005., с 66

Швейцария со многих точек зрения, включая и конституционно-правовую, представляет собой хотя и небольшое, но весьма оригинальное государство. Она никогда не имела монархической формы правления, не переживала периода абсолютизма, всегда отличалась децентрализованным управлением и высокой степенью развития непосредственной демократии. В стране равноправны четыре языка, и мы не случайно в названии посвященной ей главы указали оба термина — государственное право и конституционное право. Первый употребляется в немецкоязычной части страны, а второй — в остальных ее частях.

Впрочем, и название швейцарского государства на этих языках существенно различается. Если на романских языках оно именуется Швейцарской Конфедерацией (по-французски, например, Confederation Suisse), несмотря на то, что с середины прошлого века Швейцария по существу превратилась в федерацию, то на немецком ее официальное название звучит очень своеобразно: Schweizerische Eidgenossenschaft, что буквально означает Швейцарское Клятвенное Товарищество (или Содружество). Это название идет от «Союзного письма», или «Клятвы Рютли», — совместной декларации кантонов Ури, Швиц и Унтервальден 1291 г., положившей начало швейцарской союзной государственности.

В течение XIX в. предпринимались многочисленные попытки увеличить степень централизации, на это были направлены две попытки полного пересмотра Конституции.

Лишь со второй попытки Конституция 1848г. была изменена указанным образом. Первая была предпринята в 1872г.: на референдуме 29 мая этого года 260 859 проголосовавших сказали «нет» пересмотру, тогда как в пользу «да» высказались 255 606 избирателей; 13 кантонов проголосовали против пересмотра, а девять— ответили утвердительно. Основная причина отклонения проекта — слишком централистский характер предложенного нового высшего закона. Вторая попытка полного пересмотра осуществилась в 1874г.: акт был принят Федеральным собранием 31 марта, а референдум прошел 29 мая. Тогда 340 199 избирателей сказали «да» пересмотренному тексту, а 219801— «нет»; из кантонов за пересмотр высказались 14 Ѕ, а против — 71/2 (что означают половинки кантонов, вы узнаете несколько позже). Таким образом, действующей швейцарской Конституции уже более 120 лет; она содержала первоначально 119 статей в основной части и пять статей — в переходных положениях. С тех пор она подверглась многочисленным частичным изменениям, производившимся почти ежегодно. Таких изменений на первый квартал 1994 г. было осуществлено 130. К 1985 г. в нее были включены 54 новые статьи; из них 52 получили номера статей, после которых были помещены, но с индексами «бис», «тер», «кватер» и т. д. (что по-латыни означает «дважды», «трижды» и т. д.). Из первоначального текста Конституции 54 статьи были отменены или изменены, причем девять статей — дважды, три статьи — трижды и три статьи — пять раз. У трех статей основной части (27-бис, 51 и 52) и у ст. 12 — 16 переходных положений остались только номера, а текст отменен. Из имевшихся на 1 апреля 1994 г. 183 статей, не считая переходных положений, только 84 сохраняют первоначальный текст. В результате к настоящему времени Конституция, хотя и выросла по числу статей более чем наполовину, в значительной мере утратила свое единство и внутреннюю связность.

При всем разнообразии внесенных в Конституцию изменений в её развитии можно выделить, по крайней мере, две заметные тенденции — усиление центральной власти и расширение перечня прав и свобод.

Регулируемое Конституцией политико-территориальное устройство страны, невзирая на ее название (Конфедерация), следует характеризовать как федеративное.

Что же касается формы правления, то определить ее непросто. Хотя коллегиальный орган — Федеральный совет — соединяет функции и правительства, и во многом также главы государства и не несет по Конституции политической ответственности перед Федеральным собранием (парламентом), он избирается парламентским путем. Швейцария, следовательно, — своеобразная смешанная республика с выраженным дуалистическим государственным режимом.

По способу изменения Конституция Швейцарии относится к числу жестких. Она различает два вида своего собственного пересмотра — полный и частичный.

Полный пересмотр, согласно ст. 119 Конституции, производится только законодательным путем. Если одна из палат Федерального собрания вынесет постановление о полном пересмотре, а другая с этим не согласится, или полного пересмотра потребуют 100 тыс. избирателей, то вопрос о том, должен состояться пересмотр или нет, передается на голосование швейцарского народа. В случае положительного ответа большинства проголосовавших избирателей на этот вопрос обе палаты подлежат переизбранию, чтобы приступить к полному пересмотру Конституции (ст. 120). Идея полного пересмотра выдвигалась неоднократно, однако только 8 сентября 1935 г. состоялся референдум относительно его необходимости, на котором решение избирателей было отрицательным.

В 1965 г. обе палаты согласились с необходимостью полного пересмотра, однако процедура подготовки его продолжается сих пор, отличаясь обстоятельностью, тщательностью и, как видим неторопливостью. В 1978 и 1985 гг. публиковались проекты новой Конституции, последний из которых во всяком случае имеет вполне современный вид: в нем есть раздел о правах и свободах и руководящих принципах государства, детализированных в нескольких главах, раздел о федеративном устройстве, сохраняются характерные для Швейцарии институты непосредственной демократии. В 1987 г. Федеральное собрание постановило полностью пересмотреть Федеральную конституцию и поручило Федеральному совету представить ее проект. Однако полного пересмотра так до сих пор и не произошло.

Частичный пересмотр, согласно ст. 121 Конституции, может осуществляться как законодательным путем, так и по народной инициативе, т. е. по требованию 100 тыс. избирателей включить, отменить или изменить какую-либо статью Федеральной конституции. Если избиратели предлагают пересмотреть или включить несколько различных конституционных положений, то каждое из них должно составить предмет отдельной инициативы.

Народная инициатива может быть заявлена в форме общего предложения или разработанного проекта. Если палаты Федерального собрания согласились с народной инициативой в общего предложения, они должны разработать соответствующий проект и представить его на решение народа и кантонов (субъектов швейцарской федерации), а если Федеральное собрание согласилась с народной инициативой в виде разработаны проекта, он сразу передается на одобрение народа и кантон Голосом кантона, согласно ч. 3 ст. 123 Конституции, считается результат народного голосования в нем.

При несогласии палат с инициативой вопрос о необходимости частичного пересмотра выносится на голосование народа, и в случае положительного решения большинства проголосовавших избирателей Федеральное собрание должно приступить к пересмотру, одобренному народом. В случае несогласия с тайным проектом оно может вынести на решение народа с инициативным проектом также свой альтернативный проект или предложение отклонить инициативный проект. Согласно ст. 121-бис Конституции, частично излагавшейся в общей части учебника (п. 6 § 5 гл. VII), при вынесении на референдум контрпроекта Федерального собрания избирателю предлагается ответить на три вопроса:

1) предпочитает ли он народную инициативу действующему праву;

2) предпочитает ли он контрпроект действующему праву;

3) какой из проектов должен вступить в силу, если народ и кантоны предпочитают действующему праву оба проекта;

Абсолютное большинство определяется для каждого вопроса отдельно. Вопросы, оставшиеся без ответа, не учитываются. При одобрении избирателями обоих проектов решение определяется результатом голосования по третьему вопросу. В силу вступает проект, получивший больше голосов избирателей и кантонов. Если же по третьему вопросу большинство голосов избирателей получил один проект, а большинство голосов кантонов — другой, ни один из этих проектов в силу не вступает.

Вообще для вступления в силу новой Конституции или новой ее части необходимо большинство голосов участвовавших в голосовании избирателей и большинство голосов кантонов. При этом голос полукантона считается половиной голоса кантона (ч. 1 и 2 ст. 123).

Предложения о частичном пересмотре выносятся на референдум почти ежегодно, и на 1 апреля 1994 г. избиратели и кантоны одобрили, как отмечалось, 130 проектов конституционных изменений и еще больше отклонили. При этом 199 проектов было внесено путем народной инициативы, и подавляющее большинство их было отклонено на референдумах или заранее отозвано. Учитывая, что проекты Федерального собрания отклоняются на референдумах лишь в 25% случаев, можно прийти к выводу, что избиратели этим проектам доверяют больше. Однако, как отметила швейцарская Федеральная канцелярия, оказывается, что народные инициативы часто побуждают Федеральный совет и Федеральное собрание к реформам, до которых те сами дозрели бы значительно позже 1996 г. Страны мира: Справочник. 2011 / Под общ. Ред. И.С. Иванова. — М.: Республика, 2011. , с 12

Каждый кантон и полукантон имеет свою конституцию. В некоторых кантонах конституции были приняты еще до принятия первой федеральной Конституции 1848 г ( Тичино — в 1830 г., в Женеве — в 1847 г.) или до принятия ныне действующей Конституции (во Фрибуре — в 1857 г., в Невшате-ле — в 1858 г., в Тургау и Цюрихе в — 1869 г. и т. д.). Большинство кантональных конституций приняты в конце XIX — начале XX вв некоторые из конституций подверглись полному пересмотру (например, в Женеве — в 1958 г., в Нидвальдене — в 1965 г., в Тичино — в 1967 г., в Обвальдене — в 1968 г., в Аарау — в 1980 г в Базеле-сельском в — 1981 г., в Ури — в 1984 г.) и имеют вполне современный вид. Пересмотры позволили приспособить их к новым реальностям, особенно в социально-экономической области. Конституции кантонов, естественно, содержат традиционные статьи о правах и свободах, об организации системы государственной власти. Однако последние акты, принятые в 70 — 90-х гг., значительно отличаются от своих предшественников. В них была осуществлена полная перекомпоновка нормативного материала, проведена его новая систематизация. Они содержат расширенный каталог основных прав и свобод, провозглашают принципы правового государства, определяют политические задачи кантонов, устанавливают основные цели их политики, расширяют возможности применения референдума и народной законодательной инициативы, четко определяют организацию органов государственной власти, статус, организацию и пределы автономии общин, уточняют отношения между церковью и кантонами, устанавливают территориальные границы внутри кантонов.

Все кантональные конституции, как и федеральная, предусматривают возможность своего полного или частичного пересмотра, причем почти во всех кантонах эти пересмотры могут осуществляться по народной инициативе: требуется число подписей от 0,01% в полукантоне Аппенцелль-Иннерроден до 5,85% от численности избирательного корпуса в кантоне Невшатель. Для инициативы общего пересмотра конституции требуется от одной подписи избирателя в кантоне Гларус до 12 тыс. в кантоне Во и 15 тыс. в кантоне Берн. В кантоне Цюрих народная инициатива по пересмотру Конституции в период между созывами парламента — Большого совета влечет немедленное возобновление полномочий парламента прежнего созыва. В кантоне Женева полный пересмотр может осуществляться раз в 15 лет, в пяти кантонах он осуществляется общими собраниями — ландсге-майнде (см. ниже, п. 2 § 6). Инициатива пересмотра может исходить и от кантональных парламентов, например в кантонах Жюра, или от парламента и правительства, например в кантоне Тичино. Любые конституционные реформы в кантонах подлежат утверждению на референдуме. Для пересмотра кантональной конституции требуется согласие абсолютного большинства избирателей. Как упоминалось в Общей части учебника (п. 6 § 1 гл. XI),согласно ст. 6 Федеральной конституции, кантоны обязаны испрашивать у Конфедерации гарантию для своих конституций; она дается при соблюдении этими конституциями следующих трех условий: в них не должно содержаться ничего противоречащего Федеральной конституции; они должны обеспечивать осуществление политических прав в соответствии с республиканскими формами — представительными или демократическими97;они должны приниматься народом и пересматриваться по требованию абсолютного большинства граждан.

Гарантия дается в случае одобрения конституции Федеративным собранием. Отказы в гарантии встречаются редко. В 1948 г было отказано в гарантии измененных ст. 58 Конституции полукантона Базель-городской и ст. 57 Конституции полукантона Базельсельский на основании противоречия ст. 1 Федеральной конституции. В 1958 г. последовал отказ в гарантии ч. 3 ст. 84, включенной в 1956 г. в Конституцию кантона Во, на основании противоречия ст. 4 Федеральной конституции.

Согласно воззрениям швейцарских ученых, требование федеральных гарантий для каждой новой или пересмотренной конституции кантона должно интерпретироваться не как необходимое условие законности акта, но как мера, связанная с выполнением федеративного договора, как средство контроля со стороны федеральных властей за законностью и соответствии Федеральной конституции 98. Отказ в гарантии со стороны федеральных властей должен быть отмечен в соответствующей конституции кантона, но такой отказ не лишает законности опротестованные статьи или статью.

Процедура гарантий считается в Швейцарии слишком сложной и длинной, даже если она не дает оснований для споров по конкретным вопросам. Швейцарским ученым и политикам представляется более гибкой система взаимных консультаций кантонов с органами федеральной исполнительной власти, прежде всего с департаментом (министерством) юстиции и полиции. Современные зарубежные конституции / Под ред. В.В. Маклакова. — М.: Юристъ, 1996. — 286с.

Список используемой литературы

1. Автономов, А.С., Сивицкий В.А., Черкасов А.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / под ред. д. ю. н. А.С. Автономова. — М.: Юриспруденция, 2010.

2. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: вопросы и ответы [Текст]: учебное пособие. / И.А. Алебастрова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юриспруденция, 2009. — 192 с.

3. Андреева, Г.Н. Конституционное право зарубежных стран учебник / Г.Н. Андреева. — М.: Эксмо, 2005. — 656 с.

4. Баглай, М.В. Конституционное право зарубежных стран //учебник / М.В. Баглай, Г.В. Бобылев, В.П. Воробьев. — М.: Норма. — 2008. — 1056 с.

5. Иностранное Конституционное право. В.В. Маклакова 1996 год.

6. Комкова, Г.Н. Конституционное право зарубежных стран. учебник / Г.Н. Комкова. — М.: Юрайт. — 2010. — 403 с.

8. Современные зарубежные конституции / Под ред. В.В. Маклакова. — М.: Юристъ, 1996. — 286с.

9.Страны мира: Справочник. 1999 / Под общ. Ред. И.С. Иванова. — М.: Республика, 1999. — 512с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основы теории конституций в зарубежных странах. Конституционные основы организации гражданского общества в зарубежных странах. Конституционное право, политические партии и партийные системы зарубежных стран. Формы правления и государственного устройства.

курсовая работа [43,6 K], добавлен 20.01.2011

Понятие, виды и принципы избирательного права. Избирательный ценз: понятие и виды. Понятие и виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная. Референдум: понятие, сущность, порядок проведения.

контрольная работа [45,4 K], добавлен 12.09.2007

Понятие и принципы избирательного права, его суть. Виды избирательных систем, их характеристика и особенности. Система единственного передаваемого голоса. Принципы избирательного права и их соблюдение. Мажоритарная система ее принципы и характеристика.

контрольная работа [30,9 K], добавлен 13.02.2009

Судебная система и конституционная юстиция в зарубежных странах. Организация конституционных судов: порядок формирования, структура, полномочия, законодательное регулирование Квазисудебные органы конституционного контроля в зарубежных странах.

реферат [24,4 K], добавлен 19.09.2008

Гражданство в зарубежных странах. Конституционные права, обязанности, свободы и их ограничения в зарубежных странах. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в различных странах. Предоставление гражданства при рождении ребенка.

контрольная работа [32,2 K], добавлен 11.12.2013

Понятие, сущность и признаки абсолютной монархии, ее исторические виды, достоинства и недостатки. Сравнительный ее анализ с другими формами государственного правления. Исследование абсолютной, дуалистической и парламентарной монархий в зарубежных странах.

курсовая работа [37,3 K], добавлен 24.02.2015

Понятие термина конституция. Основные способы внесения поправок и пересмотра конституций в зарубежных странах, на примере Франции и Соединенных Штатов Америки. Характеристика процедуры окончательного оформления поправки после принятия ее парламентом.

курсовая работа [27,7 K], добавлен 15.12.2008

Источник

Оцените статью