Избирательные системы с примерами стран

Типы избирательных систем

Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная де­мократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного само­управления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.

На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Рассматривая данные системы, обратим осо­бое внимание на то, что они отличаются не столько формаль­ными моментами, сколько политическими целями, достигаемыми при использовании данных избирательных систем.

· Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кан­дидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Большинство бывает разным. Су­ществуют избирательные системы, требующие абсолютного боль­шинства (это 50% + 1 голос и более). Такая избирательная сис­тема существует, например, в Австралии.

Мажоритарная систе­ма относительного большинства означает, что побеждает на вы­борах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников.

Мажоритарную избирательную систему называют «системой первого пришедшего к финишу».О ней также гово­рят — «победитель получает все».

В настоящее время такая систе­ма действует в четырех странах — США, Канаде, Великобрита­нии, Новой Зеландии.

Иногда используются одновременно обе разновидности мажоритарной системы. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором — относительного.

При мажоритарной системе, как правило, возникают и уп­рочиваются непосредетвенные связи между кандидатом (в даль­нейшем депутатом) и избирателями.

Кандидаты хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы изби­рателей, лично знакомы с их наиболее активными представите­лями. Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти.

Очевидно, что при мажоритарной системе на выборах побежда­ют представители более сильного политического течения в стране. В свою очередь, это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних по сво­ему значению партий.

Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению тенденции к становлению в стра­нах, где она используется, двух- или трехпартийных систем.

· Пропорциональная избирательная система означает, что манда­ты распределяются четко пропорционально числу поданных го­лосов.

Эта система распространена в современном мире более широко, нежели мажоритарная. В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной си­стеме.

При использовании пропорциональной избирательной си­стемы преследуется цель обеспечения широкого и пропорцио­нального представительства в органах власти политических пар­тий, а также социальных и национальных групп.

Данная система способствует развитию многопартийности. Она используется в Австралия, Бельгии, Швеции, Израиле и многих других странах.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет разно­видности. Существуют два ее вида:

· пропорциональная избирательная система на общего­сударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избира­тельные округа не выделяются;

· пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские ман­даты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах.

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки. Остановимся на них под­робнее.

К числу положительных свойств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного прави­тельства.

Дело в том, что она позволяет крупным, хорошо орга­низованным политическим партиям легко побеждать на выбо­рах и создавать однопартийные правительства.

Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государствен­ную политику. Примеры США, Англии и других стран достаточ­но убедительно об этом свидетельствуют.

Однако мажоритарная система имеет ряд существенных недостатков. При мажоритарной системе для распределения пар­ламентских мандатов имеет значение только факт получения кандидатом большинства голосов. Голоса же отданные всем другим кандидатам, во внимание не принимаются и в этом смыс­ле пропадают.

Заинтересованные силы могут при мажоритарной системе манипулировать волей избирателей. В частности, значительные возможности заключает в себе «география» избирательных окру­гов.

Как показывает опыт, сельское население голосует более тра­диционно в сравнении с городским. Заинтересованные политические силы учитывают это обстоятельство при формировании избирательных округов. Выделяется по возможности больше избирательных округов с преобладанием сельского населения.

Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной системы весьма существенные. Главным из них является, что значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остает­ся не представленной в органах власти.

К достоинствам пропорциональной избирательной системы от­носится то, что в сформированных с ее помощью органах влас­ти представлена реальная картина политической жизни обще­ства, расстановки политических сил.

Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.

Однако рассматриваемая система имеет весьма существен­ные недостатки. (Пример Италии, использующей данную систе­му: с 1945 г. здесь сменилось 52 правительства).

Основные недостатки данной системы можно свести к следующему.

Во-первых, при пропорциональной избирательной системе возникают сложности в формировании правительства. Причи­ны: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами. Правительства, создан­ные на такой основе, отличаются нестабильностью.

Во-вторых, пропорциональная избирательная система при­водит к тому, что политические силы, не пользующиеся под­держкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти.

В-третьих, при пропорциональной избирательной системе вследствие того, что голосование осуществляется не за конкрет­ных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депу­татами и избирателями весьма слабая.

В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, это обстоятельство способствует зави­симости депутатов от этих партий. Такая несвобода парламента­риев может отрицательно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов.

Недостатки пропорциональной системы очевидны и сущест­венны. Поэтому многочисленны попытки устранить или хотя бы смягчить их. Это наложило зримый отпечаток на сами пропор­циональные избирательные системы.

Мировая практика показывает, что если мажоритарные сис­темы относительно одинаковы, то все пропорциональные системы различны.

Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвер­дившейся политической системы и других обстоятельств.

Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение про­порционального представительства, но реализуется эта цель в разной мере.

В соответствии с данным критерием можно выделить три типа пропорциональных избирательных систем.

1. Систе­мы, реализующие в полной мере принцип пропорционализма;

2. Избирательные системы с недостаточным пропорционализмом;

3. Системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако пре­дусматривают различные заградительные барьеры проникнове­нию представителям некоторых политических сил в парламент.

Пример — избирательная система ФРГ. Здесь кандидаты от поли­тической партий, не набравшей 5% голосов избирателей в грани­цах всей страны, в парламент не попадают. Такой «избиратель­ный метр» используется и в ряде других государств.

Как уже подчёркивалось, избирательные системы в своем раз­витии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса (в послевоенный период) началось формирование смешанной из­бирательной системы, то есть системы, которая должна вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной, и пропор­циональной избирательных систем.

Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что определенная часть депутат­ских мандатов распределяется в соответствий с принципами ма­жоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

StudArctic forum

электронный научный студенческий журнал

Юриспруденция

Избирательные системы в современном мире

Обыденная Арина Игоревна
ПетрГУ, Институт экономики и права, 2 курс (Ломоносова 65, г. Петрозаводск),
arina.obydennaya@yandex.ru
Ключевые слова:
Избирательные системы: мажоритарная
пропорциональная
смешанная
демократия
выборы
электорат
представительные органы
Аннотация: Сегодня многие страны стоят на пути упрочнения демократии и в связи с этим организация и проведение каждой избирательной кампании на демократической основе продвигают эти страны на шаг вперед к достижению данной цели. Предпочтение конкретной избирательной системы зависит от соотношения политических сил в законодательном органе. Пропорциональная система наиболее демократична, так как более точно отражает предпочтение электората. В то время как мажоритарная система обеспечивает стабильность и устойчивость функционирования представительных органов власти. Смешанная избирательная система призвана смягчить недостатки этих двух основных систем. Таким образом, наиболее предпочтительной для демократии является классическая пропорциональная система.
Рецензент: В. В. Блаткова

Основной текст

Актуальность данной темы определяется тем, что сегодня во многих странах мира проходят или недавно прошли выборы в представительные органы государственной власти, а также выборы главы государства (США, Франция, Россия). Институт выборов всегда связан с понятием «демократия». Большинство демократических государств мира в своих Конституциях закрепляют в качестве особенности государственной власти и органов местного самоуправления демократический порядок их формирования. Демократические выборы и референдум, на которые делают основной упор Конституции демократических государств, являются закреплением форм демократии.

Современные избирательные системы тесно связаны с появлением представительных учреждений парламентского типа, таких как Парламент в Англии и Генеральные штаты во Франции. Развитие систем формирования представительных учреждений тем самым привело к формированию современных избирательных систем, основанным на английском и французском типах представительства. Избирательная система Англии стала основой для мажоритарной избирательной системы, чем объясняется ее распространенность в странах англосаксонской правовой системы. Франция, в свою очередь, дала миру пропорциональную избирательную систему.

Важно понимать, насколько каждая из избирательных систем в разных странах соответствует проявлению демократии, и, не менее важно выяснить, какая из избирательных систем наиболее точно учитывает волеизъявление граждан. Для этого необходимо выделить плюсы и минусы избирательных систем, их отличительные черты, а также предпочтения конкретной избирательной системы в разных государствах мира, учитывая специфику их развития.

В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства, то есть избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. Она ориентирована на двухпартийные системы (яркий пример этого: США – республиканцы и демократы, Великобритания – консерваторы и лейбористы), которые образуют фракцию большинства. Это гарантирует стабильность и устойчивость функционирования органов власти, так как в парламенте всегда образуются достаточно крупные фракции, и является положительной стороной такой ориентации.

Мажоритарная система имеет и отрицательные стороны. Во-первых, она не стимулирует развитие многопартийной системы. На практике эта система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие. Во-вторых, мажоритарная система бывает, несправедлива – большинство мандатов может получить партия, за которую проголосовало меньшинство избирателей. Этот недостаток можно проследить на примере США, а именно во время выборов Президента США в 2000 году, когда Американская мажоритарная система обеспечила победу кандидату, за которого проголосовало меньшинство граждан, т.е. Дж. Буш-младшему. В то время как за его конкурента Альберта Гора проголосовало больше избирателей, но все же он проиграл по количеству округов, которые проголосовали за его выборщиков. Аналогичная ситуация была ранее во Франции. В 1958 году, на парламентских выборах, когда Французская коммунистическая партия, собрав в первом туре наибольшее число голосов (18,9 %), получила в конце концов в Национальном собрании всего 10 мест, тогда как Союз за новую республику, собрав в первом туре меньше голосов – 17,6 %, получил 188 мест, то есть в 19 раз больше!

Мажоритарная система имеет разновидности, которые определяются в зависимости от того, каким является установленное большинство голосов: относительным, абсолютным или квалифицированным. Суть мажоритарной системе абсолютного большинства заключается в проведении выборов, при которых для победы кандидату необходимо набрать минимум 50% + 1 голос. Бывают случаи, когда ни один из баллотирующихся кандидатов не получил из-за раскола голосов требуемого большинства, что является явным недостатком этой системы. Нерезультативность голосования можно преодолеть разными способами. Например, проведение второго тура (так называемого повторного голосования), в котором уже будут не все кандидаты, а лишь те, которые набрали наибольшее количество голосов (как правило, выбирают двух кандидатов с наибольшим количеством голосов). Существует и другой способ – альтернативное голосование, который исключает необходимость проведения последующего тура или перебаллотировки.

В мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства победившим считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое устанавливается законом (2/3, 3/4). Эта система не так результативна, поэтому встречается редко. В некоторых случаях система квалифицированного большинства применяется для избрания президента. Согласно Конституции Италии 1947 года, для победы кандидата на пост главы государства достаточно 2/3 голосов присутствующих. Так в 2015 году на смену Джорджо Наполитано был избран Сержо Маттарелла.

Согласно мажоритарной избирательной системы относительного большинства для победы кандидату достаточно перевеса всего в один голос, чем у соперника. Парламентский мандат кандидату обеспечивает даже минимальный перевес голосов. Эту систему применяют в странах англосаксонской семьи права, где действует двухпартийная система, например, Великобритания, США, Канада, Индия.

Классическим примером мажоритарной системы является Великобритания. В парламенте Великобритании Палата общин (нижняя палата) является представительным органом власти и избирается населением. Срок ее полномочий — пять лет, но, как показывает практика, Правительство нередко прибегает к досрочному роспуску этой палаты по разным причинам. При проведении выборов в Палату общин страна делится на одномандатные избирательные округа, сейчас их насчитывается 659. Каждый округ, в свою очередь, избирает одного члена парламента. Следовательно, членов нижней палаты парламента так же 659, как и избирательных округов. Для победы кандидату достаточно получить больше на один голос, чем соперник, то есть простого большинства голосов зарегистрированных избирателей. Результаты выборов проводятся с использованием мажоритарной системы относительного большинства. При этой системе, когда подводятся итоги выборов, не учитываются голоса, поданные за тех кандидатов, которые не получили парламентского мандата. Настоящая демократия должна учитываются как мнение большинства, так и мнение меньшинства, то есть мнения всего народа, а не одной его части. Только при учете мнения каждого гражданина страны выборы можно считать действительно проведенными на демократической основе.

Таким образом, мажоритарная избирательная система не решает тех задач, которые являются основными в вопросе о проведении демократических выборов. Напротив, эта система порождает такие проблемы избирательного права как несправедливость и нерезультативность итогов выборов.

Пропорциональная избирательная система подразумевает, что места в представительном органе распределяются между партиями пропорционально количеству подданных за них голосов. Данная система более точно отражает предпочтение электората. Она создает возможности быть представленными даже мелким партиям, что является проявлением демократии. Но в то же время создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности, когда ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте устойчивого большинства. Еще один минус в том, что пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута и от каждого обычно избираются большое число депутатов. Избиратель может даже не знать и часто не знает многих кандидатов от поддерживаемой им партии, за счет их большого количества.

В Швейцарии парламент состоит из двух палат: Совета кантонов и Национального собрания. Нижняя палата парламента состоит из двухсот членов, избираемых народом. Согласно ст. 76 Конституции Швейцарии, выборы в Национальный совет проводится каждые четыре года по пропорциональной системе. В качестве избирательных округов выступают кантоны. Партии выдвигают своих кандидатов, представляют списки и финансируют предвыборные кампании. На избирательном участке каждый избиратель получает все поданные партиями списки в форме избирательных бюллетеней и один пустой бюллетень. Пустой бюллетень необходим для того, чтобы избиратель составил собственный список кандидатов или опирался на полученные списки, вычеркнув не утраивающих его кандидатов и вписав новых. В случае, если избиратель хочет особо поддержать одного из кандидатов, то он может вписать в бюллетень его фамилию дважды и вычеркнуть остальных, тем самым показать важность его кандидатуры. При подсчете результатов выборов наряду со списками подсчитываются голоса за отдельных кандидатов. Как итог, кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов считаются избранными.

Эта система удобна для тех стран, где есть многопартийная система, действующая при демократическом режиме правления. Каждая партия обладает равными шансами на получение большинства мест в парламенте страны. Пропорциональная избирательная система более сложна в техническом плане, но результаты выборов всегда справедливы.

Смешанная избирательная система смягчает недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. Эта система может быть двух видов. Первый вид, когда в основном применяется мажоритарная система и дополняется пропорциональной. Например, в Мексике, нижняя палата парламента состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных округах, и 100 мандатов распределяется по системе пропорционального представительства, которые проводятся по многомандатным округам. Второй вариант, применяемый в Германии, Грузии, когда половина депутатов парламента избирается по общегосударственным партийным спискам, а вторая половина – по одномандатным избирательным округам, которые охватывают всю страну. Смешанная система применяется также в Японии, Италии, России и других странах, где население живет в разных экономических, социально-культурных и даже географических условиях. Эта система позволяет сформировать парламент, состав которого отражает соотношение политических сил в обществе, так как более объективно учитывается общественное мнение различных групп и слоев населения. Она удобна тем, что может применяться в странах как с двухпартийной, так и с многопартийной системами.

Из всего вышесказанного следует, что наиболее демократичной является пропорциональная избирательная система, но она не обеспечивает стабильность и устойчивость функционирования представительных органов власти. В то время как мажоритарная система это обеспечивает, но выборы по ней не являются в полной мере демократическими. Сегодня многие страны стоят на пути упрочнения демократии и в связи с этим организация и проведение каждой избирательной кампании на демократической основе продвигают эти страны на шаг вперед к достижению этой цели. Таким образом, наиболее предпочтительной для демократии является классическая пропорциональная система. Важным выводом является и то, что предпочтение конкретной избирательной системы зависит от соотношения политических сил в законодательном органе.

Список литературы

1. Выборы: правовые основы, избирательные технологии: научное правовое и практическое пособие / отв. ред. С.А. Альфер, науч. ред М.Ф. Чудаков. – 2-е изд., испр и доп. – Москва : Тессей. — 2000. — 304 с.

2. Иванова Е. Н. Порядок формирования парламента в России и зарубежных странах // Вестник РГГУ. 2010. №4. С. 11-19.

3. Нигметзянов Т. И. Избирательные системы современности: сравнительный анализ // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2015. №3. С. 186-190.

4. Цаплин М.К. Избирательные системы: «плюсы» и «минусы» различных видов. / М. К. Цаплин. // Москва : Лаборатория книги. — 2010. — 45 с.

5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран / В. Е. Чиркин // 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Юристъ. — 2001. — 622 с.

6. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Практикум. / В. Е. Чиркин. // Москва : Юристь. — 1999. — 429 с.

Источник

Читайте также:  Как выбираются названия стран
Оцените статью