Понятие и принципы избирательного права, особенности их реализация в зарубежных странах
Избирательная система в широком смысле – совокупность общественных отношений, связанных с проведением выборов. Избирательная система в узком смысле – способ подведения итогов голосования и подсчета голосов.
Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. Также выделяются их разновидности и смешанные формы: системы единственного передаваемого и непередаваемого голоса, кумулятивный вотум и др.
Избирательное право в объективном смысле – совокупность норм, регулирующих выборы.
Избирательное право в субъективном смысле – право лица участвовать в организации и проведении выборов – является комплексным и охватывает совокупность субъективных прав (право быть внесенным в списки избирателей, право быть избранным в избирательную комиссию (там, где они формируются путем выборов), право выдвигать кандидатов и др.).
В субъективном смысле избирательное право — ϶ᴛᴏ право конкретного лица участвовать в выборах. Обычно для ϶ᴛᴏго крайне важно иметь гражданство данного государства (иностранцы в стране проживания, как правило, не голосуют), определенный возраст (обычно 18 лет), быть вменяемым (душевное здоровье). Но бывают и другие условия, о кᴏᴛᴏᴩых будет сказано ниже. Существует также формальное требование: необходимо быть включенным в список избирателей, ибо даже если избиратель придет с удостоверением на право голосования в другой избирательный участок, он должен будет быть внесен в дополнительный список избирателей.
Различают активное и пассивное избирательное право. Активное — ϶ᴛᴏ право избирать, голосовать за какую-либо кандидатуру или против всех предложенных кандидатов. Пассивное избирательное право — ϶ᴛᴏ право быть избранным, например в парламент, на должность президента, в орган местного самоуправления (совет графства в Великобритании, генеральный совет департамента во Франции и т.д.). Лицо может иметь активное избирательное право, но не обладать пассивным. Так, гражданин США, достигший 18 лет, вправе участвовать в выборах президента США, но быть избранным не может: для ϶ᴛᴏго нужно достичь 35-летнегс возраста.
Принципы избирательного права:
1) свободы выборов – принцип, согласно которому выборы должны осуществляться на основе свободного волеизъявления избирателя. Данный принцип имеет два аспекта: свобода волеизъявления при голосовании и свобода участия в выборах;
2) всеобщности избирательного права – принцип, согласно которому все взрослые дееспособные граждане обладают правом участия в выборах. Пределы всеобщности определяются по наличию избирательных цензов (это условие участия в выборах). Избирательные цензы:
а) возрастной (обычно 18 лет, но встречается и ниже) и от 18 лет и выше в зависимости от уровня органа или должности для пассивного избирательного права;
б) вменяемости;
в) оседлости (т. е. проживания в течение установленного законом срока на территории).
Менее распространены: образовательный ценз; религиозный ценз (ряд мусульманских стран); морально-этические цензы;
Всеобщее избирательное право не означает, что все жители страны могут участвовать в выборах. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. Эти категории лиц иногда могут участвовать в выборах органов местного самоуправления, если они живут в данной стране в течение определенного времени (обычно много месяцев, а то и годы) и уплачивают налоги (Венгрия, Испания, Финляндия). В Великобритании в выборах могут участвовать граждане государств — членов британского Содружества. В ряде стран Латинской Америки, в Новой Зеландии в выборах могут участвовать иностранцы, но по международным соглашениям и на базе взаимности (в Латинской Америке — только граждане других латиноамериканских государств).
3) равенства избирательного права – принцип, согласно которому:
а) каждый избиратель наделен таким же числом голосов;
б) «вес голоса» одного избирателя равен «весу голоса» другого избирателя;
в) равенство избирательных округов
4) прямых выборов – означает, что избиратели голосуют непосредственно за своих кандидатов, непрямые – при которых голосуют представители избирателей. Непрямые выборы: косвенные (голосует коллегия выборщиков – США) или многостепенные (вышестоящий орган выбирает нижестоящий – Казахстан, Куба, КНР);
Прямые выборы — ϶ᴛᴏ непосредственное избрание гражданами ϲʙᴏих представителей в органы государства, отдельных должностных лиц (например, президента). Почти всегда (исключение составляет, например, королевство Бутан) прямыми выборами избираются депутаты нижней палаты парламента, однопалатного парламента, низовые органы местного самоуправления (общинные советы), другие органы местного самоуправления. При этом и в данном случае есть исключения. В некᴏᴛᴏᴩых мусульманских странах (Бангладеш, Пакистан) определенное число женщин-депутатов в нижнюю палату избирается самим парламентом, а в однопалатном парламенте может быть небольшое число депутатов, назначенных президентом из среды выдающихся граждан страны (например, до 10 человек в Египте). Во многих странах прямыми выборами избираются верхние палаты парламентов (Бразилия, США и др.), президенты (Мексика, Франция и др.), нижние палаты законодательных собраний или однопалатные собрания в субъектах федерации, в автономных образованиях. В единственной стране — Израиле с 1996 г. прямыми выборами избирается премьер-министр.
5) тайного голосования – принцип, согласно которому исключается контроль за волеизъявлением избирателей (распространен повсеместно). Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении итогов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно в присутствии наблюдателей и общественных организаций.
с другого источника
Выборы — это процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц.
Сущность выборов — это определение партий и должностных лиц, которые в течение определенного срока будут управлять государством, государственным образованием или административно-государственной единицей. Это средство реализации народного суверенитета, способ выражения общественного мнения, форма непосредственной демократии.
Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948 г.) устанавливает важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов (ч. 3 ст. 21): «Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах , которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
Ключевой категорией для выборов, референдума является понятие «избирательного права».
Избирательное право понимается в двух значениях.
1. Объективное избирательное право — система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.
2. Субъективное избирательное право — гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления (активное и пассивное избирательное право).
Принципы избирательного права:
1) Всеобщность (избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами)
Тем не менее всеобщее избирательное право ограничено рядом цензов (требований, к потенциальному избирателю).
Общие требования (регламентируют активное избирательное право — право избирать):
- возрастной ценз -установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. (Как правило — 18 лет; в Бразилии, Иране, на Кубе, в Никарагуа — с 16 лет; в Марокко — с 20 лет, в Латвии — с 21 года );
- ценз оседлости — требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени (США — 1 мес., ФРГ — 3 мес., во Франции и Бельгии — 6 мес., в Канаде и Финляндии — год, а в Норвегии — не менее 10 лет);
- ценз пола — долгие годы избирательное право зарубежных стран было чисто «мужским». В большинстве стран этот ценз пал лишь после второй мировой войны (США — в 1920 г., Англия — в 1928, Франция — в 1944, Италия — в 1945, Греция — в 1956, Швейцария — в 1971);
- имущественный ценз — в неприкрытой, откровенной форме встречается крайне редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений «компенсируется» другими цензами, которые играют ту же роль;
- профессиональный ценз — лишение избирательных прав военнослужащих (обычно рядовые и младший командный состав) и представителей некоторых других профессий;
- «Моральный ценз» — В Италии предусматривается возможность лишения права на голосование «в случае совершения недостойных поступков», некоторые штаты США требуют, чтобы избиратель имел «хороший характер»;
- расовый ценз — лишение избирательных прав «цветных» и иных национальных меньшинств. (в ЮАР до 1994 г. — африканцы).
Дополнительные требования (относятся к пассивному избирательному праву — праву быть избранными):
- более высокий возрастной ценз (23-25 лет — в нижнюю палату и 30-40 — в верхнюю);
- значительно чаще применяется ценз оседлости и он носит обычно более жесткий характер (для кандидата в Президенты США — 14 лет);
- неизбираемость — невозможность для определенных должностных лиц выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока они не ушли в отставку с занимаемого поста (иногда заблаговременно — за 6 мес., за год);
- несовместимость — запрещается одновременно занимать выборную и иную другую государственную должность;
- образовательный ценз — умение читать и писать на государственном языке, владеть государственным языком (в Турции кандидат на должность Президента должен иметь высшее образование);
- избирательный залог — пассивным избирательным правом может в полной мере обладать лишь тот кандидат, кто внес залог (например, каждый депутат в нижнюю палату из собственных средств должен внести: во Франции — 1000 франков, в Канаде — 200 канадских долларов, в Великобритании — 500 фунтов стерлингов и т.д.);
- кандидаты должны исповедовать определенную религию.
2) Свободное участие в выборах (избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмоми оно может быть как аполитичным — болезнь, отъезд, отсутствие интереса; так и политическим — своеобразная демонстрация против неугодных кандидатов). В некоторых странах предусмотренобязательный вотум (юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании — Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Греция, Дания, Италия, Нидерланды, Турция и т.д.).
3) Равное избирательное право — это установленные законом равные для каждого избирателя возможности влиять на результат выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона («один человек — один голос»). Нарушение этого принципа — плюральный вотум , когда большинство избирателей имеют один голос, а некоторые — несколько голосов. Равенство нарушается также вследствие куриальных выборов, когда население делится на группы с неравным представительством (Китай), избирательной географии (геометрии) , когда избирательные округа нарезаются с неравным количеством населения.
4) Прямые и непрямые выборы (Прямое (непосредственное) — означает право избирать и избираться непосредственно в выборный орган или выборную должность; косвенное (многостепенное) — означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган.
5) Тайное голосование (Исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Нарушение тайны голосования, как правило, карается законом).
Источник
ЛЕКЦИЯ 6. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. РЕФЕРЕНДУМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Понятие, сущность и принципы избирательного права
Понятие избирательного права употребляется в двух смыслах: объективном и субъективном.
Объективное избирательное право— это система правовых норм, регулирующих порядок формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Эти нормы разделяются на материальные и процессуальные.
Материальные нормы закрепляют принципы выборов, их руководящие начала, содержащиеся, как правило, в конституции государства.
Процессуальные нормы регулируют порядок и организацию проведения выборов и помещаются в законе о выборах.
Субъективное избирательное право — это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.
Субъективное избирательное право подразделяется на активное и пассивное.
Активное избирательное право — это право гражданина избирать органы государственной власти и местного самоуправления; а пассивное — это право быть избранными в данные органы.
Избиратель — лицо, за которым конституцией и/или законом признано право голоса.
Избирательный корпус (электорат)— совокупность избирателей страны или территориальной единицы.
Юридический избирательный корпус — совокупность избирателей, внесенных в списки (зарегистрированных).
Фактический избирательный корпус— совокупность голосующих избирателей.
Потенциальный избирательный корпус — совокупность всех избирателей, как зарегистрированных, так и по каким-либо причинам не внесенных в списки.
Цензы — установленные законом ограничения избирательного права граждан.
С ХVIII века наиболее распространенным в государствах Европы и Америки был имущественный ценз. С середины ХIХ века ограничения имущественного характера начинают постепенно упразднятся. Одним из наиболее распространенных является возрастной ценз. В большинстве европейских государств возрастной ценз для активного избирательного права первоначально составлял 21-25 лет. Постепенно его уравняли с возрастом совершеннолетия. Преимущественно это произошло после второй мировой войны. Право принимать участие в выборах с 18 лет граждане Великобритании получили в 1969 году, в США и большинстве европейских государств — в 70-е годы ХХ века. В Турции, Швейцарии, Японии установлен 20-ти летний возрастной ценз.
В рамках пассивного избирательного права возрастные цензы, как правило, выше, чем в рамках активного, особенно на выборах в парламент. Например, на выборах в нижние палаты парламентов Бельгии, Великобритании и России граждане получают соответствующие права в возрасте 21 год и 18 лет; во Франции и Румынии, соответственно с 23 и 18 лет; в Италии, США, Канаде – 25 — 18 лет и т.д. В Дании, Нидерландах, Финляндии, Венгрии, Швейцарии, Словении возрастные цензы для активного и пассивного избирательного права совпадают.
Эволюция избирательного права привела к упразднению ограничений по половому признаку и предоставлению избирательного права женщинам.
Одной из характерных черт избирательного права является наличие ценза оседлости: в США он составляет один месяц, в Австралии, ФРГ и Японии — три, в Бельгии и Франции — шесть, в Канаде и Финляндии — двадцать месяцев.
Законы государств могут устанавливать и другие ограничения избирательного права. Преимущественно они касаются тех, кто отбывает наказание за совершение преступления. В ряде государств в избирательных правах ограничиваются банкроты, те лица, которые содержатся за счет социальных фондов и др. Иногда устанавливаются более общие ограничения относительно социального поведения избирателей. К примеру, в Конституции Италии допускается ограничение избирательных прав для лиц, совершивших “недостойные поступки, указанные в законе”. В Великобритании не голосуют пэры, так как они имеют свою палату; в некоторых странах — племенные вожди; в государствах, где закон предусматривает обязательное голосование — лица, лишенные судом избирательных прав за систематическое уклонение от участия в выборах.
В связи с ограничениями в пассивном избирательном праве в ряде государств существуют понятия неизбираемости и несовместимости.
Неизбираемость означает, что определенные должностные лица не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах, пока не ушли в отставку с занимаемого поста.
Несовместимость означает запрет одновременно занимать выборную и иную государственную должность.
В конституциях зарубежных государств наиболее часто устанавливаются следующие принципы избирательного права: всеобщие, свободные, равные, прямые выборы при тайном голосовании.
Принцип всеобщности означает право участвовать в выборах для всех избирателей страны.
Принцип свободы выборов означает запрет оказывать незаконное давление на волю избирателей.
Принцип равенства избирательного права призван обеспечивать равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и быть избранным в соответствии с законом. Он достигается тем, что каждый избиратель имеет равное число голосов, наличием в стране единого избирательного корпуса, примерно одинаковым количеством избирателей в избирательных округах, одинаковыми требованиями к порядку выдвижения кандидатов.
Прямое избирательное право означает право избирателя избирать и избираться непосредственно в выборный орган или на выборную должность.
Косвенное (многостепенное) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборных орган.
Принцип тайного голосования запрещает производить контроль за волеизъявлением избирателей. Достигается он с помощью соответствующей процедуры голосования (заполнение бюллетеней в кабинах, использование избирательной машины, электронной карточки избирателя и др.). Нарушение тайны голосования карается законом. Открытое голосование используется очень редко, как правило, при избрании низового звена представительного органа. Например, при избрании низового звена Собрания народных представителей в Китае.
Понятие и виды выборов. Порядок организации и проведения выборов в зарубежных странах
Выборы — есть участие граждан в осуществлении государственной власти путем выдвижения из своей среды кандидатов и избрания их в органы государственной власти и органы самоуправления.
Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, выражает им полное доверие по осуществлению принадлежащей ему государственной власти. При это следует учитывать, что народ делегирует своим представителям только право на осуществление государственной власти, тогда как сама власть принадлежит народу, как источнику и носителю этой суверенной власти.
Выборы можно классифицировать по следующим основаниям:
Прямые и непрямые.
Прямые выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают непосредственно граждане, имеющие избирательные права.
Непрямые выборыосуществляются не гражданами, а избранными ими лицами — выборщиками, депутатами и т.п. Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые).
Косвенные выборы могут проводиться в двух вариантах. При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией. Например, избрание президента США. При втором варианте выборы проводятся постоянно действующим органом. Например, избрание президентов парламентами Греции, Турции и других стран.
При многостепенных выборах низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают вышестоящее звено, и так вплоть до парламента. В настоящее время такая система действует в Китае.
2. Всеобщие и частичные (дополнительные).
Во всеобщихвыборахдолжны участвовать все избиратели страны. Как правило, это выборы президента, парламента или его нижней палаты.
Частичные проводятся, как правило, с целью пополнения состава представительных органов. Например, выборы депутата вместо выбывшего.
3. Национальные и местные.
Национальныевыборы проводятся по всей стране.
На местных выборах избираются органы местного самоуправления.
4. Очередные и внеочередные.
Очередные проводятся в сроки, установленные в конституции или законе в связи с истечением срока полномочий избираемого органа. Периодичность выборов определяется сроком полномочий выборных органов.
Внеочередные проводятся в случае досрочного прекращения полномочий избираемого органа.
Если результаты голосования устанавливаются после однократного голосования избирателей, то считается, что выборы проводятся в один тур. Если проводятся два или более голосования, то выборы проводятся в два или более туров. Второй и последующие туры иногда называют повторными выборами или повторным голосованием.
Если выборы не состоялись или признаны недействительными, то проводятся новые выборы.
Правовое регулирование подготовки и проведения выборов непосредственно связано с понятием избирательного процесса.
Избирательный процесс — это урегулированная законом и другими специальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций, а также групп избирателей по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и самоуправления.
Избирательный процесс делится на следующие стадии:
1. Назначение выборов — установление даты голосования. Даты очередных либо сроки назначения внеочередных выборов часто устанавливаются в конституциях.
2. Установление избирательных округов.
Избирательные округа — территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания в представительные органы государства и местного самоуправления одного или нескольких депутатов. От того, каким образом будет установлена территория округов, в значительной мере зависят результаты выборов. В некоторых странах, например в Китае, избирательные округа могут создаваться не по территориальному, а по производственному принципу. Однако они всегда сочетаются в масштабе страны или административно-территориальной единицы с территориальными округами. В отдельных странах (Сингапур, Фиджи) округа создаются по этническому признаку.
3. Установление избирательных участков.
Избирательные участки — территориальные единицы. объединяющие граждан общим местом голосования.
4. Создание избирательных органов. Они ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдение избирательного законодательства, определяют результаты выборов. Различаются общегосударственные, территориальные, окружные и участковые избирательные органы (комиссии).
Общегосударственные (центральные, национальные) избирательные комиссии обладают компетенцией, которая распространяется на всю страну, в федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные комиссии образуются в административно-территориальных единицах, окружные избирательные комиссии — в избирательных округах, участковые избирательные комиссии — на пунктах голосования.
5. Регистрация избирателей — включение лица в списки избирателей. Она может быть публичной (обязательной) или личной (добровольной).
Публичная осуществляется двумя способами:
а) власти составляют списки на основе сведений о проживающих;
б) списки составляются путем обхода избирателей.
Личная — избиратель сам приходит в соответствующее учреждение и заявляет о желании участвовать в голосовании.
Избирателю выдается избирательная карточка.
6. Выдвижение и регистрация кандидатов.
Выдвижение кандидатов может осуществляться в следующих основных формах: самовыдвижение, выдвижение группами избирателей, выдвижение политическими партиями либо иными общественными объединениями.
Порядок регистрации кандидатов устанавливается избирательным законодательством. Как правило, для регистрации кандидат должен внести избирательный залог.
7. Агитационная кампания.
Агитационная кампания начинается после официальной регистрации кандидатов. Устанавливаются определенные условия осуществления агитации. Кандидаты получают доступ к средствам массовой информации. Особое внимание уделяется равенству прав кандидатов. Законодательство большинства демократических государств достаточно жестко регулирует вопросы, связанные с финансированием избирательной кампании.
Это главная стадия, так как именно на этой стадии совершается народное волеизъявление. Голосование может быть очным, когда сам избиратель является в избирательную комиссию и получает бюллетень. При заочном голосовании, волю избирателей реализуют другие лица. Такое голосование может осуществляться по доверенности. В некоторых странах (Великобритания, Германия и др.) возможно голосование по почте.
По отношению к избирателям, находящимся в отъезде, применяются самые различные подходы.
Распространенным явлением является абсентеизм – массовое уклонение избирателей от участия в голосовании. В ряде государств (Австрия, Бельгия, Болгария, Греция, Дания, Италия и др.) закон устанавливает обязательность голосования. За уклонение от голосования предусматриваются различные виды ответственности.
9. Подсчет голосов и установление результатов выборов.
10. Возможный второй тур голосования и/или новые выборы.
11. Окончательное определение и опубликование результатов выборов.
Избирательные системы
Существует две основные избирательные системы — мажоритарная и пропорциональная.
В свою очередь мажоритарная система делится на следующие основные виды:
Мажоритарная система относительного большинства. При этой системе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников.
При такой системе выборы, как правило, проводятся в одномандатных округах, то есть от округа избирается один депутат. Гораздо реже встречаются округа многомандатные, когда от округа избирается несколько депутатов. В качестве примера можно привести выборы коллегии президентских выборщиков в США в штате или федеральном округе, в которых соперничают списки выборщиков.
Как правило, при такой системе не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.
Достоинством данной системы является то, что выборы проходят в один тур.
Главный недостаток этой системы заключается в том, что депутат избирается относительным большинством голосов. Абсолютное большинство может проголосовать против, но при этом их голоса пропадают. Кроме того, депутаты, выдвинутые от малочисленных партий, как правило, проигрывают выборы и эти партии теряют представительство. Однако при этом партия победитель зачастую обеспечивает абсолютное большинство в парламенте и может сформировать устойчивое правительство.
Мажоритарная система абсолютного большинства. При этой системе для избрания требуется набрать более половины голосов избирателей.
Абсолютное большинство может быть трояким:
а) от числа зарегистрированных избирателей;
б) от числа поданных голосов;
в) от числа действительных поданных голосов.
При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут — выборы признаются недействительными или несостоявшимися.
Выборы, как правило, проводятся по одномандатным округам.
Недостатки данной системы:
а) партия, получившая в стране большинство голосов, может получить не самое большое количество мест в парламенте;
б) пропадают голоса, поданные против;
в) нерезультативность выборов, особенно при большом числе кандидатов. Если ни один из кандидатов не наберет в первом туре необходимое число голосов, проводится второй тур (повторное голосование), в котором, как правило, участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре (перебаллотировка).
Основными способами преодоления нерезультативности являются следующие:
а) для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов;
б) альтернативное голосование. Данную систему можно рассмотреть на примере Австралии. При голосовании избиратели расставляют номера по предпочтительности (1, 2, 3, 4 и т.д.). Если никто из кандидатов не набрал абсолютного большинства, то проводится перераспределение голосов между кандидатами начиная с набравшего наименьшее количество по указанным в его бюллетенях двум первым предпочтениям, пока кто-либо из кандидатов не наберет нужное число голосов.
Мажоритарная система квалифицированного большинства. Для избрания по этой системе необходимо набрать 2/3 голосов избирателей. Иногда закон может определять и иной процент голосов.
Своеобразной разновидностью мажоритарной системы являются кумулятивный вотум и система единственного непередаваемого голоса.
Кумулятивный вотум— каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов, либо иное число, установленное законом, но у всех избирателей оно равное. Избиратель может отдать по одному голосу нескольким кандидатам либо все голоса отдать одному кандидату. Такая система встречается на выборах в органы самоуправления в некоторых землях Германии.
Система единственного непередаваемого голоса (полупропорциональная)— в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только за одного кандидата из того или иного партийного списка. Избранными считаются кандидаты, собравшие больше голосов, чем другие, т.е. при определении результатов голосования действует принцип мажоритарной системы относительного большинства.
Система пропорционального представительства политических партий.
Сущность данной системы состоит в том, что число депутатских мандатов, получаемых партией, пропорционально числу поданных за нее голосов избирателей. Партии выдвигают списки кандидатов и избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за список кандидатов от партии.
Списки кандидатов могут быть связанными и свободными. При связанном списке избиратель не имеет права внести изменения в списки, представленные партиями. При свободных списках избиратели имеют такое право.
Основное достоинство системы состоит в гарантированном представительстве даже мелких партий, но все же имеющих свой электорат.
К недостаткам системы пропорционального представительства относятся следующие:
а) неустойчивость парламента, где ни одна партия или их коалиция не могут получить устойчивое большинство;
б) избиратель может не знать всех кандидатов от поддерживаемой партии, то есть фактически он голосует за определенную партию, а не за конкретных кандидатов;
в) система может применяться только в многомандатных округах. Чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.
Главными средствами преодоления этих недостатков являются избирательная квота и метод делителей.
Избирательная квота (избирательный метр) — это минимальное число голосов, необходимое для избрания одного кандидата.
Метод делителей заключается в последовательном делении числа голосов, получаемых каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей. В зависимости от того, какие устанавливаются делители, преимущества получают крупные или мелкие партии. Наименьший делитель представляет собой избирательную квоту. В случае выдвижения независимого кандидата он должен получить установленную квоту голосов.
Заградительный пункт может ограничивать участие партий в распределении депутатских мандатов по двум основаниям:
а) не допускаются к участию во втором распределении мандатов те партии, которые не получили ни одного мандата в первом распределении, хотя у них могут быть значительные остатки голосов;
б) чаще всего из распределения мандатов исключаются партии, не набравшие определенного процента голосов.
Это недостаток преодолевается следующими способами:
Соединение списков кандидатов (блокирование) — партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют эти мандаты между собой.
Преференцированное голосование — голосуя за список, избиратель может внутри списка высказать предпочтение определенным кандидатам.
Панаширование — право избирателя голосовать за кандидатов из разных списков либо вписывать в эти списки новых кандидатов. Панаширование может применяться при мажоритарной системе с многомандатными округами либо по пропорциональной системе. При пропорциональной системе панаширование может сочетаться с преференциальным голосованием.
Смешанные (мажоритарно-пропорциональные системы). При смешанной системе чаще всего половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина — по пропорциональной.
Источник