Федеральное избирательное законодательство
Федеральное избирательное законодательство, закрепляя основные гарантии избирательных прав и свобод граждан, обеспечивает на всей территории Российской Федерации соблюдение единых демократических избирательных стандартов и их реализацию при проведении различных видов выборов.
Рассмотрим данные положения Конституции РФ более подробно.
Во-первых, Конституция РФ закрепляет в качестве одной из основ конституционного строя принцип народовластия, устанавливая, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции РФ)[6].
Во-вторых, Конституция РФ закрепляет и гарантирует избирательное право в субъективном смысле, т. е. право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), а также определяет круг лиц, которые не имеют избирательных прав. К ним относятся лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Это единственное ограничение избирательных прав, установленное Конституцией РФ (за исключением ограничений пассивного избирательного права для кандидатов в Президенты РФ и депутаты Государственной Думы).
В-третьих, Конституция РФ определяет основные требования, предъявляемые к выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы. Но следует отметить, что только применительно к выборам Президента России закреплены принципы избирательно права (ч. 1 ст. 81). Конституция РФ устанавливает также требования, предъявляемые к гражданам, обладающим пассивным избирательным правом, т. е. к кандидатам в Президенты РФ и в депутаты Государственной Думы. Согласно ч. 2 ст. 81 Основного закона для кандидата в Президенты РФ установлен возрастной ценз — не моложе 3 5 лет и ценз оседлости — постоянное проживание в Российской Федерации не менее Шлет. Согласно ч. 1 ст. 97 Конституции РФ депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ не моложе 21 года и имеющий право участвовать в выборах (в данном случае следует вспомнить положения ст. 32 Конституции РФ, о которых уже говорилось выше)[7].
В-четвертых, Конституция РФ устанавливает разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере избирательного законодательства. Ст. 71 устанавливает, что вопросы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина (в том числе и избирательных прав) отнесены к ведению Российской Федерации. К ее исключительному ведению отнесены также вопросы формирования федеральных органов государственной власти.
В-пятых, в самой Конституции РФ установлен механизм защиты конституционных норм, в том числе и норм, закрепляющих избирательные права граждан и гарантии их реализации.
В-шестых, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Это положение позволяет включить в число норм избирательного права России, обладающих высшей юридической силой, нормы-принципы, содержащиеся в международных источниках. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то приоритетными являются правила международного договора.
В международных договорах содержатся международные избирательные стандарты, которые должны определять содержание национального законодательства. Речь идет об обязательствах государств предоставить своим гражданам право на участие в свободных, справедливых, подлинных и периодических выборах, не посягать на эти права и обеспечивать их реализацию. Так, избирательное законодательство РФ основывается на положениях Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющих возможности граждан избирать и быть избранными на подлинных периодических выборах, проводимых на принципе всеобщего избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей[8].
Конституционный Суд РФ, являясь органом конституционного контроля, часто основывает свои выводы на принципах, закрепленных в этих международных правовых актах. Конституционный Суд РФ играет особую роль в правовой охране Конституции РФ и обеспечении ее соблюдения. В практике его деятельности затрагиваются вопросы содержания принципов избирательного права и механизмов их реализации, вопросы назначения выборов, выдвижения кандидатов, определения итогов голосования и другие, возникающие в ходе избирательного процесса. Решения Конституционного Суда РФ также являются источниками российского избирательного права и влияют как на правотворческую, так и на правоприменительную деятельность в данной сфере. Они оказывают существенное влияние на развитие избирательной системы и избирательного законодательства, а тем самым на развитие демократического процесса российской государственности.
В системе избирательного законодательства РФ, безусловно, центральное место занимает Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Далее — ФЗ «Об основных гарантиях. »)[9]. Данный Закон является своеобразным «ядром» избирательного законодательства, его основополагающим актом.
Следует отметить, что в случае противоречия между федеральным или региональным законом о выборах и ФЗ «Об основных гарантиях. » будут применяться нормы последнего. Такое же правило действует и в случае отсутствия в законодательстве субъектов РФ необходимого нормативного правового акта.
В системе федерального избирательного законодательства следует выделить федеральные законы о выборах в федеральные органы государственной власти. Это Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[10] [11] и Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федера- ции» . Основываясь на положениях Основного закона и ФЗ «Об основных гарантиях. », эти акты содержат нормы, детально регулирующие порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, начиная со стадии назначения даты выборов и заканчивая регламентацией порядка обжалования нарушений избирательных прав граждан и привлечения к ответственности за нарушения законодательства о выборах.
Среди актов федерального избирательного законодательства отметим также Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»3, который был принят с целью восполнения пробелов в регулировании порядка проведения муниципальных выборов.
Кроме того, к источникам избирательного права федерального уровня следует отнести Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[12] [13] и Федеральный закон от 6 октября 2003 г.
Вышеназванные законы являются источниками избирательного права и входят в систему избирательного законодательства. Предметом их регулирования являются избирательные отношения, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и проведения выборов. Но кроме этих законов при проведении выборов в органы государственной власти федерального и регионального уровня, а также и местного самоуправления должны применяться и другие федеральные законы, содержащие отдельные нормы избирательного права. Среди них следует назвать, например, Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»[14]. Политическим партиям принадлежит важная роль в избирательном процессе. Именно они являются избирательными объединениями и имеют право выдвигать кандидатов (списки кандидатов).
Избирательное законодательство РФ включает в себя также нормы различной отраслевой принадлежности: информационного, финансового, уголовного, административного законодательства ит. д. Так, например, нормы Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливают ответственность за избирательные правонарушения. И следует отметить, что сочетание санкций, установленных избирательным законодательством, с мерами административных взысканий и уголовных наказаний за нарушение избирательных прав граждан и процедуры выборов способно обеспечить эффективное функционирование института ответственности в избирательном праве.
Источник
5.5 Законодательство РФ о выборах
Понятие и принципы избирательного права, типы избирательных систем мы с вами уже проходили при изучении раздела «Политика». При необходимости повторите тему 4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации
На данном уроке рассмотрим правовые основы избирательного права в РФ. К основным источникам избирательного права относятся Конституция РФ, международные принципы, Федеральные законы, законы субъектов РФ об избирательных правах и т.д.
Избирательные цензы
Обеспечение всеобщего избирательного права и свободного волеизъявления граждан на выборах является важной политической задачей государства. Для участия на выборах человеку необходимо иметь гражданство РФ и достичь совершеннолетия. Кроме этих ограничений, избирательное законодательство РФ устанавливает избирательные цензы пассивного избирательного права, то есть права быть избранным:
- возрастной ценз, депутатом Госдумы РФ может быть только гражданин, достигший 21 года, а Президентом РФ гражданин, достигший 35 лет;
- ценз оседлости, Президентом РФ может стать только гражданин, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет;
- языковой ценз установлен в некоторых субъектах РФ (например, в Адыгее или Башкортостане) и требует знания кандидатом основного языка данного субъекта наряду с русским;
- образовательный ценз установлен в некоторых субъектах РФ (например, в Самарской области) и требует наличия у кандидата высшего образования;
- ценз судимости установлен в Якутии и требует от кандидата в депутаты законодательного органа отсутствия судимости.
Правовые основы проведения выборов Президента РФ
Правовые основы проведения выборов Президента РФ закреплены в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации».
Президент РФ избирается сроком на 6 лет на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин, достигший 35 лет и не менее 10 лет постоянно проживающий на территории РФ. Гражданин не имеет право быть избранным в Президенты РФ если он:
- признан судом недееспособным,
- находится в местах лишения свободы,
- является гражданином иностранного государство,
- во второй раз находится в должности Президента РФ.
Выборы Президента РФ проводятся на территории всей страны, то есть создаётся единый федеральный избирательный округ. Дата выборов Президента РФ назначается Советом Федерации не ранее 100 дней и не позднее 90 дней до дня голосования. Решение о назначении даты выборов официально публикуется в источниках СМИ в течение 5 дней с момента принятия. В случае если Совет Федерации не назначает дату выборов, то это делает Центризбирком РФ. Если же Президент сложил свои полномочия до истечения срока, Совет Федерации назначает досрочные выборы не позднее 14 дней со дня прекращения полномочий.
Кандидаты на должность Президента РФ могут выдвигаться от политических партий, но могут быть и самовыдвиженцами. Подготовка и проведение выборов Президента РФ возлагается на избирательные комиссии всех уровней и проводится гласно и открыто. На этапе подготовки и проведения выборов не допускается вмешательство органов законодательной власти и органов местного самоуправления в деятельность избирательных комиссий.
Финансирование выборов Президента РФ осуществляется за счёт средств Государственного бюджета РФ и избирательных фондов кандидатов.
Правовые основы проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ
Правовые основы проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ закреплены в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Депутат Государственной Думы РФ избирается сроком на 5 лет на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы РФ может быть избран гражданин, достигший на день голосования 21 года. Гражданин не имеет право быть избранным депутатом по тем же причинам, что и Президентом РФ.
Выборы депутатов Государственной Думы РФ назначаются Президентом РФ не ранее 110 и не позднее 90 дней до дня голосования. Если Президент РФ не назначает выборы, то эта задача возлагается на Центризбирком РФ. При роспуске Государственной Думы РФ назначаются досрочные выборы. Решение о проведении досрочных выборов также должно быть опубликовано в СМИ в течение 5 дней с момента принятия.
Выдвижение кандидатов осуществляется политическими партиями либо путём самовыдвижения. Выборы депутатов Государственной Думы РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу. Подготовку и проведение выборов, в пределах своей компетенции, осуществляют избирательные комиссии с соблюдением принципа гласности и открытости.
Граждане, политические партии, общественные организации могут проводить предвыборную агитацию в порядке, установленном законом. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования. Финансирование выборов депутатов Государственной Думы РФ осуществляется за счёт средств Государственного бюджета РФ и избирательных фондов кандидатов.
Правовые основы проведения референдума
Правовые основы проведения референдума закреплены в Федеральном законе «О референдуме Российской Федерации». Референдум — это всенародное голосование по вопросам государственного значения. На выборах избиратели голосуют за кандидатов, на референдуме голосуют «за» или «против» какого — то вопроса. К примеру, республика Крым вошла в состав РФ по итогам референдума. Законодательством РФ предусмотрены референдумы РФ, референдумы субъектов РФ и местные референдумы.
Проведение референдума должно соответствовать принципам избирательного права (всеобщее равное прямое и тайное голосование). Участие гражданина в референдуме, так же как и на выборах, является добровольным и свободным.
Право инициативы проведения референдума принадлежит Конституционному Собранию РФ, в случае вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции. Инициатива проведения референдума принадлежит и гражданам РФ, которые должны сформировать инициативную группу в составе не менее 20 человек и собрать установленное законом количество подписей граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Инициатива подаётся в Администрацию Президента РФ, который должен её рассмотреть и с согласия Конституционного Суда РФ назначить дату референдума.
Дополнительные материалы к уроку :
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Правовые основы избирательного права РФ»
Интеллект-карта по обществознанию №67
Источник